Марийские украшения своими руками

Обновлено: 08.07.2024

Оберег благополучия (ручная роспись, авторская работа). Лошадь — священное животное, связующее звено между смертными и богами. Тот, кто носит оберег в форме миниатюрной фигурки коня, находится под защитой покровителя солнца.

Лошадь, как символ солнца — доброго начала, обеспечивает богатство и защищает от злоумышленников, ибо несет на себе божественный свет. Обладатель оберега благополучия будет всегда счастливым и широко известным среди людей. Конь всегда символизировал удачу и богатство. Быть всегда на коне означало с достоинством выходить из любой сложной ситуации. Лошадь - это символ добра и счастья.

Оберег удачи и силы (ручная роспись, авторская работа). На обереге изображен олень — символ восхождения и знак высшей силы.

Из-за своих ветвистых древоподобных периодически обновляющихся рогов олень символизировал омоложение жизни, новорожденность и ход времени.

Внизу оберега вы видите три лапки, в марийской символике присутствуют гусиные или утиные лапки, что обозначает достаток или пожелание благополучия. Лапки есть почти на всех представленных оберегах.

Оберег жизненной силы (ручная роспись, авторская работа). На обереге изображены ели. Подобно другим вечнозеленым деревьям, она выступает символом бессмертия и вечной жизни.

Ель использовалась для жертвенных костров и в гадательных манипуляциях, также служила знаком траура. Ель символизирует начало годового цикла и жизни.

Оберег жизненной силы (ручная роспись, авторская работа). На обереге изображена ель. Подобно другим растительным формам, она связывается с плодородием, процветанием, изобилием, однако прежде всего она является олицетворением жизни в различных ее аспектах и проявлениях.

Кроме того, ель может выступать как символ вечной жизни, бессмертия. Она соотносится с мирозданием и, в контексте идеи тождества макрокосма и микрокосма, с человеком (в силу его вертикального положения), человеческим родом.

Основные символические формы, связанные с деревом, — мировое древо (реализующее универсальную концепцию мира) и его варианты — древо жизни и древо познания.

Оберег любви и красоты (ручная роспись, авторская работа). На нем изображены лебеди. Они являются царями водных птиц и олицетворяют мир, спокойствие, мирную жизнь, любовь и красоту жизни.

Еще античные авторы отмечали, что лебедь любит музыку и, умирая, поет великолепную песню. Несмотря на миролюбивый нрав, в случае нападения на них лебеди вступают в борьбу даже с орлами.

Оберег здоровья и крепкости духа (ручная роспись, авторская работа). На обереге изображены дубовые листочки, которые символизируют силу и долголетие, прочность и твердость. С незапамятных времен дуб - долголетнее и крепкое из деревьев был самым священным деревом у многих народов: у кельтов, древних евреев, греков, римлян.

Во времена Авраама возле Сихема рос дуб чародеев или волхвов, которые истолковывали шелест листьев, воркование голубей в ветвях как знаки, ниспосылаемые духом дерева.

Под священным дубом Додоны Сивилла давала пророчества. Друиды совершали свои богослужения в дубовых рощах. У древних греков дуб был деревом Зевса (Юпитера). Знаменитая палица Геракла была сделана из дуба. У римлян дуб считался деревом Юпитера. Храм Ваала, сохранившийся в Дамаске, был построен в роще из вековых дубов. Священными дубами окружена могила Авеля.

Благодаря своим огромным размерам и значительной продолжительности жизни, дуб в мифологии многих народов почитался как царь леса, и поэтому он нередко посвящался верховным богам (Зевсу, Юпитеру, Перуну, то есть богам-громовержцам — и существовало поверье, что в дуб молния ударяет чаще всего). Палица из дуба — атрибут верховных или солнечных божеств, символизирующий твердость власти. По причине своей тесной связи с богом-громовержцем, дуб нередко соотносится с военной тематикой; гирлянда из дубовых листьев используется в военной эмблематике.

Культ дуба существовал у всех европейских народов — этрусков, римлян, скандинавов, славян, германцев; во многих традициях существовали священные дубовые рощи. Само название друидов, кельтских жрецов, связывалось в своей этимологии с дубом. Также являлся священным деревом у евреев, которые почитали его как вечно живущее (из-под корня засыхающего дерева, согласно поверью, появляются новые поросли).

Нередко дуб предстает как мировое древо. Например, в древнегреческом мифе - золотое руно (символ плодородия и благополучия) описывается висящим на дубе и охраняемым змеем; в этом мотиве прослеживаются отголоски основного мифа индоевропейской традиции. Само же вешание на дуб, как считалось, увеличивало благотворную силу руна.

Также дуб отождествлялся с мужским началом: так, например, дубовое полено сжигали в середине лета, чтобы лишить божество плодородия мужской силы. Венок из дубовых листьев символизирует мощь, величие.

Оберег памяти и нежности или энергии предков (ручная роспись, авторская работа). Здесь изображена бабочка как символ души. В греческой мифологии Психея (греч. "душа", "бабочка") — олицетворение души, дыхания. Древние греки представляли себе души умерших в виде бабочки или летящей птицы.

Души умерших в царстве Аида изображаются летящими, они представляются вылетающими из крови жертв, порхающими в виде теней и фантомов. Души умерших вьются вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла при осаде Трои появляется в сопровождении вихря.

Мифы о царевне Психее рассказывают о стремлении человеческой души слиться с любовью. За неописуемую красоту люди почитали Психею больше, чем Афродиту. По одной из версий, ревнивая богиня послала своего сына, божество любви Эрота (Амура), возбудить в девушке страсть к самому уродливому из людей, однако, увидев красавицу, юноша потерял голову и забыл о наказе матери. Став супругом Психеи, он не разрешал ей глядеть на него. Она же, сгорая от любопытства, ночью зажгла светильник и посмотрела на мужа, не заметив горячей капли масла, упавшей на его кожу, и супруг исчез. В конце концов по воле Зевса любящие соединились.

Ожерелье из ракушек каури (ручная роспись, авторская работа). Раковины каури издавна использовались в качестве украшений, талисманов, магических объектов. Считали, что они защищают от зла, и поэтому раковины каури, глиняные их модели вкладывали в стены зданий и в могилы.

Раковина - это символ водный, женский, раковина связывается с плодородием. В Китае раковина-каури предстает как олицетворение женского начала инь и связывается с луной. Ассоциации с плодородием и удачей сделали раковины каури желанным амулетом в Африке и в других регионах, часто довольно удаленных от мест, где они были собраны. Женщины Полинезии носили каури, чтобы излечиться от бесплодия. Ацтеки и японцы также связывали каури с беременностью.

С символикой раковины также тесно связан образ жемчуга. В ряде традиций раковина олицетворяет тело, под оболочкой которого взрастает жемчужина-душа. Как траурная эмблема или элемент женских украшений, она может означать и смерть, и жизнь. Считается, что ее мистическая сила действует еще очень долго после смерти моллюска. Узор раковины-каури образует один из элементов погребального орнамента.

Раковины каури употреблялись в качестве амулетов от сглаза с глубокой древности - с эпохи бронзы и в античности. Особенно они были популярны в Индии, Китае и прилегающих к ним странах. В средние века амулеты из каури встречаются на всей территории Восточной Европы, в том числе, в древнерусских и болгарских городах.

Попадали они сюда через Среднюю Азию или через Кавказ, где с древности и до недавнего времени эти раковины употреблялись как обереги от сглаза и амулеты, лечащие бесплодие. У арабов-бедуинов и деревенских жителей Аравии молодые девушки нанизывают их на нитки и прикрепляют к рукам и ногам. Ракушки каури у марийского народа использовались в качестве нагрудного украшения

Эти раковины, даже просто положенные на полку, могут обеспечить надёжную охрану Вашего дома. Они оберегут Вас и Ваших детей от сглаза и порчи.

Оберег долголетия и от сглаза (ручная роспись, авторская работа). Спираль являет собой схематический образ эволюции вселенной. С древнейших времен – это символ жизненной силы, как на уровне Макрокосмоса, так и на уровне микрокосмоса. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах и спирали молекулы ДНК, содержащейся в каждой клетке живого организма.

В искусстве спираль – один из самых распространенных декоративных узоров – от Европы до Тихого Океана. Спираль у всех народов означает бесконечность. По другому - пожелание долголетия.

Марийские национальные костюмы

Белый холст (очень древний и излюбленный в Поволжье материал), вышивка цветной шерстью или шелком, монеты, бисер, раковины — вот с помощью чего марийки создавали свои красочные наряды.

Трудно даже представить себе, сколько труда вкладывалось в создание народной одежды. Надо было вырастить коноплю, надергать стебли, просушить их, обмолотить, отмочить в воде, снова просушить в бане или на печке, размять мялкой, растолочь в ступе, растрепать трепалом, расчесать шкуркой ежа. А после спрясть пряжу, отбелить ее в воде с березовой золой или в кислом молоке, соткать холст и сшить рубаху. Летом надо было позаботиться о краске для шерстяной вышивки — набрать в лесу корней травы марены или дубовой коры, охры или орехового листа.

Древние суровые законы заставляли женщин после свадьбы старательно скрывать свои волосы. Девичья коса свивалась в узел и пряталась под головным убором — сорокой или панга, под сурпаном или шымакшем.

Головные уборы марийских женщин украшены одной только вышивкой, но и в них покоряет многообразие и тонкость узоров. Это тюрики, или шымакши, — небольшие прямоугольные куски холста, передок которых сшивался треугольником наподобие башлыка, а хвост свободно падал на спину.

Марийские девушки и женщины надевали еще толстые кожаные воротники, плотно охватывающие шею. Все поле воротника они зашивали, как чешуей, мелкими монетками или бляшками из мягкого металла, а края — бисером, разноцветными пуговицами и раковинами-ужовками. (О. Гордеева , научный сотрудник Государственного Исторического музея).

Именно для начала 30-х годов характерен отказ женщин от некоторых традиционных форм народного костюма. Молодые марийки публично сжигали на костре женские головные уборы в знак протеста против зависимого и приниженного положения женщины в семье. Этому способствовало также вовлечение женщин в общественную жизнь. Благодаря этим мероприятиям шло утверждение нового и отрицание старого в материальной культуре марийцев, в частности, и в такой существенной ее части, как народный костюм (особенно женский). Однако значительная часть женщин старшего и среднего возраста еще продолжала носить традиционные формы народной одежды (головные уборы, обувь и т. д.).

В конце 20-х-начале 30-х годов начинается постепенная трансформация элементов народного костюма. Изменения в первую очередь коснулись женских головных уборов. Так, головной убор части луговых мариек шымакш сталорнаментироваться только в остроконечной части (шымакш вуй) и на его конце (шымакш поч). При этом традиционные виды вышивки - набор и счетная гладь сочетались с новым видом - крестик. Шымакш существенно уменьшился в размерах и вместо размеров 60 x 20 см он представлял полотнище 50 x 10 см.

Эта же тенденция упрощения орнаментации и изменения размера характерна и для женского головного убора сорока, у которого значительно уменьшилось очелье (сорока санга). У традиционной сороки очелье достигало значительных размеров 15-25 см. Например, в рассматриваемый период у санчурско-яранских марийцев эта часть убора была уже небольших размеров - высота не достигала 5 см. У марийцев, проживающих около Йошкар-Олы, очелье сороки к этому моменту было также небольшим (2-3 см). К концу 40-х годов сорока у последних постепенно превратилась в шапочку из холста с небольшой вышивкой крестом, т. е. от традиционного головного убора осталась лишь шапочка-волосник.

В 30-е годы большинство горномариек расстаются с полотенчатым женским головным убором шарпан и заменяют его на платок из батиста, сатина или ситца однотонной светлой расцветки с небольшой вышивкой гладью. Платок становится одним из основных головных уборов женщин. Причем луговые, в отличие от горных мариек, носили яркие фабричные платки.

Уменьшение количества вышивки в данный период было характерно для всех групп народа. Например, рубаха луговых марийцев юго-восточной части республики, отличавшаяся в более ранний период богатой орнаментацией, к началу 30-х годов утрачивает вышивку вдоль всех швов и части рукавов. Она остается в небольшом количестве у грудного разреза, на плече, на концах рукавов и на подоле. Орнаментация на рубахе молодых женщин данной группы с утратой богатой традиционной вышивки начинает выполняться исключительно крестом из ярких шерстяных ниток.

Таким образом, трудоемкие виды старинной вышивки (роспись, счетная гладь, набор) постепенно уступили место более легкому способу орнаментации - крестик, а в более поздний период - вышивке гладью. По данным наших полевых исследований, первый вид вышивки появился в начале XX века у горных и части луговых (в юго-восточной части края) марийцев, но применялся он тогда в незначительном количестве и у вторых лишь для украшения нашмака (часть женского головного убора шарпан).

У луговых мариек северо-восточных районов МССР в начале 30-х годов крестик использовался для оформления рубахи и головного убора. Но техника вышивания крестом, воспринятая от русских, сохраняла у мариек один из традиционных приемов орнаментации - наносить рисунок по счету нитей с обратной стороны.

У горных марийцев в 30-е годы вышивка почти полностью утрачивается на рубахе, т. е. исчезает даже небольшая нагрудная вышивка, выполненная на отдельной ткани, которая пришивалась к грудному разрезу. Таким образом, на горномарийской женской рубахе остается очень маленькая вышивка у плечевого шва, выполненная черными нитками. Однако с утратой вышивки на рубахе более красочно, с применением разноцветных ниток, начинают орнаментировать съемные манжеты и фартук.

Цветовая гамма вышивки у мариек становится яркой и контрастной. Наряду с ярко окрашенной домашней шерстяной пряжей разных цветов стали применять фабричные хлопчатобумажные нитки. Кроме четырех основных цветов (красный, черный, зеленый и желтый), где красный преобладал, в орнаментации появились яркие цвета: розовый, голубой, синий, фиолетовый, ярко-желтый и др.

Следует подчеркнуть, что с внедрением новых видов вышивки изменялась не только цветовая гамма, но и орнаментальные мотивы: вместе с зооморфными, антропоморфными и геометрическими мотивами использовались натуралистические изображения различных цветов, животных, птиц и насекомых. Эта тенденция была характерна и другим народам Среднего Поволжья (мордве, удмуртам, чувашам).

Платье шили исключительно из фабричных тканей - коленкора или бязи, но цвет его оставался традиционно белым. По покрою оно было прямоспинным с вырезной проймой и вшивными рукавами, что позволяла ширина фабричной ткани. Грудной разрез платья был центральным, к вороту пришивался отложной воротничок - совершенно новый элемент в одежде мариек. К подолу платья пришивали широкую (20-25 см) оборку, изготовленную из однотонного сатина, ситца или шелка.

Платье у оборки украшалось вышивкой крестом; в других его частях орнаментация отсутствовала. К оборке пришивали ленты, кружева, чаще всего фабричного производства.

Статья взята из книги Молотова Т.Л. Марийский народный костюм, - Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 1992.

На протяжении веков марийские женщины украшали вышивкой свою одежду, предметы быта, которые сегодня можно назвать произведениями народного искусства. В наше время найти мастеров традиционной вышивки непросто.

Марийская вышивка непосвященному человеку непонятна: у любого глаза разбегутся от разнообразия цветных узоров. Между тем, каждая линия, каждый знак имели свой смысл, были одним из средств общения. Язык вышивки передавался из поколения в поколение. Уже с шестилетнего возраста девочку начинали обучать искусству обращения с иголкой. К совершеннолетию она должна была вышить себе комплект одежды и приготовить приданое.

Вы знаете, что обозначают марийские символы в оберегах? Краевед, мастер марийской вышивки Ираида Степанова поделилась своими знаниями.


Родовое дерево (Еш пушеҥге).
Каждая семья привлекает силы родовых деревьев. Чем они крепче, тем сильнее молодая семья.


Великая матерь (Шочынава)
Человек родился, и его земная жизнь с этого момента находится под покровительством Шочынава. Она способствует реализации предназначения человека.


Оберег мужской силы (Oрма)
Знак зрелости мужчины, его способности воспроизводить.


Сторож дома (Сурт орол)
Квадрат — это земля, дом где ты живешь. Его оберегают от неприятностей множество крестов и задерживающих воронок.


Дерево (Пушеҥге)
Символизирует начало жизни, олицетворяет связь верхнего, среднего и низшего миров, дающих дереву магические жизненные силы.


Оберег груди (Чызе орол)
Знак зрелости женщины, Оберег здоровья женщины-матери, символ мужества и плодородия.


Дуб или дубовые листья (Тумо лышташ)
Символ крепкого здоровья и твердой жизненной позиции. Это одно из святых деревьев, среди которых марийцы проводили моления.


Лошадь (Имне)
Символ трудолюбия, благополучия, достатка.
Имеет охранное значение, олицетворяет доброе начало.


Бабочка (Лыве)
Символ легкости и нежности, по народному поверью, бабочки являются вместилищем человеческих душ, ушедших в мир иной.


Солнце (Кече)
Знак добра, дающий жизнь всему живому на земле. Символ плодородия, оберег.

Мастер-класс по изготовлению марийского национального украшения девушек накосник. Интегрированный урок история и культура народов мари и технологии.

Оценить 1148 0

Тема: Изготовление марийского национального украшения ӱпйолва(накосник)

-познакомить учащихся с техникой изготовления марийского национального украшения ӱпйолва(накосник)

- формировать устойчивый интерес к истокам декоративно-прикладного искусства;

- воспитать эстетический вкус;

- воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;

- создавать условие для развития личности каждого ученика, раскрытие го способностей к творчеству;

- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, мышление.

Оборудование: презентация "Украшение старины"; технологическая карта выполнения украшения; леска, монетки, бисер разного размера, серьга из гусиного основания, вставка бижутерий(работа детей выполненной в технике квиллинг) выставка марийских украшений ; фотовыставка - марийские девушки в марийских украшениях.

I . Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте ребята!

II . Постановка цели и темы занятия.

- Сегодня у нас необычное занятие. Во-первых у нас много гостей, а во-вторых мы с вами смастерим одну вещь.(Показ учителем украшения - Приложение1) Подумайте и предположите, что это? Что делали этой вещью?

- Что это такое мы узнаем попозже. И ваши предположения верны ли были.

III . Повторение изученного.

- Мы с вами узнали на прошлых занятиях слово "бижутерия" Кто помнит, что означает это слово?

-Какие украшения вы знаете?

-Мы в технике квиллинг изготовили кулон и серьги. Вот какие красивые получились.(Приложение 2)

- А почему девушки любят украшения

-В где приобретает украшения?

-Как вы думаете наши прабабушки носили украшения?

- Какие у них украшения были?

2. Ознакомление марийскими национальными украшениями.

Посмотрите, как выглядели девушки, женщины в марийских украшениях. Обязательной принадлежностью марийского костюма были съёмные украшения. Из украшения следует отметить нагрудники - аршаш из монет, бисера и ракушек. Также марийцы носили разнообразные ожерелья - шӱшер и прямоугольные куски кожи - шыркама, обшитые мелкими монетами и бисером. Существовали разнообразные поясные украшения . Сами пояса были плетёнными, чаще из красной шерсти, с подвесками на концах из ракушек, пуговиц и монет. Распространённым украшением женщин были шейно-ушные и ушные подвязки - с монетами и заячим пухом, браслеты -кидшол и кольца-шергаш.

- А как вы думаете, где наши прабабушки приобретали укашения?

- Вот послушайте Эмму. Как раньше марийские девушки мастерили серьги.

3. Ознакомление с технологией изготовления серьги.

Раньше в нашей деревне не было магазина. Девушки сами шили платья и делали украшения. Моя бабушка, Кузнецова Зинаида Никандровна, рассказала, как раньше делали серьги. Серьги мастерили из бусинок, монет, ракушек или же из гусиного основания хвоста. Такие серьги делали осенью, когда резали гусей. Вырезали основания хвоста , а именно то место, где расположена копчиковая железа с пухом, валяли в ржаной муке для удаления жира с перьев, чтобы потом можно было красить. Нанизывали его на колышки и ставили на печку, где выходит тепло. Сушилась неделя. После сушки красили пух в розовый цвет, затем вешали на металлический крючок и получались серьги.

-Девочки, вы чем украшаете волосы?

- А вот бабушки украшали вот такими украшениями. Их называют ӱпйолва(накосник)

IV . Практическая часть.

-Сегодня мы с вами изготовим марийское национальное украшение ӱпйолва.

- Что нужно для этого? Давайте посмотрим на технологическую карту.

1. Нужны: 4 лески длиной 20-25 см, 4 монетки, бисер разного размера.

2. Привяжите на каждый конец лески монету.

3. На каждую леску нанизываем по 10-15 штук мелкого бисера.

4. Две лески соединяем и нанизываем более крупный бисер по 30-40 штук.

5. Затем соединяем две готовые лески и нанизываем крупный бисер по 10 штук.

6. Завяжем узелок, а конец лески плетём.

V . Итог занятия

- Вечером девушки одевались, прихорашивались, заплетали косы накосники и шли.

-Как вы думаете, куда шли молодые наши прабабушки прадедушки вечером?

- Давайте вы будете исследователями. Узнайте, куда ходили прабабушки по вечерам и как проводили свободное время.

Богиня Смерти и царица Подземного мира Мара занимает в славянском пантеоне Богов особое место. Мало кто знает, что Мара не только может забрать жизнь, но и способна сохранить ее, если сама того пожелает. Просить о защите Богиню можно. Для этого отлично подойдет ее сакральный оберег. Рассмотрим историю славянской богини и ее оберега подробнее.

Амулет оберег Мары

История оберега Мары

Доподлинно неизвестно, как появилась Мара на земле. Некоторые источники утверждают, что она была дочерью Сварога. Другие уверены, что ее породила Макошь. Недаром Мара прядет из нитей жизни людей. Ее энергии присутствуют при рождении человека на свет, а также при его уходе из этого мира. Мара встречает и провожает души, она заведует холодом, льдом, зимой и Навью. В Подземном царстве Богиня является единственной и полноправной владычицей.

Поскольку славяне не слишком сильно делили богов на светлых и темных, они чтили Мару наравне с другими богами, понимая ее силу и значимость для мира. У славян оберег Мары появился очень давно. Изящный символ, представляющий собой переплетение линий, использовался славянскими народами также часто, как солнечные знаки Сварога или Даждьбога. День сменяет ночь, а тепло холод – этот круговорот жизни хорошо показывает преемственность власти пантеона славянских богов на земле. Славяне побаивались Мару, но почитали ее ничуть не меньше, чем старших богов пантеона.

Богиня Мара

Для марийских народов севера символика, присущая оберегу Богини, стала привычной в повседневной жизни. Там вышивку этого символа можно встретить повсеместно: на постельном белье, подушках, занавесках и одежде. Из изначального рисунка оберега родилось множество производных. Коренные марийские женщины стали делать такую вышивку к каждому празднику в семье.

Знак Богини Смерти был известен, как один из самых мощных оберегов. Если Мара снизошла до человека и укрыла его своими энергиями, то просящий получал сильную и долговременную защиту. Нападать на такого счастливчика было чревато последствиями.

Волны и завитки амулета приводят все вокруг себя в равновесие. Мара лучше других знает, как важна цикличность на планете Земля. От рождения до смерти человек проходит определенные циклы, потом его душа уходит на новый виток. И за всем этим пристально следит прекрасная и строгая Морана.

Значение оберега Мары

Равновесные силы талисмана делают гармоничным все вокруг себя. Для носителя знака в жизни наступает период покоя, рутины и неторопливого течения дел. Стихийный символ обеспечивает равномерное распределение энергий. Там, где нужно, он усиливает процессы или обстоятельства, а там, где требуется, гасит их.

Оберег крест Мары

Кроме аспекта смерти, Морана еще и богиня плодородия, а также жатвы. Она считается покровительницей магии и справедливости. К ней обращались в том случае, когда справедливость была нарушена, а виновнику удалось избежать наказания. Морана восстанавливала равновесие. Поэтому ее символ нацелен на привлечение в жизнь справедливых решений и изобильных циклов.

Магические свойства оберега

Древний славянский оберег Мары в основе имеет крест, вокруг которого вьются волнообразные вязи. Красивый символ наделен следующими магическими свойствами:

  1. Останавливает течение тяжелой болезни.
  2. Убирает недуги из тела.
  3. Очищает от порч и негатива.
  4. Защищает от колдовства, интриг, злого умысла.
  5. Замедляет течение жизни.
  6. Устраняет хаос и суету.
  7. Дарит справедливое решение проблемы.

Многофункциональный оберег Мары имеет цикличные энергии, которыми нужно пользоваться с осторожностью. С помощью такого амулета можно разрушить самую сильную порчу. Еще талисман очищает организм человека от деструктивных энергий и заболеваний. Он полезен людям с нестабильной нервной системой, так как успокаивает разум, и вносит размеренность в повседневную жизнь. Некоторые сильные психические расстройства можно приглушить силой амулеты Морены. Только здесь нужно быть осторожнее, чтобы не навредить страдальцу. Заниматься подобным может опытный маг или колдун с многолетним опытом работы с людьми.

Амулет Мары

Поскольку Моране подвластно течение времени, женщины могут просить ее о продлении молодости и красоту. Подобно тому, как сама Мара то превращается в устрашающую старуху, то оборачивается прекрасной и молодой девой, женщины могут зарядить амулет на поворачивание времени вспять. Иногда таким способом удается задержать старость.

Зимний косой крест с волнами является не единственным знаком Морены. К ее символике причисляют и серп, и чашу, а также черную луну. Все знаки Мары указывают на разрушение и тлен, после которого наступает возрождение.

Славяне обращались за помощью к Хозяйке Зимы не только перед смертью близкого человека. Мара могла помочь выиграть битву, могла остановить эпидемию. Сегодня обращаться за помощью к ней и ее талисманам можно по таким же поводам.

Кроме того, амулет данного толка способен усилить интуицию человека. Используя древний символ, можно развить ясновидение, яснослышание и преуспеть в гадательных практиках. Мара прядет из нитей жизни все, что ей вздумается. Она же отрезает нить Судьбы человека, посылая ему смерть. Поэтому к ней возможно обратиться за вещим сном, а также за пророчеством по важному вопросу.

В амулете Морены есть волны, символизирующие мост между миром живых и миром мертвых. Так этот талисман помогает не только в защите человека, но и усиливает связь с миром духов, что является важным для медиумов и колдунов.

Мара соединяет два мира вместе. С помощью ее атрибутов возможно достучаться до собственного рода, усилить с ним кровные узы, либо получить семейный совет с той стороны от почивших родственников.

Как правильно использовать и кому подходит?

Славянские руны могут увеличить силу действия амулета Морены. Использовать оберег могут только те, кто довольно спокойно относятся к смерти и ее проявлениям. Данный амулет подходит магам, колдунам, а также крепким и стойким людям, не боящимся естественных процессов жизни. Амулет подойдет интровертам, не стремящимся вести бурный образ жизни. Еще талисман подходит тем, кто ратует за справедливость и покой.

Не подойдет данный оберег активным и шумным личностям. Он их затормозит, но так и не сможет вжиться в нестабильную энергетику веселых и эмоциональных людей.

Если излишние эмоции и чувства представляют для человека проблему, оберег Мары может помочь им избавиться от проблем с психикой. В случае, когда нужно унять душевную боль, талисман тоже подходит.

Кроме всего вышеперечисленного такой талисман станет отличной защитой тем, кто почти ежедневно работает с энергиями смерти. Работники моргов, служащие ритуальных агентств, гробовщики, полицейские, эксперты судебной медицины и многие другие могут рассчитывать на поддержку богини, если трудятся честно и с большим уважением относятся к мертвым людям.

Оберег Мары не носят всю жизнь. Некоторым его сложно носить и каждый день. Талисман надевают, когда наступает тяжелый период в жизни. Здесь Мара может помочь, и убрать из судьбы носителя амулета все лишнее, старое и отжившее себя.

Талисман Морены активируется и заряжается двумя стихиями: огнем и водой. Если при активации амулета имел место быть призыв Морены, то после окончания ритуала дары для Богини в лощину или на старый пень нужно отнести незамедлительно. Славяне, поклоняясь Маре, резали для нее жертвенное животное. В современном мире допускается дар, состоящий из пирогов с мясом, а также из тех овощей, которые растут под землей. Алкоголь в благодарность дарить можно и даже нужно. Нельзя скупиться на дары для Богини Смерти. Поэтому благодарность за помощь должна быть искренней и своевременной.

Как сделать оберег своими руками?

Сделать символ Морены своими руками допустимо. Прекрасная богиня благосклонно относится к рукоделию и ремеслам. Проще всего вышить символ на холсте или ткани. Можно изготовить талисман из дерева или отлить из плавкого металла. Возможно заказать оберег по рисунку в ювелирной мастерской.

Оберег Мары своими руками

Создавать талисман нужно в спокойном состоянии. При его изготовлении необходимо начитывать заговор, где будет указано то, от чего оберег должен защищать. Носят амулет скрытно под одеждой. Если для талисмана выбирается огранка, стоит отдать предпочтение серебру, а не золоту.

Изначально для славян Мара была хранительницей семьи и домашнего очага. Намного позже ее наделили темной стороной образа, и она стала владычицей Зимы. Сегодня встретить культ богини можно у староверов, а также у тех, кто развивается в сфере магических искусств и считает себя язычником. Образ Богини пантеона Ясуней содержит в себе ключи к пониманию процессов жизни и смерти. Некоторые видят в ней ответы на загадки вселенной. Возможно, эти люди правы.

Денежный амулет, согласно ритуалу, изготавливается и привязывается на конкретного человека, на его Имя. Ритуал основан на силе молитвы и предков. Основой из которой изготавливается талисман и выполняется ритуал, является царская монета.

Мы используем только настоящие монеты царских времён! (Это монеты различного номинала, которые чеканили со времен Петра I и до 1916 года). Мы получаем их из давних пожертвований старых монастырей. Монеты по способу добычи - чистые. Ритуал изготовления проходит на рассвете и не несет негативных оттенков. Подробнее по ссылке.

Йошкаролинку Надежду Акиеву знают не только как жену популярного музыканта Олега Славина , артистку или мать троих замечательных детей, ответственного работника Центра народного творчества, но и как мастерицу, создающую для марийцев России уникальные вещи.

С любовью из Марий Эл

Приехав 25 лет назад в Йошкар-Олу на учебу из Башкирии , Надежда Акиева была уверена, что знает, как сложится ее дальнейшая жизнь, разложив ее по полочкам. Однажды наступил период, когда то, что однажды казалось интересным, перестало радовать и вдохновлять − после аспирантуры в МарГУ она пару лет проработала преподавателем английского языка, но душа требовала больше свободы действий.

Себя Надежда нашла в новом хобби, когда увлеклась вышивкой, трудясь в Центре народного творчества − сначала методистом по декоративно-прикладному творчеству, потом − заведующей в отделе технических средств. Вскоре она вышла замуж за известного музыканта Олега Славина и вместе с ним пошла по творческому пути.

− Мы начали записывать песни, муж уговорил ездить с концертами на гастроли. Стали нужны костюмы. Для трех-четырех выходов на сцену нужны новые образы с марийскими элементами, и тогда я заказывала их знакомой швее. Потом она уехала, а мне пришлось самой учиться этому делу. Поступила в Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий на конструктора-модельера. Сейчас я не езжу на выступления в другие регионы, а вот увлечение осталось, − улыбается Надежда .

Большинство вещей в ее гардеробе – с этническим орнаментом. Но шьет она не только для себя, но и на заказ – и так уже около 10 лет. Большинство клиентов – живущие в местах компактного проживания мари за пределами Марий Эл . Заявки на украшения и одежду с орнаментом они оставляют через интернет.

Женская энергия

Главные вдохновители Надежды – это ее дети и муж. Для артиста она делала ремни с марийской окантовкой, лампасы на одежду, дочери шила платьишки с вышивкой. Сочетать хобби и семейные дела – сложно, но можно, улыбается она.

Дочь-первоклассница, наблюдая за мамой, тоже стала интересоваться декором.

− Она хочет сумочку, приходит из школы и спрашивает: ну что, мама, когда начнем? Хочет сама вышить на ней орнамент, мы уже придумали с ней модель, но пока нет времени. Иногда говорит: давай я что-нибудь сделаю, чтобы потом продать и купить что-то? Бывает, что вечерами садимся и разговариваем с ней о нашем творчестве, − с особой теплотой в голосе рассказывает мастерица.

Когда она мельком упоминает, что ей 45 лет, я впадаю в ступор: кажется, будто ей нет и 30 лет. Сама Надежда уверена, что когда женщина занята своим любимым делом, в ней развивается особая женская энергия, особенно, в таких делах как рукоделие, пение, танцы, готовка, выращивание цветов.

− Мне кажется, это и молодит, оздоровляет, улучшает гормональный фон. Я не знаю, как это работает. У мужчин немного иначе – он должен реализоваться в обществе, своем деле. Если женщина получает больше энергии в семье, то мужчина – вне дома. Да, есть те девушки, кто реализует себя в карьере – но тогда она взваливает на себя мужские обязанности, например, быть сильной.

У каждого мастера свой почерк

− Основной массе людей без разницы, вышито вручную или на машинке. Есть орнамент – уже хорошо. Недооценивают кропотливость труда, вложенные силы и время, − сетует Надежда . − Но с каждым годом такой hand-made набирает популярность – мы, мастера, должны формировать вкус и потребность покупателя на качественные работы.

Кто-то из этномодельеров выбирает реконструкцию национального традиционного костюма, кто-то удивляет авторским видением вещи.

− Хочу делать то, что получается у меня хорошо, за качество чего ручаюсь. У каждого мастера свой почерк. Их не так много, у удмуртов и мордвы этномода развита, в Марий Эл − не так сильно, но есть хорошие мастера. Кто-то заказывает у одного, кто-то – у всех знакомых, говоря: вот от нее и нее есть, теперь хочу от вас. Конкуренция должна быть, без нее нет развития, − считает умелица. − Повторять популярные модели других мастеров я точно не буду – надо создавать свое.

На вопрос, как она придумывает новые вещи, смеется: как композитору приходит в голову мелодия? Он вряд ли объяснит. Тут так же.

Кроме традиционных марийских цветов – красного, черного, белого, некоторые заказчики просят добавить другие. Недавно, например, попросили бирюзовый, к определенной вещи гардероба. Также Надежда делала сережки под джинсовую ткань, шила платье пыльно-розового цвета.

− Порой диванные критики пишут: вот, марийский цвет не такой, надо по-другому и никак иначе! Но это мое решение: как захочу, так и вышью, почему не дать волю фантазии? Главное, чтобы вещи правильно сочетали! – считает она.

Любая вышивка – это оберег. Чаще всего просят легкоузнаваемый знак солнца – символ плодородия, активности и оберег здоровья. Последний, кстати, Надежда с недавних пор вышивает на масках – такой элемент с марийским орнаментом стал востребован в приходом пандемии.

Чаще всего Надежда делает одежду из льна. Самой мастерице нравится работать с натуральными тканями, они мнутся, но удобны, долговечны и выглядят дорого. За время работы на заказ чего только не приходилось создавать: сережки, колье, подвески в машину, обложки на документы, на ежедневник и даже пасхальное яйцо с марийским орнаментом.

Больше всего Надежда хочет, чтобы дочь пошла по ее стопам и стала ей помощницей, умела делать то же, что и она, впитает те особенности творческой среды, что царит дома.

− Папа каждый день сидит, песни делает, что-то выравнивает, сводит звук. Сын − спортсмен, учится в школе Олимпийского резерва по плаванию уже седьмой год. Такая у нас семья, разве можно ею не вдохновляться? – улыбается Надежда .

Читайте также: