Обществознание своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Носова Ольга Александровна

Организация: МАОУ «Ныробская СОШ имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко

Населенный пункт: Пермский край, Чердынский г.о., п. Ныроб

Цель: демонстрация опыта работы с обществоведческими понятиями на уроках обществознания.

Задачи:

  • познакомить педагогов с учебным моделированием понятий при помощи логического, семантического, генетического и этимологического способов;
  • применить принципы демонстрируемого приёма в ходе практического задания;
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса.

1. Теоретическая часть.

Перед вами на столе лежат предметы (глобус, молекула, макет самолета)

Определите, пожалуйста, обобщающее слово. Как вы думаете, зачем созданы эти модели?

Человек часто имеет дело с объектами, процессами и явлениями, недоступными для непосредственного восприятия. Причины этого могут быть разными:

  • молекулы слишком малы для наблюдения;
  • процесс формирования горных цепей на поверхности Земли идет слишком медленно;
  • условия в центре атомного взрыва исключают присутствие человека;
  • архитекторы, конструкторы, работники многих других профессий должны представлять себе объекты, которые еще не существует.

Подобные модели позволяют в наглядной форме представить такие объекты, явления и процессы.

Но на уроках обществознания чаще всего нам необходимо познакомить учащихся с каким-либо абстрактным понятием: его нельзя потрогать, нарисовать себе в воображении, смоделировать…

Поэтому, я считаю, что учебное моделирование позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность.

Существует четыре основных способа определения поня­тий:

  1. логический;
  2. описательный;
  3. генетический;
  4. этимологический.

С описанием данных способов вы можете ознакомиться в информационном буклете, но более подробно мы остановимся сегодня на логическом и этимологическом способах.

Я предлагаю использовать знаковую информационную модель, своеобразную ФОРМУЛУ понятия, в которой отражены основные минимальные требования.

ПОНЯТИЕ - + , где - родовое понятие, а - признак, относящийся к характеристике данного понятия, НО отличающий его от других понятий

ПРИ ЛОГИЧЕСКОМ или РОДОВИДОВОМ способе определение формулируется через более широкое по смыслу родовое понятие. Сначала указывается, к какому родовому понятию относится искомое, затем выделяется его главная особенность, которая отличает определяемое понятие от всех остальных внутри родового.

Акция — вид ценной бумаги, владельцы которой полу­чают дивиденды.

Облигация – вид ценной бумаги, владельцы которой имеют право на получение фиксированного процента.

И здесь вспомогательными словами будут: часть, элемент, составляющая, один из, вид, институт, организация

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ носит вспомогательный характер и применяется дополнительно к логическому или описатель­ному, если этимологическое значение хотя бы частично совпа­дает с современным значением слова.

Обратите внимание в буклете на словарик, в котором размещены переводы слов. Они являются хорошим дополнением при работе с понятиями.

2. Практическая часть.

У вас на столах лежат рабочие листы с техническим заданием (Приложение). Внимательно изучите задание и выполните его.

(работа в группах, рефлексия по выполнению заданий)

Спасибо! Обе группы отлично справились с заданием.

Однако, хотелось бы отметить, что данный прием (с ментальными картами, схемами, словарём) целесообразно использовать при введении нового понятия.

В дальнейшем, с учетом усвоения всех составляющих данного способа, ученик опирается на имеющиеся обществоведческие знания. При работе с заданиями КИМов необходимо раскрыть смысл понятия без какой-либо опоры. Но систематическое использование представленной МОДЕЛИ работы с учебным материалом позволит нам выполнить 25 задание ЕГЭ по обществознанию.

Итак, приступим. Перед вами техническое задание:

Давайте заслушаем результаты групп. Оцените задания противоположной группы.

А сейчас, вам необходимо представить себя в роли учащихся и аргументировать целесообразность использования технологии учебного моделирования на уроках обществознания.


›Время, которое оста-ётся после выполнения обязательных дел, назы-вают свободным време-нем.

Содержимое разработки

Свободное время Алиева Эмилия 5 б класс

Свободное время

Алиева Эмилия 5 б класс

План урока: 1. Что такое свободное время. 2. Свободное время и занятие физкультурой. 3. Свободное время, телевизор, компьютер, телефон. 4. Своими руками. 5. Что такое хобби.

1. Что такое свободное время.

2. Свободное время и занятие физкультурой.

3. Свободное время, телевизор, компьютер, телефон.

4. Своими руками.

5. Что такое хобби.

Что такое свободное время Время, которое оста-ётся после выполнения обязательных дел, назы-вают свободным време-нем . Оно нужно для отдыха и занятий по интересам. Для собственного разви-тия и получения удоволь-ствия. Время надо учиться правильно распреде-лять.

Что такое свободное время

Свободное время и занятия физкультурой

Свободное время и телевизор, компьютер, телефон

Своими руками

Что такое хобби

Давай повторим главное

Давай повторим главное

  • Подумай, кто из подростков провёл свободное время с толком:

Саша простоял на одной ноге без опоры

33 минуты 20 секунд.

Марина выдула из жвачки пузырь в половину своей головы.

Витя поймал 14 мух.

Сергей каждое утро гулял со щенком.

Олег 2 часа 15 минут без перерыва смотрел в окно на улицу.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВРЕМЯ определенный момент, в который происходит что-нибудь. ВРЕМЯ – промежуток той или иной деятельности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет. ВРЕМЯ – продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.

Саша простоял на одной ноге без опоры

33 минуты 20 секунд.

Марина выдула из жвачки пузырь в половину своей головы.

Витя поймал 14 мух.

Сергей каждое утро гулял со щенком.

Олег 2 часа 15 минут без перерыва смотрел в окно на улицу.

В течении дня каждый из вас делает много полезных, обязательный дел.

Почему важно уметь делать что-то своими руками

Современный человек очень часто задумывается над альтернативой покупки тех или иных вещей. В настоящее время масса возможностей, чтобы создать что-то своими руками. Однако одни ею пользуются, а другие – игнорируют.

Почему так важно делать что-то своими руками?

Прежде стоит сказать о том, что творческий и созидательный процесс он вдохновляет и настраивает на позитив. Предметами, сделанными собственноручно, можно гордиться и показывать их окружающим. Одобрительная реакция может стать поводом для радости и хорошего настроения.

Вещи, созданные своими руками, неповторимые в деталях и эксклюзивные. Большинству импонирует этот факт. Сегодня очень много стандартного и обыденного. Творчество и самодеятельность помогут вырваться из этого круга.

Создавать что-то своими руками очень интересно и захватывающе. Это уникальная возможность попробовать свои силы в том или ином направлении. Процесс мотивирует на ещё большие достижения. Человек способен на многое. Здорово постоянно это доказывать. Вещи, сделанные своими руками, способны значительно облегчить жизнь, и открыть доступ к новым уникальным возможностям.

Читайте также: