Опыты по физике 10 класс своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Без увлечений, удивлений и чудес не были бы сделаны многие открытия, не созданы первые модели будущих механизмов, сооружений. Вопрошайте, проверяйте, пробуйте занимательные опыты по физике, глупых вопросов не бывает. Образовательная ценность опытных исследований и понятий бесспорна. Благодаря им дети быстрее и основательнее разберутся, как устроены процессы в окружающем мире, полюбят творить и изобретать.

Физические эксперименты для детей младших классов

Воздушный шарик, огонь и вода

Надутый и завязанный шарик лопнет, если поднести к огню. Резина подопытного шарика стала горячей, ослабла и разорвалась под давлением находящегося там воздуха. Но шарик, с налитой водой, не разорвется при зажженной спичке в отличие от первого.

Как объяснить такой результат? Происходит чудо из-за удивительных свойств жидкости. Вода способна аккумулировать, много поглощать тепла (теплопроводность). Она заберет большее количество тепла и не даст резине шарика, уже не такой горячей, сильно ослабиться, расплавиться.

Резка дерева бумажным диском

После высыхания в центре вырезается отверстие под шуруповерт (болгарку). Устанавливаем и закрепляем бумажный диск. Запускаем инструмент, режем брусок дерева, возможно гипсокартон, пластик. Срез получается гладким, распил ровным.

Почему так происходит? Быстрое вращение обеспечивает бумаге достаточное натяжение. Приобретает бумага высокую режущую особенность через передаваемую диску значительную скорость вращения и центробежное ускорение.

Пушка из магнитов

Каких только интересных магнитных конструкторов не найти в детских магазинах игрушек. А вот собрать магнитную пушку своими руками не составит затруднения, были бы подходящие магниты. Постоянные магниты – изделия из твердых сплавов, сохраняющие магнитную силу продолжительное время. Для эксперимента понадобятся:

  • сильные постоянные магниты (неодимовые) 4 шт. минимум;
  • стальные шарики (от шарикоподшипников);
  • для основы пушки (направляющая) профиль пластиковый или алюминиевый, чтобы шарики могли катиться;
  • изолента или скотч для закрепления на профиле магнитов, расстояние между ними не более 80 мм.

Опыты по физике в 5-8 классах

Для рационального понимания материала предлагается после изучения какой-то темы сразу же пробовать применить, закрепить практическим результатом теорию. Найдите время, с увлечением и удовольствием проводите домашние эксперименты по физике, анализируйте, предлагайте выводы и запоминайте правила и законы.

Водяная свеча

Свеча в воде погаснет, пожалуй, скажет почти каждый. Но при испытании это не происходит продолжительное время. В качестве подсвечника возьмем стакан с водой. Утяжелим плавающую, погруженную в воду толстую свечу гвоздем, чтобы только фитиль и кончик парафина выступали над поверхностью. Зажигаем фитиль.

Что происходит со свечей? Для горения нужен кислород (окислитель) и горючее (парафин в фитиле). В свече горит не сам фитиль, а парафин, которым он пропитан. Широкая свеча постепенно укорачивается, становится легче, поэтому чуточку всплывает. С краев парафин, охлаждённый водой, тает медленней, чем у фитиля. Так образуется глубокая воронка с тонкими краями-ограждениями, внутри которой в расплавленном парафине горит фитиль. Углубление также облегчает свечу, она держится на воде как кораблик. Но со временем вода и водяной пар прекратят доступ кислорода и свеча погаснет. Такого опыта не получится с тонкими свечами. Парафин интенсивно охлаждается водой, перестает плавиться, не поднимается по фитилю (пропадает горючее), исчезает огонь.

Магнитный парашют

Парашют обычно служит для замедления падения, торможения. Его используют не только в воздухе, но и под землей, в шахтах. Можно ли сбрасывать скорость с помощью магнита. Если магнит уронить на пол, он под действием силы тяжести при гравитации быстро стукнется об поверхность. В основе всей электротехники заложена связь между магнетизмом и электричеством.

Проведем опыт с неодимовым магнитом и вертикальной медной трубкой, у которой диаметр раза в 2 больше размера магнита. После опускания магнита в отверстие, он неожиданно медленно опускается, а не скоренько падает, как раньше. Может это преодоление гравитации — левитация?

Из-за чего же замедляется падение? Причина этому – два базовых принципа электромагнетизма:

  • Изменение магнитного поля наводит в окружающих проводниках электрический ток.
  • Электрический ток порождает связанное с ним магнитное поле.

При продвижении магнита в трубе магнитный поток изменяется так, что индуцирует в трубе циркулирующие круговые токи. Токи в свою очередь порождают магнитные поля, взаимодействующие с полем магнита. Направление тока при этом (определяется по правилу Ленца) такое, что магнитное поле тока притягивает магнит сверху, затормаживает. Над падающим магнитом уменьшается магнитный поток.

Эксперименты для старшеклассников

С любознательной привязанностью к физике без экспериментов дома точно не обойдется. Даже порешать интересные практичные задачки помогут модели и опыты.

Вулкан

Как такое получается? Спирт по плотности меньше, чем вода. Она медленно поступает внутрь пузырька, выталкивая тушь, которой только-то и остается вырваться наверх. Плотность одна из основных характеристик вещества в природе.

Поющая рюмка

Из чего только не делают музыкальные инструменты: металла, дерева, кожи, пластика. Существуют даже стеклянная арфа, флейта, орган. Проверим на мелодичность простые рюмки и стеклянные бокалы, у виртуоза чудесно получается исполнять музыкальные произведения.

Поэкспериментируем с бокалами различной формы и толщины, водой, деревянной палочкой.

Бокал зазвучит, если чистым влажным пальцем проводить по его краю многократно, круг за кругом. Создается волна при движении пальца, кисть должна быть расслаблена. На практике замечены следующие особенности:

Звук воспринимает орган слуха человека – ухо. Есть люди, обладающие музыкальным слухом.

Что услышим, как получается звук? Высота звука зависит от толщины и формы бокала, а также от способа воспроизведения звука. При трении пальца о бокал создаются звуковые волны – физическое сложное явление, которое отдельно изучается в акустике, радиотехнике. Звук распространение в виде упругих волн механических колебаний в окружающей среде. Тон звука определяется частотой звуковой волны (периодом волны). Чем выше частота, тем выше звучание. Колебания, осуществляемые с частотой от 20 Гц (17м) до 20 000 Гц (17 мм) – звуковые волны.

270 видеоопытов

Здесь размещены короткие видеофрагменты со съёмками демонстрационных опытов по физике.Они помогут вам на уроке в том случае, когда не представляется возможным провести демонстрацию в живую.Это может быть связано с тем, что применяемые приборы отсутствуют в вашем кабинете, или когда по соображениям безопасности некоторые материалы, без которых опыт не показать, запрещены для использования в школах и т.д.
Следует помнить, если имеется возможность, методически правильно провести живую демонстрацию на уроке, чем заменять её на видео, или же показать на картинке!

8 простых детских опыта по физики и химии, которые запомнятся ребенку на всю жизнь. В домашних условиях сделайте с ребенком опыты с уксусом, содой, водой, льдом и прекрасно проведите время!

Редакция wsem.ru

Многие уже взрослые люди, вспоминая нудные уроки в школьных классах, приходят в ужас. Любовь к наукам могут отбить даже непонятные опыты на уроках физики, которые учитель проводил на занятиях. Вашим детям всего этого можно избежать, если грамотно организовать дома наглядные демонстрации самых простых законов этих часто нелюбимых школьных предметов. Для этого не нужно иметь ученую степень или степень бакалавра. Любой родитель может провести с пользой для ребенка, а зачастую и для себя, опыты по физике и химии у себя дома.

Начинать занятия желательно, когда ребенок начнет осознавать, что это не волшебство, а простые законы природы. Это, примерно 5-6 лет. Естественно, стоит соблюдать все меры безопасности и хорошо подготовиться, так как некоторые детские опыты могут испачкать комнату, которую сложно будет очистить или нанести травму участникам.

Правила безопасности при проведении опытов по химии и физике


При проведении демонстраций с использованием открытого огня, химических элементов, которые могут оставить следы на мебели или одежде, стоит использовать:

  • перчатки, маску, халат или старую ненужную одежду;
  • вся потенциально опасная зона должна быть максимально изолирована, а мебель накрыта укрывным материалом;
  • объясните ребенку, что при проведении опытов по физике не стоит подносить руки, лицо к реактивам и огню (и сами следуйте этому правилу). Это поможет избежать всем участникам работ ожогов и травм;
  • также следует уточнить наличие у ребенка аллергических реакций на какие-то компоненты и реактивы, которые будут участвовать в эксперименте. Если такие существуют, то от экспериментов лучше отказаться.
  • проветривайте помещение после проведения опытов.

Простые опыты по физики и химии в домашних условиях



Это один из зрелищных экспериментов, которые оценит ваш ребенок. Для демонстрации нужно всего лишь: сода, столовый уксус, две емкости небольшого размера.

  • в одну из склянок налейте уксус примерно до половины ее объема;
  • другую - наполните пищевой содой где-то на треть;
  • наливайте уксусный состав в колбу, где находится сода, пока не образуется мощный пенный столб, напоминающий извержение вулкана;
  • для лучшей наглядности желательно соорудить из пластилина или теста подобие вулкана, а в уксусный состав подмешать яркий пищевой краситель.

Инструкция по проведению опыта:

Опыт: Шарик, который надувается сам

Это достаточно распространенный опыт по физике и химии в 7 классе. Он наглядно показывает, как газ может высвобождаться за счет химической реакции в закрытых пространствах. Это очень простой и наглядный эксперимент, который можно показать и маленькому ребенку, если все работы, естественно, сделает взрослый. Для демонстрации понадобится воздушный шар (возможно несколько), уксусная кислота, пищевая сода, ложка, пластиковая бутылка небольшого объема (примерно литр).

  • в сдутый воздушный шар ложкой насыпьте соду примерно на треть объема;
  • одну четвертую часть бутылки наполните уксусом;
  • наденьте воздушный шар на горлышко емкости так, чтобы уксус не перелился в шарик;
  • теперь, когда сода будет поступать в бутылку, будет проходить химическая реакция с выделением газа, и шар будет самостоятельно надуваться. Главное соблюдать герметичность!


Вам понадобится: пластиковая емкость, шампунь, краситель (пищевой), йодид калия (можно заменить дрожжами), сама перекись водорода.

  • в емкость с узким горлышком налейте приблизительно 200 мл перекиси;
  • для наглядности перемешайте оксид водорода с красителем и шампунем (жидким мылом);
  • отодвиньтесь на расстояние, так как сейчас будет бурная реакция;
  • всыпьте ложку йодида калия (разведенных в воде дрожжей);
  • любуйтесь столбом пены.

Эксперименты по химии в домашних условиях с применением простых реактивов

На самом деле эти домашние опыты по физике и химии не такие сложные, как могут показаться, просто для них могут потребоваться некоторые компоненты, которых нет на кухне. Однако они очень наглядны и способны объяснить множество природных явлений.

Где взять реактивы для опытов дома

Сегодня в интернете можно найти практически все. Существует множество организаций, которые занимаются продажей наборов для юных химиков. Тем более, что для демонстрации той или иной реакции не потребуются компоненты в производственных масштабах. Дальше мы расскажем, где можно найти дома некоторые нужные элементы.

Описание опытов по физике и химии с применением реактивов

Опыт по химии: Выращивание настоящего кристалла


Это достаточно долгий по продолжительности эксперимент, поэтому стоит запастись терпением — от нескольких дней, до двух недель. Также желательно объяснить ребенку, что в природе большинство процессов протекает медленно. Для демонстрации понадобится небольшая емкость и пищевая сода. Для наращивания кристалла берется нитка или тонкая проволока.

  • в емкость наливается теплая вода;
  • добавляется пищевая сода (гидрокарбонат натрия) и хорошо размешивается (точные пропорции рассчитать сложно — просто досыпайте соду до тех пор, пока она не перестанет растворяться в жидкости);
  • далее на карандаш или другой продолговатый предмет привязывается нитка или проволока и опускается в смесь;
  • продолговатый предмет закрепляется на горлышке емкости для удобства;
  • поставьте вблизи батареи (зимой) или на солнце (летом), чтобы раствор испарялся: в процессе испарения воды из раствора на нитке будет наращиваться кристалл;
  • эксперимент может занять несколько дней или недель, в зависимости от множества внешних факторов. Но в итоге вы получите выращенный собственными руками кристалл. Вместо соды можно использовать каменную соль — кристалл вырастит немного другой. В воду можно добавить немного красителя: сок свеклы или пищевой краситель. Так вы получите цветной кристалл. Эксперементируйте!

Как сделать любую жидкость газированной в домашних условиях


Эта демонстрация наглядно показывает, как взаимодействуют между собой уксусная кислота и пищевая сода. Для опыта нам понадобится: емкость с жидкостью, в которой будут образовываться пузырьки газа, пластиковая бутылка и простая трубочка для коктейлей.

  • в крышке делаем небольшое отверстие, чтобы в него плотно входила трубочка (если необходимо, щели можно дополнительно запечатать пластилином);
  • далее в бутылку насыпаем соду и наливаем уксус (реакция произойдет мгновенно, поэтому важно, как можно быстрее закрутить крышку);
  • опускаем конец трубочки в емкость с жидкостью;
  • наблюдаем, как из него выходит газ, а в воде образуются пузырьки.


Этот эксперимент показывает, что во время горения при закрытой горловине, прекращается подача кислорода, и внутри образуется вакуум. Он имеет отрицательное давление, поэтому яичко само втягивается в бутылку.

Есть еще один похожий опыт, но уже с сырым яйцом. Для него нужно взять непосредственно сырое куриное яичко таких же размеров (большое) и вымочить его в уксусной кислоте на протяжении 14-16 часов. Далее повторяем действия из предыдущей демонстрации. Яйцо окажется в бутылке благодаря тому, что в процессе вымачивания в уксусе, оно стало более пластичным, а кальций в скорлупе – более мягким.

На этом этапе все понятно, но как теперь достать яйцо из емкости? На самом деле все довольно просто. Для этого потребуется простой пищевой целлофановый пакет. Его проталкиваем внутрь так, чтобы его края оставались снаружи колбы. Далее надуваем его. Затем резким движением переворачиваем емкость и с силой выдергиваем пакет. Здесь уже будут действовать основные физические законы.


Такой наглядный опыт можно провести даже с малышами дошкольного возраста. Также нужно объяснить им, что пробовать компоненты на вкус категорически нельзя, даже если они аппетитно выглядят. Для демонстрации нам понадобится прозрачная емкость, пена для бритья, водопроводная вода, небольшой шприц без иглы, краситель.

Более сложные домашние эксперименты мы обязательно опишем в следующей статье. Есть, что добавить — напишите в комментариях или нам на почту — дополним статью.


ВВЕДЕНИЕ Учиться физике в 7 и 8 классе легко и интересно, так как много демонстраций и лабораторных работ. Эксперименты мы проводим не только в классе, но и дома. Для этого сами изготовляем приборы из подручных средств: пластиковых бутылок, трубочек – капилляров из медицинских систем вливаний растворов, воздушных шариков и т.д. При этом мы закрепляем знания изученных физических величин, учимся на практике их измерять и определять, наблюдать физические явления. При этом формируется техническое мышление, развивается воображение и расширяется сфера применения знаний. ЦЕЛИ РАБОТЫ: показать связь теоретических знаний с жизненным повседневным опытом, показать конструкторские идеи учащихся.

Барометр. Монохонова Лиза

Барометр. Монохонова Лиза

МАНОМЕТР. Монохонова Лиза

МАНОМЕТР. Монохонова Лиза

Модель космической станции для выхода в открытый космос. Пестерев Женя

Модель космической станции для выхода в открытый космос. Пестерев Женя

ТЕЛЕФОН. Солдатова Юля

ТЕЛЕФОН. Солдатова Юля

Прибор для демонстрации волны Воронцов Паша

Прибор для демонстрации волны Воронцов Паша

 ключи катушка

Модель ветряного генератора. Пальшин Боря

Модель ветряного генератора. Пальшин Боря

ГЕНЕРАТОР ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ Шульгин Слава

ГЕНЕРАТОР ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ Шульгин Слава

ПРИБОР ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕИСПРАВНЫХ МЕСТ ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ. Серявин Вася

ПРИБОР ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕИСПРАВНЫХ МЕСТ ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ. Серявин Вася

Сообщающиеся сосуды. Панькова Марина

Сообщающиеся сосуды. Панькова Марина

 Расширение твёрдых тел при нагревании. Дульянинов Саша. Планетоход. Тетерин Влад. Вентилятор. Дульянинова Таня

Расширение твёрдых тел при нагревании. Дульянинов Саша. Планетоход. Тетерин Влад. Вентилятор. Дульянинова Таня

1.Сигнализация, срабатывающая при высокой влажности воздуха. Серявин Игорь. 2.Светомузыка. Бурцев Серёжа

1.Сигнализация, срабатывающая при высокой влажности воздуха. Серявин Игорь. 2.Светомузыка. Бурцев Серёжа

Вибро-жук. Козин Саша. Катер. Серявин Андрей. Гонка. Шульгин Серёжа.

Вибро-жук. Козин Саша. Катер. Серявин Андрей. Гонка. Шульгин Серёжа.

Крупенников Сёма показывает махолёт

Крупенников Сёма показывает махолёт

Шульгин Серёжа и Ворошнин Рома испытывают выпрямитель

Шульгин Серёжа и Ворошнин Рома испытывают выпрямитель

В основе моей педагогической деятельности лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает :

В основе моей педагогической деятельности лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает :


-75%

Читайте также: