Модель стороны горизонта своими руками

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 18.09.2024

Цели и задачи урока 1.Научиться определять стороны горизонта с помощью компаса; 2.Познакомиться с новыми понятиями:горизонт , стороны горизонта, ориентирование.

Горизонт Горизонт – это видимое глазом пространство. Воображаемая линия, его ограничивающая, называется линией горизонта.

1.Ориентирование – умение находить стороны горизонта. 2.Ориентироваться на местности – правильно определять, где восток, где юг, где запад, где север, то есть находить нужное направление. 3.Легче всего определять стороны горизонта по солнцу.

Основные стороны горизонта В мире есть четыре брата: Север, Юг, Восток и Запад Братья эти – страны света, Ну а дом их вся планета . Ежедневно мы видим восход утром, самое высокое Солнце в полдень, закат вечером и Полярную звезду ночью. Эти ориентиры дают 4 точки на 4 разных сторонах горизонта. Их назвали: Восток – сторона восхода Солнца; Юг - сторона Солнца в полдень; Запад – закат Солнца; Север – сторона Полярной звезды.

Промежуточные стороны горизонта Существуют еще и промежуточные стороны горизонта.

Подумай! Зачем нам надо знать стороны горизонта?

Что такое компас? Компас – это прибор для измерения сторон горизонта

Как найти стороны горизонта без компаса? Можно ориентироваться по Солнцу, звездам или по местным признакам

Ориентирование по Солнцу Если в полдень встать спиной к Солнцу и развести руки, то падающая от вас тень будет указывать Север, позади вас будет Юг, справа – Восток, слева – Запад.

Ориентирование по муравейнику Муравьи устраивают свои жилища с южной стороны дерева и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный.

Ориентирование по мху Стволы деревьев, камни покрыты мхом с северной стороны гуще, чем с южной.

Ориентирование по полету птиц Осенью птицы летят на юг, а весной на север.

Проверь себя. 1.Ориентирование – умение находить стороны горизонта. 2.Ориентироваться на местности – правильно определять, где восток, где юг, где запад, где север, то есть находить нужное направление.

Разминка для ума Край виден, а дойти до него невозможно. горизонт Голубая простыня всю землю одевает. небосвод Золотые цветы на небе вечером расцветают, а к утру увядают. звёзды

Стороны света

Окружающий мир

Определение понятия

Длительное время люди были уверены, что земля представляет собой плоский диск. Лишь когда они научились строить корабли и отправились на них в путешествия, стало понятно, что планета имеет форму шара. Впрочем, произошло это не сразу. Мореплаватели обратили внимание на один интересный факт: когда в открытом море к ним приближался корабль, то сначала в поле зрения появлялась его матча, а затем паруса. Все судно становилось видимым по мере приближения к наблюдателю.

Существование горизонта доказывает тот факт, что земля имеет форму шара. Дело в том, что его линия не идеально ровная, а слегка скруглена по краям.

Горизонт

Стороны горизонта

Узнав, что называется горизонтом, следует познакомиться с его направлениями. Они могут быть основными и промежуточными. К первой группе относятся северное, восточное, южное и западное.

Промежуточных направлений также существует 4:

  • юго-западное;
  • северо-восточное;
  • северо-западное;
  • юго-восточное.

Для ориентации на местности достаточно научиться определять основные направления. Причем сделать это довольно просто. Для решения поставленной задачи можно использовать один из нескольких способов.

Расположение сторон света

С помощью компаса

Это самый простой способ определения местоположения. Благодаря применению простого прибора, можно точно установить направление горизонта в любое время суток и вне зависимости от погодных условий. Компас и карту необходимо всегда брать с собой в поход.

Прибор состоит из следующих элементов:

Компас

  • корпуса;
  • лимба (круговой шкалы);
  • тормоза;
  • визирного приспособления;
  • вращающейся крышки;
  • магнитной стрелки, установленной на острой игле.

Если прибор не используется, то стрелка закрепляется с помощью тормоза. На лимб нанесено 120 делений с шагом 3 градуса, а также 50 малых делений угломера.

При этом шкала имеет двойную оцифровку:

  • внутренняя — наносится по ходу часовой стрелки в диапазоне 0−360 градусов;
  • внешняя — нанесена против хода часовой стрелки через 10 маленьких делений угломера.

Визирное приспособление, состоящее из мушки и целика, предназначено для ориентирования на предметы. Однако для нахождения сторон горизонта оно не нужно.

После этого определить остальные направления не составит труда. Справа от севера расположен восток, а слева — запад. Противоположной стороной горизонта северу является юг.

Солнце и часы

Ориентироваться в пространстве можно и при отсутствии часов. Дело в том, что положение солнца на небе соответствует определенному времени.

Стороны горизонта по солнцу

Для определения направления следует запомнить следующие факты:

  • в 7 часов утра дневное светило располагается на востоке;
  • к 13 часам солнце перемещается на юг, а все отбрасываемые предметами тени имеют северное направление и отличаются минимальной длиной;
  • в 19 часов дневное светило смещается на запад, а тени от предметов направлены на восток.

Если есть часы, то ориентироваться на местности станет проще.

В ночное время суток

Ночью определить направление можно с помощью Полярной звезды, расположенной на севере. Однако для начала придется отыскать на небе Большую Медведицу. Это созвездие напоминает ковш, состоящий из 7 звезд. Следующий шаг — проведение через две звезды, расположенных в основании ковшика, мысленной линии.

При этом ее длина должна быть в 5 раз больше в сравнении с расстоянием между крайними звездочками созвездия. Конец мысленно проведенной линии укажет на Полярную звезду, расположенную в хвосте созвездия Малой Медведицы. Если стать лицом к этой яркой звездочке, то впереди окажется север.

Летней ночью можно ориентироваться и по расположению Луны в зависимости от ее фазы и времени:

Стороны горизонта по луне

  • в 19 часов первую четверть ночное светило расположено на юге;
  • к 1 часу ночи оно смещается на запад;
  • в последнюю четверть в 1 час ночи луна расположена на востоке;
  • к 7 часам утра ночное светило смещается на юг.

Знание направлений горизонта и умение ориентироваться поможет во время походов отыскать дорогу домой.

Это легкая тема и проблем с ее изучением не будет. Школьникам необходимо лишь уметь назвать основные и промежуточные стороны горизонта. Если учащийся собирается подготовить доклад по теме, то в него стоит включить картинку со схемой сторон горизонта.

1 Стороны горизонта. Ориентирование.

2 Цели и задачи урока. 1. Познакомиться и усвоить с понятие ориентирование 2. Научиться определять стороны горизонта. 3. Научиться определять азимут.

3 Отгадайте загадку Эта линия всё время Между небом и землёй. Хоть весь год к ней прошагаем, А на месте мы с тобой.

4 Что такое линия горизонта?

5 Горизонт очевидная грань, которая разделяет землю и небо.

6 Ориентирование - умение находить стороны горизонта или определение своего местоположения относительно сторон горизонта

7 Стороны горизонта (страны света или румбы) СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК – ОСНОВНЫЕ СЕВЕРО-ЗАПАД, ЮГО-ЗАПАД, СЕВЕРО- ВОСТОК, ЮГО-ВОСТОК - ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ

8 С Ю З В СВ ЮВ СЗ ЮЗ

9 Ориентирование на местности По солнцу С помощью компаса По звездам По карте

10 Ориентирование по солнцу

11 Ориентирование по звездам

12 Ориентирование по компасу

13 Направление по плану С

16 Азимут – угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.

17 Определите азимут С Ю З В СВ ЮВ СЗ ЮЗ

18 Зюйдвестка Брезентовая шляпа, закрывающая шею и плечи моряка от ветра и дождя. Изобретатели - голландцы

19 С голландского: Север – норд (NORD) Юг – зюйд (ZUIDEN) Запад – вест (WEST) Восток – ост (OST)

20 Итоги урока Определение своего местоположения относительно сторон горизонта ОРИЕНИТРОВАНИЕ Основные стороны горизонта Север, юг, восток, запад Промежуточные стороны горизонта СВ, ЮЗ, СВ, ЮВ Способы ориентирования По солнцу, звёздам, компасу, карте

21 угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке. угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке. АЗИМУТ АЗИМУТ

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Окружающий мир во 2 классе

Тема. Посмотри вокруг

Постановка и решение учебных задач

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные: регулятивные – осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; решать практические задачи с помощью наблюдения.

Личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир; умение принимать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения

Задания и упражнения

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Готовит наглядный материал, необходимый для урока

Слушают и обсуждают тему урока

Личностные: раскрывают целостный, социально ориентированный взгляд на мир; определяют личностный смысл учения; развивают навыки сотрудничества со взрослыми

II. Актуализация знаний

Организует беседу по вопросам:

– Расскажите о ваших путешествиях с родителями.

– Что вы видели за кромкой леса? Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг себя?

– Как называется линия, где небо сходится с земной поверхностью?

– Какие стороны горизонта вы знаете?

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; логические – решают практические задачи с помощью наблюдения.

Регулятивные: определяют качество и уровень усвоения; осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позицией партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения, в совместной деятельности; слушают собеседника

III. Изучение нового материала

Демонстрирует и комментирует слайды

Отвечают на вопросы

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации, текста статьи; логические – анализируют объекты, выделяют главное.

Личностные: осознают свои возможности в учении; адекватно воспринимают причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Работа с учебником (ч. 2,
с. 70–73).

Организует работу с учебником.

Работают с учебником под руководством учителя.

Слушает чтение учащимися статьи из учебника, задает наводящие вопросы

Отвечают на вопросы.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Выполнить задания в рабочей тетради (ч. 2,
с. 43–44)

Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради

Выполняют задания. Дописывают определения.

Работают со схемами

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения.

Проводит беседу по вопросам:

– Что такое горизонт, линия горизонта?

– Перечисли основные и промежуточные стороны горизонта

Отвечают на вопросы.

Личностные: несут личную ответственность за свои поступки; понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Определить свое эмоциональное состояние на уроке

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

VI. Домашнее задание

Учебник (ч. 2, с. 70–73).

Объясняет, что при выполнении домашнего задания можно использовать иллюстративный материал учебника и дополнительную литературу

Читайте также: