Макет семья в детском саду своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий и есть творческое поведение. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему и видоизменяющим свое настоящее. В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования., А творчество не возможно без познания чего-то нового, неизведанного, интересного.

В дошкольном возрасте самостоятельная деятельность развивается чрезвычайно интенсивно. Возникают специальные способы познания, ориентации, такие как экспериментирование с новым материалом и моделирование. Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическими преобразованиями предметов и явлений, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи, зависимости, эти преобразования превращаются в своеобразную деятельность, в которой осуществляется познание свойств объектов. Именно в это время появляется интерес к ручному труду , изготовлению макетов, конструированию.

ВложениеРазмер
maket_kak_igrovaya_sreda.docx 36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Шинкарева Светлана Александровна,

воспитатель Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

детский сад общеразвивающего вида № 70, г Ангарск

Макет, как игровая познавательно-развивающая среда в ДОУ.

СЛАЙД 1 Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое.

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий и есть творческое поведение. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему и видоизменяющим свое настоящее. В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования., А творчество не возможно без познания чего-то нового, неизведанного, интересного.

Познание в дошкольном возрасте носит преимущественно эмоционально-образный характер и основывается на большой любознательности, пытливости ребенка.

В этом возрасте самостоятельная деятельность развивается чрезвычайно интенсивно. Возникают специальные способы познания, ориентации, такие как экспериментирование с новым материалом и моделирование. Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическими преобразованиями предметов и явлений, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи, зависимости, эти преобразования превращаются в своеобразную деятельность, в которой осуществляется познание свойств объектов. Именно в это время появляется интерес к ручному труду , изготовлению макетов, конструированию.

СЛАЙД 2 Проблема:

В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Причины, препятствующие развитию познавательной активности:

• готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;

• дети слабо владеют познавательными действиями.

В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование метода проектной деятельности, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности.

СЛАЙД 3 Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Приоритетным направлением любого воспитателя является использование нетрадиционного подхода , способствующего решению многих вопросов и задач.

ТАК КАК Одним из перспективных способов развития является макетирование, его применение открывает ряд дополнительных возможностей работы с детьми . Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность ставить многие цели :

• Формирование устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира.

• Активизация творческих возможностей, творческого самовыражения, самостоятельного познавательного действия;

• Развитие детской впечатлительности, фантазии, инициативы и коллективного творчества;

• Привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами.

СЛАЙД 4 ФГОС в дошкольном образовании направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

ВСЕ МЫ ЗНАЕМ,что

Знакомство с окружающими явлениями природы возможно не только посредством наблюдений, изготовлением поделок из природного материала - большую помощь может оказать макетирующая деятельность. Чаще всего прослеживание за изменениями развивающихся организмов или созданных явлений природы, социальными явлениями, природными поясами земли, зависимостью природных сообществ рождает объективные трудности для детей. Это и вызывает необходимость макетирования объектов природы, предметного мира.

СЛАЙД 5 Вот почему мы, собственно и стали работать в этом направлении:

Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.

Макетирование способствует развитию речи детей . При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок способствует выразительности речи.

Тесна связь макетирования и математики . В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др.

Большое значение макетирование имеет в развитии детского игрового творчества. Макет - это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство . Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты . Макет может быть: напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы; настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части; подиумным (на специальных подставках-подиумах); настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний - картина. Интересный и любимый вариант - макеты в специальных стеклянных шкафах и полках.

Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека, время активного познания окружающего мира , где немаловажная роль отводится развитию эмоциональных и творческих способностей, как правило в детском саду этому способствуют различные виды деятельности: занятия, игры, наблюдения, чтение художественной литературы.

СЛАЙД 6 Макеты – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для разностороннего развития детей. Они имеют разную тематику , но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач :

  • закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;
  • активизация лексического словаря;
  • развитие монологической и связной речи;
  • развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
  • формирование навыков сочинительства;
  • развитие общей и мелкой моторики рук;
  • формирование творческих способностей;
  • воспитание доброжелательности;
  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе

Виды деятельности, в которых можно использовать макеты:

НОД по развитию речи;

НОД по ознакомлению с окружающим и социальной

НОД по ручному труду, конструированию и лепке;

Сюжетно – ролевые игры, режиссерские, настольный театр ().

Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности.

Макеты – это форма организации образовательного и игрового пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития рече творчества как для детей 2-3лет, так и для детей старшего возраста.

В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. (ПРИМЕР- ситуация в семье, на дороге…) Для того чтобы эта игра получила своё развитие в дошкольном учреждении нужен, прежде всего, универсальный макет

СЛАЙД 7 Макеты условно делятся на два типа:

  1. Макеты - модели - представляют собой уменьшенные целостные объекты(слайд 6).

СЛАЙД 9 б) Ландшафтный макет - карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река, которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик, изгородь. (слайд 8)

В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками . Объединив процессы создания макета и режиссерской игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени.

Требования к макету:

Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно, служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры;

ТОТ ЖЕ СЛАЙД Вашему вниманию я хотела бы представить макеты , которые сделаны своими руками для развития пространственно-познавательной среды в группе.

Через любой наш игровой макет решаются задачи из различных областей познания.

Обратимся к презентации наших проектов (см. презентацию).

СЛАЙДЫ по порядку.

Результатом нашей творческой деятельности по макетированию является:

  • создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по развитию игровой предметно-пространственной среды в ДОУ, расширение кругозора и самостоятельных познавательных действий детей.

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий и есть творческое поведение. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования.

  • формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.
  • результат творческой конструктивной деятельности детей, (детей и педагога), направленной на создание специального игрового пространства, в котором затем происходит развитие различных игровых ситуаций, в том числе и режиссерской игры (ст. дошкольный возраст).
  • макет обязательно должен обыгрываться и носить не только экспонатную значимость, но и использоваться, как специальная игровая среда для закрепления знаний из различных образовательных областей: познание, а также коммуникация, художественное творчество, социализация и др. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками и другие.

Таким образом, использование макетов в качестве игровой предметно-пространственной среды способствует развитию общей культуры, нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию детей, что решает задачи всех образовательных областей, представленных в ФГОС.

Я убеждена, что макетирование займет достойное место в процессе творческой деятельности детей в любом детском саду нашего города.

Материал может быть полезен воспитателям детского сада с целью обогащения развивающей предметно-пространственной среды группы, а также для психологов и социальных педагогов, как воссоздание и воспроизведение различных жизненных ситуаций, в которых мог оказаться ребенок.

Социальное развитие - социализация процесс усвоения и дальнейшего развития. Современные тенденции развития системы образования в России связано с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества.

Подготовка подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.

Современное состояние науки и практики дошкольного образования, свидетельствуют о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества в котором ему предстоит жить. Процесс социального развития представляет собой сложное явление, входе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие утверждение себя как социального субъекта.

Актуальность вопроса социального развития личности была безусловной на протяжении всего периода существования человечества.

Как педагогическая проблема она определилась относительно недавно в конце 19 века и была представлена в работах зарубежных ученых Г. Тардо, Э. Эриксона и т.д.

В отечественной педагогике эта проблема связана с именами Л.С. Выготского, Т.В. Кудрявцева, В.П. Зинченко.

В дошкольном образовании актуализировались многие из ее аспектов рассматривались и раннее работы С.А. Козловой, О.Л. Князевой, М.и. Богомоловой.

Социальное развитие осуществляется двумя путями, в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью, и окружающим миром, в процессе целенаправленного приобщения к социальной культуре. Второй путь социального развития осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры.

Реализация задач социального развития предусматривает построение целостных педагогических систем, предполагающих единство, взаимосвязь.

Педагогической науке предстоит еще решить серьезную проблему, связанную с формированием гармонично развитой личности. Познавательная сфера ребенка формируется в процессе освоения содержательного поля теоретической и практической деятельности, эмоционально-чувственного мира. Только гуманистически ориентированный образовательный процесс, целью которого является удовлетворения потребностей ребенка с учетом индивидуальности и создания для этого целого спектра гуманистических, нравственных, эстетических и организованно-педагогических условий.

Формирование личностной культуры детей, основаны на постепенном погружении ребенка в окружающую и социальную среду подводит его глубокому эмоциональному восприятию, желанию жить в гармонии с внешним миром, в соответствии с его законами.

Её реализация возможна при условии обращения к идеям гуманности, ответственности и оптимизации взаимоотношений человека с человеком. Но традиционная педагогическая практика и педагогическая действительность не решают проблемы формирования социальной компетентности дошкольников в той степени в которой она представлена в историко-культурологическом и в историко-педагогическом контексте, и в той степени в какой требует современное состояние общества.

Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость ранней социализации ребенка. Это Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский.

Учеными доказано, что значительное влияние на развитие личности оказывает микросреда, она также является одним из важнейших факторов самореализации личности. Социум как объективная социальная реальность представляет собой совокупность материальных, политических, идеологических и социально-педагогических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе ее жизни, деятельности и общения. Общение в различных сферах микросоциума личности – это не только межличностное взаимодействие, но и определенная система социальных отношений.

Социальное развитие ребенка – процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально-компетентным. При общении ребенка к миру взрослых, их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему, чем живет общество – задача, которую человечество решает с того времени, когда стало осознаваться в передаче к каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Повышением социальной ориентации в обществе, социализации личности ребенка в современных условиях. В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

  1. Формирование и развитие общественно-значимых знаний, навыков и умений, качеств, потребностей, мотивов и норм поведения.
  2. Развитие личности ребенка в деятельности, управляемой системой мотивов, вхождение ребенка в новую самостоятельную среду – адаптация – индивидуализация – интеграция.
  3. Формирование благоприятной среды воспитание и обучение с учетом возрастных особенностей личности, укрепление духовных связей, воспитывающих и воспитуемых.
  4. Стимулирование доброжелательного отношения ребенка к социальной действительности.
  5. Тесная связь с жизнью семьи, коллектива.

Таким образом, несмотря на вариативность в толковании процесса социального развития, в его содержании можно выделить общее:

Направленность на ребенка;

Первичность эмоционального восприятия социального мира;

Познание себя как осознание нахождения своего места в мире людей;

Овладение ценностями нормами окружающего мира;

Социализация как триединой процесс – адаптация, индивидуализация, интеграция;

Процесс социализации по механизму совпадает с нравственным воспитанием (формирование представления, чувств, поведения)

Однако в целом вопросы развития отношений ребенка с миром и самим собой, в системе дошкольного образования представляются еще недостаточно изученными. Проблема социализации заключается в том, что с рождения до 6-7 лет закладывается основа ценностей ориентации детей, данный этап детства является наиболее сензитивным для приобщения детей к разным видам деятельности, однако на этом пути встречаются определенные трудности. Происходящее в обществе коренные изменения статуса больших групп населения, превращая их в социализированность в неэффективную в новых условиях. Переезд человека из региона в регион делает социализированность проблематичной особенное значение это имеет для людей проживающих в условиях Крайнего Севера.

Нами определена сущность процесса социализации в дошкольном возрасте, состоящая в сочетании адаптации и обособленным человека в условиях конкретного региона и развития общества.

Социальная адаптация в дошкольном возрасте - это процесс и результат, который связан со становлением индивида социальным существом. Эффективность социализации будет предполагать определенный баланс адаптации и индивидуального обособления ребенка в условиях детского сада. Здесь в процессе образования ребенка происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта имитации конфликтного или безконфликтного, избежания выполнения социальных норм поведения.

Важнейшую роль в социализации дошкольников играют педагоги и воспитатели ДОУ, использующие различные средства социализации.

Идеи необходимости изменения содержания социальных знаний детей разного возраста;

Идея нормативного овладения педагогическим проектированием и подчинения процесса социализации основным психологическим закономерностям развития ребенка как социального существа;

Идея технологизации этого процесса;

Идея построения системы критериев успешности процесса социализации.

Исходные сущностные характеристики технологии определяются нами в следующем основным понятием:

Новые организационные формы управления (маркетинговые исследования, стратегическое планирование, технологизация образовательного процесса, мониторинги, влияние нашей технологии на конечные результаты – социальную компетентность детей дошкольного возраста).

По нашему мнению воспитание дошкольника несенкретично социализации, являясь одной из составляющих – относительной социально-контролируемой социализации ребенка в социуме и в условиях ДОУ. Как показало наше исследование, главными условиями эффективности и внедрения, разработанной модели в дошкольном образовательном учреждении выступили наличие объединяющей цели, положительной динамики социализации личности гибкий тип и демократический характер структуры управления ДОУ, высокая профессиональная компетентность образовательного учреждения, разработанность целого комплекса мер, способствующих процессу социализации дошкольника.

В качестве индикатор успешности разработанной модели управления образовательным учреждением выступают следующие параметры:

Создание благоприятных условий для протекания процесса социализации дошкольников, в частности психологического климата в коллективе;

Обеспечение тесного взаимодействия педагогов и родителей;

Создание психолого-педагогического мониторинга по динамике здоровья, воспитания и развития детей;

Разработка методического пакета по организации образовательного процесса с социально-ориентированной акцентуацией и учетом в социально-ориентированном процессе;

Методическое пособие - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них – это это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цели развивающей личность программы. Поэтому целью нашего пособия стало: создание системы работы по социально-познавательному развитию младшего дошкольника через ознакомление с ближайшем окружением (детским садом).

  1. Создание развивающей среды на решение проблемы адаптации детей к условиям детского сада.
  2. Повышение познавательной деятельности инициативы к активности воспитанников в процессе приобщения к культуре общечеловеческим ценностям.
  3. Способствование воспитанию уверенности, стремлению к самостоятельности и взаимодействию со взрослыми и сверстниками
  4. Развитие устойчивого интереса детей к творческой поисковой деятельности
  5. Формирование начальные предпосылки исследовательской деятельности.
  6. Обогащение детско-родительские отношения опытом ведения совместной деятельности.

Участники : дети, сотрудники детского сада .

Проблема: дети не знают что в детском саду много помещений, задают вопросы есть ли другие группы ,какие это кабинеты.

Возможные пути решения проблемы:

Воспитатель- беседы ,рассказы по картинкам ,экскурсии в соседние группы.

Дети-беседы ,задают вопросы дома, какие это кабинеты ит.д.

Макет-схема детский сад (изнутри)

Цель: Расширить сферу социальнойактивности ребенка и его представление о жизни детского сада.

1.учить составлять рассказ по фотографиям- схемам с последовательно развивающимися действиями

2.формировать представления о том, что в детском саду много различных помещений и кабинетов.

3.Формировать уважительное отношение к работникам детского сада

4.Прививать любовь к детскому саду

5.воспитывать бережное отношение к детскому саду, ко всему, что есть в детском саду, так как все это сделано руками людей.

6.совершенствовать знания о том, что в детском саду есть другие группы, в которые ходят дети разных возрастов.

7. ориентироваться в здании детского сада.

8. Театрализованная деятельность .

Математическое развитие

"Классификация": Цель : формирование умения классифицировать по определенному признаку. При выполнении этого задания правило не дается. Ребенку необходимо самостоятельно выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры на группы.

Инструкция : "Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?"

Набор фигур.


Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т.д.

"Сложи фигуры".

Цель : развитие умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру.

Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для педагогики является проблема использования игры для всестороннего воспитания и развития ребёнка – дошкольника. Немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.

С детьми проиграли игровые ситуации: -Новоселье куклы.

Кукольный детский сад.

Где дети в своей игре расширяли сферу своей социальной активности, представление о детском саде.


Театрализованная деятельность

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.


Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Образовательные ситуации по ПДД

Макет улицы - готовая модель или изготовленная из нетрадиционного материала. Усложняется по содержанию в соответствии с возрастом детей.


Цель: учить детей различать проезжую часть улицы и тротуар; формировать представление о назначении зелёного и красного сигналов светофора.
Цель: закрепить у детей представление о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зелёный сигнал светофора


Провела посещение детей соседних групп1-ю, 2-младшую группу познакомились с детьми, учили бережно относиться к малышам, умение оказать им помощь.

- Получили возможность увидеть и оценить результат (продукт своего труда) совместной деятельности,

-увидеть социальную значимость проекта, вклад каждого ребёнка, родителя, педагога,

-испытать яркие эмоциональные чувства радости, гордости, ответственности,

-повысить уровень социальной активности.

-появилась возможность понять, как родители мотивируют своих детей, помогают им в решении задач,

-узнали, какие увлечения и занятия имеют взрослые члены семьи, какие дети.

-создали атмосферу доверия, открытости, взаимопонимания,


С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества "Грант" по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321, ГРАНТ на карте.jpg

9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>

Автор: Крекова Оксана Юрьевна

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Федеральные Государственные Образовательные стандарты в дошкольном образовании направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Она обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.

Организация предметно-развивающей среды в старшей группе построена таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Нам удалось создать условия соответствующие духовным, социальным, познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.

Наличие рабочей, спокойной и активной зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана с учетом детского восприятия.

Активная зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей и половой принадлежностью.

Как известно, игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок общается с другими детьми и взрослыми, познает окружающий мир, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так в жизни старших дошкольников большое место занимают сюжетно-ролевые игры. Но для того, чтобы они получили свое развитие детям необходимо привлекательное пространство. Таким пространством может быть макет.

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно игровую среду с использованием методов в группах, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей.

Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей. Моделирует разные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты имеют разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми и другие.

Для того, чтобы игра с макетом продолжалась длительное время, была ребенку интересна, в группе создано привлекательное игровое пространство. В начале проводится предварительная работа с детьми. С целью обогащения личного опыта детей: рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественной и познавательной литературы, беседы. На этом этапе собирается материал, продумывается дизайн будущего макета. Воспитателю необходимо увлечь, заинтересовать детей, создать особую эмоциональную атмосферу, стимулирующую творческую активность дошкольников.

Далее начинается этап изготовления самого макета, наполнения его предметным материалом. В процессе создания макета ребенок может выбирать наиболее интересный для него вид продуктивной деятельности: конструирование из бумаги и природного материала, лепка, аппликация и т.д. Процесс создания макета осуществляется во время непосредственной образовательной деятельности, во время самостоятельной детской деятельности. Далее начинается сам процесс игры с макетом. И здесь воспитатель помогает детям в выборе и сочетании игровых предметов. Придумывая игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники воплощают широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию у них коммуникативных навыков. В процессе игры с макетом развивается речь дошкольников, взрослый вместе с детьми придумывают сказки, рассказы, которые в дальнейшем могут стать новым сюжетом к последующей игре.

Макеты условно делятся на 2 типа:

-Макеты – модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты;

-Макеты – карты – большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов.

По своей сути макет-карта, дает возможность придумать воображаемую ситуацию, объединить участников совместной игры, очерчивая границы замыслов в общем сюжете. Такой макет является универсальным.

Использование универсальных игровых макетов при создании предметно-развивающей среды групп отвечает следующим принципам:

- Полифункциональности ( открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей)

- Трансформируемости ( создает возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов)

- Вариативности (в проект предметно – пространственной среды группы включены свои универсальные макеты, разработанные педагогами и детьми).

Универсальные игровые макеты обладают следующими качествами:

- Полифункциональностью. Макеты могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка. Сюжетом игры в разных функциях, что способствует развитию творчества, воображения, знаково – символической функции мышления и др.;

- Возможностью применения макетов в совместной деятельности. Макеты могут использоваться одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициируют совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и пр.;

- Дидактическими свойствами. Макеты несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с чем – либо.

Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.

Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей познания.

Таким образом, вне зависимости от своего типа и назначения, макеты используются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, познавательно – исследовательской, музыкально – художественной и др.

Использование макетов в качестве игровой познавательно – развивающей среды способствует воспитанию детей развитию общей культуры, нравственному, патриотическому, эстетическому, что решает задачи всех образовательных областей, представленных в ФГОС.

1. И.Б. Барабанова. Развитие игровой деятельности средствами макетирования. М.: Справочник старшего воспитателя №7, июль, 2012.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Макетирование как инновационная технология в детском саду

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учрежде- нию является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека, время активного познания окружающего мира, где немаловажная роль отво- дится развитию эмоциональных и творческих способностей, как правило в детском са- ду этому способствуют различные виды деятельности: занятия, игры, наблюдения, чте- ние художественной литературы. Зачастую они носят низкий развивающий эффект, прослеживается слабая система интегрирования, упрощённое использование полезного и интересного материала, нет новизны и креатива. Приоритетным направлением любо- го воспитателя является использование нетрадиционного подхода, способствующего решению многих вопросов и задач.

Я считаю, что наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения, при решении задач по по- знавательному развитию дошкольников является метод макетирования.

Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения.

Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО:

• индивидуализации дошкольного образования;

• содействия и сотрудничества детей и взрослых;

• поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

• партнерства с семьей.

Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от пе- дагога грамотной организации и руководства. Выделим основные этапы работы по со- зданию и применению макета.

1 этап – предварительная работа – включает в себя:

• Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.);

• Подготовка и сбор материала для создания макета.

2 этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материа- лом.

Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструи- рования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного модели- рования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные эле- менты, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превра- тить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, прутиков, пласти- лина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.).

Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосред- ственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору мате- риалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Поэтому на 3 этапе – в процессе развития и активизации игры с макетом – со- зданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, использу- ются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.

Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.

Объединив процессы создания макета и режиссерской игры, мы добиваемся того, что игра детей с макетом продолжается в течение длительного времени. Придумывая

единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, до- школьники могут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь способствуют развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.

Игры и занятия с применением данного макета проходили интереснее, увлекатель- нее, вызвали у детей положительный эмоциональный отклик.

В процессе работы с детьми старшей группы мною был разработан игровой макет

Таким образом, технология макетирования – одна из эффективных инновационных технологий, способствующих формированию игровых умений и творческих способно- стей детей дошкольного возраста.

Макет имеет не только развивающее, но и коррекционное значение: предметные изображения изготовлены из разноцветных материалов разной фактуры, что обеспечи- вает зрительную стимуляцию и развитие тактильных ощущений. Предметные изобра- жения, животные, птицы, деревья хранятся в различных коробочках. Играть можно, снимая животных, деревья и т.д. как на столе, так и на любых поверхностях. Использо- вать этот макет можно на НОД по экологии, ФЭМП, по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию речи, в форме презентации. Играть может одно- временно разное количество детей как самостоятельно, так и под руководством воспи- тателя, выполняя различные задания.

2. Короткова Н. А., Нежное П. Г. Возрастные нормативы и наблюдения за развити- ем дошкольников // Ребенок в детском саду. 2005.№3 с. 4-5

3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошколь- ного возраста. Москва: Линка-Пресс, 2007.

Читайте также: