Оцифровка 8 мм кинопленки своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Задача состояла в оцифровке (переводе в видеоклип) домашнего архива своего (27 лет съёмок) и архива отца (15 лет съёмок). Архивы надо было разбирать в домашних условиях только, так как много было брака, и дорого по деньгам и времени использование для этого сторонних фирм. Оказалось необходимо создать компактную домашнюю простую установку для фотографирования кинокадров в видеопоток. Из них просто можно создать видеоклип. Данная задача только для самодостаточных людей, то есть тех, у кого руки растут откуда надо (не кривые), да и голова тоже подходящая.

Задача решалась долго в фоновом режиме почти 10 лет. За это время совершенствовалась техника, появлялись новые возможности - фотоприёмники. Современный фотоприёмник в домашних условиях это всегда полупроводниковая матрица в виде или видеокамеры или веб камеры или цифрового фотоаппарата.Опыт показал, что качественная оцифровка киноплёнок возможна только при прямом видении фотоприёмником киноизображения. То есть непригодны здесь просветный или просто экран, который видит фотоприёмник. При них не только возникают дополнительные искажения изображения, но и установка оказывается слишком громоздкой для многократного домашнего использования. Отсюда задача - как доставить изображение от кинокадра к матрице фотоприёмника. Хотя в принципе это просто, надо использовать принцип микропроекции, но реализовать его в домашних условиях было очень сложно. Не получалось долго, пока мной не была разработана математическая модель данной оптической системы. Далее был найден способ диалога с математической программой, в которую эта математическая модель была загружена. В результате всё оказалось неожиданно предельно просто. Вы задаёте системе свои коэффициенты (фокусные расстояния, размеры кадров и так далее) нажимаете кнопку "Пуск" и сразу получаете серию графиков со всеми интересующими вас параметрами. Если расчёт вас не устраивает вы меняете коэффициенты, которые отражают применяемое вами "железо", повторно нажимаете "Пуск" и получаете новые графики. За несколько раз вы всегда получаете устраивающий вас результат. Далее уже физически расставляете фотоприёмник и линзу в соответствии с расчётом и получаете конечный результат - киноизображение на матрице.

Однако давайте здесь подробнее. Принцип микропроекции это рассматривание через лупу не визуализированного изображения, которое образуется обычной оптической системой кинопроектора. То есть вместо экрана мы за ним должны поставить линзу, выполняющую роль лупы. В результате за лупой образуется сходящийся поток лучей с некоторым углом схождения beta, который должен иметь фотоприёмник. Конкретно в расчёте под углом beta будем понимать тангенс половины телесного угла, под которым фотоприёмник смотрит на мир. Реально beta равно отношению половины диагонали прямоугольника (видимого изображения вписанного в конус всего телесного угла) к расстоянию от оптического центра фотоприемника до изображения. Аналогично измеряется угол расхождения alfa кинопроектора. Задачей оптической системы является преобразование исходного угла alfa в требуемое beta. Вы можете самостоятельно начертить ход лучей в проекторе и по формуле линзы получить (рассчитать) размер ширины не визуализиролванного изображения b, которое состоится при расстоянии LPI от киноплёнки до изображения. Аналогично вы можете построить ход лучей при использовании лупы и для него вычислить получаемое beta. Далее вы можете "сшить" эти расчёты в единое математической описание системы. Теперь вы получите 15 уравнений и 4 выбираемых исходно коэффициента. Далее удобно принять b (ширину не визуализированного изображения) как аргумент. И просить математическую программу вычертить все интересные нам графики при аргументе b. или удобнее при аргументе LPI.

На графиках вы увидите как растёт b, LPI, beta, требуемый диаметр линзы. И как падает расстояние от опитческого центра фотоприёмника до оптического центра линзы-лупы. Для всех расчётов наиболее проста и удобна программа Microcap.

Работа с этой программой настолько проста и интересна, что есть смысл просчитывать много разных вариантов системы. Надо в своё удовольствие "поиграть" с программой расчёта. Осмысливая полученные результаты вы увидите, что диапазон LPI реально возможный расположен от11см (b=1.7см, beta=0.1) до 16-18см.(b=40-45см, beta= 0.45). При beta 0.2 и менее, и b=2см диаметр линзы может быть 45мм. При больших beta и b диаметр линзы должен быть 60мм.

Пример оптической системы установки, рассчитанной по формулам и с использованием фотоприёмника в виде веб-камеры, приведён на рисунке.

Здесь объектив проектора выводит изображение кинокадра на расстоянии 160мм от плёнки и образует не визуализированное изображение шириной 30мм. Оно на плоской поверхности объектива. Фотоприёмником установки является быстрая современная веб камера SkypeMate 103M. Объектив, составленный из двух линз (вплотную выпуклостями) с фокусным расстоянием 6см и диаметром тоже 6см преобразует световой поток в сходящийся с требуемым тангенсом половины телесного угла равным 0.45. При этом изображение видимое веб-камерой растянуто на весь формат веб-камеры. Расстояние от центра объектива до матрицы веб-камеры 60мм тоже.

А ниже подробнее схема освещения кинокадра.

Светодиод, освещающий кинокадр диаметром 10мм и расположен на расстоянии 13мм от обязательного матового стекла перед кинокадром. Это для равномерности освещения матового стекла. Баланс белого при этом практически идеален. Ток светодиода стабилизирован и регулируется от 60 ма и менее, хотя допустимый ток 80ма. Ручка регулировки света светодиода на снимке белая наверху.

Для обеспечения стабильной почти скорости проекции 6 кадров в сек введён механический редуктор с замедлением 3.7 раза. При этом оказалось возможным сохранить штатный пассик привода. Убран штатный обтюратор проектора и введён оптический датчик положения вала проектора с углом 60 градусов. По углу положение датчика подобрано вопреки логике. Передним фронтом импульса датчика запускается генератор длительностью 55-60 млсек, предназначенный для управления оптроном, который замыкает контакты мыши. Курсор при этом установлен на кнопку "захват кадра" в программе imageGrab_42 специально предназначенной для захвата кадров видео последовательностей. Длительность импульса не может быть менее 50 млсек иначе компьютер не фиксирует нажатие кнопки. Заметное увеличение длительности импульса снижает максимально возможную частоту импульсов для захвата.

Захват кадров (900кб каждый при 640х480) . идёт в папки по 4000шт примерно. Всего в полной кассете 20 000 кадров. Далее каждая папка редактируется в Virtual Dub и сохраняется в виде набора рисунков с перекодированем в Jpg в подобные папки на другом диске другой ОС. В ней загружаются наборы картинок в программу Main Actor 5.29 где изготавливаются надписи и всё сохраняется в Xvid при двойном проходе кодирования. Качество получаемого материала очень неважное, но оно определяется только качеством на киноплёнке.

Возвращаюсь к теме заголовка - качественная оцифровка кинопленки в домашних условиях. Найденные решения прямого видения фотоприёмником кинокадра не вносят искажения в само изображение. Но такие искажения может вносить сам фотоприёмник. Исторически правильным считалось применение видеокамеры в качестве фотоприёмника. Ранее никакой альтернативы не было. Я использовал свою видеокамеру Sony DCR-HC32E. Она у меня уже 6 лет и качеством работы полностью удовлетворяет. Она делает снимки (выбирает параметры съёмки) даже лучше чем фотоаппарат. Так субъективно снимки смотрятся. Хотя формат всего 640х480. Однако на снимках видеокамеры явно высокий уровень шума. Иногда с этим можно мириться - удобно вместо двух камер фото и видео иметь с собой одну только. Но в нашем случае этот недостаток является крупным минусом исключающим возможность применения её при оцифровке 8 мм киноплёнок. Данный эффект, повышенный уровень шума цифровых бытовых видеокамер, хорошо известен и является недостатком практически всех видеокамер, выпущенных после 2000 года. Он обусловлен маркетинговым ходом производителей видеокамер. Дело в том, что стоимость видеокамеры при производстве сильно зависит от размеров матрицы. С уменьшением матрицы камера делается существенно дешевле, но возрастает уровень её шума. Шум можно сделать менее заметным фильтрацией, но тогда снижается разрешающая способность камеры по горизонтали и вертикали. Так и было сделано. Когда цифровые видеокамеры появились (1997-1999) то их разрешающая способность составляла 500 линий по горизонтали. А вот после удешевления за счёт уменьшения размера матрицы разрешающая способность видеокамер составила всего 400 линий по горизонтали. При просмотре кино изображения с этим можно было как то мириться. Но при просмотре фотоизображений мириться стало уже нельзя.

В чём на практике замечается этот повышенный уровень шума при оцифровке 8мм киноплёнок? Здесь оценка идёт конечно субъективная. Дело в том, что киноплёнки бывают разные, и сняты с искажениями как правило. Качество кино-материала мы оцениваем сейчас в 2012 году с точки мер сегодняшних. Тогда в 1980х качество 8мм кино было хотя и плохое но приемлемое. Теперь мы смотрим на изображение с точки зрения в первую очередь его разрешающей способности. В телевидении это 500 строк по горизонтали, в цифровой камере 400, в аналоговой камере 250, у 8мм киноплёнки только 150 и редко выше. При таком разрешении в 150 мы готовы даже смотреть старые уникальные кадры. Но это уже на грани возможного. И вот если уже к этим всего 150 строкам мы добавляем искажения в виде шума (становится менее 100строк) то грань оказывается пересечённой - мы говорим нам этого не надо, и незачем заниматься оцифровкой 8мм киноплёнок!! А так происходит всегда, когда снималось кино при бледном освещении без солнца в лесу и с оцифровкой видеокамерой.. То есть по моему опыту оцифровки применять видеокамеру в оцифровке означает испортить почти половину кино-материала. Это моя субъективная оценка.

Вывод отсюда - фотоприёмник не должен добавлять шум в изображение, его там и так достаточно. Поэтому я и отказался от применения видеокамеры в оцифровке. (яркие сцены с видеокамерой получаются хорошо). Но тогда что применять взамен?

И тут появляются веб камеры для рассмотрения. Распространено отношение к веб-камерам как к игрушкам, как к несерьёзному инструменту. И как правило это оправдано, но не всегда. Прошло время появились новые быстро снимающие камеры, с ручной настройкой фокуса (фокус от 4х сантиметров от камеры). И одна из таких камер SkypeMate-103M. Она умеет снимать с частотой до 8 кадров в сек каждый новый кадр. Для кино-оцифровки достаточно 6 кадров в сек. . Качество сделанных ей снимков не отличается от сделанных снимков моей видеокамеры Sony. Шумы если и есть то визуально незаметны. Эта веб камера имеет штатный режим съёмки 640х480. Но совместно с прилагаемой к ней программой (её надо отдельно устанавливать) превращается в цифровой фотоаппарат, причём имеющий функцию цифрового Zoom.. Здесь уже можно выбрать режим съёмки с разрешением до 2500х1900. В опциях камера имеет возможность выбирать и сохранять авторские установки, яркости, контрастности, насыщенности, гаммы, цветового тона,. установки экспозиции. Затем можно вернуться к установкам по умолчанию и опять к выбранным авторским. Делается это в окне установленной программы webcam , то есть при визуальном наблюдении изменения параметра. Режим цифрового фотоаппарата позволяет убедиться в бессмысленности съёмок 8 мм кинокадров при разрешении большем, чем 640х480. Этот же режим делает полезным ещё одну практическую функцию - пересъём старых цветных слайдов в компьютерный формат изображения. Здесь как раз и требуется повышенное разрешение от веб-камеры. И всё устройство для пересъёма получается предельно компактным.

Общий вывод - это веб камера достойный конкурент для применения в оцифровке 8мм кино. В программе к ней не хватает только кнопки захвата кадра на экране монитора. Предполагается использование физической кнопки на самой камере для этого. В нашем же случае автоматического фотографирования этот недостаток исправляет существующая portable программа - imageGrab_42 , которая видит все видеопотоки в системе и может быть подключена к ним. У неё много возможностей и конечно есть кнопка захвата кадра на мониторе. Эта программа является базовой для использования в установке. В программе можно войти в опции веб-камеры и устанавливать их, но при этом не удаётся сразу наблюдать по изображению действие данного параметра. Поэтому лучше делать тоже самое не в imageGrab_42, а в программе webcam , устанавливаемой для расширения возможностей камеры. .

Следует отметить, что применение веб камеры в оцифровке существенно упрощает всю материальную часть установки и кардинально удешевляет её. Не требуется уже аппаратный видеозахват, специальные программы видеоредактирования. С ней почти все аппаратные проблемы исчезают.

Однако существуют ли ещё достойные фотоприёмники для оцифровки 8мм кино? Смотрим на цифровые фотоаппараты. В штатном режиме они почти всегда не могут работать в режиме веб-камеры. Но у них, как правило, есть режим видеопросмотра изображения на мониторе. Обычно представляется , что это второстепенная функция и скорее всего с ограниченными параметрами. Но , надо проверять. И вот случайно проверив свою старую Nikon Coolpix 2000 я обнаружил у неё кроме видеовыхода PAL ещё есть и режим NTSC, в котором только и есть видео выход изображения с матрицы. Причём в формате 640х480. Визуально изображение отличное. С этого видеовыхода и надо захватывать изображения уже с картой видеозахвата и далее программой видеозахвата, где можно захватывать отдельные картинки. Неожиданным достоинством этого моего аппарата оказалась возможность убирать с матрицы (то есть с кинокадра на мониторе) все служебные сигналы. У моей новой Nikon Coopix 7900 нет этой возможности. Большим достоинством применения цифрового аппарата в оцифровке 8мм кино является гарантированное не внесение каких либо искажений в изображение. Шумов нет и в помине. Есть широкие возможности предустановок для съёмок.

А вот с недостатком - нет режима веб камеры - приходится мириться. Её время автовыключения устанавливаем на максимум - 30 мин. И питаем её от внешнего источника - предусмотрено. Полная кассета большая киноплёнки это 20 мин просмотра, при пересъёмке на скорости 6 кадров в сек это 50 мин оцифровки непрерывной. Но можно в любой момент остановить и продолжить оцифровку (это позволяет выбранный принцип), то есть возможно выключить и включить камеру.

Рассмотрев все возможности я пришёл к выводу, что лучшим фотоприёмником является у меня Nikon Coolpix 2000. И сейчас она стоит у меня в установке вместо веб камеры.

Я внимательно сравнивал изображения одного и того же кадра снятые видеокамерой, веб камерой и цифровым аппаратом. Результаты приблизительно одинаковые. Но я субъективно выбрал Nikon., помня о шумах камеры Sony.


У многих людей старшего поколения или их наследников сохранились катушки с кинолентами семейных архивов на пленке формата 8 мм, на которых записано домашнее кино. Чтобы не потерять эту ценность, они стараются оцифровать их, сохранив память о прошлом.

Для этого необходимо произвести качественную оцифровку 8 мм кинопленки, которая позволит минимизировать потерю качества кадров. Как это сделать? Как оцифровать кинопленку в домашних условиях? Для этого существует несколько способов, описанных далее. Они отличаются сложностью исполнения и качеством выходного изображения.

Какое существует устройство для оцифровки кинопленки 8 мм? Об этом также подробно будет рассказано в статье.

устройство для оцифровки видеокассет

Техническая база

Чтобы оцифровать кинопленку, можно обратиться в один из видеосалонов, где выполняют подобную работу. Правда, и стоить это будет недешево: это не совсем стандартная услуга, которую приобретают несколько раз за день, к тому же это довольно трудоемкий процесс.

Выделяют несколько методов оцифровки пленки, среди которых:

Далее каждый из методов будет рассмотрен подробнее.

кинопроектор русь

Съемка с экрана

Суть метода съемки видео с экрана состоит в следующем: кинопроектор проецирует изображение на импровизированный экран, а камера, расположенная несколько в стороне, снимает его.

Для реализации метода нужно выполнить следующие условия:

  1. Съемка должна проходить при абсолютном затемнении с расстояния примерно 2 метров от экрана.
  2. Проектор должен проецировать изображение с незначительного расстояния на экран.

Камеру можно подключить напрямую к компьютеру, чтобы снятое изображение передавалось в его хранилище. Так получится сохранить исходный формат и не потерять качество.

Чтобы использовать данный метод оцифровки 8 мм кинопленки, не нужно дорабатывать имеющееся оборудование (кинопроектор, в частности) или менять формат выходного видео. И без того получается копия исходного изображения.

Практическая реализация

Пленочные проекторы теперь встречаются достаточно редко, найти их можно в каких-либо архивах или в школах, в которых сохранилась старая материальная база.

Облегчает задачу тот факт, что с полученным проектором ничего не нужно делать, вносить конструкционные изменения. Разве что понадобится заменить пассики (приводные ремни), которые могли потрескаться от времени, и смазать их силиконовой смазкой. Не будет лишним очистить от пыли и смазать сам кинопроектор.

Роль поверхности, на которую проецируется изображение, может выполнять как большой бумажный лист (главное, чтобы он был не глянцевым), так и простыня или специальный экран. Конечно, можно проецировать видео и на белую стену, в таком случае она должна быть максимально ровной, без явных изгибов, трещин и других дефектов.

Объектив проектора и камеру специально располагают на небольшом расстоянии от экрана, чтобы увеличить четкость изображения и не потерять насыщенность цветов. Чем дальше камера от проецируемой поверхности, тем меньше разрешение итогового изображения.

Важным критерием съемки непосредственно с экрана является максимальное совпадение оптических осей камеры и кинопроектора. Чем меньше угол между данным осями, тем меньше будет искажаться картинка, снятая цифровой камерой.

Из-за неидеального совпадения осей могут искажаться цвета изображения. Ближняя к камере часть будет освещена ярче, чем дальняя. Устранить этот недостаток практически невозможно, потому что работа с освещением – очень трудоемкий процесс.

покадровая оцифровка

Передача оцифрованного изображения

Чтобы снять проецируемое с проектора изображение, можно взять любую видеокамеру. Камеры планшетов, смартфонов и даже цифровых фотоаппаратов лучше не использовать, чтобы не потерять качество картинки.

Самый лучший вариант – цифровая видеокамера. Она создает файлы в том формате, который сразу можно переносить на компьютер без потери качества.

Можно, конечно, использовать и аналоговые видеокамеры. В таком случае процесс переноса файлов в цифровой формат заметно усложнится, ведь изображение с такой камеры нужно будет оцифровать при помощи телетюнера или с использованием устройства для оцифровки видеокассет.

Более того, съемка аналоговой камерой никогда не получится очень качественной, потому что в изображение всегда будут вноситься помехи. Именно поэтому предпочтительнее использовать сразу цифровую видеокамеру.

Недостатки метода съемки с экрана

Какие выделяют недостатки у данного метода?

Прежде всего, невысокое качество изображения. Несмотря на все ухищрения со светом, оптическими осями и применяемым оборудованием, использование этого метода никогда не позволит получить максимально качественное изображение, на котором не заметны дефекты.

  1. Мерцание. Так как светочувствительность видеокамеры намного выше, чем у человеческого глаза, на оцифрованном изображении видно мерцание. Камера успевает снять момент смены кадров, который не виден глазам людей из-за наличия специального прибора в кинопроекторе, который называется обтюратором.
  2. Настройка экспозиции. Цифровые камеры автоматически настраивают данный параметр. Многие делают это за доли секунды. При стандартной съемке этот факт только улучшает итоговое изображение. При пересъемке изображения с кинопроектора это лишь мешает, потому что камера при настройке анализирует не только само изображение, но и черный экран, появляющийся при смене кадров пленки. Из-за этого возникают колебания яркости в оцифрованном изображении.

Наличие этих дефектов побудило специалистов по оцифровке 8 мм кинопленки изобрести новый, более эффективный метод.

оцифровать кинопленку

Покадровая пересъемка

Правда, его техническая реализация сложнее, чем у предыдущего способа оцифровки пленки, потому что требуется решить следующие проблемы:

  1. Сложность захвата кадра в момент остановки пленки.
  2. Перегрев пленки при длительной остановке или медленном движении полотна.

Чтобы устранить первую проблему, придется конструктивно улучшить кинопроектор. Для этого на вал проектора (вращающаяся часть) устанавливается небольшой датчик, который играет роль переключателя. Он подает сигнал на компьютер для захвата кадра в нужный момент. Это позволяет синхронизировать момент захвата.

Проблема может возникнуть при настройке датчика. Чтобы его работа была корректной, нужно снять с кинопроектора обтюратор. Благодаря этому время захвата кадра можно увеличить почти в 3 раза.

Перегрев пленки

Чтобы добиться максимального качества съемки покадровым методом, нужно достичь минимальной скорости движения пленки: от 10 кадров в секунду и меньше. Чем медленнее двигается полотно, тем больше оно нагревается. От этого значительно портится пленка. Велик риск ее порвать.

На самом деле в проекторах предусмотрена защита от перегрева. Для этого в них установлен тепловой фильтр, который перекрывает проекцию изображения (свет лампы), если скорость падает до 5 кадров в секунду и ниже.

Проблема в том, что примерно на этой скорости и требуется вести съемку при покадровом методе. Поэтому тепловой фильтр необходимо снять. Правда, вопрос защиты пленки никто не отменял. От перегрева ее можно спасти следующими способами:

  • самостоятельно контролировать скорость и отключать лампу при незапланированной остановке;
  • установить дополнительное охлаждение, например, в виде вентилятора;
  • заменить лампу накаливания на светодиодную, которая излучает тот же по мощности свет, но имеет гораздо меньшие тепловые потери.

В качестве вентилятора можно взять устройство охлаждения из системного блока компьютера. Его будет достаточно для управления проектором в ручном режиме.

съемка видео с экрана

Принцип работы датчика переключения

Датчик переключения представляет собой устройство, передающее сигнал на компьютер для захвата кадра и на вал для его вращения. Его можно взять из компьютерной мыши.

Принцип работы датчика следующий:

  1. Датчик передает сигнал на компьютер.
  2. Компьютер захватывает кадр.
  3. Как только кадр захвачен, вал меняет свое положение.
  4. Меняется кадр и датчик снова подает сигнал на компьютер.

Программы для захвата кадров на компьютере находятся в свободном доступе. Примерами такого софта являются Bandicam или Fraps. Правда, для корректной работы захвата понадобится вывести контакты сигнала датчика на компьютерную мышь.

Удаление обтюратора

От обтюратора можно избавиться двумя способами:

  • аккуратно выкрутить его из проектора;
  • срезать лопасти, перекрывающие свет от лампы.

Последний способ намного проще. Для его реализации понадобятся только ножницы по металлу. Правда, после удаления лопастей использовать проектор в нормальном режиме, то есть без мерцания кадров, уже не получится.

Как только необходимые доработки кинопроектора будут выполнены, можно переходить к захвату изображения с пленки и его оцифровке.

Суть метода заключается в том, чтобы установить камеру вплотную к объективу проектора и снимать изображение таким образом. Для его реализации понадобятся минимальные конструктивные изменения в проекторе, а именно потребуется сменить лампу на менее мощную.

Последнее производится из соображений уменьшения светового потока: чем выше показатель светового потока, тем качественнее получается проекция на более далеком расстоянии, но в данном методе расстояние от объектива проектора до проецируемой области (объектива камеры) минимальное.

устройство для оцифровки кинопленки 8 мм

Установка камеры и кинопроектора

Проектор и видеокамеру нужно установить на одну жесткую конструкцию, которая даст возможность менять положение проектора и камеры в пространстве (это требуется для того, чтобы совместить оптические оси).

Используемый объектив

Объектив, который применяется при таком методе оцифровки пленки, должен быть короткофокусным, ведь расстояние, на котором ему нужно фокусироваться, очень маленькое. Подойдет объектив от любой телескопической системы или даже объектив для макросъемки.

Оцифровка черно-белой пленки

Если производится оцифровка черно-белой пленки, то между объективами камеры и проектора нужно поставить световой фильтр, чтобы исключить появление виньетки. Лучше установить интерференционный фильтр, но подойдет и стандартный красный.

Особенности метода

  • съемка ведется почти с обычной скоростью и перегрев не страшен;
  • скорость проецирования будет снижена до 5 кадров в секунду, только если проектор хорошо прогрет; если проектор находится в холодном состоянии, скорость снижаться не будет;
  • непрогретый проектор не начнет работу на маленькой скорости; лучше установить этот параметр сразу на среднее значение, а затем постепенно опускать.

Определить на слух момент повышения скорости проектора сложно. Чтобы это сделать, можно записать звук и сравнить аудиодорожку с той, которая записана при нормальном режиме работы кинопроектора.

как оцифровать кинопленку в домашних условиях

Заключение

Конечно, существует множество методов оцифровки видеопленки, но те, что описаны в данной статье, применяются чаще всего, поэтому стоит тезисно выделить достоинства и недостатки каждого из способов.

Достоинства способа съемки с экрана:

  • простота съемки;
  • отсутствие необходимости конструктивно менять проектор.

Недостатки этого метода:

  • низкое качество изображения по сравнению с другими способами оцифровки 8 мм кинопленки.

Достоинства метода покадровой пересъемки:

  • возможность перегрева пленки;
  • необходимость серьезно модернизировать кинопроектор.
  • высокое качество изображения;
  • низкая вероятность перегрева пленки;
  • отсутствие необходимости внесения серьезных изменений в конструкцию проектора.

Таким образом, оцифровку пленки совсем не сложно произвести дома своими силами. Главное – следовать советам, которые описаны выше. Хотя, если есть риск испортить видеопленку, дело лучше доверить профессионалам, которые знают, как работать с таким материалом.

Стоит ожидать, что за такую работу потребуют немалую сумму. Например, в Москве минута материала в HD-разрешении может стоить около ₽350, поэтому в некоторых случаях проще, дешевле и быстрее оцифровать пленку самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов из различных видеосалонов.

Вместо вступления. Речь пойдет о 8 мм и 16 мм кинопленке без звука — популярном в прошлом бытовом формате домашних кинозаписей. Архивов таких пленок сохранилось много, и желание продлить им жизнь в цифровом виде приводит либо в специализированные компании, вроде нашей Студии Видео8, либо к самостоятельным попыткам оцифровки на дому, которым и посвящена эта статья. Что будет лучше для вас — вам и выбирать. Большинство из описываемых методов возможно повторить у себя дома. Многие бюджетные студии ими пользуются.

Пересъемка с экрана

Пересъемка в объектив

Метод покадровой пересъемки оптимален по соотношению цена/качество и отлично подходит для оцифровки домашних архивов. Разумеется, реализация метода может быть разной. Объектив, источник света, лентопротяжка, датчики кадров — во всем этом скрываются нюансы, которые могут приводить к результату разного качества. Так что будьте бдительны — не все йогурты одинаково полезны, и не всякая птица долетит до середины Днепра…

А как именно делаем оцифровку мы? Не на коленке, как в ролике, не бойтесь. Подробности можно узнать в описании нашей покадровой пересъемки. В защиту метода скажу, что несколько отечественных телеканалов для подготовки своих сюжетов выбрали у нас именно его, как наиболее контролируемый и настраиваемый.

Покадровое телекино

Чем же хороши или, напротив, не хороши готовые телекино машины? Удобно, когда аппарат выполняет все этапы работы сам, а все его части подогнаны друг к другу, кадры отлично синхронизированы, не смазываются и не мерцают. Однако детали таких систем не рассчитаны на работу с бобиной, которую как и где попало хранили более 30 лет. А именно такие 8 мм пленки нам приносят чаще всего, и перед зарядкой в машину с ними надо проводить определенные подготовительные работы. Особенно не жалуют иностранные аппараты пленку 2×8 — это как бы 16 мм пленка, но ее отснимают дважды по половине, и после съемки разрезают вручную специальным ножом. Получается две пленки по 8 мм, после чего их можно заправлять в кинопроектор. Разумеется, после ручной резки ширина пленки гуляет как попало в диапазоне от 7 до 9 мм, так что она либо вихляет в кадровом окне, рассчитанном с буржуйской педантичностью ровно на 8 мм ширины, либо застревает наглухо. Иностранцы, увидев это, просто разводят руками (кто ж мог знать-то), а на выручку приходит старая добрая Русь — наши вот оказывается все это знали. Вот почему в арсенале Студии Видео8 помимо различных телекино, всегда есть в запасе 2-3 советских кинопроектора.

Год помучившись поработав на таком американском телекино, мы без особых ожиданий какого-то чуда заменили Tobin TVT-D8 на её новую HD-модификацию и с удивлением заметили, что недостатки, которые мы находили в недорогих установках телекино ранее, в ней уже устранены: протяжка пленки стала существенно лучше, грейфер теперь можно регулировать под каждую пленку (особенно актуально, если на перфорации есть выбоины), внутри вместо дешевой матрицы с маленьким объективом стоит качественная камера машинного зрения (КМЗ). Картинка, полученная в HD-разрешении, даже при дожатии до обычного DVD-формата 720×576 выглядит более четкой и менее шумной. Прогресс налицо.

Захват при непрерывном движении пленки

Наш аналог американской Retro8

И под конец хотелось бы сказать несколько слов о редком методе, который принципиально отличается от всех предыдущих. Как обычно пленка движется в проекторе? Нервными как современный ритм жизни рывками — каждый кадр некоторое время неподвижно стоит в кадровом окне, а потом быстро сменяется на следующий. Это главная особенность, без которой немыслим ни один кинопроектор. Не будь этих рывков, мы бы видели на экране размазанную мешанину.

Однако, современные цифровые камеры могут иметь очень короткие выдержки, позволяющие хватать четкий кадр на лету, даже если пленка движется равномерно и вообще не останавливается. На этом и основан метод. Пленка плавно и равномерно перематывается с бобины на бобину, словно это аудио катушка — никаких зубчатых колес, грейферов и прочих технических ухищрений. Упрощается механика машины, а задача по распознаванию кадра перекладывается на программное обеспечение.

У программного распознавания есть свои недостатки. Это очень медленный способ захвата. Если пытаться наращивать скорость, то либо ПО не успеет обработать поступивший кадр, либо камера смажет картинку. А если пленка со стороны перфорации засвечена, а такое тоже бывает, машина может вообще не распознать границы кадра. Любопытно, что дорогие телекино вроде Muller HD, в которых за позиционирование кадров отвечает лазер, не менее капризны, чем бюджетные Moviestuff или наш аналог, в которых лазера нет и распознавание полностью программное. Однако, последние модели Retro8 Pro и Universal уже обзавелась фотодатчиком перфорации, так что скорость и четкость распознавания стала выше. Эволюция продолжается…

Еще немного о достоинствах метода непрерывной подачи пленки. Телекино с непрерывным движением, в отличие от грейферных, не боятся неаккуратных склеек, разбитые края перфорации или скрученная пленка не приведут к дрожанию кадра. По мере развития ПО функционал машины может расширяться: а это и улучшение алгоритма распознавания, и поддержка новых форматов, и фильтры для реставрации на лету и прочее, на что хватит сил у программистов.

Таким образом, достоинства и недостатки тех и других машин компенсируют друг друга и, если позволяют средства, было бы неплохо иметь в арсенале оба вида, выбирая под конкретную пленку лучшую для нее аппаратуру. Надо побыстрее, пленка засвечена как попало, но ровная и хорошо сохранилась — выбираем машину с грейфером. Время есть, пленка хорошо экспонирована, но перфорация разбита от частого просмотра — выбираем машину с непрерывной протяжкой. Пленка намотана на зубочистки, склеена медицинским лейкопластырем или соединена скрепками — рано вам в машину, добро пожаловать на подготовительные работы…

© Андрей Маховиков, Студия Видео8

Как пройти от метро Сокольники

Карта проезда в Студию Видео8

Адрес: Москва, ул. Маленковская, д.32 стр.3. Пн-Пт: 10:00-21:00, Сб: 11:00-19:00.

Сергей Громаков

Оцифрованная пленка дает уникальную возможность получить доступ к старым видеозаписям на большом экране современного телевизора.

Сергей Громаков

Сергей Громаков

1. Оцифровка кинопленки. Пересъёмка с экрана.
Возможно не самый качественный, но достаточно простой способ. Вешаем экран (желательно не очень большой, ровный и не отсвечивающий) подойдёт лист бумаги формата А3, устанавливаем кинопроектор, рядом с ним камеру. После чего запускаем кино и настраиваем резкость. Здесь важно отметить, что настраивать резкость необходимо в ручном режиме, т.к. при при автоматической её настройке камера будет стараться подстроиться под кадр сама, что приведёт к нестабильности и ухудшению резкости изображения. Все. Отматываем плёнку назад, включаем камеру и запускаем кино. Вообще лучше всего снять камеру с автоматики полностью и все необходимые настройки производить вручную.
Важную роль играет отклонение оси проектора относительно видеокамеры. Чем оно больше, тем больше геометрические искажения экрана, поэтому что бы избежать этих нежелательных последствий нужно располагать камеру и кинопроектор как можно ближе друг к другу. Полностью избежать геометрических искажений можно вставив в рамку белую матовую бумагу или другой материал, позволяющий демонстрировать проецируемое на него изображение на просвет. Тогда камера и кинопроектор будут ориентированы друг напротив друга. Изображение при такой съёмке получается зеркальным, а это устраняется перемоткой бобин с переворачиванием плёнки.

Сергей Громаков

Arcady Stoorbin

"Для синхронизации fps нужно оцифровывать покадрово всю плёнку, а затем в редакторе генерировать фильм из захваченных кадров"

- Так какой именно способ нормализации скорости кинопленки к скорости видео применяется Вами при "генерации фильма" ?
Очевидно, что до 25-ти кадров стандартного видео в видеоряд по некоему алгоритму д.б. добавлены доп.кадры.
По какому принципу это происходит?
(напр., некоторые кадры просто дублируются, или смешиваются соседние и т.п.)

Сергей Громаков

В этой статье говорят о другой проблеме, о не совпадении частоты проектора и видеокамеры при потоковом копировании фильма. Мы применяем покадровый способ и никакаких проблем нет.

Сергей Громаков

при последующем редактировании фильма часть кадров дублируются, чтобы из 18 кадров в секунду сделать 25.

Читайте также: