Можно ли по вашему мнению так легко перевоспитать их как это сделал лука

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Лука — странствующий проповедник. Он появляется в ночлежке в самый разгар споров ее обитателей о совести и чести. Нужны ли они людям, находящимся на самом дне жизни?

Горький, безусловно, стоит на позиции Сатина и осуждает Луку. Однако в пьесе такого прямого осуждения нет. Читателю и зрителю самому предстоит решить вопрос о том, что лучше: правда Сатина или ложь во спасение Луки. А, может быть, истина лежит где-то посредине.

Итак, Лука принимает участие в судьбах брошенных на дно жизни людей. Он в своих речах и поступках старается отвлечь людей от их безрадостной жизни, хотя знает печальный итог каждого из ночлежников. Человечность Луки необходима людям, потому что он пробуждает в людях сочувствие, сострадание, те главные ценности, без которых нельзя называться человеком. Но, конечно же, жалость сама по себе не в состоянии избавить людей от страдания. Необходимы решительные изменения действительности. Поэтому Лука и Сатин не антагонисты, а, скорее, союзники. Лука, как врач, терпеливо и устало лечит истерзанные души, а Сатин — мечтатель, наделенный даром смелой творческой мысли, умеющий видеть далеко и зорко. Но, в отличие от Луки, Сатин не труженик на ниве людских страданий, а созерцатель. Сами по себе люди не интересуют его. Он далек от их страданий. Ему интересна только собственная мысль, вырывающаяся далеко за стены ночлежки.


Пример сочинения 2

Максим Горький написал свою пьесу в 1902 году, накануне революции. Именно в это время в обществе появилось так много людей, которые от своей бедности и безутешности скатились на самое дно, они совершенно перестали видеть и верить в счастливое будущее, они захлебнулись черствостью суровых будней, они погрязли в грязи, из которой не выбраться.

Главными персонажами пьесы являются Сатин, Актер, слесарь Клещ, Квашня – торговка пельменями, проститутка Настя. Кем они были в своей жизни? Никем! Не нужными и невостребованными в обществе. От этого, их внутренний мир совершенно перестал существовать. Они просто отбывали свои дни, веря в любовные рассказы, заливая горло алкоголем, живя мечтами о прекрасном будущем. Казалось, для них все закончено. Но тут, появляется образ странника – Луки, который переворачивает их жизни, меняет все вверх дном.

Умирающей Анне он обещает облегчение после смерти. Актера побуждает воздержаться от алкоголя и продолжить лечение в бесплатной клинике. Настю выслушивает и подбадривает верой в существование истинной, чистой и крепкой любви.

В словах странниках была ложь, она искушала людей, пробуждала в них веру. Но, в конечном итоге, все иллюзии разрушились и привели к еще более трагичным последствиям.

Так как же нам оценивать Луку, как характеризовать его образ, куда относить – к добру или к злу?

Пример сочинения 3

Пьеса Максима Горького "На дне" затрагивает важные проблемы, например, философские или социальные. В данной пьесе представлены самые разные герои, но, несомненно, самый важный из них - это Лука. Его взгляды на мир вызывают постоянные споры и вопросы. Лука рассуждает о правде, нужно ли ее говорить, если человеку станет плохо, узнав ее, или лучше стоит проявлять сострадание, которое чуть-чуть облегчит жизнь человеку.

Лука является проповедником, он странствует по стране, у него нет своего дома. Он пытается распространить свои взгляды, свое мировоззрение. Его появление в ночлежке оказывает сильное влияние на ее жителей. Люди в ночлежке собрались самые разные, кто-то любит жизнь и радуется каждому мгновению, кто-то, наоборот, желает умереть, ведь жизнь не приносит им удовольствия.

Лука появляется в пьесе в самый важный момент, когда умирает Анна. После ее смерти, жители ночлежки спорят на тему совести и чести. Многие, находившись в ночлежке, совсем забыли о них. Лука помогает пережить горе каждому, он утешает, вселяет веру в хорошее, пытается внушить, что все проблемы решаемы. Благодаря тому, что Лука может находить общий язык с каждым человеком, он понимает с полуслова, о чем молчит человек.

Лука считает, что жизнь состоит из мечтаний и надежды. Перед смертью Анны, Лука беседует с ней, помогая принять свою судьбу. Лука помогает и Актеру осознать происходящее, Лука уверяет его, что он сможет победить свою алкогольную зависимость, благодаря лечебнице.

Автор пытается показать Луку в образе праведника, он несет мудрость и правду людям. Это доказывает ситуация, которая произошла с ним - воры залезли в дом, но главный герой кормит тих людей, отвечая на зло добром.

Как только Лука появляется в ночлежке, можно отметить его положительные качества - отзывчивость, желание помочь другим, не требуя чего-то взамен, умение не только слушать, но и слышать других.

Хоть Лука и врет другим героям, но делает он это, чтобы утешить, вернуть надежду и желание жить. Но самое главное - после ухода Луки никто его не осуждает и не корит, наоборот, ему благодарны, сам же автор называет Луку жуликом, отрицательным героем своего произведения.


Пример сочинения 4

С приходом Луки в жизни обитателей ночлежки происходит разлад. Он уверяет Настю, что в ее жизни все будет прекрасно, и она встретит настоящую любовь. Для Актера также есть прекрасная новость. Ему сообщают, что есть лечебница, которая поможет вылечить его проблему с алкоголем, при этом она бесплатная. Анне, которая уже была на последних вздохах жизни, он обещает, что ее загробная жизнь будет светлой и спокойной. Но несмотря на это, многие герои пытаются противостоять Луке. Они не верят ему, уверяют, что он шарлатан и врун.

Методические приемы: аналитическая беседа, индивидуальная исследовательская работа, мультимедиа-презентация.

План урока

  • Кто из этих героев (Данко, Лука, Сатин) более симпатичен Горькому?
  • Кто из них несет черты самого писателя?

13. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся.
14. Домашнее задание. Сочинение на тему: "Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может" (И.Ф. Анненский).

1. Погружение (постановка проблемного вопроса и определение цели урока-расследования) Слайд №2

– Итак, сегодня нам предстоит выяснить, как трактовался и как воспринимается сейчас этот противоречивый образ. Сегодня мы занимаемся расследованием: изучением свидетельств, поиском собственного отношения и истолкования к герою пьесы.

2. Интерпретация образа Луки на сцене. Слайд №4

– К сегодняшнему уроку вы получили индивидуальные задания: найти информацию по отдельным вопросам. Первое задание – сценическая интерпретация образа Луки. Каким представляли Луку на сцене режиссеры и актеры, исполняющие эту роль? Наши исследователи воспользовались сетью Интернет, нашли там рецензии, воспоминания очевидцев о спектаклях и сейчас расскажут нам о своих открытиях. (Индивидуальное задание: см. Приложение 2)

– Как видим, уйти от трактовки Луки как доброго, сострадательного человека трудно. Почему же сам Горький категорически настаивал, что его герой должен быть показан отрицательным, вызывающим неодобрение?

3. Определение темы-проблемы урока, задания. Слайд №9

Интерпретация образа Луки. Кто он: шарлатан или мудрый утешитель?

– Каким увидим Луку мы с вами? Какую трактовку выберем? Поскольку мы сегодня занимаемся расследованием, получим определенные результаты его, очень важно эти результаты обобщить и сделать вывод – у каждого он будет свой. Слайд №10

– Не только писатели думают над выбором имени для своего героя. Нередко люди уже во взрослые годы получают новое имя. Кто-то из-за неблагозвучия старого, кто-то в конспиративных целях. А священнослужители получают, помимо мирского, еще и церковное имя. Был в нашей российской истории такой человек, врач по образованию и священник по призванию. Это превосходный хирург, ученый Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, спасший немало жизней. Он же архиепископ Лука, после смерти причисленный к лику святых. И на том, и на другом поприще проявил он себя человеком, который не на словах, а на деле проявляет доброту, заботу о других людях.

5. Оценка Луки обитателями ночлежки. Слайд №14

– Нельзя нам обойтись без свидетельств тех людей, которые лично были знакомы с этим таинственным старцем, на себе испытали его влияние. Найдите в тексте, как отзывались о Луке до и после его ухода другие персонажи?

Пепел: Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…
Барон: …Шельма ты!
Василиса: Прохожий…тоже! Говорил бы – проходимец…все ближе к правде-то…
Анна: Гляжу я на тебя…на отца ты похож моего…на батюшку…такой же ласковый…мягкий…
Пепел: Старик! Зачем ты все врешь. Там у тебя хорошо, здесь хорошо…ведь врешь! На что?
Бубнов: …много он врет…и без всякой пользы для себя…Старик уж…Зачем бы ему?
Актер: А – где старичок…милый старикашка.
Наташа: Добрый ты, дедушка…Отчего ты – такой добрый?
Костылев: А ты…какой ты странник. Пачпорта не имеешь…Хороший человек должен иметь пачпорт…Все хорошие люди пачпорта имеют…да.
Сатин: Какой ты любопытный, старикашка! Все бы тебе знать…а – зачем?
Настя: Хороший был старичок…Он все видел, все понимал…
Клещ: Он…жалостливый был…
Татарин: Старик хорош был…закон душе имел!
Сатит: …для многих был… как мякиш для беззубых..
Барон: как пластырь для нарывов…
Сатин: Это все старик…навинтил Актера…понимаешь, Барон.
Барон: Старик – глуп…
Сатин: Старая дрожжа, проквасил нам сожителей…
Клещ: Поманил их куда-то…а сам – дорогу не сказал…
Барон: Старик – шарлатан…
Клещ: Правды он …не любил, старик-то… Очень против правды восставал…

*** В связи с этим мне хочется рассказать вам реальную историю, произошедшую с уже знакомым вам Архиепископом-врачом Лукой.
Сохранились свидетельства очевидцев его разговора с главой Ташкентской ЧК Петерсом, имевшим репутацию свирепого человека, руки которого были обагрены кровью. Петерс спросил профессора:
– Как это вы, Войно-Ясенецкий, ночью молитесь, а днем режете людей?
– Я режу людей во имя их спасения, – ответил священник, – а во имя чего их режете вы?
– Но как вы можете верить в Бога? Разве Вы Его видели?
– Нет, не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума. И совести тоже там не находил. Значит ли это, что их нет?

Интересная история к вопросу о вере, истине и их доказательствах, не правда ли?

Актер – лечебница для алкоголиков.
Пепел – возможность заново построить честную жизнь в Сибири, где можно найти работу.

– Сейчас еще одно очень интересное свидетельство – ранний рассказ Горького, не известный широкому читателю, но весьма любопытный для нас с вами сегодня.
– Всегда ли уважаемый писатель считал людей, пытающихся помочь ближнему, показав ему красивое будущее, жуликами?

7. Сатин о Луке. Слайд №15

– Есть в этом произведении герой, свидетельства которого откроют нам глаза на многое. Что это за герой?

Анализ эпизода – монологи Сатина. Выразительное чтение монологов Сатина.

8. Горький и Ницше. Идея Сверхчеловека. Слайд №16

Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары.

9. Актер

– Итак, думаю, мы уже достаточно получили Свидетельств и уже можем вынести каждый свой Вердикт.

– А сейчас провокационный вопрос, господа присяжные заседатели.
– Кто из этих героев (Данко, Лука, Сатин) более симпатичен Горькому?
– Кто из них несет черты самого писателя?

13. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся

14. Домашнее задание. Слайд №21

– Вы расстаетесь с героями пьесы совсем не надолго. Дома вам предстоит еще раз наедине с собой поразмышлять над теми философскими проблемами, которые поставил в ней Максим Горький. Ваше домашнее задание – написать сочинение на тему: "Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может" (И.Ф. Анненский).
Это уже иная сторона обсуждаемой нами сегодня проблемы, но, думаю, вам найдется, о чем поразмышлять в своем сочинении. Успеха!

Кто такой Лука?

Ночлежникам удалось узнать про Луку одну историю. Когда-то он занимал должность сторожа у инженера, живущего рядом с Томском. Однажды на этот дом напали грабители. Лука не убил их, а только заставил выпороть друг друга, угрожая ружьём. Потом выяснилось, что эти грабители – беглые каторжники, которые не могли заработать себе на жизнь честным путём. Лука пожалел их, и оставил у себя переждать холода.

Некоторые обитатели ночлежки считали, что таким праведным Луку сделало именно его прошлое. Возможно, у него были проблемы с законом, и ему даже довелось побывать на каторге, которая сильно меняет людей.

Значение имени

Роль Луки в жизни других персонажей

Лука помогает обездоленным обрести надежду. Он не пытается кому-либо навязать свои мысли, он просто утешает тех, кому это действительно необходимо. Именно в этом и проявляется его мудрость. Он считает, что человек является тем, во что он верит, поэтому просто дарит веру тем, кто её потерял.

Лука жалеет обитателей ночлежки, а они хотят верить в его утешения, но всё равно считают сказочником. Анну он утешает разговорами об умиротворении, которое ждёт её после смерти, Ваську Пепла убеждает изменить жизнь, переехав в Сибирь, а Актёру рассказывает о специализированных лечебницах, где могут вылечить его от пьянства. Во всех этих случаях Лука выступает как положительный герой, ведь Анна действительно стала меньше бояться смерти, Васька решил перестать воровать, а Актёр даже бросил пить на время, и стал работать, чтобы собрать денег на дорогу в хваленую лечебницу.

Данная Лукой надежда смогла бы помочь этим людям вырваться со дна, если бы они сами этого захотели. Он искренне верил, что его ложь спасает окружающих, а правда – жестока и губительна.

Образ Луки – это олицетворение милосердия и человечности. Несмотря на то, что он такой же обитатель дна, как и все остальные, он не утратил своих человеческих качеств, сохранил в сердце доброту и сострадание для других людей. Даже в тех случаях, когда любить и жалеть не за что.

Характеристика Луки

Одним из наиболее значимых и влиятельных персонажей в пьесе является Лука. Уже на протяжении многих лет литературные исследователи не могут прийти к единому мнению относительно его образа. Одни считают, что Лука приносит вред окружающим своим обманом, а другие уверены, что без надежды, которую он даёт, обречённым людям было бы ещё хуже.

Образ Луки

Лука – это странник, который ненадолго останавливается в ночлежке Костылева. Как и все её обитатели, он беден и не имеет собственного дома, но в отличие от остальных Лука всегда готов помочь добрым словом своему ближнему. В ночлежку его привела Наташа, младшая сестра Василисы.

Это единственный персонаж, о чьём прошлом, совсем ничего не известно. И о том, куда он неожиданно уходит – тоже не говорится. Важно только одно – его пребывание в ночлежке оставило неизгладимый след в душах отверженных обществом людей.

Вместе с Лукой в ночлежку пришла доброта и ласка. Он сразу расположил к себе окружающих, потому что в его словах звучала мудрость, и он умалчивал то, о чём не следует говорить. Главным для него было сострадание, которым он делится со всеми жителями ночлежки.

Лука умел понять истинную натуру человека, всего лишь взглянув на него. Он умело останавливал ссоры, драки, сглаживал любую конфликтную ситуацию. Обитатели ночлежки сами раскрывают ему свои души, так сильно они нуждаются в сочувствии и сострадании. Этим людям просто необходимо, чтобы кто-нибудь в них поверил, и убедил их сам в возможности изменить будущее.

Взгляды

Воздействие на окружающих

Лука всегда умеет подобрать нужные слова, чтобы утешить нуждающегося в этом человека. Ему не трудно было успокоить умирающую Анну, которая так сильно боялась смерти. Луке удалось повлиять даже на Пепла, относившегося вначале к нему скептически. После его рассказов Пепел решил перестать воровать, и уехать в Сибирь, для того чтобы начать новую жизнь.

Актёру Лука подарил надежду на исцеление, рассказав ему о лечебнице, где бесплатно лечат от алкогольной зависимости. А для Насти чудный странник стал просто хорошим слушателем, который, как она думала, верит во все её придуманные истории о большой любви.

Значение образа

Лука – это самый неоднозначный персонаж пьесы. Именно благодаря ему все остальные персонажи более полно раскрываются. Кроме того, все философские разговоры и споры начинаются только после его появления. Он заставил обитателей ночлежки задуматься над смыслом жизни, но на реальные действия они оказались не готовы.

Лука искренне пытался всем помочь, но он не подумал о том, что его слова для кого-то могут оказаться губительными. Он хорошо понимал, что у этих людей нет будущего, но хотел, чтобы у них хотя бы появилась надежда, способная согреть душу.

Введение

Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.

Образ Луки

Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека. Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на Сибирь.

Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.

Праповедник

Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.

Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.

Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги. Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.

Отношение автора

Обратимся к внесобытийному ряду драмы и посмотрим, как здесь развивается конфликт.

— Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?

— В чем смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев?

— Кто из персонажей противопоставляет себя остальным?

— Какая сцена является завязкой конфликта?

— Как ведет себя Лука с каждым из обитателей ночлежки?

— Что мы знаем о Луке?

— Каким образом Лука действует на ночлежников?

— Врал ли ночлежникам Лука?

— Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки?

— На какие группы можно разделить героев пьесы?

— В чем выражается авторская позиция по отношению к Луке?

(Авторская позиция выражается в развитии сюжета. После ухода Луки все происходит совсем не так, как убеждал Лука и как рассчитывали герои. Васька Пепел действительно попадает в Сибирь, но только на каторгу, за убийство Костылева, а не как вольный поселенец. Актер, потерявший веру в себя, в свои силы, в точности повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле. Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись в существовании праведной земли, удавался, полагает, что человека нельзя лишать мечты, надежды, даже мнимой. Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и зрителя в том, что именно ложная надежда может привести человека к самоубийству.)

— Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Насколько оправданно такое противопоставление?

— В чем значение влияния Луки на ночлежников?

(Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь они и не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь все зависит от них самих.)

— Насколько прочна вера в себя, разбуженная Лукой?

(Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, оказалась непрочной и нежизненной, с исчезновением Луки надежда гаснет)

— В чем причина быстрого угасания веры?

(Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность.)

— Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников?

(Лука объясняет неудачи жизни ночлежников внешними обстоятельствами, вовсе не винит самих героев в неудавшейся жизни. Поэтому она так потянулась к нему и так разочаровались, лишившись внешней опоры с уходом Луки.)

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, —

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Лука — живой образ именно потому что он противоречив и неоднозначен.

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Читайте также: