Нанесение структуры на горные лыжи своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Лыжники, как любители, так и профессионалы, рано или поздно сталкиваются с проблемой — как сделать накатку для лыж своими руками с целью улучшения их скольжения. Внимательно изучив настоящую статью, самостоятельно сделать накатку сможет каждый.

Накатки для беговых лыж

Купив лыжи в магазине, их нужно подготовитьк эксплуатации, чтобы улучшить беговые качества. Структура поверхности снега отличается от структуры скользящей поверхности лыж, и для уменьшения силы трения нужно сделать ее рифленой и смазать специальной мастикой или парафином.

Что такое накатка

Накатка — станок с роликом, имеющим профильный узор с различными конфигурациями и глубиной линий. Как правило, используются ролики различных видов, в зависимости от погоды, влажности и вида трассы. Чем ниже температура снега, тем тоньше должна быть структура ролика.

Накатка включает в себя и дополнительную обработку поверхностей мастиками, парафинами с содержанием фтора, мазями для усиления держания.

Смазки и способ их нанесения

В качестве смазки используют мази для усиления скольжения, или парафины, и держания. Сначала нужно удалить остатки ранее нанесенной смазки и грязи. Для этого понадобится:

  • смывка или бензин для зажигалок;
  • кусочек мягкой фиберленовой материи;
  • нейлоновая щетка.

Обработайте скользящую поверхность смоченной в смывке или бензине мягкой ветошью, нейлоновой щеткой пройдите несколько раз по направлению от носка до пятки и удалите пыль от парафина кусочком фиберленовой ткани.

Мазь для улучшения скольжения наносится определенным способом. Возьмите парафин (он должен быть свежим), расплавьте его на поверхности специального утюга и аккуратно нанесите на скользящую поверхность. Через 10-15 минут остатки остывшего парафина снимите скребком, уберите образовавшуюся пыль и снова обработайте нейлоновой щеткой. Возникающие отходы удаляйте фиберленом до полного ее исчезновения.

Нанесение парафина нужно повторить несколько раз, специалисты рекомендуют не меньше десяти.

Мазь для держания лучше наносить натуральной пробкой, растирая до полного впитывания. Причем она используется только при классическом способе катания.

Беспарафиновые способы подготовки лыж

Как видно, нанесение парафина − трудоемкий и длительный процесс, а содержащийся в мастиках фтор вреден для здоровья. Во время разогревания фтор активно выделяется в воздух, и человек вынужден его вдыхать. Но есть альтернатива — накатка лыж без использования парафина.

Икс-риллер — новое решение в накатке

Это новая разработка специалистов, позволяющая изменять поверхность скольжения лыжи путем нанесения тисненой структуры.

Основные особенности такой беспарафиновой обработки:

  • позволяет не нарезать, а нанести структуру на скользящую поверхность;
  • более острые края перепадов;
  • больший шаг винтового ножа;
  • создает пересекающийся рисунок с разнообразными перепадами;
  • более высокое давление позволяет оставить четкий след на обработанной поверхности;
  • высокая температура разогрева.

Стратегия

Для сухой холодной погоды применяют Икс-риллер умеренного давления с короткими проходами по всей поверхности. А для использования лыж при снежной и достаточно влажной погоде его разогревают до 150°С и усиливают давление при прохождении скользящей поверхности и делают небольшие проходы. Для каждой погоды подбираются комбинации различных стратегий.

Основные ошибки при накатке, совершаемые непрофессионалами

Начинающие лыжники пытаются использовать подручные инструменты и оборудование при предварительной обработке снаряжения. Так, использование бытового утюга при нанесении парафина может нанести непоправимый вред поверхности лыж. Также категорически запрещено пользоваться острыми режущими предметами и жесткими щетками для нанесения структуры.

Качественно и профессионально подготовленные лыжи позволят насладиться процессом гладкого скольжения по снегу в хорошую погоду. Кроме того, беспарафиновая накатка сохранит надолго как поверхность спортивного инвентаря, так и время, и здоровье. Пользуйтесь правильными накатками для своих лыж!

Накатка Swix T0423

На заводе на лыжи наносят структуру, специальный рисунок, вырезанный в скользящей поверхности. Она непосредственно влияет на скольжение и при правильном выборе может заметно увеличить скорость. Иногда прибавка доходит до 30 процентов. Профессиональные гонщики выбирают из десятков пар лыж именно ту, чья структура подходит под текущую погоду. А как быть, если у вас всего одна-две пары лыж на все случаи жизни, от 20-градусного мороза до весеннего мокрого снега? Специально для самостоятельного нанесения структуры придумали накатку. Пользоваться ей очень просто, ручной машинкой проводят по скользящей поверхности и специальный ролик выдавливает на ней нужный рисунок. В отличие от машинной структуры, нанесенная накаткой держится недолго. Она исчезает после обработки лыж утюгом при нанесении мазей скольжения.

В нижней части накатки находятся сменные ролики

Ролики у накаток сменные. Обычно несколько наиболее употребительных входят в комплект. Если нужна какая-то особенная структура, можно докупить нужный ролик. Но бывают и дорогие наборы с большим количеством структур под самые разные погодные условия. Чаще всего накатки применяют весной. Универсальные лыжи не очень хорошо работают на мокром снегу, лыжа как бы прилипает к мокрой глянцевой поверхности. Чтобы избежать этого эффекта, называемого "подсосом", применяют крупные структуры, мешающие образованию водной пленки. К тому же крупный рисунок накатки хорошо сочетается с мелкими и средними заводскими структурами. Наш бестселлер - накатка Swix T0423S1. Норвежский производитель работает с командами разного уровня и хорошо знает, как готовить быстрые лыжи. В комплект накатки входят три ролика на самые распространенные условия. Для более тонкой настройки в продаже есть десятки дополнительных роликов. Их использование хорошо документировано, так что вам не придется долго гадать, какую структуру выбрать. Также в СК Караван можно купить накатки и ролики других производителей под разные задачи и бюджет.

Определяющее влияние на скольжение оказывает микро топография скользящей поверхности ( структура ). Выбор структуры определяется погодными условиями: температурой воздуха, снега; влажностью, состоянием снега. И в первую очередь сказывается на водоотталкивающих свойствах (гидрофобности) скользящей поверхности.

Фотография структуры скользящей поверхности лыжи

Видов структур может быть бесконечное множество, основные:

  • линейная,
  • перекрещивающаяся,
  • беспорядочная,
  • двухуровневая.

Французские специалисты первыми (на олимпиаде в Ванкувере) в разных зонах скользящей поверхности наносили разный рисунок, дифференцированный по длине лыжи.

Фотография вариантов структур скользящей поверхности лыжи

Штайншлифт

Структура может наноситься камнем на шлифовальной машине ( штайншлифт ), ручными способами с помощью накатки, цикли, шлифовальной бумаги (редко), металлической щетки.

Национальными сборными командами шлифовка камнем используется очень хорошо, хотя влияние той или иной структуры на скольжение изучено ещё достаточно слабо. Современные шлифовальные машины могут делать до 1000 различных комбинаций, что, впрочем, только затрудняет поиск закономерностей, распыляя лабораторные ресурсы. Проблема в том, что воспроизвести ту или иную структуру со 100-процентной точностью практически невозможно. Камень изнашивается, меняется его диаметр, состав камня неоднородный, резец точится, камень вращается с разными скоростями, лыжа подается тоже на разных скоростях и т.д. и т.п.

Альтернатива штайншлифту

Хорошей альтернативой ШШ является нанесение структуры ручным способом, циклей и ручной нарезкой, накаткой.

Что знаем о циклёвке? Самое серьёзное – найти и соблюсти условности:

- геометрия, материал, угол заточки и структура рабочей кромки цикли;

- угол постановки, усилие прижима, скорость движения цикли;

- оценка необходимого количества и качества обработки скользящей поверхности (самое трудное - убрать ШШ и сделать поверхность планарной);

- точность, координированность и последовательность движений рук циклевщика.

Фотография скользящей поверхности лыжи после обработки циклом

Это в основном. Если скомбинировать эти аспекты на высоком уровне, получим хороший прецизионный биомеханический шлифовально-полировальный человек-станок. Лыжи после этого будут едущие. При утрате любого компонента или его низком качестве лыжи будут просто отцикленные, а может произойти и срыв цикли или нагон волны.

Можно научиться циклевать, но уверенности, что попадёшь и сразу почувствуешь как надо, действительно, на самом деле никакой нет.

Обработка скользящей поверхности парафинами

Что происходит? Согласно Свикс, некоторая часть парафина растворяется в областях аморфного полиэтилена диффузией, из которых выходит в процессе скольжения. В ходе катания и постепенного схода парафина с поверхности лыжи обратной диффузией он выходит из аморфного полиэтилена, ухудшая скольжение.

Фотография обработки лыж парафином

Когда применять различные методы?

Когда можно применить циклёвку и когда возникает необходимость в дополнительной обработке лыж парафинами? Циклёвку можно порекомендовать начинающим лыжникам. Малые затраты времени, весьма бюджетно - нет надобности в парафинах и утюгах. Без значимой потери в скорости. От минус 3, 5 и выше можно посоветовать нанести таблетку ускорителя холодным способом. В трёх случаях: температурах ниже – 15, свежем снеге, сильном плюсе цикленные всегда проигрывают традиционной технологии дополнительной обработки парафинами при условии её правильности.

Выше начального уровня помимо циклёвки или штайншлифта будет нелишним применять традиционную подготовку парафинами и порошками и быть готовым ради лучшего скольжения откатывать несколько пар приготовленных лыж.

Ниже размещён текст, представляющий собой обобщение любительского опыта. Не более того. Рассматривайте это как приглашение к дискуссии.


Часть I

Сохнет ли пластик?

Смачиваемость пластика парафином - явление в тончайшем пограничном слое. Наличие загрязнений, окисление может помешать контакту пластика и парафина. Плёнка парафина не будет сплошной, а, значит, не будет прочной. Часто рекомендуют новые лыжи сразу циклевать. Это излишне суровый метод. Новые лыжи могут быть ворсистыми, могут быть затёрты жирными руками, и не будут брать парафин. Однако, магазинная структура скорее хороша, чем плоха, и её желательно сохранить. Есть щадящий метод обновления скользящей поверхности (СП) - использование тонкой стальной щётки. Затем лыжи промыть сервисным парафином и провести базовую подготовку.



СП новой лыжи ровная, красивая, видна структура, но… совсем не катит. Возможно, не попали в погоду. Но наиболее вероятная причина - ворс. Дешёвый (и дорогой!) пластик лыж при нанесении структуры может покрываться тонкими вытянутыми частичками пластика. Края бороздок новой структуры неровные, рваные. Увы, невозможно почувствовать характер лыжи, если на СП ворс. Для того чтобы лыжи поехали в свою погоду, ворс надо вычищать.

  1. Попеременная обработка лыж мягким и твёрдым парафинами, чистка роторными щётками. Лучшая для чистки ворса щётка - steel very fine racing (очень тонкая стальная, очень дорогая).
  2. Кататься, накладывать парафины и кататься. Лыжи могут поехать нескоро, бывает, через 500 км.
  3. Новые лыжи проциклить. Можно легонько снять ворс бритвенным скребком, а можно снести магазинную структуру напрочь.
  4. Может помочь полировка синтетической салфеткой для мытья посуды без абразивной крошки - аналогом фирменного фибертекса. Срабатывает комбинация методов.

Профиль лыж

Как измерить неизмеримое?

Очень интересно выяснить, как разные лыжи взаимодействуют со снегом. Непосредственно подсмотреть процесс не получается, строят модели. Измеряют лыжи в лабораторных условиях. Проблема в том, что трудно всё смоделировать. Например, лыжник катит на одной лыже, прикладывая свой вес близко к пятке ботинка, а толкается где-то вблизи носка ботинка. Т. е., в процессе каждого шага перекатывается с пятки на носок. В лаборатории заменили снег твёрдым основанием, точку приложения веса лыжника зафиксировали. Когда говорят об эпюре лыжи, надо понимать, что это всего лишь модель. И измерять лыжи для мягкого снега на твёрдом основании неправильно. Но проще.



Распространены лыжи с комбинированной эпюрой ВС. Передний горб давления острый (C), а задний – гладкий (B). Есть и А – эпюра. Очень длинная колодка, лыжа как рессора, носок и пятка очень жёсткие. Для того чтобы сделать лыжи с разными эпюрами, меняют конструкцию лыжи. Madshus делает лыжи трёх конструкций (три разные эпюры): SC, R, HP. На мягкий, обычный и твёрдый снег соответственно.

Структура

Чем холоднее и суше погода, тем мельче дренаж. Есть выдавливающие накатки для нанесения морозной структуры с валиками, формирующими почти поперечные вмятины на СП (ёлочку) совсем без продольных борозд. Верно и обратное. На воду часто применяют Super Riller от SWIX, который нарезает широкие линейные борозды на СП. Улучшению скольжения не мешает (помогает?) даже образующееся при этом малое количество ворса.

Обращаю внимание, что структура не отменяет необходимость специальной эпюры. Возможности структуры ограничены.

Много раз слышал, что лыжи cold поехали на тепло, а warm на мороз. Ничего удивительного в этом нет. Это ещё раз доказывает, что эпюра лыжи более значима для скольжения, чем тип пластика и структура. Лыжи warm конструкции у Atomic имеют острые, короткие зоны контакта со снегом, что помогает на жёсткой лыжне. Жёсткая лыжня – давно не было снегопадов, лыжню закатали. А ведь при морозе осадки наименее вероятны. Вот и катит лыжа warm по жёсткому морозному снегу. Лыжи cold более равномерно распределяют давление по снегу, что иногда позволяет не тонуть на разбитой трассе, на свежем снегу. При тепле осадки более вероятны, чем в мороз. Всё верно, при выборе лыж надо смотреть на плотность лыжни прежде, чем на температуру. У Fisher ориентироваться на надписи plus – cold вообще не следует. Надписи сообщают второстепенные параметры! Маркировка конструкции на носке лыжи необходима и именно она имеет наибольшее отношение к скольжению! В магазинных лыжах plus – cold это тип пластика и структуры и ничего не говорит о конструкции. Один Rossignol делит свои лыжи в зависимости от плотности лыжни на S1 и S2 типы на плотную и мягкую трассы. (тип пластика одинаковый!) У всех профессиональных лыж есть распределение по конструкции.


Те, которые дальше всех уезжают с горки? Или те, на которых легче вкатывать в гору? Существует противоречие между скольжением лыж с горы и работой лыж в подъём, когда вес всего тела переносится на одну лыжу. В обоих случаях эпюра лыжи должна соответствовать лыжне/погоде, несмотря на очень разную нагрузку (а также плотность снега и скорость). На спуске вес распределяется на две лыжи, излишняя жёсткость вредна. В подъём каждая лыжа должна держать вес всего тела. Да плюс сила толчка ногой. Здесь возможен только компромисс, полностью удовлетворить оба требования невозможно, хотя попытки есть. Fisher делает лыжи с очень малой начальной жёсткостью. По мере сжатия жёсткость резко возрастает, упираемся в непрогибаемую колодку. Её не продавить ни ½, ни полным весом лыжника. А часто и вообще никаким! Лыжи ведут себя как доски, но их просто подбирать, поскольку они перекрывают большой диапазон весов. Лыжи едут почти под всеми. Но не лучшим образом. Ведь колодка должна касаться снега хотя бы при толчке ногой. Такие лыжи пытаются делать в спортцехе. На основе штрихкода каждой лыжи можно выяснить её жёсткость в килограммах! Это не значит, что они подойдут всем лыжникам с таким весом и на все условия. Есть ещё предпочтения в технике, существует специализация лыж по условиям применения. Любительская пропорция между жёсткостью лыжи и весом лыжника 0,9-1,0. Для профессионалов может быть и 1,1 (Для профи эта жёсткая пара далеко не единственная). В любом случае, коэффициент зависит не столько от уровня подготовки спортсмена, сколько от плотности трассы и её рельефа. Нет смысла выбирать жёсткие лыжи для любительской трассы. (Есть исключение - весенние гонки по крупнозернистому снегу.) А слишком мягкие лыжи не позволят легко вкатывать в подъёмы. Fisher является лучшей маркой для любителя, который может позволить себе лишь одну пару лыж и выбирает её без оборудования, на ощупь. Fisher PLUS 610-й конструкции с NIS является бестселлером последних сезонов. Очень многие предпочитают старый RCS новому RCS Carbonlite. Для Atomic Worldcup в качестве единственной пары рекомендуют cold конструкцию, как наиболее универсальную.

Сколько лыж надо иметь лыжнику – любителю, принимающему участие в соревнованиях?

Если ваши соревнования проходят в одном регионе, то необходимы лыжи со следующими качествами:

Пункт 2 наиболее востребован для любителей, и желательно его продублировать точно такой же парой для тестирования смазок. Итого: 5 пар, из них 3 боевых. Сэкономить на количестве не получится, а по деньгам – возможно. При покупке ТОП лыж из коллекций прошлых сезонов получаем экономию до 50% без потери полезных свойств. Эпюра старой модели может быть лучше, чем новой. Даже лишние граммы веса не омрачат удовольствия от хорошей работы и отличного скольжения лыж, соответствующих погоде. Можно взять за правило каждый год покупать по паре прошлогодних лыж на ту погоду, в которую вы плохо катили в прошлом сезоне. Бывает, что модель такого-то года является неудачной, фирма сменила технологию, но не до конца её освоила. Так было при переходе Fisher на CAP – конструкцию. Про прошлогодние лыжи уже всё известно: удачная или неудачная модель!

И конечно, успех не измеряется количеством медалей. Только отзывы любителей! Провал любимой фирмы - это хороший повод попробовать другие лыжи. Не надо бояться, что залежавшаяся пара является заведомо неудачной – если в магазине не применяются сложные измерительные устройства, то процент выигрыша в лотерее, где разыгрываются катучие лыжи, со временем не падает. Ведь без проверки на снегу понять характер лыжи сложно. В этом отношении появление системы NIS и фабричной заливки СП парафином играет против любителей. Можно нарваться на профессиональную отбраковку лыж, которые выглядят как абсолютно новые, а их уже оттестировали на лыжне, тем более, что спортивный сезон у кого-то может начаться раньше вашего.

Читайте также: