Модель что растения получают из почвы 3 класс окружающий мир изготовить своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Что такое почва.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, что такое почва, каково её главное свойство. Научатся выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.

Ход урока

1. Актуализация знаний

— О чём мы говорили на прошлом уроке? Какое творческое задание вы выполняли дома?

2. Мотивация учебной деятельности

О какой земле говорили герои стихотворения?

— Сегодня мы познакомимся ещё с одним твёрдым веществом. Оно создаёт поверхностный слой земли. Это почва. Мы узнаем о составе этого вещества, о способах его образования и разрушения.

3. Работа по теме урока

— Почва — верхний плодородный слой земли. Толщина почвы бывает разной. В некоторых местах она может достигать нескольких метров, где-то — всего нескольких сантиметров.

В некоторых безжизненных местах, например, пустынях, на голых, каменистых склонах, в Антарктиде, почвы нет вообще.

Самое главное свойство почвы — плодородие. Попробуйте объяснить смысл этого слова, разобрав его по составу и подобрав родственные слова.

Почему почва плодородна? Что в ней есть такого, что даёт жизнь плодам и растениям? Проведём несколько опытов и ответим на эти вопросы.

Практическая работа

Учитель демонстрирует опыты, описанные в учебнике на с. 65.

Результаты опытов записываются в рабочей тетради (с. 27-28, № 1,2).

4. Работа по теме урока (продолжение)

— Мы выяснили, из чего состоит почва. Что из этого необходимо растениям?

Вы видели, что у многих растений корни уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растение берёт воду. Вместе с водой растение получает минеральные соли. Соли — питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Вы видели, что солей в почве мало. Но их запас постепенно пополняется благодаря перегною.

Рассмотрите схему на странице 66 в учебнике. Объясните, что растения получают из почвы. Заполните схему у себя в тетрадях (с. 28, № 3).

Мы выяснили, из чего состоит почва. Теперь познакомимся с процессом образования почвы.

Послушайте стихотворение. Определите, под действием чего разрушаются камни.

Солнце жаркое печёт,

Ветер больно Гору бьёт,

И Вода старается —

И заплакала Гора:

— Ох, стара я, ох, стара!

Пожалел Лишайник Гору.

Поселился, лезет в гору.

Трещины покрыла Почва.

Зацвели на ней цветочки.

Загордилась тут Гора:

— Вновь я стала молода!

— Что разрушало Гору? Помог ли Горе Лишайник?

В трещинах горы от разрушений образовались камешки, песок и глина. Высокие растения с длинными корнями не могли здесь поселиться, так как они бы не нашли питательных веществ. Но лишайник смог приспособиться. Лишайник вырос, затем сгнил и образовался перегной. Со временем перегноя становилось больше. Так постепенно, в ходе многих лет, песок превращается в плодородную почву, то есть в такую землю, где содержится всё необходимое для питания растений. Теперь на разрушенной горе смогли поселиться другие растения.

В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.

Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения.

Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьёв. Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днём уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают её полезными для растений солями. Учёные установили, что дождевые черви — одни из главных почвообразователен

— Что вы узнали о жизни дождевых червей из этого рассказа? Можно ли уничтожать червей? Почему?

Для чего рыхлят почву? В рыхлой почве растениям легче пробиваться к солнцу, а их корням — находить питательные вещества. Человек в садах, огородах и полях рыхлит почву. А кто этим занимается в природе?

Кроме дождевых червей, в верхнем слое земли живёт много мелких животных. Это мыши, кроты, суслики и хомяки. В почве обитает много жуков и муравьёв, которые также помогают ей.

Чтобы закончить разговор об образовании почвы, прочитайте текст на странице 66 учебника.

— Докажите, что в природе всё взаимосвязано.

Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров — за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.

Но почва разрушается, как любые твёрдые вещества. Какие силы природы могут разрушать почву? (Вода — размывает, ветер — сдувает.)

Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытаний различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает её мёртвой. Даже вы, не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры.

Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден о ней заботиться. Что делают люди?

Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает её, вносит удобрения, поливает (а где необходимо — осушает). Для того чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагов. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.

5. Рефлексия учебной деятельности


1. Верхний слой земли, на котором растут растения. (Почва)

2. Одна из составных частей почвы. (Песок)

3. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной)

4. Основное свойство почвы. (Плодородие)

Дети отвечают на вопросы в учебнике на с. 67.

— Что мы смогли установить в ходе опытов? С помощью модели расскажите о том, что растения получают из почвы. Какие выводы сделали?

Дома дети выполняют задания на с. 67 учебника и № 4 на с. 28 рабочей тетради.


Науки о растениях и почвоведение

Науки о растениях и почвах взаимосвязаны. Сельскохозяйственными растениями занимаются растениеводство и агрономия, лесными ресурсами — лесоводство. В парках, теплицах, оранжереях трудятся отраслевые специалисты. Им требуются знания о почвах, понимание того, что берут растения из почвы, как сделать её плодородной.

Растения и почва

Как только семя попадает во влажную почву, оно набухает, кожица лопается и появляется корешок. Вскоре он обрастает тонкими корнями. Этот процесс хорошо виден на семенах фасоли, пророщенных в блюдце.

Вскоре из земли показывается зелёный росток. Пока продолжается надземный рост, растение наращивает корни. Из толстых корней отрастают тонкие, из тонких — корневые волоски. Именно они обеспечивают питание растения.

Корневые волоски похожи на нежный пушок, окружающий молодые корни. Оболочка волосков склеивается с частицами почвы, откуда они всасывают питательные вещества и воду. Длина волосков — от долей миллиметра до 1 см. В сухой или переувлажнённой почве корневые волоски не отрастают.

Корневая система может быть объёмнее надземной части и выходить далеко за пределы кроны. Так увеличивается площадь, с которой растения поглощают питательные вещества.

Что растения получают из почвы

Корни всасывают полезные компоненты из растворов, поэтому важно вовремя увлажнять грунт. Здоровая почва хорошо сохраняет влагу и содержит различные минеральные вещества. Для активного роста требуются соединения азота, для цветения и созревания плодов — соли фосфора. В конце лета, когда важно подготовить растение к зимним холодам, нужны калийные соли.

В зависимости от состава почвы могут потребоваться соединения кальция, магния, серы. Из-за недостатка серы растение не усваивает азот, желтеет, в семенах не накапливаются масла.

Растение с дефицитом серы

Рис. 2. Растение с дефицитом серы.

Кроме питательных веществ, растениям необходима вода. Охлаждение кроны происходит за счёт испарения с поверхности листьев. При постоянном недостатке воды растения гибнут. На территориях, где выпадает мало осадков, применяется искусственное орошение.

Искусственное орошение

Рис. 3. Искусственное орошение.

Удобрения

В земледелии для предотвращения истощения почвы используются удобрения. При небольшой площади посевов применяется органическая подкормка — компост, то есть остатки растений, навоз, птичий помёт, переработанные микроорганизмами. Крупные хозяйства закупают минеральные удобрения, которые производят предприятия химической промышленности.

Класс удобрения и его необходимое количество определяется специалистом с помощью анализа почвы. Вреден и недостаток, и избыток внесённых веществ.

Что мы узнали?

Для питания растениям необходима развитая корневая система и плодородная почва. Почва должна содержать растворённые в воде элементы питания. При их недостатке применяются удобрения. Об этом можно рассказать в докладе на урок по окружающему миру в 3 классе.

Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.

Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.

Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.

Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.

Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.


Цвет почвы - довольно тёмный, но если мы рассмотрим её через микроскоп, нашему взору откроются частички листочков и корней погибших растений. Также, мы можем заметить части тел мелких насекомых, червячков и жучков.

Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.

Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.

А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.

В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.

Выращивают на земле множество различных культур - зерновых, бобовых, плодово-ягодных, овощных, декоративных. Выращивают и растения, из которых делают одежду – лён, хлопок.

Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!

Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.

Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.

Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.

Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.

Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.

Примеры и разбор решения заданий

1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.

Цели: Формирование умений учебного сотрудничества- умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности, формирование общеучебных умений и навыков – работа с учебными текстами, участие в диалоге, овладение первоначальными умениями постановки опытов, изучение состава почвы, воспитывать интерес к предмету.

Оборудование и наглядные пособия: Тетради для самостоятельной работы, блюдечки с почвой, стеклянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, стеклянный стакан, воронка, бумажный фильтр, пипетка, предметное стекло, держатель, спиртовка, карточки с вопросами, таблицы с указанием темы вопросов и количество баллов.

В игре участвуют три команды.
Право первого хода разыгрывается по жребию. Затем отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку.

При правильном ответе на счёт команды записывается число баллов, соответствующее цене вопроса, При неправильном ответе команда штрафуется на соответствующее число баллов. Если команда не может ответить на вопрос, который прозвучал, то право ответа переходит к следующей команде.

Игра состоит из двух раундов: Красного и Синего. Каждый раунд длится 15 минут. Для каждого раунда на доске нарисована таблица.

Читайте также: