Милицейская сирена своими руками схема

Обновлено: 04.07.2024

Название разделов
Источники питания
В данном разделе собраны конструкции иточников питания. Рассмотены способы преобразования и получения электрической энергии
Реклама на ВРТП
Реклама на вртп.

Мы предлагаем вам два вида интернет рекламы:
- контекстная реклама
- баннерная реклама

Это наиболее продуктивные средства рекламы, позволяющие ускорить раскрутку сайта и улучшить узнаваемость бренда.

Предпочтение отдается технической тематике рекламы или теме HI-TECH.

- Баннер слева сайта: ширина 180 пикселей, высота от 100 до 250 пикселей. При большей высоте баннера цена оговаривается

отдельно.
Сквозное размещение рекламного баннера на главной странице — в левой колонке сайта. Размещение статическое. Стоимость

- Баннер внизу сайта: ширина от 150 до 250 пикселей, высота 150 пикселей.
При большей ширине баннера цена оговаривается отдельно
сквозное размещение рекламного баннера в нижней части центральной колонки. Размещение статическое. Стоимость — 3000р в

Баннерная реклама должна быть в формате GIF или FLASH.

В Интернете очень много схем различных звуковых генераторов сигнала "Тревога". Всё хотелось их попробовать в деле, смакетировав "в железе". Вот, наконец, выпало время этим заняться. Сначала хотелось попробовать наиболее часто мельтешащие в Интернете схемы, создающие звук полицейской (милицейской) сирены. Первой была собрана заманчивая схема, содержащая всего одну логическую микросхему и один транзистор:

Схема вообще не работает. Для того, чтобы она заработала, надо поменять местами буквы "С" и "И", указанные на схеме. Выход логического элемента генератора импульсов находится в среднем под более высоким потенциалом, чем его вход, а полевой транзистор КП313- с каналом проводимости N-типа, и у него сток должен находиться под более положительным потенциалом, чем исток. При переброске выводов стока и истока, схема работает. Но работает отвратительно, весьма отдалённо напоминая милицейскую сирену. Установка вместо R3, R4, R5 подстроечных резисторов и их подбор ничего не дало- звук совершенно не приемлем для сигнала "Тревога". Вывод- использование полевиков в цепи обратной связи генераторов на логике, позволяет создать прерывистый свип-тональный сигнал, но не позволяет создать сигнал милицейской сирены. Но прерывистый тональный сигнал можно создать и на одной логической микросхеме, безо всяких полевиков!

Была собрана вторая, часто встречающаяся в Интернете схема- на вездесущих интегральных таймерах NE555:

Схема не работает вообще, ни хорошо, ни плохо, никак! Была сделана попытка подать сигнал с выхода (с вывода 3) левой микросхемы через интегрирующую RC-цепь на вход (вывод 5) правой микросхемы. Схема начинает работать, но звук примерно, как у схемы Рис.1. Вывод- тот-же, что и для предыдущей схемы. Как я понял, на таймере 555 можно создать милицейскую сирену, но придётся использовать задающий генератор несимметричного треугольного сигнала на ОУ по схеме "компаратор-интегратор", при этом нужен двухполярный источник питания, либо применять сложный генератор треугольного сигнала на транзисторах. Так что, овчинка выделки не стОит! Уж лучьше собрать старую проверенную временем схему на двух транзисторных мультивибраторах, какие собирали ещё во времена дорогого и любимого Леонида Ильича Брежнева. Схемы эти можно найти в старых журналах "Радио", раздел "Для начинающих". Они хорошо работают и дают качественный звук милицейской сирены, но содержат много деталей.

Возникает естественный вопрос- как могут эти схемы, совершенно не пригодные и не рабочие, мельтешить на стольких сайтах в Интернете и в масее книг? А очень просто- многие владельцы сайтов и авторов книг по электронной тематике не знают, с какой стороны надо держать паяльник. А многие схемы- просто высосаны из пальца, никогда не собирались "в железе", и выложены на сайт, как "гениальная разработка", которую тут же подхватывают другие сайты и авторы скороспелых книг. Советую брать схемы только с авторских сайтов, где владелец сайта публикует именно свои схемы, которые он собирал "в железе", а не чужие, собранные со всего Интернета. Либо использовать схемы из периодических журналов по электронике, в первую очередь- из журнала "Радио". В редакции журнала "Радио" сплошь кандидаты наук, профессионалы, а в редколлегии вообще вплоть до академиков! Они, при малейшем подозрении, теребят автора так, что тому мало не кажется, это я, как автор публикаций в "Радио" говорю. Там 95% схем- рабочие. Что совсем не скажешь о схемах в книгах! Кроме того, в последние годы появилось много программ для ПК- симуляторов электронных схем, такие как ПиСпеция (PSpice), Верстак (Workbench) и т.п. Единственно, что правильно в этих программах- название. Симулировать- значит делать вид, что работаешь, при этом не работая! Так что, будьте бдительны. Если раньше наличие рисунка печатной платы вселяло уверенность в то, что схема реально собиралась, то теперь в ПиСпеции и Верстаках можно махом по лжесхеме и печатку создать! У меня радиолюбительский стаж 43 года, и я понасмотрелся на эти фокусы, как совершенно не рабочие схемы десятилетиями кочуют из одной книги в другую. Теперь к книгам добавились сайты. Единственный надёжный путь разработки и проверки схем- натуральное макетирование "в железе". Всё остальное- туфта! Можно разработать схему в симуляторе, том же PSpice, затем в Layout Plus (PSpice входит в состав OrCAD) разработать печатную плату, затем изготовить плату, приобрести комплектующие, тщательно, с любовью, её спаять, а потом выбросить в помойное ведро! Конечно, есть схемы, которые не соберёшь на макете, те же скоростные аналого- цифровые с применением контроллеров в корпусе QFP и каккой- нибудь Altera, то тут уж ничего не попишешь- надо после разработки делать плату, на макете не соберёшь, но там, где это можно сделать, нужно делать. Особенно это касается аналоговых схем.

Тем, кто любит мучать клаву на всяких "симуляторах", и не любит паяльник и осциллограф, предлагаю простой экскремент. Создайте в симуляторе генератор прямоугольных импульсов, которые подайте на вход любого счётчика TTL, скажем К155ИЕ5. Затем меняйте скважность импульсов в широких пределах. Вы увидите, что К155ИЕ5 прекрасно работает, считает, как надо, и на всех выходах правильный сигнал. А теперь соберите схему "в железе" и изменяйте скважность входных импульсов. Вы с удивлением увидите, что при скважности в несколько десятков, счётчик начинает себя вести непредсказуемым образом. Скажем, 1й триггер работает нормально, 2й стоит в единице, не шелыхаясь, зато 3й работает так, будто со вторым всё в порядке, а 4й не колышшется, как и 2й! И пока не уменьшите скважность до, примерно 12, всё будет так! Почему так происходит- сия тайна велика есть! Как, впрочем, и во многих других вопросах. Просто лень мучать клаву, посему на том и ограничусь. Из опубликованных в книгах схем, примерно каждая 4я- не работает вообще, а каждая 2я- не соответствует заявленным параметрам!

Используя схему своей давней разработки Квартирная сигнализация, я также получил схему милицейской сирены, содержащую одну логическую микросхему и один транзистор, причём не полевой, а самый обычный, биполярный:

Номиналы конденсаторов указаны для напряжения 9-12В, при других напряжениях потребуется их подбор. Эта схема отмакетирована и, в отличие от предыдущих, генерирует сигнал милицейской сирены отличного качества. К тому же, схема имеет 2 противоафазных выхода, к которым можно подключить выходной импульсный формирователь, не используя линейного УНЧ для динамической головки громкоговорителя тревоги охранной системы. Полная схема такого формирователя содержится в архиве документации на Квартирную сигнализацию(zip 178 kbyt). Если не устраивает частотный диапазон изменения звука, надо уменьшить/увеличить номинал С3,С4, но С3 и С4 должны иметь одинаковый номинал, т.е. надо заменять их оба.

Если охранная система имеет два рубежа охраны, либо две разные зоны охраны, то можно сделать так, что при нарушении разных рубежей (зон) будет генерироваться разный звуковой сигнал Тревоги:

Пусть при нарушении первого рубежа сигнал ALARM устанавливается в "1", а сигнал RUBEJ в "0". Тогда будет прерывистый двухчастотный свип-тональный звук, обусловленный подобранным резистором R7. При нарушении же второго рубежа в "1" устанавливается и ALARM, и RUBEJ. Тогда открывается VT2, и параллельно R7 подключается подобранный резистор R10, и звук становится, как у милицейской сирены.

Просматривая книгу: Ч.Шумейкер "Любительские схемы контроля и сигнализации на ИС", я нашёл две схемы с интересными названиями. Вот первая из них:

Схема была промакетирована, и звуком я был очень доволен. Правда "пением" его назвать язык не поворачивается. Это надо, чтобы в детстве медведь на ухо наступил, чтобы этот мерзкий звук назвать "пением"! Звук подходит для сигнала Тревога- кажется, что работает не один генератор, а сразу два. Один с частотой примерно 2 Гц генерирует жулькающий свип-тональный звук, а второй, с этой же частотой, в паузах первого генератора, генерирует долбящий прерывистый чисто тональный звук. Звук ценен тем, что резко отличается от всех широко применяемых- от сигнализаций автомобилей, игровых приставок, квартирных звонков, и тем самым хорошо идентифицируется. Я создал схему этого генератора в графике ЕСКД, как у нас принято:

Затем была промакетирована вторая схема с интересным названием:

Ну и вкус у театралов! Схема генерирует архимерзкий звук, похожий на ревун тревоги в подводной лодке, но ещё и с высокочастотным присвистом. Я сам в подводной лодке не бывал, но, судя по фильмам о подводниках, звук очень похож, и подходит для сигнала Тревога. К тому же, как и звук предыдущей схемы, резко отличается ото всего окружающего и хорошо идентифицируется. Поэтому я создал схему в ЕСКД и для этого генератора:

Попытка избавиться от IC2, смешав сигналы двух генераторов после С6,С2 успеха не имела. Звук становится мелодичным, не подходящим для сигнала Тревога, взаправду "театральным". Но хотелось, чтобы этот звук был прерывистым, как в подводных лодках, а эта схема генерирует непрерывный звук. В книге также есть схема и для прерывистого звука:

Но сборка на макете показала её полную неработоспособность! Если пересадить R7 на вывод 13, то схема работает, как предыдущая, в непрерывном режиме, иначе- не работает вообще. Учитывая, что два элемента IC2 в схеме Рис.7 (Рис.8) остаются не использованы, я сам скумекал, как сделать звук прерывистым:

Звук стал полностью, ну как в подводной лодке, и хорошо подходит для сигнала Тревога!

Если охранная система имеет несколько зон охраны, то, используя схемы Рис.3, Рис.6 и Рис.10, можно создать разные звуковые сигналы Тревога для трёх зон охраны. А если использовать набор Рис.4, Рис6, Рис.10, то можно создать разные звуковые сигналы Тревога для четырёх зон охраны, либо для трёх зон, одна из которых- двухрубежная. И все сигналы зон будут резко отличаться и хорошо идентифицироваться. Это особенно ценно при охране частных домов с приусадебным участком и хозпостройками и при охране дач.

Схемы я разрабатываю и макетирую на платах из одностороннего стеклотекстолита, верхняя сторона которого гусаком из ножовочного полотна порезана на равные квадраты со стороной 5 мм, которые затем облужены:



Для монтажа соединений платы используются жилы от телефонного линейного кабеля диаметром 0.5 мм., предварительно облуженные. Для длинных соединений можно использовать и многожильный провод. Я использую жилы от ленточных кабелей ПК. Они хорошо лудятся и при этом не оплавляются и не укорачиваются. Перед припайкой многожильного провода, его оголённые концы надо скрутить и облудить. Крупный план монтажа:



Так как микросхемы стоят вверх ногами, то то стороны ключа отвёрткой делается чёрточка-метка.

Для макетирования устройств с микроконтроллером применяется специальная макетная плата, содержащяя плату с панелью для микроконтроллера:



Плата микроконтроллера изготавливается на основе обрезка стандартной заводской макетной платы с металлизацией отверстий. В запаянную в плату панель микроконтроллера сверху вставляется ещё панель, чтобы при снятии и постановке микроконтроллера нижняя, запаянная панель, не изнашивалась. При износе вархней панели, она заменяется. Верхняя панель скручена на краях проволокой с нижней панелью. Показанная плата очень старая, поэтому многие квадраты фольги отвалились. Долговечность макетной платы зависит от качества приклейки фольги. У мена были случаи, когда плата эксплуатировалась в течении 10 лет без единого отпавшего квадрата. А бывало и так, что платы на год не хватало. Размер платы по горизонтали и вертикали должен быть кратен 5 мм. Плата перед прорезанием прочерчивается со всех сторон штангенциркулем, на котором сначала выставляется размер 5 мм., затем 10 мм., звтем 15 мм., и т.д, пока вся плата не будет размечена. Прорезать плату надо осторожно, не торопясь, не допуская задиров фольги. После прорезания фольги, плата шлифуется мелкой шкуркой, прочищается тряпкой, смоченной в ацетоне, покрывается раствором канифоли в ацетоне, сушится, а затем лудится паяльником 90-100 Вт, после чего промывается и прочищается тряпкой, смоченной в ацетоне.

После того, как схема разработана и отмакетирована, отпаиваются навесные провода, затем дискретные детали, затем отпаиваются провода, соединяющие микросхемы с платой от платы, затем выводы микросхем очищаются паяльником от проволок проводов,затем выводы всех деталей пролуживаются, выравниваются гладними плоскогубцами, снова облуживаются и эти же детали используются для изготовления печатных плат. Затем плата, очищенная от всех проволок проводов переворачивается в руке над столом вниз квадратами фольги, паяльником снизу снимается с квадратов лишьний припой, затем плата ложится на стол квадратами вверх, все использованные квадраты пропаиваются, чтобы были гладкими и не было перемычек припоя между квадратами, после чего плата промывается тряпкой, смоченной в ацетоне, и готова для следующего макетирования.

На таких платах можно разрабатывать сложные устройства. Например Светодиодный физиотерапевтический прибор был разработан на такой плате больших размеров. Если бы он был разработан в ПиСпеции, или в каких-нибудь Верстаках, у меня бы не поднялись руки чертить схемы и разрабатывать печатные платы для такого "прибора"! Такую технологию можно использовать для изготовления устройств, которые надо сделать в единичном экземпляре и максимально быстро. Я изготовил таким образом несколько относительно простых устройств, которые работают надёжно долгие годы.

Автор: Исаев Александр Николаевич
г.Железногорск-Илимский. Иркутская обл.
2008г.

Роясь по журналам, обнаружил в журналах и книгах за 200х г.г. старые схемы сирен, и некоторые новые. Должен предупредить, что эти схемы я не макетировал:

Мощная сирена имитирует звуковые сигналы, которыми оснащены служебные автомобили немецкой полиции. Звук сирены хорошо знаком и слышен на больших расстояниях. Устройство найдет применение в охранных системах, при изготовлении моделей и модернизации игрушек, а также при создании различных звуковых эффектов во время игр и озвучивании любительских фильмов.


Технические характеристики.
Номинальное напряжение питания: 12,0 В.
Максимальная выходная мощность: 15 Вт.
Номинальное сопротивление нагрузки: 8…32 Ом.
Максимальный ток нагрузки, не более: 1,5 А.
Минимальное напряжение питания, не менее: 9,0 В.
Размер печатной платы: 55х30 мм.

Устройство, безусловно, будет интересно и полезно для знакомства с радиоэлектроникой и получения опыта сборки и настройки устройства.


Краткое описание.

Сирена выполнена на основе двух симметричных мультивибраторов и мощного выходного каскада. Для получения специфического звучания устройства первый мультивибратор (VT1, VT2 BC547) управляет частотой работы второго мультивибратора (VT3, VT4 BC547). Рабочая частота мультивибраторов определяется номиналами резисторов и конденсаторов (R2, R3, C1, C2 и R8, R9, C4, C5 - соответственно для первого и второго мультивибраторов). Первый мультивибратор совместно с элементами R5, R6, C3 управляет скоростью и диапазоном изменения частоты второго мультивибратора. Транзистор VT5 КТ829А применяется в качестве усилителя мощности.

Правильно собранное устройство в настройке не нуждается.

Рекомендации по применению устройства.

1.Для питания устройства необходим источник питания, обеспечивающий выходное напряжение 9,0…14,0 В и ток, не менее 1,5 А. Питание подается на выводы 1 ( - ) и 4 ( + )
Изменение напряжения питания приводит к изменению тональности сирены.

2.Во избежание перегрева и выхода из строя транзистора VT5, его необходимо установить на радиатор, площадью не менее 40 см2.

3.При необходимости подачи сигнала сирены на дополнительный усилитель низкой частоты или его записи на магнитофон, во избежание перегрузки входных каскадов Вашей аппаратуры, необходимо использовать дополнительный выход 2, уровень сигнала на котором не превышает 500 мВ.

kryakalka-na-avto.jpg

Охранная сигнализация на авто ИК датчики

Однажды автору этих строк пришлось ремонтировать скутер китайского производства, приведенный “поколением некст” в довольно-таки удручающий вид. Помимо множества чисто механических проблем, на скутере, вдобавок, имелись еще и “электрические” неполадки – должно быть, юные гонщики не очень-то интересовались техническим состоянием своего “железного коня”, и поэтому катались с “умершим в ноль” регулятором напряжения – в результате чего на машинке оказались сгоревшими практически все лампы, а также не работал звуковой сигнал.

И если регулятор с лампочками, покопавшись пару часов в гараже, удалось-таки раздобыть, то вот с поиском “дудки” дело обстояло немного сложнее – в мотомагазине она стоила, ни много, ни мало, 400 целковых; да и плюс ко всему, на тот момент отсутствовала в продаже. Идея поставить на скутер автомобильный “клаксон”, после некоторых раздумий, также была отвергнута – слишком уж у него большая мощность – скорее всего, слабенькая кнопка в рулевом переключателе не выдержит и начнет подгорать, а городить дополнительное реле тогда почему-то не захотелось.

kryakalka-na-avto.jpg

Да и цена у автомобильного “гудка” немалая – еще больше, чем у мотоциклетного. Вот тут то и родилась идея оснастить скутер каким-либо само-дельным сигналом, имеющим при этом небольшую себестоимость изготовления. Ну, а если уж и затевать самопал, то пускай тогда результат будет интересным и необычным – работает, так сказать, на имидж “мопедки”.

Так как жизнь данному скутеру предстояла нелегкая, в сельской местности – там, где гаишников не видывали со времен Ивана Сусанина, а дорожными инспекторами само- провозгласились абсолютно тихие и трезвые пастухи (со своими рогатыми подопечными в качестве стажеров); возникла идея оснастить машинку сигналом, напоминающим знамени-тую “крякалку” – наподобие той, что устанавливается на автомобили полиции и прочих экстренных служб – ведь в деревне такая “маленькая шалость”, скорее всего, никаких проблем не создаст (в отличие от города, где подобных вольностей ДПС, конечно же, не допустит – и правильно, кстати, сделает!).

Пробежка по радиолюбительским сайтам показала, что “крякалки” самодельщиками, в принципе, создаются; правда, в последнее время все больше этих устройств строится на… микроконтроллерах! Мне же такой подход показался расточительным и не вполне оправданным – по сути, использовать для таких вещей МК – это все равно, как стрелять из пушки по воробьям (хотя, сам я работать с МК, вообще-то умею, и очень даже люблю). Поэтому, решено было придумать максимально простую и дешевую “крякалку” – такую, чтобы каждый, кто способен держать в руках не только руль своего “дачного коня”, но и паяльник, смог бы без труда ее повторить. имея в наличии пару часов свободного времени и пригоршню копеечных радиодеталей.

Но для начала предстояло разобраться с тем, что же все-таки представляет из себя то самое “кряканье”, столь нелюбимое большинством нарушителей ПДД? А так как подойти к полицейской машине с осциллографом и побибикать не представлялось возможным (по крайней мере, без серьезных последствий для здоровья ©), то пришлось пойти другим путем установить на свой ПК специальную программу (Signal Generator из пакета WaveTools – генератор звуковых колебаний, с возможностью задавать их частоту и форму; автор программы – Paul Kellett) для того, чтобы немного поэкспериментировать и подобрать нужное звучание на слух.

И вот, после нескольких часов насилия над собственными ушами, тайное наконец-то стало явным: искомое “кряканье” – это всего-навсего несимметричные прямоугольные колебания частотой 80-90 Гц, имеющие коэффициент заполнения в диапазоне от 3 до 12 % – то есть, по сути дела, обыкновенный ШИМ-сигнал. Автору этих строк наиболее близкими к “фирменным” показались два варианта (в особенности – первый): 80 Гц при 4%, и 85 Гц при 9%.

Кстати, если частоту данного сигнала поднять до 250-400 Гц. а коэффициент заполнения сделать равным 15-30 %, то звучание станет очень похожим на звук стандартного автомото “гудка”. Значит, для того, чтобы “покрякать”, достаточно будет даже самого простейшего ШИМ- генератора – лишь бы он более-менее точно обеспечивал на выходе звуковой сигнал с заданными характеристиками.

Схема получившегося устройства приведена на рисунке – она представляет собой классический несимметричный мультивибратор, нагруженный на транзисторный ключ, который является здесь простейшим усилителем. Номиналы элементов в данной схеме указаны для режима 80 Гц/4%. Частота, а также скважность импульсов на выходе такого генератора зависят от сопротивлений R1 (задает длительность импульса), R2 (задает длительность паузы) и емкости С1. Расчет длительности импульса производится по формуле:

Тимп. (сек)=0,8*С1 (мкФ)*R1 (кОм)/1000; длительность паузы рассчитывается аналогичным образом, только вместо значения R1 необходимо подставить значение R2. Соответственно, для того, чтобы рассчитать сопротивление резистора R1 (или R2) для заранее известного значения времени импульса (или паузы), нужно воспользоваться формулой, обратной предыдущей:

R(кОм)=Тимп. (сек)/0,8*С1(мкФ)*1000. Длительность импульса/паузы (в секундах) можно рассчитать, задав необходимую частоту F (в Гц) и скважность D (в процентах), по формулам:

Тимп.=(1/(F*100))*D,

Тпауз.=(1/(F*100))*(100-D).

Если по результатам расчетов сопротивления резисторов получатся очень большими (несколько МОм), и в наличии таких не окажется (у автора этих строк, например, поначалу именно так и вышло), то можно просто увеличить емкость С1 в 5-10 раз. а сопротивления резисторов, соответственно, во столько же раз уменьшить. Желательно также предусмотреть возможность некоторой регулировки частоты в готовом устройстве. дабы добиться наиболее [неприятного звучания.

Для этого емкость реального С1 нужно выбрать несколько меньше расчетной, а параллельно ему включить “подстроечник”, которым и будет, в небольших пределах, производиться “подгонка”. Выходной транзистор VT1, в принципе, можно использовать и биполярный, но все- таки лучше взять именно МДП – не обязательно тот, который указан на схеме (IRF610 был выбран только потому, что он “попался под руку”) – подойдет практически любой п- канальный; главное, чтобы он имел Imax не менее 1 А и Umax не менее 30 В (применимы, к примеру IRF610-640, IRF740, IRF3205 – также, как и многие другие).

Все дело здесь в том, что сопротивление перехода у биполярного транзистора, пусть даже и полностью открытого в режиме насыщения, тем не менее имеет достаточно большую величину – иногда оно может превышать 10 Ом; а вот активное сопротивление нагрузки – обычного динамка – при этом составляет всего лишь 2- 8 Ом. Таким образом, транзистор и его нагрузка образуют собой как бы делитель напряжения, сопротивление нижнего плеча которого (транзистора) иной раз может оказаться в два (или даже более) раза выше, чем сопротивление верхнего плеча (динамика).

В результате падение напряжения на транзисторе начинает превышать падение напряжения на нагрузке, что в свою очередь неизбежно приводит к уменьшению громкости звука – ведь по сути, последовательно с динамиком оказывается включенным дополнительное сопротивление транзисторного перехода – те самые 5-10 Ом. Иное дело – ключ на транзисторе МДП: в открытом состоянии сопротивление его канала составляет менее Ома (у некоторых моделей – даже сотые доли Ома!) – то есть, находится на уровне обычного проводника; а это означает, что практически все приложенное к нагрузке напряжение будет падать именно на ней – вместо того, чтобы впустую разогревать кристалл управляющего транзистора.

Если же возможности (или желания) использовать МДП-транзистор нет, то сгодится и пара биполярных – их нужно подключить по схеме Дарлингтона. Идеальным звукоизлучателем для данного устройства мог бы стать “колокол” фабричного изготовления – наподобие тех, что устанавливают на вокзале для оповещения пассажиров – конечно, если бы он встречался в продаже почаще и по привлекательной цене. Однако, можно обойтись и вовсе без затрат, использовав в качестве звукоизлучателя обычную динамическую головку – желательно, чтобы она была побольше и помощнее (хотя, автор этих строк получил неплохие результаты и с простым двухваттным “овалом” от “умершего” советского радиоприемника).

Причем это – чуть ли не единственный в радиоэлектронике случай, когда принцип “чем хуже – тем лучше” является совершенно оправданным: динамик может быть “охрипшим”, иметь надорванный диффузор – проверенно, “кряканье” от этого нисколько не потеряет, и даже наоборот – звук станет более “сочным” и “злым”. Неплохим звучанием (да еще и высокой механической прочностью – не в пример хлипким динамикам!) обладают также и сирены от автомобильных сигнализаций.

Приобрести подобное изделие можно за копейки – на ближайшей авторазборке; далее понадобится вскрыть корпус сирены, отпаять от ее звукоизлучателя платку штатного “синтезатора завываний”, а затем подключить вместо последнего описанное устройство. Плюс ко всему, корпуса у большинства автосирен не только прочные и герметичные, но еще и весьма просторные, благодаря чему вся схема “крякалки” может быть легко размещена непосредственно в таком корпусе. Единственным ограничением здесь является тот факт, что далеко не все сирены хорошо воспроизводят низкие частоты.

Печатная плата для устройства не разрабатывалась – в авторском варианте основой для всех деталей, кроме микросхемы, послужил обрезок фольгированного стеклотекстолита размером ~10×45 мм, с вытравленными на нем контактными площадками (если нет желания травить, то можно просто вырезать их скальпелем или бормашинкой); затем к этой импровизированной платке я подпаял микросхему – обычными монтажными проводниками, на которых она и держится (также возможно собрать устройство и на готовой макетной плате – “решете”). После испытания конструкции для нее был изготовлен корпус длинной около 45 мм, вырезанный из пластикового кабель-канала 40×40 мм.

Второму экземпляру повезло больше – его корпус решено было заполнить прозрачным строительным силиконом (который продается в больших шприцах – “пистолетах”), и “пациент” мужественно вытерпел данную “экзекуцию”. Правда, у силикона есть один существенный недостаток – в относительно большом объеме корпуса он застывает крайне медленно, даже если “сушить” его на батарее; поэтому полной полимеризации такой герметик достигнет только через несколько недель.

В конечном итоге, себестоимость всего этого “тюнинга” оказалась даже ниже указанных в названии статьи 10 руб. – фактически, покупать пришлось только К176ЛА7 (~3 руб., заменима на К561ЛА7, К176(561)ЛЕ5; а при незначительном изменении схемы – также и на К176(561)ЛН2); все остальные детали, включая выходной транзистор и динамик, благодаря многолетнему “собирательству и разбирательству” достались мне абсолютно бесплатно.

Приведенное устройство пригодится не только в качестве оригинального “клаксона” для скутера или велосипеда – его с успехом можно использовать и как ревун в охранной (или противопожарной) сигнализации – звук полицейской машины, неожиданно заставший врасплох любителей чужого добра, скорее всего придется им “по вкусу”. А в сельском хозяйстве такая “крякалка” поможет отпугнуть непрошеных гостей – грызунов, кротов, птиц и т.д., от долгожданного урожая – автор этих строк, к примеру, лично наблюдал, как звук этого устройства распугал целый выводок сорок.

В подобных случаях придутся кстати и логические элементы D1.3-D1.4, которые остались в микросхеме незадействованными: на них, например, можно собрать симметричный мультивибратор на 2-3 Гц (по классической схеме), и уже его импульсами запускать описанный здесь звуковой генератор – тогда звук “крякалки” станет прерывистым, что хорошо для применения в сигнализациях. Или же использовать для запуска “крякающего” генератора еще один, аналогичный ШИМ-генератор, рассчитав его параметры таким образом, чтобы звук включался, например, секунд на пять каждые полминуты – получится практически полный аналог широко разрекламированного (и совсем недешевого!) промышленного прибора “Антикрот”.

Вдобавок, схемка будет полезна также и для озвучки каких-нибудь игрушек, постановок, игр и т.п.

Внимание! Звук, воспроизводимый описанным здесь устройством, приравнивается к спецсигналам, а они разрешены к установке только на транспортные средства специализированных госслужб! Самовольное оснащение личного или коммерческого транспорта подобными сигналами является правонарушением, в результате которого к нарушителю могут быть применены различные санкции: от крупного штрафа (>5000р.), до лишения “прав” или даже ареста (последнее – в тех случаях, когда спецсигнал был использован для совершения других правонарушений). Такие жесткие меры вполне справедливы – на дороге не место лихачам, хамам и эгоистам, которые считают себя особенными и подвергают бездумному риску как собственную жизнь, так и окружающих их людей. Давайте будем вежливыми – как на дороге, так и в жизни!

Читайте также: