Натюрморты своими руками фотографии

Обновлено: 04.07.2024

Натюрморт в фотографии — это жанр фотоискусства, который изображает неодушевленные предметы в наиболее эстетичном, выразительном или креативном виде. Чаще всего снимают цветы, посуду, фрукты и винтажные изделия. Натюрморт в фотографии востребован в рекламной индустрии. Популярное направление food-фотографии — его частный случай. В художественном фото вещи часто наделяются символическим значением или через них показывается жизнь отсутствующего в кадре человека.

История натюрморта в фотографии

Фотонатюрморт в XIX веке находился под сильным влиянием живописи. Авторы пытались повторить содержание и композицию знаменитых картин. Известно, что Уильям Тальбот называл авторитетным образцом искусство голландцев. Мастера снимали цветочные букеты, дичь и сюжеты Ванитас с черепами.

В XX веке фотохудожники стали отходить от традиций и искать новые приемы в технике и содержании. Они экспериментировали с ракурсами, использовали приближенную съемку и помещали в объектив станки вместо цветов. Отражение в фотоискусстве нашли сюрреализм и дадаизм. В таком ключе работал фотохудожник Ман Рэй (Man Ray), пример — снятый им засохший лист, похожий на когтистую лапу. В России с фотонатюрмортом работал Александр Родченко.

Во второй половине XX века жанр стал востребованным в рекламной индустрии. В этом направлении много работал Ирвин Пенн (Irving Penn) — один из наиболее влиятельных фотографов XX столетия. Его натюрморт впервые в истории попал на обложку модного журнала. Сейчас подобные снимки встречаются повсеместно, в том числе у блогеров в социальных сетях.

Натюрморт в фотографии. Обложка журнала Vogue от 1 октября 1943 года с натюрмортом Ирвина Пенна

Особенности съемки натюрморта

Работая в жанре натюрморта, автор не пытается запечатлеть момент, а сам создает образ и доводит его до полного соответствия замыслу. Навыки, необходимые для репортажного фото, здесь обычно не нужны. Особенности съемки натюрморта заключаются в умении выстраивать композицию, кадрировать, чувствовать цвет и свет.

Начинающие фотографы часто сталкиваются с тем, что предметы на снимке кажутся набором разрозненных вещей. Их необходимо расположить так, чтобы между объектами образовалась связь и взгляд воспринимал картину как единое целое. Подбор фона также требует внимания. Он способен как испортить образ, так и придать вещам неожиданный вид.

Съемка неподвижных объектов — удобная возможность отточить приемы работы с освещением и другие технические навыки. С этой целью к ней обращаются многие, хотя по популярности жанр уступает пейзажу и портретным фото.

Самые известные авторы натюрмортов в фотографии

Мастера, полностью посвятившие себя фотонатюрмортам, встречаются редко. Но многие знаменитые фотохудожники оставили заметный след в этом направлении. Вот несколько известных авторов натюрмортов в фотографии:

Натюрморт часто используется для совершенствования классических приемов в фотоискусстве или для творческих экспериментов. Когда в объективе оказываются неподвижные предметы, автор может не спешить и наслаждаться процессом съемки. Не торопясь перебирать разные варианты освещения и расстановки объектов — увлекательный процесс, который стоит попробовать каждому фотографу.

Опытные фотолюбители рассказывают, что постоянно фотографируют различные поверхности (стены, солому, ткани и тому подобное), чтобы набрать коллекцию текстур и потом экспериментировать, пробуя использовать их в качестве фона для натюрморта. Если мы внимательно рассмотрим работы многих фотографов, обнаружим, что именно такой картонный задний план они и используют на своих изображениях.

Но мне больше нравится фотографировать так, чтобы компьютерной обработки было как можно меньше, поскольку искусственное вмешательство всегда заметно зрителю. Поэтому мне и захотелось сделать фон для натюрморта из натуральных досок. Причем, требовалась состаренная древесина – свежие доски не подходили.

В поисках подходящего материала объехал окрестности Екатеринбурга в радиусе 30 км. Искал старый забор у какого-нибудь заброшенного строения. Как назло, ничего подходящего найти не смог. Поразмыслив, решил, что хороший фон можно собрать из деревянных поддонов, на которых перевозят грузы, и которые можно найти у любого продуктового супермаркета в большом количестве.

Но и здесь неудача: все экземпляры, что мне встречались, также оказались относительно новыми и не подходили для моей задумки. Только после долгих блужданий во дворе какого-то предприятия я обнаружил в снегу повидавшую многое в своей жизни транспортную тару, которую я внимательно осмотрел и торжественно доставил домой.

Во избежание катастрофических последствий для семейных отношений, на время изготовления своей студии для съемки натюрмортов, жена отправлена в гости к подруге. Поддон оставлен в тепле, чтобы растаял снег и наросты льда. Приготовил инструмент для разборки конструкции: ножовка, топор, молоток.

Хм… кто же знал, что поддоны собирают на совесть! Все элементы скреплены спирально закрученными гвоздями с квадратным сечением. Получается такой особенный шуруп, никак не желающий выходить и намертво держащий древесину. А моя задача – получить доски так, чтобы не появилось ни одной лишней трещинки.

Два часа работы, десять ударов молотком по пальцам, сотня матерных слов – исходный материал для изготовления фона для натюрморта при естественном свете от окна готов: целая груда старых досок.

Как видно на фотографии, у меня появилось еще несколько фактурных деревянных кубиков и куча ржавых гвоздей. Их тоже выбрасывать не будем – пригодятся, может быть, в качестве фона для макросъемки и для тех же натюрмортов.

Фотография 6. Мой натуральный фон для натюрморта, который в дальнейшем я часто использовал для съемки различных сюжетов.

Фотография 6. Мой натуральный фон для натюрморта, который в дальнейшем я часто использовал для съемки различных сюжетов.

Собой она представляет два щита, соединяемых и удерживаемых в перпендикулярном положении друг относительно друга деревянной доской со спилом под 45 градусов, шурупами и мебельными уголками для упора. Разбирается и собирается за 5 минут.

По ссылке справа внизу или верху вы можете прочитать следующую часть отчета, где показано, как я ставил натуральный свет от окна, с какими проблемами столкнулся при использовании моего детища. А ниже в таблице перечислены другие рассказы, в которых можно посмотреть примеры использования описанного сегодня фона для натюрморта в разных условиях, и не только его.

Съемка натюрморта в домашних условиях

Натюрморт при своей кажущейся простоте самый, пожалуй, сложный жанр фотографии. В переводе с французского натюрморт (nature morte) — мертвая природа. То есть натюрморт представляет собой совокупность неодушевленных предметов.

Освещение натюрморта

Огромную роль здесь играют различные нюансы освещения. Использование мягкого рассеянного света часто помогает достичь наилучшего эффекта, а рефлекторы (они же отражатели) выделяют форму и в то же время устраняют тени.
Для выявления формы и фактуры лучше воспользоваться направленным светом. Часто простейшая схема когда бестеневой свет в сочетании с ненамного большим по мощности направленным отлично выявит форму предметов.

Съемка натюрморта в домашних условиях

Отличный натюрморт можно снять в домашних условиях, не используя специальных осветительных приборов. Прекрасно подойдет свет от окна, его можно заклеить, закрыть или заслонить чем-нибудь (в том числе и шторами) и регулировать количество падающего света. Превратить окно в специальный источник света тоже достаточно просто. Надо повесить на окно жалюзи, или прорезать отверстия разной формы и размера в листе белой или черной бумаги.

Также в качестве источников света можно использовать различные небольшие фонари, главное не забывать про сочетаемость и баланс цветовых температур света. Для достижения особых цвето-световых композиций можно использовать все в комбинации, главное экспериментировать с направлением света и силой света.

Съемка натюрморта - Foto-like.ru - Уроки фотографии

Время лечит - Натюрморт

Процесс съемки натюрморта

Прежде чем начать съемку, после подготовки сюжета, обойдите несколько раз вокруг всей композиции. Это позволит выявить наилучшее положение объектов съемки относительно света.Добиться разных свето-теневых эффектов можно, используя в как отражатели или источники света совсем, на первый взгляд, не подходящие для этого предметы. Отражателем может служить маленькое зеркало, фольга для выпечки, целлофан, металлические листы и другие отражающие поверхности. Свет можно пропустить через полупрозрачные предметы, сквозь бутылку, вазу, пакеты и пр. В местах где стекло толще, будет проходить меньше света, а значит, натюрморт будет высвечен пятнистым светом.

Постановка света в определенном направлении играет важнейшую роль в натюрморте, больше чем в остальных видах съемки. Боковой свет подчеркивает объемность, но при нем часто появляются паразитные тени, которые могут серьезно нарушить композицию. Рассеянный свет со стороны камеры сделает изображение плоским и двухмерным, в частных случаях этот эффект может выглядеть оригинально, в большей степени это исключение. Фотография двухмерна, а пространство передается постановкой света (что кстати относится ко всем жанрам фотосъемки)

При съемке натюрморта можно использовать различное количество источников света и насадок на них. Но чаще всего, чем меньше источников света, тем лучше. Безусловно, для выявления форм и фактур некоторых объектов съемки часто требуется множество источников. В этом случае даже маленький отражатель является источником света. Но не забывайте что все зависит от замысла, объекта, располагаемых технических и временных ресурсов.

О фоне для натюрморта

Важнейшую роль в съемке натюрморта играет фон. Да, объект можно снять на гладком фоне, чистота которого даст возможность сосредоточиться на самом предмете или композиции из нескольких предметов. Но чаще всего фон дополняет и несет определенную смысловую нагрузку, поддерживая композицию. Фон можно сочетать с объектами съемки. Это этническая принадлежность предметов, их возраст (эпоха), форма, цвет, контраст и др.

При съемке натюрмортов фотограф не ограничен во времени. Готовить натюрморты следует тщательно и терпеливо, а иногда нужное сочетание обнаруживается сразу. Некоторые предметы, стоящие дома на полке или в шкафу, композиционно уже представляют собой готовый натюрморт. Их только нужно переставить на стол, создать необходимый свет и нажать кнопку спуска затвора.

Съемка натюрморта - foto-like.ru - уроки фотографии
Съемка натюрморта - foto-like.ru - уроки фотографии
Съемка натюрморта - foto-like.ru - уроки фотографии

Пример одного объекта снятого на разных фонах.

Поиск сюжета

Построение композиции натюрморта

Натюрморт следует строить постепенно, по частям и последовательно. Особенно если требуется участия множества объектов в композиции. Постепенная компоновка объектов в кадре лучше всего подходит для поиска наилучшей композиции. Важно просматривать построение композиции, именно, через видоискатель. И не пропускать мелочей, на которых часто и держится она. Желательно что бы во время построения сюжета натюрморта на съемочном месте был у же выставлен свет. При этом штатив будет практически необходим, даже в случае работы на коротких выдержках. Он позволит тщательно проработать композицию и меньше отвлекаться на постановку точки съемки.

Съемка натюрморта - foto-like.ru - уроки фотографии

Самое сложное при построении натюрморта — вовремя остановиться. Перегруженная композиция, наличие лишних деталей, даже одной, разрушат ваш тщательно выстроенный натюрморт.

Большое количество замыслов снимка умерло из-за недостаточного внимания к деталям. На натюрморте это видно сразу. Предметы натюрморта и освещение должны подбираться так, чтобы дополнять друг друга.

Строить натюрморт надо так, чтобы его можно было хорошо осветить со всех сторон. Сначала источник света должен быть один, тогда не появятся лишние тени. Затем, если необходима определенная подсветка, можно добавить еще источники света.
Часть натюрмортов возникает от какой-то конкретной идеи. В основном такие композиции снимаются на заказ. В таких натюрмортах замысел определяет результат.

При съемке натюрморта следует следить за общей тональностью изображения. Достаточно интересными получаются монохромные или просто черно-белые композиции. Такие натюрморты снимать гораздо тяжелее, чем цветные, но за счет своей однотонности снимок получается более выразительным и лаконичным. Наиболее эффектно смотрятся натюрморты с минимальным количеством предметов.

Чаще всего натюрморты это постановочные композиции и их снимают в студии.
Но натюрморты на натуре тоже не редкость, составленные не фотографом, и ему остается только снять такой натюрморт, дождавшись нужного света. Как правило режиссура таких натюрмортов минимальна.

Камеры для натюрморта

Для натюрморт подойдет любая камера, но множество,особенно профессиональных фотографов, до сих пор отдают предпочтение крупноформатным камерам: 4
х5″(9х12 см.), 5х7″(9х12 см.) и даже 8х10″(18х24 см). Это объясняется целым рядом обстоятельств. Размер видоискателя (матовое стекло, равное размеру фотоматериала) упрощает композиционное построение кадра. Перемещение камеры, расположенной на рельсе, наличие уклонов и сдвига не только облегчает техническую часть (регулировка глубины резкости, изменение масштаба без перемещения штатива), но и облегчает построение композиции. Но главной особенность заключается в передаче фактуры предметов и глубины теней.

Натюрморт при своей кажущейся простоте самый, пожалуй, сложный жанр фотографии. В переводе с французского натюрморт (nature morte) — мертвая природа. То есть натюрморт представляет собой совокупность неодушевленных предметов. Освещение натюрморта Огромную роль здесь играют различные нюансы освещения. Использование мягкого рассеянного … Continue reading →

Пульт управления спуском затвора (или с более расширенными функциями) для фотографа очень полезная вещь. Использование пультов позволяет не только избежать тряски во время спуска кнопки затвора или сфотографировать самого себя. Существуют различные устройства с различным функционалом. С простыми пультами все … Continue reading →

Проблема шумности современных матриц цифровых фотоаппаратов, сейчас очень актуальна. Иногда приходится снимать на высоких значениях ISO, в условиях низкой освещенности или на длинных выдержках, но в замен мы получаем различные неравномерные артефакты в виде цифрового шума, который существенно снижает качество … Continue reading →

Никогда не работали с зеркальной камерой? Понятия не имеете как выглядит видоискатель? Ниже Вы можете ознакомиться с примерным видом через видоискатель зеркалки. И даже покрутить параметры, выдержки диафрагмы и других настроек. Это поможет Вам представить, с чем придется столкнуться при … Continue reading →

Сегодня в магазинах представлены множество как сборок, самого магазина, так и сборок от производителей, разницы в них практически нет, как собственно и в их начинке. Если Вы не хотите переплачивать за сборку компьютера которую совершил магазин, то соберите его сами. … Continue reading →

Современному фотографу без компьютера практически невозможно работать. Как в коммерции так и для себя. Какой компьютер выбрать, чтобы все работало быстро и без нареканий. В первую очередь я рекомендую стационарный компьютер. Есть несколько вариантов выбора. Статья рассчитана на неопытных пользователей … Continue reading →

Аддитивная модель RGB Аддитивная модель основных цветов используется для воспроизведения спектра видимого света и представляет все то, что передает, фильтрует или ощущает световые волны, например, монитор, телевизор, слайды и наши глаза. Сейчас все чаще эту модель стали называть RGB. … Continue reading →

Для начала рекомендую прочесть вводную статью о том Что такое баланс белого. Лучше всегда выставлять баланс белого вручную: или по пиктограммам, которыми обозначены наиболее ти­пичные условия освещенности, или введя необходимую цветовую температуру. Конверсионные фильтры Как вариант можно использовать для коррекции … Continue reading →

Общеизвестно, что видимые нами источники света имеют различный спектральный состав излучения, то есть свет является также источником цвета. Световые волны различной длины воспринимаются нами как разные цвета. Оттенки красного цвета образуют волны большой длины, а синие и фиолетовые цвета — … Continue reading →

Композиция в фотографии — это построение и последовательность изобразительных приемов, реализующих художественную идею. Можно сказать, что композиция это соотношение и взаиморасположение частей. О композиции как фотографии, так и вообще написано великое множество книг и учебников. Безусловно есть очевидные вещи, но … Continue reading →


Для точного определения экспозиции в арсенале фотографа есть специальные приборы, их называют экспонометрами. Современные камеры все до единой оснащены встроенным экспонометром. Экспонометры измеряют силу света не в люксах, а в привычных для фотографов значениях выдержки и диафрагмы. Но … Continue reading →

Режим M Manual – ручной режим, выдержку и диафрагму устанавливает фотограф, в видоискателе отображаются текущие значения параметров и отклонение от правильной экспозиции. (О правильной настройке экспозиции) Режим A Aperture prioty – режим приоритета диафрагмы. Фотограф задает значение диафрагмы, а … Continue reading →

В современных фотокамерах используют два основных типа затворов: центральный и шторно-щелевой. Второй подразделяется на два типа – шторно-щелевой и ламельный. Центральный затвор, как и диафрагма, расположен внутри объектива, он похож на трех-лепестковую диафрагму, лепестки которой открываются на заданное время. … Continue reading →

Сферическая аберрация При детальном рассмотрении изображения точечного объекта, лежащего на оптической оси положительной линзы, заметно, что изображение представляет собой не точку, а пятно. Если, по закону преломления, аккуратно начертить лучи, проходящие через линзу объектива, то получим, что лучи, проходящие близко … Continue reading →

Безусловно, снимать можно при любом освещении. Но естественные источники света — солнце, небо, свет с потолка, свет от стен, — обладают определенными недостатками. Резкий и контрастный свет прямого солнца, рассеянный свет с неба или свет, падающий с потолка, часто не … Continue reading →

Штатный или обычный объектив — это объектив, угол обзора которого совпадает с углом обзора человеческого глаза без бокового зрения. Фокусное расстояние такого объектива приблизительно равно диагонали кадра. Почти всегда такие объективы имеют высокую светосилу (это характеризуется значением диафрагмы), что позволяет … Continue reading →

судак окунь щука хищник рыба рыбалка блесна спиннинг Судак 2,7 кг на блесну. фото превью

Подпишитесь на жанр "Натюрморт" и получайте свежие фотографии

Вечерний чай фото превью

*** фото превью

натюрморт,композиция,свет,утро,букет,ваза,стекло *** фото превью

фото превью

натюрморт, фотонатюрморт, лето, маки, цветы, наталья казанцева Лето мольбет свой оставило. фото превью

миламиронова, натюрморт, фотонатюрморт, танец, страсть, красный, ассоциация, stilllife Танец страсти. фото превью

Тишина.. фото превью

хлеб, лук, деревня, колосья, теплый С хлебом и луком фото превью

стеклянные бутылки, сухоцветы,бутылка розового цвета С розовой бутылкой и сухоцветами фото превью

Натюрморт с орешками фото превью


В каталоге представлено больше 1500 фотографий из 22 номинаций от более чем 1000 авторов 6-й фотопремии 35AWARDS

Читайте также: