Музей воздуха в детском саду своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

В наше время все, и взрослые, и дети, проводят больше времени с гаджетами, чем друг с другом. Это приводит к отчуждению, замыканию людей в себе. Поэтому очень важно в детском саду учить детей живому общению, поддерживать в них чувство коллектива, атмосферу дружбы и помощи друг другу. Дошкольное учреждение-это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он постигает азы окружающей действительности, вступает в социальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в процессе игровых действий развивается и формируется как личность. Ребенок с раннего возраста испытывает потребность в познании окружающего мира, потребность узнать, откуда берутся и из чего сделаны предметы, почему отмечают тот или иной праздник. Процесс познания у ребенка происходит практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее будет идти его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, прежде всего: меняются требования общества к подрастающей личности. Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации предметно-развивающей и игровой среды в учреждениях.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования под развивающей предметно-развивающей средой подразумевается часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его интересов, уровня активности. Со здавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности.

Каковы требования к предметно-развивающей среде по ФГОС:

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-развивающей среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А.У.Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию ("знать предмет - значит действовать с ним"). Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях швейцарского психолога Ж.Пиаже.

Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции - вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

В обычном музее ребенок-лишь пассивный созерцатель, а в мини-музее он - соавтор, творец экспозиции. Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Н.А.Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев

  • Образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
  • Развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
  • Просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
  • Воспитательная в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Как известно мини-музей это самостоятельная или коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. От того каким будет результат, будет зависеть и успешность мини-музея. Это сложная задача, которую должен решить воспитатель. Мини-музей должен быть как магнит, который будет каждый день притягивать к себе детей и провоцировать их на познавательную, исследовательскую, продуктивную деятельность.

При создании и использовании мини-музеев нельзя забывать о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.

В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь. Поэтому в каждом мини-музее детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама определяет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми драматизациями, дидактическими, на развитие речи и т.д.

Основными задачами мини-музеев являются:

1. Образовательная.

Развитие зрительно-слухового восприятия; обучение усвоению информации; обучение работе с дидактическим материалом.

2. Развивающая.

Развитие мыслительных процессов, развитие интеллекта, памяти; обогащение словарного запаса.

3. Воспитательная.

Воспитание личностных качеств, взглядов, убеждений: становление умственного, трудового, нравственного, эстетического и экологического воспитания.

Этапы создания мини-музея:

1. Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяют название мини-музея, разрабатывают его содержание, выбирают место для размещения.

2. Практический.Оформление уголка мини-музея с учетом эстетических норм, соблюдения правил безопасности, гигиенических норм. Сбор и расположение экспонатов на полках мини-музея.

3. Обобщающий. На этом этапе начинается работа с мини-музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев.

Назначение, оформление и содержание каждого мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:

  • восприятие,
  • понимание,
  • осмысливание,
  • закрепление,
  • применение.

Рекомендации по организации мини-музея

2. Тщательно продумывать мини-зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади. Заранее подбирать музейные экспонаты и их количество. При расположении экспонатов наиболее оптимальным решением является их размещение на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Располагать их на полках, стеллажах, столиках разной величины, тумбах. Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы

4. Продумать освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки шкафов, стеллажей, полок.

5. Не перегружать помещение музея витринами и стендами, оставить место для интерактивной работы с детьми.

7. Каждый мини-музей-это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Формы работы с экспозициями мини-музея:

  • Экскурсии
  • Образовательная деятельность с элементами игры
  • Творческие задания (заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы)
  • Исследовательская деятельность
    • Игры-развлечения,
    • Игры-путешествия,
    • Интеллектуально-творческие игры.

    - Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д.)

    Ведущей формой работы музея является экскурсия.

    Экскурсии могут быть:

    • Обзорные экскурсии;
    • Тематические экскурсии;
    • Научно-просветительские экскурсии.

    Обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов.

    Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.

    Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.

    При построении экспозиции мини-музея необходимо учитывать основные принципы;

    • Принцип научности: Любая экспозиция должна строиться на научной основе.
    • Принцип предметности: Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей и пр.
    • Коммуникативно-информационный принцип: Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.
    • Принцип концентричности: Только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать этот принцип, т.е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложно последующему этапу.

    Тематика мини-музеев может быть разнообразной

    Результаты реализации технологии музейной педагогики в условиях детского сада

    - У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

    Цель создания мини-музея: познакомить детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; с ветром, с тем, как человек использует различные свойства воздуха.

    Перед организацией мини-музея педагоги провели неделю, посвященную воздуху, при этом в каждой группе решались разные задачи. Малыши познакомились с ветерком, узнали, как можно его увидеть и поиграть с ним. Дети старшего возраста экспериментальным путем выяснили свойства воздуха. На НОД по формированию целостной картины мира дошкольники узнали о разрушительной силе воздуха (ветра) и его созидательной роли, о том, как человек использует воздух. На НОД по художественному творчеству дошкольники изображали ветреную погоду, рисовали, выдувая краску через трубочки, изготовляли разнообразные поделки, в том числе и для игр с воздухом.

    Важная особенность моделирования мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.

    Мини – музей многофункциональный, хорошо вписывается в интерьер группы и оформлен по разделам.

    В уголке для самостоятельной деятельности находятся различные игрушки, музыкальные инструменты, связанные с воздухом, материалы для рисования способом выдувания.

    Весь мини-музей представлен в виде воздушного шара с подвесной корзиной, напоминая о давней мечте людей передвигаться по воздуху как птицы.

    Литература: Мини-музей в детском саду /Рыжанова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008.

    За эту работу отдано 0 голосов.

    Формировать у дошкольников представления о музее. Расширять кругозор детей. Познакомить со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; с ветром, с тем, как человек использует различные свойства воздуха, с летающими семенами; причинами загрязнения воздуха и необходимостью его охраны. Развивать творческое и логическое мышление, умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

    Предварительный просмотр:

    государственное общеобразовательное учреждение Самарской области

    средняя общеобразовательная школа № 5 городского округа Сызрань Самарской области

    структурное подразделение реализующее основную образовательную

    расположенное по адресу ул. Новостроящаяся, 22

    в группе образовательного учреждения

    СП ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани

    Агеева Любовь Валентиновна

    Цель создания: Формировать у дошкольников представления о музее. Расширять кругозор детей. Познакомить со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; с ветром, с тем, как человек использует различные свойства воздуха, с летающими семенами; причинами загрязнения воздуха и необходимостью его охраны. Развивать творческое и логическое мышление, умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

    Предварительная работа: Неделя, посвящённая воздуху:

    Разделы и экспонаты:

    Вини – Пух, поднявшийся в небо на воздушном шаре, напоминает детям о путешествии по воздуху сказочных героев. А окружающие пчёлки, не нуждаются в каких- либо приспособлениях для полёта. Природа подарила им лёгкие крылья. Здесь представлены диски DVD фильмов — сказок, книги – сказки, иллюстрации и картины, куклы — сказочных героев, где сказочные герои путешествуют по воздуху, макеты сказочных предметов, помогающие перемещаться героям сказок по воздуху. Коллекция и иллюстрации насекомых. Иллюстрации и материал о различных летательных аппаратах.

    Небольшой макет воздушного шара с подвесной корзиной — это символ раздела, напоминающий о давней мечте людей – передвигаться по воздуху.

    Часть экспонатов расположена на отдельном столике и полу: парусник, ветряная мельница, флюгер, насосы разных видов, спасательный круг, надувные и резиновые игрушки, пылесос, фен, пульверизатор, игрушечные машинки. Иллюстрации, картинки и игрушки: автобус (двери открываются и закрываются с помощью воздуха), пожарная машина (лестница поднимается и опускается при помощи воздуха).

    Здесь представлены экспонаты: фломастеры, которые рисуют с помощью выдувания, соломинки, нити, воздушные шары, рисунки и работы детей, выполненные способом выдувания краски через соломинку и фломастеров, нитевые работы, изготовленные способом обмотки нитью воздушного шара.

    Уголок самостоятельной деятельности детей.

    • Игрушки (резиновые и надувные);
    • Музыкальные инструменты, связанные с воздухом;
    • Модели мельницы;
    • Вертушки;
    • Веера;
    • Материалы для рисования;
    • Материалы и оборудование для проведения опытов по теме мини –
    • Материал для конструирования;
    • Игры по теме мини – музея.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Вот такой мини-музей мы создали в нашей группе совместно с родителями и детьми.Цель: познакомить детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни.Задачи: -познакомить детей с понятием воздух, его.

    Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с.

    материал для воспитателей доу.

    Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности детей и их родителей. Укреплять взаимодействие педагога детского сада с семьей. Совершенствовать рабо.

    Одной из годовых задач в нашем детском саду является развитие познавательной активности воспитанников, экологической культуры и творческих способностей посредством внедрения в образовательный процесс опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности, а также вовлечение родителей в решение этой задачи.

    Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Ребята почувствовали свою причастность к хорошему делу. Они участвовали в обсуждении тематики музея, приносили из дома экспонаты, пополняли музей своими рисунками.

    В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музеи не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор и творец экспозиции. Причем, не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их семей.

    Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея мы расположили в специально отведённом месте в групповой комнате, рядом с экспериментальной зоной, что даёт удобство в работе с музеем. В музее представлены не только экспонаты, но и богатый методический материал. Это рекомендации к опытам, всевозможные занятия, занимательные игры.

    Что размещено в музее воздуха

    Результат работы – расширение и пополнение познаний детей, устойчивый интерес детей к творческой самостоятельной деятельности и просто хорошее настроение!

    Воспитатели: Бабаринова И.И., Тегаева О.Н.

    Музей воздуха в детском саду.

    Что размещено в музее воздуха:

    •Любимый детьми сказочный персонаж Карлсон, который поднимается и летает по воздуху с помощью пропеллера.

    •Вертушки разной формы и сделаны из разного материала.

    •Воздушные змеи с забавными рожицами.

    •Парашюты с отважными парашютистами, из вкладышей киндер – сюрпризов, сделанные руками детей и родителей.

    •Воздушные шары, мячи.

    •Вини – Пух, поднявшийся в небо на воздушном шаре, напоминает ребятам о путешествиях по воздуху сказочных героев. А окружавшие медвежонка пчелы, не нуждаются в каких-либо приспособлениях для полета. Природа подарила им маленькие, легкие крылышки.

    •Коллекция перьев – повод для бесед с детьми о птице – воздуха царице.

    •Коллекция игрушечных самолетов и вертолетов.

    •Часть экспонатов, рассказывающих о том, как человек использует силу воздуха. Это парусники разной величины и из разного материала (дерева, пенопласта, скорлупы грецкого ореха, коры сосны). Ветряная мельница, насосы разных видов, спасательный круг, надувные игрушки, пылесос, фен, вентилятор.

    •Музыкальные духовые инструменты (игрушки): дудочка, флейта, саксофон, труба и т.д.

    •О том, как воздух помогает творить, рассказывают такие экспонаты: фломастеры, с помощью которых способом выдувания воздуха дети рисуют красками, нитяные работы, изготовленные путем обмотки клеевой нитки на воздушный шар.

    Автор: Агеева Любовь Валентиновна, СП ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани, Самарской области

    Цель создания: Формировать у дошкольников представления о музее. Расширять кругозор детей. Познакомить со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; с ветром, с тем, как человек использует различные свойства воздуха, с летающими семенами; причинами загрязнения воздуха и необходимостью его охраны. Развивать творческое и логическое мышление, умение самостоятельно анализировать и систематизироват ь полученные знания.

    Предварительная работа: Неделя, посвящённая воздуху:

    ​ изобразительная деятельность — создание рисунков, с использованием трубочек для выдувания краски;

    ​ конструирование поделок и игрушек — забав для игр с воздухом;

    ​ сбор экспонатов для мини – музея.

    Разделы и экспонаты:

    Вини – Пух, поднявшийся в небо на воздушном шаре, напоминает детям о путешествии по воздуху сказочных героев. А окружающие пчёлки, не нуждаются в каких- либо приспособлениях для полёта. Природа подарила им лёгкие крылья. Здесь представлены диски DVD фильмов — сказок, книги – сказки, иллюстрации и картины, куклы — сказочных героев, где сказочные герои путешествуют по воздуху, макеты сказочных предметов, помогающие перемещаться героям сказок по воздуху. Коллекция и иллюстрации насекомых. Иллюстрации и материал о различных летательных аппаратах.

    Небольшой макет воздушного шара с подвесной корзиной — это символ раздела, напоминающий о давней мечте людей – передвигаться по воздуху.

    Часть экспонатов расположена на отдельном столике и полу: парусник, ветряная мельница, флюгер, насосы разных видов, спасательный круг, надувные и резиновые игрушки, пылесос, фен, пульверизатор, игрушечные машинки. Иллюстрации, картинки и игрушки: автобус (двери открываются и закрываются с помощью воздуха), пожарная машина (лестница поднимается и опускается при помощи воздуха).

    Здесь представлены экспонаты: фломастеры, которые рисуют с помощью выдувания, соломинки, нити, воздушные шары, рисунки и работы детей, выполненные способом выдувания краски через соломинку и фломастеров, нитевые работы, изготовленные способом обмотки нитью воздушного шара.

    Уголок самостоятельной деятельности детей.

    ​ Игрушки (резиновые и надувные);

    ​ Музыкальные инструменты, связанные с воздухом;

    ​ Материалы для рисования;

    ​ Материалы и оборудование для проведения опытов по теме мини –

    ​ Материал для конструирования;

    ​ Игры по теме мини – музея.

    Автор: Давыдова Лариса Валентиновна

    Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

    Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.

    Задачи:

    - Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;

    - Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).

    Оборудование: проектор, ноутбук, экспонаты для создания мини-музеев, альбомные листы, маркеры.

    Ход семинара

    И к предметно-развивающей образовательной среде ФГОС предъявляет определённые требования.

    Прежде всего и самое главное - предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении важна для ребёнка своей информативной функцией — каждый элемент несет определенные сведения об окружающем мире, т.е. она становится средством приобретения социального опыта.

    Таким образом, ФГОС предписывает создавать условия для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка, а также развития у воспитанников инициативы и творческих способностей.

    Сегодня мы с Вами познакомимся поближе с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.

    Тема моего семинара - «Организация мини-музея как одна из форм освоения

    Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

    Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

    Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.

    Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.

    А сейчас нам нужно понять, целесообразно ли создавать музей в группе детского сада. Ваши предположения коллеги.

    Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:

    • Реализация положений ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ;
    • Формирование у дошкольников представлений о музее;
    • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
    • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
    • Расширение кругозора дошкольников;
    • Социализация ребёнка;
    • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
    • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
    • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
    • Развитие творческого мышления и воображения;
    • Формирование активной жизненной позиции.

    Итак, что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды группы для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.

    По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.

    При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:

    - в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;

    - каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен;

    - небольшие размеры экспозиции;

    - определенная ограниченность тематики;

    - участие в их создании детей и родителей;

    - в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

    - в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.

    Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

    Формы организации детской деятельности в мини-музее:

    -Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)

    -Организованная образовательная деятельность (экскурсии)

    -Беседы, чтение художественной литературы

    Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
    Такая работа помогает решить следующие задачи:
    - выявление творческих способностей детей;
    - расширение представлений о содержании музейной культуры;
    - развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
    - создание условий для творческого общения и сотрудничества.

    И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.

    Принцип доступности : дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;

    Принцип интеграции . Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п.

    Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять

    ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу

    Принцип природосообразности — при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

    Принцип научности — экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.

    Принцип партнерства — мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.

    Принцип культуросообразности предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям

    Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется — по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т. д.

    Принцип разнообразия — независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и

    Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

    Так же можно определить и правила поведения в мини-музее:

    Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;

    Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;

    Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

    Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;

    Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.

    Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:

    1.Подготовительныйэтап
    коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

    2. Практический этап.

    непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов;

    разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,

    разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;

    3. Заключительный этап

    подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ.

    Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.

    Исходя из определённых условий, хочется определить и такой принцип функционирования мини-музеев, как сменяемость. Т.е. если в группе собраны материалы для различных музеев, а места для их размещения недостаточно, то можно в первое полугодие оформить один мини-музей, а во второе полугодие - другой.

    В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.

    Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.

    Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.

    Вам предлагаются различные экспонаты, все необходимы материалы. Пожалуйста, творите!

    (Работа педагогов в подгруппах по созданию мини-музеев)

    (Представление мини-музеев, созданных педагогами.)

    Итак, сегодня мы с Вами познакомились с организацией мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении, научились их создавать. Надеюсь, что полученные знания, данную технологию Вы будете использовать при организации работы в детском саду.

    Тема, о которой сегодня пойдет речь, далеко не новая, но играет большую роль в образовательно-воспитательном процессе. Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно- образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?

    Я рассказывала детям про праздник Рождество Христово. У детей возник неподдельный интерес, и появилось много вопросов. Какую люди носили одежду на Руси? Какие песни пели, сказки слушали? Какой был быт у людей в те времена?

    1

    2

    Читайте также: