Медная луковица своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Продолжаем лепить оругу дальней дистанции, переходя на луки.
Выбор материала.

Я делаю луки из черемухи. Есть деревья и получше, но в нашей Сибири они не растут, а черемуха есть везде.
Правильный выбор веток для будущего лука — это примерно половина успеха (у вас еще останется шанс их испортить). В любом случае из плохого материала хороший лук не сделаешь, поэтому ходить по лесу придется довольно долго. Я срезаю черемуху зимой, когда нет сокодвижения — весенняя слишком мягкая и очень долго сохнет, впрочем, можно попробовать срезать ее осенью или летом — я просто не экспериментировал.
На лук нужно две ветки — длиной около метра, толщиной 3-4 см, без сучков, прямых или с изгибом в одной плоскости. Нужно брать молодые ветки (у них кора более гладкая), в центре не должно быть темной сердцевины (в идеале).
Лучше срезать ветки с некоторым запасом, как по длине, так и по количеству, потому что полностью оценить качество дерева можно только полностью очистив ветку от коры, что в лесу делать затруднительно.

Вообще общее правило:

Чем меньше лук — тем более сильную нагрузку испытывают его крылья, тем чаще они ломаются.

Для черемуховых луков считаю оптимальным размер около полутора метров — луки такого размера при довольно большой мощности не ломаются совсем.
Двух веток длиной по метру каждая как раз хватает на лук, часть длины уйдет на нахлест, необходимый для соединения.


Придание формы

Для того чтобы крылья лука были одинаковой изогнутой формы, понадобится сделать шаблон. Для его изготовления нужны лишь доски и гвозди — ничего сложного.

Крылья будущего лука:

чистятся от коры (осторожно! не задевая верхнего слоя дерева!),
*

сразу изгибаются (легко сказать: чтобы их изогнуть иногда усилия двух человек требуются!)
*

и вставляются в шаблон, где сохнут дней 10.

Если дерево слишком твердое или сухое — его реально размочить, просто бросив на час в воду — только долговечность луков от этого ощутимо снижается, они начинают трескаться.

После вытаскивания веток из шаблона можно приступать к их обстругиванию. Я делаю это ножом, у рубанка нет возможности строгать кривые поверхности, но первичную обработку можно попробовать сделать и им. При строгании ножом распространенная ошибка – увод поверхности винтом вправо (у левшей влево) из-за того, что у ручки нажим на нож выше – постарайтесь ее избежать, все время контролируя горизонтальность.


Теперь вопрос – что строгать?

Сначала нужно соединить ветки между собой, для этого нужно срезать их под углом наискось до 1/3 толщины При этом никаких “порогов” оставлять нельзя, любая неплавность, любой острый угол концентрирует напряжение при изгибе.

Срезать нужно на длину где-то в три ширины ладони, одну ветку снаружи, другую изнутри.

После этого их можно связать, предварительно подогнав друг к другу и обмотав веревкой.

Теперь можно делать самое ответственное дело – собственно крылья лука, необходимо сделать так, чтоб они гнулись, делали это равномерно и быстро распрямлялись.

Строгать нужно начинать на ладонь от ручки, постепенно уменьшая толщину крыла к концу. Но здесь главное – не толщина, главное все время смотреть на гибкость. Строгать можно только внутреннюю поверхность лука, иначе при изгибе наружные слои начнут отщепляться.

Для проверки гибкости следует сделав зарубки на крыльях натянуть на лук тетиву (хотя бы временную) и строгать его уже в таком состоянии, все время, проверяя ощущение от натяжения и равномерность изгиба крыльев.

Правильно изготовленный лук при натяге не вязкий, то есть усилие при натяге до конца не является резко возрастающим, а нарастает равномерно и всего раза в три, по сравнению с началом.

Если лук вязкий, нужно уменьшить толщину крыльев и увеличить натяг тетивы.

Здесь можно совершить ошибку – сострогать слишком много или очень неравномерно. Если лук получился слишком мягким – уменьшите его длину, отрезав от крыльев несколько сантиметров. При неравномерном изгибе, когда крыло переламывается в одном месте, ничего уже сделать не получится.

Отделка и сборка.

Готовый лук покрывается лаком или пропитывается маслом (второе хуже) для защиты от размокания и высыхания.

Веревку для обмотки и соединения крыльев лучше брать дорогую, отделочную (серебристый шелковый шнур – для эльфийских луков) или витую хлопчатобумажную, они лучше лежат в руке и выглядят.

Разборная конструкция удобна тем, что в походном состоянии такой лук вполне умещается в рюкзак – собирается он при навыке минут за пять максимум.

Тетиву в наших условиях трудно сделать историчной, поэтому лучше не мучиться и просто сплести ее из 3х-5ти тонких капроновых веревок (или толстых ниток?).

Ее длина подбирается экспериментально, она должна быть натянута так, чтобы в свободном состоянии задевая за нее можно было издавать звуки (противные или звонкие — в зависимости от толщины и натяжения).

Древки для стрел проще всего делаются так: берется прямо-слойный штапик, немного обстругивается, зажимается в электро-дрель и прогоняется через лерку — плашку для нарезки резьбы.

Потом стрела шлифуется шкуркой.


И обязательно проверяется на прямослойность выстрелом без наконечника в стенку.

На хвостовой части делается надфилем вырез для тетивы глубиной миллиметров пять.Стрелы с косым слоем применять нельзя, так как при ударе о твердую поверхность их хвостовая часть может отколоться и стрела придет в негодность.


Наконечники.
Берем стальную трубку диаметром 5-6мм.длиной 1-1.5см. делаем крестообразный пропил примерно до середины.Закругляем, обстукивая по выступам. В следствии затачиваем. Готовый наконечник насаживаем на древко.Чтоб не замарачиватся приматываем небольшой гвоздь к древку. ИМХО: текстолитовые стрелы с таким наконечником пробивали 2см фанеру.

Лук из текстолита натяжение около 30 кг. Стрелял метров так 50-60. Не надо смеятся над фоткой сестра поработала.

Оперение.
Оперение делается, судя по названию, из перьев.

Можно, конечно, сделать это из чего-нибудь другого, но повторю свой аргумент — зачем делать плохо, если можно сделать по-настоящему?


Полученный кусочек обрезают до нужной длины (на моих длина оперения колеблется от 7 до 12 см), и оставляют хвостики кожицы на концах.

Далее все это приклеивается как и говорил Келег, за исключением того, что не нужно канавок, т.к. кожица тонкая. Потом ножницами оперению придается приличный вид.

В итоге, если перо было действительно крупное и маховое, вы получите жестко и прочно сидящее оперение, и более долговечное в отличие от разрезанных перьев.

Для лучшей защиты от влаги (чтобы от сырости стрелу не “повело”) рекомендую старый способ — берется воск, лучше натуральный, но сойдет и парафин, и равномерно втирается в дерево плотной тряпочкой. Это лучше чем лак или краска, так как дерево “дышит”.

Делается оперение, конечно, из перьев… Но из каких?


Идеалом считаются гусиные и перья диких птиц. Можно поэкспериментировать с куриными и проч. Перья голубей не подходят из-за своей мягкости и недолговечности.

Перья берутся маховые, из крыльев и

идут перья с одного крыла (!)

По очень простой причине? они изгибаются в одну сторону, и при большой удаче и хорошем наконечнике, стрела в полете будет вращаться вокруг своей оси (что повышает шанс попасть).

Оперение ставится следующим образом:
перо, крепко держа одной рукой у основания, другой берут сверху за край и медленно отрывают оперенную часть вместе с полоской “кожицы”.

Перо (лучше прямое маховое) разрезается бритвочкой на перышки для стрелы размером, зависящим от ее массы и назначения. С каждой стороны пера оставляется небольшой столбик — он потом пригодится для закрепления.

Для того чтобы стрела хорошо летала на большие расстояния двух перьев недостаточно — нужно три.

Они приклеиваются на хвостовик стрелы на клей под углом 1200 друг к другу, причем одно из перьев строго перпендикулярно вырезу для тетивы (для пущей долговечности можно вырезать под перья канавки), а потом для надежности приматываются с двух сторон ниткой.
Стрельба

Теперь можно сделать первый выстрел.

Европейская техника такова:

лук держится в левой руке почти горизонтально перед собой, на него накладывается стрела. Накладывается так, чтобы одно перо было перпендикулярно тетиве и направлено от крыльев, два других при этом меньше всего задевают лук.

Лучная стойка — боком к противнику, ноги на ширине плеч, ступни параллельны. Левая рука полностью вытянута по направлению выстрела, лук вертикально или с небольшим наклоном вправо.

Тетива подтягивается к губам тремя пальцами (указательным, средним и безымянным), стрела придерживается от выпадения указательным и безымянным. При этом стрела оказывается над левой рукой, чуть ее перекрещивая. Важно не перекашивать стрелу, чтобы места ее соприкосновения с тетивой и с луком были друг напротив друга.

Тетива спускается плавно, без рывка. На левой руке нужно иметь специальный лучный наруч, иначе больно будет (не верите — можете попробовать).

Вот, вроде и все. Теперь остается только тренироваться. Опыт показывает, что если неподготовленному человеку дать нормальный лук, нормальные стрелы и поставить его в правильную стойку, то максимум через тридцать минут он начнет попадать в мишень размером с челове-ка c расстояния 7.5-10 м
Центровка.

Вот пока вы не до конца обстригли наконечник, самое время проверить центровку.
Стрела может быть


✅ Первый дополнительный компонент, который потребуется докупить для подобного творчества- токопроводящий лак.

Есть способы самостоятельного изготовления подобных составов, но решил не тратить время на их описания/испытания- это отдельная, довольно обширная тема.


С четвертой попытки, когда мой словарный запас матов уже заканчивался, мне все же удалось утихомирить неугомонное насекомое и покрыть ее и цветок слоем графита.
Покрывать лаком рекомендуется в несколько слоев.


Для того что бы был контакт, при последующих обработках, стебель цветка несколько раз обматывается проволокой.

✅ Следующим, обязательным элементом начинающего гальванопластика, является регулируемый блок питания (желательно умеющий работать в режиме ограничения тока).

Я использовал такой (с питанием от БП ноута):ссылка для покупки на Али — 1 119 руб.


можно взять более дешевый, описываемый ранее в обзорах (в том числе и мною) — ссылка на Али — 644 руб
Или вообще использовать ЛЮБОЙ другой, с возможностью регулировки напряжения от 0 до 5в и максимальным током до 2А.
Если на нем не будет режима ограничения тока, необходимо будет контролировать его вручную (в крайнем случае, отдельно подключенным прибором).

Ток в начале выставил около 0.5А (чуть позже поднял до 0.8)
Подключение, по описанной ранее схеме (+ на медный электрод-донор, минус на обрабатываемую деталь)


медный купорос, электролит (из автомагазина) и
дистиллированная вода
­­­

Через несколько часов — уже получше!

В сумме, за пару суток цветок набрал 40 грамм меди!

По утолщениям (подгоревшие места) на кончиках лепестков цветка и листьях можно предположить, что в какой то момент использовался слишком высокий ток (или малое расстояние между анодом/заготовкой).
Кроме того, при этом слой меди получается довольно рыхлым и пористым и как-бы посыпанный песком.
(без обработки и нормальной промывки через пару недель медь потемнела.)

Было любопытно, обратим ли процесс (попытался снять часть меди). Результат получился несколько неожиданным, скорее всего просто слишком малый ток выставил, или раствор получился перенасыщенным (вода испаряется), однако вид необычный-цветок покрытый кристаллами купороса :)

подобный же кристалл вырос и на медном электроде

Далее будем использовать два различных раствора для покрытия и дополнительные для декоративной обработки (покажу самый минимум).

Неплохим вариантом являются обрезки медных трубок, оставшиеся после установки кондиционеров. Можно купить и обычный толстый медный провод в кабеле, но придется повозиться с разделкой и зачисткой.
Из зачищенного провода сгибаем спираль или гармошку и используем в качестве электрода-донора меди.
*Считается, что для нормального и равномерного осаждения меди, площадь анода должна быть в два-три раза больше площади заготовки, электрода должно быть два и располагаются они с разных сторон обрабатываемой детали.


Еще, там же, набрал кроссировочного провода, для соединения с заготовками.

Получается гораздо более симпатичный экземпляр


Следующий этап — покрытие слоем с блескообразователем.

Раствор нужен для покрытия блестящим слоем -он более хрупкий, но намного эстетичнее выглядит и удобнее для последующих обработок.


✅ Если собираетесь неоднократно практиковаться в гальванопластике, возможно стоит приобрести весы для взвешивания мг

В процессе экспериментов, аноды тоже иногда приобретают довольно необычный вид.

блестящая поверхность (наверное произошел процесс анодного травления), хотя в то же время, катод/заготовка упорно не хотел начинать блестеть :)

А вот еще более любопытный вариант — поверхность состоит из крупных кристаллов, блестящих под разными углами просмотра, жаль фото не передает этот визуальный эффект.

Все зависит от электролита, тока и температуры- это можно использовать и при декоративных обработках заготовок.

К наиболее легким вариантам патинирования можно отнести нахождение заготовки в парах аммиака (в герметичной емкости изделие подвешивается над раствором) — оно же является и наиболее стойким

Похожий эффект можно получить при использовании обычной серной мази (из аптеки), но не на любую поверхность ее легко нанести, а тем более затем удалить

К относительно простым относят и использование серной печени. С ее помощью возможно получение гаммы цветов от темно-шоколадного, до цветов побежалости. Основная сложность в ее изготовлении (запахи и место для приготовления), но к счастью ее продают многие ювелирные мастерские.

Растворяем на стакан горячей воды примерно горошину серной печени. Получается желтая, с неприятным запахом, жидкость.

В зависимости от ее температуры, концентрации, время нахождения в ней меди и некоторых других факторов, получаются различные цвета, практически от черного, цветов побежалости металла

до желтых оттенков

Получаем необходимый нам вариант…

или такой
Нижняя часть другого цветка (бутон отломался в процессе экспериментов, позже соединю все в кучу)

Пчелка…

Подогреваем 300 мл. дистиллированной воды. Растворяем в ней 60 гр. медного купороса, затем добавляем/размешиваем 90 гр. сахара-рафинада.

В другой емкости, в 300 мл. холодной воды понемногу растворяем 45 гр. едкого натра (каустическая сода). ОСТОРОЖНО при смешивании выделяется много тепла!

К полученному раствору медленно (перемешивая) добавляем первый — должна получиться синяя непрозрачная жидкость. Если хотим получить более яркие цвета- добавляем 20гр кальцинированной соды

Если пропустили интересующий Вас цвет, опять опускаем деталь в раствор и ждем — цвета в растворе меняются/повторяются циклически. Если реакция останавливается-требуется слегка увеличить напряжение.

Все последующие окрашивания я делал в виде радуги (постепенно вытаскивая заготовку из раствора)- можно покрыть заготовку и одним цветом.

После большинства декоративных обработок поверхности меди, особенно ярких и разноцветных, требуется дополнительное защитное покрытие, например акриловым лаком -оно, как правило, несколько ухудшает яркость полученного эффекта, но зато сохраняет его в течение многих лет.

Ну что, надоел Вам, думаю пора закругляться?
Надеюсь этим продолжением рассказа о меднении неметаллических предметов я оправдал Ваши ожидания, высказанные в комментариях к предыдущему обзору? :)

Я думаю для первой попытки пойдет… пчел, как оказалось, у меня запас есть ;)

сфокусировано на цветке

фокус на пчеле.

Таким же образом делают покрытия из серебра и золота, отличия в основном химией и материалом анода и ценой.

Если набить руку, можно делать симпатичные сувениры…




-думаю очевидно, что область применения не ограничена изготовлением сувенирной продукции, копированием монет и предметов искусства.

С помощью гальванопластики можно получать довольно сложные и крупные предметы, например медные раковины, мойки необычного дизайна.


Работы одного нашего соотечественника, долгое время подрабатывавшего подобным хобби в штатах.

если кого заинтересует — тут его блог, с некоторыми подробностями производства


░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
❄ Всем удачи и хорошего предпраздничного настроения! ❆ ☕
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
… а новый год уже не за горами ☃

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Самый сок!

всё то интересное в сети, что попало в мои сети

Медных дел мастер

Большие круглые очки в медной оправе, медный браслет на руке, телефон в медном корпусе, представляющий собой удивительную конструкцию из кнопок и рычажков, — об увлечении стимпанком в облике Дмитрия Тихоненко говорит многое. Правда, сам мастер о модном направлении узнал уже после того, как создал многие свои работы из меди.

Мастерская Дмитрия официально занимается ремонтом бытовой техники. Тюнинг холодильников и электроплит — это, скорее, увлечение, ставшее визитной карточкой Тихоненко. В отдельную комнату, где стоят работы Дмитрия, пускают далеко не каждого. Знали бы рядовые клиенты Тихоненко, какие чудеса он умеет создавать, наверняка бы ахнули. Мы разговариваем, сидя за окованным медью столом, рядом стоит медная плита, медная кофе-машина, микроволновка.


О том, что такое стимпанк, Дмитрий узнал в 2011 году. Поразительно, до этого он тюнинговал множество единиц бытовой техники, даже не представляя, что работает в определенном стиле!

Кофе-машина создавалась одновременно с телевизором и постепенно развилась в большой проект. К ней добавилась барная стойка, сделанная по спецзаказу. Сверху располагаются емкости для напитков. Снизу несколько полок, каждая из которых несет свою определенную функцию. На первой лежит медный поднос, на второй хранится посуда, причем эта посуда подогревается специальным устройством.

Ну и, конечно, телефон. Его все замечают сразу. Несколько лет назад жена Ольга подарила Дмитрию Nokia 6670, который после долгого и кропотливого труда превратился в настоящее произведение искусства.

На каждом из изделий Дмитрий ставит именное клеймо и прикрепляет особую табличку с номером, в котором зашифровано сразу несколько важных для него параметров. Мастер тюнинговал холодильники, микроволновки, вытяжки, кофе-машины, телевизоры, мойки…


Изготовление лука – не такое сложное занятие, как может показаться. Главное условие для качественного – хорошая древесина, как для самого оружия, так и для стрел.

О луке и материале для него

Традиционно выделяют такие деревья, как ива, также ясень и орех, которые являются прямослойными и гибкими. Но помимо этих пород, для основного прута подойдут и дуб с белой акацией, и тик с лимонным деревом. Из более экзотических пород стоит отметить бамбук и тростник, но они вряд ли попадутся под руку в нужный момент, например, когда человек заблудился в лесу.

Сам прут, который будет использован для лука, должен иметь в длину не менее 2 метров, без наличия сучков либо скручиваний, обязательно очищенный от веток.

Отличная тетива для лука получается из сыромятной кожи, но при необходимости можно использовать обычные бечевки или шнур, также подойдет не слишком толстая веревка.

Стрелы: какое дерево выбрать

Материал для стрел подбирается в зависимости от их предназначения. Турнирные стрелы лучше всего изготавливать из кедра, который является довольно мягким деревом, с легким весом, но довольно вязким изломом. Единственный его минус – при попадании в такую твердую поверхность, как дерево, его наконечник срезается вращением. Схожа по своим параметрам с кедром и ель, но она не теряет наконечник от скручивающего среза.

Сосна – материал наиболее доступный, но тяжелее кедра и ели, при этом более хрупкая, чем эти древесные породы.

Наиболее крепким, но и тяжелым материалом, считается лиственница, которая легко пробивает дерево, и даже тонкую сталь, которую могут использовать для изготовления ведер или канистр.

Из пород лиственных наиболее пригодными считаются березовые древки и лиственные. Стрелы из ясеня будут слишком дорогими и хрупкими, а у лещины наблюдаются проблемы с прямизной.

Пару слов об оперении

Для оперения стрел используют и птичьи перья, и бумагу, и даже листья, которым придают нужную форму и размер. Также подойдет и легкая ткань.

Наконечник – важная деталь. Можно просто заострить саму стрелу, придав твердости путем обжига. Неплохими материалами для наконечников считаются кремний или даже кость.


Лук – это одно из немногих древних видов оружия, дошедших до наших дней практически без изменений. Сегодня область применения луков довольно широка. Они используются в охоте, спорте и просто для развлечения. Благодаря простоте конструкции, многие люди интересуются тем, как сделать лук своими руками. И если вы хотите получить в итоге не поделку сомнительного качества, а настоящее оружие, то к процессу изготовления следует подойти со всей серьезностью.

Что такое лук?

Луком называется оружие метательного типа, предназначенное для стрельбы специальными стрелами. Процесс выстрела предельно прост и требует от стрелка закладки стрелы, натяжения и высвобождения тетивы. Таким образом, энергия, накопленная в согнутой дуге орудия, передается стреле, которая и поражает цель.

Несмотря на простоту конструкции лука, стрельба из такого оружия требует ряда определенных навыков:

  1. В первую очередь, стрелок должен обладать достаточной силой для натягивания тетивы.
  2. В классических и традиционных моделях отсутствует прицел. К тому же, процесс прицеливания несколько осложняется необходимостью поддерживать тетиву в натянутом состоянии.
  3. Осуществление выстрела из лука требует совершения ряда действий, начиная от правильного размещения стрелы на дуге и заканчивая спуском тетивы. Без отточенности действий ни о какой прицельности в данном случае не может быть и речи.

Особенности конструкции и виды луков

Перед тем, как сделать лук своими руками, необходимо познакомиться с особенностями его устройства. Современный лук имеет три основных элемента:

  1. Плечи, благодаря которым и накапливается энергия, передающаяся стреле в процессе выстрела.
  2. Рукоять. Необходима для удобного удерживания оружия при стрельбе.
  3. Тетива. Один из основных элементов конструкции, в результате натяжения которого происходит передача энергии плечам и стреле.

Это основные элементы, которые присутствуют во всех конструкциях современных луков. Помимо них оружие может оснащаться полочкой, служащей для опоры стрелы, различными видами прицелов, системой блоков, увеличивающих КПД такого оружия.

На данный момент существует множество разновидностей луков. Рассмотрим основные из них:

  1. По виду такое оружие может быть простым и составным. В первом случае тело лука состоит из гибкой палки, которая сгибается в дугу. Составные конструкции предполагают наличие основы, к которой крепятся плечи. Обычно они усилены роговыми пластинами, которые соединяются друг с другом посредством специального клеевого состава.
  2. По форме возможны прямые и изогнутые модели. Очень популярными являются рекурсивные модели, плечи которых имеют обратный изгиб. Благодаря эффективному распределению энергии натяжения тетивы, скорость стрелы, выпущенной из таких моделей, в значительной степени увеличивается.
  3. Относительно материала изготовления бывают деревянные, металлические, стеклопластиковые и комбинированные модели. Конструкции из металла обычно варятся из легких пустотелых труб.
  4. По нахождению стрелы. Наиболее популярными являются центральные луки, у которых стрела располагается посередине – то есть, на продольной оси лука. Периферийные конструкции предполагают расположение стрелы слева от верхнего плеча.
  5. Относительно конструкции различают сплошной и разборной луки. Последний характеризуется съемными плечами, ввиду чего стрелок может изменять характеристики своего оружия в зависимости от необходимости. Наиболее современным считается блочный лук или компаунд. Его конструкция включает в себя множество деталей, а в процессе натяжения стрелы принимают участие блоки.
  6. Относительно способа применения различают охотничьи, спортивные, боевые и т. д. модели.

Технология изготовления лука

Для самостоятельного изготовления лука можно использовать следующие материалы:

  1. Дерево. Это наиболее распространенный вариант, позволяющий собственноручно изготовить модель лука, обладающую отличными стрелковыми характеристиками.
  2. Плотный картон. Позволяет не только изготовить макет лука, но и создать компактную действующую модель. Естественно, оружием такой предмет являться не будет, но может быть использован для понимания основ функционирования такого оружия.
  3. Трубы ПВХ. Плотности некоторых поливинилхлоридных труб вполне хватает для того, чтобы изготовить лук для стрельбы по мишеням.
  4. Лыжи. Верхняя часть лыж может быть использована в качестве плеч.
  5. Фанера. При достаточной плотности также может быть использована для изготовления плеч.

Заготовка и обработка древесины

Поскольку классическая модель лука выполняется из дерева, то ниже будут рассмотрены особенности изготовления оружия именно из этого материала. Чтобы конечный продукт обладал действительно высокими характеристиками, необходимо соблюсти несколько важных условий:

  1. Заготовка древесины осуществляется в холодный, морозный день. Спиливать следует большую прочную ветку, длина которой достигает 180 см. Диаметр ветки должен составлять 10-12 см. Желательно обратить внимание на наросты и сучки – их количество должно быть минимальным.
  2. Кору снимать не стоит. Торцы ветки покрываются специальной масляной пропиткой или краской по дереву.
  3. Устанавливаем заготовку вертикально. В таком состоянии она должна просушиться в течение 2-3 месяцев при температуре в пределах 20-28 градусов.
  4. Используя хорошо заточенный нож и острый топор, необходимо придать заготовке прямоугольную форму.
  5. Далее следует хорошенько отпарить плечи будущего лука, продержав заготовку над кипящей водой в течение 10-15 минут. Рекомендуется одновременное отпаривание обоих плеч.
  6. Распаренная заготовка помещается в стапель на две недели. В этот период кора должна сойти с нее самостоятельно. В случае, если этого не произошло, необходимо аккуратно соскоблить ее, используя острый нож.
  7. Древесина обрабатывается воском. После того, как она полностью высохнет, необходимо сделать зарубки, предназначенные для закрепления тетивы.

Теперь следует поговорить о каждом из этапов отдельно.

О структуре древесины

Перед тем, как сделать охотничий лук своими руками, необходимо разбираться в структуре древесины. Если не учесть особенностей материала, то изготовить хорошо сбалансированное оружие, обладающее достаточной мощностью и надежностью, не удастся.

Присмотревшись к заготовке, можно выявить два вида деревянной структуры:

  • Темные внутренние кольца. Эта часть растения является уже высушенной. Данные участки характеризуются максимально твердостью.
  • Более светлые слои называются заболонью. Они характеризуются меньшей плотностью и более эластичны.

Та поверхность лука, которая обращена к лучнику, называется его животом. Именно она сжимается при натяжении тетивы. Оборотная часть – спина лука, которая при стрельбе растягивается.

Начальный этап

Высушив материал, следует приступать к работе. Прежде всего, следует внимательно осмотреть заготовку. Для работы выбирается та часть, которая имеет более тонкие годовые кольца. Чаще всего речь идет о северной стороне. В данном месте древесина имеет более плотную структуру, а потому лук будет более хлестким.

Заготовка распиливается или раскалывается пополам. В случае, если ствол является сучковатым, его лучше распилить, поскольку раскалывание может привести к порче заготовки.

После продольного разделения заготовки, ее следует какое-то время продержать в подвешенном состоянии. При этом многие мастера подвешивают груз к нижнему краю заготовки.

Формируем лук

При создании лука, необходимо выполнить следующие этапы:

  1. В первую очередь, отмечаем середину заготовки. Именно сюда будет вкладываться стрела.
  2. Определяем размеры рукояти, осуществляя окончательную разметку.
  3. Теперь можно приступить к созданию основы лука. Для этого рубанком или ножом снимаем лишние слои древесины с тыльной стороны оружия. Постепенно отходя от рукояти в стороны, следует формировать необходимую толщину плеч.

Как определить оптимальную толщину плеч?

Плечи лука являются основным его элементом. Поэтому их следует проработать максимально тщательно. Для этого используется специальная тетива с множеством петель. Они располагаются на расстоянии 2-3 см друг от друга.

Изначально плечи будут плохо поддаваться сгибанию. Проверять их следует крайними петлями тетивы. Постепенно срезая лишние слои древесины, следует переходить к следующим петлям, тем самым добиваясь постепенного увеличения натяжения. Это делается до тех пор, пока ваш лук не примет желаемую форму.

Также очень важно проверять равномерность изгиба спины лука. Следует понимать, то даже если вы добились визуальной идентичности плеч, они могут все равно сгибаться неравномерно ввиду различной структуры древесины. Потому необходима точная доводка. Для этого лучше всего пользоваться напильником, постепенно стачивая те части конструкции, где наблюдается неровность изгиба.

Даже на последних этапах изготовления лука, удаление сучков следует осуществлять очень аккуратно. Для этого желательно использовать хорошо наточенный нож. Лучше оставить небольшие выступы, которые впоследствии заделываются наждачной бумагой. Таким образом можно сделать довольно неплохой самодельный лук для охоты.

Изготовление рукояти

После того, как будет сделана приблизительная разметка рукояти, необходимо осуществить тщательную ее проработку. Для этого обхватываем ее рукой и намечаем границы. Далее следует выточить своеобразный переход от рукояти к плечам. Саму рукоять лучше всего обклеить мягкой тканью или кожей, что обеспечит удобство ее использования.

Из чего делать тетиву?

Для изготовления тетивы подойдут следующие материалы:

  • нейлоновая нить или шнурок;
  • леска;
  • веревка из полипропилена;
  • шпагат;
  • альпинистская стропа из кевлара, которую можно приобрести в спортивных магазинах;
  • лавсановая нить;
  • капрон.

Особенности изготовления стрел

Лучшим материалом для изготовления стрел является древесина березы или сосны. Первая отличается более сложным процессом обработки, однако позволяет получить древко лучшего качества.

Изготовить стрелы можно из тонких веток, деревянных реек или досок. Предпочтительным является первый вариант, поскольку он наименее трудоемок и позволяет получить конечные изделия действительно высокого качества. Заготовка материала в данном случае проводится таким же образом, как и для тела лука. Перед тем как изготовить стрелу, сырье следует просушить не менее месяца, подвесив его вертикально. Далее с заготовки снимается кора, аккуратно срезаются дефекты, после чего она зачищается наждачной бумагой.

Остается сделать наконечник и оперение. Самый простой вариант для изготовления наконечника – использовать гвоздь, закрепив его медной проволокой. Однако такой вариант не подойдет для серьезных целей. Чтобы получить действительно качественную стрелу, наконечник вырезается из тонкой листовой стали, толщиной не более 2 мм.

Для изготовления наиболее несложным является self bow (простой лук) — состоящий из одного куска дерева. В седой древности люди использовали массу сортов дерева для изготовления луков. Например, в Англии наряду с тисом использовали вяз, дуб, ясень, клен, орешник и еще несколько сортов дерева. Причем луки, сделанные не из тиса, показывали не худшие результаты. Учитывая редкость хорошего тиса в мире вообще и в Подмосковье в частности, имеет смысл присмотреться к местным породам дерева. Встречаются очень и очень достойные экземпляры.

Для изготовления луков в наших широтах хорошо подходят: дуб, ясень, клен, береза, лещина (орешник), бук, вяз. Какие-то из этих сортов менее доступны, какие-то более. Все они отличаются весьма плотной древесиной, при этом достаточно эластичной.

Не годится ель. Слишком колкая и суковатая древесина. Сосна тоже не слишком хороша, она лучше идет на стрелы. Пробовали делать из лиственницы. При первом же натяжении фрагмент лука переписал автора лука по рукам, дабы впредь не шалил. Больше желания делать из лиственницы луки пока не возникало. Рябине не достает упругости — лук вы согнете, но разгибаться он будет долго и мучительно. Сейчас хотим попробовать можжевельник. Хотим сильно: пасть открыта, язык высунут, слюна капает. Проблема — нет подходящего можжевельника.

Лица, в силу обстоятельств, магнитных бурь, расстройств желудка и иных волевых качеств характера не могущие (или неспособные) достать дерево в виде бревна, могут пользоваться продукцией деревообрабатывающей промышленности — досками, перилами, профилем и т.д. Главное при покупке — иметь представление о том, как (хотя бы приблизительно) выглядит та древесина, которую вы хотите купить. Могут жестко надуть. Примечание для ходоков за тисом: местные породы дерева, скорее всего, лучше приспособлены к локальным погодным условиям. К тому же, вероятность ошибиться при определении пригодности экзотических пород дерева существенно выше. Сама ошибка, впрочем, будет стоить также подороже.

Для изготовления луков требуется хорошо просушенная древесина. Количество влаги должно соответствовать среднесбалансированной влажности, характерной для древесины в данной местности. Для достижения желаемых кондиций просушенную заготовку желательно выдержать в квартире/доме в течении 2-3 недель. За это время дерево либо потеряет излишки влаги, либо наберет недостающее. Это особенно актуально для покупных досок, которые сушились в промышленных сушилках. Для лука не годится сильно суковатая древесина. Небольшое количество поверхностных сучков вполне допустимо. Однако, при этом их нельзя вырезать, как это проделывают некоторые, поскольку это сильно ослабляет лук. Волокна дерева должны идти параллельно вдоль всей длины заготовки. Дерево должно выбираться таким образом, чтобы было возможным вывести спину лука в пределах одного годичного кольца (спина лука — наружная сторона лука, обращенная от стреляющего). Если заготовка кривая, то ее можно выпрямить путем прогревания над паром (это не относится к радикально кривым деревяшкам. Горбатого исправляет только могила.) Жаждущим посушить деревяшку своими скромными силами могу посоветовать делать это в течении нескольких месяцев в темном проветриваемом помещении. Разумеется, если это дерево не представляет из себя пень векового дуба — процесс сушки растянется на несколько поколений. Если никак не получается достать заготовку требуемой длины — делайте составной лук. Две половинки склеиваются между собой в области ручки. Ради Бога, пусть это будут именно две половинки, а не три третьих и не четыре четверти. При использовании бревна в качестве заготовки лучше всего, если эти половинки взяты рядом друг с другом. Тогда выше вероятность того, что они обе будут иметь схожую структуру и примерно одинаковую степень искореженности.

Как правило, наружные слои дерева формируют спину лука, внутренние — живот. Это связано с тем, что у живого дерева наружные слои более эластичны, а внутренние лучше выдерживают сжатие. Слои спины, перерезанные или поврежденные при изготовлении, могут привести к самоуничтожению лука при первом же натягивании. Владелец, оказавшийся в радиусе действия катаклизма, может также получить на орехи.

Таким образом, лук из дерева является весьма хлопотным и требующим внимания инструментом. Однако, при правильной эксплуатации он будет жить долго (подразумевая качественное его изготовление)

Читайте также: