Накосники башкирские своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 17.09.2024

Очерки из истории колонизации Башкирии или " цена " сказки о добровольном подданстве. "Очерки из истории колонизации Башкирии" Петра Федоровича Ищерикова являются библиографической редкостью и ценной находкой для истории Башкортостана. Автор как историк, археолог и краевед в популярной форме рассказывает о завоевании Башкортостана, о первых русских крепостях на исконной земле башкир и приводит неопровержимые факты массового расхищения башкирских земель. Впервые брошюра была издана в 1933 году Б

БОЕВОЕ ЗНАМЯ ТЮРКОВ Братья и Сёстры! Пусть вашим боевым знаменем станет - голубой или синий стяг с головой белого волка! Пусть вашим отличительным знаком станет - голова белого волка - на военной форме, на головных уборах, на боевых машинах! Волк, это символ - боевого братства ; это символ - бесстрашия и свободы! Издревле, всех тюркских воинов называли - волками; а тюркские отряды называли - волчьими стаями! Все боевые знамёна тюрков были с головою волка! Тюркские воины шли в атуку с волчьим

ПОСЛЕСЛОВИЕ Как можно остановить братоубийственную войну в Казахстане?! Ликвидация Путина или революция в России! Ликвидировать Путина, который постоянно сидит в бункере - нереально; остаётся только - революция! Есть ещё немаловажный вопрос: кто сможет поднять и объединить весь российский Народ, встать во главе революции?! В ближайшее время, россияне должны выбрать - лидера, от которого будет зависеть наше с вами будущее, по какому пути пойдёт Россия! Кандидатов - много, столько же, сколько

СВОБОДУ КАЗАХСКОМУ НАРОДУ! БУДЬТЕ - ВОЛКАМИ. Обращение к казахскому Народу До этого, я говорил, что в Казахстане началась - революция; теперь, я говорю, что в Казахстане началась - война; война казахского Народа за свою Свободу и Независимость, война против путлеровских оккупантов! До этого, Путлер хотел оккупировать северный Казахстан по украинскому сценарию; но, сейчас, под предлогом военной помощи диктаторскому режиму, Путлер и его сателлит Лукашенко ввели свои войска на территорию Каза

БУДЬТЕ - ВОЛКАМИ. Обращение к казахскому Народу До этого, я говорил, что в Казахстане началась - революция; теперь, я говорю, что в Казахстане началась - война; война казахского Народа за свою Свободу и Независимость, война против путлеровских оккупантов! До этого, Путлер хотел оккупировь северный Казахстан по украинскому сценарию; но, сейчас, под предлогом военной помощи диктаторскому режиму, Путлер и его сателлит Лукашенко ввели свои войска на территорию Казахстана с целью, не только пода

КОГДА ЖЕ ВЫ, НАКОНЕЦ, ПРОСНЁТЕСЬ. Сегодня, 4 января; я вижу, как зомбированные, все люди веселятся и радуются! Им всё равно, что будет дальше! Путинка, в прямом и в пересном смысле - туманит, пьянит ваш разум! Под музыку оркестра, как это было в гитлеровских концлагерях, вас ведут на смерть, в топки печей! Также, как и узники гитлеровских концлагерей, вы не знаете, куда вас ведут! Вас ведут на смерть. Когда же вы проснёсеть и начнёте - сопротивляться! Когда же, вы перестанете быть стадом,

Как Радий Хабиров прокомментировал ответы Президента России Владимира Путина о мерах поддержки Уфы к 450-летнему юбилею Вот некоторые тезисы из интервью Главы Башкортостана: Указом Президента страны 450-летию Уфы придан федеральный статус. Мероприятие становится общефедеральным. Президент принимает решения быстро. Начинаем строить Дворец борьбы к 2024 году, где уже есть федеральное софинансирование – 1,1 млрд рублей. Поддержка будет по каждому объекту из перечня, который сейчас формирует региональное Правительство. При поддержке Президента и Правительства России республика достойно встретит 450-летие Уфы. Также Радий Хабиров прокомментировал предложение провести в столице Башкортостана чемпионат мира по хоккею. По его словам, это хорошая идея. А вопросы на большой пресс-конференции Владимира Путина задала главе государства Гульназ Хайбуллина, корреспондент БСТ. Молодец, не растерялась!

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Башкирские украшения и одежда Женский костюм дополняло множество украшений: массивные нагрудники, нагрудные перевязи, затылочные украшения, накосники. Их изготавливали, нашивая на тканевую основу кораллы, бусы, монеты, ювелирные подвески, цепочки, бубенчики, раковины-ужовки, перламутровые пластины и пуговицы. Часть украшений носили постоянно, большинство сложных украшений было предназначено для торжественных случаев, праздников. В праздничных костюмах нагрудник сочетали с перевязью, ожерельем, бусами, наспинником.

Слово- муйынсак(ожерелье) очень похоже на чувашское которое так же означает ожерелье- ма`й ¢ыххи(мой щиххи).
Ма`й- шея(чув.)
¢ыххи,¢ыха- повязка(чув.)

Она связывает нас с нашей историей, богатыми традициями народа. Тюбетейка является символом достоинства, дружелюбия, уважения.

Без знания детьми народной культуры своего края не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. В детском саду используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.

Для проведения мероприятий с использованием регионального компонента необходима определенные атрибуты. Я вам хочу предложить изготовить своими руками башкирский головной убор тюбетейка.

Необходимые материалы для изготовления тюбетейки :

Фетр, ножницы, клеевой пистолет, карандаш, ножницы, пайеточная нить, полубусины.

(Раздать заранее заготовленные основы для тюбетейки )

Берем пайеточную нить, или любую красивую ленту по желанию, и приклеиваем ее при помощи клеевого пистолета по краю и на шов тюбетейки .

(Показать образцы башкирских орнаментов )

Далее берем лист фетра и вырезаем из него понравившийся орнамент.

Приклеиваем орнамент на нашу основу тюбетейки .

Наша тюбетейка готова .

1) Как называет народное башкирское блюдо? ( чак - чак)

2)Главный праздник башкир? (Науруз, Һабантуй)

3) Как называется жилище башкир? ( зимнее - изба, летнее - юрта)

4)Башкирский национальный герой ? (Урал Батыр)

5) Башкирский национальный инструмент? (гармонь, курай)

Такие мастер- классы дают возможность не только научиться и сделать для себя неповторимое украшение, но и поближе познакомиться с национальной культурой.

Теперь ваша тюбетейка пополнит ваш патриотический уголок. Так же ее можно использовать ее и в театральной деятельности, играх, инсценировках. Вы можете примерить ее на себя.

Нагрудные женские украшения

У разных групп башкир подобные украшения отличаются формой, размерами, характером нашивок, порядком расположения кораллов и монет на мягкой основе. Для значительной части зауральских башкир был характерен нагрудник — яга, который в старину носили с наспинником. Чем более старинными и крупными на них были монеты, тем зажиточней считалась женщина. Иногда вес подобного украшения достигал нескольких килограммов.

Нагрудное украшение. Конец XIX века


Нагрудное украшение. Конец XIX века. Бытовало в деревне Катаево Учалинского района БАССР. Из фондов Национального музея Республики Башкортостан.

Фрагмент нагрудника


Фрагмент нагрудного украшения (см. фото выше).

Центральная часть наспинника. Конец XIX века


Центральная часть наспинника. Конец XIX века. Бытовала в деревне Кужаево Аргаяшского кантона. Из фондов Национального музея Республики Башкортостан.

Фрагмент наспинника


Фрагмент наспинника (см. фото выше).

Нагрудное украшение. XX век


Нагрудное украшение. XX век. Бытовало в селе Шарипово Альменевского района Курганской области. Из фондов Национального музея Республики Башкортостан.

Нагрудное украшение. Конец XIX — начало XX века


Нагрудное украшение. Конец XIX — начало XX века. Бытовало в селе Яланское Сафакулевского района Курганской области. Из фондов Национального музея Республики Башкортостан.

Нагрудное украшение. Первая половина XX века


Нагрудное украшение. Первая половина XX века. Бытовало в одной из башкирских деревень Южного Зауралья. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала.

Фрагмент нагрудника


Фрагмент нагрудного украшения (см. фото выше).

Нагрудное украшение. Первая половина XX века


Нагрудное украшение. Первая половина XX века. Бытовало в одной из башкирских деревень Южного Зауралья. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала.

Праздничная одежда молодых женщин. Первая половина — середина XX века


Праздничная одежда молодых женщин. Первая половина — середина XX века. Бытовала на Южном Урале. Из фондов Национального музея Республики Башкортостан, Буринской и Тахталымской СОШ Кунашакского района, Государственного исторического музея Южного Урала.

Фрагмент нагрудника


Фрагмент нагрудного украшения (см. фото выше).

Нагрудное украшение. XIX — середина XX века


Нагрудное украшение. XIX — середина XX века. Бытовало на Южном Урале. Из фондов Миасского городского краеведческого музея.

Нагрудное украшение. XIX—XX века


Нагрудное украшение. XIX—XX века. Бытовало на Южном Урале. Из фондов Миасского городского краеведческого музея.

Нагрудное украшение. Начало XX века


Нагрудное украшение. Начало XX века. Бытовало в деревне Новобайрамгулово Учалинского района БАССР. Из фондов Национального музея Республики Башкортостан.

Нагрудное украшение. Первая половина XX века


Нагрудное украшение. Первая половина XX века. Бытовало на Южном Урале. Из фондов Национального музея Республики Башкортостан.

Нагрудное украшение. Конец XIX — начало XX века


Нагрудное украшение. Конец XIX — начало XX века. Бытовало на Южном Урале. Из фондов Миасского городского краеведческого музея.

Фрагмент нагрудника


Фрагмент нагрудного украшения (см. фото выше).

Нагрудное украшение. 1930—1940-е годы


Нагрудное украшение. 1930—1940-е годы. Бытовало в деревне Сыргайды Аргаяшского района. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала.

Фрагмент нагрудника


Фрагмент нагрудного украшения (см. фото выше).

Нагрудник. XIX век


Нагрудник. XIX век. Бытовал в селе Шарипово Альменевского района Курганской области. Из фондов Национального музея Республики Башкортостан.

Фрагмент нагрудника


Фрагмент нагрудного украшения (см. фото выше).

Фрагмент нагрудника


Фрагмент нагрудного украшения (см. фото выше).

Наспинник. XIX век


Наспинник. XIX век. Бытовал в селе Шарипово Альменевского района Курганской области. Из фондов Национального музея Республики Башкортостан.

Костюм молодой замужней женщины. Первая половина — середина XX века


Костюм молодой замужней женщины. Первая половина — середина XX века. Бытовал на Южном Урале. Из фондов Тахталымской и Буринской СОШ Кунашакского района, Государственного исторического музея Южного Урала.

Башкирский национальный костюм

История развития башкирского национального костюма увлекательна и разнообразна. Деятели искусства, занимающиеся изучением создания традиционной одежды разных народов, до сих пор не перестают восхищаться происхождением наряда Башкирии.


Башкирский народ разместился на очень большой территории, в результате чего у каждого района образовался особый менталитет. Обусловлено это было тем, что деятельность людей напрямую зависела от природных ресурсов, которых в их местности было больше всего. В одной части Башкирии жители промышляли охотой и скотоводством, в другой предпочтение отдавалось прикладному творчеству, в третьей – земледелию.




Всего регионов было семь:

  • Северо-восточный;
  • Северо-западный;
  • Юго-восточный;
  • Юго-западный;
  • Центральный;
  • Восточный;
  • Самаро-иргизский.

Но даже несмотря на некоторые детальные различия в одежде у жителей разных районов, башкирский национальный костюм удивительным образом сохраняет в себе одну культуру, одни и те же традиции, передает особый народный дух. Этим он и интересен.



Описание костюма

Примечательной особенностью национального наряда Башкирии является его многослойная структура. Даже если на улице нещадно палило солнце, башкиры обязательно облачались в несколько слоев верхнего одеяния. Это отличается башкирский народ от остальных.




Материалы и фасон

Народ Башкирии никогда не испытывал безразличия к роскоши, и это качество прекрасно отразилось на традиционном костюме. Люди из зажиточных семей носили одежду из белого атласа, дорогого бархата, шелка и сатина.


Не менее популярны были изделия из хлопчатобумажной ткани. Башкиры, чьи кошельки были не настолько наполнены монетами, в основном, обладали нарядами из овчины, домашнего сукна и войлока. Нередко применялись конопляные и крапивные холсты.

В качестве декоративных элементов выступали шикарные меха, кожа, интересная вышивками золотыми и серебряными нитями, бусины и даже монеты.




Религия играла важную роль в жизни башкир, поэтому некоторые каноны при создании национального костюма было необходимо соблюдать. Одежда не должна быть слишком открытая, чтобы женщины не могли демонстрировать природные достоинства своего тела чужим мужчинам. Так что фасон традиционного наряда очень свободный.


Просторные рубахи, штаны и халаты – именно из этих вещей состоял стандартный гардероб башкирских мужчин и женщин.


Цветовая палитра

Уж на что башкиры не скупились, так это на разнообразие оттенков в своем национальном костюме!

Повседневная одежда не могла похвастаться особой яркостью, однако взгляд от наряда оторвать просто невозможно. На первый взгляд обычные оттенки необычайно мастерски сочетаются в костюме, образуя идеальную композицию, что даже в двадцатом пером веке будоражит фантазию талантливых дизайнеров.


В будничных костюмах преобладали цвета:

  • Красный.
  • Коричневый.
  • Синий.
  • Черный.
  • Зеленый.
  • Желтый.







Для пошива праздничных нарядов применялось множество других оттенков. Гуляния на празднике всегда значили много для башкирского народа, поэтому неудивительно, что каждому хотелось как можно сильнее выделиться среди остальных во время застолья и традиционных развлечений.

Орнамент национального костюма всегда имел символическое значение. Растительные узоры, изображения животных и другие этнические символы берегли народ от порчи и притягивали удачу.






Женский наряд

Традиционный наряд башкирской девушки до сих пор продолжает медленную модификацию. Для женщин важно всегда быть на высоте, приковывать к себе заинтересованные взгляды, и женский костюм Башкирии прекрасно справляется с исполнением этого желания.

  • Ни одна девушка не могла представить себя без национального платья под названием кулдэк. Платье украшалось с помощью вышивки. Изначально кулдэк характеризовался широкими вырезами, отложным воротничком и бечевкой в районе грудной клетки, но двадцатый век привнес в привычный вид платья изменение. Одеяние обзавелось отворотом и защипами на груди.


  • Поверх платья находился нагрудник. Считалось, что это изделие защищает от злых духов.
  • Богатые башкирки могли себе позволить надеть еще и камзол. Этот атрибут выражал положение человека на социальной лестнице. Камзол украшали большим количеством серебряных монет.



  • Под кулдэком девушки носили ыштан – удобные штаны.
  • Алъяпкыс (передник) башкирки используют в двух случаях – либо занимаясь домашними делами, либо отправляясь на торжественное событие. Передник, предназначенный для праздников, выглядит намного наряднее.


Свадебный наряд

Свадьба – основное торжество башкирского народа! Велась тщательная подготовка, и одежде уделялась основная часть этой подготовки. Дабы свадебное одеяние поразило всех гостей, семья помолвленных платила огромные деньги женщинам, лучше всех владеющих талантом вышивки.

  • Женские платья отделывали изящными ленточками. Оборки свадебных костюмов подчеркивали индивидуальные качества невесты.
  • Цветовая гамма отличалась особым значением. Красные оттенки символизировали тепло домашнего очага, а белый считался знаком солнца и семейного благополучия.
  • Ножки невесты находились в белых сапогах, для изготовления которых использовалась тонкая кожа козочек.


  • Голова башкирской девушки находилась под воздушным платком.
  • За свадебную рубашку для жениха отвечает невеста. Башкирка сама шила изделие из красной ткани и преподносила своему будущему мужу перед самым началом свадьбы.


Мужская одежда

Башкирские мужчины были не столь привередливы по части своего одеяния, так что мужской национальный костюм чуть менее разнообразен, но не менее великолепен. Взглянув на башкира, вы бы увидели свободную рубашку, штаны и халат, что заменялся камзолом. Это будничный вариант традиционного наряда.


Существует два типа башкирской рубашки:

  • В южном регионе мужчины носили рубашки с косым срезом, который скреплялся с помощью шнурка. Воротника на изделии не было.
  • Рубашки жителей северной части страны имели воротник, а срез был прямым.




Верхняя одежда представляла собой чекмени – халаты из суконного материала, всегда оформленные в насыщенном зеленом цвете, являющимся символом благородства и мужественности. Помимо халата, мужчины могли похвастаться кафтаном кэзэки с высоким воротником и расклешенным фасоном.



Качество материала давало понять, какими суммами располагает мужчина. Если халат был сделан из ткани, вытканной в домашних условиях, всем становилось ясно, что богатства башкир нажить не сумел.

В зимнее время года башкиры ходили по улицам в тулупах и шубах из шерсти баранов.


Детская вариация

Внешний вид детского национального костюма Башкирии отличается совсем немногим.





Мальчикам с детства прививали патриотизм, так что никаких ограничений в их костюме не было. Наряд юношей детально повторял одежду их отцов. Мальчики носили традиционный пояс, захватывающим внимание окружающих богатым золотым узором, а также рубашки с тугой шнуровкой и брюки.



Обувь

Женскую обувь украшали привлекательные кисточки. Летом девушки носили сабаты (если русифицировать название, получатся обычные лапти), под которые в обязательном порядке надевали чулки. Для их создания применялись сукно и шерсть. На случай праздника у женщины были декорированные чулочные изделия.


Башкирские мужчины тоже могли использовать чулки, но основная масса заменила их портянками.

Стандартной мужской обувью считались сапоги сарык и итек. Во время торжества башкиры откладывали эти сапоги в сторону и появлялись на людях в красивых игичах. Чтобы не запачкать их по дороге на праздник, приходилось поверх надевать галоши. Оказываясь на пороге дома, где проходило веселье, галоши снимали и оставались в игичах.



Головные уборы

Башкиры уделяли много внимание головным уборам. Этот аксессуар задавал тон всему образу представителя башкирской нации. Головной убор демонстрировал окружающим много фактов – каково финансовое состояние владельца, сколько ему лет… А драгоценные камни не только украшали изделие, но и исполняли функцию оберега.


Список головных уборов мужчин немногочислен – тюбетейка и меховая шапка. Башкирам, исповедующим мусульманство, не разрешалось представать перед взглядом общества с непокрытой головой. Шапки юношей оформлялись в светлых оттенках, а головные уборы пожилых людей внушали уважение темной цветовой гаммой.


Ассортимент женских уборов восхищал. Девушки могли выбрать изделие на любой вкус и цвет.

В том случае, если супруг башкирки обладал большим состоянием, она могла вызывать зависть у других дам, ведь ей был доступен самый богатый головной убор – кашмау. Аксессуар являет собой шапочку с отверстием на макушке. От модели струилась вниз длинная лента, расшитая ярким бисером и дополненная бахромой.

Читайте также: