Маятник для часов с кукушкой своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Наиболее частыми дефектами часов НЧБ можно отметить высыхание масла в барабанах пружин хода и боя, разработку отверстий опор в платинах для цапф осей и самих цапф осей, износ цапф оси баланса, плохое соединение стрелок с их втулками и т. д.

§ 23. Настенные часы

Механизм настенных часов от самых простых до наиболее сложных имеет две платины самой различной конфигурации, изготовляемые обычно из латуни. Платины служат основанием для монтажа механизма и фактически между ними и заключен весь механизм. Платины устанавливаются, как правило, в вертикальном положении. Между собой платины скрепляют стойками цилиндрической формы с уступами на концах. Стойки могут быть закреплены в передней плати не расклепкой. Противоположные концы стоек имеют уступы, на которые надевается задняя платина, и резьбу для крепления.

Наиболее простым типом настенных часов являются часы-ходики. Общая кинематическая схема механизма часов ходиков показана на фиг. 204.

Фиг. 204. Кинематическая схема часов ходиков.

Маятник подвешен на качалке и вилкой соединен со спусковой скобой.

Спусковое колесо 1 своим трибом 2 входит в зацепление с промежуточным колесом 3, последнее трибом 4 зацепляется с центральным колесом, несущим блочок 5 со звездочкой, удерживающей цепь с гирей; колеса 6–9 представляют собой стрелочную передачу.

Цепное колесо неподвижно насаживается на ось, на которую также насаживается свободно блок, закрепленный штифтом или проволочным кольцом. В торцовой части блочек имеет храповое колесо. Храповое колесо совместно с собачкой допускает вращение оси только в одном направлении. Храповое устройство обеспечивает взаимодействие блочка с цепным колесом. Храповое колесо составляет одно целое с блочком и во время хода часов своими зубьями упирается в собачку и при ее помощи ведет за собой цепное колесо. В момент поднятия гири храповое колесо с блочком вращаются в обратном направлении, не увлекая за собой цепное колесо. Собачка свободно скользит по зубьям храпового колеса. При подъеме гири вращательное движение цепного колеса прекращается и даже может иметь место его обратное вращение. Механизм при этом останавливается и может быть вызвано обратное перемещение стрелок, если маятник не будет остановлен. Спуск в часах-ходиках, как это можно видеть из схемы, скобочный.

Разборка и сборка механизма часов ходиков не представляет сложности, и останавливаться на этом нет необходимости. В механизме могут иметь место следующие дефекты: задевание одного колеса за другое и колес за платину, неисправность качалки маятника, расшатанная вилка и слабое закрепление в валике спусковой скобы, нарушение формы скобы, широкая петля вилки, изношенность цапф осей и разработка гнезд в платинах, деформация звеньев цепи, износ шарнира собачки, износ самой собачки или зубьев храпового колеса, слабое закрепление минутника на оси или трубке, износ колец качалки (стерлись), погнуты отдельные зубья в каком-либо из колес, выработка на импульсных поверхностях спусковой скобы, поломка цапф осей.

При ремонте часов, имеющих простую спусковую скобу, иногда возникает необходимость произвести замену скобы. В этом случае из листового металла вырезают пластинку с небольшим конусом, которую устанавливают и закрепляют а паз валика спусковой скобы узкой стороной на выходное плечо. Плечам придают соответствующую форму. Для часов-ходиков скоба охватывает два с половиной шага ходового колеса.

1. В платину переднюю позиция 1 вставить рычаг-включатель позиция 5, надеть муфту упорную на валик, конец валика вставить в отверстие рычага в проточку валика вставить шайбу (броши) позиция 32 и закрепить

Поставить колесо приводное позиция 10, колесо пятерочное с трибом позиция 17, колесо анкерное позиция 18, колесо заводное сигнального механизма позиция 11, колесо среднее с трибом и кулачком позиция 16 колесо останова боя позиция 15

Взять платину заднюю с кронштейном позиция одеть на колонки, цапфы трибов и валиков. Закрепить механизм гайками и проверить зацепление.

Зуб звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11 должен быть расположен напротив ближней колонки (нижней, левой)

Срез на кулачке колеса среднего позиция 16 должен быть совмещен со срезом носика рычага-включателя позиция 5. Штифт колеса останова боя позиция 15 должен располагаться по диагонали, проведенной от верхней левой колонки к нижней правой

2. Отрегулировать осевые люфты, установить зазоры между рычагом включателя позиция 5, колесом останова боя позиция 15 и кулачком среднего колеса позиция 16

Наименьший допускаемый люфт – 0,2 мм; наибольший – 0,4 мм.
При выбранных люфтах рычаг-включатель не должен касаться колеса останова боя и кулачка среднего колеса.
Система зубчатых колес и трибов должна вращаться без заедания и срывов.
Заклинивание в зубчатых зацеплениях не допускается.

3. Напрессовать триб счетный позиция 25 на валик заводного сигнального колеса позиция 11. Взять пружину рычагов боя и замыкания позиция 22, растянуть, один конец пружины зацепить за короткий штифт валика рычага-выключателя, а другой за верхнюю колонку с правой стороны механизма.

5. Поставить триб минутный позиция 13 на ось минутного колеса, подкладку пружины позиция 24 и колесо вексельное позиция 14 на валик приводного колеса позиция 10, колесо часовое с трубкой на трубку минутного триба позиция 13, шайбу вексельного колеса позиция 31 на валик приводного колеса.
Опустить вексельное колесо и вставить штифт конический позиция 34 в отверстие валика приводного колеса

Подкладка пружины позиция 24 должна обеспечивать вращение колес стрелочного механизма вместе с валиком приводного колеса

6. Взять валик скобочный со скобой и вилкой позиция 6 и ввести цапфы скобочного валика в отверстия глобанов платин, путем подгиба

Отклонение вилки от вертикальной оси вправо и влево должно быть одинаковым 20–25 мм.
Скоба должна охватывать 2,2 шага анкерного колеса

Штифт стопорного колеса должен быть в центре носика рычага-включателя.
Система зубчатых колес и трибов должна вращаться без заеданий и срывов.
Осевой люфт счетного узла от 0,09–0.2 мм.
Осевое биение колеса счетного допускается до 0,6 мм

10. Вставить со стороны задней платины валик с рычагом подъема левого меха позиция 8 повернуть, вставить валик с рычагом подъема правого меха позиция 9, повернуть, вставить валик с молоточком механизма боя позиция 7 повернуть, закрепить один конец пружины на штифте задней платины (штифт загнуть), другой на рычаге боя

Допускаемый наименьший люфт молоточка боя 0,1 мм., наибольший — 0,5 мм. Штифт валика молоточка боя должен лежать на зубе звездочки колеса заводного сигнального механизма и рычаг молоточка должен находиться на подъеме. Спад штифта молоточка по эубьям звездочки должен быть плавным и проходить по середине зуба

Падение рычага подъема левого меха должно быть несколько раньше падения рычага подъема правого меха.
Падение молоточка должно быть после падения рычагов, добиваясь это за счет подгиба штифта валика рычага молоточка боя

12. Взять кронштейн кукушки со штифтом позиция 3. Верхний конец продеть в верхнюю планку, нижний конец вставить в отверстие нижней планки и планку обжать. Смазать опоры поворота кронштейна.

а) Установить подъемное плечо рычага-включателя позиция 5 по середине высоты штифтов триба минутного позиция 13.
б) Установить зазоры между плечом отмыкания рычага-включателя позиция 5 колесом средним с трибом и кулачком позиция 16 (при выбранных люфтах, отмыкающее плечо не должно касаться среднего колеса или кулачка).
в) Вращая колесо вексельное позиция 14 установить штифт минутного триба позиция 3 посередине пятки подъемного плеча рычага-включателя позиция 5.
г) Подгибая короткий штифт рычага-включителя позиция 5, добиться того, чтобы штифт колеса останова боя позиция 15 сходил с носика рычага-замыкания позиция 5 и падал на носик отмыкающего плеча раньше, чем штифт минутного триба позиция 13 сойдет с пятки подъемного плеча рычага-включателя.
Штифт колеса останова боя позиция 15 должен находиться на носике отмыкающего плеча рычага-включателя позиция 5 (примерно на 2 мм от вершины носика).
При отсутствии этого путем подгиба отмыкающего плеча рычага-включателя установить правильное взаиморасположение штифта колеса останова боя и рычага-включателя
д) Подогнуть рычаг, расположенный над счетным кругом, рычага-включателя позиция 5 таким образом, чтобы он был расположен между колесом и кругом счетным позиция 19.
Носик рычага установить перпендикулярно плоскости круга счетного и при своем подъеме носик должен выходит за пределы окружности счетного круга или скользить по нему. Наименьший зазор между плоскостью носика рычага и краем паза счетного круга должен быть не менее 0,1 мм.
Если это условие не выполнено, то надо снять шайбу (броши), снять узел колеса с кругом счетным позиция 19 и посадить узел на ось, соблюдая зазор.
е) Отладить молоточек, подгибая штифт валика молоточка механизма боя позиция 7, добиться того, чтобы падение рычага, расположенного над счетным кругом и молоточка происходило неодновременно.
Если это не удастся сделать за счет штифта, то достигнуть этого можно за счет поворота звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11.

14. Взять качалку и разогнуть ушки. Подвесить качалку на скобу качалки позиция 28 и закрепить.
Взять подвеску маятника и прикрепить, продев ее в петлю вилки позиция 21


Наименование возможных неисправностей

Вероятная причина неисправности

Устранение
неисправности

1) Неправильно установлены часы на стене


2) Загрязнение механизма, приводящие к значительному увеличению трения в колесной передаче и остнову механизма

3) Скоба валика скобочного со скобой и вилкой позиция 6 сработалась

1) Установить часы строго вертикально, чтобы подвеска маятника не касалась кромок отверстия в корпусе и добиться равномерного стука хода и одинаковых размахов маятника в обе стороны

1) Промыть детали и узлы механизма в бензине, смазать опорные поверхности маслом МЦ–3 ГОСТ 7935–74

1) Заменить валик скобочный со скобой и вилкой

1.2. Маятник совершает колебания не в одной плоскости (маятник должен совершать колебания в плоскости, параллельной задней крышке корпуса)

1). Хвост кукушки соскочил с верхней подвижной плоскости левой звуковой камеры

2). Ослабла пружина кукушки позиция 23

1). Хвост кукушки вывести на поверхность голоса и слегка потянуть влево

2). Усилить пинцетом пружину кукушки путем смещения на 1–2 оборота

1). Неплотное соединение длинного штифта узла рычага-включателя позиция 5 со штифтом кронштейна кукушки позиция 3

1). Подогнуть плоскогубцами внутрь длинный штифт узла рычага-включателя.

2). Оправкой для загибки штифтов отогнуть штифт кронштейна кукушки со штифтом на себя

1). Неправильно установлено колесо останова боя позиция 15.


2). Носик рычага-включателя позиция 5 не совпадает со штифтом колеса останова боя позиция 15.


3). Длинный штифт узла рычага-включателя позиция 5 запал за штифт кронштейна кукушки со штифтом позиция 3

1). Установить колесо останова боя согласно техническим требованиям процесса сборки механизма таблица 1

1). Сиять шайбу (броши) с счетного круга, снять счетный круг позиция 19 и подгибом совместить штифт колеса останова боя с носиком рычага-включателя

1). Погнут штифт позиция 24 триба минутного позиция 13

2). Отсутствует штифт позиция 34 триба минутного позиция 13

1). Подогнуть штифт триба минутного перпендикулярно плоскости колеса

1). Заменить триб минутный

1). Неправильный зазор между рычагом узла рычага-включателя позиция 5 и зубьями счетного круга колеса с кругом счетным позиция 19

1). Снять шайбу (броши) и установить колесо с кругом счетным так, чтобы зуб счетного круга находился около рычага с зазором наименьшим 0,1 мм
2). Допускается подогнуть носик плеча счета рычага-включателя

1). Погнут зуб звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11

2). Сломан зуб звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11

1). Заменить колесо заводное сигнального механизма

1). 1) Сильно натянута пружина рычагов боя и замыкания позиция 22

2). Сильно натянута пружина кукования позиция 23


3). Сильно натянута пружина молоточка механизма боя позиция 7

4). За счет большого люфта минутной стрелки штифт позиция 34 триба минутного позиция 13 не поднимает рычаг узла рычага-включателя позиция 5

5). Погнут рычаг узла рычага-включателя позиция 5 в сторону платины

6). Высоко поднимается мех голоса


7). Погнутый зуб звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11 упирается в кулачок колеса среднего с трибом позиция 16

1). Ослабить пружину


1). Ослабить пружину


1). Ослабить пружину


1). Уменьшить люфт минутной стрелки


1). Распрямить рычаг так, чтобы он был параллелен платине

1). Погнуть немного вниз рычаг валика подъема левого или правого меха позиция 8 и позиция 9


2). Мало поднимается мех голоса

1). Отвернуть винты крепления голосов, снять их тяги и вынуть голоса из корпуса.
Прочищая звуковую щель мехов, добиться нужного тона

1). Подогнуть рычаг валика подъема левого или правого меха позиция 8 и позиция 9 вниз — при слабом звучании, вверх — если звук дребезжащий


Часовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.

По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными. Используемые в устройстве часов колебательные системы (баланс, маятник, кварцевый генератор, камертон и др.) зависят от способа применения и предназначения часов. Так, например, маятниковые часы могут работать только в том случае, если маятник подвешен вертикально, то есть часы должны быть неподвижны. Это напольные, настенные или (в редких случаях) настольные часы. Балансовая колебательная система, в отличие от маятниковой, не боится перемещений механизма, поэтому она используется в основном в наручных или карманных часах.

Механические часы, помимо этого, могут подразделяться по типу применяемого двигателя: гиревого или пружинного. Самые простейшие по конструкции — это настенные маятниковые часы с гиревым двигателем, такие, например, как часы с кукушкой.

Механические часы, кроме основного механизма, могут располагать еще и различными дополнительными устройствами. Например, в крупногабаритных часах это может быть бой, календарное или сигнальное устройство; в наручных часах — автоматический подзавод пружины, секундомер, сигнальное или календарное устройство и т. д.

Электронно-механические часы могут быть как наручными, так и стационарными (настольными или настенными). Электронные и электронно-механические часы также могут быть снабжены дополнительными устройствами.

Книга посвящена в основном ремонту самых распространенных часов — наручных и будильников.

Основные узлы часового механизма

В механических часах таковыми являются: двигатель, основная колесная система, колебательная система или регулятор, спуск или ход, стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок.

Источником энергии в часах является двигатель.

Он может быть пружинным или гиревым. Заведенный двигатель запасает энергию, а затем через колесную систему передает ее регулятору и стрелочному механизму. Основная колесная система состоит из зубчатых колес (секундного, промежуточного, центрального), передающих энергию от двигателя через спуск на регулятор и стрелочный механизм. Регулятор управляет раскручиванием пружины (или распусканием гири). Спуск, являющийся промежуточным узлом, периодически освобождает зубчатую передачу в колесной системе и передает энергию пружины регулятору. Стрелочный механизм состоит из системы зубчатых колес (переводные, вексельное, часовое) и передает стрелкам движение от основной колесной системы.

Механизм завода пружины и перевода стрелок состоит из заводного вала, барабанного и заводного колеса и системы рычагов. Основание часового механизма — платина, одна из сторон которой называется мостовой, а другая — циферблатной. На мостовой стороне располагаются: двигатель, основная колесная система (или ангренаж), анкерное колесо, анкерная вилка, баланс-спираль, механизм автоподзавода у часов, располагающих такой системой, а на циферблатной — стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок и календарный механизм, если таковой предусмотрен.

Принцип действия часового механизма

Заводная головка навинчена на заводной вал.

При вращении головки, т. е. при заводе часов, вал тоже вращается, передавая движение на заводное колесо и далее — на барабанное колесо, надетое на вал барабана. На нем крепится внутренний виток заводной пружины, и при вращении колеса пружина накручивается на вал. Когда заведенная пружина начинает раскручиваться, то вращение барабана передается на центральное колесо. Центральное колесо, в свою очередь, вращает колесо промежуточное, а оно — секундное, приводящее в движение секундную стрелку. Затем с секундного колеса движение передается на анкерное колесо, поддерживающее колебания баланса. Наконец, через вексельное колесо движение передается часовому колесу с часовой стрелкой.

Для ремонта часов в домашних условиях вам пригодятся: лупа, несколько отверток с диаметром лезвий от 0,6 до 2 мм, 2–3 пинцета, набор ключей, плоскогубцы, кусачки, напильники, игла, нож, штангенциркуль, приспособления для чистки и смазки (масленка, щетки, резиновая груша и др.). Бензин для смазки можно наливать в обыкновенный чайный стакан, только необходимо плотно закрывать его. В качестве щеток для чистки деталей можно использовать старые зубные щетки.

Глава 1. Ремонт механических часов

Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).


Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:

Как сделать часы с боем своими руками

2. Изучение внутренностей звонка неожиданностей не принесло. Проведение испытаний показало, что при постоянно нажатой кнопке звонка звонок воспроизводит мелодию до конца и останавливается, это очень полезное свойство. Теперь если заставить часы включить звонок, не надо будет заботится о времени выключения.

4. Геркон применен от старой какой-то клавиатуры. Перед работами проверена чувствительность геркона к магнитному полю магнита. Это расстояние должно быть достаточным для закрепленного под циферблатом магнита. К геркону припаиваются провода, которые заменят контакт микрокнопки звонка.

5. Разбираем корпус часов для доступа к стрелкам, снимаем секундную и минутную стрелки. Магнит, в данном случае в резиновой оболочке приклеивается к концу минутной стрелки с обратной стороны.

6. После высыхания клея ставим стрелки на механизм и собираем корпус часов. Порядок установки стрелок подробно показан здесь.

7. Устанавливаем минутную стрелку на 12 часов и подбираем положение геркона при котором он сработает, срабатывание контролируем подключив пищалку тестера к геркону. Фиксируем геркон в найденном положении, например, термоклеем.

8. Можно не портить корпус звонка и разместить его за часами или рядом. Но хотелось получить законченную конструкцию и после различных примерок корпус был уменьшен под свободное пространство часов и приклеен. Электроника была вынесена наружу, необходимо оставить доступ для кнопки выбора мелодий. При необходимости некоторые проводники можно удлинить. Собранная своими руками конструкция показана на фотографии.

10. Рассматривалась возможность отключения боя часов в ночное, но так как звук боя не долгий и не раздражающий решено было не усложнять конструкцию.

Читайте также: