Огэ 9 задание по химии как сделать

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

В данной статье наиболее развернуто разберу 5 вариантов первого задания ОГЭ по химии. Данное задание считается больше заданием на логику, чем на знание химии. На сайте тема данного задания звучит так: "Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества". Суть задания выбрать правильные высказывания, их 2 из 5 предложенных.

Из курса школьной химии мы знаем, что хлор - это газ, нам не нужно знать какие-то особенности и тонкости, достаточно знать, что это двухатомная молекула. Отлично, мы знаем, что хлор это молекула, состоящая из двух атомов и еще это газ. Из этого следует, что речь пойдет о простом газе и об элементе "Хлор", который входит в состав сложных соединений, вот нам нужно выбрать именно то, что относится к описанию простого вещества, а именно двухатомного газа.

Сразу видим, что первый вариант ответа правильный, так как приведено четкое описание простого вещества. Во втором варианте ответа содержится информация об ионах хлора, проще говоря хлор, как ион входит в состав солей, которые содержатся в водах океана, морей. Третий вариант ответа - верный, так как здесь приведено описание газа, т.е. простого вещества. Четвертый вариант ответа - неверный, так как здесь идет речь о сложных длинных органических молекулах, которые содержат в своем составе атом хлора. Пятый вариант ответа - неверный, так как здесь идет речь о солях и соединениях, в состав которых входит хлор, например хлорид натрия, которым мы обычно солим пресную еду.

Во втором варианте, ситуация противоположная первому варианту. Здесь нужно выбрать высказывания в которых описывается водород, как элемент, входящий в состав сложных соединений.

Первый вариант ответа - верный, здесь описывают водород именно как составную часть сложного соединения. Водород - прозрачный двухатомный газ, поэтому описание, которое представлено во втором варианте ответа нам не подходит. Третий и четвертый вариант ответа - по смыслу очень похожи, здесь видно, что речь идет именно о газе, а не о составной части большой молекулы. Пятый вариант ответа - верный, так как здесь идет речь именно о качественном составе органической молекулы, т.е. водород, как составная часть вещества.

Простой фосфор при нормальных условиях существует в виде нескольких устойчивых аллотропных модификаций. Традиционно различают три его модификации: белый, красный, чёрный.

Белый фосфор представляет собой белое вещество. По внешнему виду он очень похож на очищенный воск, легко режется ножом и деформируется от небольших усилий. Белый фосфор имеет молекулярную кристаллическую решетку, формула молекулы белого фосфора — P4. Отливаемый в инертной атмосфере в виде палочек (слитков), он сохраняется в отсутствии воздуха под слоем очищенной воды или в специальных инертных средах.

Красный фосфор — это более термодинамически стабильная модификация элементарного фосфора. Красный фосфор имеет формулу Рn и представляет собой полимер со сложной структурой. В зависимости от способа получения и степени дробления, красный фосфор имеет оттенки от пурпурно-красного до фиолетового, а в литом состоянии — тёмно-фиолетовый с медным оттенком, имеет металлический блеск.

Значит нам нужно найти описание простого вещества, а точнее какой-то его модификации. Земная кора содержит большое количество различных сложных соединений, в которые фосфор входит в том числе, поэтому первый вариант ответа - неверный. Второй вариант ответа - верный, так как мы видим описание одной из модификаций фосфора. Третий вариант ответа - неверный, так как нуклеиновые кислоты - органические соединения, а фосфор входит в их состав, как элемент, а не простое вещество. Четвертый вариант ответа - верный, так как речь идет о химической реакции, в ходе которой образуется простое вещество. Пятый вариант ответа неверный, т.к. здесь приводится описание именно элемента, а не простого вещества.

Здесь ситуация похожа на вариант 2 , нам необходимо выбрать высказывания, которые описывают именно свойства ЭЛЕМЕНТА, а НЕ ПРОСТОГО ВЕЩЕСТВА.

Первый и второй варианты ответа описывают свойства простого вещества, следовательно не подходят нам. Третий вариант ответа описывает свойства элемента, который входит в состав сложного органического вещества, это правильный вариант ответа. Четвертый вариант ответа описывает свойство элемента (валентность, степени окисления описывают именно элемент, а не простое вещество!). В пятом варианте ответа нужно обратить внимание на фразу "в чистом виде", она сразу дает понять, что речь идет о простом веществе.

Первый вариант ответа правильный, так как здесь мы видим расположение ЭЛЕМЕНТА в периодической таблице. Второй вариант неправильный, так как здесь идет именно описание свойств простого вещества. Третий вариант правильный, так как нельзя говорить о распространенности простого вещества, речь идет именно об элементе, всегда, когда говорят о распространенности, речь идет о элементе, а не простом веществе. В четвертом и пятом варианте ответа содержится информация о свойствах ПРОСТОГО ВЕЩЕСТВА.

Мечтаете связать свою жизнь с медициной, стать фармацевтом, ученым-химиком или экологом – значит уже в 9 классе стоит готовиться к ОГЭ 2022 по химии с особым старанием. Мы расскажем, какие изменения произойдут в КИМах 2022 года, каким будет формат и предполагаемая дата проведения экзамена, а также как сделать подготовку максимально эффективной.

Особенности ОГЭ 2022

Несмотря на то, что учебный год начинается в классическом очном формате уровень тревожности и неопределённости очень высок, особенно в кругах выпускников, кому летом 2022 года предстоит сдавать государственные экзамены.

ОГЭ по химии 9 класс 2022

Вот 3 основных причины, почему именно в 2021-2022 учебном году многие родители 9-классников будут вынуждены выкроить из семейного бюджета сумму на оплату частных дополнительных занятий по разным предметам:

  1. Длительный дистант и неизбежное падение уровня школьного образования.
  2. Существенное изменение (и во многих случаях — усложнение) заданий ОГЭ.
  3. Отсутствие в школах работающей системы восполнения пробелов в знаниях, связанных с последствиями пандемии.

Календарь ОГЭ 2022 года будет включать традиционно 3 сессии – досрочную, основную и осеннюю, но сказать точно, когда состоится экзамен по химии в вашей школе нельзя, поскольку регионам и образовательным учреждениям разрешено самостоятельно устанавливать дату испытаний с учетом эпидемиологической обстановки.

Будут ли изменения

21 августа 2021 года ФИПИ опубликовал демонстрационные материалы ОГЭ 2022 года, это означает, что можно уже начинать готовиться к экзамену. Демоверсии — это образцы заданий, которые могут встретиться на реальном экзамене. В этом году никаких изменений в вариант демоверсии ФИПИ внесено не было, однако мы советуем вам очень внимательно изучить изменения прошлого года, поскольку они принципиально важны для качественной подготовки.

Что можно взять на экзамен:

  • непрограммируемый калькулятор;
  • таблицу Менделеева;
  • электрохимический ряд напряжений металлов;
  • таблицу растворимости в воде солей, кислот и оснований;
  • черновик.

Записи в черновике не рассматриваются при оценивании, поэтому можете смело писать на них всё, что необходимо.

Структура КИМа

ОГЭ 2022 года по химии состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания:

  • Часть №1 содержит 19 заданий с кратким ответом.
  • Часть №2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.

Ответы к заданиям 1-19 ОГЭ 2022 года по химии записываются в виде одной цифры или последовательности цифр (по сути, это тесты, но не стоит ожидать, что в КИМах будут готовые ответы).

К заданиям 20-23 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчёты.

Задание 24 предполагает выполнение эксперимента под наблюдением учителя.

ОГЭ по химии в 2022 году | изменения, подготовка, дата проведения

Проведение экспериментального задания осуществляется в специальных помещениях (кабинетах химии, химических лабораториях), отвечающих требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 и требованиям техники безопасности при выполнении химических экспериментов, в том числе наличие:

  • раковин с подводкой воды;
  • средств пожаротушения (огнетушитель) в аудитории;
  • аптечки первой медицинской помощи в аудитории;
  • шкафов для хранения реактивов и оборудования.

В день проведения экзаменов в аудиториях должны быть закрыты стенды, плакаты и иные материалы со справочно-познавательной информацией по химии.

Оценивание

В 2022 году принцип оценивания ОГЭ по химии не изменится. Девятиклассники смогут получить максимум 40 баллов, которые после будут переведены в школьную оценку по таблице соответствия:

Минимальный балл – 10

Проходной балл для профиля – 27

Как готовиться к экзамену по химии

Все задания КИМа можно разбить на пять блоков:

  1. Вещество.
  2. Химическая реакция.
  3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах.
  4. Методы познания веществ и химических явлений.
  5. Химия и жизнь.

Как подготовиться к ОГЭ 2022 по химии

Если вы решили изучать химию с нуля, начните с тем, которые рассматривают в восьмом классе:

  • вещество и элемент;
  • строение молекул и атомов;
  • связи между веществами;
  • классы химических соединений;
  • степень окисления.

Заведите тетрадь, в которой будете конспектировать всю полезную информацию: формулы, правила, свойства и т.д. Например, если вы прочитали параграф про соединения азота, обязательно запишите характеристику его оксидов, качественные реакции, физические свойства, применение и специфические особенности.

Обращайте внимание на источники информации. К сожалению, статьи из интернета порой могут ввести в заблуждение. Вам пригодятся:

  • учебник по химии под ред. Ерёмина или Кузнецовой и пособия для подготовки к ОГЭ;
  • открытый банк заданий, размещенный на сайте ФИПИ;
  • специальные материалы для самоподготовки к ОГЭ по химии, разработанные для 2022 или 2021 года (не ранее!).

Также можно воспользоваться видео уроками по химии и разборами заданий ОГЭ 2021 и 2022 года, которые доступны в сети совершенно бесплатно.


Презентация подходит для работы по любому УМК. Цель и задачи ресурса: экспресс-повторение материала по курсу 9 класса; рассмотреть алгоритмы решения некоторых заданий.

Слайд 1 – Титульный лист.

Слайд 2. Задание 1.
Вспомним строение атома. Он состоит из: ядра, электронной оболочки (с электронами).
Подходов к решению задания 1 несколько.
Можно пересчитать все электроны, и т.к. их число соответствует номеру элемента в ПСХЭ, найти правильный ответ в таблице по номеру элемента.
Или – (слайд 3) Число электронов на внешнем энергетическом уровне равно номеру группы, а число самих энергетических уровней указывает в каком периоде расположен элемент. Совмещая эти два значения получаем ответ.

Слайд 4. Задание 2.
Работа с Периодической системой. Изменение неметаллических свойств по периоду и по группе происходит так: по периоду неметаллические свойства усиливаются слева-направо, а по группе усиливаются снизу-вверх.
Проанализировав по ПСХЭ каждый ряд элементов (из вариантов задания), выбираем тот ряд который расположен в соответствии с заданным изменением.
1) ряд AL-F-Cl – движемся по периоду слева направо. Это вариант с усилением неметаллических свойств. (Подходит)
2) ряд F-N-C – движемся по периоду в обратном направлении (от конца к началу, справа налево) – усиливаются металлические свойства (Не подходит).
3) и 4) ряды разбираем аналогично.

Слайд 5. Задание 3.
Определяем тип химической связи. Основа объяснения приведена на слайде. Последовательно открываются типы связи, и какое при этом будет вещество. Можно дополнить материал, рассказав про механизм образования ковалентной полярной связи (донорно-акцепторный) и напомнить о том, что водородная связь является межмолекулярной.

Слайд 7. Задание 5.
Классификация неорганических соединений. Весь материал по оксидам приведен на слайде 7, а по кислотам и решение задания на слайде 8. Можно дать под запись определения кислот и оксидов.

Слайд 10. Задание 7.
Задание на проверку сведений по теории электролитической диссоциации. На слайде 10 – напоминание, какие бывают ионы и какие соединения на ионы диссоциируют. Слайд 11 содержит таблицу растворимости и необходимые уравнения диссоциации с пояснениями и правильный ответ.

Слайд 12. Задание 8.
Химические свойства веществ. Слайд содержит краткое напоминание, в каком случае образуются газы, и все необходимые уравнения.

Слайд 13. Задание 9.
Проверка химических свойств металлов. Слайд содержит схему по свойствам металлов, и все необходимые уравнения. Есть ряд напряжения металлов.

Слайд 14. Задание 10.
Химические свойства оксидов. На слайде есть напоминание по свойствам оксидов, приведены уравнения реакции и ответ.

Слайд 15. Задание 11.
Химические свойства кислот. На слайде есть напоминание по свойствам кислот. На слайде 16 приведены уравнения реакции и ответ.

Слайд 17. Задание 12.
Химические свойства солей. На слайде есть напоминание по свойствам солей. На слайде 18 приведены уравнения реакции и ответ.

Слайд 20. Задание 13.
Вопрос касается разделения смеси двух жидкостей. На слайде фото каждого способа и правильный ответ.

Слайд 21. Задание 14.
Повторение схем изменения степеней окисления. На слайде есть напоминание, что такое окисление-восстановление, окислитель и восстановитель, что происходит с электронами в каждом случае. На слайде 21 приведены схемы с определенными степенями окисления, пояснения и правильный ответ.

Слайд 22. Задание 14.
Расчетное задание. Необходимо определить массовую долю элемента в сложном веществе. На слайде есть формула и математическое вычисление. Можно напомнить, что часто в задании может быть диаграмма, но ход решения будет одинаковый.

Слайд 23. Использованные материалы (литература и фотографии)


Полный текст материала Презентация по химии "Решение заданий ОГЭ по химии (1-15)"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

ОГЭ по химии в 2022 году будут сдавать не все девятиклассники, а лишь те, кто планирует выбирать в будущем профессию, которая связана с этим предметом. Среди обязательных предметов традиционно русский язык и математика, остальные на выбор. В 2022 году ученикам придется особенно тщательно подготовиться, если они приняли решение сдавать химию. В результате длительного периода нестабильности в обучении из-за перехода на дистанционное обучение качество знаний девятиклассников существенно снизилось. Будут ли изменения, каков план подготовки, какими будут задания и оценки – детальнее об этом далее.

Особенности ОГЭ 2022: будут ли изменения



Уже разработана окончательная версия заданий итогового тестирования по химии в девятом классе. В августе ФИПИ опубликовал демонстрационную версию, которая представляет собой примерный вариант заданий будущего экзамена. В новом варианте не будет существенных изменений. Но важно детально изучить те изменения, которые были приняты в прошлом году.

На официальном сайте ФИПИ с 21 августа 2021 года доступен полный объем информации, необходимой для подготовки к сдаче экзамена по химии. Уже можно скачать демонстрационную версию, чтобы оценить текущий уровень знаний, выявить наличие пробелов и устранить их, повторив материал. Также доступна информация по системе оценивания и кодификатор ОГЭ.

Структура экзамена

Сдавать ОГЭ по химии могут все желающие, выбравшие этот предмет. На этапе подготовки следует ознакомиться с структурой КИМа, чтобы понимать, что ждет на экзамене. ОГЭ будет состоять из двух частей, включающих в себя в общей сложности 24 задачи.

  1. Ученики должны будут изучить 19 вопросов и дать на них краткие ответы. Готовых вариантов на выбор не будет как в тестах.
  2. Также будет 5 задач, на которые девятиклассникам нужно будет дать развернутые, емкие ответы.

В задачах с 20 по 23 необходимо будет расписать формулы, а также вывести уравнения реакций. Последнее задание будет практическим.



Ученикам предстоит провести опыт. Для выполнения этого задания класс должен соответствовать требованиям безопасности, в нем должны присутствовать следующие элементы:

  • аптечка на случай, если потребуется оказание первой помощи;
  • шкафы, оборудованные для хранения реактивов и необходимых для опытов аксессуаров;
  • огнетушитель;
  • водопроводная вода, раковина.



Когда будет проводиться экзамен, все учебные материалы, находящиеся в классе, будут закрыты. Но, в отличие от ОГЭ по другим предметам, на сдачу химии ученик может взять с собой:

  • таблицы Менделеева и растворимости солей, оснований и кислот;
  • калькулятор;
  • электрохимический ряд напряжения металлов.

Дополнительно девятиклассники могут захватить черновик с записями. Это не повлияет на итоговую оценку.

Оценивание заданий ОГЭ по химии

Несмотря на то, что содержание ОГЭ по химии в 2022 году будет изменено, принципы системы оценивания останутся такими же, как и в предыдущие годы.

Желающие связать свою будущую профессию с этим профилем должны очень хорошо подготовиться, чтобы получить предельную оценку, или же хотя бы набрать минимальный проходной балл.

Максимально за экзамен ученик может получить 40 баллов, но это при условии, если он справится с полным объемом задач. По итогам выполнения экзаменационной работы количество заработанных баллов преобразуется в оценку. Оценки выставляются по пятибалльной шкале, а как будет проводиться перевод баллов ОГЭ по химии – детали в таблице:

Число заработанных баллов Итоговая оценка
0–9 Требуется пересдача
10–20 3
21–30 4
31–40 5

Проходным баллом считается 27. Если же девятиклассник не справился с задачей и набрал меньше 10, ему придется пересдавать предмет. Сроки пересдачи будут озвучены ближе к дате проведения экзамена. Как правило, для таких целей выбираются дни в сентябре. Точные даты будут выбраны для экзамена по химии, для ОГЭ по другим предметам в каждом учебном заведении отдельно.

План подготовки к ОГЭ по химии 2022



Системный подход к подготовке повысит шанс на результативную сдачу экзамена. Поэтому необходимо разработать план подготовки или же действовать по такой инструкции:

  • скачать кодификатор ОГЭ и демонстрационную версию на официальном сайте ФИПИ, ознакомиться с содержанием;
  • раздобыть учебники и прочие справочные материалы и источники информации;
  • разработать график самостоятельных занятий и включить его в еженедельный распорядок;
  • начать изучение и повторение материалов, строго придерживаться расписания занятий;
  • периодически тестировать свой уровень знаний по каждой тематике отдельно.

Стоит проводить отслеживание результатов, оценивать эффективность выбранной стратегии. Если сложно готовиться самостоятельно, можно обратиться за помощью репетитора.

Система подготовки к экзамену

Системный подход – залог эффективной подготовки. Если ученик планирует заниматься с репетитором, то преподаватель сам систематизирует дополнительные уроки. Но при самостоятельных занятиях необходимо придерживаться собственной системы, основа которой – последовательность.

Начинать занятия необходимо с повторения основ, чтобы не возникало пробелов в знаниях. Для этого понадобятся материалы за восьмой класс, учебники, в которых представлены базовые знания курса химии, основные теоретические понятия. Системные занятия должны выглядеть так:

  • изучение теории по учебникам;
  • закрепление при помощи практики, просмотр видеоуроков;
  • контроль качества усвоения знаний при помощи тестов.

Темы для подготовки к ОГЭ по химии

ОГЭ по химии в девятом классе проводится по итогам школьной программы. Но поверхностных знаний будет недостаточно для того, чтобы набрать проходные баллы для ОГЭ. Поэтому необходимо готовиться основательно. Рекомендуется углубленно изучить следующие темы:

  • элементы таблицы Менделеева, характеристики, названия, номера;
  • свойства атомов, а также условия для их изменения;
  • формулы химических соединений;
  • типы и особенности химических реакций;
  • ионный обмен.



Также стоит повторить общую информацию, такую как техника безопасности, вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды, правила приготовления растворов.

Материалы для подготовки

Чтобы результативно подготовиться, необходимо обзавестись полным перечнем литературы, в котором в первую очередь есть учебники, полная школьная программа курса химии 8–9 класс. Также рекомендуются следующие материалы для подготовки:

Чтобы закрепить исходный материал, необходимо чередовать теорию с практикой, после каждого выученного нового раздела проходить тематические тесты.

Подготовка к ОГЭ по химии 2022 подразумевает обработку большого объема информации, регулярные занятия, углубленное изучение школьного курса. Чтобы результативно подготовиться, следует начинать уже сейчас. В случае необходимости, можно использовать дополнительные источники информации или же обратиться за помощью к преподавателю, имеющему опыт подготовки учеников к ОГЭ по химии.

Читайте также: