Мотоподвес для спутниковой антенны своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

В этой статье я постараюсь описать процесс установки и настройки спутниковой антенны с полярным подвесом, а также разобраться, что такое USALS и зачем оно нам надо. Сразу оговорюсь, что речь будет идти о системе, построенной с использованием DiSEqC H-H мотора.

Для начала немного теории "для понимания процесса" Телевизионные спутники, как правило, выводятся на геостационарную орбиту (которая распологается строго над экватором Земли) и летят по ней со скоростью равной угловой скорости вращения земли, т.е. относительно любой точки находящейся на поверхности Земли спутники находятся в неподвижном состоянии, каждый в своей орбитальной позиции.

При настройке антены, направленной только на один спутник, наша задача сводится к получению максимально возможного уровня сигнала на выходе конвертора. При настройке полярного подвеса нам предстоит решить гораздо более сложную задачу, ведь наша антена должна двигаться строго по геостационарной орбите, предоставляя нам возможность выбрать любой спутник из доступных в нашей местности.


Установка кронштейна.
Кронштейн, на котором планируется устанавить поворотную систему, должен быть выставлен СТРОГО ВЕТИКАЛЬНО! Если будет хоть небольшое отклонение от вертикали о точной настройке на орбиту можно и не мечтать. Поэтому вооружайтесь уровнем или отвесом и выставляйте вертикаль, как можно точнее во всех плоскостях.


Несколько слов о выборе местоположения нашей системы, учитывая, что мы находимся в Северном полушарии Земли. Антена в положении мотора "на нуле" должна быть направлена СТРОГО НА ЮГ! , в нашей местности это 30°27'East. Влево на Восток (East) на 75° и вправо на Запад (West) также на 75° ничего не должно перекрывать сигнал с орбиты. Мало того спутники "висящие" на краях орбиты находятся очень низко над горизонтом, например Yamal 201 90°East или Hispasat 30°West, при наведении на эти спутники антена смотрит практически вдоль поверхности Земли, это тоже надо учитывать выбирая место для установки.


Мотор.
В основе нашей системы будет использован DiSEqC мотор производства Strong. Настоятельно рекомендую перед установкой системы проверить двигатель (если он другой фирмы производителя) на предмет его корректной работы по протоколу DiSEqC 1.2 и с программой USALS. Т.к. есть печальный опыт, когда после установки и кропотливой настройки полярки выяснялось, что двигатель не совсем адекватно реагирует на команды тюнера, а как вы понимаете для того, чтобы поменять двигатель надо разобрать всю систему


Зеркало.
К выбранному нами двигателю, судя по прилагаемой инструкции, можно прикрутить антену диаметром до 120 сантиметров. Не будем испытывать судьбу и ограничимся зеркалом диаметром 88 см, производства Triax. Антены этой фирмы при меньшем размере "собирают" столько же сигнала, как их дешевые, но бОльшие в диаметре "конкуренты". Поэтому считайте. что мы устанавливаем 110 см от нонейм производителя - результат будет тот же.

Итак, Кронштейн установлен, все необходимое оборудование закуплено, будем приступать к установке. Для начала собираем мотор согласно инструкции, прилагаемой к мотору. Затем к хоботу мотора прикручиваем крепление зеркала антены, тут есть пару моментов, на которые нужно обратить особое внимание. Мотор должен стоять на нулевой отметке азимутальной шкалы. На хоботе есть линия отливки, она совпадает с его осевой линией. Крепление тарелки необходимо прикрутить к хоботу, ориентируясь на эту линию ровно по центру.


__________________
AMIKO SHD 8900 1.20m-4W+5E+13E+19E - 0.9m & Strong 75E Ku + 85E Ku + 90E Ku 53E Ku. - 0.9m

Далее мастерим отвес и закрепляем его в вершине тарелки, там где проходит вертикальная ось симметрии. Если у нас "глаз-алмаз" и мы верно посадили крепление тарелки на хобот мотора, наш отвес должен идти строго вдоль вертикальной оси тарелки, если же все криво - совмещаем веревку отвеса с вертикалью тарелки, подстраивая крепление тарелки относительно хобота мотора. В итоге у нас должна получиться следующая конструкция:


как видно из фотографии (вид снизу) начальная ориентация системы строго совпадает с направлением долготы места установки и в нашем случае направлена на 30°27'East.


Следующий шаг установка угла элевации он расчитывается по формуле: УГОЛ ЭЛЕВАЦИИ = 90°- 46,3°(широта) т.е. 43,7°
Искомый угол можно также подсмотреть в таблице, которая есть в инструкции по настройке мотора.
Там же есть значение угла деклинации, но его мы все равно будем подбирать при настройке.
Все, предварительные настройки выполнены:
- кронштейн закреплен "намертво" и крепежная труба строго вертикальна;
- мотор стоит на нулевой отметке по азимутальной шкале, закреплен на кронштейне и Элевация выставлена на угол 43,7°;
- на хоботе мотора закреплено зеркало и по отвесу выставлено строго вертикально;
- вся конструкция сориентирована строго на ЮГ (30°27'East). По компасу или другим известным только вам способом


Вот теперь можно приступать к настройке!
Подключаем конвертер к мотору, мотор к тюнеру, тюнер к телевизору и только потом включаем все в сеть. Сначала настроим верхнюю точку орбиты, как вы наверное уже догадались, она совпадает с направлением на ЮГ. Идеально для этого подходит спутник Arabsat 2B, который висит на 30.5°E. Но к сожалению, в нашей местности его не споймать даже на 180см. Поэтому обратимся к его западному соседу ASTRA2A,2B, занимающему позицию 28.2°E. Так как этот спутник находится на 2.3° западнее верхней точки, нам надо всего-то отвести мотор на этот же угол на запад, т.е. на 2.3°. Как это сделать?


В нашем случае-очень просто! Ведь мы выбирали компоненты системы с условием поддержки USALS, вот она нам и поможет.
Нажимаем на пульте тюнера кнопку "MENU" -> "УСТАНОВКА" -> "НАСТРОЙКА ДВИГАТЕЛЯ" и, перебирая в верхней строке спутники строкой ниже, выбираем USALS в качестве программы управления нашим двигателем. После того, как все спутники привязаны к USALS, вводим координаты местности, которые можно найти в интернете, посмотреть по карте или получить при помощи GPS. Координаты Одессы, а точнее Интститута Телевидения, расположенного на улице Мечникова - 46°27' Северной широты и 30°43' Восточной дорлготы.


Далее. Нажатием кнопку "MENU" и возвращаемся на один уровень назад, выбираем пункт автопоиск, слева таблица спутников. Перемещаясь по ней (при этом мотор уже следует по перебираемым позициям), выбираем спутник ASTRA2A,2B 28.2°E и жмем "ОК", напротив названия спутника "крестик" сменится на "галочку", нажав "громкость+", переходим в список транспондеров и выбираем транспондер, уверенно принимаемый в нашей местности на 90см. скажем 11527 V.
Внизу видны индикаторы уровня сигнала и его качества, вот по ним и будем настраивать, а точнее нас больше интересует зеленая шкала "качество" справа.

Если тюнер и телевизор находятся в зоне видимости, начинаем измененять угол деклинации (двигая зеркало в вертикальной плоскости, но не трогая выставленый ранее угол элевации. ), найдя максимум сигнала затягиваем болты, следя чтобы уровень сигнала не упал при затяжке. Если мы вылнили все, что было описано выше правильно - установка и настройка полярной подвески на этом закончена, орбита настроена.
Для проверки в списке спутников выбираем и сканируем крайние позиции: Yamal 201 90°E и Hispasat 1С 30°W. Учтите. что мотору необходимо время, чтобы переехать с одной орбитальной позиции на другую, причем от поляризации зависит скорость движения (при горизонтальной мотор едет заметно быстрее).

P.S.
Для тех у кого ничего не получилось.


Как видно из приведенных ниже рисунков ошибиться можно в двух плоскостях Неправильно выставить направление на Юг и неправильно выставить угол места.
В первом случае орбита будет смещена влево (или вправо) т.е. спутники находящиеся от центра орбиты (читай Юга) будут "уходить" вверх с одной стороны и вниз с другой из картинки легко понять куда надо повернуть систему, причем поворачивать следует в месте крепления мотора к кронштейну а не тарелку относительно хобота мотора! Поправив на пару градусов в нужном направлении опять проверяем не "уходят" ли спутники и так до тех пор пока вся орбита не встанет на своё место.


Вариант второй, Неправильно выставленный угол элевации даст вам уход спутников по краям орбиты с обеих сторон вверх, если угол элевации меньше положенного а на верхний спутник вы "вытянули" увеличением угла деклинации. И вниз если угол деклинации больше расчетного. Что делать в этом случае я думаю также ясно, если спутники с обеих сторон от Юга "провалились" - уменьшаем элевацию, увеличивая деклинацию (при этом следим чтобы уровень сигнала оставался максимальным), и если спутники к краям орбиты ушли вверх-увеличиваем элевацию уменьшая деклинацию.


__________________
AMIKO SHD 8900 1.20m-4W+5E+13E+19E - 0.9m & Strong 75E Ku + 85E Ku + 90E Ku 53E Ku. - 0.9m

Для начала немного теории и терминов, ведь должен же начинающий любитель спутникового телевидения разбираться во всех этих терминах трудно воспринимаемых на слух и в конце концов понимать то, что делает своими руками.

Учёный и писатель Артур Кларк, еще в 1945 г. предсказывал, что искусственный спутник земли выведенный на круговую экваториальную орбиту на высоту 35800 км. будет обращаться вокруг земли за 24 часа. Для наблюдателя, находящегося на земле, этот спутник всегда будет находиться на одном месте и его орбита называется геостационарной. Если представить все спутники, находящиеся на геостационарной орбите, то в южной части неба (для северного полушария) цепочка спутников выстроится в дугу. Эта дуга и была в честь Артура Кларка названа поясом Кларка. Самый верхний спутник будет тем выше, чем южнее находится наблюдатель. На экваторе верхний спутник будет прямо над головой, пояс Кларка будет выглядеть ровной линией и делить небо на две равные части. Каждый спутник имеет свою орбитальную позицию которая определяется меридианом над которым он располагается. Например известный спутник HotBird находится над меридианом 13 градусов восточной долготы, поэтому и его позиция пишется 13E.

Угол места, или угол возвышения – это угол между линией горизонта и направлением на спутник в вертикальной плоскости. Чем ближе орбитальная позиция спутника к географической долготе места приема, тем больше угол места, то есть тем выше спутник над горизонтом. По мере удаления орбитальной позиции от географической долготы угол места уменьшается и в конце концов становится отрицательным, то есть спутник с такой орбитальной позицией скрывается за горизонтом.

Азимут – это направление на спутник в горизонтальной плоскости. Азимут спутника, орбитальная позиция которого совпадает с долготой места приема, будет равен 180, то есть антенна будет смотреть строго на юг.

Элевация – это один из важнейших углов для настройки полярной подвески спутниковой антенны. Для того, чтобы принимать все доступные спутники, нужно чтобы антенна поворачивалась вокруг определенной оси. Эта ось называется полярной и она должна быть параллельна земной оси. На экваторе полярная ось будет параллельна земной поверхности, чем севернее точка приема, тем на меньший угол от вертикали будет отличаться наклон полярной оси. Так вот элевация и есть угол, на который наклонена полярная ось относительно вертикали Угол элевации определяется так: 90 градусов – широта места приема. Например для Н.Новгорода элевация = 90 – 56,2 = 33,8 градусов.

Угол поворота полярной подвески – это угол, на который нужно повернуть антенну вокруг полярной оси относительно направления на юг для настройки на определенный спутник. На первый взгляд кажется, что этот угол должен быть равен разнице между азимутами спутника и азимутом направления на юг. Но это только так кажется.

Ну вот, основные термины мы уже уяснили … Осталось дело за малым *10

Возьмите мотоподвес и просто подключите его в комнате к ресиверу или DVB-карте. Один конец кабеля подключите к входу ресивера или DVB-карты, второй конец нужно подключить к разъему мотоподвеса с надписью "Receiver". После включения системы на мотоподвесе должна загореться зеленая лампочка, она является признаком того, что на мотоподвес поступило питание. Нажмите и удерживайте резиновую кнопку с надписью "East-West Button" один раз, вал мотоподвеса должен начать двигаться в направлении запада "West", нажмите и удерживайте кнопку два раза, и вал начнет двигаться в направлении востока "East". Проверьте, чтобы метка вала мотоподвеса проходила оба направления до 80°. Изначально, на новом мотоподвесе вал может двигаться только на запад, для того, чтобы он стал двигаться на восток, нужно сбросить настройки мотоподвеса. Для этого нужно тонкой спицей или спичкой нажать скрытую кнопку "Reset" и подержать, пока зеленая лампочка не начнет мигать рыжим цветом. После этого вал должен двигаться без проблем в обе стороны.
Проверьте, управляется ли мотор командами с вашего приемного устройства. Для пользователей ресиверов больших проблем возникнуть не должно. Рассмотрим управление мотоподвесом с ресивера "Lumax DV-728". Войдем в меню "Установка антенны"->в графе "Позиционер" выберем "DiSEqC 1.2"->жмем "OK",
В графе "Движение" нажимаем влево или вправо джойстик на пульте, смотрим, двигается ли вал мотоподвеса. Также проверяем для графы "На один шаг".

Если мотоподвес подчиняется командам, то можно смело переходить к следующей части настройки.

Если вы уже успели поэкспериментировать и покрутить мотор, то его следует вернуть в нулевую позицию.
Устанавливаем мотор вот так:

При установке мотора следует обратить внимание на то, что у него есть два разъема в нижней части к которым будет подключаться кабель. Подвеска антенны должна крепиться как можно ближе к подшипнику хобота, так мы максимально разгрузим мотор. В тоже время не забывайте про кабель, если вы подвинете подвеску слишком близко, то кабель может быть поврежден во время вращения мотора. Для подключения кабеля к мотору неплохо бы применить Г-образные переходники.

Мотор следует выставить строго перпендикулярно плоскости раскрыва антенны. И не забывайте что хобот мотора должен находиться в нулевой позиции. Для определения перпендикулярности мотора можно замерить расстояния с двух сторон от мотора до краев антенны, они должны быть одинаковые.

При настройке мотоподвеса у вас возникнут два вопроса:
1. Какой спутник будет центральным? Т.е. самым высоким в вашей местности.
2. На какой угол элевации нужно установить мотоподвес? Чтобы он точно мог повторить дугу орбиты.

Для ответа на эти вопросы вам понадобится узнать широту и долготу вашего месторасположения. Мы будем настраивать мотоподвес в городе Вологда (Широта 59.12° N; Долгота 39.54° E), поэтому давайте, определим, какой спутник у нас будет самым высоким. Для этого нужно взять нашу долготу- 39.54°E, зайти на сайт www.lyngsat.com и посмотреть, есть ли спутник с таким градусом 39.54°E. Скорей всего, вы не сможете найти спутник с такими точными координатами, но на сайте видно, что в районе горизонта этой долготы располагаются два спутника: 40°E Express AM1 и 39°E Hellas Sat 2 . Так получилось, что мы попали прямо в середину между этими двумя спутниками, напрашивается вопрос: "Что делать?". Ответ: "Не паниковать:-)". Главное, что вы определили ближайшие спутники, как выкрутиться из этой ситуации читайте дальше .
Для того чтобы определить угол элевации, на который нужно установить мотоподвес, нам потребуется широта, в нашем случае она 59.12°N. Мы будем настраивать мотоподвес EuroDream GTP-2100AM, настраивая его можно обойтись без знания этого угла, т.к. на мотоподвесе есть две шкалы: с одной стороны "Latitude"(широта), а с другой "Elevation"(элевация). Мы можем воспользоваться шкалой "Latitude", выставить на ней метку на 59°, метка на шкале "Elevation" выставится при этом сама. Если на вашем мотоподвесе нет шкалы "Latitude", вы можете воспользоваться следующей формулой Elevation=90°-Latitude, в нашем случае получается Elevation=90°-59°=31°
И намертво затягиваем гайки, пока мы их трогать не будем, и если повезет мы их трогать вообще не будем.

Мы выяснили, что наша долгота 39.54°E, т.е. наше самое высокое место на дуге орбиты находится между двумя спутниками. На востоке от нас находится спутник 40°E Express AM1, а на западе 39°E Hellas Sat 2. Если долгота месторасположения совпадает с реальным спутником, то метку вала мотоподвеса устанавливают в положение 0° и настраивают на этот спутник. Но такая меткость мало вероятна. В нашем случае нужно выбрать любой из спутников и производить на него настройку с поправкой метки вала мотоподвеса. Например, если мы будем настраивать наш мотоподвес по спутнику 39°E Hellas Sat 2, а он находится от нас на 0.5°W западней, то метку вала мотоподвеса нужно повернуть на 0.5°W, и наоборот, если мы выбираем для настройки спутник 40°E Express AM1, то выставляем метку на 0.5°E восточней относительно 0 положения вала.

Разница в 0.5° между центральным положением метки вала до спутника не сыграет большой роли, поэтому мы поставим вал нашего мотоподвеса в центральное нулевое положение и именно в этом положении будем настраиваться на спутник 40°E Express AM1.

Теперь когда все собранно надо обратить внимание на кронштейн к которому будет крепится наша система.
Он должен отвечать следующим требованиям:
1. обеспечивать максимальный разворот антенны, не забывайте что в нулевой позиции она будет смотреть строго на юг.
2. обеспечивать максимальную жесткость.
4. обеспечить вертикальность трубы, на которую будет вешаться антенна. ОЧЕНЬ ВАЖНО.
3. обеспечить надежность крепления опоры к стене или другому основанию.

Вот пример регулируемого крепления


При установки мотопдвеса на опоре, которая не имеет узла для регулировки вертикальности, вполне достаточно при разметке отверстий под анкера проконтролировать вертикальность и при необходимости подогнуть нижние откосины или подложить под них шайбы.

Ну что, закрепили? Вертикальную трубу, на которую будем крепить антенну, следует тщательно выставить по уровню, она должна быть строго вертикальна по всем направлениям.

Теперь, когда все настроено, смело можете устанавливать всю систему на кронштейн, но сперва подключите два кабеля. Один кабель пойдет от конвертера в разъем "LNB" мотоподвеса, второй кабель пойдет от разъема "Receiver" к ресиверу или DVB-карте. После монтажа, система будет настраиваться на спутник 40°E Express AM1, как простая спутниковая антенна

Для настройки вам понадобится какой-нибудь индикатор, по которому вы сможете оценить точность ориентации антенны. В качестве этого индикатора может послужить САТФАИНДЕР, шкала уровня по приемнику на экране телевизора, динамик или наушники подключенные к звуковой карте компьютера на котором запущена программа Fast SatFinder от Mixe или спектроанализатор. Всё ваше оборудование нужно включить, выставить на приемнике параметры транспондера с самым сильным сигналом с вершинного спутника и можно приступать к юстировке антенны. При появлении показаний, свидетельствующих о настройке на спутник, добейтесь их максимума и зафиксируйте антенну в таком положении. Если для настройки вы используете САТФАИНДЕР, то необходимо удостоверится, на тот ли спутник вы попали.

Следующим шагом будет контроль сигнала на крайних спутниках на западе и востоке.
Для этого вам нужно выбрать два спутника с сильным сигналом с близкими по значению углами поворота полярной подвески на запад и восток. Поворачиваем антенну, уже с помощью мотора, на один из этих спутников контролируя угол поворота по шкале мотора. Настроившись на спутник, проверяем и запоминаем изменения сигнала при подаче антенны вверх и вниз. Поворачиваем антенну на второй спутник и также запоминаем изменение сигнала при подаче антенны вверх и вниз. Теперь сравниваем изменения сигала при подаче антенны вверх и вниз на восточном и западном спутниках. (Только гайки при этом не откручивайте *13 )
1. Если сигнал уменьшался в обеих направлениях и на западном и на восточном спутнике, вас можно поздравить, направление на юг у вас настроено очень точно и на этом настройку можно считать завершенной.
2. Если на западном спутнике сигнал увеличивался при подаче наверх, а на восточном увеличивался при подаче вниз, то у вас подвеска направлена восточнее направления на юг. Поверните всю конструкцию вместе с мотором немного на запад и повторите все заново.

3. Если на западном спутнике сигнал увеличивался при подаче вниз, а на восточном увеличивался при подаче вверх, то у вас подвеска направлена западнее направления на юг. Поверните всю конструкцию вместе с мотором немного на восток и повторите все заново.


4. Если же на востоке и на западе сигнал увеличивается при подаче антенны наверх, то угол элевации велик и его нужно уменьшать, а угол деклинации увеличивать


5. Если же на востоке и на западе сигнал увеличивается при подаче антенны вниз, то угол элевации мал и его нужно увеличивать, а угол деклинации уменьшать.

Если у вас получился 4 или 5 вариант, то вы допустили неточность при настройке подвески и вам придется проделать операцию с поворотом антенны на запад и восток несколько раз понемногу изменяя углы элевации и деклинации, не забывайте контролировать сигнал на вершинном спутнике.
Если 2 или 3 вариант, то повернув антенну вместе с мотором на небольшой угол проделайте все заново. Не исключено что в итоге у вас может получиться 4 или 5 варианты.
Проделывая все манипуляции вы должны четко себе представлять что вы делаете, ориентируйтесь по рисункам.
Если вам приходится изменять угол элевации не забывайте в противоположном направлении менять угол деклинации. Лучше всего это делать так: на крайнем спутнике подстраиваем деклинацию до максимального уровня сигнала, возвращаемся на вершинный спутник и также по максимуму сигнала отстраиваем элевацию. Эту операцию нужно будет проделать несколько раз.

Как извесно, спутники на геостационарной орбите неподвижны относительно земной поверхности — каждый находится в строго заданной точке координат.Технически это поддерживается системами телеметрии и управления спутником. Для приема сигнала с разных спутников существует два основных способа: установить мотор, для перемещения антенны по заданным позициям спутников; установить неподвижный мультифид с несколькими конверторами в фокусе одной антенны. Рассмотрим эти варианты более подробно.

мультифид схема

Поворотная антенна позволит принимать сигналы со всех спутников, доступных в этом районе. Для поворота антенны к заданному спутнику могут быть применены актуаторы (управляемые при помощи позиционера)

актуаторы

и мотоподвесы (управляемые при помощи ресивера по специальному протоколу).

мотоподвесы

Оба устройства предназначены для перемещения спутниковой антенны по заданным спутниковым позициям. Актуатор устанавливается только на антенны с полярной подвеской.

антенны с полярной подвеской

Такие на порядок дороже обычных, управляется позиционером или DISEqC-позиционером (что требует дополнительных расходов по прокладке дополнительного кабеля), но является прибором более надежным в эксплуатации, чем мотоподвес.

DISEqC-позиционер схема подключения

Мотоподвес — полностью автономное устройство, которое позволяет поворачивать антенну на угол до 160 градусов. Питается и управляется мотоподвес ресивером, поддерживающим протокол DISEqC 1.2, т.е. не требует дополнительного оборудования (позиционер) и кабеля

DISEqC-позиционер на 2 конвертера

Он крепится на обычную (стандартную для оффсетной антенны) подвеску.

подвеска

Недостаток мотоподвеса — слабая (в некоторых случаях) конструкция поворотных шестерен механизма (пластик). Выводы: применение мотоподвеса более экономически выгодно (хотя с какой стороны посмотреть!) — не требуется никакого дополнительного оборудования (за исключением самого мотоподвеса), скорость наведения антенны заметно выше, чем при применении актуатора; актуатор — вещь довольно дорогая, требует приобретения полярной подвески, блока позиционера и дополнительного кабеля питания; прочность механизмов актуатора выше механической прочности деталей мотоподвеса (особенно с пластиковыми шестернями, которые служат не более года). В любом случае выбор всегда остается за потребителем.

Еще одним из способов приема сигналов с нескольких спутников, является применение мультифида. Мультифид — держатель для дополнительных конвертеров.

держатель для дополнительных конвертеров

держатель для дополнительных конвертеров спутникового тв

Мультифид может быть как заводским так и самодельным. Материал для изготовления — пластик или металл. Основное условие (повторюсь) — точное наведение конвертера в фокус (по максимальному сигналу) и надежное его крепление.

Мультифид своими руками

Классический пример системы с мультифидом: 3 спутника (Hotbird 13градусов E, Eutelsat W2 16градусов E, Astra 19,2 градусов E), принимаемые на одну антенну 90см с двумя дополнительными мультифидами.Вывод: применение мультифидов более экономически выгодно, чем применение мотоподвесов и актуаторов; время переключения спутников через DISEqC гораздо меньше времени смены позиции при помощи мотоподвеса. Недостаток системы — ограниченный угол приема сигналов на стандартную тарелку (для того чтобы охватить область поворота мотоподвеса (160 градусов), придется ставить несколько антенн с мультифидами).

спутниковая тарелка


В этой статье мы постараемся описать процесс установки и настройки спутниковой антенны с полярным подвесом, а также разобраться, что такое USALS и зачем оно нам надо. Сразу оговорюсь, что речь будет идти о системе, построенной с использованием DiSEqC H-H мотора.

Для начала немного теории (для понимания процесса. Телевизионные спутники, как правило, выводятся на геостационарную орбиту (которая распологается строго над экватором Земли) и летят по ней со скоростью равной угловой скорости вращения земли, т.е. относительно любой точки находящейся на поверхности Земли спутники находятся в неподвижном состоянии, каждый в своей орбитальной позиции.

При настройке антены, направленной только на один спутник, наша задача сводится к получению максимально возможного уровня сигнала на выходе конвертора. При настройке полярного подвеса нам предстоит решить гораздо более сложную задачу, ведь наша антена должна двигаться строго по геостационарной орбите, предоставляя нам возможность выбрать любой спутник из доступных в нашей местности.

Установка кронштейна.
Кронштейн, на котором планируется устанавить поворотную систему, должен быть выставлен СТРОГО ВЕТИКАЛЬНО! Если будет хоть небольшое отклонение от вертикали о точной настройке на орбиту можно и не мечтать. Поэтому вооружайтесь уровнем или отвесом и выставляйте вертикаль, как можно точнее во всех плоскостях.

Несколько слов о выборе местоположения нашей системы, учитывая, что мы находимся в Северном полушарии Земли. Антена в положении мотора "на нуле" должна быть направлена СТРОГО НА ЮГ!, в нашей местности это 30°27'East. Влево на Восток (East) на 75° и вправо на Запад (West) также на 75° ничего не должно перекрывать сигнал с орбиты. Мало того спутники "висящие" на краях орбиты находятся очень низко над горизонтом, например Yamal 201 90°East или Hispasat 30°West, при наведении на эти спутники антена смотрит практически вдоль поверхности Земли, это тоже надо учитывать выбирая место для установки.

спутниковое tv


Мотор.
В основе нашей системы будет использован DiSEqC мотор производства Strong. Настоятельно рекомендую перед установкой системы проверить двигатель (если он другой фирмы производителя) на предмет его корректной работы по протоколу DiSEqC 1.2 и с программой USALS. Т.к. есть печальный опыт, когда после установки и кропотливой настройки полярки выяснялось, что двигатель не совсем адекватно реагирует на команды тюнера, а как вы понимаете для того, чтобы поменять двигатель надо разобрать всю систему :(.

 спутниковое телевидение

Тюнер.
Управлять нашей поляркой будет хорошо зарекомендовавший себя в таких системах ресивер ViSat VS3070CA. Он стабильно работает по интересующим нас протоколам управления двигателем, имеет понятные меню, блок питания достаточной мощности, который позволяет без проблем питать все системы.

тв
антена


К выбранному нами двигателю, судя по прилагаемой инструкции, можно прикрутить антену диаметром до 120 сантиметров. Не будем испытывать судьбу и ограничимся зеркалом диаметром 88 см, производства Triax. Антены этой фирмы при меньшем размере "собирают" столько же сигнала, как их дешевые, но бОльшие в диаметре "конкуренты". Поэтому считайте. что мы устанавливаем 110 см от нонейм производителя - результат будет тот же.

Итак, Кронштейн установлен, все необходимое оборудование закуплено, будем приступать к установке. Для начала собираем мотор согласно инструкции, прилагаемой к мотору. Затем к хоботу мотора прикручиваем крепление зеркала антены, тут есть пару моментов, на которые нужно обратить особое внимание. Мотор должен стоять на нулевой отметке азимутальной шкалы. На хоботе есть линия отливки, она совпадает с его осевой линией. Крепление тарелки необходимо прикрутить к хоботу, ориентируясь на эту линию ровно по центру.

спутниковое тв

Далее мастерим отвес и закрепляем его в вершине тарелки, там где проходит вертикальная ось симметрии. Если у нас "глаз-алмаз" и мы верно посадили крепление тарелки на хобот мотора, наш отвес должен идти строго вдоль вертикальной оси тарелки, если же все криво - совмещаем веревку отвеса с вертикалью тарелки, подстраивая крепление тарелки относительно хобота мотора. В итоге у нас должна получиться следующая конструкция:

как видно из фотографии (вид снизу) начальная ориентация системы строго совпадает с направлением долготы места установки и в нашем случае направлена на 30°27'East.

спутниковое телевидение

Следующий шаг установка угла элевации он расчитывается по формуле: УГОЛ ЭЛЕВАЦИИ = 90°- 46,3°(широта) т.е. 43,7°
Искомый угол можно также подсмотреть в таблице, которая есть в инструкции по настройке мотора.
Там же есть значение угла деклинации, но его мы все равно будем подбирать при настройке.
Все, предварительные настройки выполнены:
- кронштейн закреплен "намертво" и крепежная труба строго вертикальна;
- мотор стоит на нулевой отметке по азимутальной шкале, закреплен на кронштейне и Элевация выставлена на угол 43,7°;
- на хоботе мотора закреплено зеркало и по отвесу выставлено строго вертикально;
- вся конструкция сориентирована строго на ЮГ (30°27'East). По компасу или другим известным только вам способом:)

Вот теперь можно приступать к настройке!
Подключаем конвертер к мотору, мотор к тюнеру, тюнер к телевизору и только потом включаем все в сеть. Сначала настроим верхнюю точку орбиты, как вы наверное уже догадались, она совпадает с направлением на ЮГ. Идеально для этого подходит спутник Arabsat 2B, который висит на 30.5°E. Но к сожалению, в нашей местности его не споймать даже на 180см. Поэтому обратимся к его западному соседу ASTRA2A,2B, занимающему позицию 28.2°E. Так как этот спутник находится на 2.3° западнее верхней точки, нам надо всего-то отвести мотор на этот же угол на запад, т.е. на 2.3°. Как это сделать?

В нашем случае-очень просто! Ведь мы выбирали компоненты системы с условием поддержки USALS, вот она нам и поможет.
Нажимаем на пульте тюнера кнопку "MENU" -> "УСТАНОВКА" -> "НАСТРОЙКА ДВИГАТЕЛЯ" и, перебирая в верхней строке спутники строкой ниже, выбираем USALS в качестве программы управления нашим двигателем. После того, как все спутники привязаны к USALS, вводим координаты местности, которые можно найти в интернете, посмотреть по карте или получить при помощи GPS. Координаты Одессы, а точнее Интститута Телевидения, расположенного на улице Мечникова - 46°27' Северной широты и 30°43' Восточной дорлготы.

Далее. Нажатием кнопку "MENU" и возвращаемся на один уровень назад, выбираем пункт автопоиск, слева таблица спутников. Перемещаясь по ней (при этом мотор уже следует по перебираемым позициям), выбираем спутник ASTRA2A,2B 28.2°E и жмем "ОК", напротив названия спутника "крестик" сменится на "галочку", нажав "громкость+", переходим в список транспондеров и выбираем транспондер, уверенно принимаемый в нашей местности на 90см. скажем 11527 V.
Внизу видны индикаторы уровня сигнала и его качества, вот по ним и будем настраивать, а точнее нас больше интересует зеленая шкала "качество" справа.

Если тюнер и телевизор находятся в зоне видимости, начинаем измененять угол деклинации (двигая зеркало в вертикальной плоскости, но не трогая выставленый ранее угол элевации. ), найдя максимум сигнала затягиваем болты, следя чтобы уровень сигнала не упал при затяжке. Если мы вылнили все, что было описано выше правильно - установка и настройка полярной подвески на этом закончена, орбита настроена.
Для проверки в списке спутников выбираем и сканируем крайние позиции: Yamal 201 90°E и Hispasat 1С 30°W. Учтите. что мотору необходимо время, чтобы переехать с одной орбитальной позиции на другую, причем от поляризации зависит скорость движения (при горизонтальной мотор едет заметно быстрее).

P.S.
Для тех у кого ничего не получилось.


Как видно из приведенных ниже рисунков ошибиться можно в двух плоскостях :) Неправильно выставить направление на Юг и неправильно выставить угол места.
В первом случае орбита будет смещена влево (или вправо) т.е. спутники находящиеся от центра орбиты (читай Юга) будут "уходить" вверх с одной стороны и вниз с другой из картинки легко понять куда надо повернуть систему, причем сначала возвращаемся на верхний (28.2Е) спутник поворачиваем мотор относительно кронштейна, на 1-2 градуса, скажем против часовой стрелки а затем поворачиваем тарелку относительно хобота мотора по часовой стрелке - до появления максимума сигнала. Слегка затягиваем крепления и проверяем крайние точки орбиты, если ситуация ухудшилась - значит перепутали направление!

Вариант второй, Неправильно выставленный угол элевации даст вам уход спутников по краям орбиты с обеих сторон вверх, если угол элевации меньше положенного а на верхний спутник вы "вытянули" увеличением угла деклинации. И вниз если угол деклинации больше расчетного. Что делать в этом случае я думаю также ясно, если спутники с обеих сторон от Юга "провалились" - уменьшаем элевацию, увеличивая деклинацию (при этом следим чтобы уровень сигнала оставался максимальным), и если спутники к краям орбиты ушли вверх-увеличиваем элевацию уменьшая деклинацию.



Если же у вас оба случая неправильной настройки вместе-бросайте это неблагодарное занятие и вызывайте специалиста, спутниковое телевидение - не Ваш конек.

Воспользуйтесь программой Google Earth. С её помощью можно вычислить координаты места установки с точностью до сотых долей секунд.

Читайте также: