Настенька из морозко своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

«Суть отношения к женщине в совке на примере одного из самых знаменитых фильмов – будь сильной, храброй бойчихой, да вообще – чудеса твори, НО ГЛАВНОЕ – плюй на свои интересы. СЕБЯ никогда не защищай.

P. S. В награду патриархальный вариант брака, где интересы мужа несоизмеримо важнее твоих.

P. P. S. Ярчайший пример, чтобы понять чем "равноправие" отличается от феминизма.
***

У Настеньки из фильма-сказки "Морозко" сложилась однозначная репутация: идеальная патриархальная девушка, робкий голосок, очи долу, ее можно хоть заморозить до смерти, а она кланяется и благодарит. Не совсем так …

В соседнем селе живет Иван, наглый, самовлюбленный парень. Мать Ивана плачет, умоляя его не обижать слабых, но дубине-сыну на увещевания матери откровенно наплевать. Настенька, о которой принято говорить, как о покорной безропотной жертве, при встрече с Иваном насмехается над его бахвальством, перечит ему. Иван красуется, какой он отменный жених, а Настенька отвечает: "Я-то тебе не пара". – "Чем же?" – "Хвастаться не умею".

Глупый Иван хочет в доказательство своей доблести убить медведицу "одной стрелой". Настенька не позволяет. Иван: "Да подумаешь!" – и натягивает лук. Что же делает Настенька? Кличет на помощь свою дворовую собаку, а сама нахлобучивает Ивану на голову пустое ведро и толкает его на землю. Ниче так, без колебаний подралась с парнем! …

Мачеха велит Насте к утру закончить вязание, но девушка на успевает. Ей достаточно попросить солнце, чтобы оно подождало вставать. И вот, пока Настенька не закончит работу, на земле будет длиться ночь. За такие трюки Настеньку в селе называют ведьмой. (Это могло бы нам помочь по-другому увидеть и сцену с Морозко ("тепло, батюшка"): все эти Солнце Красное, Морозко и пр. – Настенькины покровители, ее божества, она в принципе знает, как с ними себя вести, что отвечать, чего ни в коем случае не показывать.)

Но при своем могущественном даре Настенька полностью, абсолютно лишена личных интересов. Ее истязает и унижает мачеха: бьет, заставляет работать всю ночь, приказывает поливать сухой пень, пока он не расцветет. При этом Настенька способна остановить солнце! И ничего. Ей даже в голову не приходит преподать мачехе урок, защититься. Настенька совершает чудо – задерживает рассвет – лишь для того чтобы успеть выполнить заданную мачехой на ночь работу. Точно так же Настенька совершает второе чудо – заставляет зацвести сухой пень, выполняя приказание своей мучительницы. Эх, "здравствуйте, цветочки на сухом пенечке".

Когда задеты интересы других, Настенька долго не думает: нахлобучивает Ивану на голову ведро, чтобы тот не убил медведицу. Настенька понимает, что добро, а что зло. Но в тех случаях, когда речь идет о ее собственных интересах, Настенька буквально превращается в сомнамбулу.

Тем временем Иван допрыгался: за обиды, которые он чинил слабым и безответным, Старичок-Боровичок наколдовал ему медвежью голову. И конечно, Настеньку это очень волнует, она тут же применяет свои суперспособности: спрашивает цветочки (те самые, что на пне), как там Иван. Хочу подчеркнуть: Настенька отлично знает о своей волшебной связи с природой, она, как видите, регулярно ее использует. Но у нее никогда не возникает желания восстановить справедливость по отношению к себе. Мы можем полюбоваться очередной сценой унижения Настеньки: ее уродуют, мачеха замазывает девушке белилами брови, мажет сажей лицо, а на голову надевает половую тряпку. В таком виде Настеньку гонят на смех показывать жениху. Кажется, что у нее нет воли, нет человеческого достоинства: она не применит не только свои сверхъестественные способности, у нее даже не поднимется рука, чтобы сбросить с себя грязную тряпку.

Безвольна ли Настенька? Нет. Скоро Марфуша упадет в пруд, где плавают гуси. Настя смело бросится в воду, чтобы вытащить сводную сестру. Закономерность стопроцентная: как только страдают чужие интересы, Настенька обретает и мужество, и волю, и силы. Своих интересов у нее нет на корню.

Хочу лишний раз пояснить эту мысль. Настеньку нельзя назвать даже жертвенной альтруисткой. Христос и тот имел личные интересы: в своей последней молитве он все же просил, чтобы, по возможности, его миновала смертная чаша. Если бы Настенька хотя бы раз просто взмолилась за свои интересы, у меня не было бы повода писать эту статью. Но у Настеньки личные интересы не показаны, не отражены, она даже не жертвует ими, а их просто нет.

Наконец мачеха заставляет старика отвезти Настю зимой в лес и оставить там замерзать. Нас снова ждет прекрасная иллюстрация. Казалось бы, когда тебя без вины ведут на мучительную смерть, самое время если не восстать против палачей (тем более обладая чудотворной силой), то хотя бы заплакать, взмолиться. Однако Настенька сидит на санях с таким видом, что приходят на ум слова из другой сказки: "Что воля, что неволя – все равно. "

Вдруг старик не выдерживает: нет, не бросит он родную дочь, пусть жена его бьет хоть кочергой, хоть ухватом! Старик разворачивает лошадей домой. Настенька словно пробуждается: затронуты интересы отца. Безучастная до сих пор, Настенька сразу оживает: незаметно она спрыгивает с саней и остается в заснеженной чаще.

Наконец, знаменитая сцена с Морозко. Морозко устраивает проверку: напускает стужи, Настенька отвечает, что ей тепло. "Хорошая ты девица, не перечливая", – делает вывод Морозко. Не перечливая? На посох Деда Мороза садится пташка и тут же превращается в лед. Настенька мгновенно перечит Морозко: "Злой ты, безжалостный!" Это уж, так сказать, контрольный выстрел в голову зрителей, чтобы точно запомнили: самой Настеньке всегда "тепло, батюшка", но за чужие интересы она готова на все …

Сказка Александра Роу “Морозко” — фильм, наверное, на все времена. Дети и сейчас с таким же интересом смотрят его, как и их родители много лет назад. Но вот сами взрослые иногда признаются, что воспринимают картину теперь несколько иначе. В большей степени это касается главных героинь: Настеньки и Марфушки. Редактор “Рамблера” собрала несколько мнений людей, которые объясняют, почему с возрастом Настенька стала им менее симпатична, а Марфуша заинтересовала больше.

Не помню, по какой причине мы начали в компании обсуждение сказки “Морозко” (скорее всего в контексте просмотра фильма вместе с детьми), но разговор получился весьма увлекательным. О художественных достоинствах и игре актеров не спорили, обсуждали в основном главных героинь.

Удивительно, но оказалось, что почти у всех нас поменялось с возрастом видение положительных и отрицательных черт у персонажей. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что меня и в детстве удивляла неспособность Настеньки постоять за себя. Оказалось, что я такая не одна. Правда, некоторым моим друзьям “откровение” пришло позже, но мы оказались практически едины во мнении, что положительность этой героини в современных реалиях весьма сомнительна.

Красавица Настенька, скромная, работящая, готовая всем и во всем угождать оказалась не слишком по нраву современным дамам. Моя подруга Настя (забавно, что первой положительные качества героини поставила под сомнение ее же тезка) отметила, что ни в коем случае не хотела бы, чтобы ее дочь решила брать пример с этой героини.

Быть похожей на эту большеглазую тихоню? Нет, спасибо! Ее и не слышно-то практически совсем. Ну подумайте, что она, по сути, со своей жизнью делает. Прислуживает Мачехе и сестрице, готова сносить все унижения и оскорбления. И это не меняется на протяжении всей сказки! До самого конца Настенька остается бесправной серой мышью, даром, что девушка-то красивая.

Настю поддержала Яна, отметившая, что и мужчину героиня нашла себе под стать:

Ваня этот, кстати, ничуть не лучше Мачехи в итоге окажется, вот уверена. Единственный сын, воспитанный обожающей его матерью, он нарцисс, думающий только о себе. Собственно, в сказке это отлично показано. Вот в его перевоспитание я ни секунды не верю. Останется он таким же эгоистом. Будет Настенька жить привычной жизнью: выполнять пожелания мужа, потакать детям, молчать и улыбаться, в полной уверенности, что так и надо.

Знаете, удивительно, но мужчины поддержали женщин в их рассуждениях! Оказывается, они тоже не считают Настеньку идеальной.

Наверно, первое время мне бы льстило, что такая “настенька” живет у меня дома: порядок обеспечен, вкусная еда, чистая одежда. Почувствуй себя королем, что называется. Но, скорее всего, женщина, не имеющая своего мнения, привыкшая во всем угождать и сострадать, ужасно надоела бы. Мужчине (ну, говорю за себя сейчас) нужна партнерша, а не прислуга.

Что касается Марфуши, тут мнения не то чтобы разделились, но были немного различны. В результате мы сошлись во мнении, что эта героиня, призванная показать все женские (и не только) пороки: лень, глупость, неумение что-либо делать, нахрапистость, на самом деле не так уж и плоха.

Может быть, она и не слишком умна (хотя, на самом деле, это вопрос спорный), но по крайней мере у нее точно все отлично с самооценкой. Она требовательна, не позволит обращаться с собой, как с тряпкой, и жертвовать собой ради сомнительных интересов других вряд ли будет. А еще она, согласитесь, обладает харизмой. При этом я вовсе не хочу Марфушу делать идеалом, но ее позиция более выигрышна, чем Настенькина.

— подытожила нашу беседу Анюта.

Вывод мы сделали следующий: абсолютно положительных или отрицательных героев в этой сказке (собственно, как и во многих других) нет. Хотя в детстве часто казалось иначе. Стоит под другим углом взглянуть на ситуацию, и отношение к ней может кардинально измениться. А что думаете вы?

Сказочная психология с Натальей Олифирович Выпуск 1 Морозко

Психолог Наталья Олифирович

[b]Сказочное alter ego[/b]

Герои сказок помогают человеку лучше узнать самого себя, взглянуть на себя со стороны. Для того чтобы достичь психотерапевтического эффекта, необходимо задуматься над следующими вопросами. Что привлекает вас в том или ином персонаже? В чем вы с ним похожи? С какой проблемой столкнулся герой, и какие ресурсы позволили ему разрешить ее? Что бы он предпринял, если бы оказался в сложной жизненной ситуации, аналогичной вашей? На каких персонажей походят люди из вашего окружения и какое влияние на вашу жизнь оказывают?

У всемирно известных сказок существует множество версий – фольклорных, литературных, экранных, которые могут существенно отличаться друг от друга. Согласитесь, андерсеновская Русалочка имеет мало общего с диснеевской тезкой. Поэтому важно разобраться, какой образ пленяет вас больше всего – созданный народом, писателем или режиссером. Любимый герой может содержать черты, обнаруживать стратегии поведения других сказочных персонажей – в том случае, если у вас несколько обожаемых сказок.

Настеньки и Марфуши вырастают у родителей, которые обделяют любовью одну дочь (изгой) и превозносят другую (кумир семьи). Между взрослыми нет мира и согласия, власть и авторитет принадлежат только одному из них. Авторитетный родитель вступает в коалицию с любимым ребенком (мачеха и Марфуша), безвластный родитель – с отвергаемым (отец и Настенька).

[b]Притворщица Настенька[/b]


Настенька будет счастлива в браке, если ее муж окажется психологически здоровым человеком. Но ее шансы сойтись с таким добрым молодцем, увы, невелики. Часто жертвенные Настеньки выходят замуж за тиранов, долгие годы безмолвно страдают от их оскорблений, унижений и рукоприкладства. А когда терпение иссякает и здоровье оказывается безнадежно подорванным, ищут спасения в приютах для жертв домашнего насилия.

Настеньки не добиваются успехов в профессиональной деятельности и остаются у подножия карьерной лестницы. Это обычный удел жертв синдрома выученной беспомощности, не способных заявить о своем мнении, а тем более отстоять его. Настеньки нередко материально зависят от своих мужчин, поэтому долго не отваживаются на разрыв, даже если отношения становятся невыносимыми.

Читательницам interfax.by, которые узнали себя в Настеньке, важно взращивать в себе здоровый эгоизм. Это значит - учиться заботиться о себе, защищать свои интересы и границы.

[b]Правдорубка Марфуша[/b]


Роль матери тягостна для эгоистичной Марфуши. Дети, особенно маленькие, нуждаются в большом количестве любви, заботы, внимания родителей. Марфуша, которая умеет только брать и не привыкла считаться и делиться с другими людьми, неспособна дать им эти ресурсы в нужном количестве. Поэтому дети раздражают, злят ее. Марфуша часто срывается и орет на своих отпрысков, в том числе грудных, а бывает, практикует рукоприкладство. В общем, ведет себя с собственными детьми так, как обращалась ее мать с падчерицей Настенькой.

Артистка по-прежнему большое внимание уделяет внешности.

Скриншот © YouTube / НТВ. Кадр из фильма "Морозко"

Когда 15-летняя Наталья Седых появилась на экранах в роли Настеньки в сказке "Морозко", перед девушкой с фарфоровой кожей, выразительными глазами и нежным голосом не устоял никто. Она полюбилась миллионам зрителей. Но личная жизнь артистки сложилась не совсем идеально.

Скриншот © YouTube / НТВ. Кадр из фильма

Скриншот © YouTube / НТВ. Кадр из фильма "Морозко"

Единственного сына она родила в 33 года от композитора Виктора Лебедева, который был старше её на 13 лет. Влюблённые прожили десять лет в браке, однако на два города: она в Москве, он — в Ленинграде. "Мы прекрасно прожили десять лет. Даже развелись без ссор, скандалов и упрёков", — призналась актриса в эфире программы "Ты не поверишь!" на НТВ. Однако не только расстояние повлияло на разрыв. Наталья застала своего любвеобильного супруга с любовницей, которая тоже была артисткой балета.

Скриншот © YouTube / НТВ. Кадр из фильма

Скриншот © YouTube / НТВ. Кадр из фильма "Морозко"

Недавно композитор скончался, и актриса не приехала к нему на похороны. По её словам, сын не разрешил ей ехать в "ковидном "Сапсане". Сейчас 72-летняя звезда "Морозко" живёт одна в двухкомнатной квартире в престижном районе Москвы и не жалеет о былой славе. Она по-прежнему тщательно следит за собой и даже до почтового ящика не спускается без макияжа. Наталья Евгеньевна отметила, что у неё очень хороший косметолог, и раскрыла свою самую любимую процедуру — "гиалурон".

Мне классно. Я наслаждаюсь жизнью нормального человека. Я так никогда не жила. Мне немного надо, чтобы порадоваться. [Радуюсь] какой-нибудь красивой тряпке, новой шубке. Общению с подругами, друзьями

Наталья Седых — советская и российская актриса театра и кино, балерина, артистка Большого театра. Среди фильмов, в которых сыграла звезда, в том числе "Огонь, вода и… медные трубы" и "Лучшее время года" по сценарию Ивана Вырыпаева.

Читайте также: