Своими руками для группы раннего возраста

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Крупная (или грубая) моторика - это общие движения тела, такие как, ходьба, бег и прыжки.

В организации общих движений участвуют:

* Ощущение положения тела в пространстве а также частей тела относительно друг друга.
* Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений.
* Зрение, позволяющее выбирать цель и направление движения, преодолевать видимые препятствия.
* Двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений, которые становятся быстрыми и ловкими.

Возможность постоянно находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение, высокую познавательную активность.
Результатом освоения этой зоны может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, укрепление всех групп мышц и суставов, а также формирование умений, навыков и потребностей.

Пример оборудование для развития крупной моторики:

* Бассейн с шариками
* Мягкие модули-кубики
* Горка Фитболы (большие мячи)

Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей, развития движения кисти руки и перехода от действия к деятельности.

Переход от действия к деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка. Интеллектуальное развитие идет по пути интериоризации, т. е. присвоения внешнего порядка действий, перенесения его в умственный план. Видя результат своего действия ребенок снова и снова повторяет это действие, таким образом закрепляя умение и устанавливая причинно-следственную связь тех или иных явлений.

Пример оборудования для развития движения кисти руки:

* Зубчатые колеса для вращения в вертикальной плоскости
* Скаты для шариков
* Коробочки с выдвижным ящиком
* Банки с шариками
* Диски и кубики на вертикальном штыре
* Копилки
* Шарики с пробирками и пинцетом
* Модули для движения по прорезям,
* модуль с дверцами и разными замками
* Рамки с застежками, шнуровки

Зона сенсорного развития

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, является основой для развития воображения, развивает внимание, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной видов памяти.

Примерное оборудование для сенсорной зоны развития:

* Блоки цилиндров
* Башни
* Вкладывающиеся коробочки
* Наборы вкладок Геометрические фигуры
* Модуль для подбора цветов
* Шумовые цилиндры
* Лото
* Наборы парных предметов, отличающихся по цвету и форме

Зона упражнений с сыпучими материалами

Ребенок в возрасте 1,5 – 3 лет проживает фазу интереса к мелким предметам. Это связано с процессами созревания участков коры головного мозга, отвечающих за сенсомоторное и одновременно речевое развитие. Когда речь идет о сыпучих материалах, подразумевается развитие мелкой моторики. Сенсомоторная координация движений рук обеспечивается следующими механизмами: чувствительность пальцев (твердость, мягкость, форма, вес), зрение (форма, величина), механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро, двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.

Оборудование в зоне сыпучих материалов:

* Сортировка природного материала
* Перекладывание фасоли из одной емкости в другую при помощи ложки
* Пересыпание из кувшина в кувшин
* Просеивание
* Миска с чечевицей и спрятанными в ней игрушками
* Мельница для манки
* Ящик для рисования на манке
* Деревянные фрукты на липучках для разрезания

Зона упражнений с водой

Упражнения с водой для ребенка до трех лет не имеют принципиально отдельного функционального значения. Они выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, но кроме этого, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка. Еще упражнения с водой являются обще подготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни. В них присутствует явный контроль ошибки – пролитая вода – и простой способ ее устранения – протирание подноса, стола или пола. Как и в других зонах, выбор материала осуществляется ребенком, а показ работы – взрослым.

Примерное оборудование в зоне с водой:

* Фартуки и полотенца
* Фигуры для работы с водой
* Водяная мельница
* Набор для переливания воды(сосуды, плошки, половник)
* Рыбалка
* Губки для впитывания воды
* Резиновая груша
* Плавающие шарики и сито для вылавливания

Зона продуктивной и изо-деятельности

Оборудование в зоне изобразительной деятельности:

* Большой стол
* 2 мольберта для рисования мелками
* Угольные карандаши, пастель, фломастеры, краски акварельные и гуашь, а также пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто и формы
* Цветная бумага, картон, наклейки, бусины, элементы декора
* Фартуки

Зона развития речи

В возрасте около года ребенок сознательно выговаривает первое слово. Впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим знанием из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. Выход из данной ситуации выглядит естественным. С года и примерно до трех лет происходит лавинообразное нарастание словаря. В этот период ребенок нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять словарный запас, давала много новых ощущений, впечатлений и возможность усвоения понятий. Основной формой работы взрослого в этой зоне является трехступенчатый урок для расширения словарного запаса с классификацией.

Наши материалы для развития речи:

* Книги серии "мои первые слова"
* Карточки для расширение словарного запаса с классификацией (животные, одежда, средства передвижения, растения)
* Пазлы и лото
* Книги и рабочие тетради "Время суток", "Животные", "Лево-право", "Цвета" и т. д.
* Набор муляжей овощей и фруктов
* Наборы фигур животных, насекомых, обитателей разных континентов и моря
* Кукольный театр

Дети раннего возраста - настоящие исследователи, они активно стремятся получить информацию об окружающем мире. Мне всегда хотелось сделать процесс получения детьми этой информации увлекательным.

Довольно сложно организовать интересную предметно-пространственную среду для малышей двух-трёх лет. Обычные куклы, машинки, пирамидки быстро надоедают детям, современные малыши предъявляют более высокие познавательные требования.


Самое главное макет заработал, ожил, ведь ребёнок не только хочет рассматривать предметы, но и действовать с ними. Дети были эмоционально вовлечены в действия с макетом, активно называли животных и их детёнышей, ухаживали за ними, кормили, даже гуляли. Таким образом у детей формируются первичные представления об объектах окружающего мира.



Таким образом в зависимости от образовательной ситуации предметно – пространственная среда нашей группы постоянно меняется с помощью макетов, то есть трансформируется. В изготовлении макетов использую подручные материалы (деревянные домики, кубики, пластилин, предметные фигурки), всё, что могу найти в группе. Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов в макетах обеспечивает вариативность предметно - пространственной среды в группе. Макеты находятся в свободном доступе детей, абсолютно безопасны, то есть соответствуют требованиям ФГОС к развивающей среде.


Воспитатель МАДОУ ЦРР-дс №167

города Тюмени (корпус 2)

Любич Ольга Ярославовна

В детском саду ребенок не только учится адаптироваться к социальной среде, но и правильно относиться к своему здоровью. Для гармоничного развития детям необходимо физкультурное воспитание. В игровых комнатах создают специальные уголки, в которых малыш может проявить свои навыки. Спортивный инвентарь для детского сада своими руками изготавливается довольно просто. Изначально необходимо определить, какие функции он будет выполнять.

спортивный инвентарь для детского сада своими руками

Разновидности спортивного инвентаря

Существует несколько видов такого оборудования. Оно может быть готовым или изготовленным на заказ. Также можно сделать спортивный инвентарь для детского сада своими руками. Это под силу любому родителю.

Итак, оборудование может быть стандартным: беговые дорожки с массажерами, шведские стенки, маты и специальные приспособления для лазания. Его приобретают в магазинах.

спортивный инвентарь для детского сада своими руками мастер класс

Примечание. Тренажеры должны соответствовать нормам, установленным Министерством здравоохранения.

Нестандартный спортивный инвентарь для детского сада, своими руками который изготовить легко и просто, часто встретишь в физкультурном зале. Он представлен следующими видами тренажеров:

Обустройство спортивного уголка напрямую зависит от стремлений родителей и воспитателей развить в детях навыки физической подготовки.

Спортивный уголок в детском саду: цели создания, значение работы, задачи функционирования

Потребность в двигательной активности естественна для дошкольников. Чем младше ребёнок, тем в меньшей степени он владеет саморегуляцией. Поэтому частая смена деятельности включает в себя физкультурный компонент. В рамках социального заказа подготовки всесторонне развитой личности программа физического воспитания направлена на совершенствование двигательной деятельности ребёнка и формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.


Потребность в движении естественна для детей дошкольного возраста, задача воспитателя — способствовать физическому развитию детей

Предметно-пространственная среда группы состоит из центров детской активности и включает в себя спортивный уголок, обязательный для всех возрастных групп. Роль этого уголка состоит в обогащении набора подвижных игр: воспитатель объясняет правила, дети обучаются игре и вспоминают её в самостоятельной деятельности (в детском саду, на прогулке, дома). Насыщенность физкультурного уголка предметами для игр и тренажёрами развивает моторику и координацию движений у детей, способствуют укреплению мышц. Регулярное выполнение двигательных упражнений повышает выносливость организма и усиливает сопротивляемость сезонным заболеваниям.


Регулярные занятия двигательной активностью укрепляют защитные возможности организма

Задачи спортивного уголка — таблица

Задачи организации благоприятных условий для активного отдыха и достижения необходимой физической подготовки ставятся перед спортивными уголками в каждой группе.


Упражнения и игры, выполненные в спортивном уголке, ребята включают в самостоятельные занятия











спортивный инвентарь по физкультуре для детского сада своими руками

Чтобы сделать такой спортивный инвентарь для детского сада своими руками, понадобятся следующие инструменты:

  • ножницы;
  • иголка;
  • линейка;
  • карандаш;
  • нитки.

Ткань нужна плотная. Можно использовать текстиль на прорезиненной основе. Размер коврика должен быть не менее 100х100 см. Его края окантовывают атласными лентами на швейной машинке. На лицевой стороне ткани делают пометки мест, в которых будут пришиты пуговицы разного размера. Расстояние между ними не должно быть менее 5 см. С помощью иголки с ниткой пришивают пуговицы. Коврик готов. С его помощью стабилизируют кровообращение.

Тренажеры для развития ловкости

спортивный инвентарь для детского сада своими руками из бутылок

От пластиковой бутылки ножницами отрезают верхнюю часть. Ее длина должна быть около 7-10 см. Крышку не снимают. В ней делают отверстие с помощью шила. Через него продевают нитку и фиксируют на наружной стороне крышки узелком. На оставшийся край нити крепят мячик или контейнер.

Этот спортивный инвентарь для детского сада (своими руками из бутылок сделать его легко) помогает развивать ловкость, внимательность, быструю реакцию. Игра заключается в следующем: ребенок берет бутылку, перевернутую вверх срезанным краем, и, держа в руке, подбрасывает шарик. Его нужно поймать. Кто справился с таким заданием, молодец!

Гантели и штанга из пластиковых бутылок своими руками

Гантели – один из самых распространенных спортивных снарядов, который можно задействовать во множестве упражнений. Их можно легко изготовить из подручных материалов. Самый простой вариант – использование пластиковых бутылок.

Самодельные гантели

Инструкция, как сделать гантели своими руками:

  1. Для сборки одной пары снарядов понадобится 4 бутылки. У них вырезается средняя часть, а верхушка и дно скрепляются между собой изолентой;
  2. В получившиеся емкости загружают наполнитель, например, смесь цемента и песка. Для увеличения веса нужно поместить в наполнитель металлические элементы (подшипники, гвозди, мелкий металлолом);
  3. Далее две части из бутылок соединяются между собой трубкой или прочной деревянной палкой, которую нужно вставить в горлышки;
  4. Места соединений и получившаяся ручка заматываются скотчем или изолентой.

Схема изготовления гантелей из пластиковых бутылок

Пластиковые бутылки можно использовать и для создания штанги. Так как конструкция предполагает больший вес, чем у гантелей, поэтому и материала понадобится больше.

Простая схема, как сделать штангу своими руками:

  1. Берем минимум 8 целых бутылок из пластика и засыпаем в них наполнитель. Вес каждого элемента должен быть одинаковым, чтобы во время выполнения упражнений не было перекоса в стороны;
  2. В качестве грифа используем арматурину (обмотанную скотчем) или трубу, которая удобно лежит в руках;
  3. Готовые грузы ровно размещаем с каждого конца грифа и плотно стягиваем изолентой. На каждой стороне должно находиться по 4 заполненных бутылки. Обязательно проверяем плотность соединения и не жалеем изоленту, если гриф съезжает;
  4. Для увеличения веса снаряда поверх бутылок можно заложить дополнительные утяжелители, например, из деревянных брусков, также примотав их скотчем к основным грузам.

Наращивать вес на такую штангу можно до 100 кг. А чтобы было проще вычислить, сколько будет весить самодельный инвентарь, используйте следующие данные:

Штанга из пластиковых бутылок

Вес пластиковой бутылки объемом 2 литра (в кг):

  • С водой – 1,997;
  • С щебнем (песчаником) – 2,600;
  • С уплотненным песком – 3,360;
  • С влажным песком – 3,840;
  • Со свинцом – 22,800.

Дыхательная гимнастика с помощью спортоборудования

Чтобы сделать такой спортивный инвентарь для детского сада своими руками (мастер-класс поможет в этом), также понадобятся простые пластиковые бутылки.

Для изготовления понадобятся:

  • пластиковая бутылка (1-1,5 л);
  • резиновая перчатка;
  • пластиковая трубочка для коктейлей;
  • небольшой пластмассовый хомут.

В пластиковой бутылке прорезают отверстие, размер которого соответствует диаметру трубочки. Его необходимо обработать, чтобы не было острых краев и неровных срезов. В него вставляют трубочку и закрепляют с помощью скотча или клея. В крышке также нужно проделать отверстие, только большего диаметра. На нее надевают перчатку и закрепляют хомутом.

Совет: чтобы добавить красок в оформлении такого тренажера, бутылку декорируют тканью, а на перчатке рисуют глаза, нос и губы.

Суть игры: ребенок дует в трубочку и старается наполнить воздухом перчатку. Кто справился быстрее, тот и победил.

Делаем гантели

Этот инвентарь можно использовать как угодно. А самое главное – его очень просто сделать. Чтобы изготовить гантели, понадобится всего парочка пластиковых бутылок, круглый кусочек дерева, скотч и какой-то наполнитель (горох, песок или мелкий щебень).

У бутылок отрезаем горлышко и донышко. Чем эти детали будут больше, тем тяжелее станет гантель. Отрезанные части склеиваются друг с другом с помощью скотча. Потом в каждую половинку засыпается наполнитель и закручивается крышкой. После этого с каждой стороны половинки от гантели присоединяются к деревянной ручке опять-таки с помощью скотча. Сделать это можно за пару минут. Главное, чтобы были материалы. С такими гантелями можно проводить зарядку каждый день.

спортивный инвентарь для детского сада своими руками

Эта игра предназначена для развития всех мышц, а также гибкости ребенка. Ее можно сделать с помощью плотной ткани и акриловых красок.

спортивный инвентарь для детского сада своими руками фото

Массажные перчатки

Как изготовить такой спортивный инвентарь для детского сада своими руками пошагово?

спортивный инвентарь для детского сада своими руками

  • перчатки из мягкой ткани;
  • плоские пуговицы разного размера;
  • ножницы;
  • иголка с ниткой.

К внутренней стороне каждой перчатки пришивают пуговицы. Их можно расположить хаотично. Самое главное, вся поверхность ткани должна быть заполнена. С помощью такой перчатки ребенок может делать массаж любой части тела самому себе или другим детям.

Как сделать флажки

Спортивный инвентарь своими руками для детского сада в виде сигнальных флажков пригодится, чтобы провести какие-либо соревнования. Сделать их так же просто, как и все остальное. Для их создания подойдет яркий кусок ткани и небольшие деревянные палочки (можно заменить шпажками для еды). Они будут прямоугольной формы. Достаточно вырезать кусок ткани и подшить вручную с трех сторон. С последнего конца нужно сделать петлю по всей длине для палочки. После этого вставляются палочки. Флажки готовы! Их расставляют по бокам беговой дорожки для обозначения пути или поворота. Они очень функциональные, поэтому пригодятся везде.

Массажный коврик

Инвентарь хорошо стимулирует кровообращение. Для его изготовления потребуется резиновое основание, крышки из-под пластиковых бутылок, капроновая нить. Коврик может быть небольшого размера. Ножки ребенка должны полностью помещаться на нем.

Творческие занятия про изготовлению различных поделок с раннего возраста содействуют разностороннему развитию ребенка. Такой деятельностью можно заниматься дома уже с двухлетними малышами. Периодически требуются различные тематические поделки для детского сада.


Для малышей процесс изготовления поделок не просто интересное занятие. Оно помогает развивать мелкую моторику, фантазию, усидчивость, целеустремленность. Совестное творчество сближает членов семьи. В процессе работы дети знакомятся с особенностями разных материалов, изучают цвет и форму предметов, познают окружающий мир.

Виды материалов для поделок с малышами

Поделки можно мастерить из разных подручных материалов. Важно сделать этот процесс интересным для ребенка.


Природные материалы

Поделки с использованием даров природы всегда уникальны. Можно использовать осенние листья, желуди, шишки, веточки, камешки, овощи и фрукты. В процессе работы малыш будет знакомиться с их особенностями, узнает много нового о природе, временах года, растениях. Природные материалы ничего не стоят, можно собирать их заранее во время прогулки.


Бумага и картон

Удобный в работе и доступный материал для детского творчества.

Ватные диски, шарики, палочки

Недорогой и своеобразный материал для поделок. Легко клеится, можно покрасить обычными красками в разные цвета.


Бросовый материал

Практично использовать для поделок пластиковые бутылки и пробки от них, упаковочные коробки, пакеты, одноразовую посуду. В процессе работы ребенок изучит свойства разных материалов. Можно рассказать о природе, необходимости заботиться о чистоте окружающей среды.


Сыпучие пищевые продукты

В эту группу входят макаронные изделия, разные крупы, горох. Из них интересно мастерить аппликации и панно. Такой материал не просто развивает мелкую моторику, но и осуществляет массаж кончиков пальцев.


Пуговицы и швейная фурнитура

Позволят разнообразить творческий процесс. Аппликации из пуговиц, поделки из помпонов понравятся ребенку. Работу с мелкими деталями надо выполнять строго под присмотром взрослых.


Соленое тесто и пластилин

Лепка полезна для развития мелкой моторики, которая в свою очередь активирует речь и мышление.


Малышам можно предложить для работы абсолютно безопасное соленое тесто. Сделать его просто из муки, соли и воды. Масса получается удобная для маленьких пальчиков. Изделия можно раскрасить.


Лепить из пластилина любят все дети. За малышами, занятыми творческим процессом, надо присматривать. После лепки обязательно помыть руки.


Сезонные поделки

Тематические работы из природных материалов особенно популярны осенью.


Простые аппликации из листьев любят мастерить все дети. Маленький ребенок может самостоятельно приклеить лист клена к бумажной основе. А родителям остается дорисовать некоторые элементы: голову птицы, мордочку ёжика и так далее.


Поделки могут быть и объемными: животные из шишек, желудей или каштанов, домик из веточек. Пусть маленький мастер тоже поучаствует в процессе создания поделки.


Интересные изделия получаются из овощей и фруктов. Домики из тыквы, кораблики из кабачков.

Зимой наиболее востребованы поделки на новогоднюю тематику: ёлочные игрушки из разных материалов, гирлянды, снежинки, аппликации и объемные поделки.


Весной поделки отражают тему пробуждения природы: аппликации с подснежниками, солнышко, бумажные кораблики.


Летом в дождливый день тоже можно заняться творчеством: аппликации с цветочными мотивами, объемные поделки из разных материалов помогут сделать ярким самый пасмурный день.


Оригинальные поделки для малышей

Существует огромное количество хороших идей для детского творчества. Начать занятия можно с раннего возраста. Уже в год ребенку можно предложить катать колбаски из соленого теста. При желании всегда найдутся идеи для совместного творчества.


Разноцветные камешки

Морские камешки плоской формы надо хорошенько помыть перед работой. На них можно рисовать красками или восковыми мелками. И пусть сначала это будет простой геометрический узор, с возрастом ребенок сможет рисовать на них морские пейзажи с еле различимыми мелкими деталями.


Барашек из ватных шариков

Маленьким детям для поделок надо предлагать готовые элементы. Очень просто сделать из готовых ватных шариков забавного барашка.


Для осуществления задуманного понадобятся:

  • одноразовая тарелка (из пластика или картона),
  • черная или коричневая бумага,
  • вата,
  • клей.


Последовательность работы очень простая.

  1. Из ваты надо скатать шарики. Количество шариков зависит от их размера. Очень большие шарики не нужны.
  2. Тарелку перевернуть вверх дном.
  3. Шарики из ваты наклеивают по кругу, начиная от края тарелки.
  4. Основа поделки готова.
  5. Остается вырезать из цветной бумаги ножки и мордочку.
  6. Сделать глаза.


Работа окончена. Можно придумать много разных поделок из ватных дисков и шариков. Одна из самых популярных новогодних детских "открыток"—снеговик из ватных дисков.


Для занятий с малышами очень хорошо подходят аппликации из бумаги на разные темы. Элементы поделки надо приготовить заранее, предложить ребенку наклеить их на готовый шаблон с очертаниями. Или заняться совместным творчеством.


Декоративный шарик из ниток "Капитошка"

Увлекательным покажется маленькому ребенку процесс изготовления поделки на основе декоративного шара из ниток. Основную работу придется выполнить взрослым, а малыш может помогать декорировать изделие.


Для работы понадобятся:

  • нитка (белая или цветная),
  • клей ПВА,
  • мисочка (или ненужная маленькая пластиковая бутылочка),
  • цветная бумага,
  • воздушный шарик.


  1. Первым делом надувают воздушный шар. Надувают до размера будущей игрушки. Важно, чтобы шар был округлой формы.
  2. Клей наливают в ёмкость. Удобно использовать для работы ненужную небольшую бутылочку. В дне бутылки проделывают отверстие ближе к одному краю. Через горлышко наливают клей, бутылку кладут на бок. Через неё пропускают нитку так, чтобы она опустилась в клей. Вытаскивают нить через горлышко. Смысл работы в том, чтобы обмотать воздушный шар ниткой, пропитанной клеем.
  3. Шарик обматываю ниткой в разных направлениях.
  4. Дают изделию хорошо просохнуть.
  5. Воздушный шар протыкают иголкой, аккуратно извлекают остатки.
  6. Декорируют шарик глазками и ротиком из цветной бумаги.

Забавный персонаж мультфильма готов.


Из таких шариков можно сделать разных животных и насекомых, ёлочные игрушки, даже элементы декора интерьера.


"Мякиш" для развития мелкой моторики

Это не просто поделка, а полезная игрушка для малыша. Сделать её своими руками очень просто.


Для работы понадобится:

  • мука,
  • воздушный шар,
  • детская лейка,
  • цветная пряжа (лучше акриловая нить),
  • фломастер или маркер.


Изготовление займет совсем немного времени.

  1. Внутрь воздушного шарика при помощи маленькой лейки надо насыпать обычную муку.
  2. Шар завязывают сверху, чтобы мука не рассыпалась.
  3. Маркером рисуют забавное личико.
  4. Делают прическу из ниток.

Игрушка "Мякиш" готова.


Для развития ребенка творческие занятия по изготовлению поделок очень важны. Поэтому важно заниматься с малышами изготовлением простых аппликаций и поделок с раннего возраста. В работе можно использовать любые доступные и безопасные для детей материалы. Творческие занятия можно совместить с познавательными рассказами об окружающем мире, особенностях тех или иных предметов и материалов. Новые знания дети лучше всего усваивают в игровой форме.

Читайте также: