Как сделать хорошего антагониста

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Мы задали этот вопрос нескольким лучшим в своём деле сценаристам, дабы узнать больше об анатомии зла.

Больше, чем в других формах искусства, в играх важен антагонизм. От первых аркадных автоматов до самых новых FPS, какая-либо проблема/персонаж, с которой боролся на протяжении всей игры главный герой, была фундаментом игроиндустрии. Как развивался геймплей – от простых и быстрых удовольствий старых аркад до ветвистых сюжетов интерактивных фильмов и невероятно сложных и требующих множества действий симуляторов, так развивались и персонажи, противостоящие главному герою по сюжету.

Бросающиеся бочками космические захватчики постепенно сдали пост диктаторам с мегаломанией, фэнтезийными королями вселенной и искусственным интеллектам, от которых просто избавились. А самыми запоминающимися персонажами игр по статистике являются именно злодеи, начиная от призрака пирата ЛеЧака из игры Monkey Island до SHODAN – ИИ из System Shock.

Злодеи сражаются с героем не только на физическом уровне, но и на моральном и этическом, и игры имеют множество путей для изображения этих лжецов и интриганов. Тем самым, через действия злодея мы можем залезть в голову к протагонисту – иногда буквально – или позволить игроку самому рассуждать о его моральной сфере сознания.

Создание интересного игрового злодея

Не удивительно, что благодаря этому стилю повествования на свет появились самые запоминающиеся злодеи. SHODAN из System Shock, Эндрю Райан из BioShock, GladOS из Portal наиболее выделяются среди других злодеев, и все они из игр, где протагонист игроку даже на глаза почти не попадается. И всегда именно злодею приходится взваливать на свои плечи нелёгкую долю главной звезды сюжета.

Создание интересного игрового злодея

Хорошие люди способны на ужасные деяния.

Дэвид Гейдер, Dragon Age: Origins

Как характер, Кларенс во многом похож на Джокера. Он одновременно комичен и злобен, а также обожает манипулировать игроком, приводя его в опасные ситуации и совершая морально компрометирующие действия. Но запоминается Кларенс благодаря тому, как он играет с тем, что видит игрок. В начале игры Кларенс понимает, что способен запутывать игрока, изменяя восприятие реальности.

Подобная техника была использована в серии игр Batman Arkham от Rocksteady, особенно отдельные моменты влияния газа Пугала на Бэтмена в Arkham Asylum и видения Джокера в Arkham Knight. Простой, но эффективный путь демонстрации силы злодея игроку, а тот, в свою очередь, от своего лица будет исследовать потаённые дорожки разума главного героя, ставя под сомнение некоторые моменты их личности.

Создание интересного игрового злодея

Игры преуспели в изображении злодеев – мастеров – кукловодов, дёргающих за ниточки людей вокруг, и особенно – главного героя. Редко показываясь, они манипулируют игроком на расстоянии, часто заставляя его вбежать в смертельно опасный лабиринт, ожидая последней схватки в далёкой башне из слоновой кости. Но, хоть подобные Кларенсу и Аркхемскому Джокеру захватывают внимание игрока и надолго запоминаются своей способностью создать чертовски гениальный план из ничего, им трудно сопереживать на человеческом уровне.

Воплощение

Самые ужасные злодеи – не всемогущие ИИ или весёлые психопаты, но люди, на месте которых можно увидеть и себя, сделав определённый выбор. Такие злодеи встречаются в играх гораздо реже, потому что создание столь убедительных персонажей – одна из сложнейших вещей в игропроизводстве.

Тем не менее, существует несколько превосходных примеров человечных злодеев в играх, и один из лучших – Логейн Мак-Тир, главный антагонист Dragon Age: Origins от BioWare.

Логэйн командует армиями короля Кэйлана в сражении против порождений тьмы, но он бросает Кэйлана в решающем сражении. Оставив короля умирать, Логейн объявляет себя регентом, подбирает под себя всё королевство, а любого, кто встаёт у него на пути, называет предателем короны.

Создание интересного игрового злодея

Трудно различимая борьба добра и зла.

Эта концепция была использована в играх вроде The Walking Dead и The ююю Ю Witcher 3, в которых линия между добром и злом столь незаметна, что зачастую очень трудно их различать. В Dragon Age разработчики не так сильно мутят воду. Многие действия Логейна, без сомнений, злые, но мотивированные чистыми человеческими эмоциями: страхом, убеждениями и любовью к дочери, Аноре. И именно в последнем приговоре Логейну Dragon Age раскрывается гораздо сильнее, чем любая другая игра.

В кульминационном сражении на собрании, известном как Ландсмит, игрок может сразиться с Логейном, и, победив его, вы можете его убить, пощадить или даже сделать его своим спутником (ценой другого спутника, Алистера). «Та часть, позволяющая понять, что движет Логейном, заставляет игрока изменить о нём мнение, и просто понять, что он пошел не по той дорожке.

Подобная гибкость персонажа злодея и то, как отвечает ему игрок, уникален для всей игровой индустрии. Речь идёт не только о роли RPG – такие игры, как The Stanley Parable, предлагают антагониста, отношение которого к вам зависит от ваших решений и выбора.

Тем не менее, почти все игры, названные выше, в значительной степени зависят от сценариста, который обязан создать запоминающегося злодея. Но возможно ли создать его, используя лишь игровые системы? Конечно, разработчики могут таким образов создавать антагонистов, и это используется практически везде, от гоночных игр до компьютеризированной игры в шахматы. Но злодей – больше, чем просто противник. Они уникальны, с точной целью и мотивацией. И они должны быть хитрыми, способными обманывать игрока и манипулировать им.

Бесшумный злодей

Одна из игр, демонстрирующая подобный вид злодеев – Alien: Isolation от The Creative Assembly, стелс-хоррор игра, в которой геймер пробирается через космическую станцию Севастополь, преследуемый Чужим. Так как он – животное, Ксеноморф не ведёт диалогов с главным героем и, следовательно, у него нет реплик в сценарии, которые могли открыть в нём стороны личности.

Вместо этого, характер Чужого раскрывается по мере того, как он охотится на главного героя. Он не патрулирует какие-то определенные места в игре, не ходит по одному и тому же пути, но запрограммирован быть непредсказуемым, но в тоже время его действия обдуманны, дабы продемонстрировать его мастерство и быстрого принятия решений, раскрывая его как вершину пищевой цепи.

Создание интересного игрового злодея

Мы очень хотели, чтобы присутствие Чужого чувствовалось, а игровая площадь заставила была столь малой, что вызывала бы приступы страха.

Клиф Грэттон, Alien: Isolation

Наряду с его ИИ, дизайн уровней игры тоже был так же важен, как и убедительность персонажа Чужого. Обстановка должна была не только способствовать навигации Ксеноморфа, заставляя его обследовать места, где бы мог прятаться игрок, но и быть ощутимой и угрожающей каждым своим пикселем для игрока.

Создание интересного игрового злодея

Весь этот потенциал для грубого фарса и странностей, которая так поощряется в open-world играх и симуляторов управления – то, что делает создание системного злодея столь сложным. Даже для врага, который столь далёк от человека, вроде Ксеноморфа, для того, чтобы сделать его убедительным, требуется скрупулезно работать над дизайном.

Но Alien: Isolation показал, что вполне возможно сфокусировать хоррор-игру на одном персонаже, и сейчас другие разработчики пытаются создать нечто похожее по этому шаблону. Resident Evil 7 от Capcom, к примеру, использовало систему, похожую на то, что мы имеем в Alien: Isolation, разве что заменив Ксеноморфа на семейку заражённых вирусом деревенщин, привязывая те же смертельные прятки к более человечному оппоненту.

Но попробуйте представить шаблон такого злодея, применённый к игре вроде System Shock. Представьте SHODAN, который не только дразнит вас через интерком по всей космической станции, но может запирать и открывать двери, отключать гравитацию или даже высасывать воздух из комнат по своей воле, используя системное принятие решений, а не сценарное повествование. Игры всё лучше развивают персонажей через системы, и это, я считаю, именно то, что заставит всю индустрию сделать большой скачок в развитии виртуальной реальности.


Включая очередной фильм или сериал, зритель в первую очередь хочет следить за историей главного героя. Именно его приключения лежат в основе сюжета, к нему подключается публика и за него переживает.

И это, безусловно, так. Только хороший антагонист, может по-настоящему раскрыть героя. Он стрит козни, расставляет препятствия, которые герою нужно преодолеть. А ведь именно преодоление проблем показывает истинную силу протагониста.

А раз так, то давайте в этом материале подробней поговорим о злодее – антагонисте.

Цели и задачи антагониста

Итак, кто такой антагонист?

Антагонист – это персонаж, который по каким-то своим причинам не хочет, чтобы герой достиг своей цели. И так как мы говорим о драматическом персонаже, то антагонист не может просто сидеть и надеяться, что герой сам сдастся: он обязательно начинает действовать.

Обратите внимание, что антагонист никогда не делает герою зло, просто чтобы сотворить пакость. Такие злодеи есть только в совсем детских мультиках. У антагониста всегда есть собственная цель. Мотивированная и обоснованная. Просто его цель и цель героя несовместимы. Если один дойдет до конца, у второго уже не получится.

Это можно рассмотреть на примере условной романтической комедии. Допустим, у нас есть девушка, в которую влюблен герой-неудачник. Но у нее уже есть жених, который на первый взгляд лучше протагониста. Богаче, умнее, красивее.

Они оба хотят заполучить сердце девушки, но если победит один, второй уже не сможет добиться своей цели.

На этом же примере можно понять, что антагонист далеко не всегда злодей. Более того, в истории, рассказанной с его точки зрения – он герой.

Представим тот же самый сюжет, но уже глазами богатого жениха. Он много работал, добился в жизни успеха, нашел себе девушку, которую полюбил. И вдруг из ниоткуда появляется какой-то неудачник, например, чистильщик бассейнов, который в наглую пытается отбить его невесту. С такой точки зрения – это наш герой настоящий злодей.

Как отличить антагониста от протагониста?

Последняя мысль предыдущего раздела показывает, что на самом деле не всегда просто отличить героя от антагониста.

Хорошо, если моральные акценты заданы изначально: вот этот персонаж хороший, а вот этот плохой. За плохими персонажами интересно наблюдать, но всерьез ассоциировать себя с ними не будет никакой зритель.

А что делать, если у каждого персонажа своя правда. И оба находятся где-то в серой зоне морали: как наши влюбленные в одну девушку парни. Между этими персонажами слишком много общего и слишком небольшая разница.

И героем станет тот, к кому сценарист решит подключить зрителя. Мы считаем героем того персонажа, которому больше эмоционально сопереживаем. А сопереживаем мы тому, кого считаем лучше.

Именно поэтому, у каждого антагониста рано или поздно проявляются серьезные отрицательные черты.

Да, жених из нашего примера, богат, красив и умен, но…

  • он любит работу больше, чем невесту
  • он не считает проблемой небольшую измену
  • относится к невесте как к своей собственности
  • готов на подлость, чтобы отвадить соперника

Что-то всегда обязательно вскрывается. Может не в начале сюжета, а где-нибудь во втором акте. Какая-то черта, какой-то недостаток с которым зрители не согласны мириться. И это не случайно, это точный расчет сценариста. Если присмотреться внимательней, то можно увидеть, что в этом же сценарии герой:

  • никогда не променяет девушку на работу
  • откажется от секса даже с мисс Мира
  • уважает девушку как личность
  • наступит на горло своим желаниям, ради счастья любимой

Какими могут быть антагонисты

Антагонисты были в историях всегда. За всю историю литературы, живописи, кинематографа и компьютерных игр было придуманы миллионы разнообразных злодеев, разных уровней и масштабов. Начиная от злых богов Древней Греции и заканчивая хулиганом-одноклассником.

Пытаться подогнать их всех под какую-то классификацию – дело бесполезное. Но некоторые общие черты у части антагонистов выделить все же можно. Понятно, что это будет не полный список, а скорее самые частые из встречающихся видов.

Подлинный злодей

К этой категории можно отнести всех злобных колдунов и тиранов живущих в темных замках на обрыве скалы или вершине горной гряды.

Основная черта всех этих антагонистов – они абсолютное зло. И не скрывают этого.

Имератор Палпатин (Звездные Войны), Доктор Ноу (007 Доктор Ноу), Джокер (Темный Рыцарь), Антон Чигур (Старикам тут не место) – все это примеры подлинных злодеев.

Нужно понимать, что когда мы говорим о настоящем злодее, речь не всегда идет о кровавых боевиках или триллерах. Истинный злодей может быть и комедийным.

Популярность этого вида антагонистов лежит в глубинах человеческой психологии. Всем людям иногда хочется полностью отдаться во власть своих пороков и начать творить зло. Выпуская пар. Возвращая давние обиды. Просто развлекаясь.

Если человек не психопат, он никогда не поддастся этому желанию. Но как бы хотелось хотя бы одним глазком посмотреть, каково это?

Тут на помощь и приходят истинные злодеи.

Часто злодеи ассоциируются у зрителей с плоскими и клишированными персонажами. Но на самом деле это не обязательно должно быть так. Оставаясь ярым приверженцем сил зла, такой антагонист вполне может быть многогранным и интересным. Достаточно просто обратить внимание на примеры из этого блока. В большинстве своем – это больше чем просто страшно смеющийся мерзкий старикашка в темном замке.

Это как раз богатый жених из нашего примера романтической комедии.

Обыкновенный персонаж, имеющий как свои недостатки, так и видимые плюсы. Он антагонист только в этой истории. В любой другой он мог бы быть героем.

Он просто жертва обстоятельств.

Характерной особенностью такого антагониста является, то что в конце он чаще всего делает правильный вывод. Понимает, почему был не прав. И смиряется с поражением.

Групповой антагонист

Антагонистом в истории может быть как один персонаж, так и какой-то социум. А может даже общество в целом.

Речь идет о персонажах-бунтарях. Тех, кто идет против системы. Тех, кто отличается от остальных. Внешним видом, поведением, жизненными целями.

Хороший пример, группового антагониста можно найти в фильме Эдварт Руки-Ножницы. Странный, бледный, искусственно созданный Эдварт не может влиться в розовое, штампованное общество пригорода.

И в итоге все жители восстают против него.

Внутренний антагонист

Внутренний антагонист появляется, когда персонаж сам себе враг. Такой герой сам делает себе хуже. Хотя он это понимает, он не может остановиться.

Внутренний антагонист создает долгоиграющие проблемы герою. Поэтому такой вид злодея внутри персонажа очень любят сценаристы сериалов. Сам с собой человек может бороться несколько сезонов, то побеждая, то проигрывая. И за этим очень интересно смотреть.

В итоге каждый раз, делая шаг в сторону своей мечты, он уже через минуту пугается и отступает назад. Именно поэтому он столько раз порывал и снова начинал встречаться с Дженис. Именно поэтому он устроил скандал и оттолкнул от себя Кейти. И так далее.

Если же говорить о персонаже, который сам себе враг из-за зависимости, то в голову сразу же приходит другой телевизионный герой – Доктор Хаус. Он наркоман, сидящий на сильных обезболивающих. Он понимает, что эти обезболивающие порт его жизнь. Он не раз сталкивается с последствиями своей наркомании. Но его страх перед возможной болью настолько силен, что он готов пожертвовать всем в своей жизни, лишь бы никогда ее не испытывать.

Силы антагонизма

Джокер

Вы готовы узнать всё о том, кто такой антагонист, в какой сфере и для чего используется данный термин, а также рассмотреть примеры наиболее известных антагонистов? Не будем медлить, начнем.

Кто такой антагонист?

Антагонист (от греч. ανταγωνισης) — это персонаж, противостоящий главному герою (протагонисту) или злодей, чьи действия направлены на разрушение планов героя, создание препятствий, достижение своих конкретных целей, идущих вразрез с планами протагониста. Несмотря на то, что данный термин применяется в различных сферах, в наибольшей степени это понятие относится всё же к миру искусства и, в частности, к литературе и кинематографу.

Антагонист – сложный, хорошо проработанный персонаж, который обладает определенным набором качеств, сформировавшимися взглядами и хорошо выраженными чертами характера, его поступки отвечают конкретным целям и направлены на достижение определенного результата. При этом антагонист вовсе не обязательно должен быть злодеем. Это персонаж, наличие которого помогает развитию линии главного героя, раскрывает нам его качества и помогает отследить становление характера.

Но обычно классической основой для произведения является конфликт, который разворачивается вокруг противостояния антагонист-протагонист. Зачастую именно такому противостоянию отведена роль движущей силы в произведении.

Примеры антагониста

Разобраться в том, кто такой антагонист, лучше всего помогут конкретные примеры. Возьмем несколько наиболее известных и авторитетных антагонистов современного кинематографа.

Джокер

Джокер

Волан-де-Морт

Этот персонаж, чье имя нельзя произносить, известен нам из культовой вселенной Гарри Поттера, состоящей из 8 фильмов, каждый из которых получил высокие оценки зрителей и кинокритиков.

Волан-де-Морт

Бейн

Как появился термин ?

Цели и задачи антагониста

Когда появляется необходимость определить персонажа в произведении, чтобы не ошибиться, нужно проанализировать действующих героев и определить, какие задачи они выполняют, и кто из них движется к достижению главной цели, лежащей в основе повествования? Здесь может возникнуть сложность, так как довольно часто антагонист и протагонист имеют несколько важных общих качеств.

Среди общих черт можно выделить следующие:

  • оба героя поглощены идеей выполнения какого-либо долга, достижения цели;
  • действия и поступки героев провоцируют читателя испытывать различные чувства по отношению к ним: сочувствие, недоверие, беспокойство.
  • обладание дурными чертами характера, негативным, отталкивающим поведением;
  • преодоление трудностей и препятствий, быстрое приспособление к изменению ситуации;
  • обладание важной или секретной информацией, высшим разумом, сверхъестественными способностями.

Как отличить антагониста от протагониста

Чтобы не возникало трудностей в различение протагониста от антагониста, нужно запомнить, что протагонист – главный персонаж в произведении. Это правило относится не только к различным литературным произведениям (проза, поэзия), но и другим формам искусства (кинематограф, балет, опера).

Главный герой является центральным персонажем, история разворачивается вокруг него, его действия имеют влияние на других героев произведения. Он принимает решения, совершает ошибки и сталкивается с последствиями своих поступков. В какой-то степени он выступает несущей конструкцией всего произведения, обеспечивающей развитие сюжета.

Протагонист – персонаж, который фигурирует в большинстве значимых событий, он чаще всего находится на виду у аудитории. Это касается не только длинных цельных произведений, если история рассказывается частями, в виде отдельных новелл, в каждой из них будет свой протагонист.

Антагонист же, олицетворяет собой испытания для главного героя, на базе его образа в произведении создается конфликт. Антагонист привносит в жизнь главного героя трудности и препятствия, которые тот должен преодолеть, тем самым закаляя свой характер и проявляя определенные черты личности.

Как мы уже говорили, антагонист не обязательно является отрицательным персонажем. Однако в классическом стиле повествования, в качестве антагониста выступает именно враг-злодей, которого и пытается одолеть протагонист по ходу истории.

Сделайте злодея крутым и умным

vader.jpg

vader.jpg

Закрыть

Однако все будет напрасно, если ваш злодей облажается. Например, оставит героя в живых, когда тот был в его руках; если злодея постоянно предают приспешники; если он совершает промах за промахом.

Дарт Вейдер — харизматичный, сильный злодей, потому что ухитряется победить двух важных персонажей и взять героев в плен. А вот в приквеле к “Звездным войнам” есть несколько злодеев, которые на первый взгляд кажутся крутыми, но на деле ничего не достигают и оказываются пустышками.

Помогите читателям понять вашего злодея

Если часть повествования идет от лица злодея, эффект будет сильнее. В противном случае можно использовать других персонажей. Например, ваш герой может пожелать понять мотивы злодея, и будет много об этом размышлять. Или герой когда-то был закадычным другом злодея, хорошо его знает, и теперь объясняет сторонникам ход его мыслей. Или злодей — “двойник” героя. В свое время он выбрал темный путь, когда герой выбрал светлый, как, например, Дарт Ведйер и Люк Скайуокер.

Не забывайте, что раскрытие внутреннего мира злодея срывает с него покров тайны и лишает загадочности. Это хороший ход, если, например, дальше по сюжету ваш злодей превратится в героя. Однако если вы хотите, чтобы ваш злодей оставался страшным и загадочным, прибегать к такому приему не стоит.

Наделите злодея сильными моральными качествами

Даже если ваш злодей любит на досуге расчленять людей, это вовсе не значит, что он нарушает обещания, обижает детей или не способен искренне любить.

Сильные моральные качества очень важны для злодея-экстремиста, который творит нехорошие дела из лучших побуждений. Если он полагает, что действует правильно и на благо других, подкрепите это высокоморальными поступками. Например, он может жертвовать деньги на благотворительность, или бороться за какое-то правое дело.

Придумайте для злодея трагическое прошлое

magneto-backstory.jpg

magneto-backstory.jpg

Закрыть

Подробный рассказ об ужасных обстоятельствах вызовет у читателя сочувствие. Покажите, как эти обстоятельства изменили характер персонажа, как ввергли его в отчаяние, и читатель поймет злодея лучше. Также темное прошлое злодея само по себе может стать интересной загадкой, которую предстоит решить герою.

Если ваш злодей — ужасный, кровожадный маньяк, придумайте для него подходящее прошлое, и читатель отнесется к злодею благосклонно. Например, в фильме ужасов “Кэндимен” рассказывается история призрачного маньяка.

Кэндимэн был сыном бывшего раба, разбогатевшего после Гражданской войны. У юноши был талант художника, так что один землевладелец попросил его нарисовать портрет его дочери. Кэндимэн и дочь богача полюбили друг друга, что, однако не входило в планы отца. Тот заплатил погромщикам, и те сперва отрезали юноше руку, а затем бросили его тело на пасеке, предварительно смазав его тело медом. От пчелиных укусов Кэндимэн умер. После этого его тело сожгли на костре, а пепел развеяли на месте.

Такой прием используется во многих фильмах и книгах ужасов для создания соответствующей атмосферы.

Наделите злодея крепкой мотивацией

Причина, по которой ваш персонаж сделал неправильный выбор, куда важнее самого выбора. Если ваш читатель решит, что в похожей ситуации он поступил бы точно так же, вы добились своего.

Тем не менее, постарайтесь, чтобы избранная вашим злодеем месть была соразмерна страданиям, которые он перенес.

Например, читателям сложно понять желание разрушить мир до основания, чтобы затем на его останках построить новый, лучший мир. Или стремление злодея отомстить невинным потомкам своего обидчика.

Если в вашем сюжете нет четко плохих и хороших, правильная мотивация обогатит вашу книгу. Покажите читателям неожиданные хорошие стороны и преимущества ужасных поступков вашего злодея.

Сделайте вашего злодея неудачником

Неудачники и жертвы обстоятельств могут вызвать сочувствие, особенно если их поступки основываются на чистом, незамутненном эгоизме. Читатель станет сопереживать незавидной судьбе неудачника, даже если он станет закоренелым злодеем. Пример: Пингвин из Готэм-сити (комикс и фильм “Бэтмен”).

Этот прием наиболее эффективен, если ваш герой и есть злодей. Ему придется преодолеть куда больше препятствий, чем обычному, сугубо положительному герою, и в сюжете будет проще поддерживать напряжение.

Еще пример жалкого злодея-неудачника: Урия Гип (“Дэвид Копперфильд”).

Не каждый злодей обязан быть очаровашкой. В некоторых историях им лучше оставаться страшными и ужасными. Но с развитием сюжета в любой книге злодей мало-помалу утрачивает свою “ужасность”, и в таком случае рост симпатии к нему читателей поможет одновременно сохранить к нему интерес.

Читайте также: