Музыкальные инструменты карла орфа своими руками

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Мормоль Ольга Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 7 "Одуванчик"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Назарово
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Использование методических приемов элементарного музицирования по системе Карла Орфа для развития выразительных средств речи"
Раздел: дошкольное образование

Мастер-класс

«Использование методических приемов элементарного

музицирования по системе

Слайд 1. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста речь часто

мало выразительна, монотонна, затруднено интонирование речевых

высказываний. Особенно мне, как музыкальному руководителю, это заметно

при проведении праздников, когда ребята рассказывают стихотворения.

А умеете ли вы, используя выразительные средства речи, передавать

настроения и чувства героев? Кто хочет попробовать?

Я начну читать стихотворение, а вы продолжите от лица своего героя.

(читаем стихотворение по ролям).

ВОЛШЕБНИЦА МУЗЫКА

У старика спросил поэт:

– Что музыка такое, дед?

– Воспоминание она.

В ней юность давняя слышна.

Был задан девочке вопрос,

Она ответила всерьез:

– Похожа музыка на луч,

Окно пробивший из-за туч.

А юноша ответил так:

– Без музыки нельзя никак.

Душа без музыки грустит,

В простор волшебный не летит.

А девушка, пожав плечом,

Сказала: «Музыка – наш дом,

В ней – все родное, все свое.

– Вы правы все, – сказал поэт,

Прекрасен каждый ваш ответ.

Одно хочу я повторить –

Нас учит музыка любить.

Слайд 2. Какие выразительные средства речи мы использовали, читая

стихотворение? (темп, тембр, динамику, интонацию) И это получилось у нас

А причем здесь музыка, спросите вы меня?

Слайд 3,4. Сегодня я вам предлагаю ознакомиться с методами и приемами по

системе Карла Орфа, которая позволяет развивать не только музыкальные

способности, но и необходимые компоненты выразительных средств речи с

помощью музыкальных инструментов.

Слайд 5. Карл Орф – немецкий композитор и педагог, был убежден, что для

детей нужна своя особая музыка, неразрывно связанная с речью и

движением: это значит, что ребенок должен одновременно петь и

приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть.

Слайд 6. Орфом же был создан набор инструментов, которые обладают

особым качеством звучания. Все они являются шумовыми

Согласитесь со мной, что особого умения играть на этих инструментах не

требуется. Детей привлекает в них то, что они могут сами извлекать из них

столь красивые звуки. Купить такой набор не каждому под силу (от 7000), но

стали изготавливать самодельные музыкальные инструменты, которые, я не

сомневаюсь, есть и у вас в музыкальном уголке группы.

Слайд 7. Именно эти инструменты позволяют всем детям, независимо от

способностей, участвовать в музицировании.

Да, а что такое элементарное музицирование?

Слайд 8. Скажите, что будет делать ребенок, подойдя к музыкальному уголку

и увидев бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет звенеть им,

ударять по нему, доведя до полного изнемождения педагога. Причем, делать

это он будет вовсе не молча, а что-нибудь приговаривая и выкрикивая. Это и

есть идея ЭМ в его самом прямом проявлении. А если к нему присоединятся

ещё и единомышленники, которые будут также стараться показать свои

Слайд 9. Так вот, чтобы этот процесс творческого самовыражения не был

пущен так сказать на самотек, была разработана методика Татьяны

Слайд 10. Меня привлекла она тем, что предоставила широкий спектр

возможностей использования детских музыкальных инструментов во всех

видах деятельности, но на музыкальном занятии на это отводится очень мало

времени. Результат в обучении детей музицированию возможен только при

взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя.

Слайд 11. Данная методика для вас, если заинтересуетесь, позволяет

обеспечить комплексный, интегрированный подход к построению занятия, а

также дает возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать

взаимодействие с детьми. Ну, и конечно, последует огромная благодарность

от вашего музыкального руководителя!

Всех ребят пущу.

Дети по кругу выполняют ритмичные поскоки в одну сторону,

отстукивая ритм потешки, водящий в другую.

В конце все останавливаются, водящий вступает в диалог с кем-нибудь


В статье рассматривается использование «орфовских инструментов на музыкальных занятиях в группах с детьми, имеющими различные нарушения речи. Суть методической концепции Карла Орфа заключается в развитии активности детей через музыку и танец. Основу таких занятий составляет сочетание слов, музыки, движения и творчества. Элементы его метода используются в работе с детьми, требующими двигательной и речевой реабилитации.

Ключевые слова: орфовские инструменты, нарушение речи, совместная работа музыкального руководителя и учителя- логопеда, коррекционная направленность музыкально-педагогического процесса

Метод Далькроза очень прост: используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.

В отличие от обычной ритмики, подчиненной только метру, в ритмической гимнастике Далькроза все движения шли от музыки. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соответствии между временем, пространством и движением.

С усложнением ритмических заданий выявлялась и воспитательная роль уроков ритмики: они развивали у детей внимание, сосредоточенность, укрепляли волю, стремление достичь поставленной цели, вырабатывали слаженность действий всего коллектива. Также, занятия ритмикой влияли на общий тонус детей, снижая утомляемость.

На первое место он ставил игру как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь, а также меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специальных обучающих упражнениях.

Суть его методической концепции заключается в развитии активности детей через музыку и танец. Основу таких занятий составляет сочетание слов, музыки, движения и творчества. Элементы его метода используются в работе с детьми, требующими двигательной и речевой реабилитации.

Основная идея Карла Орфа — самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие.

К.Орф принимал участие в конструировании специального инструментария для детей, разработал синтетические формы музицирования, основанные на сочетании пения и движения, игры на инструментах и чтения стихов в ритме музыки.

Опыт работы автора показал, что подобные занятия очень эффективны в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи и движений и решают следующие задачи:

– развитие способности детей к действиям в ситуации музыкально-игрового общения.

– воспитание навыков творческой активности.

– формирование чувства метроритмической пульсации, интонационного и тембрового слуха.

Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.

Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка.

На музыкальных занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения, по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.

Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий.

Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.

Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.

Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений — хлопков, щелчков, притопов, шлепков. Например, музицирование известных стихов А. Барто.

Уронили мишку на пол — хлопки в ладоши на каждое слово.

Оторвали мишке лапу — поочерёдные хлопки по коленям разными руками.

Всё равно его не брошу — щелчки пальцами разных рук в такт слов.

Потому что он хороший — притопы ногами.

У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.

Пуговички нанизываются в любом количестве на тесьму, получаются браслетики. Дети с удовольствием танцуют с ними.

Дети любят все яркое, блестящее, красочное, поэтому все самодельные инструменты желательно украсить цветной, блестящей упаковочной или самоклеящейся бумагой и т. п. Все эти инструменты дети могут украсить на свой вкус, оклеив их разноцветной бумагой.

Многие из предложенных инструментов используются для совместного музицирования детей и родителей на праздниках, развлечениях, досугах. Игра в сводном оркестре с родителями на празднике доставляет особое удовольствие воспитанникам, вызывает у всех участников положительные эмоции, сближает детей и родителей, создает теплую атмосферу, способствует развитию навыков общения и соучастия.

Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.

В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.

Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания.

Игра на музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности ребенка. Результаты нашей работы превзошли все ожидания. Уровень развития детей повысился более чем на 60 %. Дети стали увереннее в себе, более эмоциональны, отзывчивы, успешны.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, инструмент, движение, игра, музыка, занятие, музыкальный руководитель, упражнение, детский сад, дошкольный возраст.

Ключевые слова

нарушение речи, орфовские инструменты, совместная работа музыкального руководителя и учителя- логопеда, коррекционная направленность музыкально-педагогического процесса

орфовские инструменты, нарушение речи, совместная работа музыкального руководителя и учителя- логопеда, коррекционная направленность музыкально-педагогического процесса

Похожие статьи

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

ребенок, музыкальный руководитель, музыкальное произведение, музыкальная игра, музыка, движение, занятие, задание, музыкальный материал, внутренний слух.

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как.

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия. Игры. Упражнения.

Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных.

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при.

Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности: это слушание, песенки-распевки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях.

О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорили в своих работах известные педагоги-музыканты К. Орф, Т. Э. Тютюнникова, Н. А. Ветлугина и пр.

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале.

Музыка используется детьми в разных играх.

Для детей старшего дошкольного возраста условием активизации самостоятельной игры может стать специальная организация воспитателем

Накопление музыкально-слухового опыта на занятиях музыки.

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей.

— Музыкально-ритмические упражнения; — Игра на музыкальных инструментах

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, игра, мелкая моторика, Развитие, ребенок, дошкольный возраст, балл, левая рука, логопедическая ритмика, общая.

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством.

физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие, двигательная активность, детский сад.

Развитие музыкальных и творческих способностей детей.

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

ребенок, музыкальный руководитель, музыкальное произведение, музыкальная игра, музыка, движение, занятие, задание, музыкальный материал, внутренний слух.

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как.

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия. Игры. Упражнения.

Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных.

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при.

Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности: это слушание, песенки-распевки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях.

О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорили в своих работах известные педагоги-музыканты К. Орф, Т. Э. Тютюнникова, Н. А. Ветлугина и пр.

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале.

Музыка используется детьми в разных играх.

Для детей старшего дошкольного возраста условием активизации самостоятельной игры может стать специальная организация воспитателем

Накопление музыкально-слухового опыта на занятиях музыки.

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей.

— Музыкально-ритмические упражнения; — Игра на музыкальных инструментах

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, игра, мелкая моторика, Развитие, ребенок, дошкольный возраст, балл, левая рука, логопедическая ритмика, общая.

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством.

физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие, двигательная активность, детский сад.

Развитие музыкальных и творческих способностей детей.

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Телефон постоянно действующей городской "горячей линии" по вопросам незаконных сборов денежных средств в дошкольном образовательном учреждении 8 (3022) 32-41-13.

dov

Кнопка доверия,
нажав на которую вы перейдете на страницу с формой. Здесь Вы можете пожаловаться, или дать совет, высказать свое недовольство или похвалить. Все жалобы будут рассмотрены и доставлены прямо к заведующей ДОУ. Давайте вместе решать проблемы!

Основу его составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили - колокольчики

Все эти инструменты разделяются на:
  • мелодические (звуковысотные): ксилофоны, металлофоны, глокеншпили;
  • шумовые различных видов.

Советчиком и консультантом Орфа в этом деле стал Курт Сакс, в тесном контакте с которым и был придуман базовый набор инструментов. Основной комплект был впоследствии дополнен блокфлейтой, гитарой, виолончелью. Они используются как аккомпанирующие инструменты, а не солирующие.

Создание этого инструментария было особой задачей Орфа. Лишь с помощью этих инструментов может быть реализовано творческое музицирование с группами всех степеней одаренности и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Инструментарий Орфа позволяет музицировать всем. Это его главное педагогическое достоинство.

Разнообразие шумовых колористических инструментов, используемых на Орф - уроках, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, гуиро и маракасы, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа.

Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним ударяют деревянными или металлическими палочками.

Орфовские инструменты обладают особым качеством ансамблевого звучания. Оно отличается удивительной красотой, гармоничностью и как нельзя более подходит в качестве аккомпанемента к пению детей.

Звук ксилофона негромкий, мягкий, протяжный; он не угасает так быстро, как у оркестрового. Басовый ксилофон берет на себя функцию выдержанных низких звуков, создающих фундамент и тональную определённость исполняемой музыки. Металлофон также обладает мягким звуком, используется как мелодический и аккомпанирующий инструмент. Hи один из инструментов в орфовском ансамбле не рассматривается как солирующий, хотя каждый может им на время стать.

Инструменты Орфа способствуют развитию музыкального вкуса и тонкости тембрового слуха. Завораживающая, чарующая красота звучания инструментов притягательна для детей, что даёт возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки.

Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми.

Теремок - ложки (лож.)

Тук-тук — деревянная коробочка или два кубика (кор.)

Мышка - треугольник (тр-к.)

Лягушка - бубен (буб.)

Зайка - ксилофон, свободная, спонтанная игра (ксф.)

Волк - кастаньеты на ручке (каст.)

Медведь - барабан (бар.)

Теремок развалился - тутти (знак игры вcex инструментов).

Рассказывая сказку детям старшей и подготовительной к школе групп, пропускайте слова, обозначающие персонажей, пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент: "Стоит в поле. (ложки); он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо. (треугольник)" и т. д. В конце концов, слова можно исключить совсем, сказку расскажут одни инструменты. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.

Дети могут сами придумывать элементарные графические символы для записи звуков, рисовать свои собственные партитуры, озвучивать их. Задача педагога подтолкнуть их к созданию подобных партитур.

Спонтанные игры с инструментами можно проводить с дирижёром. Дети берут инструменты, распределяются по группам и становятся вокруг дирижёра, который показывает, какой группе играть.

Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, с помощью которых можно хлопать и топать) обладает каждый человек. Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить: маленькими ударными инструментами. К ним относятся: трещотки, деревянные палочки, небольшие тарелочки, тарелки, треугольники, кастаньеты, различного рода деревянные и кожаные барабаны, бубенцы и другие подобные инструменты.

К этим инструментам без определенной звуковой высоты, которые применяются как чисто звукокрасочные и ритмические инструменты, присоединяются ударные, имеющие определенную звуковую высоту: маленькие литавры, разной формы штабшпили (глокеншпили, металлофоны, ксилофоны и стеклянные сосуды). Штабшпили являются связующим звеном между мелодическими и ритмическими инструментами и образуют основу всего звучащего ансамбля.

Автор: Мормоль Ольга Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 7 "Одуванчик"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Назарово
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Использование методических приемов элементарного музицирования по системе Карла Орфа для развития выразительных средств речи"
Раздел: дошкольное образование

Мастер-класс

«Использование методических приемов элементарного

музицирования по системе

Слайд 1. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста речь часто

мало выразительна, монотонна, затруднено интонирование речевых

высказываний. Особенно мне, как музыкальному руководителю, это заметно

при проведении праздников, когда ребята рассказывают стихотворения.

А умеете ли вы, используя выразительные средства речи, передавать

настроения и чувства героев? Кто хочет попробовать?

Я начну читать стихотворение, а вы продолжите от лица своего героя.

(читаем стихотворение по ролям).

ВОЛШЕБНИЦА МУЗЫКА

У старика спросил поэт:

– Что музыка такое, дед?

– Воспоминание она.

В ней юность давняя слышна.

Был задан девочке вопрос,

Она ответила всерьез:

– Похожа музыка на луч,

Окно пробивший из-за туч.

А юноша ответил так:

– Без музыки нельзя никак.

Душа без музыки грустит,

В простор волшебный не летит.

А девушка, пожав плечом,

Сказала: «Музыка – наш дом,

В ней – все родное, все свое.

– Вы правы все, – сказал поэт,

Прекрасен каждый ваш ответ.

Одно хочу я повторить –

Нас учит музыка любить.

Слайд 2. Какие выразительные средства речи мы использовали, читая

стихотворение? (темп, тембр, динамику, интонацию) И это получилось у нас

А причем здесь музыка, спросите вы меня?

Слайд 3,4. Сегодня я вам предлагаю ознакомиться с методами и приемами по

системе Карла Орфа, которая позволяет развивать не только музыкальные

способности, но и необходимые компоненты выразительных средств речи с

помощью музыкальных инструментов.

Слайд 5. Карл Орф – немецкий композитор и педагог, был убежден, что для

детей нужна своя особая музыка, неразрывно связанная с речью и

движением: это значит, что ребенок должен одновременно петь и

приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть.

Слайд 6. Орфом же был создан набор инструментов, которые обладают

особым качеством звучания. Все они являются шумовыми

Согласитесь со мной, что особого умения играть на этих инструментах не

требуется. Детей привлекает в них то, что они могут сами извлекать из них

столь красивые звуки. Купить такой набор не каждому под силу (от 7000), но

стали изготавливать самодельные музыкальные инструменты, которые, я не

сомневаюсь, есть и у вас в музыкальном уголке группы.

Слайд 7. Именно эти инструменты позволяют всем детям, независимо от

способностей, участвовать в музицировании.

Да, а что такое элементарное музицирование?

Слайд 8. Скажите, что будет делать ребенок, подойдя к музыкальному уголку

и увидев бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет звенеть им,

ударять по нему, доведя до полного изнемождения педагога. Причем, делать

это он будет вовсе не молча, а что-нибудь приговаривая и выкрикивая. Это и

есть идея ЭМ в его самом прямом проявлении. А если к нему присоединятся

ещё и единомышленники, которые будут также стараться показать свои

Слайд 9. Так вот, чтобы этот процесс творческого самовыражения не был

пущен так сказать на самотек, была разработана методика Татьяны

Слайд 10. Меня привлекла она тем, что предоставила широкий спектр

возможностей использования детских музыкальных инструментов во всех

видах деятельности, но на музыкальном занятии на это отводится очень мало

времени. Результат в обучении детей музицированию возможен только при

взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя.

Слайд 11. Данная методика для вас, если заинтересуетесь, позволяет

обеспечить комплексный, интегрированный подход к построению занятия, а

также дает возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать

взаимодействие с детьми. Ну, и конечно, последует огромная благодарность

от вашего музыкального руководителя!

Всех ребят пущу.

Дети по кругу выполняют ритмичные поскоки в одну сторону,

отстукивая ритм потешки, водящий в другую.

В конце все останавливаются, водящий вступает в диалог с кем-нибудь

Читайте также: