Натяжитель цепи ява 638 своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

В этой статье показаны все этапы по восстановлению мотоцикла с описанием, предлагаю посмотреть фото работы умельца.

Автор приобрёл Яву 638 с коляской.

Приобрёл практически новые колёса в хорошем состоянии.

Восстановил переднюю вилку.

Крепления и мелкие детали обработал гальваникой.

Собрал подножки с новыми резинками.

Почистил тормозные барабаны.

Отмыл крышки двигателя.

Почистил и отполировал картера двигателя.

Отчистил и отполировал головки.

Двигатель полностью перебрал.

Раму полностью очистил от старой краски.

Раму покрыл грунтовкой.

Отполировал повороты и стоп сигнал.

Покрыл грунтовкой мелкие детали.

Почистил и обновил фару.

Приборную панель отполировал.

Начался процесс сборки мотоцикла.

Подготовил к покраске облицовку.

Покрасил в красный цвет.


Не в сети

ШАТАЕТ
Свою первую Jawa я оседлал еще десяток лет назад и с тех пор оставался почитателем чешской техники. Но в последние годы усугубившаяся необходимость постоянно искать запчасти расшатали мою привязанность. Да и качество их стало просто "никакое".
В том числе прерыватель системы зажигания. Напичкан он одними неприятностями: то контакты сгорают "в дым" за считанные версты пробега, то по неведомой причине тщательно отрегулированные зазоры за пару дней "уплывают" от положенных размеров, разрядники свечей зажигания покрываются "черт-те чем" и напрочь отказываются искрить. С такой "зажигалкой" езда превращается в ерзанье и бесконечный ремонт. Добавьте к этому подсевший на два-три Вольта аккумулятор, а с ним пуск холодного двигателя превращается в пытку.

см. рисунок 1
ШЕЛЕСТИТ
Избавить зажигание от пороков помогла публикация в "Мото" (N9-2001) о бесконтактной системе зажигания (БСЗ) "Юпитера-5": вживить аналогичную схему оказалось делом одного дня. Единственная "авторская" деталь, придуманная, мною, - опорная площадка датчика Холла, да и ту позаимствовал у подшипника вакуумного корректора "волговского" распределителя зажигания.

см. рисунок 2
Бесконтактная система зажигания: 1 - аккумулятор; 2 - замок зажигания; 3 - свечи зажигания; 4 - двухвыводная катушка зажигания; 5 - вольтметр; 6 - коммутатор; 7 - датчик Холла.
Характер работы мотора Jawa оснащенного БСЗ, стал совершенно иным и, добавлю, приятным пилоту. Звук двигателя обрел положенную мягкость, на холостых оборотах он просто шелестит. "Железные" ноты, присущие появлению калильного зажигания и детонации, исчезли вовсе. Мотоцикл прекрасно слушается ручки "газа" и резвым набором скорости отзывается на открытие дросселя. Мотор стабильно запускается даже с на четверть разряженной батареей.
Однако схема показалась мне перегруженной: считаю излишеством две линии "датчик - коммутатор - катушка". Я БСЗ упростил. Детали-"дубли" становятся ненужными при использовании двухвыводной катушки и симметричного модулятора-шторки. В моей схеме катушка разряжается на обе свечи одновременно. В одном из цилиндров искра совпадает с тактом впуска-сжатия и воспламеняет рабочую смесь, в другом приходится на рабочий ход - выпуск и расходуется впустую. Но мощного "электронного" разряда более чем достаточно для обоих цилиндров. Кстати, комплектующие зажигания стали дешевле вполовину: с 680 до 350 рублей.
В упомянутом материале "Мото" практически умолчали об особенностях "общения" с БСЗ. Я постигал эту науку на собственном опыте - поделюсь наблюдениями.
БЕЗ ГРУБОСТЕЙ
Особое внимание уделите геометрии модулятора. При изготовлении "железа", если используете грубые ножницы для резки металла, оставьте припуск материала для тонкой доводки профиля шторок (напильником и шкуркой). Стоит отклонить лепестки модулятора от оси симметрии более чем на полмиллиметра - хронические "нелады" в цилиндрах (несинхронность) вам обеспечены. Толщину пластины ограничьте 1-1,2 мм, более "толстая" деталь может зацепить корпус датчика.
Перед монтажом БСЗ убедитесь в отсутствии избыточных люфтов вала генератора. Этот "носитель" шторки должен уложиться в осевой разбег до 0,35 мм, а его качание в поперечной плоскости ограничено 0,5 мм. Гуляющие сверх этих норм лепестки модулятора не впишутся в узкую прорезь датчика и вдребезги разнесут хрупкий пластиковый корпус датчика Холла. Болтанка чаще всего вызвана износом подшипников генератора - меняйте их без раздумий, тем более, что контактное зажигание тоже "не дружит" с люфтами и четко работать не сможет.

см. рисунок 3
ПО ВОЛЬТАМ

см. рисунок 5
Мнение редакции: Модификация мотоцикла, проведенная автором, вполне закономерна: контактное зажигание давно "просится на пенсию". В импортной мототехнике давно нет щелкающих реле в системе стабилизации напряжения питания. Система контроля температуры цилиндров полезна любому мотору, особенно она нужна склонным к излишнему нагреву тюнинговым версиям.

Сергей ЛАЗУТКИН, г. Балашиха Московской обл.


Не в сети


Усовершенствование двигателя под силу только тем, кто понимает, что в нем происходит, обладает слесарными навыками, опытом работы на металлорежущих станках и. терпением.
Может быть, эти качества приобретете в процессе работы. Или угробите двигатель.


Понадобятся: стальной лист (сталь 10 или 20) толщиной 0,6-0,8 мм, ножницы по металлу и друг-сварщик (См. рисунок 7). Глушитель. Выпускные трубы штатные или укороченные от мод. 638. Пространство между внутренним и внешним цилиндрами глушащей части заклеено стекловатой. Вставки на конце любой формы.
Штатные глушители эффективно снижают шум выхлопа, но нормально "дышать" двигателю не дают. Резонатор, показанный на рисунке, рассчитывался на 5100 об/мин. Если все сделать правильно, конец обратного конуса окажется напротив болта крепления заднего амортизатора к маятнику (если вы не мудрили с задней подвеской). Глушащие части, приваренные к выходам резонаторов, представляют собой скошенные конуса, переходящие в цилиндры, в которых находятся прямоточные глушители шума выпуска. Оформление концов выпускных труб - дело вкуса.
Описанные глушители толще штатных, поэтому придется подогнать под них кронштейны подножек.


В полной мере ощутить эффект переделок не даст штатная система зажигания. Работа контактной системы сильно зависит от зазора в коренном подшипнике правого цилиндра. Если он слишком велик, зазор в контактах прерывателя, а, следовательно, и угол опережения зажигания будут "плавать" в широких пределах, а вслед за ними "уплывет" И мощность двигателя. Выход установить любую электронную бесконтактную систему зажигания: от ВА3-2108 с датчиком Холла или от "Восхода". В любом случае будет лучше. Почему именно от "Восхода", а не современной "Совы"? У восходовской системы есть неоспоримое достоинство - выносной датчик. Корпус генератора позволяет установить второй датчик (ведь у Jawa два цилиндра). А еще придется изготовить специальный коммутатор, способный работать с двумя катушками ("Мото", №9-2000). Не надейтесь обойтись двумя штатными коммутаторами: работать такая конструкция не будет. Если надумаете установить 90-ваттный ковровский генератор, нужно установить датчики и магниты за пределами генератора.
Карбюратор лучше взять от Jawa 638. Но для него нужно сделать переходник и "поиграть" дозирующей иглой, а может, и подобрать жиклеры и сделать утопитель поплавка ("Мото", №5-2004).
И еще. Старайтесь лить в бак только качественный бензин и специальное 2-тактное масло - двигатель будет служить долго, не доставляя лишних хлопот.


Не в сети


Не в сети

Рис. 1. Поплавковый механизм, система пуска:
1 - жиклер пускового карбюратора; 2 - поплавковая камера; 3 - пусковой карбюратор; 4 - рычаг пускового устройства; 5 - топливный штуцер; 6 - поплавок; 7 - игольчатый клапан

Рис. 2. Система холостого хода и переходная:
1 - жиклер холостого хода; 2 - эмульсионная трубка холостого хода; 3 - дополнительный жиклер; 4 - дополнительная эмульсионная трубка; 5 - упор золотника; 6 - корпус карбюратора; 7 - регулировочный винт холостого хода

Рис. 3. Главная система, эконостат:
1 - главный жиклер; 2 - игла золотника; 3 - золотник; 4 - пружина золотника; 5 - крышка; 6 - эконостат; 7 - жиклер эконостата








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Войти (регистрация) через:





Календарь

Друзья сайта

Тем, кто ездит на ЯВЕ и ЧЗ

Тем, кто ездит на ЯВЕ и ЧЗ

Какие детали старой и новой ЯВЫ взаимозаменяемы? Что общего у мотоциклов ЯВА-634 и CZ-472?

Полностью перечислить все взаимозаменяемые детали и узлы в статье невозможно. Остановимся на главных. В новом двигателе ЯВЫ больше степень сжатия, достигнутая уменьшением высоты цилиндра. Остальные основные размеры — посадочные и межцентровые одинаковы, что дает возможность в старый двигатель установить новый коленчатый вал. Правда, с новыми же поршнями, поскольку они отличаются от прежних диаметром пальца, увеличенным с 15 до 16 мм. В старый двигатель можно поставить и новые цилиндры, но если под головки не установить специальные прокладки (как это рассказано в ответе на второй вопрос), придется применять бензин АИ-93. Поршневые кольца одинаковы.

Взаимозаменяемы, обязательно полным комплектом, коробки передач. При этом, если старый двигатель скомплектовать с новой коробкой передач, то дистанционную втулку, стоящую на вторичном вале между внутренним кольцом подшипника 205 и ведущей звездочкой, придется удлинить на 5 мм — на столько" однорядный подшипник старого двигателя уже двухрядного, применяемого в новом.

Взаимозаменяемы все типы кулис механизма переключения передач. Поэтому если, например, вам не нравится порядок переключения передач на старой ЯВЕ, то его можно изменить на противоположный, применив кулису от последних моделей. Допускается замена старых, пробковых дисков сцепления современными — из специального материала, и наоборот. Некоторое различие в толщине комплекта дисков легко компенсируется регулированием усилия пружин путем подкладки шайб.

Прежний и новый генераторы одинаковы по габариту и местам крепления, но заменять один другим можно только вместе с соответствующим каждому реле-регулятором.

Что касается ходовой части, то различия в конструкции рам, задних вилок, колес очевидны. В силу этого, например, нельзя поставить двигатель новой ЯВЫ на старую модель, так как придется переделывать раму, а это не разрешается.

Передние вилки практически любых моделей ЯВЫ могут заменять одна другую, хотя на последних моделях ЯВЫ-634 вилка имеет резиновые чехлы вместо металлических, поэтому изменено крепление грязевого щитка.

Задняя (ведомая) звездочка на старых ЯВАХ имела 46 зубьев, на современных ЯВЕ и CZ — 52 зуба. Если ее использовать на старой ЯВЕ, незначительно снизится максимальная скорость, зато на 13% возрастет приемистость. В прежнем металлическом кожухе она не разместится, поэтому целесообразно на старую ЯВУ поставить всю систему кожухов от модели 634, но при этом, как делают опытные люди, соответственно укоротить резиновые чехлы и немного — передние, металлические (в двигателе).

Цепь задней передачи на ЯВЕ-350 имеет 118 звеньев (120 — на ЯВЕ-250), теперь она на ЯВЕ и 43 имеет 126 звеньев (одиночка) или 124 (с коляской). В остальном цепи одинаковы.

Что при этом происходит? Благодаря увеличению передаточного отношения при одной и той же частоте вращения коленчатого вала тяговое усилие с 15-зубой звездочкой возрастает сразу на 20%, что дает и неплохую приемистость, и легкость преодоления подъемов. Люди, ездящие строго по правилам, знают, как сложно на ЯВЕ-634 сохранять скорость 70 км/ч на крутом подъеме, когда мотор не имеет требуемой силы при таких низких оборотах и просит увеличить их хотя бы до уровня, обеспечивающего 80—85 км/ч. Уменьшение звездочки и здесь облегчает положение. Что касается скорости, то ее максимум снизится до 110 км/ч, но ведь это и не имеет значения при ограничениях, предписанных правилами движения.

Ночью на мотоциклах быстро разряжается батарея. Как отрегулировать реле-регулятор, чтобы избежать этого?

Напомним, что современные ЯВА и CZ — скоростные мотоциклы, преимущества которых проявляются в основном на шоссе, при повышенных оборотах двигателя. Эта концепция нашла отражение даже в характеристике нового 75-ваттного генератора, который обеспечивает потребители достаточным током лишь при сравнительно высоких оборотах - 1700-1800 в минуту. Именно при таких оборотах напряжение генератора достигает 6,1—6,5 В, когда может заряжаться аккумуляторная батарея. Включает эту цепь реле обратного тока (РОТ).

При каких скоростях движения наступает этот момент? Советуем их запомнить: 12 — 14 км/ч на первой передаче, 21—24 км/ч на второй, 28—32 км/ч на третьей и 38—43 км/ч на высшей. Мотоциклисты крайне редко ездят на четвертой передаче с такой низкой скоростью, как 40 км/ч, это неприятно, ибо мотор плохо тянет. Иное дело пониженные передачи. На первой, например, очень многие ездят медленнее, чем указано (12—14 км/ч), особенно по грунтовым дорогам, после дождя, ночью. А длительное движение при оборотах ниже 1800 в минуту неизбежно ведет к разрядке батареи, так как в этом случае и зажигание и остальные приборы работают только от нее. Особенно быстро истощение батареи наступает ночью. Вот и судите теперь, годится ли ЯВА или CZ конкретно для ваших условий.

Регулятор напряжения (РН) предназначен для того, чтобы ограничить напряжение генератора на заданном уровне: не выше 7,7 В при работе только зажигания и 6.9 В при нормальной нагрузке — включенных аккумуляторе (на зарядку) и основных осветительных приборах. Поэтому, если батарея разряжается из-за езды с низкими оборотами, не следует перекладывать вину на хрупкие плечи реле-регулятора — он еще не вступил в действие, потому не виноват.

Повторяем, что проверки, выполняемые непосредственно на мотоцикле, нужно считать приблизительными. Однако если параметры работы генератора укладываются в указанные здесь пределы, то плохое состояние батареи или слабое освещение вызвано не дефектами генератора или реле. Часто причина кроется просто в не подходящей для этого мотоцикла манере езды (с низкими оборотами) или в дефектах самой батареи, осветительных приборов и т. д.

Все делал по инструкции, но уже вскоре после обкатки в цилиндре появился тикающий звук, напоминающий стук поршневого пальца.

Поломка деталей коробки передач выражается либо в рывках при движении, либо в невозможности включить передачу. Иногда удается добраться до дому на одной из сохранившихся передач, но при условии, что вы будете очень осторожны, так как заклинивание коробки, например, отколовшимся зубом на ходу может даже сбросить вас с мотоцикла. Вообще же в подобных случаях чаще оказывается дешевле устранить первичную неисправность, чем последствия пренебрежения к ней.

Читайте также: