Можно ли перейти от одного основания логарифма к другому как это сделать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Основание логарифма и число под знаком логарифма можно поменять местами по формуле: logab=1/logba Логарифм числа b по основанию а равен единице, деленной на логарифм числа а по основанию b.

Как вынести степень из логарифма?

Если и под знаком логарифма, и в основании логарифма стоят степени, показатели этих степеней можно вынести за знак логарифма в виде дроби. Числитель этой дроби — показатель степени, стоящей под знаком логарифма, знаменатель — показатель степени, стоящей в основании логарифма.

Как перевести число в логарифм?

p=logaa p Любое число можно представить в виде логарифма по любому основанию. Под знаком логарифма могут находиться только положительные числа, причем, основание логарифма не равно единице. Примеры.

Как выносится основание логарифма?

Логарифм степени положительного числа равен произведению показателя этой степени на логарифм ее основания: logax n = n logax; Или если сказать проще, в данном случае показатель степени выносится как сомножитель, в результате трудоемкое действие возведения в степень меняем на более элементарную операцию умножения.

Чему равен логарифм от логарифма?

Логарифм произведения двух положительных чисел равен сумме логарифмов сомножителей.

Как вычислить логарифм по основанию 2?

Логарифм по основанию a от аргумента x — это степень, в которую надо возвести число a, чтобы получить число x. Обозначение: loga x = b, где a — основание, x — аргумент, b — собственно, чему равен логарифм. Например, 2 3 = 8 ⇒ log2 8 = 3 (логарифм по основанию 2 от числа 8 равен трем, поскольку 2 3 = 8).

Как правильно читать логарифм?

Чему равен натуральный логарифм от 0?

Натуральный логарифм нуля не определен.

Чему равен логарифм частного формула?

Логарифм частного, формула

Логарифм частного равен разности логарифмов делимого и делителя.

Как сравнить логарифмы с разными основаниями?

Чтобы сравнить логарифмы с разными основаниями, можно попытаться, используя свойства логарифмов, привести их к одинаковым основаниям. Иногда бывает достаточно сравнить логарифмы с нулём. Примеры. Сравнивать логарифмы можно, опираясь непосредственно на определение логарифма.

Как решать логарифмы с корнем?

Логарифм корня равен частному от деления логарифма подкоренного выражения на показатель корня. Можно вносить числа, стоящие перед знаком логарифма, в сам логарифм.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Переход к новому основанию..doc

Технологическая карта (план) занятия №14

Предмет

Тема занятия

Переход к новому основанию.

Вид занятия

(тип урока )

Комбинированный

Время

Цель занятия

Учебная: повторить определение логарифма числа, основное логарифмическое тождество;

закрепить основные свойства логарифмов;

познакомить обучающихся с формулой перехода к новому основанию, научиться применять ее при решении задач.

Воспитательная: воспитывать внимательность при записи лекций, аккуратность, самостоятельность.

Развивающая: развивать математические способности, логическое мышление, навыки самоконтроля.

Компетенции:

общие:

профессиональные

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности (ОК 2)

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами (ОК 4)

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста (ОК 5)

Обеспечение занятия

Наглядные пособия: мультимедийная презентация;

Технические средства обучения: ноутбук, проектор;

Учебные места (для лаб. работ, прак. занятий): 204 аудитория;

Д. Литература: 1) Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ М.И.Башмаков.

2) Ш.А. Алимов и др. Алгебра и начала анализа, 10-11 кл.

3) А.Г. Мордкович и др. Алгебра и начала анализа, 10-11 кл. Задачник.

Содержание занятия

I 1. .1

2 Орг. момент.

-проверка присутствующих на занятии;

-проверка готовности учащихся к занятию;

-формулировка целей занятия.

Проверка домашнего задания н

1. Сформулировать определение логарифма числа в по основанию а.

2. Записать на доске основное логарифмическое тождество.

3.Сформулировать определение десятичных логарифмов.

4. Сформулировать определение натуральных логарифмов.

5. Соотнести свойства логарифмов на слайде.

6. Устная работа на слайде.

hello_html_3014d4d5.jpg
hello_html_m1a21a967.jpg

Изучение нового материала

hello_html_m33a80df9.jpg
hello_html_4e2ac182.jpg

Формула перехода от одного основания логарифма к другому используется для решения уравнений. Пусть мы хотим перейти от логарифмов по основанию а к логарифмам по другому основанию c . Запишем основное логарифмическое тождество: a = b

Прологарифмируем его по основанию c : log = log , используя свойство логарифма получим: log * log = log , отсюда получим ,

Где b >0, a >0, a ≠1, c >0, c ≠1

Следствия: ей ,

Пример1: Пример 2: (из учебника на стр 96.)

hello_html_24971063.jpg
hello_html_m5725735b.jpg

hello_html_m8e63f03.jpg

формацией выполняет аз

Решение упражнений. № 305, № 306, № 308, № 314

hello_html_m14bb2c73.jpg

hello_html_65ac4107.jpg

1597 . ( Задачник МордковичА . Г .)

Известно, что log 23= a . Найдите:

hello_html_m6dc1489d.jpg

*** Дано : lg3=a, lg5=b. Вычислить : log 2 15.

Решение : log 2 15= (lg15/ lg2)= lg(3*5)/ lg(10/5)= (lg3+ lg5)/ (lg10- lg5)=(a+b)/(1-b)

hello_html_7b443e4.jpg

Итог занятия.

Задание на дом: конспект лекций ; № 309, №310, стр.97 .; № 1598 у (Задачник МордковичА.Г.)

Логарифмом числа b по основанию а называется показатель степени (х), в которую нужно возвести основание а, чтобы получить число b, т.е. logab=xa x =b.

При работе с логарифмами применяются следующие их свойств, вытекающие из свойств показательной функции:

1. а logab =b (где b>0, a>0 и a≠0) называют основным логарифмическим тождеством.

При любом a>0 (a≠0) и любых положительных х и у выполняются равенства:

4. Логарифм произведения равен сумме логарифмов: logax у=logax+loga у.

5. Логарифм частного равен разности логарифмов: loga(x /у)=logax-loga у.

6. Логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания этой степени: logax k =klogax.

Основные свойства логарифмов широко применяются в ходе преобразования выражений, содержащих логарифмы. Среди них формула перехода к новому основанию: logax=logbx / logba. Эта формула верна, если обе ее части имеют смысл, т.е. при x>0, a>0 и a≠0, b>0 и b≠1).

По правилу логарифмирования степени и основному логарифмическому тождеству получаем: logbx=logb(а loga х ), откуда logbx=logax·logba. Эту формулу так же можно использовать для упрощения выражений.

С помощью формулы перехода можно найти значение логарифма с произвольным основанием а, имея таблицы логарифмов, составленные для какого-нибудь одного основания b. Наиболее употребительны таблицы десятичных и натуральных логарифмов (десятичными называют логарифмы по основанию 10 и обозначают lg, а натуральными логарифмами называют логарифмы по основанию е~2,72 и обозначают ln).

Пример1. Вычислите log0,37.

Решение: воспользуемся формулой перехода к новому основанию и перейдем к основанию 10:

log0,37=log107/ log100,3=lg7/lg0,3.

Пользуясь калькулятором или специальными таблицами, например, таблицей В.М. Брадиса, находим значение lg7=0,8451.

Используя 5 и 3 свойства логарифмов, вычисляем

lg0,3=lg(3/10)=lg3-lg10=0,4771-1=-0,5229.

Итак, log0,37=0,8451/(-0,5229)=-1,6162.

Решение: используя 5 и 6 свойства логарифмов, вычисляем

lg72-lg9=lg(72/9)=lg8=lg2 3 =3lg2;

На­пом­ним цен­траль­ное опре­де­ле­ние – опре­де­ле­ние ло­га­риф­ма. Оно свя­за­но с ре­ше­ни­ем по­ка­за­тель­но­го урав­не­ния . По­ка­за­тель­ная функ­ция мо­но­тон­на, каж­дое по­ло­жи­тель­ное зна­че­ние b она до­сти­га­ет при един­ствен­ном зна­че­нии ар­гу­мен­та, то есть при кон­крет­ном зна­че­нии b урав­не­ние имеет един­ствен­ный ко­рень. Этот ко­рень на­зы­ва­ют ло­га­риф­мом b по ос­но­ва­нию а:

2. Формула перехода к новому основанию

Опре­де­ле­ние:

Ло­га­риф­мом числа b по ос­но­ва­нию а на­зы­ва­ет­ся такой по­ка­за­тель сте­пе­ни, в ко­то­рую нужно воз­ве­сти ос­но­ва­ние а, чтобы по­лу­чить число b.

На­пом­ним ос­нов­ное ло­га­риф­ми­че­ское тож­де­ство.

Вы­ра­же­ние (вы­ра­же­ние 1) яв­ля­ет­ся кор­нем урав­не­ния (вы­ра­же­ние 2). Под­ста­вим зна­че­ние х из вы­ра­же­ния 1 вме­сто х в вы­ра­же­ние 2 и по­лу­чим ос­нов­ное ло­га­риф­ми­че­ское тож­де­ство:



при любом а;


при любом а;


По­вто­рим из­вест­ные нам свой­ства ло­га­риф­мов. Здесь :

1. Ло­га­рифм про­из­ве­де­ния:

(про­из­ве­де­ние может быть по­ло­жи­тель­ным, если оба – от­ри­ца­тель­ные числа, но, ис­хо­дя из пра­вой части, стро­го по­ло­жи­тель­ны)

2. Ло­га­рифм част­но­го:


3. Ло­га­рифм сте­пе­ни:


Ино­гда в за­да­чах не ука­за­но, что и – по­ло­жи­тель­ные числа, тогда необ­хо­ди­мо при рас­кры­тии ло­га­риф­ма ста­вить мо­дуль:

( – это любые числа кроме нуля, но их про­из­ве­де­ние долж­но быть по­ло­жи­тель­ным)



Пе­рей­дем к ос­нов­ной фор­му­ле дан­но­го урока.


Дано:

До­ка­зать:



При­ме­ним рав­но­силь­ные пре­об­ра­зо­ва­ния. По­сколь­ку в зна­ме­на­те­ле стоит ло­га­рифм, а он не может быть равен нулю, т. к. , имеем право до­мно­жить обе части на дан­ный ло­га­рифм:


Со­глас­но свой­ству ло­га­риф­ма, вне­сем со­мно­жи­тель под знак ло­га­риф­ма как по­ка­за­тель сте­пе­ни:


При­ме­ним ос­нов­ное ло­га­риф­ми­че­ское тож­де­ство:


Что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

3. Решение вычислительной задачи

При­мер 1 – вы­чис­лить:


Чтобы вос­поль­зо­вать­ся свой­ством ло­га­риф­ма, нужно при­ве­сти за­дан­ные ло­га­риф­мы к од­но­му ос­но­ва­нию. При­ве­дем вто­рой ло­га­рифм к ос­но­ва­нию 2:



Имеем сумму ло­га­риф­мов с оди­на­ко­вым ос­но­ва­ни­ем. При­ме­ним свой­ство:


4. Решение уравнения

При­мер 2 – ре­шить урав­не­ние:


Оче­вид­но, что необ­хо­ди­мо вы­брать новое ос­но­ва­ние и при­ве­сти к нему все ло­га­риф­мы, чтобы вос­поль­зо­вать­ся свой­ства­ми и ре­шить урав­не­ние. Вы­бе­рем ос­но­ва­ние 2:



В ре­зуль­та­те пре­об­ра­зо­ва­ний по­лу­чи­ли урав­не­ние:




Раз­де­лим обе части на :


По опре­де­ле­нию ло­га­рим­фа:


Итак, мы вы­ве­ли и рас­смот­ре­ли новую важ­ную фор­му­лу – пе­ре­хо­да к но­во­му ос­но­ва­нию ло­га­риф­ма.

Пе­ре­ход к но­во­му ос­но­ва­нию ло­га­риф­ма, ре­ше­ние задач

Часть вторая. 1. Основные теоретические факты

На­пом­ним цен­траль­ное опре­де­ле­ние – опре­де­ле­ние ло­га­риф­ма. Оно свя­за­но с ре­ше­ни­ем по­ка­за­тель­но­го урав­не­ния . По­ка­за­тель­ная функ­ция при­ни­ма­ет все по­ло­жи­тель­ные зна­че­ния. Она мо­но­тон­на, каж­дое по­ло­жи­тель­ное зна­че­ние b она до­сти­га­ет при един­ствен­ном зна­че­нии ар­гу­мен­та, то есть при кон­крет­ном зна­че­нии b урав­не­ние имеет един­ствен­ный ко­рень. Этот ко­рень на­зы­ва­ют ло­га­риф­мом b по ос­но­ва­нию а:

Опре­де­ле­ние:

Ло­га­риф­мом числа b по ос­но­ва­нию а на­зы­ва­ет­ся такой по­ка­за­тель сте­пе­ни, в ко­то­рую нужно воз­ве­сти ос­но­ва­ние а, чтобы по­лу­чить число b.

На­пом­ним ос­нов­ное ло­га­риф­ми­че­ское тож­де­ство.

Вы­ра­же­ние (вы­ра­же­ние 1) яв­ля­ет­ся кор­нем урав­не­ния (вы­ра­же­ние 2). Под­ста­вим зна­че­ние х из вы­ра­же­ния 1 вме­сто х в вы­ра­же­ние 2 и по­лу­чим ос­нов­ное ло­га­риф­ми­че­ское тож­де­ство:



По­вто­рим из­вест­ные нам свой­ства ло­га­риф­мов. Здесь :

1. Ло­га­рифм про­из­ве­де­ния:

(про­из­ве­де­ние может быть по­ло­жи­тель­ным, если – оба от­ри­ца­тель­ные числа, но, ис­хо­дя из пра­вой части, стро­го по­ло­жи­тель­ны)

2. Ло­га­рифм част­но­го:


3. Ло­га­рифм сте­пе­ни:


На­пом­ним важ­ную фор­му­лу – пе­ре­хо­да к но­во­му ос­но­ва­нию ло­га­риф­ма:



Здесь


Неслож­но за­ме­тить, что ло­га­риф­мы в чис­ли­те­ле и зна­ме­на­те­ле имеют одно и то же ос­но­ва­ние, по фор­му­ле пе­ре­хо­да по­лу­ча­ем:


Пе­ре­хо­дим к след­стви­ям из фор­му­лы пе­ре­хо­да.

2. Первое следствие из формулы перехода

След­ствие 1:



Здесь

Рас­пи­шем по фор­му­ле пе­ре­хо­да к но­во­му ос­но­ва­нию:


Что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

Ино­гда дан­ное свой­ство ис­поль­зу­ют в сле­ду­ю­щем виде:


3. Второе следствие из формулы перехода

След­ствие 2:



Здесь


При­ме­ним фор­му­лу пе­ре­хо­да к но­во­му ос­но­ва­нию, а имен­но, от ос­но­ва­ния к ос­но­ва­нию а:


Что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать

4. Решение типовых задач

Рас­смот­рим важ­ное уточ­не­ние для чет­ных сте­пе­ней:



Здесь

По­сколь­ку – чет­ное число, до­пус­ка­ют­ся как по­ло­жи­тель­ные, так и от­ри­ца­тель­ные зна­че­ния b. Ана­ло­гич­но до­пус­ка­ют­ся как по­ло­жи­тель­ные, так и от­ри­ца­тель­ные зна­че­ния а, за ис­клю­че­ни­ем . Если мы не по­ста­вим в пра­вой части мо­ду­ли, то а и b будут толь­ко по­ло­жи­тель­ны­ми чис­ла­ми, об­ласть опре­де­ле­ния сузит­ся.

Пе­ре­хо­дим к но­во­му ос­но­ва­нию:


Важно, что с по­мо­щью мо­ду­ля мы со­хра­ни­ли неиз­мен­ной об­ласть опре­де­ле­ния, не сузи­ли ее. Так мы можем предо­хра­нить себя от мно­го­чис­лен­ных ти­по­вых оши­бок.

Фор­му­ла пе­ре­хо­да к но­во­му ос­но­ва­нию и след­ствия из нее ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся при ре­ше­нии раз­лич­ных ти­по­вых задач.

При­мер 1 – вы­чис­лить:


Пре­об­ра­зу­ем по­ка­за­те­ли сте­пе­ни со­глас­но фор­му­лам пе­ре­хо­да к но­во­му ос­но­ва­нию:



Пре­об­ра­зу­ем ос­но­ва­ния сте­пе­ней:


При­ме­ним свой­ство сте­пе­ни:


В по­ка­за­те­лях сте­пе­ней вне­сем мно­жи­те­ли под знак ло­га­риф­ма со­глас­но свой­ству:


При­ме­ним ос­нов­ное ло­га­риф­ми­че­ское тож­де­ство:


При­мер 2 – ре­шить урав­не­ние:


При­ве­дем все три ло­га­риф­ма к од­но­му ос­но­ва­нию, на­при­мер к ос­но­ва­нию 4:


Ис­поль­зу­ем фор­му­лу



В ре­зуль­та­те пре­об­ра­зо­ва­ний по­лу­чи­ли урав­не­ние:




Вы­ра­зим х, ис­хо­дя из опре­де­ле­ния ло­га­риф­ма:


со­глас­но ос­нов­но­му ло­га­риф­ми­че­ско­му тож­де­ству:


Итак, мы рас­смот­ре­ли неко­то­рые ти­по­вые за­да­чи на фор­му­лу пе­ре­хо­да к но­во­му ос­но­ва­нию ло­га­риф­ма и след­ствия из нее.

Читайте также: