Обществознание своими руками
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Носова Ольга Александровна
Организация: МАОУ «Ныробская СОШ имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко
Населенный пункт: Пермский край, Чердынский г.о., п. Ныроб
Цель: демонстрация опыта работы с обществоведческими понятиями на уроках обществознания.
Задачи:
- познакомить педагогов с учебным моделированием понятий при помощи логического, семантического, генетического и этимологического способов;
- применить принципы демонстрируемого приёма в ходе практического задания;
- создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса.
1. Теоретическая часть.
Перед вами на столе лежат предметы (глобус, молекула, макет самолета)
Определите, пожалуйста, обобщающее слово. Как вы думаете, зачем созданы эти модели?
Человек часто имеет дело с объектами, процессами и явлениями, недоступными для непосредственного восприятия. Причины этого могут быть разными:
- молекулы слишком малы для наблюдения;
- процесс формирования горных цепей на поверхности Земли идет слишком медленно;
- условия в центре атомного взрыва исключают присутствие человека;
- архитекторы, конструкторы, работники многих других профессий должны представлять себе объекты, которые еще не существует.
Подобные модели позволяют в наглядной форме представить такие объекты, явления и процессы.
Но на уроках обществознания чаще всего нам необходимо познакомить учащихся с каким-либо абстрактным понятием: его нельзя потрогать, нарисовать себе в воображении, смоделировать…
Поэтому, я считаю, что учебное моделирование позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность.
Существует четыре основных способа определения понятий:
- логический;
- описательный;
- генетический;
- этимологический.
С описанием данных способов вы можете ознакомиться в информационном буклете, но более подробно мы остановимся сегодня на логическом и этимологическом способах.
Я предлагаю использовать знаковую информационную модель, своеобразную ФОРМУЛУ понятия, в которой отражены основные минимальные требования.
ПОНЯТИЕ - + , где - родовое понятие, а - признак, относящийся к характеристике данного понятия, НО отличающий его от других понятий
ПРИ ЛОГИЧЕСКОМ или РОДОВИДОВОМ способе определение формулируется через более широкое по смыслу родовое понятие. Сначала указывается, к какому родовому понятию относится искомое, затем выделяется его главная особенность, которая отличает определяемое понятие от всех остальных внутри родового.
Акция — вид ценной бумаги, владельцы которой получают дивиденды.
Облигация – вид ценной бумаги, владельцы которой имеют право на получение фиксированного процента.
И здесь вспомогательными словами будут: часть, элемент, составляющая, один из, вид, институт, организация
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ носит вспомогательный характер и применяется дополнительно к логическому или описательному, если этимологическое значение хотя бы частично совпадает с современным значением слова.
Обратите внимание в буклете на словарик, в котором размещены переводы слов. Они являются хорошим дополнением при работе с понятиями.
2. Практическая часть.
У вас на столах лежат рабочие листы с техническим заданием (Приложение). Внимательно изучите задание и выполните его.
(работа в группах, рефлексия по выполнению заданий)
Спасибо! Обе группы отлично справились с заданием.
Однако, хотелось бы отметить, что данный прием (с ментальными картами, схемами, словарём) целесообразно использовать при введении нового понятия.
В дальнейшем, с учетом усвоения всех составляющих данного способа, ученик опирается на имеющиеся обществоведческие знания. При работе с заданиями КИМов необходимо раскрыть смысл понятия без какой-либо опоры. Но систематическое использование представленной МОДЕЛИ работы с учебным материалом позволит нам выполнить 25 задание ЕГЭ по обществознанию.
Итак, приступим. Перед вами техническое задание:
Давайте заслушаем результаты групп. Оцените задания противоположной группы.
А сейчас, вам необходимо представить себя в роли учащихся и аргументировать целесообразность использования технологии учебного моделирования на уроках обществознания.
Время, которое оста-ётся после выполнения обязательных дел, назы-вают свободным време-нем.
Содержимое разработки
Свободное время
Алиева Эмилия 5 б класс
1. Что такое свободное время.
2. Свободное время и занятие физкультурой.
3. Свободное время, телевизор, компьютер, телефон.
4. Своими руками.
5. Что такое хобби.
Что такое свободное время
Свободное время и занятия физкультурой
Свободное время и телевизор, компьютер, телефон
Своими руками
Что такое хобби
Давай повторим главное
Давай повторим главное
- Подумай, кто из подростков провёл свободное время с толком:
Саша простоял на одной ноге без опоры
33 минуты 20 секунд.
Марина выдула из жвачки пузырь в половину своей головы.
Витя поймал 14 мух.
Сергей каждое утро гулял со щенком.
Олег 2 часа 15 минут без перерыва смотрел в окно на улицу.
-75%
ВРЕМЯ – определенный момент, в который происходит что-нибудь. ВРЕМЯ – промежуток той или иной деятельности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет. ВРЕМЯ – продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.
Саша простоял на одной ноге без опоры
33 минуты 20 секунд.
Марина выдула из жвачки пузырь в половину своей головы.
Витя поймал 14 мух.
Сергей каждое утро гулял со щенком.
Олег 2 часа 15 минут без перерыва смотрел в окно на улицу.
В течении дня каждый из вас делает много полезных, обязательный дел.
Современный человек очень часто задумывается над альтернативой покупки тех или иных вещей. В настоящее время масса возможностей, чтобы создать что-то своими руками. Однако одни ею пользуются, а другие – игнорируют.
Почему так важно делать что-то своими руками?
Прежде стоит сказать о том, что творческий и созидательный процесс он вдохновляет и настраивает на позитив. Предметами, сделанными собственноручно, можно гордиться и показывать их окружающим. Одобрительная реакция может стать поводом для радости и хорошего настроения.
Вещи, созданные своими руками, неповторимые в деталях и эксклюзивные. Большинству импонирует этот факт. Сегодня очень много стандартного и обыденного. Творчество и самодеятельность помогут вырваться из этого круга.
Создавать что-то своими руками очень интересно и захватывающе. Это уникальная возможность попробовать свои силы в том или ином направлении. Процесс мотивирует на ещё большие достижения. Человек способен на многое. Здорово постоянно это доказывать. Вещи, сделанные своими руками, способны значительно облегчить жизнь, и открыть доступ к новым уникальным возможностям.
Читайте также: