Модель и 16 своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Гимназия №15 "Содружество"
Проект "Проектирование модели самолёта И-16 тип 29 средствами 3D-редактора"
Автор: ученик 7"И" класса- Салов Владислав
Новосибирск 2016

Самолёт И-16 тип 29:
Технические характеристики
Длина, м 6,13
Размах крыла, м 9,004
Высота, м 3,218
Площадь крыла, м² 14,5
Масса пустого, кг 1 547
Масса снаряжённого, кг 1 776
Масса нормальная взлётная, кг 1 966
Масса полезной нагрузки, кг 419
Масса топлива, кг 190
Двигатель 1× М-63
Мощность, л.с. 1× 1100
Лётные характеристики
Максимальная скорость
на высоте, км/ч / м
419 / 0
470 / 4 480
Посадочная скорость, км/ч 131
Практическая дальность, км 440
Практический потолок, м 9 800
Скороподъёмность, м/с 14,7
Время набора высоты,
м / мин
3 000 / 3,3
5 000 / 5,8
Время виража, с 16-17
Нагрузка на крыло, кг/м² 135
Тяговооружённость, Вт/кг 350
Вооружение
Пушечно-пулемётное
1× 12,7 мм УБС
2× 7,62 мм ШКАС

В данной работе рассматривается самолёт времён ВОВ- И-16 тип 29 в масштабе ~1:50.

Состав: 3D Деталь

Софт: КОМПАС-3D 12 LT

Чтобы скачать чертеж, 3D модель или проект, Вы должны зарегистрироваться и принять участие в жизни сайта. Посмотрите, как тут скачивать файлы.

Интересное

Тридцатые годы прошлого века – это эпоха бурного развития самолетостроения в СССР. Среди многочисленного авиационного парка Советского Союза истребитель И-16 можно смело назвать самой известной и узнаваемой машиной. Этот самолет блистал в небе Испании, в доводке И-16 принимали участие такие легендарные асы, как Чкалов, Коккинаки и Юмашев, этот истребитель был непременным участником многочисленных советских фильмов про летчиков, парадов на Красной площади, его изображали на плакатах и в детских книжках.

И-16 можно смело назвать этапной машиной, причем не только для советской, но и для мировой авиации. По сути, он стал родоначальником нового вида боевых самолетов – скоростных истребителей-монопланов. Появление И-16 привело к пересмотру не только устоявшихся взглядов на конструкцию истребителей, но и изменило представления о тактике их использования и организации воздушного боя.

Боевым крещением для И-16 стала Гражданская война в Испании, затем истребитель участвовал в конфликте на Халхин-Голе, в Зимней войне с Финляндией и в Великой Отечественной войне. Истребитель И-16 постоянно совершенствовался: за время серийного производства было изготовлено более десяти модификаций этого самолета.

И-16

На момент нападения Германии на СССР И-16 составлял значительную часть истребительного парка

В Испании эксплуатация И-16 продолжалась до 1953 года.

Кроме ВВС СССР, И-16 использовался военно-воздушными силами Испании, Гоминьдана, Монголии. На трофейных И-16 летали летчики Финляндии, Румынии, не брезговали этим истребителем и пилоты Люфтваффе.

История создания

В начале 30-х годов некоторые советские авиаконструкторы начали понимать, что эра самолетов-бипланов навсегда уходит и будущее истребительной авиации за самолетами-монопланами, отличающимися более высокими скоростными характеристиками. К такому же мнению стало склоняться и руководство РККА.

В 1932 году конструкторам КБ Сухого было выдано задание разработать истребитель-моноплан для ВВС РККА. Примерно в это же время Поликарпову поручается создать биплан, который планировали принять на вооружение в случае неудачи Сухого. Впоследствии этот самолет был принят на вооружение и получил обозначение И-15. Однако одновременно Поликарпов в инициативном порядке начал работать и над созданием истребителя-моноплана, будущего И-16.

И-16

В начале 1933 года руководство военно-воздушных сил, ознакомившись с проектом Поликарпова, выдало конструктору официальное задание на разработку истребителя. А в ноябре, увидев макет самолета, приняло решение о запуске этой машины в серию.

Первый прототип И-16 (ЦКБ-12) поднялся в воздух 30 декабря 1933 года, за его штурвалом находился самый знаменитый советский лётчик тридцатых годов – Валерий Чкалов. Для проведения испытаний были созданы два самолета: на одном из них был установлен двигатель Right Cyclone, а на втором — серийный отечественный мотор воздушного охлаждения М-22 (480 л. с.).

На испытаниях — как и рассчитывали конструкторы — И-16 показал прекрасные скоростные характеристики: ЦКБ-12 (двигатель М-22) разогнался до 303 км/ч на высоте 1 тыс. метров, а ЦКБ-12бис (Right-Cyclone) – до 361 км/ч. При этом нужно учитывать, что оба самолета были оснащены неубирающимся лыжным шасси, и это значительно снижало их скорость.

Также не слишком удовлетворительными оказались взлетно-посадочные характеристики новой машины и обзор задней полусферы.

В феврале 1934 года начались государственные испытания истребителя, а в конце марта – эксплуатационные, которые проходили под Севастополем. 1 мая новейший самолет был показан во время парада на Красной площади.

Испытания продолжались до конца 1934 года, конструкторам пришлось серьезно дорабатывать машину. Много проблем было с уборкой и выпуском шасси. Этот процесс производился вручную, система часто заедала и представляла сложности даже для физически крепких пилотов. Кроме того, была не доведена топливная система самолета, вызывала вопросы прочность фонаря, пилоты жаловались на неудобные ремни в кабине. Следует отметить, что проблема с уборкой и выпуском шасси на И-16 так и не была решена окончательно.

Одновременно с испытаниями и доводкой машины разворачивалось ее серийное производство на заводах № 21 (г. Горький) и № 39 (г. Москва). В 1934 году авиазавод в Москве должен был выпустить 50 истребителей, еще 250 машин стояло в планах горьковского авиазавода.

Первая серийная модификация самолета получила наименование И-16 тип 4. Начало производства И-16 – это действительно знаменательное событие в истории отечественной авиации: до 1937 года СССР был единственной авиационной державой, которая имел на вооружении скоростные истребители-монопланы.

В 1935 года И-16 был продемонстрирован на выставке в Милане, где он произвел настоящий фурор.

Серьезные проблемы возникли во время освоения новой машины в войсках. Летчики, которые всю жизнь летали на тихоходных бипланах с хорошей управляемостью, поначалу просто боялись нового самолета. Было множество летных происшествий и катастроф, И-16 был очень строг в управлении и требовал от пилота максимальной концентрации. Да и психологически летчикам было сложно садиться в новый самолет, который имел только одно крыло и убирающиеся шасси.

Эксплуатация И-16 в строевых частях показала, что машина имеет значительный потенциал для дальнейшей модернизации. Это позволило, проводя усовершенствования самолета, поддерживать его характеристики на хорошем мировом уровне в течение нескольких лет.

Боевое крещение И-16 получил в 1936 году в небе Испании. На этом истребителе сражались как советские пилоты, направленные в эту страну, так и испанские летчики, прошедшие дополнительную подготовку в Советском Союзе. Первая партия новых самолетов прибыла на Пиренейский полуостров в конце октября 1936 года, а 9 ноября случилось первое боевое столкновение с самолетами противника.

И-16

В 1937 году истребителя И-16 были отправлены в Китай и Монголию, где они участвовали в боях японцами. Очень долго советский самолет превосходил всех своих противников, только в конце 30-х годов были созданы более современные истребители типа

В 1939 году И-16 принимал участие в конфликте на Халхин-Голе, в августе этого же года между СССР и Китаем было подписано соглашение о строительстве завода для сборки советских самолетов. В августе 1939 года произошло еще одно знаменательное событие: с И-16 был впервые осуществлен пуск авиационных реактивных неуправляемых снарядов, с помощью которых было сбито два японских истребителя.

И-16 принимали участие в Великой Отечественной войне с самых первых ее часов. Этот истребитель добыл первую воздушную победу для советских ВВС в этой войне: 22 июня в 3.30 в небе над Брестом был уничтожен немецкий Bf.109. В том же районе, спустя тридцать минут (около 4.00), свою первую победу одержало и люфтваффе: немецкий истребитель сбил И-16.

И-16

Описание конструкции

Истребитель И-16 выполнен по классической аэродинамической схеме, он имел смешанную конструкцию, основными материалами которой были сталь, алюминий и дерево.

Самолет имел фюзеляж типа полумонокок, состоящий из двух половинок. В качестве каркаса использовался набор деревянных лонжеронов, стрингеров и шпангоутов, сверху обклеенных березовым шпоном. Каркас был усилен стальными уголками, обшивка обтягивалась тканью, шпаклевалась и полировалась.

Крыло имело два лонжерона и состояло из центроплана и двух консолей. Лонжероны изготавливались из стальных труб, нервюры – из дюралюминиевых профилей. В передней части обшивка центроплана состояла из фанеры, а сзади – из дюралюминия. Элероны занимали практически всю заднюю кромку консолей крыла.

И-16

Хвостовое оперение одинарное, с металлическим силовым набором и полотняной обшивкой.

И-16 имел трехопорное убирающееся шасси с двумя главными стойками и хвостовым костылем. На поздних модификациях хвостовой костыль был заменен неубирающимся колесом.

Колеса оснащались тормозами колодочного типа с приводом от педалей. Амортизация шасси – жидкостно-газовая. Уборка и выпуск шасси производился вручную, с помощью лебедки. Система имела большое количество элементов и была ненадежной. Чтобы выпустить или убрать шасси, пилоту нужно было совершить 44 оборота лебедкой.

Кабина пилота была смещена к хвостовой части самолета, первоначально она была закрытая, затем ее сделали открытой. Подобное решение было вынужденным: конструкция фонаря была неудачной, и это сильно ограничивало обзор пилоту. Кроме того, летчики считали, что летать с открытой кабиной более безопасно, они боялись не успеть открыть фонарь в случае аварии. На поздних модификациях истребителя для защиты пилота была установлена бронеспинка, которая имела толщину 8 мм.

Силовая установка истребителя И-16 состояла из звездообразного двигателя воздушного охлаждения с девятью цилиндрами. На разные модификации самолета устанавливались различные моторы: И-16 тип 4 был оснащен двигателем М-22 (480 л. с.), а на поздних сериях машины стояли моторы с мощность около 1 тыс. л. с. Винт был выполнен из алюминиевого сплава. Его шаг можно было менять на земле.

Самолеты имели капот цилиндрической формы, с девятью отверстиями в лобовой части, через которые набегающий поток охлаждал двигатель и выходил сквозь восемь вырезов по бокам. Через них выводились и выхлопные газы.

И-16

Вооружение первых модификаций истребителя состояло из двух пулеметов ШКАС, которые устанавливались в консолях крыла, позже к ним добавили еще два синхронных. На поздних сериях машины крыльевые пулеметы были заменены пушками ШВАК (20 мм). На самолет можно было устанавливать дополнительные топливные баки, авиабомбы или реактивные снаряды РС-82.

И-16 красили в самые разные цвета, но чаще всего сверху истребитель был темно-зеленый, а снизу – светло-голубой.

Модификации

Ниже указаны основные модификации истребителя И-16 и даны их основные особенности:

  • И-16 тип 4. Базовая модель самолета, серийное производство которой началось в 1934 году. Истребитель оснащался двигателем М-22 (480 л. с.), вооружение машины состояло из двух пулеметов ШКАС (7,62 мм) в крыле. Выпуск модификации продолжался до весны 1936 года, всего было изготовлено около 400 самолетов. Данная модификация не экспортировалась.
  • И-16 тип 5. Модификация самолета с двигателем М-25 (725 л. с.) Выпуск типа 5 начался в середине 1935 года и продолжался до начала 1938 года. Этот истребитель имел капот несколько другой формы, на нем был установлен кок и храповик. И-16 тип 5 активно использовался в Испании, очень часто на этот самолет устанавливали самодельную бронеспинку.
  • И-16 тип 6. Модификация истребителя, которая появилась после начала применения И-16 в Испании, в ее конструкции был учтен опыт реальных боевых действий. Под двигателем самолета появился синхронный пулемет, бронеспинка и маслорадиатор. Закрытый фонарь был заменен на открытый. Небольшая партия самолетов этой модификации была отправлена в Испанию.
  • И-16 тип 10. Модификация истребителя с двигателем М-25В (750 л. с.). Также было изменено вооружение машины: два дополнительных синхронных пулемета ШКАС были установлены над двигателем, каждый из них имел боекомплект из 650 патронов. Все это привело к увеличению взлетной массы до 1700 кг. На эту машину можно было установить убирающиеся лыжи, которые в полете прижимались к центроплану. Крыло самолета было оснащено посадочными щитками. И-16 тип 10 является одной из наиболее массовых модификаций истребителя. Ее выпускали не только в СССР, но и наладили лицензионный выпуск в Испании. Было изготовлено несколько экспериментальных машин, оснащенных мощными американскими двигателями. Это позволило значительно повысить их эффективность в боях с немецкими истребителями Messerschmitt Bf.109.
  • И-16 тип 12. Модификация истребителя, на которой пулеметы в крыльях были заменены пушками ШВАК.
  • И-16 тип 17. Это модификация самолета И-16 тип 10 с крыльевыми пушками ШВАК вместо пулеметов. В местах их установки конструкция крыла была усилена. Каждое орудие имело боекомплект в 150 снарядов.
  • И-16 тип 18. Вариант истребителя, оснащенный двигателем М-62 (1000 л. с.) с двухскоростным нагнетателем и винтом ВИШ-6А изменяемого шага. Для винтов были разработаны новые коки. Также была усилена моторама самолета, улучшена маслосистема, самолет получил новый карбюратор. Топливные баки были защищены броней. Вооружение истребителя состояло из четырех пулеметов ШКАС. Модификация И-16 тип 18 имела визуальное отличие: хвостовое колесо, установленное вместо костыля. Самолёт изготавливался в значительных количествах. Данная модификация имела лучшую устойчивость в полете, его управление было менее строгим, улучшились взлетно-посадочные характеристики.
  • И-16 тип 24. Этот самолет является модификацией И-16 тип 18. На него был установлен новый двигатель М-63 и усилена конструкция фюзеляжа и крыла. Между лонжеронами была установлена дополнительная обшивка из фанеры, что значительно уменьшило кручение крыла. Истребитель был оснащен винтом изменяемого шага ВИШ АВ-1 с новым коком, усилена конструкция шасси. Кроме того, данная модификация могла оснащаться дополнительными подвесными баками с объемом 200 литров. Вооружение истребителя состояло из четырех пулеметов ШКАС, два из которых могли быть заменены 12,7-мм БС. Также истребители этой модификации могли быть вооружены реактивными снарядами РС-82 (до шести штук). Масса самолета достигала 2050 кг.
  • И-16 тип 27. Истребитель – вариант глубокой модернизации типа 17 путем замены мотоустановки. Самолет был вооружен двумя пушками ШВАК.
  • И-16 тип 28. Модификация самолета И-16 тип 24, с пушечным вооружением вместо пулеметного.
  • И-16 тип 29. Последняя серийная модификация истребителя, ее серийное производство началось в 1941 году. Самолет оснащался двигателем М-63, его вооружение состояло из двух пулеметов ШКАС и одного БП. На этом самолете была усилена конструкция шасси, некоторые истребители этой модификации оснащались радиостанциями.

И-16

Эксплуатация и боевое применение

И-16 стал первым советским скоростным истребителем-монопланом, поэтому многие элементы его конструкции были проработаны недостаточно. Однако создание подобной машины, безусловно, можно назвать значительным прорывом для советского авиастроения. Однозначной ошибкой конструкторов можно назвать смещение центровки к хвосту, что и стало причиной большинства недостатков этой боевой машины.

Самолет был очень строг и требователен в управлении, он не прощал летчику ошибок и требовал от него полнейшей концентрации. Зато считалось, что если пилот сумел освоить И-16, то он без проблем будет летать на любом самолете.

И-16 активно и довольно успешно применялся на Дальнем Востоке против японских войск. Его основными (и довольно серьезными) противниками стали Mitsubishi A5M и Nakajima Ki-27.

Основным оппонентом И-16 в Зимней войне стал истребитель Fokker D.XXI, который стоял на вооружении финских ВВС. Несмотря на значительное количественное превосходство, советские истребительные подразделения понесли серьезные потери.

Советские лётчики понесли очень тяжелые потери в людях и технике в первые месяцы войны. Погибших кадровых летчиков пытались заменить молодым пополнением, но зачастую оно было плохо подготовлено. Это привело к большому числу небоевых потерь (около 40%), так как эта машина не прощала небрежного отношения к себе. Кроме того, неопытный летчик на И-16 не мог на равных противостоять немецкому пилоту на Ме-109. Поэтому в 1941 году средняя продолжительность жизни летчика-истребителя на И-16 составляла 1-3 боевых вылета.

И-16

Характеристики

Ниже указаны летно-технические характеристики советского истребителя И-16 типа 10:

Легендарный И-16, музей на столе, модель из бумаги

Внешне машина не была похожа ни на одну из выпускаемых тогда в мире моделей. В то время истребители строили только по бипланной схеме. А И-16 был тупоносым монопланом с бочкообразным фюзеляжем. Заголовник за кабиной летчика переходил в киль. Новинкой было и убирающееся шасси. Все это было сделано для достижения наибольшей скорости полета.

Испытывал И-16 выдающемся летчик Валерий Чкалов.

Истребитель был самым скоростным в мире в 30-е годы и вместе с тем достаточно маневренным, способным выполнять все фигуры высшего пилотажа. Преимущества перед бипланами были неоспоримы. Самолет был принят на вооружение, запущен в серийный выпуск, в ходе которого постоянно совершенствовался. Установка более мощных двигателей позволила довести максимальную скорость машины до 490 км/ч. Впервые в нашей стране вместо пулеметного вооружения истребитель стели оснащать 20-миллиметровыми пушками.

Участвуя в военных операциях с 1934 по 1939 год, наши летчики доказали, что машина могла успешно вести воздушный бой практически с любым иностранным истребителем.

Однако к началу Великой Отечественной войны стало ясно, что возможности усовершенствования И-16 исчерпаны, он уступил пальму первенства новейшим немецким самолетам. Сняли с вооружения И-16 в начале 1943

Прежде, чем приступить к постройке модели, Вам нужно выбрать тип самолёта и степень сложности. Предлагаем на выбор два типа самолёта. Первый — это И-16 тип 5, на котором летал во время Гражданской войны в Испании в 1936 году командир 1 эскадрильи “Москас” старший лейтенант Сергей Тархов. Второй — самолёт И-16 тип 6 с бортовым номером СМ-23. На этом самолёте воевал пилот Фрэнк Тинкер. При выборе упрощённой сборки не используются некоторые детали. Шасси можно выполнить в убранном положении, створки охлаждения двигателя закрыты и остекление кабины пилота для И16 тип 5 можно вырезать не из прозрачной плёнки, а из бумаги.

Для работы Вам понадобятся следующие инструменты и материалы:

-“Суперклей” или “Цианопан”;

-картон толщиной 0,5 мм;

  • проволока различной толщины от 0,3 до 1 мм (можно использовать канцелярские скрепки);

-спички или зубочистки;

И-16 тип 5

Внимательно прочитайте инструкцию и изучите схему сборки. Во время работы не вырезайте все детали сразу, а только нужные в данный момент. Детали, отмеченные звёздочкой, наклейте на картон. Места сгиба обозначены прерывистой линией. Продавите их по линейке иглой или тупой стороной ножа перед вырезанием детали. Стрелкой показано направление к носу модели. Детали, обозначенные буквой L, следует располагать слева, а детали, обозначенные буквой R — справа. Торцы видимых деталей окрасьте цветными фломастерами соответствующих цветов. Перед приклейкой придайте детали соответствующую форму, прокатав её карандашом на мягкой поверхности Внимание! Некоторые детали Фюзеляжа, предназначенные для постройки И-16 тип 5 обведены синей рамкой и имеют те же обозначения.

Сборка двигателя, воздушного винта и корпуса показана на рисунках:










На зубочистку или проволоку накрутите деталь К1 (рисунок 1). Её можно использовать для взаимной центровки деталей по их отверстиям. Сборка картера показана на рис.2. В деталях D1-D5*, К13* проколите центральные отверстия. Детали D1* и D2* вклейте в деталь D6, a D3*-b D7. Склейте D6 и D7 вместе и наклейте их на D4*. Детали D4* и D5* оклейте деталью D8. Получившийся картер двигателя наклейте на дет. К13* (рис.З). Сборка цилиндра показана на рис. 4. Вначале наклейте встык D11 на деталь К13*. Затем сверху на дет. D11 наклейте D14 вплотную к картеру двигателя. Наклейте D10 встык на К13* Деталь D13 клеится одним краем надет. D10. Наклейте D9 встык на К13*и накройте её деталью D12 (точка ближе к краю детали К13*). Таким же образом соберите все девять цилиндров.

Деталь К18 нужно вырезать по наружному контуру, согнуть по пунктирной линии и склеить. Затем вырезать по внутреннему контуру, свернуть окрашенной стороной внутрь и наклеить на деталь К13*, как показано на рис,5. На К18 по разметке наклейте К12*. Деталь К11* положите на ровную поверхность разметкой вниз и вклейте внутрь дет. К17 (окрашенной стороной внутрь). На цилиндры установите свечи зажигания D15, нарезав их из полоски и скрутив в рулончик (рисунок 6) и провода от свечи к картеру, которые сделайте из цветной нитки. Толкатели клапанов D16 согните пополам, склейте и обрежьте как можно ближе к месту сгиба. Можно сделать толкатели клапанов из тонкой проволоки. Деталь К11* наклейте на К18. Затем кдеталям К11* и К12* приклейте дет. К14-16, а кдет. К13*-склейку К16-20 (рис. 1). На рисунке 7 показана сборка жалюзи охлаждения двигателя. Склейте детали К9 и К10 и наклейте их надет. D1*.

Затем наклейте детали К14, К15 и К16, как показано на рисунке 8. Сборку кока воздушного винта (рис.9) выполняйте на детали К1 Для И-16 тип 5 используйте детали Кб, К7 и К8 чёрного цвета (обведены синей рамкой). Лопасти К19 прокатайте вдоль карандашом, придав им выпуклую форму, и внутрь каждой лопасти вставьте спичку или зубочистку. Готовый воздушный винт вставьте в блок двигателя и закрепите с обратной стороны деталью К2.

Упрощённый вариант сборки. Не используются детали D9 — D17, а вместо детали К10 установите К10А.

Сборка центральной части фюзеляжа

Внимание! Некоторые детали фюзеляжа. предназначенные для постройки И-16 тип 5 обведены синей рамкой и имеют те же обозначения. Согните окрашенной стороной внутрь деталь F23 и вклейте в неё по разметке детали F1* и F2*(o6e рисунком наружу), оставляя выступы (рисунок 10). Затем на дет. F1 наклейте А1* рисунком назад, а на F2* — А2* рисунком вперёд (окрашенные части деталей А1* и А2* обращены навстречу друг другу). Деталь A2A приклейте окрашенной стороной назад, руководствуясь рисунком 10. Снизу на А1* и А2* наклейте справа деталь A3R, а слева деталь A3L. Следите, чтобы А1* при этом оставалась плоской и не изгибалась. Разрежьте нервюры крыла A5R* — A8R* и A5L* — A8L* и установите их в соответствии с рис. 12. К средней части нервюр A6L и A6R наклейте детали S20 и S21*, а к А1* — детали S18 и S19* (S19* и S21* наклейте на картон толщиной 1 мм) Сверху наклейте детали A4R и A4L окрашенной стороной вниз. Приклейте детали S17 (рис. 11). Теперь установите приборную доску С2 на деталь F2*. Деталь F11 наклейте на F23, выравнивая их по передним краям. Установите склейки F19 — 23 и F19 — 20 как показано на рис. 18. На нервюры А5* установите склейки А5 -12 (рис. 13). Далее подклейте F11R справа и F11L слева (рис. 13) После этого можно собрать и установить купола основных колёс шасси (рис. 16).

Для этого сделайте шаблон из деталей В1*, В2* и ВЗ. Он служит для придания формы будущему куполу и к деталям не приклеивается. Затем склейте на шаблоне детали S4R (для правого купола), выровняв её по краю шаблона, и S3, окрашенными сторонами внутрь. Затем на ровной поверхности склейте детали S1 и S2.

Приклейте их к деталям S4R и S3, которые находятся на шаблоне. После этого шаблон можно вынуть и собрать на нём левый купол. Готовые купола приклейте к детали F23, совмещая их края, и накройте деталью F19, предварительно вырезав ниши куполов шасси (рис. 18). Вклейте детали S5 и S6R вдет. A3R, а вторую S5 и S6L в дет. A3L.

Упрощённый вариант сборки (шасси в убранном положении). Не используются детали: S1- S6, а на детали F19 не делайте вырезы.

Сборка кабины и хвостовой части фюзеляжа.

В деталь F24 (согнута окраской внутрь) вклейте F4* и F5* и подклейте снизу F25 (рис.14). Детали F27 приклейте с двух сторон в плоскости детали F5*, выровняв метки по стыку деталей F24 и F25. Оборудование кабины установите на борта и пол в соответствии с рис.14. Пол кабины F3* установите на шпангоуты F2*, F4* и F5*, совмещая метки на краях пола со шпангоутами. Для И-16 тип 5 нужно вырезать круглые окошки освещения приборной доски и приклеить с обратной стороны прозрачную деталь С34. Затем при помощи детали F12 соедините F23 и F24. а деталью F20 — детали F23 и F25. Следующую секцию фюзеляжа соберите по рисунку 15, Оставшиеся секции и элементы хвостового оперения соберите при помощи склеек как показано на рис. 11, 18, 19, при этом приклеивая хвостовой «костыль” Р33*кдеталям F8 и F16.

Упрощённый вариант сборки кабины возможен только для И-16 тип5. Не используются детали: СЗ — С22. На детали F12 нет круглых вырезов и выреза кабины.

Завершение сборки крыла (рис. 11).

Наклейте обшивку крыла A9R и А91_атакже законцовки, используя нервюры А19*, обшивку A10R для правой и АЮЬдля левой, а также склейки А11. Вклейте детали A17LA17R (рис. 11), а также пулемёты А16 и трубку А18.

При упрощённом варианте вырезы на деталях А9 R и L делать не нужно.

Завершение сборки фюзеляжа (рис. 21).

Наклейте деталь F34*, затем К27* по разметке на детали F1* и склейки К26. В деталях К20 и К23, придав им нужную форму, прорежьте отверстия выхода выхлопных патрубков. Сделайте патрубки К22, окрашивая детали с обратной стороны чёрным фломастером и скручивая их трубкой. Подклейте их изнутри к деталям К20 и К23 и наклейте детали К21, выравнивая их по заднему краю отверстий в деталях К20 и К23, как показано на рисунке. Теперь дет. К20 соедините с носовой частью самолёта (К16 -20) и приклейте их к деталям F34* (с выступом) и К26. Снизу к детали К16 — 20, выступу дет. F23 и склейке А9 — 20 прикрепите дет. К23. Детали K24L, K25L, K24R, K25R установите справа и слева соответственно. Стык между деталями К16 и К20, К23, К24 накройте полоской К28.

Монтаж шасси (рис. 22 и 23).

Изтонкой проволоки согните детали I и II и оклейте ихдеталями S7, S8 и S9 (стойки шасси). Соберите цилиндр уборки шасси S15 и S16, вклейте его как показано на рис. 23. Установите дет. I передним краем в отверстие дет. А1*, а задним приклейте к дет. S16. Деталь II прикрепите к отверстию в А5 и к дет. I. Колесо склейте из деталей S22* — S26* и укрепите на оси II. Согните под прямым углом детали S10 и R10SL и приклейте к ним детали S13R, S13L, S14R, S14L соответственно. Приклейте полученные щитки S10R и S10L, S11, S12 к стойкам шасси. Протяните тонкие нитки чёрного цвета от центра колеса к центру купола шасси.

Упрощённый вариант. Детали стоек и колёс шасси не используются, а створки приклейте к нижним поверхностям крыла и фюзеляжа.

Установка остекления кабины и прицела

И-16 тип 6 (рис.17 и 19). Прицел начните собирать, наклеив на С38 деталь С37, а сверху — С39. Слева наклейте С40 и С41. На проволочную деталь VIII накрутите С42 и С43 и приклейте к С37 справа. Затем вклейте прозрачную деталь С45 между С44 и С46, выровняв их по нижним краям, и приклейте к С47. Прозрачную деталь С48 также приклейте к С47 и полученный блок наклейте на С37. После этого спереди и сзади дет. С42+С43 наклейте проволочные детали V, VI, VII как показано на рис. 17. Установите готовый прицел на деталь F12 (рис. 19). Из прозрачной детали С25, внутренней части С24 и наружной С25 соберите козырёк пилотской кабины и вклейте по его заднему краю проволочную деталь III. Установите готовый козырёк на деталь F12.

И-16 тип 5 (рис.20). Открытые передние края прозрачной детали СЗО соедините при помощи деталей С29 (изнутри и С27 снаружи). Сверху наклейте деталь С31. Затем подклейте изнутри переплёт С28, а снаружи С26. Придайте жёсткость конструкции при помощи детали III. Вклейте в прорезанное отверстие передней части фонаря кабины прицел (детали С35 и С36) и установите готовый фонарь на деталь F12. Приклейте детали С32 и СЗЗ.

Упрощённый вариант. Детали СЗО и С31 из бумаги, деталь С28 не используется.

Соберите и установите рули высоты, направления и элероны (рис. 11). На самолётах ранних типов элероны выполняли одновременно функцию закрылков, поэтому на модели их можно отклонить вниз на 15 градусов.

Читайте также: