Опыты для детей в детском саду в подготовительной группе своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Мотивировать ребёнка изучать физику и химию в школе можно разными способами. Например, долго объяснять, что они пригодятся в будущем для поступления в вуз. Или просто показать ему несколько классных фокусов… ой, нет, опытов, которые наглядно демонстрируют, насколько интересной может быть наука. Обязательно попытайтесь повторить это дома!

1. Достать монетку из воды, не намочив рук

Положите монету в тарелку и налейте воды. Можете сказать ребёнку, что у вас получится достать её, не прикасаясь к воде. Поставьте свечку в центр тарелки и через какое-то время накройте её стаканом. Огонь быстро погаснет, а вода поднимется вверх по перевёрнутому сосуду, открыв монету.

Почему так происходит. Когда свечка погасла, разгорячённый воздух стал остывать и, соответственно, уменьшаться в объёме. Давление внутри стакана стало стремительно падать, и вода из тарелки заполнила пустующее место.

2. Положить тяжести на яичную скорлупу

Аккуратно разбейте куриное яйцо на две части или не спешите выбрасывать их после готовки. Они пригодятся для следующего опыта.

Скорлупа куриного яйца очень хрупкая. Положите на неё любой груз (например, книгу), она тут же сломается. Но поставьте четыре половинки скорлупы как ножки, накройте их пластиком, а затем опустите на него ту же книгу. Теперь скорлупа способна выдержать её вес. Вы можете даже положить на книгу дополнительный груз, чтобы увидеть, насколько прочна эта конструкция.

3. Из дыр в бутылке не выливается вода

Налейте воду в пластиковую бутылку и закройте крышку. Булавкой проделайте в бутылке одну или несколько дырок. Конечно, из отверстий тут же польётся вода. Но спустя пару секунд остановится и не будет вытекать, пока вы вновь не откроете крышку.

Почему так происходит. Вода остаётся даже в бутылке с дырками благодаря поверхностному натяжению. В момент, когда вы открываете крышку, содержимое сосуда начинает сверху вытеснять атмосферное давление, силы натяжения не хватает, и вода выливается. Таким образом, зная физическую основу этого фокуса, вы можете с помощью крышки регулировать поток воды.

4. Жидкость течёт вверх

Почему так происходит. Масло легче воды, поэтому будет как будто течь наверх, пока полностью не вытеснит воду.

5. Вода мгновенно превращается в лёд

На полтора часа положите бутылку простой воды в морозилку горизонтально. Затем аккуратно достаньте её из холодильника, встряхните или резким движением поставьте на стол. Охлаждённая вода моментально превратится в лёд.

Почему так происходит. Сначала воде недоставало центра кристаллизации. Но после встряхивания кристаллы льда соединяются друг с другом, и вода мгновенно замерзает.

6. Мост из бумаги

Сложите из книг две небольшие башни. Положите два листа бумаги сверху, соединив их как мост. Этот мост ожидаемо окажется не очень крепким, любой груз продавит его вниз. Но бумажный мост может быть гораздо прочнее. Сложите те же листы гармошкой и вновь положите их между книгами. Теперь мост выдержит даже ещё одну книгу поверх.

7. Опыт с равновесием

Возьмите винную пробку. С двух сторон воткните в неё вилки. В торец пробки воткните зубочистку или иголку. Затем положите зубочистку на край стакана. Вся конструкция опирается на зубочистку и остаётся в равновесии.

Почему так происходит. Две вилки, зубочистка и пробка образуют твёрдое тело. Из-за сложной формы тела его центр масс находится ниже точки опоры, что позволяет сохранять равновесие.

8. Яйцо затягивает в бутылку

Возьмите очищенное и сваренное яйцо и попробуйте протолкнуть его внутрь бутылки. Скорее всего, у вас ничего не получится, яйцо не пройдёт через горлышко. Но есть другой способ. Смочите ватку спиртом, подожгите её и поместите внутрь бутылки. Теперь положите яйцо на горлышко бутылки, и оно само, без ваших усилий, упадёт в бутылку.

Почему так происходит. Часть воздуха в бутылке сгорела, внутри образовалось пониженное давление, и давление снаружи затолкнуло яйцо.

9. Бинт вместо крышки

Наполните стакан водой. Сверху накройте стакан марлей или бинтом и закрепите её резинкой. Затем переверните стакан. Часть воды останется в стакане и упрётся в марлю как в крышку.

Почему так происходит. Вода не проходит через обычную тряпку благодаря поверхностному натяжению. В промежутках ткани возникла водяная плёнка, и её сила удерживает содержимое стакана вместе с атмосферным давлением, которое действует на него снаружи.

10. Левитирующие шарики

Включите фен и поместите теннисный шарик в поток воздуха. После этого он повиснет на месте и не сдвинется, даже если повернуть фен и дуть на шарик под другим углом. При желании и достаточной ловкости в поток можно добавить ещё один шарик.

Почему так происходит. Давление внутри струи воздуха ниже давления снаружи. Разница давлений и создаёт силы, которые действуют со всех сторон и удерживают шарик.

Опыты дома

Для детей очень важно познавать окружающий их мир. Но обычные словесные рассказы или объяснения зачастую бывают скучными даже для подростков, им это быстро становится неинтересным. Заинтересовать юных химиков и физиков можно с помощью классных опытов и экспериментов дома. Так вы не только расскажете и покажете им что-то новое, но и отлично проведёте время вместе! Итак, представляю вам подборку лучших 25 научных опытов для детей в домашних условиях!

Опыты дома № 1 – Вода сама набирается в стакан

опыты и эксперименты

В этом опыте для детей в тарелку налейте воду, при желанию её можно подкрасить. Туда же положите кусочек пластилина и аккуратно придавите его. Затем в пластилин воткните 1-2 спички и зажгите их. После этого накройте горящие спички стаканом и немного подождите. Буквально через несколько секунд спички погаснут, а вода начнёт сама набираться в стакан.

Опыты дома № 2 – Вода, которая не смешивается

Предлагаем ознакомиться: Как сделать слайм из Persil (Персила)?

Опыты дома № 3 – Танцующие капли

детский опыт

В разогретую на плите кастрюлю с помощью чайной ложки добавляйте небольшое количество воды, буквально по несколько капель. Капли, попадая на разогретую поверхность, будут кататься по ней, прыгать, и исполнять весёлые танцы!

Опыты дома № 4 – Красочный дождь

опыты для детей в домашних условиях

Воду в ёмкости покройте толстым слоем пены для бритья. Сверху капайте на неё жидкими красителями. Через время цветные капельки пройдут сквозь пену, и, попав в воду, будут казаться в ней забавным красочным дождиком.

Опыты дома № 5 – Выращиваем настоящий кристалл

эксперименты в домашних условиях

Этот опыт займёт от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от того, какой кристалл вы хотите. Для начала подготовьте нитку: вы можете взять как обычную прямую нитку, так и сделать из неё разные фигуры. Кристалл получится такой же формы, как и она. В сильно солёную воду опускайте нить и оставляйте. Вода должны быть настолько солёной, что соль не должна растворяться в ней. Кстати, по желанию можно окрасить воду чтобы получить цветной кристалл.

Опыты дома № 6 – Банка с плавающими пузырьками

опыты для детей

В воду добавьте подкрашенное подсолнечное масло. Желательно добавлять его так, чтобы не образовывалось больших пузырей масла. Посыпьте их солью, чтобы пузырьки опустились вниз. Постепенно соль будет растворяться и пузыри масла начнут подниматься наверх. Добавьте ещё соли, чтобы масляные пузыри опустились обратно вниз.

Опыты дома № 7 – Волшебное яйцо

опыты дома

В бутылку киньте подожжённую бумажку, а на горлышко бутылки поставьте обычное куриное или перепелиное яйцо. Яйцо нужно предварительно сварить вкрутую и очистить от скорлупы. Спустя время, яйцо окажется в бутылке. Фантастика!

Опыты дома № 8 – Фараонова змея

эксперименты в домашних условиях

Этот детский эксперимент в какой-то степени похож на предыдущий. В растворённую в воде марганцовку добавьте немного жидкого мыла. При добавлении перекиси водорода начнётся активная реакция, в результате которой будет образовываться пена похожая на пушистые взбитые сливки или облачка.

Опыты дома № 10 – сладкая радуга

опыты для детей в домашних условиях

Купите конфетки Skittles или M&M’s, возьмите тарелку и разложите их по периметру, вокруг. Затем налейте немного воды, чтобы её уровень немного затрагивал конфеты. Немного терпения и краситель из конфет начнёт растворяться, окрашивая воду в разные насыщенные цвета. Советую брать конфеты только ярких оттенков, чтобы в итоге не получилось некрасивого коричневого цвета.

Опыты дома № 11 – Мягкое яйцо

детский опыт

Куриное яйцо положите на некоторое время в уксус, как минимум на двое суток или больше. Уксус начнёт разрушать скорлупу яйца, оставив в конечном итоге лишь тоненькую плёнку. Она не даст яйцу растечься, заставит его держать форму. На ощупь такое интересное яйцо будет мягким и эластичным. Ко всему прочему, оно немного увеличится в размерах. Также посмотрите на него через фонарик!

Предлагаем ознакомиться: Как сделать плотный батер слайм своими руками

Опыты дома № 12 – Маленький вихрь

Опыт №12

В бутылку налейте воду, в которую добавлено небольшое количество моющего средства. Начинайте взбалтывать воду в бутылке по часовой стрелке. Так в мыльной воде начнёт образовываться воронка, похожая на маленький торнадо.

Опыты дома № 13 – Вулкан

Опыты дома № 14 – Разноцветные цветочки

опыты и эксперименты

Сорвите из сада несколько цветов или же приобретите их в магазине. Желательно, чтобы цветы были с белыми лепестками. Поставьте их чистым срезом в окрашенную воду и подождите около получаса. Вы заметите, как цветы начинают окрашиваться в цвет той воды, в которой они стояли!

Опыты дома № 15 – Лизун

опыты дома

Смешайте клей ПВА или канцелярский клей, краситель и тетраборат натрия, чтобы получилась тягучая забавная игрушка – лизун. Это одновременно и опыт и игрушка! Подробнее о том, как сделать лизуна, а также о его видах, прочитайте здесь или по этой ссылке.

Опыты дома № 16 – Пенная радуга

опыты и эксперименты

Возьмите несколько стаканов, на дно каждых положите окрашенную соду. Например, в первом стакане окрашенная в красный цвет сода, во втором – в оранжевый, в третьем – в жёлтый и так далее. Также в каждый стакан добавьте немного средства для мытья посуды и всё перемешайте. Осталось только добавить пищевой уксус в стаканчики и наблюдать получающуюся цветную пенную радугу!

Опыты дома № 17 – Подводный бумажный кораблик

опыты дома

Этот опыт мне особенно нравится! В глубокую прозрачную миску налейте воду, на неё поставьте самодельный бумажный кораблик. Накройте его обычным стеклянным стаканом и опускайте стакан на дно. Чудо – так, даже находясь под водой, бумажный кораблик не боится воды и не намокает.

Опыты дома № 18 – Проявляющийся и пропадающий цвет

опыты и эксперименты

В воде сделайте раствор йода и крахмала и наблюдайте, как вода начнёт окрашиваться в насыщенный синий цвет. Если нагреть эту синюю жидкость, то эта окраска постепенно пропадёт. При остывании синий цвет вернётся.

Опыты дома № 19 – Соревнование свечек

эксперимент детский

На 3 разных по высоте уровня поставьте обычные свечки, подожгите их фитили. Накройте зажжённые свечки прозрачным стаканом и через несколько секунд они начнут потухать. Пишите в комментарии, какая свечка у вас потухла самая первая?

Опыты дома № 20 – Тушим свечу новым способом

Предлагаем ознакомиться: Рецепт желтого слайма с игрушками конфетти (Боракс+Клей)

Опыты дома № 21 – Светящийся помидор

опыты для детей в домашних условиях

Делайте этот детский эксперимент вечером или ближе к ночью, чтобы можно было выключить свет и была темнота. С головок спичек соскребите серу, добавьте в неё белизну. Оставьте раствор на некоторое время, чтобы он настоялся. В результате должно образоваться два слоя. В шприц с иглой набираем получившийся раствор и делаем уколы помидору. Последняя инъекция для помидора будет с перекисью водорода, её нужно сделать практически в центр овоща. После этого выключайте свет и засыпайте вместе с новым импровизированным ночником – светящейся помидоркой!

Опыты дома № 22 – Ловим радугу

эксперименты в домашних условиях

В тарелку из прозрачного стекла налейте воду, на дно положите зеркало. Фонариком или лучиком солнца из окна светим на зеркало и ловим отражаемый зеркалом свет на белый лист бумаги. Если всё сделано верно, то на бумаге должна будет появиться ваша собственная радуга!

Опыты дома № 23 – Сумасшедшая монетка

опыты для детей в домашних условиях

Найдите стеклянную бутылку и монетку. Нужно, чтобы монетка закрывала горлышко бутылки и не проваливалась внутрь. Когда всё будет готово, положите бутылку на несколько минут в морозильную камеру, а монетку смочите. Положите её на холодное горлышко и наблюдайте за тем, как монетка начнёт подскакивать и издавать интересные звуки.

Опыты дома № 24 – Горит, но не сгорает

детский опыт

Купюру номиналом 10 или 50 рублей пропитайте в растворе, сделанном из спирта и щепотки соли. Щипцами или пинцетом достаньте купюру из раствора и подожгите. Будет пламя, купюра начнёт гореть, но сгорать при этом не будет!

Опыты дома № 25 – Хождение по яйцам

эксперимент детский

Некоторые люди ходят по гвоздям или по стеклу, а мы будем по яйцам! Для этого подготовьте 2 лотка с яйцами и постелите что-нибудь на пол, на случай, если что-то пойдёт не так. Проверьте, чтобы в лотке не было треснувших яиц и чтобы они все стояли либо острыми, либо тупыми концами вверх. Встаньте на яйца всей поверхностью ноги, чтобы вес равномерно распределился на все яйца. Если страшно – можно положить на них тонкую доску или что-то подобное.

опыты и эксперименты

В этой статье с опытами для детей дома я постаралась собрать самые разные домашние эксперименты для ребят разных возрастных категорий. Делать опыты и эксперименты в домашних условиях очень интересное занятие. Они заинтересуют не только ребёнка любого возраста, но и взрослого человека. Какой из детских опытов вам понравился больше всего? Какие детские эксперименты вы попробовали сделать? Делитесь своими успехами и наблюдениями в комментариях!



Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.

Легче – тяжелее

Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но отличающихся весом. Предложите ребенку взять в руки по предмету и попробовать определить, какой тяжелее. Затем можно продолжить эксперимент, бросая эти предметы:


- на пол и замечая, с каким стуком они ударятся о поверхность,
- в воду и замечая уровень всплеска воды,
- на песок и замечая углубление в песке.

Как закрепление, можно провести следующую игру. Ребенок закрывает глаза, а вы бросаете предмет, например, в воду. Ребенок угадывает, тяжелый или легкий предмет вы бросили.

Волшебная варежка

Наверняка ваш малыш уже знаком со свойствами магнита. Теперь остается проверить догадливость ребенка. Пока он не видит, взрослый кладет на ладонь магнит и одевает варежку. На столе перед ним разложены различные предметы, в том числе из металла. Взрослый водит рукой над предметами, и, о чудо, некоторые предметы притягиваются к руке и висят на ней. Ребенку нужно догадаться, как это происходит, и повторить эксперимент взрослого.

Вода расширяется

Наполните пластиковую бутылку примерно до середины водой. Отметьте уровень воды в бутылке, приклеив полоску цветной липкой ленты. Вынесите бутылку на мороз. Когда вода в бутылке замерзнет, занесите её в помещение и отметьте, насколько поднялся уровень замершей воды. Оказывается, замерзая, вода увеличивается в объеме.

То тонет, то не тонет

Спросите ребенка, что из перечисленного утонет, а что нет:


- дерево, стекло, керамика, материя, металл, пенопласт?


Ребенок, исходя из своего жизненного опыта, скорее всего, ответит, что стекло, керамика и металл утонут. Предложите малышу провести ряд экспериментов. Возьмите таз, наполненный водой, или наполните водой ванну и приготовьте металлические, керамические и стеклянные предметы разной формы.


Стеклянные и керамические предметы: бусины, банка, банка с плотной крышкой, тарелка, стакан, керамический заварной чайник с крышкой, керамическая или стеклянная статуэтка
Металлические предметы: гвоздь, ложка, вилка, миска, кастрюлька или ковш.


Теперь малыш поймет, почему большие корабли, сделанные из металла, не тонут.

Почему свечка под стаканом не горит?

Зажгите вместе с ребенком свечку. Спросите, как можно её потушить, не задувая. Можно накрыть горящую свечу стаканом. Свеча через какое-то время погаснет, т.к. для горения нужен воздух (кислород).

Жизнь растений

Из этого опыта ребенок узнает, что растения нуждаются в свете.

Вам понадобится растение с широкими листьями (например, герань). Возьмите два небольших одинаковых бумажных квадратика (бумага не должна просвечивать). Прикрепите к листу растения с двух сторон друг против друга и оставьте так на несколько дней. Сняв квадратики, ребенок обнаружит, что на зеленом листе появился желтый квадратный отпечаток. Теперь мы можем сделать вывод, что для того, чтобы у растения были зеленые листья, ему необходим свет.

Картофель в соленой и пресной воде

В литровую банку с водой положите картофель. Он быстро пойдёт ко дну. А теперь выньте картофель, добавьте в банку 2-3 ложки обычной соли и размешайте ее. Снова положите картофель. Он не утонет, а останется плавать на поверхности.

Оказывается, плотность соленой воды выше, чем пресной. Поэтому-то и в море нам плавать легче, чем, например, в речке.

Меняем цвет


Расскажите малышу, что при соединении некоторых веществ они меняют свой цвет.

1) Возьмите разрезанную картофелину и пузырек с йодом. Спросите у ребенка, какого цвета картофелина на срезе и какого цвета йод. Затем капните на картофелину каплю йода и понаблюдайте, как изменится цвет картофелины. Объясните малышу, что в картошке содержится особое вещество - крахмал, именно поэтому получился синий цвет.

2) Капните на разрезанную картофелину вишневый сок, понаблюдайте за изменением цвета.

3) Возьмите свеклу и отожмите из нее немного сока в белое блюдце, возьмите лимон и также отожмите из него некоторое количество сока в другое блюдце. Спросите ребенка, какого цвета каждый сок (темно-бордовый и бесцветный). Затем добавьте в свекольный сок некоторое количество лимонного,перемешайте их и понаблюдайте за изменением цвета.

Кипение без огня

Соляные кристаллы

Приготовьте в банке насыщенный соляной раствор (соль нужно добавлять до тех пор, пока она не перестанет растворяться). Возьмите шерстяную нить. Опустите один её конец на самое дно банки, а второй конец закрепите снаружи. Через несколько дней на шерстяной нитке начнут появляться кристаллики, образующиеся из растворенной соли.

Ученые-педагоги утверждают, что результативность обучения человека зависит от того, насколько он вовлечен в исследование мира, который его окружает.

Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

экспериментирование в детском саду, экспериментирование в средней группе

Экспериментирование в ДОУ по ФГОС

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.

Экспериментирование в детском саду

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

  • Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
  • В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
  • Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
  • Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
  • В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

экспериментирование в старшей группе, научные эксперименты для детей

В какой деятельности могут осуществляться опыты и эксперименты в детском саду?

Экспериментирование в организованной деятельности

В ней запланировано изучение с помощью опытов:

  • свойств песка, глины и камня;
  • свойств воды в ее различных состояниях;
  • температуры.

В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.

Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:

  • взвешивание тяжелых и легких материалов;
  • измерение длины с помощью мерок;
  • наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;
  • изучение смешивания цветов.

опыты и эксперименты в детском саду, экспериментирование в ДОУ по ФГОС

Структура игры-эксперимента в организованной деятельности

В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, игра-эксперимент планируется по определенному плану:

  • постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);
  • выдвижение детьми предположений;
  • проверка гипотез;
  • фиксация результатов и подведение итогов;
  • обсуждение работы.

Экспериментирование в свободной деятельности

Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:

  • наборы для опытов с инструкциями-картинками;
  • игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
  • различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
  • измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
  • инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
  • другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
  • писчие принадлежности для фиксации результатов.

картотека опытов и экспериментов в детском саду, экспериментирование в ДОУ

Картотека опытов и экспериментов в детском саду

Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже.

Экология:

  • строение растений;
  • условия, необходимые для жизни растений;
  • размножение растений;
  • опыты в огороде и цветнике;
  • опытническая деятельность по сезонам;
  • исследование животных.

Исследовательская деятельность о человеке:

  • строение человека;
  • физиология;
  • гигиена.

Физические опыты в детском саду:

  • движение;
  • измерение;
  • магнетизм.
  • вещества и материалы;
  • свет и цвет;
  • звук.

Опыты на кухне.

эксперименты в детском саду, опыты в детском саду

Удобство картотеки в том, что она структурирована по возрастам и разделам. Такие каталоги должны находиться в методическом кабинете дошкольного учреждения. Они пополняются новыми темами и замечаниями воспитателей по их объяснению.

Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.

Читайте также: