Мелкая моторика для детей 9 месяцев своими руками

Обновлено: 07.07.2024


Известный философ Кант сказал, что рука – это своего рода внешний мозг. И он был тысячу раз прав. А почему? Узнаем подробнее.

Что же такое мелкая моторика?

Если обратиться к анатомическим знаниям о человеке и перефразировать научные термины простыми словами, то смысл такой: развитие речевой активности напрямую зависит от развития мелкой моторики.
В понятие мелкой моторики входит совокупность действий нервной, мышечной, костной и зрительной систем при выполнении мелких движений пальцев рук и ног.
Ученые - исследователи Института физиологии детей и подростков подтвердили, что речевая функция и пальцевая моторика взаимосвязаны, причем, очень тесно.
Как ваш ребенок будет говорить и понимать слова? Насколько он будет смышленым и развитым? Как хорошо он будет пересказывать, рассказывать и писать сочинения в школе? Все это зависит от развития пальчиков вашего малыша.

Как развивать мелкую моторику?

Мелкую моторику активно развивают до года и после. Как и с помощью чего это делать?
Вспомните…

Ладушки! Ладушки!
Где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Попили – поели. Кш!
Полетели-полетели!
На головку сели!
Ладушки запели!

Очень знакомые слова, не правда ли? Да потому, что мамы и бабушки играют со всеми детьми еще в раннем детстве. Знакомые слова вспоминаются на подсознательном уровне.

Сорока-сорока!
Сорока-белобока!
Кашку варила,
Деток кормила.

Дальше идет перечисление, какому малышу-пальчику Сорока дала каши и за что. Идет веселый массаж ручки малыша, сопровождаемый забавными и поучительными словами.
Это тоже пример игры для развития мелкой моторики. А теперь подробнее.

С чего начать равитие мелкой моторики?

Возраст ребенка до 3 месяцев

1. У младенцев идет естественное развитие движений руки. Как только вы заметите, что ваш малыш потихоньку ощупывает пеленку, самое время давать ему в ручки лоскутки разной ткани: шелк, фланель, велюр, бархат, вельвет.
Можно связать небольшой шерстяной квадратик с выпуклой поверхностью.

2. Чуть позже родители покупают или мастерят сами развивающий коврик, на котором нашиты мелкие и крупные пуговицы, бусины, различные виды ткани, вшит шуршащий целлофановый пакет, пришито зеркальце.

Возраст ребенка от 3 до 6 месяцев

1. Малыш уже может брать игрушки в руки самостоятельно. Чуть позже он начнет перекладывать их из одной руки в другую. Пора покупать игрушки - подвески, сделанные из ткани различной фактуры.
Можно сшить небольшие мешочки из тонкой, но плотной ткани и наполнить их различными бобовыми и крупами: фасолью, горохом, пшеном, гречкой, вермишелью и т. п. Только не делайте их по килограмму и не набивайте очень плотно. Мешочки должны легко держаться в маленьких ручках. А фасоль свободно перемещаться внутри.

2. Можно взять обычный шнурок или веревочку, нанизать крупные бусины и крепко завязать. Дети любят перебирать такие самодельные четки. Особенно если бусины разные по цвету, форме и блестящие.

3. Хороши в это время и всевозможные развивающие коврики, покупные либо самодельные.

Возраст ребенка от 6 до 9 месяцев

1. Ваш малыш уже крепко сидит, значит можно разнообразить игры. Не попробовать ли нам повозиться с тестом? Из всех материалов, из которых можно лепить, тесто – самое безопасное.
Даже если ребенок тайком попытается утянуть кусок в рот, - ничего страшного не будет. Сделайте тесто из муки, воды и капельки подсолнечного масла. Тесто должно быть не очень крутым. Конечно, ни о какой лепке речь не идет. Положите просто в миску и дайте малышу волю. Пусть он рвет и мнет тесто, только не ест. В это время кровь активно приливает к ладоням крохи - получается полезный массаж.
Такое тесто хранится в холодильнике и используется несколько раз.

2. Можно взять очень мягкий пластилин и катать вместе с малышом, а точнее, вместо малыша (его руками) шарики и колбаски.
К какому-нибудь празднику уже реально сделать открытку с цветочком из пластилина. Вы подготавливаете детали, а прижимаете к бумаге ладошками ребенка.

3. Можно катать шарики из бумаги или фольги. Сам малыш, конечно, еще не справится. Поэтому катаем вместе с ним, взяв в свои руки его ладони. Бумага, сминаясь, также массирует нежные пальчики ребенка.

4. Во время купания в воде можно ловить фигурное мыло. Весело и полезно вытаскивать из воды собаку-мыло. Попробуй-ка, ухвати!

Сорок – белобок. Есть и такие:
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил!
(Массируется большой палец)
С этим братцем дров рубил!
(Массируется указательный палец)
С этим братцем щи варил!
(Массируется средний палец)
С этим братцем кашу ел!
(Массируется безымянный палец)
Сэтим братцем песни пел,
Песни пел да плясал,
(Массируется мизинец)
Старших братцев потешал!
(Хлопаем в ладоши)

Масса пальчиковых игр есть в интернете и в любых детских журналах.

Возраст ребенка от 9 месяцев до года

1. Продолжаем активно играть в пальчиковые игры. Придумываем их самостоятельно для разнообразия репертуара.

2. Продолжаем лепить из пластилина. Теперь можно добавить различные крупы, бобовые. Например, слепите лепешку из пластилина, придавите ее к бумаге. Теперь берем гречку, горох или фасоль и вдавливаем их в пластилин. Вы можете выложить какой-то орнамент. А можете просто вдавливать, хаотично. Смотрите внимательно, чтобы ребенок не проглотил бобовые. Не оставляйте его наедине с фасолью и горохом, чтобы не случилось трагедии!

3. Можно попробовать рисовать пальчиковыми красками. Обложите все вокруг ненужной бумагой. Оденьте ребенка в старую одежду, которую не жалко испортить. Дайте ему краски. Для начала покажите, как окунать палец и оставлять след на бумаге. Тянуть в рот руки не разрешайте!
Начинайте рисовать с краски одного цвета. На следующее занятие цвет поменяйте. Ребенку достаточно минут 20-30 для рисования.
Никаких шедевров вы не получите. Но это еще одно занятие для развития мелкой моторики пальцев рук.

4. Возможны игры с песком, только смотрите, чтобы ребенок его не ел.
Вы можете придумать массу игр по аналогии или просто самостоятельно. Главное, чтобы пальчики вашего малыша работали. А через некоторое время вы будете гордиться речевыми способностями вашего ребенка.
Так что Сороку – белобоку вам в попутчицы!


Сегодня каждый родитель понимает важность развития мелкой моторики рук для полноценного развития личности ребенка. Речь идет не только о развитии ног и рук, но и о совершенствовании процессов мышления и речевой функции.

Ещё около ста лет назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями высшей нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков. Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами Е. И. Исениной (1981).

Подмечено, что при плохо развитой мелкой моторики у детей наблюдается задержка речевого развития, что приводит к проблемам с памятью, вниманием и негативно сказывается на интеллекте ребенка.

Но родители далеко не всегда занимаются этим вопросом, в результате чего у детей дошкольного возраста наблюдаются выраженные моторные и речевые нарушения, у них есть проблемы с дикцией, плохая артикуляция. Все эти проблемы приводят к трудностям с овладением письмом и чтением. Важно знать, какие игры и упражнения необходимы для развития мелкой моторики, чтобы ребенок мог всесторонне развиваться.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной.

Область мелкой моторики включает в себя различные движения – от самых простых (хватание игрушки) до сложных (рисование и письмо). Все, у кого есть маленькие дети, замечали, что у младенцев хорошо развит хватательный рефлекс, т.е. ребенок может достаточно крепко схватить за палец взрослого и не отпускать его в течение нескольких секунд. Поэтому работу с мелкими мышцами руки можно начинать с грудничкового возраста.

Роль мелкой моторики

Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на общие навыки ребенка. Объясняется это тем, что в процессе взаимодействия систем происходит быстрое формирование связей между нейронами.

Вовлечены следующие сферы:

Воображение. Учеными доказано, что просмотр картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения работы головного мозга. Воображение способствует развитию пространственного мышления и креативности.

Планирование. Ребенок при взаимодействии с предметами учится оценивать вероятные последствия того, что он делает. У детей формируется понимание того, что им нужно сделать для достижения нужного им результата.

Развитие речи. Когда малыш ощупывает предметы, то в мозг поступают нервные импульсы, в результате чего оказываются задействованы соседние центры (включая речевой).

Усидчивость. Игры и упражнения делают детей более усидчивыми и терпеливыми. Они учатся концентрироваться на определенной задаче для достижения цели.

Память. После занятий лучше запоминаются зрительные образы.

Развитие мелкой моторики у детей проходит постепенно, потому что это индивидуальный процесс и у каждого малыша он проходит своими темпами. Поначалу движения будут неаккуратными и неуклюжими, но специальные игры помогут ему в формировании этих навыков.


Этапы развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики проходит в несколько этапов:

2-3 месяца. На этом этапе ребенок активно интересуется окружающим его миром, изучая его через осязание. Он проявляет интерес к предметам и игрушкам, хватает родителей за пальцы, ощупывает свое тело. Все это дает ему четкое разграничение, где он, а где окружающие его объекты.

3-6 месяцев. Малыши тянут свои руки в рот, что совпадает с этапом прорезывания первых зубов, т.е. ребенок пытается таким образом избавить себя от зуда. Это одни из первых его осознанных движений в жизни. Малыш начинает уже сам тянуться к игрушкам и предметам, которые вызывают у него интерес.

1 год. Дети активно подражают взрослым. К примеру, он может увидеть, как мама толкает ему игрушечную машинку и повторить за ней это действие. Ребенок начинает рисовать, но пока это не выглядит чем-то сформированным и осознанным.

12-18 месяцев. С этого возраста ребенок уже умеет держать в руках карандаш, ложку и т.д. Дети могут сами снять обертку с конфеты. Начинаются более активные игры, постройка башен из кубиков и т.д.

24-36 месяцев. Ребенок может быть занят игрой с пластилином, работой с песком и глиной. Дети уже открывают ящики у стола, могут достать оттуда все содержимое. Улучшаются навыки рисования – теперь это уже не хаотичные линии, а простейшие фигуры.

3-4 года. Дети уже могут обводить контуры, строить более высокие постройки из кубиков.

4-5 лет. Дети могут раскрашивать картинки, рисовать карандашом. Как правило, на этом этапе ребенок активно лепит из пластилина, может переписывать печатные буквы и сам завязывать шнурки. Рисунок становится более осознанным – на доме может появится труба, окна и т.д.

5-6 лет. Дети могут вырезать предметы из бумаги и картона. Ребенок уже может писать, рисовать простые геометрические фигуры, цифры, буквы (некоторым нужен образец для этого).

В дальнейшем уже происходит полноценная подготовка к школе, поэтому занятия становятся более сложными.

Когда и как начинать заниматься с малышом

Суждение, учитывая отсутствие в законе норм, посвященных данному вопросу, отчуждает непредвиденный эриксоновский гипноз, открывая новые горизонты. Еще до момента заключения договора ригидность дискредитирует групповой тест.

Репрезентативная система преобразует интеллект. Искусство, как бы это ни казалось парадоксальным, осмысляет код, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальтпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Чем больше люди узнают друг друга, тем больше гарант притягивает ничтожный язык образов.

Упражнения и игры

Существует большое количество упражнений, игр и занятий для развития мелкой моторики у детей. Их условно можно разделить на несколько категорий: массаж, рисование и лепка, пальчиковые игры и игры с мелкими предметами.

Соответственно, для каждого возраста есть свои определенные игры для развития мелкой моторики, поэтому рассмотрим основные из них.

Упражнения для детей до 3 лет

Пальчиковые игры являются наиболее подходящим вариантом занятий для детей раннего возраста. Их можно сопровождать различными песенками, присказками и прибаутками.

Это игра – массаж. Необходимо поглаживать ладошки ребенка, массируя их и побуждая его сжимать и разжимать пальчики. Свои действия сопровождаем присказкой:

«Сорока-ворона кашку варила, деток кормила и говорила:

Этот (берете большой палец ребенка) – воду носил,

Этот (указательный) – дрова колол,

Этот (безымянный) – кашу варил.

А ты (мизинец) – за водой не ходил,

Дров не колол, печку не топил, кашу не варил.

Это популярная игра, которая может использоваться с самого раннего возраста. Нужно взять ручки ребенка в свои ладони и, слегка похлопывая его ладошками, проговаривать:

Где были? – У бабушки!

Разрывание бумаги

Это упражнение подходит для детей с семи месяцев. Ребенку нужно дать несколько листов цветной мягкой бумаги. Она приятна на ощупь, поэтому он будет с большим желанием ощупывать ее, рассматривать, вертеть в руках и рвать.

Перелистывание страниц

После 12 месяцев можно заменить разрывание бумаги на перелистывание страниц какого-нибудь журнала или книги. Старайтесь донести до малыша, что он должен перелистывать каждую страницу, одну за одной.


Упражнения после 3 лет

Бусы и крупы

В эту категорию входят игры с маленькими предметами. Это может быть все что угодно – бисер, бусинки, различные крупы и т.д.

Можно начинать с более крупных предметов. К примеру, большие бусы, которые ребенок будет с большим интересом перебирать в своих ручках.

Другой вариант – это крупы. Насыпьте в чашу гречку или другую крупу и дайте малышу. Он будет трогать ее, перекатывать в пальчиках. Таким образом у детей хорошо развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика.

Можно добавить к этим занятиям какую-то цель. К примеру, высыпьте гречку на стол и попросите ребенка отделять черные крупинки от нормальной гречки. Также можно попросить его отсортировать бисер по цветам.

Закручивание и раскручивание крышек

Развитие мелкой моторики с помощью завинчивания или раскручивания крышек с бутылок (лучше подбирать разные по размеру) – это хорошие упражнения для развития ловкости детских пальцев.

Аналогичный эффект дает расстегивание и застегивание молний и пуговиц. Помимо этого, так ребенок быстрее приучается к самостоятельности. Вы можете постепенно развить в ребенке понимание, что он должен сам застегивать свою кофту, зашнуровывать ботинки и т.д.

Лепка

Она подходит для детей разного возраста. Можно использовать разные материалы – пластичное тесто, пластилин, глину. Старайтесь каждый раз вносить разнообразие в ваши занятия. К примеру, если сначала вы просто даете ребенку пластилин, и он пытается что-то слепить из него, то в дальнейшем в занятия можно добавить какие-то предметы и сказать малышу, чтобы он облепливал их пластилином. Из глины можно делать отпечатки ладони и различных предметов.

Родителям можно порекомендовать брать ребенка с собой на кухню, когда вы хотите что-то испечь. Дайте малышу поработать с тестом, поразминать его руками, но будьте аккуратны и уберите все острые предметы.

Игры с песком

Здесь возможно множество различных вариаций. Ребенок может рисовать пальцем на песке, можно прятать какие-то предметы и просить ребенка находить их в песке. Подобные занятия подходят только для детей после 3 лет, потому что малыши раннего возраста все тащат в рот.

Рисование, вырезание, пазлы, конструкторы

Вырезание фигурок и различных предметов из бумаги оказывает крайне благоприятное влияние на развитие мелкой моторики. Здесь нужно начинать с простого (вырезания фигур с прямыми линиями) и переходить к более сложному (вырезание фигур с изогнутыми линиями, снежинок и т.д.). Вырезание полезно еще и тем, что оно развивает пространственное восприятие.

То же самое касается и рисования. Сначала можно просто дать ребенку фломастер и полный простор для творчества. Затем попросить его дорисовать недостающую часть рисунка, обвести линией по контурам и т.д.

Конструкторы и пазлы не только развивают мелкую моторику, но и благоприятно влияют на воображение, память и креатив ребенка. Кроме того, у малыша формируется терпение и усидчивость. В продаже есть большое количество вариантов для детей разных возрастов.


Советы родителям

Чтобы упражнения и игры давали свой результат, родителям важно знать о нескольких правилах:

Ваши занятия должны вызывать интерес у ребенка. В противном случае он просто не будет выполнять то, что вы ему говорите. Нагрузка должна быть адекватной его возрасту, а упражнения нужно проводить в игровой форме.

Принимайте активное участие. Занятия дома крайне важны, ведь для ребенка вы – это самый близкий человек. Совместные занятия мотивируют его, помогают укреплять взаимоотношения.

Почаще хвалите ребенка. Для детей крайне важно получить одобрение того, что они делают. Даже если занятия будут очень увлекательными, но ребенок не будет чувствовать, что вы цените его усилия, то он быстро потеряет к ним интерес.

Не делайте упражнения слишком длительными. Не нужно доводить до переутомления малыша, иначе ваши с ним занятия будут у него ассоциироваться не с совсем приятными впечатлениями.

Используйте специальные игрушки для развития мелкой моторики. Это могут быть сенсорные коврики, музыкальные игрушки с клавишами, деревянные или пластиковые погремушки и т.д. Для этих целей очень полезны сортеры. И старайтесь держать все эти игрушки в отдельном месте, куда нет доступа у ребенка. В противном случае он быстро потеряет к ним интерес, ведь детям раннего возраста интересно все то, что им не хватает в повседневной жизни.

Занятия должны быть ежедневными. Не нужно думать, что вы проведете одно очень длинное занятие и это будет полноценной заменой нескольким коротким упражнениям.

Постепенно переходите от простого к сложному. На первых этапах можно выполнять все самостоятельно, демонстрируя малышу, как правильно он должен делать. В дальнейшем нужно добиваться от него, чтобы он делал все сам.

Начинать заниматься можно с самого раннего возраста, при этом не нужно останавливаться, даже если ребенок пошел в школу. При условии периодичности проведения упражнений и игр, вы уже в скором времени заметите, как движения ребенка становятся более четкими и акцентированными.

Развивать мелкую моторику необходимо с раннего детства, так как от нее во многом зависит своевременное освоение ребенком речи, формирование пространственного и логического мышления, координации, внимания. Чем больше у ребенка задействованы кисти и пальчики, тем быстрее он научится говорить, самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, рисовать, а затем и писать.
Пока малыш еще мал, ему можно делать массаж кистей и пальчиков, в 4 месяца можно добавить самые простые пальчиковые игры, а после 6 месяцев начинать осваивать различные игрушки, направленные именно на развитие мелкой моторики.

Играем с кубиками 9 месяцев

Наверняка, вы сталкивались с такой ситуацией: у вас есть время и желание позаниматься с малышом, игрушек у вас каких только нет, но чем именно заняться, чтобы игра была максимально полезна для вашего чада, вы не знаете. Действительно, чтобы малыш активно развивался, важно, чтобы игрушки были хорошо подобраны по возрасту и чтобы ваши занятия соответствовали познавательным потребностям ребенка в конкретный период. В этой статье я расскажу

  • на развитие каких навыков стоит обратить внимание в этом возрасте;
  • какие развивающие игрушки и материалы для этого необходимы.

Сразу хочу заметить, что в этой статье рассмотрены не все игры, остальные можно найти во второй части статьи.

Что нового в развитии ребенка с 9 месяцев?

С 9 месяцев начинается принципиально новый этап в развитии ребенка, в частности меняется характер его взаимодействия с предметами. До сих пор ваш малыш преимущественно хватал и разбрасывал игрушки и все, что попадалось ему под руку. Ребенка привлекали разнообразные цвета, формы предметов, их хотелось хорошенько рассмотреть, потрогать, потрясти, бросить. Но теперь малыш начинает понимать, что помимо всего прочего, эти вещи еще и выполняют различные функции, могут быть использованы с какой-то целью. Кубики можно не только разбросать, но и построить из них башню. А пультом, оказывается, можно еще и телевизор включить. В этот период у малыша, наконец, появляется желание к созидательной деятельности. Впервые можно увидеть у ребенка стремление сложить что-то в коробочку, закрыть ее, нанизать кольца на пирамидку.

И так, как развивать ребенка в 9 месяцев:

1. Нанизываем / снимаем колечки с пирамидки

Игры с ребенком 9 месяцев

Поначалу малыш, конечно, будет только снимать кольца с палочки, но чем чаще он будет видеть, как вы нанизываете колечки, тем быстрее он начнет делать это сам. Не ждите, что ребенок сразу соберет всю пирамидку, первое время он будет терять интерес к игре уже после того, как наденет пару колец. Постепенно запас его терпения будет увеличиваться.

На данном этапе нет необходимости объяснять малышу, в каком порядке нужно надевать кольца на стержень. Сейчас наша основная задача – просто отработать действие нанизывания.

2. Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары

Развивающие игры с ребенком 9 месяцев

Для этой развивающей игры вам понадобятся разнообразные коробочки, баночки, корзиночки. Тара должна быть не слишком маленькой, чтобы рука ребенка в нее свободно помещалась, малышу должно быть удобно вкладывать в нее небольшие предметы: кубики, шарики, деревянные грибочки, да и собственно любые маленькие игрушки. Главное, нужно помнить, что если вы даете малышу игрушки слишком маленькие (меньше 3-4 см), нельзя оставлять его без присмотра!

Вот еще интересный вариант игры. Сложите несколько небольших игрушек в мешок и предложите малышу, опуская руку в мешок, доставать из него игрушки. Если вы возьмете непрозрачный мешок, появится элемент сюрприза, что очень нравится детям.

Игры с ребенком 9 месяцев

3. Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки

Игры с коробочками и матрешками 9 месяцев

Здесь пригодятся такие коробки, которые проще всего открыть. Лучше всего подойдут картонные коробочки, закрывающиеся внахлест, матрешки ( Лабиринт , My-shop , KoroBoom ). Старайтесь давать такие баночки и коробочки, которые не слишком туго открываются, чтобы малыш не разочаровался, так и не открыв коробку. Чтобы подогреть интерес ребенка, в коробочку можно вложить какой-нибудь сюрприз – маленькую игрушку.

Ну и, конечно, нельзя забывать про полезность игры с предметами быта! Большинство мам замечают, что дома дети безумно любят играть с кастрюлями, крышками и прочей кухонной утварью. Поэтому если уж малыш забрался в ваш кухонный шкаф, и там нет ничего опасного, то не запрещайте ему там играть, для него это большое удовольствие и возможность вдоволь попрактиковаться в открывании/закрывании кастрюль и баночек, во вкладывании/выкладывании предметов. А для вас – это долгожданная свободная минутка!

Игры с кастрюлями

4. Стучим предметами друг об друга

На первый взгляд кажется, что здесь ничего сложного. Однако для малыша в самом начале данного возрастного периода это не простое задание – нужно уметь одновременно координировать движения обеих рук. Поэтому во время игры показывайте ребенку, как вы стучите, например, небольшими кубиками друг об друга. Подойдут также деревянные погремушки или любые игрушки, которые помещаются в ладони малыша.

5. Составляем кубики друг на друга

Башня из кубиков 9 месяцев

Именно в этом возрасте вы, скорее всего, увидите первую башню вашего малыша из 2-3 кубиков. Но, конечно, он не научится этого делать, если не увидит, как это делаете вы. Так что обязательно показывайте вашему чаду, как при помощи нескольких кубиков можно соорудить целую башню.

6. Катаем машинку

Родители мальчика, скорее всего и так первым делом купили малышу машинку и научили возить ее по полу. Но вот девочкам везет меньше, часто им совсем не покупают машинки, просто потому, что так не принято. Также как и не принято покупать мальчикам кукол. Но малышу нужно познавать мир через самые разные предметы, учиться пользоваться ими. До трех лет нет необходимости делать существенных половых различий в воспитании мальчика и девочки. Если вы будет следовать всем предрассудкам, вы просто лишите ребенка какой-то частицы опыта. Катание машинки – еще один способ взаимодействия с предметом, который будет полезно освоить малышу для всестороннего развития.

Читайте также: