Модель цепи питания 4 класс окружающий мир как сделать

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

\u2013\u00a0\u0420\u0430\u0441\u0442\u0435\u043d\u0438\u044f\u043c\u0438 \u043f\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430\u0441\u0435\u043a\u043e\u043c\u044b\u0435 \u2013 \u0433\u0443\u0441\u0435\u043d\u0438\u0446\u044b, \u0433\u0443\u0441\u0435\u043d\u0438\u0446\u0430\u043c\u0438 \u043f\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u043f\u0442\u0438\u0446\u044b, \u043f\u0442\u0438\u0446 \u043f\u043e\u0435\u0434\u0430\u0435\u0442 \u0432\u043e\u043b\u043a, \u043e\u043d \u0443\u043c\u0438\u0440\u0430\u0435\u0442, \u0435\u0433\u043e \u043e\u0441\u0442\u0430\u043d\u043a\u0438 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043a\u043e\u043c\u044b\u0435 \u2013 \u0442\u0440\u0443\u043f\u043d\u044b\u0435 \u0436\u0443\u043a\u0438 \u0438 \u043c\u0438\u043a\u0440\u043e\u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u043c\u044b; \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0443\u044e\u0442\u0441\u044f \u043c\u0438\u043d\u0435\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0441\u043e\u043b\u0438, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443\u044e\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0441\u0432\u043e\u0435\u0433\u043e \u0440\u043e\u0441\u0442\u0430 \u0440\u0430\u0441\u0442\u0435\u043d\u0438\u044f.

\u041a\u043b\u0435\u0432\u0435\u0440 \u2013\u2013> \u0448\u043c\u0435\u043b\u044c \u2013\u2013> \u043c\u044b\u0448\u044c\u00a0\u2013\u2013> \u0441\u043e\u0432\u0430.
">]" data-testid="answer_box_list">

verciv

Жук-короед--->мышь--->лиса шишки--->белка--->куница растение--->гусеница--->стриж растение--->заяц--->волк

larisonka82

Растительностью питается заяц, зайцем – лиса, лиса умирает, ее останки перерабатывают насекомые – трупные жуки и микроорганизмы; образуются минеральные соли, которые используют растения для своей жизни.
– Растениями питаются насекомые – гусеницы, гусеницами питаются птицы, птиц поедает волк, он умирает, его останки перерабатывают насекомые – трупные жуки и микроорганизмы; образуются минеральные соли, которые используют для своего роста растения.

Клевер ––> шмель ––> мышь ––> сова.

Новые вопросы в Другие предметы

Часть микроскопа 1. Объективы 2. Окуляр 3. Тубус 4. Предметный столик 5. Зеркало 6. Винты 2. Изучи таблицу и сделай вывод о назначении микроскопа. Для … чего необходима Обеспечивает увеличение изображения или объекта. Увеличивает изображение, полученное от объектива. Соединяет окуляр и объектив. Служит для размещения на нем объекта исследова- НИЯ. Помогает направлять свет в отверстие на столике. Поднимают и опускают тубус или предметный сто- ЛИК. 7. Штатив Удерживает все части микроскопа и регулирует его положение.​

6. . Мой багаж знаний Выбери нужные слова и дополни текст: сложный, познать, строение, микроскоп, настраивать, рассматривать, влаж ные, объектов, обол … очки, цитоплазмы, ядра, увеличение, части. 1. Я узнал, что МИКРОСКОП - это прибор, его использо- вание позволяет внутреннее организмов и процессы их жизнедеятельности. 2. Получил первые навыки работы с . (умеем и знаем, как его и в него изучаемые объекты). 3. Научился готовить . микропрепараты натуральных из- учаемых . 4. Рассмотрел строение клеток кожицы лука и выяснил, что они состоят из . 5. Научился определять . объекта. 6. Узнал, из каких . состоит прибор.​

Температура води Перуанської течії + 21°С,а Північноатлантичної- +12°С.Чому ж тоді першу течію називають холодною,а другу теплою. ​

2. Изучи таблицу и сделай вывод о назначении микроскопа. Часть микроскопа Для чего необходима 1. Объективы Обеспечивает увеличение изображения или объ … екта. 2. Окуляр Увеличивает изображение, полученное от объектива. 3. Тубус Соединяет окуляр и объектив. 4. Предметный Служит для размещения на нем объекта исследова- столик НИЯ. 5. Зеркало Помогает направлять свет в отверстие на столике. 6. Винты Поднимают и опускают тубус или предметный сто- Лик. 7. Штатив Удерживает все части микроскопа и регулирует его положение,​


Урок создан, чтобы дети знали, что такое цепи питания, их виды, чем связаны между собой эти представители живой природы.

Описание разработки

Цель: обобщить знания учащихся о разнообразии животного мира, о группах животных по типу питания, о цепях питания, о размножении и стадиях развития, приспособленности к защите от врагов и охране животных.

Задачи:

Познавательная: Способствовать обогащению и развитию субъективных представлений о жизни животных.

Способствовать формированию умения у детей составлять, "читать", схемы, моделировать экологические связи.

Развивающая: Способствовать развитию умений и навыков самостоятельной и групповой работы.

Создать условия для развития логического мышления;

Воспитывающая: Воспитывать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, чувство любви к природе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

У вас на столах оценочные листочки. Сегодня вы сами будете себя оценивать. В конце каждого этапа вы будете закрашивать кружочки: зеленым - усвоил материал хорошо, настроение хорошее; желтым - что-то не понял; красным – усвоил материал плохо, настроение плохое.

Итак, оцените с каким же вы настроением пришли сегодня на урок. Как мы его начинаем? Закрасьте кружочек около цифры 1. Уберите листочки в сторону.

- Ребята, посмотрите внимательно на доску. Подумайте, чем связаны между собой эти представители живой природы. Кто по данному определит тему нашего урока?

(Мы будем говорить о том, кто как питается. )

- Правильно! Если внимательно посмотреть на доску, то видно, что все предметы соединены стрелочками в цепочку по способу питания. В экологии такие цепочки называются экологическими цепями, или цепями питания. Отсюда тема нашего урока “Кто что ест? Цепи питания”.

Материал на тему Кто что ест? Цепи питания

3. Актуализация знаний.

- Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, а кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? Расскажите, опираясь на таблицу.

(Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворенные в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу. )

- А теперь давайте вспомним, на какие группы по способу питания делятся животные и чем они отличаются друг от друга.

(Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому еще называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей. )

4. Открытие нового знания.

- Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду.

- В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов.

Таким же образом объясняют свои цепи и другие .

1) Поле: рожь – мышь – змея ;

3) Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка ;

4) Водоем: водоросли – карась – щука .

Давайте понаблюдаем, из каких звеньев они состоят. Что есть на каждой таблице? Что стоит на первом месте? На втором? На третьем?

(Растение. Животное растительноядное. Животное хищное, насекомоядное или всеядное. )

5. Первичное закрепление знания.

А сейчас мы поиграем в следующую игру под названием:

Молодцы! Вы сегодня активные в своей работе!

2) Повторение правил поведения в лесу.

- Вот мы и в лесу. Послушайте звуки леса, посмотрите на разнообразие его обитателей. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу?

1. Не ломать ветки деревьев и кустарников.

2. Не срывать и затаптывать цветы и лекарственные растения.

3. Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

4. Не уничтожать лягушек, жаб.

5. Не трогать птичьи гнезда.

6. Не приносить из леса животных домой.

А теперь составьте цепь питания из этих слов: с изображениями совы, мышей и желудей. Учащиеся составляют цепь питания, перемещая картинки.

- Кто крупнее в этой цепи питания?

- Крупнее всех – сова, а мышь крупнее желудя.

- Если бы у нас были волшебные весы, и мы бы взвесили всех сов, мышей и желуди, то оказалось бы, что желуди тяжелее мышей, а мыши тяжелее сов. Как вы думаете, почему?

- Потому, что желудей в лесу очень, очень много, мышей много, а сов – мало.

- И это не случайно. Ведь одной сове для питания надо много мышей, а одной мышке – множество желудей. Получается экологическая пирамида.

Навигация (только номера заданий)

0 из 10 заданий окончено

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )

Рубрики


Поздравляем!
Вы отлично справились с заданием.
Ваш результат соответствует 1 месту.


Поздравляем!
Вы хорошо справились с заданием.
Ваш результат соответствует 2 месту.


Поздравляем!
Вы выполнили задние допустив незначительное количество ошибок.
Ваш результат соответствует 3 месту.


Сделайте работу над ошибками.
Попробуйте пройти тестирование еще раз и добиться хорошего результата.
Ваш результат может стать значительно лучше.


Каждый организм должен получать энергию для жизни. Например, растения потребляют энергию солнца, животные питаются растениями, а некоторые животные питаются другими животными.

Что такое пищевая цепь?

Пищевая (трофическая) цепь – это последовательность того, кто кого ест в биологическом сообществе (экосистеме) для получения питательных веществ и энергии, поддерживающих жизнедеятельность. При рассмотрении круговорота веществ в экосистеме необходимо учитывать три основные группы организмов: продуценты, консументы и редуценты. Ниже вы сможете более подробно ознакомится с каждой из этих трех групп.

Автотрофы (продуценты)


Автотрофы – живые организмы, которые производят свою пищу, то есть собственные органические соединения, из простых молекул, таких как углекислый газ. Существует два основных типа автотрофов:

  • Фотоавтотрофы (фотосинтезирующие организмы) такие, как растения, перерабатывают энергию солнечного света для получения органических соединений – сахаров – из углекислого газа в процессе фотосинтеза. Другими примерами фотоавтотрофов являются водоросли и цианобактерии.
  • Хемоавтотрофы получают органические вещества благодаря химическим реакциям, в которых задействованы неорганические соединения (водород, сероводород, аммиак и т.д.). Этот процесс называется хемосинтезом.

Автотрофы являются основой каждой экосистемы на планете. Они составляют большинство пищевых цепей и сетей, а энергия, получаемая в процессе фотосинтеза или хемосинтеза, поддерживает все остальные организмы экологических систем. Когда речь идет об их роли в пищевых цепях, автотрофы можно назвать продуцентами или производителями.

Гетеротрофы (консументы)


Гетеротрофы, также известные как потребители, не могут использовать солнечную или химическую энергию, для производства собственной пищи из углекислого газа. Вместо этого, гетеротрофы получают энергию, потребляя другие организмы или их побочные продукты.

Люди, животные, грибы и многие бактерии – гетеротрофы. Их роль в пищевых цепях заключается в потреблении других живых организмов. Существует множество видов гетеротрофов с разными экологическими ролями: от насекомых и растений до хищников и грибов.

Деструкторы (редуценты)

Следует упомянуть еще одну группу потребителей, хотя она не всегда фигурирует в схемах пищевых цепей. Эта группа состоит из редуцентов, организмов, которые перерабатываю мертвые органические вещества и отходы, превращаяя их в неорганические соединения.

Редуценты иногда считаются отдельным трофическим уровнем. Как группа, они питаются отмершими организмами, поступающими на различных трофических уровнях. (Например, они способны перерабатывать разлагающееся растительное вещество, тело недоеденной хищниками белки или останки умершего орла.) В определенном смысле, трофический уровень редуцентов проходит параллельно стандартной иерархии первичных, вторичных и третичных потребителей. Грибы и бактерии являются ключевыми редуцентами во многих экосистемах.

Редуценты, как часть пищевой цепи, играют важную роль в поддержании здоровой экосистемы, поскольку благодаря им, в почву возвращаются питательные вещества и влага, которые в дальнейшем используется продуцентами.

Уровни пищевой (трофической) цепи

Пищевая цепь представляет собой линейную последовательность организмов, которые передают питательные вещества и энергию начиная с продуцентов и к высшим хищникам.

Трофический уровень организма – это положение, которое он занимает в пищевой цепи.

Первый трофический уровень

Пищевая цепь начинается с автотрофного организма или продуцента, производящего собственную пищу из первичного источника энергии, как правило, солнечной или энергии гидротермальных источников срединно-океанических хребтов. Например, фотосинтезирующие растения, хемосинтезирующие бактерии и археи.

Второй трофический уровень

Далее следуют организмы, которые питаются автотрофами. Эти организмы называются растительноядными животными или первичными потребителями и потребляют зеленые растения. Примеры включают насекомых, зайцев, овец, гусениц и даже коров.

Третий трофический уровень

Следующим звеном в пищевой цепи являются животные, которые едят травоядных животных – их называют вторичными потребителями или плотоядными (хищными) животными (например, змея, которая питается зайцами или грызунами).

Четвертый трофический уровень

В свою очередь, этих животных едят более крупные хищники – третичные потребители (к примеру, сова ест змей).

Пятый трофический уровень

Третичных потребителей едят четвертичные потребители (например, ястреб ест сов).

Каждая пищевая цепь заканчивается высшим хищником или суперхищником – животным без естественных врагов (например, крокодил, белый медведь, акула и т.д.). Они являются “хозяевами” своих экосистем.

Когда какой-либо организм умирает, его в конце концов съедают детритофаги (такие, как гиены, стервятники, черви, крабы и т.д.), а остальная часть разлагается с помощью редуцентов (в основном, бактерий и грибов), и обмен энергией продолжается.

Стрелки в пищевой цепи показывают поток энергии, от солнца или гидротермальных источников до высших хищников. По мере того, как энергия перетекает из организма в организм, она теряется на каждом звене цепи. Совокупность многих пищевых цепей называется пищевой сетью.

Положение некоторых организмов в пищевой цепи может варьироваться, поскольку их рацион отличается. Например, когда медведь ест ягоды, он выступает как растительноядное животное. Когда он съедает грызуна, питающегося растениями, то становиться первичным хищником. Когда медведь ест лосося, то выступает суперхищником (это связано с тем, что лосось является первичным хищником, поскольку он питается селедкой, а она ест зоопланктон, который питается фитопланктоном, вырабатывающим собственную энергию благодаря солнечному свету). Подумайте о том, как меняется место людей в пищевой цепи, даже часто в течение одного приема пищи.

Типы пищевых цепей

В природе, как правило, выделяют два типа пищевых цепей:

Пастбищная пищевая цепь


Этот тип пищевой цепи начинается с живых зеленых растений, предназначенных для питания растительноядных животных, которыми питаются хищники. Экосистемы с таким типом цепи напрямую зависят от солнечной энергии.

Таким образом, пастбищный тип пищевой цепи зависит от автотрофного захвата энергии и перемещения ее по звеньям цепи. Большинство экосистем в природе следуют этому типу пищевой цепи.

Примеры пастбищной пищевой цепи:

Трава → Кузнечик → Птица → Ястреб;

Растения → Заяц → Лиса → Лев.

Детритная пищевая цепь

Этот тип пищевой цепи начинается с разлагающегося органического материала – детрита – который употребляют детритофаги. Затем, детритофагами питаются хищники. Таким образом, подобные пищевые цепи меньше зависят от прямой солнечной энергии, чем пастбищные. Главное для них – приток органических веществ, производимых в другой системе.

К примеру, такой тип пищевой цепи встречается в разлагающейся подстилке умеренного леса.

Энергия в пищевой цепи

Энергия переносится между трофическими уровнями, когда один организм питается другим и получает от него питательные вещества. Однако это движение энергии неэффективное, и эта неэффективность ограничивает протяженность пищевых цепей.

Когда энергия входит в трофический уровень, часть ее сохраняется как биомасса, как часть тела организмов. Эта энергия доступна для следующего трофического уровня. Как правило, только около 10% энергии, которая хранится в виде биомассы на одном трофическом уровне, сохраняется в виде биомассы на следующем уровне.

Этот принцип частичного переноса энергии ограничивает длину пищевых цепей, которые, как правило, имеют 3-6 уровней.

На каждом уровне, энергия теряется в виде тепла, а также в форме отходов и отмершей материи, которые используют редуценты.

Почему так много энергии выходит из пищевой сети между одним трофическим уровнем и другим? Вот несколько основных причин неэффективной передачи энергии:

  • На каждом трофическом уровне значительная часть энергии рассеивается в виде тепла, поскольку организмы выполняют клеточное дыхание и передвигаются в повседневной жизни.
  • Некоторые органические молекулы, которыми питаются организмы, не могут перевариваться и выходят в виде фекалий.
  • Не все отдельные организмы в трофическом уровне будут съедены организмами со следующего уровня. Вместо этого, они умирают, не будучи съеденными.
  • Кал и несъеденные мертвые организмы становятся пищей для редуцентов, которые их метаболизируют и преобразовывают в свою энергию.

Итак, ни одна из энергий на самом деле не исчезает – все это в конечном итоге приводит к выделению тепла.

Значение пищевой цепи


  1. Исследования пищевой цепи помогают понять кормовые отношения и взаимодействие между организмами в любой экосистеме.
  2. Благодаря им, есть возможность оценить механизм потока энергии и циркуляцию веществ в экосистеме, а также понять движение токсичных веществ в экосистеме.
  3. Изучение пищевой цепи позволяет понять проблемы биоусиления.

В любой пищевой цепи, энергия теряется каждый раз, когда один организм потребляется другим. В связи с этим, должно быть намного больше растений, чем растительноядных животных. Автотрофов существует больше, чем гетеротрофов, и поэтому большинство из них являются растительноядными, нежели хищниками. Хотя между животными существует острая конкуренция, все они взаимосвязаны. Когда один вид вымирает, это может воздействовать на множество других видов и иметь непредсказуемые последствия.

Читайте также: