Одежда для инвалидов колясочников своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024




1. Одежда для людей, переживших ампутацию: никаких спортивных штанов


Анна Тарасова:

Одежда для моделей, с которыми работал наш курс, должна иметь отличную от привычной посадку. Массового пошива одежды для людей с ограниченными возможностями нет, ее производят только в некоторых частных ателье. Стандартизировать модели для того, чтобы наладить фабричное производство, будет весьма непросто, особенно для людей с ДЦП, поскольку у заболевания довольно много проявлений, которые у разных людей оборачиваются самыми разными наборами проблем — например, кто-то совсем не может передвигаться.

Большинство людей, переживших ампутацию, с которыми работала наша группа, — спортсмены; у них было прекрасное телосложение, типичное для атлетов, потому наша задача была, пожалуй, самой легкой. Нам нужно было сделать потайные доступы к протезам и уплотнить некоторые участки брюк, потому что при сидении пластик и карбон протеза довольно быстро протирают ткань. С брюками, в которых есть потайные молнии, скорость одевания возрастает в несколько раз.


Варвара Михайлова:


Анна Ефимова:




2. Одежда для людей, использующих коляску: брюки превращаются в юбку


Дарина Глушкова:

Все привычные для нас вещи, которые мы видим в магазинах, шьются для людей, которые могут стоять. Человеку же, который все время только сидит, такая одежда совсем не удобна. Длинные юбки закручиваются в колеса инвалидного кресла, брюки при сидении надуваются пузырем, а сзади отстают, классический пиджак на подкладке сковывает движения рук при вращении колес.

Юбка, платье еще могут удачно лечь при сидении, а костюм нет, поэтому мы первым делом взялись за него. На брюках мы сделали дополнительные вытачки в местах сгиба ног, где обычно скапливается и заламывается ткань, передняя часть наших брюк сделана из костюмной ткани, а задняя — из трикотажа джерси. У колясочников очень слабо развиты мышцы брюшного пресса, поэтому мы сделали высокий пояс у брюк, который поддерживает спину и пресс. Нарядное платье для удобного перемещения на коляске мы тоже сделали с корсетом на молнии, и наша модель была в восторге от него: у нее улучшилась осанка, к тому же утянутая талия отлично выглядит на фотографиях. Одна из наших моделей, Анастасия Виноградова, очень мобильный человек: днем у нее работа, где принят строгий дресс-код, вечером может быть светское мероприятие, и для нее мы изобрели клинья, которые она самостоятельно может пристегнуть на брюки и сделать подобие юбки — она будет лишь закрывать ноги спереди, зато лишняя ткань не намотается на колеса.


Анна Полунина:

Мы пытались воссоздать все жизненные ситуации так, словно мы были бы инвалидами-колясочниками, чтобы понять, какие именно неудобства причиняет обычная одежда.

Сзади жакет костюма для колясочника, как и брюки, сделан из эластичной ткани джерси, что существенно облегчает движения руками при прокрутке колес, во втором жакете проблема скованности решена конструкцией в виде двух полочек, которые накладываются друг на друга и при движении могут разъезжаться. Такая конструкция облегчает людям, ухаживающим за инвалидом, процесс одевания: человеку на коляске больше не надо выворачивать руки назад, чтобы вдеть их в рукава жакета, — на него сначала надевают левую часть, затем правую, и застегивают их. У людей, пользующихся инвалидной коляской, очень сильно пачкаются манжеты, и мы в этих местах сделали на жакете вставки из кожзама, чтобы можно было легко их оттереть. Кроме того, карманы жакета мы сделали инверсные, то есть такие, в которые легко можно попасть рукой с противоположной стороны.


Василиса Таранова:

Своей целью я ставила сделать вещь для всех, которая была бы удобна и людям с ограниченными возможностями. Я сделала сумки для людей, перемещающихся на колясках, и рюкзак, с которым на показе вышла девушка с ДЦП, но он подходит и для ампутантов. Идея сумок возникла после того, как моя модель, писательница и иллюстратор Татьяна Рик, рассказала, что у нее на коляске могут разъезжаться ноги и выворачиваться стопы. Чтобы этого избежать, она обматывала ноги какими-то страшными ремнями от старых платьев. Обычной сумкой ей пользоваться неудобно: когда Татьяна вешает ее на шею, то люди, по ее словам, принимают ее за нищенку, а если сумка висит за коляской, довольно сложно к ней разворачиваться и контролировать содержимое. Я сделала небольшую сумочку на широком регулируемом ремне, которая напоминает поясную сумку из девяностых с той лишь разницей, что ремень с пряжкой оборачивается вокруг коленей и таким образом их соединяет. Внутри сумочки, зафиксированной на коленях, помещаются паспорт, телефон и очки. Я сама с такой хожу, застегивая ее на талии.

Рюкзак делался для того, чтобы с ним человек мог обращаться при помощи одной руки: он пристегивается к талии, у него одна подвижная лямка, которая позволяет носить его одинаково удобно с любой стороны и спереди, он открывается при помощи боковой молнии, которая есть на каждой стороне. Несмотря на небольшой размер и треугольную форму рюкзак вмещает в себя документы формата А4, которые слегка сворачиваются внутри, но не сминаются.






3. Одежда для людей с ДЦП: надеть одной рукой


Елена Попроцкая:

У людей с ДЦП слабая моторика, поэтому наша одежда в первую очередь должна была решить эту проблему — в основном, она застегивается на магниты и липучки одним движением руки. Края рукавов женского жакета усилены, потому что люди с ДЦП часто стягивают с себя вещи зубами. Игорь Кипчатов, наша модель, жаловался, что джинсы у него долго не живут: у людей с ДЦП икс-образные ноги и колени трутся одна об другую при ходьбе. Поэтому брюки мы сделали с довольно незаметными накладками из плащевки, которая со временем практически не истирается. Молния на брюках расположена наискосок: когда я пыталась понять, как надевать их одной рукой, я поняла, что вот такое движение наискосок мне делать проще. Наши модели это подтвердили.


Марина Жарова:


Мария Саввина:

В работе над проектом хотелось сделать одежду, которую будут хотеть носить не только инвалиды. Я создала пальто коконообразной формы на магнитных застежках, достаточно свободное, чтобы сгладить резкие движения, которые бывают у людей с ДЦП, но с зауженными рукавами и низом, чтобы не продувал ветер. Оно двустороннее — это позволяет надеть его другой стороной, если оно вывернулось наизнанку, когда его снимали, ну, и фактор обогащения гардероба тоже есть. Хотелось сделать так, чтобы человек сам, без посторонней помощи смог одеться, поэтому в пальто нет ни одной пуговицы или молнии. Тот же самый принцип применен в платье с запа́хом, оно тоже крепится на магниты, но есть и две крупные пуговицы для надежности. У некоторых людей с ДЦП действует только одна рука — думая об этом, я сделала платье, в которое не надо пролезать, как в трубу, поднимая нерабочую руку, а можно как бы зайти в него сбоку и одной рукой легко застегнуть.

Участие в Bezgraniz Couture дало мне колоссальный опыт, который открыл для меня новое видение дизайна: как сделать так, чтобы одежда в первую очередь была комфортной, но чтобы ее внешний вид от этого не страдал. Все нюансы, которые я учла в одежде для людей с ДЦП, я могу применять и в обычной одежде.





4. Костюмы для людей с синдромом Дауна: непродуваемость и адекватность


Марина Жарова:

У людей с синдромом Дауна слабая моторика и специфическое строение тела: фигура грушевидная, с узкими покатыми плечами и широкой талией, короткие ноги и руки. Кроме того, у них снижен иммунитет, поэтому одежда для них должна быть максимально закрытой. Я сделала куртку с высоким воротом, скрывающим второй подбородок и защищающим от ветра, и мужской комбинезон, который можно надеть буквально одним движением, на комбинезоне закреплены несколько светоотражающих элементов. В комбинезоне мы сделали накладки на плечи, которые корректировали фигуру.


Лала Аллахвердиева:

Моей задачей было создать наряд, в котором модели было бы удобно и в котором она бы выглядела адекватно. Костюм должен был отражать ее эмоциональное состояние и характер: люди с синдромом Дауна невероятно мягкие и неторопливые. В итоге получился костюм в японском стиле, пиджак которого застегивается на одну пуговицу, а брюки посажены на резинку. Девушке Наташе, моей модели, костюм подошел по характеру, даже ее движения в нем стали более плавными.

На основе специфики фигуры людей с синдромом Дауна довольно реально составить размерную сетку, которая существенно облегчила бы им выбор одежды. Очень надеемся, что все придуманные нами модели поступят в массовое производство. Тем более эти силуэты подходят для пожилых людей, у которых с возрастом исчезает талия, существенно опускаются плечи и уменьшается рост.


На данный момент в России 25–30 тысяч женщин в возрасте от 16 до 55 лет вынуждены пользоваться инвалидной коляской. При этом они остаются социально активными: работают, водят машину, забирают детей из школы, посещают театры.

Основательница бренда женской одежды Nelka Нелли Калашникова уверена, что "люди, волею судеб оказавшиеся в категории инвалидов, – абсолютно здоровая в плане ментальности, интеллекта, желания социализации часть общества". И женщины, оказавшиеся в инвалидной коляске, достойны такой же стильной и функциональной одежды, как и другие представительницы прекрасной половины человечества.

Как дизайнера, желающего приносить пользу обществу, Нелли беспокоил и вопрос перепроизводства одежды в современном мире: "Ты производишь одежду, которая, по сути, никому не нужна".

Как совместить желание приносить реальную пользу, любимое дело и бизнес? Пока проект Нелли находится на этапе стартапа, но мы уверены, что он обречен на успех. И сегодня Нелли Калашникова делится его рецептом.

Поиск ниши

У Нелли родилась идея о создании линии адаптивной одежды для женщин. В ее реализации приняла участие команда настоящих профессионалов, готовых делиться годами накопленным опытом.

"Учитывая внимание общества к проблемам доступной среды и желание людей с инвалидностью быть вовлеченными в общественные процессы, создание достойной одежды для этих людей – перспективная бизнес-ниша", – прокомментировала свое решение Нелли.

Решающую роль для проекта сыграла Янина Урусова – консультант по созданию адаптивных продуктов и сервисов, сооcнователь проекта Bezgraniz Couture и автор концепции Rebranding of Disability. Работа с Яниной основана на глубоком понимании темы адаптивности, большом опыте, высоком профессионализме и перфекционизме:

"Она часами добивалась от нас качественного и правильного исполнения образцов, терпеливо объясняя необходимость тщательного подхода в этой сфере. Благодаря Янине мы познакомились с потрясающими людьми. Достоинство, взаимопомощь, искренность, естественность поведения поразили меня в общении с теми, кого я теперь имею честь называть своими клиентами", – рассказала Нелли Калашникова "Новому бизнесу".

Концепция адаптивности


Так появилась NELKAdaptive – линия одежды, сфокусированной на создании адаптивных моделей для людей, пользующихся инвалидной коляской. Ключевой идеей при создании сезонных коллекций является их инклюзивность:

"Адаптивные модели – полностью в рамках концепции коллекции, а большая часть изделий основной коллекции Nelka могут быть использованы людьми любого телосложения и образа жизни", – пояснила Нелли.

Это значит, что большинство предметов одежды NELKAdaptive подойдет и женщинам без инвалидности. Она максимально удобна для тех, кто много времени проводит сидя: например, в офисе или за рулем автомобиля.

При конструировании адаптивной одежды Нелли учитывает, что люди, использующие инвалидную коляску, хотят не только максимально просто и комфортно снимать или надевать ее, но и оставаться стильными и современными. Основное внимание уделяется конструкции рукавов и застежкам. Буквально каждый год на рынке появляются новые продукты, помогающие создавать адаптивную одежду: магнитные застежки, молнии с магнитным уловителем и т. д. Разобраться со многими нюансами Нелли помогает фокус-группа и бренд-амбассадор певица Нина Веденина-Меерсон.

Выход на рынок

Линейка NELKAdaptive находится на этапе стартапа и активно выходит на рынок. Детальная разработка концепции, создание образцов, реклама и запуск своей площадки в Интернете – у Нелли много ежедневных задач. Основная из них сейчас – установить контакты с теми, кто может действительно оказать содействие и поддержку новому продукту на рынке.

Совсем недавно, в начале сентября, бренд принял участие в международной выставке СРМ (Collection Première Moscow), где прошла презентация новых моделей. На нее были приглашены ключевые персоны социальной среды, связанной с инвалидностью.

"Главной задачей этой встречи было получить экспертное мнение. К счастью, гости дали в основном положительную оценку увиденному и примеренному. Для нас эта встреча была очень теплой и вдохновляющей. Мы уверены, что делаем нужное дело!" – поделилась впечатлениями основательница бренда.

Перспективы и планы

Одним из ключевых способов продвижения Нелли выбрала участие бренда в качестве партнера или спонсора в различных мероприятиях российского и регионального уровня, связанных с инвалидностью, а также адресную работу с ключевыми фигурами в инклюзивной социальной среде.

Также в планах Нелли – выход на международный рынок, что позволит поставить российский бренд на один уровень с такими гигантами, как Tommy Hilfiger, Nike, M&S, Asos, IzAdaptive, которые также работают над адаптивной одеждой.

Пока линейка NELKAdaptive сосредоточена на одежде для женщин-колясочниц. В будущем основательница бренда не исключает расширения представленных моделей для людей с другими формами инвалидности, но подчеркивает, что такие проекты долгосрочные, так как требуют большой исследовательской работы.

"Сфера дизайнерской одежды такова, что каждые два-три года мы вынуждены менять вектор движения, поэтому новые проекты и замыслы, учитывая мой опыт в этой области, не проблема", – уверена Нелли.

Двигаться только вперед

Как дизайнер Нелли Калашникова считает NELKAdaptive еще одним шагом в вопросе создания доступной среды для инвалидов. Линейка адаптивной одежды призвана напоминать всем о том, что колясочники – социально активная часть общества, которая нуждается во внимании к проблемам, с которыми они сталкиваются на ежедневной основе.

"Наша задача – помочь им в социализации, сделать их уверенными в своем праве быть внутри общества", – подчеркнула Нелли.

Почему модный рынок не учитывает людей с инвалидностью — Стиль на Wonderzine

Более миллиарда человек в мире, то есть 15 % населения, по данным ВОЗ, живут с какой-либо формой инвалидности, и почти 200 миллионов из них испытывают серьёзные трудности изо дня в день. Казалось бы, всех этих людей просто нельзя не брать в расчёт, но практически все жизненно важные сферы оказываются для них недоступны. Модная индустрия в их числе: она почти не видит людей с ампутациями, синдромами, параличом и другими формами инвалидности; их практически нет ни в фотосессиях, ни в рекламных кампаниях брендов, ни на подиумах, как будто такой категории потребителей не существует. Модные марки не шьют на них одежду и не делают даже единичных капсул. На деле оказывается, что модного выбора для людей с инвалидностью нет. Разбираемся, почему так происходит и где люди с особенностями здоровья берут одежду.


Колумнистка The Guardian Фрэнсис Райан передвигается в инвалидном кресле. Фрэнсис признаётся, что всегда любила моду и с подросткового возраста перемерила множество вещей, однако юбки и платья оказывались для неё слишком длинными или короткими, а молния и кнопки на обычных джинсах всегда врезались в талию. У американской журналистки Киа Браун диагностирован церебральный паралич — она говорит, что ей чрезвычайно сложно самостоятельно надевать вещи через голову, застёгивать пуговицы и молнию. Журналистка Евгения Воскобойникова передвигается в инвалидном кресле и рассказывает, что никогда бы не купила себе пышную юбку, потому что она может намотаться на колесо, а надеть джинсы скинни, не приподнимаясь с места, — непосильная задача.

Но главное, что стандартные размеры, представленные в магазинах, людям с инвалидностью обычно не подходят. У каждого вида инвалидности свои особенности: люди с синдромом Дауна отличаются покатыми плечами и более широкой шеей, чем у человека без инвалидности; у тех, кто передвигается в инвалидном кресле, как правило, более тонкие ноги, но может расти грудная клетка и мышцы рук. По словам Черных, нигде в мире не проводились масштабные антропометрические исследования, которые позволили бы разработать специальную размерную сетку для таких потребителей. Но даже если собрать перечень всех особенностей, остаётся неясным, как создать максимально широкую, но при этом универсальную градацию размеров.

В России людей с инвалидностью, по последним данным, 12,1 миллиона человек. Как следует из документов Федеральной службы государственной статистики России, средний размер пенсии для одного взрослого человека с инвалидностью составляет 13,3 тысячи рублей. Полагаются также дополнительные выплаты из федерального и регионального бюджетов — в среднем от одной до пяти тысяч рублей. Если человек с инвалидностью трудоспособен (таких в России около 1,6 миллиона), права на эти выплаты он лишается, ведь в среднем его доход составляет 27,5 тысячи рублей. При этом люди с инвалидностью в России очень ограничены в возможностях трудоустройства. Едва ли компании оценят платёжеспособность россиян с инвалидностью как вполне перспективную: 43,9 % домохозяйств, состоящих только из людей с инвалидностью, в 2014 году заявили, что дохода им хватает лишь на еду, а вот покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги уже затруднительно.


Валентина Волкова, ведущий научный сотрудник Научного центра реабилитации инвалидов им Г. А. Альбрехта в Петербурге, разработала специальную одежду для людей с ампутациями рук, благодаря которой они могут не прибегать к помощи посторонних, если нужно отлучиться в уборную. Её костюмы и юбки внешне не отличаются от обычной одежды и не содержат сложных внутренних конструкций — только эластичные ткани, лямки и грузики, благодаря которым подвижные детали освобождают нужную область тела. Волкова добилась, чтобы её одежду выдавали людям с парной ампутацией бесплатно: она включена в перечень технических средств реабилитации (ТСР), так что люди с инвалидностью могут сделать заявку в Фонд социального страхования. Кроме того, она разработала дистантную технологию, которая позволяет снимать точные мерки по месту жительства. Полученные при помощи специального измерительного устройства, они обладают высокой точностью, определяются даже мелкие погрешности. Дальше параметры отправляли в питерский цех на разработку. Волкова уверена, что центры с измерительными устройствами и пошивочными цехами нужно открыть по всей стране, ведь разработать стандартные размеры для людей с инвалидностью почти невозможно, но такие параметрические системы помогут решить проблему.

Мода для людей с инвалидностью

У нас наступают холода и решил написать о вещах удобных для людей на инвалидных колясках и другими особенностями. Знаю лично некоторых моделей им это не мешает, а даже очень нравиться.

У нас наступают холода и решил написать о вещах удобных для людей на инвалидных колясках и другими особенностями. Знаю лично некоторых моделей им это не мешает, а даже очень нравиться. Считаю, что одежда должна быть удобной и комфортной именно тебе, а возможно потом смотреть на моду. Различная теплая обувь и удобно одевающаяся куртка, чехлы теплые для более долгой прогулки на свежем воздухе. Мы участвовали в проекте пошива одежды для нас, но спонсоры не нашлись и дело прекратили. Разные мнения есть на этот счет вот одно из них. Профи из России, которые давно занимаются Модой для людей с инвалидностью.

С этим я согласилась полностью. Но мысль о том, что одежда для инвалидов-колясочников должна иметь какие-то особенности ввиду того, что человек постоянно сидит, заставила меня провести собственное исследование.

Я опросила более пятнадцати девушек, для которых коляска средство передвижения, и выяснила, какую одежду они предпочитают.

Некоторые девушки с удовольствием носят платья: средней длины или длинные. Но длину каждая выбирает с учетом того, чтобы юбка не попадала в колеса коляски. При этом платья чаще всего выбираются не в обтяжку, чтобы сидели по фигуре, но не сковывали движений, как говорит

Также Елена отмечает, что предпочитает кофты не на пуговицах, а на молнии, или же просто свитера.

Большинство девушек считают, что в магазинах масса красивой и удобной одежды – в основном это платья. Но также масса красивой, но неудобной одежды для инвалидов – это, как правило, брюки. Спереди брючный пояс всегда давит на желудок, зато сзади оставляет поясницу открытой. Поэтому многие, купив в магазине брюки, отдают их портнихе в переделку или перешивают сами таким образом, чтобы спереди занизить пояс, а сзади поднять его.

Мода для людей с инвалидностью

Мода для людей с инвалидностью

Что говорят профессионалы

И я решила узнать мнение профессионалов, людей, имеющих опыт моделирования одежды для колясочников. На мои вопросы ответила дизайнер Светлана Козинова .

– Как давно вы работаете с одеждой для для инвалидов-колясочников?

– С 2016 года я регулярно создаю коллекции одежды для людей с различными видами инвалидности.

– Какой, вы считаете, должна быть одежда для девушек на колясках?

– На мой взгляд, одежда должна легко и удобно надеваться, но при этом визуально не отличаться от одежды для людей без инвалидности.

– Что важнее: функциональность или красота?

– Функциональность, визуал и качество – это те составляющие, которые обязательно идут комплектом при создании такой одежды.

– В чем выражаются особенности одежды для колясочников?

– Удобство надевания, учитывание физиологических особенностей тела, обусловленных инвалидностью, правильный подбор материалов – эти правила применимы к каждой конкретной задаче.

– Существует ли такое понятие, как инвалидная мода?

– Какие главные ошибки допускают модельеры и дизайнеры, разрабатывающие одежду для людей на колясках?

Мода для людей с инвалидностью

Мода для людей с инвалидностью

Что говорят профессионалы

И я решила узнать мнение профессионалов, людей, имеющих опыт моделирования одежды для колясочников. На мои вопросы ответила дизайнер Светлана Козинова .

– Как давно вы работаете с одеждой для для инвалидов-колясочников?

– С 2016 года я регулярно создаю коллекции одежды для людей с различными видами инвалидности.

– Какой, вы считаете, должна быть одежда для девушек на колясках?

– На мой взгляд, одежда должна легко и удобно надеваться, но при этом визуально не отличаться от одежды для людей без инвалидности.

– Что важнее: функциональность или красота?

– Функциональность, визуал и качество – это те составляющие, которые обязательно идут комплектом при создании такой одежды.

– В чем выражаются особенности одежды для колясочников?

– Удобство надевания, учитывание физиологических особенностей тела, обусловленных инвалидностью, правильный подбор материалов – эти правила применимы к каждой конкретной задаче.

– Существует ли такое понятие, как инвалидная мода?

– Какие главные ошибки допускают модельеры и дизайнеры, разрабатывающие одежду для людей на колясках?

– Расскажите о вашем опыте создания коллекций одежды для людей на колясках.

А начиналось все для меня в 2011 году. Ко мне как к дизайнеру, художнику-модельеру обратилась Ирина Дорохова с предложением и просьбой создать коллекцию одежды для инвалидов, колясочников для показа на Неделе моды. Первая встреча, первое впечатление… и я отказался. Уже не хочется об этом говорить…

– Какой, вы считаете, должна быть одежда для девушек на колясках?

– Она должна быть красивой, современной и, прежде всего, похожей на привычную одежду. Создание карнавальных костюмов или, наоборот, чехлов (это две крайности) мне кажется неприемлемым и нецелесообразным. Если посмотреть на девушек на колясках, то они чаще всего носят обычную одежду, а не специально созданную для них. Это значит, что одежда для них должна быть продуманной, с интересным дизайном, при этом функциональной и учитывать особенности физического состояния человека, особенности сидящей фигуры. А это специальный крой, конструкции, секреты технологии.

– Что важнее: функциональность или красота?

– В чем выражаются особенности одежды для инвалидов-колясочников?

– Как я уже сказал, в специальном крое, конструкциях, технологиях. То есть в привычные конструкции нужно вносить коррективы. Прежде всего, надо понимать, что человек на коляске всегда сидит, соответственно, условная линия талии расположена иначе, меняется длина брюк, как правило, более широкая спина, руки работают активнее. Есть масса технических приемов, особенностей, но это уже отдельная тема для разговора на мастер-классе по конструированию и технологии.

– Существует ли такое понятие, как инвалидная мода?

– Думаю, что пока нет. Это достаточно узкое, специфическое направление, и с точки зрения моды все равно ориентируются на общемировые тенденции.

– Какие главные ошибки допускают модельеры и дизайнеры, разрабатывающие одежду для людей на колясках?

При создании одежды для человека на коляске важно и нужно учесть очень много мелочей и нюансов. Это, как правило, нарабатывается с опытом. Соответственно, надо пробовать, искать, экспериментировать и не бояться этого!

Читайте также: