Определи как вода передвигается в почве сделай вывод

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?

Почва — это самый верхний слой земли.

На нём растут растения и живут различные животные.

Земля даёт им жизнь и является для них домом.

В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.

Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.

Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.

Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.

Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.

Вывод: в почве есть влага.

Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.

Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.

Вывод: почва состоит из перегноя.

Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.

Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.

Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.

Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.

Проверь себя

1. Что такое почва?

Это верхний плодородный слой земли.

2. Какой состав она имеет?

Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.

3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?

  • Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
  • Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
  • Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
  • Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
  • Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.

4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?

В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.

Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.

В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик главное свойство почвы.

  • Главное свойство — плодородие. Оно позволяет расти растениям.

2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.

У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.

3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.

Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.

Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.

Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.

Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.

Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.

Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пасечник, Суматохин Просвещение 2020

Организмы состоят из более 80 различных химических элементов. В их составе есть как органические (углеводы, белки, крахмал, нуклеиновые кислоты), так и неорганические вещества (минеральные соединения, вода, соли).

№ 2. Какие вещества передвигаются по растительному организму?

По растительному организму передвигаются органические и неорганические вещества. Из органических веществ это глюкоза, сахароза и прочие пластические вещества. Из неорганических – вода и растворенные в ней минеральные соединения.

Стр. 141. Вопросы после параграфа

№ 1. Какое значение имеет передвижение веществ в жизнедеятельности растительного организма?

Передвижение веществ в растительном организме происходит при помощи проводящей системы. Вода и минеральные вещества, растворенные в ней, перемещаются от корней к корням по сосудам, а в обратном порядке – по ситовидным трубкам. Таким образом, растительные организмы получают воду и минеральные вещества, которые необходимы им для роста и развития. При обратном движении корни получают органические вещества, которые образуются в процессе фотосинтеза в листьях.

№ 2. Сравните пути передвижения по растению минеральных и органических веществ.

Вода с растворенными в ней минеральными солями в растительном организме поднимаются по сосудам древесины снизу вверх, то есть, от корней к листьям. Восходящий ток определяется скоростью испарения воды листьями и силой всасывания ее корневыми волосками.

Добывая воду и минеральные вещества, корни снабжают ими другие части растения. Вода испаряется листьями, а вот соли остаются и накапливаются в клетках, а после вместе с продуктами фотосинтеза формируют сухое вещество.

У восходящего тока веществ очень важное значение. Он объединяет все части растения в единый целостный организм, а также необходим для нормального и полноценного водоснабжения всех клеток, осуществления фотосинтеза в листьях.

Образовавшиеся в листьях органические вещества (углеводы), поступают по ситовидным клеткам луба во все органы растения. При этом перемещение их возможно не только вверх, но и вниз, к корням, для снабжения их питательными соединениями, необходимыми для полноценной жизнедеятельности растительного организма.

№ 3. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?

Растительные организмы откладывают часть питательных веществ в запас, например, в корнеплодах (свекла), в семенах (морковь) и корневищах (ландыш), для того, чтобы в будущем обеспечить постоянное и полноценное питание для развивающегося зародыша. Накопленные запасы органических веществ в луковицах, ветвях и корневищах у многих растений служат для образования новых органов – листьев, побегов, цветков и т.д.

Стр. 141. Задание

№ 1. Используя рисунок 89, составьте рассказ о передвижении веществ у растений.

Воду и растворенные в ней минеральные вещества растения могут поглощать из почвы благодаря своим корням. Однако все эти неорганические соединения нужны не только корням, но и другим органам растения – листьям, побегам. Как и органические вещества, которые вырабатываются благодаря фотосинтезу в листьях, нужны также корням. Именно поэтому важно, чтобы в растениях все эти вещества могли перераспределяться, то есть, перемещаться от одних органов к другим. Происходит это при помощи проводящей системы.

Ток воды и минеральных веществ в растениях происходит снизу вверх по сосудам – мертвым клеткам, которые в местах соприкосновения не имеют перегородок. Сосуды тянутся через стебель от корней и заходят в каждый листик и т.д. Благодаря давлению вода в них может подниматься вверх и доставляться в фотосинтезирующие и другие органы растения.

Органические вещества, синтезированные в листьях, в другие органы растения доставляются по ситовидным трубкам, которые в отличие от сосудов являются живыми вытянутыми клетками, а места их соединения друг с другом пронизаны многочисленными порами. Больше всего органических веществ поступает к тем частям растения, которые растут и активно развиваются. Им они необходимы в большом количестве для быстрого деления клеток и роста.

№ 2. Используя дополнительные источники информации, объясните, какую роль в передвижении веществ у растений играют корневые волоски и устьица.

Благодаря корневым волоскам растения могут поглощать из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества, необходимые для их роста и развития. Далее они по сосудам и за счет большего корневого и меньшего листового давления поступают во все остальные органы – листья, побеги, цветки, плоды.

При помощи устьиц, которые находятся в листьях и стебле, происходит испарение излишков влаги в растении. В результате постоянного испарения в клетках листа понижается осмотическое давление.

Стр. 141. Подумайте

Как можно спасти дерево с повреждённой корой?

Повреждение коры у деревьев – это явление весьма распространенное. Особенно, если учитывать, что все растения уходят в спячку на зиму с разной степенью подготовки. И если осенью они были ослаблены, то к весне в большей степени рискуют пробудиться с наличием различного рода поражениями коры.

При обнаружении неглубоких трещин на коре можно заделать их гашеной известью, садовым варом или глинистой замазкой, которые приобретают в специализированных магазинах. Если повреждение слишком большое, то участок очищают от мертвой коры до светлой кромки, обрабатывают поверхность раствором медного купороса из расчета 300 грамм вещества на одно ведро воды, либо другим дезинфицирующим средством, обмазывают садовым варом. Далее поврежденный участок обматывают мешковиной, чтобы предотвратить подсыхание тканей.

Если повреждено менее половины окружности ствола дерева, то можно использовать компрессы, которые готовятся их смеси глины и коровяка в пропорциях 1:1. Перед нанесением 10-сантиметрового слоя лечебной мази пораженную поверхность обязательно дезинфицируют, а после накладывают марлевую повязку. Чтобы предотвратить подсыхание компресса, повязку регулярно смачивают либо водой, либо раствором гетероауксина (2 таблетки на 10 литров воды).

Стр. 42. Моя лаборатория

Опыт 1. Срезали побег липы и поместили его в воду, подкрашенную чернилами (рис. 90,3 а). Через четыре дня сделали поперечный срез стебля. На срезе хорошо были видны окрашенные волокна – древесина, в которой находятся сосуды. Сделайте вывод о передвижении воды с растворёнными в ней минеральными веществами по растению.

Если в подкрашенную воду поместить веточку комнатного растения бальзамина, то можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья, окрашивая их жилки (рис. 90, б).

В результате проведенного опыта можно сделать вывод, что вода вместе с растворенными в ней минеральными веществами, быстро поглощается растением. Она поднимается вверх от корней к листьям и другим органам. А так как в воде содержались чернила, то они более наглядно показали нам процесс передвижения минеральных веществ внутри растительного организма.

Опыт 2. Вырежьте кольцо с верхнего слоя коры древесной ветки. Поставьте ветку в воду. Через некоторое время над вырезом образуется наплыв. Это скопление органических веществ, которые не могут переместиться вниз через срезанное кольцо коры. Из наплыва развиваются придаточные корни (рис. 91).

О чём свидетельствует данный опыт? Сделайте вывод.

В процессе почвенного питания органические вещества в растении передвигаются по лубу от корней к верхней части через зону проведения. Также питательные вещества могут двигаться и вниз. Так как в наплыве образовались скопления органических веществ, которые обеспечивают рост растения, стали появляться и придаточные корни

Стр. 143. Задание

Незнакомое понятие – авитаминоз.

Авитаминоз – это паталогическое состояние организма, которое является следствием длительного и глубокого недостатка одного или нескольких витаминов в результате неполноценного питания. Это крайняя стадия гиповитаминоза.

В народе березовый сок считается панацеей от всех человеческих недугов. Это целая сокровищница минералов и витаминов. Он содержит соли калия, меди, магния, натрия, кальция, циркония, цинка, кремния и фосфора. Хлор, калий и натрий регулируют осмотическое давление и хорошо поддерживают солевой состав крови. Калий нужен для нормальной работы мышц и функционирования нервной системы, а кальций – для зубов и костей.

Также березовый сок богат на дубильные вещества, сапонины, органические кислоты, ферменты и фитонциды. Его следует употреблять, чтобы восстановить силы организма, например, после перенесенных простудных и других заболеваний. Березовый сок отлично помогает бороться с усталостью и весенней депрессией, повышает гемоглобин. Содержащиеся в нем фитонциды убивают бактерии и лучше всего защищают от вирусных инфекций.

Чрезвычайно полезен березовый сок при болезнях почек. Он способствует расщеплению и выведению камней и песка. Однако нужно быть осторожными и выпивать не более 2 литров сока в день, потому что камни могут начать двигаться и застрять в мочевыводящих путях.

Распространено использование березового сока в косметологии и для похудения. На его основе изготавливают различные уходовые средства для волос и кожи. А так как березовый сок улучшает обменные процессы, выводит шлаки из организма и положительно влияет на работу желудка, то его рекомендуется употреблять вместо кофе или чая, ведь в его составе всего 25 калорий на 100 грамм.

За сезон рекомендовано выпивать около 10 литров свежесобранного сока березы, чтобы в течение года оставаться здоровым. Заготавливать его принято ранней весной, а сам сезон длится с середины марта и до середины апреля, пока не распустятся почки дерева.

Если не знать, как правильно собирать березовый сок, то можно просто уничтожить дерево. Например, крупное дерево может давать в сутки до 7 литров сока, тогда как молодое намного меньше.

Итак, чтобы собрать сок, нужно последовательно выполнять следующие действия:

Выбрать немолодое дерево (лучше, если будет 10 и более лет);

На одном дереве достаточно будет одной точки для сборки сока;

Отверстие для сбора лучше всего делать на северной стороне – там больше сока;

Дырочки для вытекания сока важно делать при помощи сверла, аккуратно и ни в коем случае не топором;

После получения нужного количество сока прорезь в коре важно замазать садовым варом, воском или заткнуть глиной и мхом.

Рис. 1. ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 33 Передвижение веществ у растений

приготовленное для практической работы. Укажите стрелками названия предметов. Объясните (устно), для чего они используются. Опыт 1. Бросьте комочек сухой почвы в воду. Что наблюдаете? О чём это говорит? Вывод: Опыт 2. Немного свежей почвы нагрейте на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что наблюдаете? О чём это говорит? Вывод: . Опыт 3. Продолжайте нагревать почву. Дождитесь появления дыма и неприятного запаха. Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. О чём свидетельствует этот опыт? Вывод: Опыт 4. Прокалённую почву, в которой перегной сгорел (она серого цвета), насыпьте в стакан с водой и размешайте. Понаблюдайте, что осядет на дно сначала и что - через некоторое время. О чём говорит этот опыт? Вывод: Опыт 5. Поместите на стекло несколько капель воды, в которой долго находилась почва. Подержите стекло над огнём. Что произошло с водой? Что осталось на стекле? Это минеральные соли. О чём говорит этот опыт? Вывод: Общий вывод: Определите цель каждого опыта. Опишите (устно) его ход. Проверьте свои выводы по Приложению. Оцените свою работу, поставив знак "+" в соответствующие квадратики. Мы верно назвали оборудование для опытов. Наши выводы совпали с выводами в Приложении. Мы верно определили состав почвы, но неточно сформулировали выводы. Мы допустили ошибки при определении состава почвы.

Ответ или решение 1

Опыт 1. Вывод: Почва оседает на дно, но не вся. В почве есть воздух.
Опыт 2. Вывод: Стекло запотело. Это говорит о том, что в почве есть вода.
Опыт 3. Вывод: В почве содержится перегной
Опыт 4. Вывод: Сначала на дно осел песок, затем глина. Значит, в состав
почвы входят песок и глина.
Опыт 5. Вывод: Вода испарилась, на стекле остался осадок. Это говорит о том,
что в почве содержаться минеральные соли.
Общий вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина,
минеральные соли.
+ Мы верно назвали оборудование для опытов.
+ Наши выводы совпали с выводами в Приложении.
+ Мы верно определили состав почвы, но неточно сформулировали выводы.
+ Мы допустили ошибки при определении состава почвы.

Сегодня у нас второй урок из марафона "Почва-уроки", который проходит у меня одновременно в соцсети Инстаграм в аккаунте @tavika.ru и тут, в блоге "Это интересно!".

От свойств почвы зависит, сколько воды она может впитать и провести через себя. А, значит, сколько воды получат растения.

А еще эти свойства влияют на образование рельефа - формирование оврагов, болот и т.д. На разных почвах они образовываются по-разному!

Вы, наверное, замечали, что когда поливаете комнатные цветы, в одних горшках земля мгновенно впитывает в себя влагу. В других вода стоит лужей, даже если вы налили совсем чуть-чуть.

Все это зависит от водных свойств почвы. А они, в сою очередь, зависят от структуры почвы и ее состава.


Она течет вниз по ходам насекомых и червей, путям, которые прорыли корни растений, в пространстве между комочками земли.

Дети знакомы с этими явлениями по тому, как промокает вся тряпочка, если в воду опустить только ее уголок.

Причем, вода по тряпочке может подняться и вверх! Попробуйте проделать это с обычным носовым платком. Получается очень наглядно!

Вот так же, как по платку, вода в почве поднимается снизу, от грунтовых вод вверх, напитывая корни растений.


Вот некоторые определения, которые пригодятся старшим детям для изучения темы и понимания происходящего.


Так давайте на опыте проверим наши образцы почвы и проверим, как "пьет" разная земля и от чего это зависит?

На прошлом уроке мы для создания модели почвенного профиля взяли три вида почв: богатую перегноем плодородную почву (она черного цвета), глинистую землю (она рыжего цвета) и песок.

Наполните этими образцами одинаковые емкости (например, одноразовые стаканчики) так, чтобы почвы в них было одинаково и она была максимально однородной без комочков.





Если коротко, то песок прекрасно пропускает воду. А вот глинистая земля это делает с трудом. Поэтому песок обязательно добавляют для рыхлости в почвосмеси, чтобы не дать почве застоятся и закиснуть, а корни растений могли "дышать".

То есть идеальная почва должна состоять из перегноя (питательных веществ), песка и глины в оптимальных пропорциях. А они для разных растений разные.

Поэтому в магазинах продают самые разные грунты для цветов. А на разных полях сажают разные культуры.

Возьмите несколько образцов разных почв (ориентируйтесь по цвету - чем разноцветнее, тем лучше).
Насыпьте одинаковое количество каждой почвы в одинаковые емкости. И залейте в них одинаковое количество воды.
Секундомером посчитайте время, за которое вода впитывается в образец.
Сделайте выводы о составе ваших образцов.

Понравился опыт? Завтра мы продолжим изучать почву и на опыте узнаем, как почва влияет на плодородие.

Читайте также: