Нельзя мечту свою хватать руками нельзя мечту свою держать в руках

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Когда снежинку, что легко летает, Как звездочка упавшая скользя, Берешь рукой - она слезинкой тает, И возвратить воздушность ей нельзя.

Когда пленясь прозрачностью медузы,
Ее коснемся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключенный в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.

Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах
Видать не грезу, а земную быль -
Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!

Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!

Нельзя тому, что было грустью зыбкой,
Сказать: Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!
Твоя любовь была такой ошибкой, -
Но без любви мы гибнем. Чародей!

LEL567

\u0421\u0440\u0430\u0432\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 - \"\u041a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0441\u043d\u0435\u0436\u0438\u043d\u043a\u0443, \u0447\u0442\u043e \u043b\u0435\u0433\u043a\u043e \u043b\u0435\u0442\u0430\u0435\u0442,

\u041a\u0430\u043a \u0437\u0432\u0435\u0437\u0434\u043e\u0447\u043a\u0430 \u0443\u043f\u0430\u0432\u0448\u0430\u044f \u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u0437\u044f\"

\u041c\u0435\u0442\u0430\u0444\u043e\u0440\u0430 - \"\u041a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0445\u043e\u0442\u0438\u043c \u043c\u044b \u0432 \u043c\u043e\u0442\u044b\u043b\u044c\u043a\u0430\u0445-\u0441\u043a\u0438\u0442\u0430\u043b\u044c\u0446\u0430\u0445

\u0412\u0438\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0435 \u0433\u0440\u0435\u0437\u0443, \u0430 \u0437\u0435\u043c\u043d\u0443\u044e \u0431\u044b\u043b\u044c\"

\u042d\u043f\u0438\u0442\u0435\u0442 - \"\u0411\u0435\u0440\u0435\u0448\u044c \u0440\u0443\u043a\u043e\u0439 \u2014 \u043e\u043d\u0430 \u0441\u043b\u0435\u0437\u0438\u043d\u043a\u043e\u0439 \u0442\u0430\u0435\u0442,

\u0418 \u0432\u043e\u0437\u0432\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0432\u043e\u0437\u0434\u0443\u0448\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0435\u0439 \u043d\u0435\u043b\u044c\u0437\u044f.\"

\u0410\u043d\u0430\u0444\u043e\u0440\u0430 - \"\u041d\u0435\u043b\u044c\u0437\u044f \u043c\u0435\u0447\u0442\u0443 \u0441\u0432\u043e\u044e \u0445\u0432\u0430\u0442\u0430\u0442\u044c \u0440\u0443\u043a\u0430\u043c\u0438,

\u041d\u0435\u043b\u044c\u0437\u044f \u043c\u0435\u0447\u0442\u0443 \u0441\u0432\u043e\u044e \u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0442\u044c \u0432 \u0440\u0443\u043a\u0430\u0445!

\u041d\u0435\u043b\u044c\u0437\u044f \u0442\u043e\u043c\u0443, \u0447\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u0433\u0440\u0443\u0441\u0442\u044c\u044e \u0437\u044b\u0431\u043a\u043e\u0439\"

\u0418\u043d\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u044f - \"\u0418 \u0432\u043e\u0437\u0432\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0432\u043e\u0437\u0434\u0443\u0448\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0435\u0439 \u043d\u0435\u043b\u044c\u0437\u044f.\"

\u041f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0435 \u0437\u0430\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0443\u0436\u0435 \u0435\u0441\u0442\u044c

Ирина Иванова

Ирина Иванова

Так
Почему ты плачешь? — Так. —
Плакать так смешно и глупо.
Зареветь, не кончив супа!
Отними от глаз кулак!

Если плачешь, есть причина.
Я отец, и я не враг.
Почему ты плачешь? — Так. —
Ну какой же ты мужчина?

Отними от глаз кулак!
Что за нрав такой? Откуда?
Рассержусь, и будет худо!
Почему ты плачешь? — Так.

Ирина Иванова

Марина Цветаева
Мы с Вами разные…
Мы с Вами разные,
Как суша и вода,
Мы с Вами разные,
Как лучик с тенью.
Вас уверяю — это не беда,
А лучшее приобретенье.

Мы с Вами разные, Какая благодать!
Прекрасно дополняем Мы друг друга.
Что одинаковость нам может дать?
Лишь ощущенье замкнутого круга.

Ирина Иванова

Ирина Иванова

Марина Цветаева
Ошибка
Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой — она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.

Когда пленясь прозрачностью медузы,
Ее коснемся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключенный в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.

Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах
Видать не грезу, а земную быль —
Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!

Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!

Ирина Иванова

Марина Цветаева
Домики старой Москвы
Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Всё исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла́.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?

Где клавесина аккорды,
Тёмные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых ворота́х,

Кудри, склонённые к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!

Домики с знаком породы,
С видом её сторожей,
Вас заменили уроды, —
Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы — их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.



  • Согласны ли вы с оценкой первого сборника стихов Цветаевой?
  • На какие особенности поэтического почерка Цветаевой обратил внимание блистательный автор стихотворений, виднейший деятель серебряного века?

Обратите внимание на название стихотворения

Заглавие может быть

  • нейтральным (указывать на образ или тему произведения);
  • художественно значимым, выражающим проблематику

или авторскую позицию.

Нередко заглавие – многозначительный художественный образ, смысл которого раскрывается по ходу произведения.

Определим тему (о чём?)

Идея (главная мысль)

Художественные образы

Образ лирической героини

(тождествен автору), ее легкость и воздушность

Нежность, чувствительность и беззащитность героини. Образ ее мечты

  • Образ влюбленного Чародея
  • Образ ошибки-любви
  • Образ ответа – отказа
  • Символика мечты

Лирическая героиня, как объект мечтаний лирического героя, необыкновенна: нежная, чувствительная, яркая – воплощенная мечта


Стихотворение начинается с описания красоты Божьего мира, который Цветаева воспринимает как чудо.

  • Вот снежинка – легкая, воздушная, сравнивается со звездой. Мы словно ощущаем скольжение звезды-снежинки по небосклону – невероятно плавное, текучее, неуловимое. Но прикосновение руки (даже слабое) превращает снежинку в слезинку – очень говорящий образ! Утрачены волшебные формы, пропала легкость, воздушность, грациозность движения.

Вернуться к своей первозданности снежинка не в силах; капелька воды, даже из прекрасной снежинки, на холоде превратится только в льдинку, твердую и бесформенную: красота порушена – и вернуть ейвоздушность никому не дано…

Перед нами открывается трепетный внутренний мирлирической героини. Он полностью совпадает с духовным миром юного автора – М.Цветаевой. Потрясает ее чуткость к красоте, зоркостьк окружающему миру. Душа её светлая, тонкая, чистая – хрустальная.

Нам открываются и изящество, и мудрость, и философичность мысли юной поэтессы. Ведь не случайно она изображаетгибель снежинки: всем сердцем чувствует неминуемое разрушение от даже осторожного прикосновенияк чему-то высокому и возвышенному.

  • Во второй строфе Цветаева создает невероятный образ медузы. Строится он по такому же смысловому и композиционному рисунку, как и в 1 строфе.

Схема композиции первых трех строф. Проследим заперемещением образов в пространстве и развитием поэтической мысли


Почему Цветаеванастойчиво повторяет из строфы в строфу одну и ту же мысль и одинаково строит первые 3 катрена?

  • Вероятно, эти мысли очень важны для нее. Нарочитые смысловые и композиционные повторы в первых трех строфах, называемые параллелизмом,создают единую картину природы, которая очень напоминает мир людей, человеческих отношений. Думаем, что в плену этих мыслей и душа поэта.

Повторы, таким образом, уточняют, углубляют, укрупняют, усложняют поэтическую мысль.

У романтически настроенной Цветаевой-гимназистки мироощущение связано с мечтами, со стремлением к идеалу, высшим духовным ценностям, к исключительности. Из биографических материалов мы знаем, что она любит одиночество и предпочитает его общению. Но и мечта у нее воздушная, чистая, прозрачная, хрустальная, кристальная, чистая, как слеза, ясная, высокая, возвышенная, нежная, яркая – и в то же время хрупкая, очень ранимая. Синонимический ряд указывает на тончайшие оттенки этого слова.

Именно на хрупкости и ранимости мечты автор сосредоточил свою мысль. Звучит мольба-требование лирической героини:

Нельзя мечту свою хватать руками,

Нельзя мечту свою держать в руках!

Ибо утрачивается свет мечты от неверного шага, разрушается возвышенный строй души.



Всего через два года в Коктебеле у поэта Волошина Марина встретит человека, любовь к которому пронесет через всю последующую трагическую жизнь. Хотя много будет увлечений, отношений с другими (книжных, романных, реальных), но всегда будет возвращаться к своему мужу, Сергею Эфрону.


Через последние строфы несказанной эмоциональности мы увидим новые черты духовного облика лирической героини: открытость, смелость, ясновидение, мудрость, честность, высоту и чистоту, равную, по словам Цветаевой, совести – нравственному эталону, которым будет поверять сделанное; твердость, взрослость (в отличие от Чародея), сочувствие к людям, душевную тонкость и стойкость. А ей всего 16 лет… Безмерность абсолютная…

  • Образ Чародея – человека, несомненно, близкого духовному строю Цветаевой, ее мыслям и переживаниям; захлестывающий лиризм (тройная мольба) убеждают читателя в том, что лирическая героиня, да и любящий ее Чародей ощущают утрату чего-то значимого и важного, внезапно ускользающего.

Посвящение произведения определенному лицу – очень важный факт в понимании смысла.

Чародей – это Эллис (Л.Л.Кобылинский), знаток мировой поэзии, историк литературы, значительный поэт, литературный критик и философ символизма, по совместительству еще и гувернер двух осиротевших девочек-сестер Марины и Анастасии Цветаевых. Мама 2 года назад умерла, папа в длительной командировке в Каире.


Нам ровно 30 лет обеим:

Живущий – чем и как, - Бог весть!

Не знаю, есть ли Бог на небе?

Уже сейчас, на этом свете,

Все до единого грехи

Тебе отпущены за эти

«С тобою раздвигались стены

Где б ни сомкнулись наши веки,

В безлюдии каких пустынь –

Ты – наш и мы – твои. Во веки

В поэме образ Чародея получил свою законченность.

Поэтому-то он и стал Чародеем, близким другом, которому можно поведать обо всем.

О Чародее мы теперь знаем достаточно. Осталось понять, о какой ошибке идет речь в стихотворении.




Каким образом литературные приёмы и художественные средства

(смысловой и композиционный)

Углубление художественного образа

Снежинка … как звездочка, упавшая слезинкой;

Компоненты художественного мира



Читайте также: