Клинопись своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Получили эту книгу в подарок от "Лабиринта". Книга, к сожалению, политизирована. Так, в разделе о берестяных грамотах рассказывается,
что в СССР письма на бересте посылали из Сибири после Великой Отечественной войны невинно осужденные латвийцы.
Однако, мне, например, кажется более вероятным (во всяком случае, этого нельзя исключать), что осуждены именно эти люди были не невинно, а за сотрудничество с гитлеровцами, возможно даже за участие в рядах "лесных братьев" -- банды аналогичной украинским "бандеровцам". То есть тема спорная, зачем это все нужно в детской книге совсем на другую тему, мне не ясно.
Тем не менее, книга интересна мастер-классами, которые дают возможность сделать ребенку книгу самому (кстати, есть видеоверсия этих мастер-классов в открытом доступе). Информация об истории книги не является эксклюзивной, представляет собой сухо изложенную справочную информацию. Скажем, "Черным по белому" М. Ильина (брат С. Маршака) гораздо интереснее для ребенка и более художественно
написана.
Ну и на целую книгу о книге как явлении информации маловато -- только три раздела -- о глиняных книгах, бересте и папирусе. Цена за такое содержание запредельная.
Книги можно делать, в числе огромного множества других "исторических поделок", с помощью переводных изданий: "Мастерим, как египтяне" и "Мастерим, как рыцари" (правда, о сталинском терроре или Гулаге там ни слова).

Моей внучке нравится придумывать истории, дмастерить самодельные книжечки. Вообще, она любительница всяческих поделок. Эта книга написана для нас! Познавательная информация и рукотворчество. Из теста сделаем пластинки и начнём осваивать клинопись, а летом на даче обязательно попробуем сделать бумагу своими руками. В книге много замечательных идей: как украсить вещи без красок, написать свое имя египетскими иероглифами, изготовить берестяных грамоту с орнаментом и надписями на старославянском, книгу веер, книгу гармошку и ещё много интересного. Рекомендую тем родителям, которые обожают заниматься творчеством с детьми. Книга небольшая по обьему, выполнена на хорошей бумаге, информативна.

с дочкой сделали библиотеку древних рукописных книжек. в школу относили и организовали музей. Книга первоклассная--доступная для разума 8летнего ребенка. Вызывает интерес у взрослых и детей и разгорается страсть к поделкам. Хотелось бы предъявить наши фото--не помещаются ни одна фотография.

Эту книгу я получила, как приз за победу в конкурсе. Очень интересная книга про книги) есть мастерклаасы как изготовить бумагу, с чего все начиналось. Бумага у книги приятная, иллюстрации качественные

Отличная серия и отличная самостоятельная книга, которая в полном объеме поведает о том, как появлялась книга, научит вас делать свою книгу, и , главное, вся эта информация вместилась в одну книгу, достаточно вооружится ею и все, можно не переворачивать груды источников, что значительно облегчает жизнь учащимся, учителям и их родителям))

У моих детей как раз период "книгоиздания". Решили начать с азов. Они загорелись идеей сделать глиняную табличку, за неимением глины таскаю им пока пластилин и надеюсь, что до лета интерес у нас не иссякнет. Там и бересты добудем.
Спасибо автору!

Замечательная книга для увлекательного времяпрепровождения! Летом на даче она помогла с пользой пережидать дожди. Мы делали и глиняные таблички, и папирус, и "бамбуковую" книгу. Даже не знаю, кого это занятие увлекло больше - моего сына или меня ))) Отмечу, что книга полезна и понятна детям младшего школьного возраста. Конечно, сын задавал вопросы, когда было что-то непонятно, но это лишь становилось поводом для новых изысканий, размышлений. Порекомендовала своим друзьям!

Эта книга совершенно удивительна. Во-первых, в ней можно рассмотреть всю эволюцию книги: от глиняных дощечек и папируса до, собственно, бумаги.
Ну и что в этом удивительного? Познавательных книжек для детей действительно полно. Но тут эту про эту эволюцию можно не просто прочитать и отложить на полку к остальным энциклопедиям, но и потрогать руками.
Как самому сделать глиняную табличку и написать на ней что-нибудь клинописью? А как сделать книгу-свиток из палочек от мороженого? И что, неужели правда можно сделать свою бумагу из. бумаги?
Так что эта книжка -- занятие на долгие вечера, при этом она из тех, что откладываются в памяти надолго, так что не пожалеете :)

Книга Светланы Прудовской "История книги своими руками" – яркий пример увлекательного, познавательного и очень интересного произведения. Книга читается очень просто, создается впечатление, что ты реально попал на экскурсию. Очень интересно то, что читателю дается возможность самому попробовать себя в книжном деле прошлых лет, благодаря этому можно ощутить насколько трудно приходилось нашим предкам, как медленно, но верно развивалась книга. Данная экскурсия поможет пробудить любовь к книге, поможет научиться с бережностью и нежностью относиться к ней. В наше время дети и взрослые чаще читают всё в электронном виде и забывают о том насколько приятно взять в руки печатное издание, ведь люди с таким трудом к этому шли, не стоит забывать об этом!

Забавная книжка для ребенка. Если попасть в настроение, то можно и не заметить, что прошел день.

Не пропустите эту книгу. Очень интересно изложенный текст. Замечательные иллюстрации. Пособие по изготовлению табличек с клинописью, бумаги. Все подробно и понятно. Приятный формат.

Это настоящий волшебный сундук для мамы детей младшего школьного возраста. Думаю, что лет от шести - это не книга, это хит. Мы с вами выросли тогда, когда книга была чем-то волшебным, наши дети, питающиеся яркими иллюстрациями и компьютерной графикой, почти утратили привычку восхищаться книгой. А книга это тяжело! Очень тяжело! Даже сейчас, а уж 300 лет назад и тем более. А тысячелетие?
Светлана Прудовская сделала невозможное - легко и непринужденно рассказала о всей жизни книги от первых шумерских табличек до того дня, когда придумали бумагу. Но и этого мало, эта книга дарит возможность эту жизнь прожить! Рецепты все готовы, ничего сложного. Вам кажется, что на улице холодно и феврально? Нет! Подарите себе, подчеркиваю, себе сказку, сделайте глиняную табличку, или наешьтесь мороженого всей семьей, а их оставшихся палочек сотворите настоящую книгу-связку, ну и наконец, можно сделать свою собственную книгу, правда, бумагу нужно будет хорошо просушить и по сусекам поискать, чем ее украсить. Поверьте, станет теплее! Потому что книга - это всегда чудо, а такая - чудо вдвойне!

Интересная, необычная книга. Много любопытной информации. Например, узнала для себя, что сепия - это серо-коричневая тушь, полученная из мешка каракатицы. Можно научиться писать клинописью и египетскими иероглифами, сделать собственную книгу из берёсты, папируса, пальмового листа (правда терпения для этого потребуется ой-ёй!) А ещё есть рецепты вкусных красок и, самое интересное, рецепт приготовления. бумаги! Причём бумагу можно сделать очень красивой, используя разные добавки (кусочки разноцветной бумаги, засушенные цветы и листочки, чай. ) Все необходимые материалы абсолютно доступны. Кроме собственного удовольствия и пользы можно изготовить ещё и много интересных подарков.

Книга понравилась, правда, мне показалось, что иногда автор для объема включает не относящуюся к теме информацию (например, скороговорки, мне совсем не понятно, как скороговорка "Хвалю халву", например, связана с созданием книги). По ней можно заниматься с ребенком, самой тоже интересно было почитать. Планирую сделать бумагу из бумаги, интересно, что получится. Кроме того, интересны идеи с созданием собственных книжек из соленого теста и деревянных палочек. Качество издания хорошее.

Ни для кого не секрет, что многие современные дети, да и не только дети, не любят читать. Они не понимают, что от книги можно получать удовольствие, причем двоякого рода - удоволствие содержательное (когда интересен сюжет книги) и удовольствие эстетическое, когда книга красиво сделана, богато иллюстрирована. Вот второму удовольствию и посвящена данная книга. Сопровождая текст иллюстрациями (а их в книге очень много), автор ведет повествование о сложном процессе изготовления книги от шумерских глиняных табличек до современных бумажных изданий, при этом многое предлагается попробовать сделать самостоятельно, что безусловно очень интересно детям. Нельзя не отметить и изящно написанное предисловие Марины Аромштам. В книге также содержатся сказки, пословицы и скороговорки, посвященные книгам и процессу их создания.
Книга издана на хорошей бумаге, шрифт и иллюстрации четкие. Формат не очень большой - чуть меньше А4, альбомный разворот.

Недавно у моего первоклассника было задание в школе – история книги в НЕСКОЛЬКИХ строчках. К сожалению, эта новинка еще не появилась в продаже и маме пришлось срочно искать все в интернете. Но потом надо фильтровать, сокращать, излагать и т.д. Но главное, ребенка надо заинтересовать, а сделать это легче всего, если дать ему потрогать и прочувствовать изучаемый предмет.

Вот этим и предлагает заняться Светлана Прудовская, художник и искусствовед, которая уже делала подобные проекты со своими учениками.
Начинаем с глиняных табличек шумеров: в НЕСКОЛЬКИХ строчках история, эксперимент с пластилином, задания на сообразительность, угаритский алфавит и соответствующие ему буквы русского алфавита, а как следствие – задание написать свое имя клинописью. Здорово, нет? Затем можно самим сделать настоящие глиняные таблички или похожие на них заготовки из соленого теста и писать на них стилосом (специально приготовленной палочкой от мороженного).
Далее последуют скрученные книжки из болота (египетские папирусы), берестяные послания, каменные книги и самые первые печатные книги, книги из бамбука и пальмовых листьев. Каждая глава построена по тому же принципу. Немного истории, пример, иллюстрация, собственный эксперимент и различные задания. Среди них есть и такое – папирус, на котором была написана сказка оборван. Придумай и напиши конец сказки. Или попробовать расшифровать шутку новгородских школьников.
Потом начинаются бумажные чудеса, включая изготовление собственной бумаги. Отдельно выделен рассказ о книгах в Китае и мастер-класс по изготовлению книги-гармошки, книги-веера и книги-стопы.

И все это богатство компактно уместилось на 56 страницах. Бумага плотная, практически ничего не просвечивает, симпатичные черно-белые рисунки, немного цветных фотографий. Очень достойное издание.

Ad blocker detected: Our website is made possible by displaying online advertisements to our visitors. Please consider supporting us by disabling your ad blocker on our website.

Шумерская клинопись

Шумерская клинопись

Шумерский для простых смертных — Введение

Если вы читаете эту статью, то у вас, вероятно, уже есть некоторые основания для изучения шумерского языка. Но во всяком случае давайте кое о чём поговорим.

Шумерская грамматика — очень сложная тема. Когда мы начинаем изучать язык без носителей, с малым количеством источников, некоторые из которых написаны людьми, для которых шумерский не был родным языком, то, конечно, возникнет много трудностей. Однако, храбрые учёные собрали и восстановили приблизительную грамматику этого давно забытого языка. Изучение шумерского также усложняется системой письменности — клинопись очень трудна для запоминания и написания.


Автор рисунка — dariatkachoff
Однако, если вы всё же набрались смелости и решили изучать шумерский язык, то это доставит вам большое удовольствие. Для путешествия в глубь времен, когда человеческая цивилизация находилась только на начальной стадии развития, шумерский язык очень поможет. Возможно, с изучением шумерского немного изменится ваше мировоззрение, как это бывает с любым другим иностранным языком. Данный курс призван познакомить читателя с основами шумерского языка в понятной и простой форме.

Самое главное — помнить, что шумеры не хотели запутать нас. Они хотели, чтобы то, что они писали, нашли мы. Шумеры хотели передать свои литературные достижения и наследие другим поколениями. Так что, когда вы будете читать шумерскую табличку, помните: она хочет быть прочитанной. Для этого требуется много усилий, но наградой будет знакомство с мыслями шумеров, которые, как и мы, мечтали и творили.

Происхождение и развитие письменности



Пиктограммы шумерского языка могут изображать всю часть показываемого объекта либо его часть, либо абстрактные вещи, но всё же отдалённо имеющие связь с некой идеей.

Когда шумеры стали писать не пером, а угловатой палочкой для клинописи, они задались вопросом: а как нам создавать новые знаки для слов? Одним из способов образования новых клинописных знаков был метод gunû-мазков или šeššig-штрихов, названный так аккадскими писцами. Сравните два знака ниже. К первому знаку saĝ ‘голова’ были добавлены штрихи в области рта, так, образовался новый знак ka ‘рот’ (SAĜ-gunû).



Ещё одним способом образования новых знаков является комбинирование двух или трех знаков в один, например:



Ещё новые знаки можно образовать путём комбинирования одного внутри другого и объединением в лигатуру, но об этом речь пойдет ниже.

Правила транслитерации и произношение

Шумерский словоформы пишутся латинскими строчными буквами. Используется несколько особых символов:

Важным пунктом развития шумерского языка был принцип поливалентности, то есть объединение множества значений в одном знаке с разным произношением. Например:

ka ‘рот’ можно также прочитать, как kìri ‘нос’, zú ‘зуб’ или inim ‘слово’;
pa ‘ветвь’ можно также прочитать, как ĝidri ‘скипетр’, sìg ‘бить’ или ugula ‘мастер’;
utu ‘солнце’ можно также прочитать, как ud ‘свет, день, время’, babbar ‘яркий, белый’ или àh ‘высохший’;
Шумерский язык имеет большое количество омонимов — слов, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения и пишутся разными знаками. Отсюда растёт предположение, что шумерский имел богатую тоновую систему (как в китайском) и много гортанных и придыхательных звуков, но доказать или опровергнуть это мы никогда не сможем. Посмотрим на пример: эти три слова читаются одинаково: du.



В некоторых версиях транслитерации диакритика заменяется на цифры 2 и 3:

Заглавные буквы или буквы верхнего регистра (капс) в транслитерации шумерского языка используется:


ugnim (KI.KUŠ.LU.ÚB.ĜAR)
Когда точное произношение неизвестно или непонятно. Например, в фразе a-SIS ‘солоноватая вода’ произношение второго знака точно учёным неизвестно: sis или ses?
Для разложения логограммы на компоненты. Например, слово ugnim ‘армия’ передается пятью знаками: ugnim (KI.KUŠ.LU.ÚB.ĜAR).
Детерминативы, то есть непроизносимые знаки, которые определяют категорию понятий, к которой относится слово, пишут над строкой. Детерминативы могут располагаться перед и после корня. Например, вот так ставятся детерминативы ki ‘земля, место’ и diĝir (d) ‘божество’: Urim5ki ‘город Ур’, dInanna — ‘имя богини Инанны’. Обо всех детерминативах мы поговорим в отдельном уроке. Помните, что детерминативы не произносятся!

Частично или полностью разрушенные знаки могут быть указаны с помощью квадратных скобок, например, lu[gal] или [lugal]. Места, в которых древний писец клинописью ошибся (да-да, шумеры тоже делали ошибки на письме), обозначаются скобками. Если же писец два раза написал по ошибке один и тот же знак, он обозначается в двойных > скобках.

Каждый знак на письме отделяется дефисом в шумерских словоформах, однако сейчас многие учёные не присоединяют дефисом прилагательные.

an-ki ‘небо и земля’ = ‘мир, вселенная’
dumu-tur или dumu tur ‘ребёнок и маленький’ = ‘маленький ребёнок’
Когда один знак пишется внутри, над или под другим это передается через символ ‘x’ с использованием заглавных букв. Например:


KAxA KA times A = nag ‘пить’ (KA ‘рот’, A ‘вода’)
Если два знака находятся близко друг к другу, особенно если они имеют несколько общих клиньев, то перед вами шумерская лигатура. Связь частей лигатур показывают знаком плюс ‘+’, хотя некоторые учёные используют точку:


После Второй мировой войны шумерологи стали больше использовать короткую версию, которой до сих пор отдают предпочтение большинство ученых. Тем не менее, нужно просто научиться комфортно обходится с двумя версиями каждого знака. Достаточно лишь узнать короткое чтение вместе с его ауслаутом, например du10(g), ku5(dr), и т. д.

Поэтому запомните: слово, у которого есть ауслаут, но за ним не следует гласная, произносится без ауслаута.

Полностью разработанная шумерская система письма использует логограммы (знаки слов или идей), слоговые знаки (звуковые значения, полученные из знаков слов) и детерминативы.

Многие шумерские логограммы пишутся одним знаком, например, a ‘вода’. Другие логограммы пишутся двумя или большим количеством знаков, представляющих из себя идеи, соединённые вместе, чтобы создать новую идею.

KAxA > naĝ ‘пить’ (комбинация KA ‘рот’ и A ‘вода’).

Такие составные логограммы следует отличать от сложных слов, которые состоят из двух или более логограмм:

Слоговые знаки используются в основном для написания грамматических элементов, а также для слов, для которых не существовало подходящей логограммы. Зачастую, это значит, что слово было заимствованно в шумерский из другого языка. Например, sa-tu ‘гора’ из аккадского šadû.

Тексты на диалекте шумерского языка, эмесале, имеют большой процент слов, написанных слоговой клинописью. Например, на эмесале шумерское kalam ‘народ’ пишется ka-na-áĝ тремя слоговыми знаками. Иногда встречаются тексты, полностью записанные слоговой клинописью, но это, как правило, находят на окраинах распространения шумерской культуры и языка.

Итак, любой шумерский знак можно интерпретировать тремя способами:

Как одно или более логографическое значение, каждое со своим произношением. Необходимо развить такое чувство, чтобы уметь определять основное значение любого шумерского слова, и каким образом оно может быть использовано, чтобы передать ряд других идей и смыслов, для которых современные языки используют различные слова.
Как детерминатив.
Как слоговой знак.


Например, знак AN может означать:

логограмма ‘небо’;
логограмма ‘высокое место’;
логограмма ‘имя бога Ану’;
логограмма diĝir ‘божество, бог’;
детерминатив d для категории ‘божества’, например, как в den.líl ‘(бог) Энлиль’;
слоговой знак an, как в предложении mu-na-an-šúm ‘он дал это ему’;
слоговой знак am6

"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же. Страх." Конрад Керз ©

Список использованных источников………………………………………

Приложение 1.Изображения писчих приспособлений…………………..

Приложение 2. Экспериментальные материалы по клинописи…………

Приложение 3. Письмо по воску и бересте……………………………….

Приложение 4. Письмо перьями и авторучкой……………………………

Введение

В начале учебного года учитель раздала ребятам нашего класса по листочку и предложила нам всем написать вопросы, на которые мы хотели бы найти ответы. Я написал вопрос об истории ручки, которой пишу. Мне было интересно: а чем писали люди раньше? Такой же вопрос интересовал, как выяснилось потом, ещё одного ученика класса. Но за исследование на эту тему взялся я один.

Когда мы проводили эксперименты с моим руководителем, более старшие ученики спрашивали: что это мы делаем? Я отвечал, а они сожалели, что сами раньше не взялись за такое исследование. Я понял, что многих моя тема интересует.

Гипотеза: Я думаю, что шариковая ручка – лучшее из того, что люди придумали для письма.

Цель: Определение практических характеристик приспособлений, которые люди использовали для письма в разные времена.

Задачи:

1. Узнать, чем люди писали в разные времена..

2. Найти возможность провести эксперименты по испытанию разных писчих приспособлений.

3. Определить, насколько они удобны.

4. Сделать выводы.

Методы исследования: изучение источников, консультация специалиста, эксперименты, анализ, сравнение.

Практическая значимость моего исследования: школьники, которые узнают о моей работе, смогут оценить какой большой путь люди прошли в поиске лучшего приспособления для письма.

Глава 1. История приспособлений для письма

1.1. Для чего нужна письменность?

Человеческий язык (речь) существует в устной и в письменной форме. Раньше люди научились говорить, потом – записывать информацию. Человек применяет письменность с конца 4 тысячелетия до нашей эры. Устно люди общались, когда были рядом друг с другом, а на далёкие расстояния можно передавать информацию с помощью письма. Ещё письменность используется для обучения, для сохранения информации для себя и для потомков. В письменном виде все слова остаются именно такими, как записаны, а в устной форме слова могут быть изменены. Ведь пересказывающий их может что-то забыть.

Рассмотрим историю изменения инструментов для письма.

1.2. Глиняные таблички

Раньше всего человек выбивал какие-то изображения на камнях. Но это очень сложный способ. Развивался язык, увеличивалась необходимость обмениваться информацией. Человек начал применять для письма мягкую глину. Учёные нашли глиняные таблички, на которых разглядели знаки, записанные клинышками. Эту древнюю письменность назвали клинописью. Нашли шумерскую табличку, созданную в 3500 г. до н.э.

Таблички были круглыми или квадратными, часто размером 5х5 см. Писали по мягкой поверхности, вдавливая в неё клинообразный нижний срез специально сделанной палочки. Она могла быть деревянной, бронзовой, тростниковой или костяной. Её называли грифелем или стилиусом. После записи табличку высушивали. (См. Приложение 1, рис.1-2, с.17)

Такие таблички люди использовали тысячелетия, даже когда были уже изобретены другие приспособления, потому что этот материал доступен всем.

1.3. Папирус

В Египте в III тыс. до н.э. из тростникового растения научились делать папирус. Он выглядел как очень длинные полосы шириной 30-40 см. Иногда до 40 метров длиной. Папирус свёртывали в рулон – свиток. И так хранили. Есть упоминания, что на папирусе писали чернилами с помощью кисточки, но чаще писали заострённой палочкой, окуная её в чернила. В арабских странах такая палочка из тонкого тростника называлась калам.

Папирус был тоже недорогим материалом для письма, поэтому он долго использовался людьми – до 12 века н.э. До широкого распространения бумаги.

1.4. Восковые дощечки

1.5. Пергамен (пергамент)

Во 2 веке до н.э., в Пергаме научились делать листы для письма из кожи животных – пергамен. Выделывать пергамен было сложно, он стоил очень дорого. Зато писать на пергамене можно с двух сторон, его можно сгибать, можно осторожно счищать написанное ножом и писать снова.

Гусиные перья использовались с 7 по 19 вв. до изобретения металлического пера – 1200 лет. При письме пёрышко быстро затуплялось (истиралось), его надо было поправлять – очинять. Для этого был приспособлен специальный острый ножик – перочинный.

1.6. Береста

1.6. Бумага

В 1803 году было изобретено металлическое перо для ручки. Для письма необходимы были ещё чернильницы и сосуды с мелкотолчёным песком для посыпания свеженаписанного текста, чтобы быстрее сохли чернила (в 20 веке стали использовать рыхлые листки – промокашки). Была так же изобретена чернильница-непроливайка, которую можно было носить с собой в портфеле.

Позже появились чернильные ручки со специальным резервуаром для чернил внутри самой ручки (поршневые, с резиновой гармошкой, резиновым кончиком как у пипетки, со сменным чернильным картриджем). Ручку заранее заправляли чернилами, и можно было писать ею, пока чернила внутри не закончатся. (См. Приложение 1, рис. 7, с.18)

1.7. Время виртуального письма

Сейчас можно и вообще не брать ручку в руки. Есть клавиатура компьютеров, кнопки у мобильных телефонов. Можно набирать любой текст, печатать на листах через принтер или посылать СМС. Но специалисты говорят, что навык писать от руки – серьёзная вещь для развития нашего мозга с самых ранних лет. И утратив это умение, мы что-то утратим в своём развитии.

Глава 2. Практическая часть

Узнав как много разных приспособлений для письма использовали люди в разные времена, я решил попробовать в деле те приспособления, которые смогу раздобыть. Мне важно было ощутить на себе все плюсы и минусы того или иного приспособления, чтобы понять – какие из них самые удобные. Это цель всех экспериментов. Также мне хотелось увидеть разницу между буквами, которые были приняты когда-то и современными. Написание букв соответствовало тем писчим приспособлениям, которые я испытывал.

2.1. Глина и палочка для клинописи

Для первого эксперимента мы нашли в Интернете обозначения букв и слогов для клинописи. (См. Приложение 2, таблица 1, с. 19)

Далее раздобыли глину. Она была твердая. Поместили глину в очень сырую тряпку. Она полежала там несколько дней. Стала мягкой. Я вылепил из неё глиняную табличку. Папа сделал мне деревянную палочку с клином на одном конце, а на другом конце заострил в виде отвёртки, чтобы оттиском получалась чёрточка.

Потом подписался русскими буквами, делая оттиски не клинышком, а чёрточкой.

Проделав этот эксперимент, я понял, что палочку держать удобно. Но она залипает в глине и тяжело вытаскивается. Зато легко исправлять ошибки, затирая это место на глиняной дощечке, пока она сырая. Это приспособление удобной формы, лёгкое. Но руки при таком способе письма всё время в глине.

Глиняная дощечка с надписью высохла уже на другой день. Но хранилась она недолго: сломалась у меня дома от незаметного для меня нажима на неё – она рассыпалась на три части. Пришлось делать новую.

2.2. Восковая дощечка и писало

Для следующего эксперимента мы нашли пример написания старинных русских (старославянских) букв. (См. Приложение 3, рис.9, с. 20) [11]

По моей просьбе подготовили дощечку, ошкурили её на специальном станке, в ней сделали углубление на 3-4 мм. Далее мы взяли цветной воск (надо бы тёмный, но мы нашли только бледно-голубой), растопили его на спиртовке в металлической посуде. (См. Приложение 3, фото 7, с. 20) Вылили расплавленный воск в углубление в дощечке и оставили застывать. Для письма папа сделал мне писало. Раньше их делали из кости или металла, а мы сделали наподобие: из дерева и шурупа, который встроили в деревянную ручку остриём наружу. (См. Приложение 3, фото 4, с. 20) При письме я сверялся со старинной азбукой.

По воску писать оказалось неудобно, потому что мешал сам воск, особенно в тех местах, где он залился не совсем ровно. Писало делает борозду в воске, образовывается восковая стружка, которая тоже мешает при письме. Когда убираешь мешающие стружки, руки делаются немного жирными. Зато если сделал ошибку, то обратным тупым концом писала можно стереть верхний слой воска и писать на очищенном месте заново. Я пробовал писать очень острым писалом, как шило, и тупым. Острым писать легче, но надо сильнее заглублять острый конец в воск, что тоже нелегко. Так же мешает стружка. (См. Приложение 3, фото 8, с. 20)

2.3. Береста и писало

Для письма бересту готовили: варили её в воде со щёлочью. Чтобы узнать, что это такое, я ходил к учителю химии. Она сказала, что в коре берёзы есть вещество, которое делает кору жёсткой (это дубильное вещество). Щёлочь (едкое вещество) действует на эти вещества смягчающе.

Мы проделали в химической лаборатории этот опыт: в качестве щёлочи использовали золу – добавили её в воду, чтобы в ней кипятить берёзовую кору. (См. Приложение 3, фото 5, с. 20) Кипятили кусочек бересты в колбе на спиртовке 15 минут. Жидкость была мутной, тёмно-серой. Кипела сильно, с большими пузырями. После кипячения бересту вынули пинцетом и сушили под грузом. На ощупь сухая сваренная в щёлочи береста гораздо мягче, чем обычная, но по цвету немного темнее.

Мы решили написать на бересте то же самое, что и на восковой табличке. Если у писала очень острый кончик, то писать трудно, и не видны буквы. Немного затупленным кончиком писать мягче и легче, но это не значит, что хорошо и удобно. Писало по поверхности бересты идёт трудно, со скрипом, писать приходится только сверху вниз, потому что вверх ещё трудней. Пальцы сильно устают от напряжения. Зато понятно, почему в старом алфавите нет круглых букв, ведь их очень сложно написать по бересте (как и по воску) круглыми, получаются угловатые и кривоватые буквы, потому что материал сопротивляется письму. На бересте попадаются более шероховатые и рыхлые участки, которые мешают, буква получается нечёткой, поверхность бересты как бы рассыпается, вышелушивается кусочками. Кроме того мешают темные берёзовые черточки на бересте, на них не прописываются буквы. И вообще буквы не сильно видны на бересте. (См. Приложение 3, фото 6, с. 20)

2.4. Бумага и гусиное перо

Гусиное перо очинять очень трудно, потому что перо жёсткое, а работа тонкая, если неосторожно резать ножом, то можно отрезать лишнее, и острый кончик для письма не получится. (См. Приложение 1, рис.5, с. 18) Когда режешь – ощущение такое, как будто стрижёшь очень толстый ноготь.

Когда пишешь острым кончиком пера, ощущения неприятные, потому что перо скрипит. Приходится быть аккуратным, потому что чернила могут разбрызгаться, получаются кляксы. Чернила в пере быстро заканчиваются, примерно через 6-7 букв. Когда окунаешь перо в чернильницу, надо следить за тем, чтобы набралось не очень много чернил в перо, потому что делается очень жирная линия, и она потом расплывается на бумаге. А когда чернила в пере заканчиваются, то линия становится очень тонкой и бледной. Держать в руках перо не очень удобно, потому что оно тоненькое, – непривычно. (См. Приложение 4, фото 9, с. 21)

Ещё одно неудобство использовать гусиные перья – их ломкость. Мы с папой очинили два пёрышка, но до школы я донёс только одно, – второе сломалось.

2.5. Бумага и металлическое перо на деревянной ручке

Этот эксперимент дался легче, потому что я следовал современному написанию букв (См. Приложение 4, рис. 11, с. 21). Железное перо применять удобнее, чем гусиное, потому что его не надо очинять, а строение оно имеет такое же. Остриё тоненькое, оно не ломается, долговечное. Но опять всё время нужна чернильница. Перо иногда зацепляется за бумагу остриём. (См. Приложение 4, фото 10, с. 21)

Железное перо скрипит сильнее гусиного. Даже если на пере есть чернила, оно могло не сразу прописывать букву, приходилось писать второй раз. Но писать вообще удобно для пальцев. Чернил хватает дольше, чем при письме гусиным пером, примерно на 10-12 букв. Чернила на бумаге не расплываются, клякс у меня не получилось. Меньше риска испачкаться чернилами.

2.6. Бумага и чернильная ручка

Во время этого эксперимента я писал уже современными буквами. Чернильница понадобилась один раз, когда заправляли ручку. Перо у этой ручки закрытое, внутри поршень для заправки чернилами. (См. Приложение 4, фото 11, с. 21) При письме перо по бумаге идёт трудно, ощущение, что заболевает рука от непривычки. Саму ручку держать удобно. Не надо очинять перо, не надо всё время обмакивать перо в чернильницу. Перо по бумаге скрипит, но не сильно. Минус чернильной ручки в том, что большой риск испачкать пальцы уже при заправке чернил, и потом, при письме.

2.7. Бумага и шариковая ручка

Шариковой ручкой, по-моему, писать ещё удобней, чем чернильной. По бумаге кончик ручки идёт легко. Писать быстрее. Меньше риск испачкаться.

2.8. Бумага и гелевая ручка

Ощущения от этого эксперимента и от предыдущего – одинаковые.

2.9. Результаты экспериментов

Попробовав писать разными приспособлениями, я пришёл к выводу, что удобнее всего для меня писать шариковой ручкой. Она не делает клякс (правда, иногда мажет, но не всегда). Её не надо делать, можно купить и очень дёшево. Шариковой ручкой можно очень быстро писать, потому что её кончик не острый и не зацепляет за бумагу, шарик мягко идёт по поверхности листа, распределяя пасту. Она лёгкая, удобной формы. Изобрели шариковые ручки разной толщины и формы, можно выбрать ту, что тебе удобна. Чернильница не нужна. Специальная бумага – тоже, шариковая ручка хорошо пишет по любой поверхности. и уж, конечно, этой ручкой по бумаге писать лучше, чем палочкой по глине. Её можно даже оставлять без колпачка, и если она не попадёт в тепло, то паста не потечет.

Единственное неудобство, что шариковой ручкой можно писать только в вертикальном положении или под углом к горизонтальной поверхности. Если вы начнёте писать, располагая ручку кверху остриём, то паста не будет притекать к шарику и ручка перестанет писать.

Немного меньше, но всё же понравилось писать поршневой чернильной ручкой. Её тоже не надо делать, чернильница не нужна, всё время обмакивать не надо.

Заключение

Письменность – важное изобретение людей. Благодаря ей, мы можем сохранять, передавать и получать информацию.

Люди перепробовали много разных инструментов для письма. Сейчас можно писать, просто нажимая на кнопки клавиатуры. Но я прочитал, что когда мы держим в руках ручку или карандаш и пишем, то развивается мелкая моторика рук (точная работа мелких мышц пальцев рук), которая влияет на развитие нашего мозга. А ещё нам легче обдумывать то, что мы пишем, когда мы выводим буквы на бумаге сами, а не через компьютер и принтер. И если сравнивать все перепробованные мною инструменты для письма, самой удобной является шариковая ручка. Она доступна всем, пастика хватает надолго. Значит, я полностью подтвердил свою гипотезу.

В ходе работы я пришёл к выводам:

1. С очень давних лет людям необходимо было что-то записывать.

2. Люди много веков старались изобрести более удобные приспособления для письма, значит шариковая ручка – результат многовекового поиска.

3. Проводить эксперименты мне очень понравилось.

4. Писать от руки полезно для развития ума.

Все образцы экспериментальной работы: глиняную табличку, восковую дощечку, берестяную грамотку и др. вместе с инструментами письма я собрал в коробку и оставил для библиотеки, чтобы другие ребята могли познакомиться с ними и сами попробовать пописать любым приспособлением.

Как сделать штамп

Штамп своими руками

Инструменты и материалы для создания штампа своими руками

  • кусочек линолеума эконом-класса
  • канцелярский нож
  • деревянное основание (например, простой деревянный кубик)
  • клей ПВА или любой другой
  • по желанию: можно использовать штихеля по линолеуму (отличаются от стамесок размером)

Как сделать штамп

Как сделать штамп своими руками

Линолеум нужно взять самый дешевый, ровный, без текстуры (или с минимальной текстурой) и желательно плотный. Можно купить в художественном магазине кусочек специального художественного линолеума для линогравюры. Такой я люблю больше всего за его структуру, но когда нужно резать что-то в больших количествах, использую самый обычный.

Линолеум

На линолеум нужно нанести рисунок. Самый простой способ — перерисовать карандашом или ручкой прямо по линолеуму, в зеркальном отражении. Но, когда дело касается точного переноса рисунка, лучше распечатать макет в нужную величину на лазерном (струйный не подойдет) принтере и перевести изображение на линолеум при помощи утюга.

Линогравюра или как сделать штамп своими руками

Линогравюра или как сделать штамп своими руками

Линогравюра или как сделать штамп своими руками

Линогравюра или как сделать штамп своими руками

Линогравюра или как сделать штамп своими руками

Внимание! Когда Вы наносите рисунок таким образом, его не нужно зеркалить!

Прогладили утюгом, смотрим что вышло.

Рисунок для штампа

Теперь режем. Пройдемся по контуру амперсанда канцелярским ножом, а по большим участкам — штихелями, без которых можно обойтись, если работа маленькая.

Стамески

Создание штампа

Совет: если линолеум слишком мягкий для резки, его можно положить ненадолго в морозилку. И наоборот, если материал режется тяжело, его лучше нагреть на батарее или в теплой воде.

Вырезаем буковку, излишки материала по краям тоже убираем. Стараемся выровнять поверхность на больших пространствах.

Штамп из линолеума

Далее приклеиваем линолеум к деревянному основанию (детский деревянный кубик) на хороший клей.

Печать из линолеума

Линогравюра фото

Печать своии руками

Теперь нужно сделать пробный оттиск и подрезать огрехи, если такие есть. Также я чуть — чуть прохожусь по мелкозернистой шкурке, чтобы выровнять поверхность штампа.

Пробный оттиск

Можно печатать обычными чернилами на водной основе или акрилом. Главное, сразу после печати почистить штампик от остатков краски в теплой воде (если масло, то растворителем или скипидаром) и оставить для естественной просушки (не на батарее!).

С помощью такого нехитрого способа вы можете создать абсолютно уникальный рисунок.

Но стоит помнить: чем больше доска, тем сильнее нужно давить, чтобы материал вобрал краску. Иногда это уже невозможно сделать руками. Например, изображенный на фотографии оттиск размера А3 на футболке печатался уже при помощи офортного станка. По небольшим же штампам можно постукивать деревянным молотком для получения идеального оттиска.

Читайте также: