Настройка саксофона своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

Взяв саксофон в руки в первый раз - попробовал издать из него хоть какой-то звук. Послашался сопящий шум выходящего воздуха, который внезапно выстрелил жутким воплем. Пальцы обоих рук беспорядочно нажимали кнопки - однако на звучании это практически не сказывалось. Вспомнив принципы игры на дудке - я передохнул и мысленно извинившись перед соседями повторил свой опыт, нажав пальцами на те кнопки саксофона, которые показались мне самыми главными - на них были перламутровые кружочки. Да, это помогло - звук стал другим, хотя и не менее противным.
Вспомнился духовой оркестр, в котором я играл на трубе - у трубы всего три кнопки - а тут - и не сосчитать сколько, да еще и хитрые какие!! Даже с роликами есть - кнопки под мизинцами. Ролики - чтобы палец лучше по ним скользил. Решил искать описание этих кнопок - самому разобраться не удалось. Впрочем, заметил следующее - Клапана на саксофоне расположены по порядку. Если нажимать кнопки - то некоторые клапана открываются, некоторые закрываются. Иногда, одна кнопка закрывает несколько клапанов. Система рычажков весьма замысловатая.
Большой палец правой руки - сам нашел свое место - под загогулиной в середине саксофона. Саксофон опирается именно на этот палец. Большой палец левой руки - с трудом, но тоже определился! Для него предназначена черная круглая таблетка снизу, в верхней части раструба. Эту таблетку я сначала пытливыми ручками пытался открутить. Хорошо, что не получилось.
Ладно, на первый день хватит - решил я, подумав о соседях и стал убирать саксофон в футляр. Он разбирается на части - мундштук, мундштуковая трубка, раструб. Сам мундштук тоже разбирается - на корпус, трость и зажим. Трость - это основной элемент звукоизвлечения. Она вибрирует, когда ты дуешь в мундштук и получается звук. Вещь тоненькая и ломкая, поэтому на мундштук надевается специальный защитный колпачок.
Кроме всего прочего к саксафону прилагался спец-ершик, похожий на длинную лохматую палку. Он вставляется в раструб и прокручивается, высушивая влагу. Да, еще и отвертка прилагается! Надеюсь, у меня хватит ума не разбирать рычажки саксофона на части.

Ок! Найден в интернете справочник по аппликатуре саксофона! И несколько самоучителей. К сожалению, оказалось - что на русском языке почти ничего нет. Зато на английском - прям даже с нотами и примерами звуковыми!
Порадовало то, что аппликатура саксофона однообразная в двух октавах. Для повышения октавы просто надо нажать октавный клапан (кнопка под большим пальцем левой руки). Большинство замысловатых кнопок, как оказалось, относятся к полутоновым нотам - диезам, бемолям.
Основной способ нажимания кнопок - подушечками пальцев. А есть еще способы, как ни странно. Например, фалангой безымянного пальца правой руки - соль-бемоль. Фалангой указательного пальца - аж целых три кнопки с правого бока. И даже ладонью левой руки (а точнее, изгибом между указательным и большим пальцем) - и тоже три кнопки. Впрочем, это уже относится к нотам третьей октавы. Пусть подождут пока эти кнопки!
Очередной факт: Для звукоизвлечения одной ноты - может существовать несколько вариантов! Это для беглости игры придумано и чтоб музыканта начинающего запутать.
И вот, сижу я на диване и держу в руках свой саксофон. На столе передо мной - подсказка по аппликатуре. Дудю (Самое пока подходящее слово!!) - торможу, пытаюсь сыграть хроматическую гамму. Нижние ноты срываются вверх - смешные петухи. Верхние - те попросту не берутся. Что ж такое-то. Хм.
Решил пойти в магазин музыкальных инструментов - поискать, поспрашивать - что вообще для саксофона еще можно купить.

Так. Добрался, наконец, до магазина. Огромный суперпупермузыкальныймаркет, рядом с цирком на Фонтанке. Зашел - ну прям как музей. Есть все. Саксофонов - просто уйма.
Теноры, альты, да и мой сопрано. Все они имеют сходную "клапановку" - только высотой звука отличаются. Вот, тенор саксофон, например, ровно на октаву ниже сопрано.
Что для саксофона можно прикупить? Мундштуки, трости, ремнаборы, мази, средства по уходу. Подзываю продавца, спрашиваю трости. Он отвечает - какие вам? Блин! Они, оказывается, разные бывают - жесткие, средние и мягкие. Я говорю - мне бы чтобы потише - дома играть. Бери, говорит, мягкие. Взял.
А мазь зачем? А это чтобы пробку смазывать, оказывается. Сочленение мундштука с корпусом саксофона должно быть подвижным, но в меру. Перемещая мундштук вперед назад можно подстраивать звук под камертон.
Пришел домой - сразу шасть - трость менять. Ехарный бабай. Это ж как же у меня раньше играть то получалось. С новой мягкой тростью - саксофон зазвучал сразу. Мягко, ровно, приятно. Хорошо, что я купил эти трости. Ура!

Разобравшись как следует с "распальцовкой" стал разбираться со следующим затыком. Ну почему ж звук-то такой неровный, срывающийся?
Дудел, дудел - понял - через некоторое время, после начала дудения - звук становится ровнее. Хм. А вот почему! Трость увлажняется дыханием! Да, действительно, перед началом игры необходимо "разогреть" инструмент. А в данном контексте это означает - снять с мундштука трость (или достать ее из кармашка, в котором она хранится) и как следует обмусолить ее во рту - после чего поставить на место. Крепится трость металлическим колечком с двумя винтиками-барашками.
Пытаюсь играть. Пальцы уже попадают куда надо и при достаточной сосредоточенности удается играть гамму. Только вот фальшивит что-то. Вроде все правильно жму - ан все равно, лажа.
Слушаю, как с диска играет Кенни Джи. Супер. Говорят, до него сопрано саксофон вообще не пользовался популярностью как сольный инструмент. Обычно, его таскали с собой тенор-саксофонисты - ибо его строй идентичен строю тенора с разницей ровно в октаву.
Кстати, саксофон - это транспонирующий инструмент. Т.е. в нотах пишется, например, нота "ре" а фактически при игре звучит нота "до". И так для всех саксофонов (сопранино,сопрано, альт, тенор, баритон, бас).
Так вот, слушаю Кенни Джи. Замечаю - вибратто. Звук плавает на нужных нотах. Как это делается? Балуюсь с саксофоном. АГА!! Для этого надо работать губами и щеками. По научному это называется Амбюшур. Значит, чтобы при игре гаммы звук был чистым - надо подстраиваться амбюшуром к соответствующей ноте! Пробую - получается постепенное изменение. Чем выше нота, тем более сжатыми должны быть щеки/губы.
Читаю самоучитель. Ешкин кот!! Оказывается держать мундштук надо совсем не так, как это интуитивно сделал я. Нижняя губа должна заворачиваться за нижние зубы (шамкающий такой прикус), а верхняя часть - зубы на мундштуке, губа мягко опущена на него и изолирует прохождение воздуха. Пробую дуть именно так - звук гораздо громче и резче. Мне не нравится. Эх. Решаю для себя дуть как дул раньше. Забочусь о соседях.
Еще, кстати. Мундштук не надо засовывать глубоко в рот! Держать только кончик. Впрочем, вероятно, это зависит от длины языка играющего. Как ни странно.

Хм. Судя по всему, положение трости относительно кончика мундштука может заметно влиять на звучание.
В моем случае - с тонкими тростями - если поставить ее так, чтобы закругленный кончик совпадал с внешним контуром установочной площадки мундштука - звук получается громче и резче, продувается сильнее.
Если поставить трость так, чтобы ее кончик совпадал (почти вровень, с минимальным нахлестом) с внутреним контуром выреза в установочной площадке - звук берется легче и он тише, слабже.

Оказывается, недостаточно просто перебирать пальцами по кнопкам! Чтобы звук получался четким, его надо акцентировать языком. Забавно. Есть два основных способа - щелчок и мягкое касание. Щелчок - это когда ты сначала прижимаешь язык к трости и потом вместе с выдохом - резко отпускаешь "Та-та-та" - получается. Мягкое касание - во время игры, коснуться трости серединой языка - на короткое мнгновение, чтобы трость перестала вибрировать - а затем снова отпустить. "Да-да-да" - получается.
Можно играть интересные комбинации - переключение звука кнопками совместно и вразнобой с акцентированием может выдать интересные ритмические рисунки!
Да, без языкового акцентирования, конечно, тоже можно играть. Например всяческие джазовые "прихохоты" и "придыхания" "Хау-у хау-уу" - получается.

Строй саксофона. Без знания нотной грамоты этот урок возможно покажется сложным. Тем, кто ходит в музыкальную школу будет полегче. В любом случае пройдите этот урок! Даже если сразу не все поймете, в дальнейшем информацией этого урока будете пользоваться постоянно.

Урок 1.7 Строй саксофона.

Поэтому соберитесь и читайте!

Строй саксофона.

строй саксофона

Нет, начнем пожалуй не с этого. Начнем с объяснения, что такое строй любого музыкального инструмента и откуда он берется.

Строй духового музыкального инструмента.

Как известно, любой звук, и музыкальный звук в частности, это колебания воздуха, которые воспринимает наш слуховой аппарат. Источником звука в духовых музыкальных инструментах являются две составляющих:

Колебания воздушного столба внутри инструмента определяют какие звуки извлекаются из инструмента.

Физические законы определяют — чем больше по размеру воздушный столб, тем ниже частота его колебаний и ниже звук. У более длинных инструментов воздушный столб длиннее и, значит, длинные инструменты звучать ниже чем короткие.

Принцип конструкции духовых инструментов
Посвистев в трубку, услышите какой-то звук. Просверлите в трубке отверстие и снова посвистите в неё. Воздух начнет вылетать в просверленное отверстие и звук станет выше.
Если на трубке просверлить несколько отверстий подряд и закрывать/открывать их пальцами, можно управлять звуками.
На этом принципе созданы все духовые музыкальные инструменты.

Строй духовых инструментов.

По этому принципу устроена, например, блокфлейта.

саксофон для детей блокфлейта

Это самая низкая нота, которую можно взять на блокфлейте сопрано. По названию этой самой нижней ноты говорят, что блокфлейта сопрано играет в строе до.

Чтобы взять на блокфлейте ноту пониже придется удлинить корпус блокфлейты. Применим немного волшебства и удлиним блокфлейту примерно до 47 сантиметров. Не волшебники обойдутся без волшебства — просто возьмут блокфлейту альт. Она как раз подходящей длины:

саксофон для детей блокфлейты сопрано и альт

Раз блокфлейта альт длиннее сопрано, её самая низкая нота ниже. Это нота фа первой октавы. Про блокфлейту альт говорят, что она играет в строе фа.

Возьмем инструмент ещё длиннее, чем блокфлейта альт, к примеру, поперечную флейту. Её длина приблизительно 66 сантиметров:

саксофон для детей поперечная флейта

Самая длинная нота у поперечной флейты — до первой октавы.
Значит, это флейта строя до.

Если длину поперечной флейты увеличить, изменится и ее строй. Это будет уже флейта альт и звучать она будет в строе соль или даже в строе фа — зависит от длины инструмента.

Сделаем вывод:
строй духового инструмента определяется по самой низкой ноте, которую на нем можно играть.

Теперь посмотрим как записываются ноты на бумаге.

Как записываются ноты?

Ноты записываются на нотном стане из пяти линий (линеек). Каждой линейке и полю между ними соответствует определенный музыкальный звук (нота). Чтобы знать какая нота будет находиться на какой линейке применяют специальные знаки — ключи. Такая запись очень удобна. Музыканты используют её на протяжении сотен лет.

Скрипичный ключ определяет, что на второй линейке снизу будет находиться нота соль первой октавы:

саксофон строй

Музыкальный диапазон уже знакомой нам блокфлейты сопрано: от ноты до второй октавы до ноты ре четвертой октавы. На нотном стане это записывается так:

строй саксофона

Как видите, пяти линеек оказалось мало для всех нот блокфлейты сопрано. Пришлось добавлять дополнительные линейки, чтобы записать все её ноты.

Можно ли избавиться от счета этих дополнительных линеек? Да, можно!

Убираем дополнительные линейки.

Музыканты нашли выход. Они записывают ноты для блокфлейты сопрано на октаву ниже, чем они звучат на самом деле. То есть ноты для блокфлейты сопрано записывают так, как на первом рисунке.

Получилось очень удобно. Читать их во время игры легко — не ошибешься. Звучат же те ноты, которые и должны звучать.

Транспонирующие музыкальные инструменты те, у которых реальная высота звуков не совпадает с записанной в нотах (нотированной), отличаясь от неё вверх или вниз на определённый интервал.

У блокфлейты сопрано транспорт простой — на октаву. Написано до и звучит до, только на октаву выше. Такой транспорт называют условным.

А как быть с саксофоном?

Строй саксофонов.

Изобретатель Сакс изготовил два семейства саксофонов. Одни саксофоны предназначались для симфонического оркестра и были настроены в строе до и строе фа. На таких саксофонах лучше звучала симфоническая музыка.

Саксофоны для духового оркестра были изготовлены в строе ми-бемоль и строе си-бемоль. На таких инструментах лучше звучала музыка, под которую можно было маршировать или танцевать.

Со временем (в первой половине двадцатого века) саксофоны семейства ми-бемоль и си-бемоль вытеснили из употребления саксофоны до и фа. Сегодня саксофоны в строе ми-бемоль и строе си-бемоль постоянные участники духовых, симфонических, джазово-эстрадных оркестров и камерных ансамблей.

Записывают ноты для саксофона по тому же принципу, какой мы рассмотрели для блокфлейты сопрано. Записывают одни ноты (как удобно для записи и чтения), а звучат другие ноты (как требует мелодия).

Поэтому все саксофоны, это транспонирующие духовые инструменты.

Саксофоны сопранино, альт и баритон звучат в строе ми-бемоль.

Саксофоны сопрано, тенор и бас звучат в строе си-бемоль.

строй саксофона

Пожалуй этой информации о строе саксофона достаточно на начальном этапе обучения и можно переходить к седьмому уроку:

Урок 2.1 Аппликатура саксофона. Часть I.

Первый видео ролик о строе саксофонов. Очень понятно о этом рассказывает Николай Годына:

Саксофоны относятся к транспонирующему типу музыкальных инструментов.

Это означает, что нота, которая записана в мелодии звучит не так как мы ее называем.

Как известно, изначально в игре на саксофоне задействованы семь пальцев рук: три сверху (левая рука) и четыре снизу (правая рука). Это соответствует семи нотам октавы (начинаем снизу):

  • мизинец правой руки — до;
  • безымянный — ре;
  • средний — ми;
  • указательный — фа;
  • безымянный левой руки — соль;
  • средний — ля;
  • указательный — си.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си: до-мажорная гамма — под пальцами находятся все белые клавиши фортепиано.
Но, на самом деле, будут звучать совсем другие ноты:
Ми-бемоль, фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре.
Это гамма ми-бемоль мажор, с тремя бемолями. Под пальцами находятся вперемешку и белые и черные клавиши фортепиано.

Это не очень удобно для запоминания нот. И для музыкального мышления не удобно, когда под пальцами находятся черные клавиши.

Поэтому реальные ноты под пальцами саксофониста переназвали как удобно: до, ре, ми, фа, соль, ля , си. Но звучание осталось. И получилось, что альт саксофонист видит и играет одни ноты (до), а звучат другие (ми-бемоль), саксофон как бы переносит — транспонирует одну ноту в другую.

К транспонирующим инструментам относятся:

  • кларнет;
  • труба;
  • английский рожок и другие гобои;
  • валторна;
  • все виды саксофонов.

Первые саксофоны изготавливались в том числе и в строе до. Размером такие саксофоны были чуть больше альта и меньше тенора. Однако распространения эти саксофоны не получили, возможно, из-за своего достаточно камерного звучания.

Сейчас распространены саксофоны ми-бемольного (альт и баритон) и си-бемольного (сопрано, тенор, бас) строя. Кстати, тенор саксофонисты часто выбирают вторым инструментом сопрано, а не альт, чтобы играть в том же строе.

Как несколько музыкальных инструментов могут играть вместе?

Чтобы несколько музыкальных инструментов могли играть вместе и звучала бы гармоничная мелодия, для транспонирующих инструментов ноты переписываются в их строй.

Поэтому, когда саксофонист впервые берет какие-то ноты, он смотрит для какого инструмента эти ноты записаны. Если у него альт саксофон и ноты для альт саксофона, то их можно играть. Если ноты для гитары, флейты или фортепиано, то их следует транспонировать в свой строй.

Так же следует поступать если ноты окажутся для саксофона другого строя — у вас альт, а ноты для тенора. Музыкальный интервал для транспонирования нот разберем и изучим на следующих занятиях.

Если вы побаиваетесь транспорта нот, можете успокоиться — пока транспонировать ноты не придется. Транспонирование нот для саксофона обязательно понадобится. Только позже, когда вы уже будете опытным саксофонистом и переносить ноты будете легко. Но знать о нем надо уже сейчас.

Урок 2.1 Аппликатура саксофона.

Поговорим о транспорте саксофона. Будем говорить о транспорте альт саксофона и тенор саксофона, как наиболее популярных инструментов.

Альт саксофон транспонирует на большую сексту вниз — нажимая на инструменту до второй октавы — прозвучит ми-бемоль первой октавы.

Тенор саксофон транспонирует на другой музыкальный интервал: на большую нону вниз.

Вас не должны волновать проблемы строя, потому что большинство нот записаны уже в транспорте. Когда вы пользуетесь учебником для саксофона, обязательно посмотрите для какого саксофона издан этот учебник. Если учебник для сопрано, то он подойдет и для тенор саксофона. Если учебник для альта, то он подойдет и для баритон саксофона. Но теноровый учебник не подойдет для альта и наоборот!

Если вы хотите поиграть музыку по нотам, записанным не для саксофона или записанную для саксофона другого строя чем у вас, вам потребуется карандаш и нотная бумага. Надо будет переписать ноты в строе для своего инструмента.

Поначалу это вызывает сложности. Рекомендуется попрактиковаться и через неделю-другую вы сможете без проблем транспонировать ноты из любого строя в ваш строй.

При переносе нот натурального строя (фортепиано, флейта и т.п.) в строй альт саксофона, ноты переносятся на малую терцию (на полтора тона) . При транспонировании нот меняйте тональность.

Для тенор саксофона ноты переписывайте на тон выше. К примеру в натуральном строе ноты записаны в ре-мажоре, вы пишите ми-мажор и все ноты переносите не большую секунду вверх (на один тон выше).

Если необходимо перенести ноты из строя альт саксофона в строй тенор саксофона, то тональность переносится на кварту вверх и ноты переносят на чистую кварту вверх.

Если необходимо перенести ноты из строя тенор саксофона в строй альт саксофона, то тональность переносится на кварту вниз и ноты переносят на чистую кварту вниз.

Пока не надо запоминать секунды, терции и кварты для транспонирования нот. На начальном этапе обучения вам не придется никакие ноты никуда переносить. Все ноты для упражнения вы получите готовыми. Когда же потребуется их транспонировать, вы будете подготовленными музыкантами.

Breathe Synthetick

Всем привет. Скажите как правильно подзвучить саксофон альт. какие основные частоты, как добавить глубины и обьема в живом исполнении.микрофон shure sm58

Александр Филатов

Ставишь все в 0, а потом крутишь по вкусу. Никто вменяемый тебе не скажет, что и куда накрутить, т.к. у каждого пульт и настройка система и зал разные. Далее добавляешь эффекта типа дилея или холла по вкусу и все.

Михаил Бараховский

Володя Ананьев

Unaby Unaby

Михаил Бараховский

Дмитрий Бунин

что за советы по эквализации , не зная зала ? какие "добавил 250 герц" , учитывая , что в большинстве залов стоячая волна на этой частоте возникает на далеко не максимальных уровнях ?

Михаил Бараховский

Дмитрий, Знаем тип микрофона и инструмент. Этого вполне достаточно. Здесь вроде вопрос не по настройке зала.

Дмитрий Бунин

Михаил Бараховский

Дмитрий Бунин

Михаил Бараховский

Дмитрий, Не знаю как у вас там в Барнауле, но у меня основная коррекция как правило уже сделана на мастере до того, как подключаются инструменты :)

Дмитрий Бунин

Михаил, по-разному у нас в Барнауле , по-разному .
некоторые площадки не имеют портального EQ , например . и это не только у нас происходит , а по всей стране в клубах . А если и имеют - невозможно сделать помещение линейным с помощью EQ - это частое заблуждение людей , работающих на больших открытых площадках . Кроме частотных ещё существуют динамические процессы , фазовые смещения и искажения , стоячие волны , нелинейные резонансы , которые эквализацией одной не скорректируешь . а ещё есть залы , где диапазона в плюс-минус 12 дб для стандартного третьоктавника не хватает для коррекции ачх помещения . А ещё бывают помещения , типа комнаты , где объём помещения недостаточен для звучания сакса , и это помещение так жёстко меняет звук инструмента , что давать советы , не находясь в этом помещении , просто нереально .

Дмитрий Бунин

А самое важное - инструмент рулится В МИКСЕ . а не отдельно . и не зная тонкостей частного случая , нельзя понять как именно и в какой микс придётся вбивать этот самый сакс .

Михаил Бараховский

Дмитрий, Три недели назад был в Горно-Алтайске, там специально для нас распаковали и поставили эквалайзеры на мониторы) Ну да ладно. если саксофонист спрашивает как настроить микрофыон, то нетрудно догадаться, про какие условия выступлений идет речь. Для помещения 100 кв м рекомендации вполне сойдут и вряд ли ему придется заморачиваться по поводу фазовых смещений и расчета задержек кластеров на лин массиве

Антон Егоров

Ну во первых, прежде чем лезть к пульту крутить крутилки, быть может стоит подобрать оптимальное расстояние и расположение микрофона?) И да, как можно давать советы в слепую?) Если у вас художник спросит, какого цвета не хватает в картине, вы ему тоже не глядя скажете "я бы добавил красного"?) Правильно говорят, что нужно слушать в зале, нужно слушать в миксе, тут универсальных решений не бывает вроде бы.

Gold Sax

Выкладываю всё, что нашёл в форумах и что придумал сам.

Плюсы: не меняется тон. Дёшево.
Минусы: влияние на громкость незначительно.
Цена вопроса: ~300 р.

2. Поролоновые вставки в раструб и эску. Они есть готовые в продаже, но за $25-70 + доставка, я думаю, любой способен взять кусок пористого продуваемого поролона, ножик, и вырезать сам. Как они выглядят, посмотрите здесь. Цилиндрик в подмундштучную трубу, два кружка с дырками в раструб (выше и ниже первого клапана).

Плюсы: убираются верхние обертора, звук становится несколько тише. Дёшево.
Минусы: слегка искажается тон.
Цена вопроса: даром, если найдёте поролон и нож. И до $70, если вы ленивы и богаты.

4. Управление амбошуром. В одном из форумов человек рассказывал, что за год научился играть тише, а через три года может играть ночью, не будя детей, которые спят в соседней комнате. У меня была схожая ситуация с флейтой — вначале я мог играть верхние (да нижние) регистры только громко. Но за полгода научился играть почти шёпотом, при этом сохраняя тон.

Плюсы: не искажается тон, не нужно никаких дополнительных приспособлений. Дёшево.
Минусы: большое время на овладение. Причём как раз в тот период, когда нужно больше всего щадить окружающих.
Цена вопроса: сотни часов практики. Осложнение отношений с соседями.

5. Специальный бокс. Стоит долларов четыреста, глушит очень хорошо.

Плюсы: глушит.
Минусы: не мобилен, стоит как половина неплохого саксофона. Ещё те, кто пользовались, жаловались на искажение тона — приходится потом тратить схожее время на его отработку. Но это общая проблема всех глушителей.
Цена вопроса: $350-400.

6. Саксофон размером поменьше. Сопрано будет тише, чем альт, а альт тише, чем тенор.

Плюсы: чистый звук.
Минусы: цена. И всё равно громко. Саксофоны всё-таки создавались как мощные звучные инструменты.
Цена вопроса: б/у — 10 т. р., и выше. Новые — от 15 тысяч и до небес.

7. Коробка, обитая упаковками для яиц. Или даже комната. Старый добрый способ сделать тише домашнюю звукостудию.

Плюсы: глушит неплохо, по отзывам очевидцев/ухослышцев.
Минусы: не всегда можно выделить под это комнату. В коробке неудобно играть. Если сделать её открытой с одной стороны и помещать туда только инструмент, глушит хуже.
Цена вопроса: навыки строительства, комната, тонна яиц.

8. Отдельно упомяну JazzLab Saxophone Silencer. Это глушилка на мундштук, когда просто тренируешь амбошур. Навинчивается вместо саксофона. Судя по тому, что я вижу, можно и самому склепать.

Плюсы: можно брать с собой в путешествия, чтобы не прерывать практику.
Минусы: цена, если не делаешь штуку сам.
Цена вопроса: полсотни долларов.

9. Прикрепить мундштук на флейту. Это расширенная вариация предыдущего способа.

Плюсы: мобильность и тихий звук. Можно отрабатывать не только амбошур, но и аппликатуру — у флейты она похожая. Веселее не просто дуть, а играть. Экзотично.
Минусы: нужна флейта, нужно суметь соединить флейту и трубку.
Цена вопроса: поперечные флейты на eBay продаются тысяч от трёх рублей. Более-менее съедобные, я одну такую купил — играть можно.

Разумеется, ещё есть очевидный способ: перебраться туда, где звуки никому не будут мешать. В специальный зал, в лес, в тундру.

Читайте также: