Наглядный материал своими руками 3 класса по математике

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024


II глава. Наглядность в обучении математике в младших классах.

2.1.Роль наглядности в обучении и воспитании младших школьников. --------5 2.2.Наглядные методы обучения. ------------------------------------------------------6 2.2.Виды наглядных пособий.-----------------------------------------------------------11
2.З.Общие требования, предъявляемые к учебно-наглядным пособиям.------19 2.4.Методика использования наглядности, на разных этапах урока.-----------22

I1глава. Наглядные средства обучения математике .

Принцип наглядности в обучении - это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, который применяется с древнейших времён. В его основе лежат следующие научные закономер- ности: органы чувств человека обладают разной восприимчивостью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность опти- ческого канала связи от рецепторов к центральной нервной системе наи -большая; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует перекодирования, она запечатлевается в памяти ученика легко, быстро и прочно.
Часто для изучения математических отношений и операций используют специально созданные пособия. Такие пособия являются более эффективными, чем сами предметы или ситуации, взятые из окружающей жизни.
Правильное использование наглядности на уроках математики способст -вует формированию четких пространственных представлений, содержатель- ных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений придти к обобщениям, которые затем применяются на практике.

2.2.Наглядные методы обучения.

Цель метода наглядности в начальной школе-обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и система -тизации изученного.В начальных классах применяется естественная, рисун -ковая, объемная, звуковая и графическая наглядность. Средства наглядности разнообразны: предметы и явления окружающей действительности, действия учителя и учеников, изображения реальных предметов, процессов (рисунки, картины), модели предметов (игрушки, вырезки из картона), символическое изображения (карты, таблицы, схемы и т.д.). Чтобы организовать наблюдения учеников, от учителей требуется известная осторожность. Распространенная ошибка — применение очень яркой наглядности, когда ее учебная сущность затмевается яркими красками. Неопытный учитель часто привлекает внимание детей к второстепенным деталям. Излишне разукраши -вается раздаточный материал. Схема, таблица содержат цвет только для выделения смысла, но не для украшения.

К наглядным относятся методы демонстрации, иллюстрации, видеометод.

Демонстрация. Метод служит преимущественно для раскрытая динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположе- нием в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются (дыхание лягушки, действие прибора, и т. п). Демонстрация начинается с целостного восприятия. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные действия, устанавливают зависимости. Осуществляется активный познавательный процесс — осмысливаются вещи явления, а не чужие представления о них.

--- все ученики хорошо видели демонстрируемый объект

— могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;

— нужные стороны объекта производили на учеников наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания.

Иллюстрация. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств. Созданы многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы по истории, атласы, прекрасно оформленные детские энциклопедии и т. п.

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрации, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зависит от методики показа. Избирал наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Опыт показывает, что большое число иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений. Иллюстраций готовят заранее, но показывают только в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу

В современной начальной школе для обеспечения качественной иллюстрации широко используются экранные технические средства. Диапроекторы и диаскопы просты в эксплуатации, надежные , дешевые, их легко хранить. Дети 6—7 лет легко обучаются сами показывать диафильмы. Материал диафильма младшими школьниками воспринимается лучше, чем кинофильма. Для начальной школы выпущено большое количество иллюстративных и объяснительных диафильмов. Работа с ними на уроке содержит такие этапы: объяснения цели просмотра диафильма, демонстрация диафильма с комментированием каждого кадра, итоговая беседа по просмотренному диафильму, обобщение материала, формулировка выводов.

Видеометод. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телёвидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции.

Специально для детей созданы сказочно богатые видеоэнциклопедии, разнообразные учебные видеоматериалы, использование которых в умеренных дозах и под опытным руководством может существенно улучшить качество учебно-воспитательного процесса. В элитных прогимназиях медиасистемы обучения занимают заметное место. Особенно эффективны интерактивные обучающие системы, в которых ученик может по собственному усмотрению задавать условия, изменять параметры и смотреть, что из этого получится.

Обучающая и воспитывающая функция данного метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями. Когда же детям представляется возможность интерактивного вмешательства, им не предлагаются контрольные упражнения и тесты, то ценность видеометода невелика. Киноэкран и телевизор слабо стимулируют развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельности.

Если учитель начальной школы имеет доступ к обучающим медиасистемам, то с помощью видеометода будет эффективно решать дидактические и воспитательные задачи. Метод полезен для:

— изложения новых знаний, в частности очень медленных процессов, которые невозможно наблюдать непосредственно (рост растения, явление диффузии жидкости, выветривания горных пород и т. д.), а также быстрых процессов, когда непосредственное наблюдение не может вскрыть сущности явления (удар упругих тел, кристаллизация веществ и т. д.);

— объяснения в динамике принципов действия сложных механизмов и машин;

— обучения алгоритмам выполнения различных видов деятельности;

— создания специфической языковой среды на уроках иностранного языка;

— представления видеодокументов на уроках истории, этики, обществоведения, литературы, укрепления связи обучения с жизнью;

— организации тестовых испытаний;

— выполнения тренировочных упражнений;

— компьютерного учета успеваемости каждого ученика класса, осуществления дифференцированного подхода к организации обучения;

— рационализации учебного процесса, повышения его продуктивности, обеспечения оптимального объема передачи и усвоения научной информации путем повышения качества педагогического управления.

Эффективность данного метода мало зависит от личного мастерства учителя, а находится в прямой связи с качеством видеопособий и применяемых технических средств. Видеометод предъявляет высокие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. От учителя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить учеников в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

Роль наглядных методов обучения- обеспечить всестороннее образное восприятие, дать опору для мышления.

Иллюстрации учебника как наглядный материал.

Важнейшим средством обучения являются, учебники. Они достаточно полно и в определенной системе раскрывают основное содержание начального курса математики, определяют систему знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в каждом классе. Учитель должен отчетливо представить структуру учебника, которым придется пользоваться его ученикам, ориентироваться в приемах, которыми пользуется автор учебника.

Иллюстрации, рисунки, схемы, чертежи, включенные в школьный учебник, несут на себе значительную дидактическую нагрузку. В учебнике для первого класса они занимают значительное место и являются носителями той информации, которой должны обладать шестилетние дети, знакомясь с количественными соотношениями между предметами. Весь программный материал по математике раскрывается в том классе в основном с помощью системы рисунков. В дополнение к ним учитель использует различные картинки и таблицы и т.д. Приведенные в книге иллюстрации и рисунки способствуют формированию основных математических понятий и отношений. Соответствующие рисунки учебника не только иллюстрируют программный материал, но и подсказывают наиболее целесообразные и эффективные методические приемы. С помощью иллюстрации излагаемый материал делается более доступным, подсказывают учителю, когда и после наглядные пособия целесообразно использовать, какую практическую работу с учащимися, можно организовать с использованием этих пособий. Постепенно характер иллюстрации в учебнике меняется: они приобретают все более условный характер, используются схемы, чертежи, специальные обозначения. В учебнике для 2, 3 классов иллюстрации уже не всегда раскрывают математическую сторону какой-то задачи. Для нерусских учащихся рисунки в учебниках математики служат хорошей иллюстрацией для проведения словарной работы. Оформление учебника математики является достаточно серьезным делом. Над его проблемами работают психологи, педагоги, художники. Безусловно одно — иллюстрация учебника создает определенные вспомогательные условия для усвоения программного материала и вместе с тем способствует развитию познавательных способностей учащихся. Развивает интерес и любознательность учащихся.

Использование математических таблиц

Таблицы являются важным средством повышения эффективности урока, позволяют сделать уроки математики более интересными и разнообразными. Таблицы в национальных школах обогащают словарь детей, способствуют овладению математической терминологией. Используются таблицы на различных этапах урока, но, пожалуй они совершенно необходимы при формировании новых знаний, например, при обучении счету следует начать с пересчета реальных предметов, затем перейти к счету предметов, имеющихся в руках каждого ученика. Позднее эти предметы могут быть заменены предметными картинками, схематическими рисунками. Каждая отдельная таблица предназначена для отработки новых определенных вопросов программы. И вместе с тем каждая из них может быть использована неоднократно: По таблице могут быть проведены самые разнообразные упражнения. Наряду с рабочими таблицами, используются справочные таблицы, в которых фиксируется вся подлежащая отработке и запоминанию информация. Например: в нерусской сельской школе очень полезна таблица названий компонентов арифметических действий. Такая таблица может висеть в классе до тех пор, пока все учащиеся не усвоят ее содержание. Справочные таблицы могут быть использованы и при изучении нумерации. Не следует забывать и о достаточно распространенном использовании таблиц-показов на уроках в целях экономии времени, расходуемого для всевозможных записей на доске. Такие таблицы-плакаты тщательно продумываются учителем при подготовке материала для повторения отдельных вопросов или целого раздела, подготовке материала для повторения отдельных вопросов или целого раздела, подготовки материала для самостоятельной работы учащихся в классе, проверке выполнения домашнего задания, выявления степени усвоения материала. Как правило, такие таблицы- плакаты, подготовленные на отдельных листах бумаги, используются учителем на протяжении ряда лет с внесением отдельных корректив.

Печатные материалы с индивидуальными заданиями.

Тетради с печатной основой.

Печатные дополнительные инструкции.

Для выработки навыков самостоятельности в работе, умения обосновать и объяснить свое решение, прокомментировать его полезно использование дополнительных печатных инструкций и справочных материалов. Особенно значительна их роль в условиях малокомплектных школ. Примером таких инструкций может быть памятка к решению задач, составлению математических задач, составлению математических выражений и т.д. Они вывешиваются в классе и служат учащимся своего рода образцом при выполнении определенных заданий. Памятки, содержащие опорные слова или начало объяснений помогут учащимся, не владеющим в достаточной степени русской речью и затрудняющимся в составлении математических оборотов речи, в комплектовании своего решения. Со временем необходимость в таких памятках отпадает.

Индивидуальные дидактические пособия.

Например: А) Ученику демонстрируют одну из цвета. После этого он должен на ощупь найти палочку той же длины. Б) дается задание ознакомиться на ощупь с какой-либо палочкой, спрятанной в мешке. После этого он должен показать палочку такой же длины.

1) в левой руке маленький круг, а в правой — большой круг;

2) в левой руке большой круг, в правой- маленький и т.д.

3. Линейка. Основное назначение линейки — формирование у детей навыков измерения длины отрезков. Кроме того, обучение сложению и вычитанию, определения состава числа. Линейка может быть использована и для проверки правильности выполнения арифметических действий.

2.5. Методика использования наглядности на разных этапах урока.
В процессе обучения наглядные пособия используют с различными
целями: для организации устного счета, для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.
а) Устный счет на уроках математики в начальных классах играет большую дидактическую роль. Он максимально активизирует мыслительную деятельность учащихся, содействует развитию их логического мышления, памяти, воспитывает сосредоточенность внимания, сообразительность. развивает способность воспринимать сказанное на слух. вырабатывает быстроту реакции. Навыки устного счета играют немаловажную роль и в повышении эффективности урока. И в достижении его познавательной задачи. Устный счет - совершенно необходимое условие для успешного обучения и развития младших школьников, поэтому его проводят на каждом уроке в соответствии с поставленной целью и задачами.
Выбор методов и приемов проведения устного счета на различных этапах урока зависит от общей дидактической цели урока и содержания учебного материала, который должен быть изучен на уроке. Важное место в методике этой работы принадлежит правильному использованию различных средств наглядности. При проведении устного счета учителя используют таблицы, плакаты, схемы, чертежи, карточки и т.д.
б) Знакомя с новым материалом, учитель часто использует наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений. При этом, важно использовать наглядное пособие своевременно, иллюстрируя суть объяснения, привлекая к работе с пособием и пояснению самих учащихся.
в) На этом закрепления знаний и умений широко используют для разнообразных упражнений справочные таблицы, таблицы для устного счета, рисунки схемы, чертежи для составления задач детьми. Для выработки измерительных навыков включают упражнения в чертеже и измерении с помощью чертежно-измерительных инструментов. Рекомендуется практиковать воспроизведение наглядно воспринятого путем моделирования, рисования, словесного описания.
Наглядные пособия иногда используют для проверки знаний и умений учащихся.

III глава. Практическая часть.

3.1. Наглядности для устного счета.

Числовая горка.

Это простое пособие очень удобно для устного счета при изучении чисел первого десятка. При знакомстве с каждым следующим числом и при закреплении пройденного дети видят, что, например число 6-это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3.Чтобы из числа б получить 5,нужно из б вычесть 1 .А чтобы из числа 4 получить 6, надо к 4 прибавить 2.

Изготавливается пособие следующим образом: на лист бумаги наклеиваются цифры из цветной бумаги. Цифры в центре обводятся контуром. По горизонтали каждая пара слагаемых имеет одинаковый цвет.

Кто что ест.pdf Дошкольные Учебные Мероприятия, Занятия С Дошкольниками, Обучение Детей, Обучение Детей, Обучающие Игры, Жизнь Животных, Детские Мероприятия, Задания На Грамотность

La biblioteca de aula es el espacio lector más próximo y cotidiano en el escenario de la enseñanza y el aprendizaje escolar. Es . Начальная Школа, Украшение Классной Комнаты, Школьные Украшения, Организация Класса, Классное Руководство, 5 Класс Задания, Стратегии Чтения, Читательские Уголки, Школьные Проекты

La biblioteca de aula es el espacio lector más próximo y cotidiano en el escenario de la enseñanza y el aprendizaje escolar. Es .

These colored crates. Mounted for storage. Организация Класса, Украшение Классной Комнаты, Школьные Украшения, Дошкольный Класс, Занятия С Дошкольниками, Домашние Ясли, Оформление Школьной Библиотеки, Библиотечные Оформление, Хорошие Идеи

Rangement dessins Школьная Организация, Классное Руководство, Школьные Украшения, Украшение Классной Комнаты, Искусство Для Детей, Занятия Для Детей, Задания На Грамотность, Организация Классной Комнаты, Детское Искусство

Super cute Birthdays! Pictures holding the date. Love this idea- image only. Наглядные Учебные Пособия, Плакаты Для Дня Рождения, Стол Для Дня Рождения, Школьные Украшения, Доска Дней Рождений, Праздничный Настенный Календарь, Студенческие Дни Рождения

Вызвалась я приготовить подарок для учителя от всего класса. Конечно это не вот что то там супер, супер. Ну впрочем оцените. Kids Crafts, Поделки Для Дошкольников, Пасхальные Поделки, Школьные Украшения, Бумажные Украшения, Цветочные Карты, Бумажные Цветы, Весенние Поделки, Поделки На День Матери

Вызвалась я приготовить подарок для учителя от всего класса. Конечно это не вот что то там супер, супер. Ну впрочем оцените.


Современному дошкольнику необходимо учиться считать, как можно раньше. Новые программы образования требуют от учеников все больше подготовки к учебному процессу. В связи с этим, воспитателям в детском саду приходится готовить демонстрационный счетный материал для ребят. Картинки для счета по математике в детском саду отличаются яркими красками, и наличием мультяшных героев. Такой раздаточный материал можно увидеть на этом сайте.


Картинки ракет для счёта.


Раздаточный материал для дошкольников.


Рисунки зайчика для распечатки.


Счетные картинки.


Дидактический материал в картинках.


Матрешки.


Демонстративный материал по математике.


Раздаточный материал для воспитателя.


Для развития математических способностей.


Карлосон с вареньем.


Для раздачи детям.


Сколько? Материал для юного счетовода.


Простые изображения.


Для распечатки.


В начальный класс.


Фрукты.


Современному дошкольнику необходимо учиться считать, как можно раньше. Новые программы образования требуют от учеников все больше подготовки к учебному процессу. В связи с этим, воспитателям в детском саду приходится готовить демонстрационный счетный материал для ребят. Картинки для счета по математике в детском саду отличаются яркими красками, и наличием мультяшных героев. Такой раздаточный материал можно увидеть на этом сайте.


Картинки ракет для счёта.


Раздаточный материал для дошкольников.


Рисунки зайчика для распечатки.


Счетные картинки.


Дидактический материал в картинках.


Матрешки.


Демонстративный материал по математике.


Раздаточный материал для воспитателя.


Для развития математических способностей.


Карлосон с вареньем.


Для раздачи детям.


Сколько? Материал для юного счетовода.


Простые изображения.


Для распечатки.


В начальный класс.


Фрукты.

Читайте также: