Мультирумпель своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Установка генератора и регулятора напряжения на любой лодочный мотор на примере Mercury/Mariner F9.9, (TOHATSU/NISSAN MFS8/9.8A3)

Вкратце: у меня был мотор без генератора и регулятора напряжения, я купил недостающие запчасти и теперь у меня в лодке есть 12 вольт для питания эхолота, USB для электрических стелек, зарядки телефона, фонарика и других необходимых вещей. На примере своего мотора я расскажу, как узнать:

  • Установлен ли генератор на вашем моторе,
  • Партнамбер (заводской номер) необходимых запчастей,
  • Если возможно, найти надежную и недорогую замену для оригиналов,
  • Какие использовать разъемы и провода,
  • Какой аккумулятор нужен для лодочного мотора без электростартера.

По ходу написания я покажу вам ход своих мыслей и способы поиска запчастей, а также расскажу про экономию и дам чертеж съемника маховика. Все эти сведения можно использовать не только для указанных выше, но в принципе для любых лодочных моторов у которых нет генератора, или он есть, но не подключен.

Как устроен лодочный генератор

Начнем с азов. Что такое, собственно, генератор? На нашем лодочном моторе есть маховик. На маховике расположены магниты. Внутри маховика есть как минимум одна катушка, это высоковольтная катушка зажигания, металлический сердечник с намотанным вокруг него проводом. При прохождении магнитного поля внутри провода возникает электрический ток, который питает катушку зажигания, откуда идёт ток к свечам (искра, воспламенение смеси, тут понятно). Эта катушка нас не интересует, она уже задействована.

Нас интересует катушка генератора, которая расположена там же, под маховиком. Она вырабатывает электричество с напряжением от 6 до 40 вольт переменного тока, в зависимости от оборотов. Но нам же нужно 12 вольт, скажете вы? На помощь приходит регулятор напряжения, или реле-регулятор, как его называют по старинке. На некоторых моторах (например, на моторах Johnson) вместо реле-регулятора ставится обычный выпрямитель типа "диодный мост", при этом скачки напряжения при повышении оборотов двигателя поглощаются аккумулятором. На других моторах используется регулятор, который, помимо преобразования тока из переменного в постоянный, при повышении оборотов (и соответствующем росте напряжения на входе) не дает напряжению на выходе вырасти выше критической точки. Напряжение от 14.4 до 14.7 вольт как раз то, при котором аккумулятор заряжается, но не кипит. Если будет выше - выкипит электролит. Если будет ниже - сульфатация пластин и медленный выход из строя от недозаряда.

Также аккумулятор выступает в роли сглаживающего фильтра/балласта. В момент скачков напряжения аккумулятор принимает излишки энергии, в момент падения - наоборот, отдаёт. Именно поэтому эксплуатация электрооборудования без аккумулятора запрещена: от скачков напряжения эхолоты, например, горят, как спички.

Вы захотели получить 12 вольт из лодочного мотора. Что делать дальше?

Первым делом необходимо определить, есть ли в вашем моторе генератор. Довольно часто встречается ситуация, когда сам генератор установлен, а регулятор - нет. Это связано с унификацией производства, поскольку практически все моторы имеют версию как с ручным, так и с электрическим запуском. Если генератор установлен, нужно определить количество фаз. Например, на моем предыдущем моторе Johnson J30RSSR генератор стоял и был трехфазным, не было только регулятора напряжения. На новом моторе Mercury F9.9 не было ни того, ни другого.

Поскольку мы не собираемся переделывать стартер, весь комплект нам не нужен. На схеме я отметил две необходимых нам детали: №2 - это катушка генератора, заводской номер 855944T01, цена $75, и №5 - регулятор напряжения, заводской номер 853811008, цена $125.

Так вот, нужно посмотреть, как выглядит катушка генератора (Alternator coil), и место её установки (на рисунке - под маховиком слева, ближе к передней части мотора). Открываем капот мотора и заглядываем под маховик. Есть такая катушка? Если есть - прекрасно. Найдите место, куда приходят провода от катушки, и переходите к выбору регулятора. В моем случае её не оказалось, то есть, катушку тоже пришлось заказывать.

А на предыдущем моторе Johnson генератор был установлен, под капот было выведено три желтых провода (см. фото ниже). В этом случае достаточно было заказать только регулятор pn 173692 (581778), причем трехфазный (такие регуляторы еще называют пятиконтактными, на вход переменки три желтых провода, на выход - красный и черный, или только красный (+12В), а минус снимается с корпуса).

;)

Правильно, у меня 9,8 и 2,5
плюс электро

Dragster

Мастер

Скажу так - 15ка - 2т и только Мерк. Вес+мультирумпель рулят и разуливают. + удобство изменения угла наклона. У бати Яма 15 - тяжелее немного, неудобно менять наклон мотора. Ходил на Сузе 15 - чумовая тряска румпеля, потом 2 дня тремор как с похмелья.

Хотяяя, если таскать и в основном в одного. тогда Тоха 9.8. Поэтому именно Тоху себе и купил летом. Лодку - пока морщу моск. Хочу НДНД. Склоняюсь в пользу КомпАса 350, хотя задумываюсь над 380м.

I-RU fish

Модератор

По поводу производства бензина. Тут высказывалось мнение, что 95 это напичканный присадками 92. Так вот, из ректификационной колонны выше чем 80 не течет в принципе. Нигде: ни в России, ни в Японии. На современном нефтеперегонном оборудовании выход количественно заметно выше, чем у нас, но все равно октановое число ограничено химическим составом самой нефти. Все более высокие октановые числа, в т.ч. и 92, получают присадками. А их без разницы, где добавлять: у нас, у них. Кстати, именно характеристиками прямогонного бензина объясняется тот факт, что все ранешние советские авто ездили на 80-м и 76-м. А 92-й появился специально для буржуйских жигулей.

евгений

Синий "Звездочет"

В пятницу консервировал мотор на зиму. Поговорил с мастерами. Самый лучший мотор - Тоха 9.8. Самых плохой - Тоха 5 Вот такое мнение профи.

Дмитрий

Местный "Морж"

Как зеЁб меня лет несколько т.н. 9,8.
И обслуживание ему в разных сервисах делал, глох или не заводился, зараза.

Кста. сервисмЭны тоже разные бывают, как-то поехал на алтушку в районе Гостиничной улицы, проклял потом все на НВ с этим мотором. Эти уроды масло и свечу не поменяли, хотя по накладной все работы провели.

Andreyka

Администратор

Плюсы Мерка 15 хорошо известны,но есть большой минус-троллинг с дауном,да и без оного тоже.
С мотором без мультирумпеля не вынимая снасти,а тем более не выматывая даун скажем метров с 30_и,поставил на нейтраль и дал мотору пробздеться.
А Мерк?
Остановись,выматай спин,выматай даун,выйди на глисс(а вдруг волна с полметра?),остановись и снова здорово-прицепи прищепку,опусти даун на нужную глубину,а если счётчика нет?
Вобщем для троллинга Мерк никак не подходит.

Dragster

Мастер

Нуууу, троллинг с даунриггером - очень уж специфичная вещь! Просто троллить с ним - весьма неплохо, как и с любым другим. Хотя нет - при посадке на зацеп крутанул кистью и моментально вырубил передачу, ни вертеться, ни искать рычажок. Изменение угла наклона мотора одной рукой тож не последнее дело - этой весной на Волге, в ВОВке известном болоте, краем глаза на глиссе усек сеть, поперек которой я летел, буквально за 3 метра до носа лодки. Спокойно не сбавляя газа поднял мотор и проехал сеть.
Ручка переноски - ооочень удобная!
А Тоха - просто легкая и дешевая. Вчера на Рузе мозги на заводке основательно потрахала. Правда, у меня холостой не отрегулирован - 3 раз с момента покупки вышел на воду, вернее второй (нулевой был в бочке). В общем,заводишь с первого рывка, 2-3 сек работает, глохнет. И так раз 10. Потом кое-как завел, прогрел - глюки пропали. Завод с первого рывка и нормальная работа.

Христофор Бонифатьевич

Ну мне кажется тролить с двухтактником выше 5 сил на таких лодках вообще несколько неправильно. ИМХО конечно.

siddor

Местный Брат "Вабика"

Ну мне кажется тролить с двухтактником выше 5 сил на таких лодках вообще несколько неправильно. ИМХО конечно.

Не Виталь, неправильная ИМХа твоя. Я даже на своём ветерке 8 тролил. В этом году на ямашке 40 2т в Карелии кумжаков тролил. Правда она у меня миксовая, но всё же. Сейчас её продаю.

Христофор Бонифатьевич

Так Валер тролить то можно и на 120 сильном. я то же в этом году тролил на 15 -ке. Вот только на на джонсоне 4-х тактном мне как то поудобней показалось и прожигать его время от времени не нужно. Опять же на лёгкой ПВХ.
Безусловно мои слова справедливы, если на большую воду человек может позволить себе поставить на лодку второй мотор. Ну и миникота тоже наверное хороша. для этих целей.

Lёха-Dзержинский

Администратор

В пятницу консервировал мотор на зиму. Поговорил с мастерами. Самый лучший мотор - Тоха 9.8. Самых плохой - Тоха 5 Вот такое мнение профи.

Жень, у Сереги-Сухогруза комплект такой:
Каймам 330 и Тоха 5 2т и работает уже около 5-7 лет и проблем никогда небыло. Этот комплект был в прокате и он купил в инете его б\у . Так,что я их не слушаю особо.

Христофор Бонифатьевич

Юрист63

Спиннингист

Виталь, еще очень сильно от длины лодки зависит, на Фрегате 290 тот вес который ты написал, 9,8 выводит на глисс с большим трудом и с танцами с бубном.

Христофор Бонифатьевич

Безусловно Дим, чем длинее лодка тем быстрее выйдешь. Тут конечно есть свои критерии. Я для себя лодку такой длины просто уже не возьму. Хоть сидалище у меня уже тренированное, но своё. и отбивать лишний раз не хочется. Да и позвоношник поберечь нужно. Пусть размерчик 360 и тяжелее, но на большой воде как то увереннее себя с таким чувствуешь, а длиннее ещё лучше. Покатался сейчас на 460 так на меньшее и садиться больше не хочется.

Andreyka

Администратор

Полностью согласен!
Но и обычный троллинг требует периодической(30 минут), 2-3_и минутной прогазовки,чтобы из горшков вся срань вылетела,а это 3000-3500 оборотов в минуту.
Без мультирумпеля в дрейфе погазовал и дальше пошлёпал,а с мультирумпелем-будьте любезны на глисс!
А там волна с полметра.
Я не трус,но что это такое мне хорошо известно!

Христофор Бонифатьевич

Андрей, для Мерка полчаса это не о чём. Вообще то я могу надеть каску и высказать такую штуку - Мерк вообще прогазовывать не нужно. Это я про пятнашку. Но сразу же такую штуку скажу. На последних пятнашках стали ставить кнопочку такую справа снизу именно для прогазовки. А вот достоинства мультирумпеля очевидны. При зацепе, используя мотор, легко подойти к месту зацепа одна рука на румпеле вторая на катушке. Спиннинг меж ног зажат. С обычным румпелем резко остановится и сдать обратно не получится. Нужно спиннинг из рук выпускать.
И ещё чем мне 15-ха мерк нравится. Всё можно делать одной рукой. Например регулировка фрикциона поворота мотора. Рычажок мухой довернул и всё. Регулировка холостыми около румпеля. Ну и наконец включение "ход-реверс" На мерке просто не возможно включить реверс не скинув обороты. а это в свою очередь оченно полезно для редуктора. Например - заметил сеть, или ещё какое припятствие и нужно срочно либо скорость погасить, либо вообще остановиться. Тут моторчик с мультирумпелем то и выручит.
И ещё при включении хода мотор автоматически разблокируется, что полезно при наезде на припятствие, а при включении реверса мотор так же автоматически блокируется, что не даёт винту выскочить из воды. да в общем то преимуществ хватает. если ещё и залезть в технические детали, то ууууу много можно понаписать как за, так и против. Самое главное этот мотор мне нравится и всё.


двухтактный мотохлам, который сейчас идет из Японии, убит эксплуатацией
этого же года четырехтакники- вполне рабочие машинки, но за ними как правило очередь.

Универсального мотора нет. Один тяжелый, другой маломощьный, третий много жрет. Нужны конкретные условия эксплуатации и конкретные потребности с небольшой перспективой.
Имею комплект Солар 380 Джет и Сузуки 9.9 2Т. Мотор раздушен до 15 л.с. Работы на 15 минут. Лодка весит 50 кг, мотор 34 кг. Нажил травму колена, лодыжки и небольшая грыжа на позвоночнике. Не геракл.
Свой комплект могу в одного погрузить в машину и выгрузит из нее, а так же перемещать по гаражу. Скорость с двумя хомяками 40 км/ч. По нашим рекам это не то, что за глаза, а даже опасно.
Для меня это универсальный комплект. Кантую один. Могу перемещаться на глиссере с 4-5 пассажирами. Могу и мотор и лодку использовать раздельно, с другой лодкой и мотором. Не нужно регистрировать (бумаги, налоги, обязательные комплекты. ). По лодке есть запас мощности до 30 л.с. Лодка Джет позволяет использовать водомет.


Что я не так написал?
У меня два мотора -4Т в 2 лошади и задушеная Сельва 2Т. В сумме 70 тыщ рублей.
Двушка для помедитировать на озере.
Большой для реки.

Изначально написано alexaa1:

Что я не так написал?
У меня два мотора -4Т в 2 лошади и задушеная Сельва 2Т. В сумме 70 тыщ рублей.
Двушка для помедитировать на озере.
Большой для реки.

Наверно людЯм не понравилось, что вы считаете, что все вокруг 3,14dарасы, один вы Дартанян.
По поводу сельвы и т.п. Люди платят за бренд только потому, что это дает гарантию, что лодка вернется из ебеней на моторе, а не на веслах или волоком. Практика такова, что Буран или Тайга требуют к себе внимания гораздо больше чем Ямаха или БРП. То же самое и про Китай и бренд.
Есть деньги и нет желания ковыряться - бренд. Нет денег, но руки золотые и ковыряние в моторе не пугает - Вихрь/Сельва .
И всем глубоко наср.. все равно какой у кого мотор. Главное что бы свой радовал.

Изначально написано кобзон:

Наверно людЯм не понравилось, что вы считаете, что все вокруг 3,14dарасы, один вы Дартанян.
По поводу сельвы и т.п. Люди платят за бренд только потому, что это дает гарантию, что лодка вернется из ебеней на моторе, а не на веслах или волоком. Практика такова, что Буран или Тайга требуют к себе внимания гораздо больше чем Ямаха или БРП. То же самое и про Китай и бренд.
Есть деньги и нет желания ковыряться - бренд. Нет денег, но руки золотые и ковыряние в моторе не пугает - Вихрь/Сельва .
И всем глубоко наср.. все равно какой у кого мотор. Главное что бы свой радовал.


Демагогия.
Человеки на Буранах в одиночку буровят Севера, где на десятки км никого. В противовес Человеки на Ямахах и БРП ездят кодлами в несколько человек .


Это как раз те люди, которые не имеют больших доходов и умеют и могут и готовы ремонтировать Буран в полевых условиях.


Это как раз те, кто имеет копейку и едет в лес не потрахаться с техникой, а побалдеть, в т.ч. и толпой.


Что мне нравится в буране, это проходимость из за ширины гусянок, а остальное буран он и в африке буран. Так же и с нашими моторами, не в смысле проходимости, а в смысле африки. Как вспомню бедных владельцев всяких ветерков, и прочей хрени, так жалко становится.
А спорить про 4т. и 2т. смысла нет. Мне допустим 4т. и нах не нужен, а сосед балдеет от поднятий тяжести, и нравится он ему. Так что же, он теперь не человек что ли?

двухтактный мотохлам, который сейчас идет из Японии, убит эксплуатацией
этого же года четырехтакники- вполне рабочие машинки, но за ними как правило очередь.


Это где такая очередь? У нас например аукционы в япии из за забора можно увидеть, но чтобы кто то брал 4т. да еще простояв в очереди, я лично такого и не видел, а если хочешь посмотреть какой мотохлам идет с японского б/у рынка, приезжай к нам да посмотри. Я и не встречал людей обиженных, и мой б/у мотор шепчет как новый. Если есть возможность брать в три раза дешевле рабочий мотор. который еще очень долго верой и правдой будет служить, да еще если есть возможность его проверить, то почему бы и не взять? Лично я свой так брал.Есть у меня другой Японский, я даже не знаю какого он года. Его табличка не бьется в интернете и сервисном центре, древний как мамонт, но работает тоже как часы, и тоже двухтактный. Знакомый недавно взял новый 4т. Спрашиваю у него, доволен или нет? Махнул он рукой. и признался что дурак в том, что не послушал меня, а я его отговаривал.
А тема эта, просто потрындеть.
Не понятно, как это универсальный? На трех метровую лодку пойдет и на шести метровую? Можно еще понять что работает и на бензине и соляре, вот это универсальный будет.

К разговору о китайских моторах. Ни чего против них, как и притих их владельцев не имею. Но сам постараюсь их не покупать (именно ПЛМ. Точнее экстремальную технику).

;)

Правильно, у меня 9,8 и 2,5
плюс электро

Dragster

Мастер

Скажу так - 15ка - 2т и только Мерк. Вес+мультирумпель рулят и разуливают. + удобство изменения угла наклона. У бати Яма 15 - тяжелее немного, неудобно менять наклон мотора. Ходил на Сузе 15 - чумовая тряска румпеля, потом 2 дня тремор как с похмелья.

Хотяяя, если таскать и в основном в одного. тогда Тоха 9.8. Поэтому именно Тоху себе и купил летом. Лодку - пока морщу моск. Хочу НДНД. Склоняюсь в пользу КомпАса 350, хотя задумываюсь над 380м.

I-RU fish

Модератор

По поводу производства бензина. Тут высказывалось мнение, что 95 это напичканный присадками 92. Так вот, из ректификационной колонны выше чем 80 не течет в принципе. Нигде: ни в России, ни в Японии. На современном нефтеперегонном оборудовании выход количественно заметно выше, чем у нас, но все равно октановое число ограничено химическим составом самой нефти. Все более высокие октановые числа, в т.ч. и 92, получают присадками. А их без разницы, где добавлять: у нас, у них. Кстати, именно характеристиками прямогонного бензина объясняется тот факт, что все ранешние советские авто ездили на 80-м и 76-м. А 92-й появился специально для буржуйских жигулей.

евгений

Синий "Звездочет"

В пятницу консервировал мотор на зиму. Поговорил с мастерами. Самый лучший мотор - Тоха 9.8. Самых плохой - Тоха 5 Вот такое мнение профи.

Дмитрий

Местный "Морж"

Как зеЁб меня лет несколько т.н. 9,8.
И обслуживание ему в разных сервисах делал, глох или не заводился, зараза.

Кста. сервисмЭны тоже разные бывают, как-то поехал на алтушку в районе Гостиничной улицы, проклял потом все на НВ с этим мотором. Эти уроды масло и свечу не поменяли, хотя по накладной все работы провели.

Andreyka

Администратор

Плюсы Мерка 15 хорошо известны,но есть большой минус-троллинг с дауном,да и без оного тоже.
С мотором без мультирумпеля не вынимая снасти,а тем более не выматывая даун скажем метров с 30_и,поставил на нейтраль и дал мотору пробздеться.
А Мерк?
Остановись,выматай спин,выматай даун,выйди на глисс(а вдруг волна с полметра?),остановись и снова здорово-прицепи прищепку,опусти даун на нужную глубину,а если счётчика нет?
Вобщем для троллинга Мерк никак не подходит.

Dragster

Мастер

Нуууу, троллинг с даунриггером - очень уж специфичная вещь! Просто троллить с ним - весьма неплохо, как и с любым другим. Хотя нет - при посадке на зацеп крутанул кистью и моментально вырубил передачу, ни вертеться, ни искать рычажок. Изменение угла наклона мотора одной рукой тож не последнее дело - этой весной на Волге, в ВОВке известном болоте, краем глаза на глиссе усек сеть, поперек которой я летел, буквально за 3 метра до носа лодки. Спокойно не сбавляя газа поднял мотор и проехал сеть.
Ручка переноски - ооочень удобная!
А Тоха - просто легкая и дешевая. Вчера на Рузе мозги на заводке основательно потрахала. Правда, у меня холостой не отрегулирован - 3 раз с момента покупки вышел на воду, вернее второй (нулевой был в бочке). В общем,заводишь с первого рывка, 2-3 сек работает, глохнет. И так раз 10. Потом кое-как завел, прогрел - глюки пропали. Завод с первого рывка и нормальная работа.

Христофор Бонифатьевич

Ну мне кажется тролить с двухтактником выше 5 сил на таких лодках вообще несколько неправильно. ИМХО конечно.

siddor

Местный Брат "Вабика"

Ну мне кажется тролить с двухтактником выше 5 сил на таких лодках вообще несколько неправильно. ИМХО конечно.

Не Виталь, неправильная ИМХа твоя. Я даже на своём ветерке 8 тролил. В этом году на ямашке 40 2т в Карелии кумжаков тролил. Правда она у меня миксовая, но всё же. Сейчас её продаю.

Христофор Бонифатьевич

Так Валер тролить то можно и на 120 сильном. я то же в этом году тролил на 15 -ке. Вот только на на джонсоне 4-х тактном мне как то поудобней показалось и прожигать его время от времени не нужно. Опять же на лёгкой ПВХ.
Безусловно мои слова справедливы, если на большую воду человек может позволить себе поставить на лодку второй мотор. Ну и миникота тоже наверное хороша. для этих целей.

Lёха-Dзержинский

Администратор

В пятницу консервировал мотор на зиму. Поговорил с мастерами. Самый лучший мотор - Тоха 9.8. Самых плохой - Тоха 5 Вот такое мнение профи.

Жень, у Сереги-Сухогруза комплект такой:
Каймам 330 и Тоха 5 2т и работает уже около 5-7 лет и проблем никогда небыло. Этот комплект был в прокате и он купил в инете его б\у . Так,что я их не слушаю особо.

Христофор Бонифатьевич

Юрист63

Спиннингист

Виталь, еще очень сильно от длины лодки зависит, на Фрегате 290 тот вес который ты написал, 9,8 выводит на глисс с большим трудом и с танцами с бубном.

Христофор Бонифатьевич

Безусловно Дим, чем длинее лодка тем быстрее выйдешь. Тут конечно есть свои критерии. Я для себя лодку такой длины просто уже не возьму. Хоть сидалище у меня уже тренированное, но своё. и отбивать лишний раз не хочется. Да и позвоношник поберечь нужно. Пусть размерчик 360 и тяжелее, но на большой воде как то увереннее себя с таким чувствуешь, а длиннее ещё лучше. Покатался сейчас на 460 так на меньшее и садиться больше не хочется.

Andreyka

Администратор

Полностью согласен!
Но и обычный троллинг требует периодической(30 минут), 2-3_и минутной прогазовки,чтобы из горшков вся срань вылетела,а это 3000-3500 оборотов в минуту.
Без мультирумпеля в дрейфе погазовал и дальше пошлёпал,а с мультирумпелем-будьте любезны на глисс!
А там волна с полметра.
Я не трус,но что это такое мне хорошо известно!

Христофор Бонифатьевич

Андрей, для Мерка полчаса это не о чём. Вообще то я могу надеть каску и высказать такую штуку - Мерк вообще прогазовывать не нужно. Это я про пятнашку. Но сразу же такую штуку скажу. На последних пятнашках стали ставить кнопочку такую справа снизу именно для прогазовки. А вот достоинства мультирумпеля очевидны. При зацепе, используя мотор, легко подойти к месту зацепа одна рука на румпеле вторая на катушке. Спиннинг меж ног зажат. С обычным румпелем резко остановится и сдать обратно не получится. Нужно спиннинг из рук выпускать.
И ещё чем мне 15-ха мерк нравится. Всё можно делать одной рукой. Например регулировка фрикциона поворота мотора. Рычажок мухой довернул и всё. Регулировка холостыми около румпеля. Ну и наконец включение "ход-реверс" На мерке просто не возможно включить реверс не скинув обороты. а это в свою очередь оченно полезно для редуктора. Например - заметил сеть, или ещё какое припятствие и нужно срочно либо скорость погасить, либо вообще остановиться. Тут моторчик с мультирумпелем то и выручит.
И ещё при включении хода мотор автоматически разблокируется, что полезно при наезде на припятствие, а при включении реверса мотор так же автоматически блокируется, что не даёт винту выскочить из воды. да в общем то преимуществ хватает. если ещё и залезть в технические детали, то ууууу много можно понаписать как за, так и против. Самое главное этот мотор мне нравится и всё.

Читайте также: