Макет пустыни 4 класс окружающий мир своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать цепи питания. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения. Характеризовать зону пустынь по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные ( знать, уметь)

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

Р. – различать способ и результат действия, учиться высказывать своȅ предположение.

К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно – познавательных задач

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Основные понятия и определения

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны пустынь. Будем учиться давать характерис­тику этой зоны по плану.

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степ­ной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовь­ся рассказать об этом на уроке.

Рассмотри фотографии и представь себе пустыню. Чем она отличается от степи? Опиши пустыню по фотографиям.


Найди на карте природных зон полупустыни и пустыни. Что ты можешь рассказать о них по карте? Научись показывать на карте эти при­родные зоны.

Изучение нового материала

ЗЕМЛЯ, РАСКАЛЁННАЯ СОЛНЦЕМ

Южнее зоны степей становится ещё теплее и суше. Жаркое солнце накаляет землю, а дожди выпадают очень редко. Растений всё меньше, появляются большие участки голой земли. Так постепенно степь сменяется полупустыней, а по­лупустыня переходит в пустыню.

В России полупустыни охватывают довольно большие пространства, а вот настоящих пустынь мало. Они занимают небольшую площадь по бе­регам Каспийского моря.

На фотографиях видно, что пустыни бывают песчаные и глинистые. Обрати внимание на валы из песка — барханы, на растрескавшийся глинис­тый участок — такыр.

Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70°, а температура воздуха в тени поднимается выше 40°. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают.

Человек, побывавший в пустыне, начинает осо­бенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя!

1.Рассмотрите в гербарии и на рисунке рас­тения пустынь. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне. Проверьте себя по тексту учебника




Верблюжья колючка. Джузгун. Колостяк

2.По рисунку на с. 120 — 121 познакомьтесь с животным миром пустыни. Информацию о жи­вотных найдите в тексте учебника.

3.Расскажите по этому рисунку об экологи­ческих связях в пустыне. Изготовьте модель це­пи питания, характерной для пустыни.



1. Верблюд. 2. Саджа. 3. Сайгаки. 4. Пес­чанка. 5. Ушастый ёж. 6. Тушканчик. 7. Кор­сак. 8. Ящерица-круглоголовка. 9. Кобылка. 10.Песчаный удавчик. 11. Священный ска­рабей. 12. Жук-чернотелка. 13. Ящурка бы­страя.

ЖИЗНЬ В ПУСТЫНЕ

Одно из самых известных растений пустыни — верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают во­ду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной, верблюжья колючка ярко-зелёная. Она действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды

Каждое животное пустынь по-своему интересно. Вот, к примеру, тушканчики. Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. С их помощью тушканчики прыгают на расстояние до трёх мет­ров! Это раз в 20 больше длины тела зверька. Длинный хвост помогает ему поддерживать рав­новесие при резких поворотах.

Обычными обитателями пустынь являются пес­чанки. Эти грызуны роют сложные, разветвлён­ные норы и живут в них группами

В пустыне встречается ушастый ёж и ма­ленькая лисичка корсак. Из более крупных жи­вотных замечательны сайгаки. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. Могут быстро бегать — со скоростью до 80 километ­ров в час

В пустыне немало пресмыкающихся: песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка, ящурка быст­рая. Ящерица-круглоголовка в момент опаснос­ти почти мгновенно зарывается в песок

Приспособленность животных пустыни к усло­виям жизни проявляется в их маскирующей окраске песочного цвета, а также в поведении. Днём многие животные прячутся в норах, а по ночам выходят на поиски пищи. Животные, ко­торые кормятся днём, держатся в тени растений.

Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют. Им до­статочно той влаги, которую они получают, по­едая растения.

ПУСТЫНИ И ЧЕЛОВЕК

Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, они во многие райо­ны подвели воду. На орошаемых землях появи­лись поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды.


Освоение этих районов привело к появлению экологических проблем, которые нужно решать.

Неумеренное орошение вызывает засоление почвы — в ней накапливается очень много соли. От этого снижается урожай, а в некоторых мес­тах растения совсем не могут расти.

Больше стало подвижных песков, которые за­сыпают дороги, поля, постройки. А причина этого — перевыпас. Животные съедают и вытап­тывают растения, которые закрепляют пески. Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых песках растения, на­пример колосняк и джузгун.

Под угрозой исчезновения оказались некото­рые животные пустынь. Особую тревогу вызыва­ет судьба сайгаков, которые страдают от рук браконьеров.

Осмысление и понимание полученных знаний

Сравните природу зоны пустынь с природой степей.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Покажи на карте зоны полупустынь и пус­тынь. 2. Дай краткую характеристику зоны пус­тынь по плану, приведённому на с. 71.

В пустынях очень жаркое, засушливое лето. Но многие растения и животные приспособились к этим условиям. Природа зоны пус­тынь нуждается в охране.

Задания для домашней работы

1.Нарисуй, как ты представляешь себе пус­тыню. Можно изготовить макет участка пустыни. Подумай, какие материалы тебе для этого пона­добятся

Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом.

Природная зона пустыни

Пустыни России-работа в парах

Самая северная пустыня в мире - Чарские пески Забайкальский округ

Чарские пески | Природа | Телеканал "Страна"

Растения пустыни

Животные пустыни

Обитатели пустыни, Дикие животные,

ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ ПУСТЫНИ

Источники информации:

1. Нарисуй, как ты представляешь себе пустыню. Можно изготовить макет участка пустыни. Подумай, какие материалы тебе для этого понадобятся.

2. Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом.

Ответ




Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

На следующем уроке
______________________

Вспомни, с какими природными зонами мы уже познакомились. Где нам осталось побывать? Если тебе приходилось бывать на Черноморском побережье Кавказа, приготовься рассказать об этом.

В пустыне нет озер, рек, морей. Дождь – редкое явление! Если идёт ливень, то вода из-за жары быстро испаряется.

В этой зоне растут растения и живут животные, но их разнообразие меньше, чем в степных зонах. Здесь мало птиц, грызунов и копытных, но больше пресмыкающихся.

Почему говорят, что у пустыни два хозяина: солнце и ветер?

Так говорят, потому что в пустыне нет дождей, а господствует здесь Солнце. Ветер создаёт песчаные дюны.

Проверь себя

Покажи на карте зоны полупустынь и пустынь.

Ответ по Окружающему миру 4 класс учебник Плешаков 1 часть страница 93 вопрос 1

На карте природных зон России, пустыни и полупустыни обозначены ярко – жёлтым цветом. Я нашёл (а) их на карте и обвел (а) белым цветом.

Дай краткую характеристику зоны пустынь по плану, приведённому на с. 47.

  1. Название зоны – Зона пустынь и полупустынь.
  2. Особенности природы: Климат засушливый и жаркий. Скудная растительность и неразнообразный животный мир. Обитают верблюды, грызуны, насекомые, змеи, ящерицы. Здесь почти нет воды.
  3. Использование зоны человеком: Человек использует эти зоны в качестве экологичного туризма.
  4. Экологические проблемы и охрана природы: Браконьерство. В пустынях есть заповедники.

Задания для домашней работы (на выбор)

Нарисуй, как ты представляешь себе пустыню. Можно изготовить макет участка пустыни. Какие материалы тебе для этого понадобятся?

Я решил (а) нарисовать рисунок.

Ответ по Окружающему миру 4 класс учебник Плешаков 1 часть страница 93 задание 1

Задание 2

Окружающий мир 4 класс учебник Плешаков 1 часть страница 93 задание 2

  1. Сайгак.
  2. Ушастый ёж.
  3. Корсак.
  4. Ящерица – круглоголовка.
  5. Тушканчик.

Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом.

Рассказ о научной экспедиции в пустыню

Добравшись до пустыни мы увидели барханы, а в лицо дул жаркий ветер.

Нам было интересно взглянуть на животный мир пустыни. Мы увидели верблюда, очень красивое и большое животное, которое может длительное время обходиться без воды и без труда передвигаться по песчаным барханам.

Стоит отметить, что днём из животных мы больше никого не встретили, а ночью – наоборот, пустыня словно оживает! Были слышны странные звуки, пробежал тушканчик и ёжик.

Несмотря на столь жёсткие условия существования, животный мир пустыни приспособился жить в этой зоне, прячась от солнца в норках, питаясь злаковыми растениями.

1) Рассмотри фотографии и представь себе пустыню. Чем она отличается от степи? Опиши пустыню по фотографиям.

Пустыня представляет совершенно безжизненное пространство, в котором лишь изредка встречается чахлая растительность. Почва пустыни — песок или потрескавшаяся глина. Здесь нет степных трав и цветов, здесь очень мало животных.

2) Найди на карте природных зон полупустыни и пустыни. Что ты можешь рассказать о них по карте? Научись показывать на карте эти природные зоны.

Природная зона пустынь и полупустынь расположена на юге Европейской части России. Она показана ярко-жёлтым цветом. Пустыни в нашей стране расположены возле северо-западной оконечности Каспийского моря.

Площадь пустынь сравнительно невелика, они находятся южнее зоны степей, и получают ещё больше солнечного тепла. А значит там очень жаркий и засушливый климат.

3) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения пустынь. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне.

  • Верблюжья колючка — имеет очень длинные корни, которые позволяют ей находить воду на большой глубине.
  • Колосняк — имеет тонкие листья, которые почти не испаряют влагу.
  • Джузгун — имеет листья — веточки, тоже не испаряющие влагу. Плоды легко переносятся ветром и укореняются в удобном месте.

4) По рисунку на с. 120—121 познакомьтесь с животным миром пустыни.

Животный мир пустыни относительно скуден.

Из крупных животных в пустынях водятся лишь верблюды и сайгаки, последние, впрочем, больше предпочитают полупустыни и степи. Зато в пустыне можно встретить грызунов, например песчанку, попадаются здесь ежи, много ящериц и змей, которые ловят грызунов и насекомых, таких как жуки. Водятся в пустыне степные лисицы — корсак, летают немногие птицы — саджа.

Большинство животных пустыни ведут ночной образ жизни и пьют очень мало воды.

5) Расскажите по этому рисунку об экологических связях в пустыне. Изготовьте модель цепи питания, характерной для пустыни.

Пример экологических связей в пустыне для 4 класса

В очень засушливые годы стада сайгаков уходят из пустыни, потому что им становится нечего есть, вся трава в это время исчезает. Исчезновение травы приводит к уменьшению поголовья тушканчиков и песчанок, а значит уходят в другие места корсаки, улетают хищные птицы. Меньше становится и насекомых, что сказывается на численности пресмыкающихся.

Пример модели цепи питания для пустыни для 4 класса

  • Верблюжья колючка — Верблюд.
  • Колосняк — Песчанка — Корсак.
  • Колосняк — Кобылка — Ящерица — круглоголовка — Саджа.

Модель цепи питания пустыни

Обсудим!

Сравните природу зоны пустынь с природой степей.

Природа пустынь отличается меньшим разнообразием, чем природа степей. В пустынях очень мало растений, лишь немногие из них сумели приспособиться к местным условиям. Мало в пустыне птиц, водятся только хищные, мало копытных и грызунов. Но в пустынях больше пресмыкающихся, которые хорошо переносят высокую температуру воздуха. Насекомые представлены в основном жуками, встречаются кобылки.

Проверь себя

1. Покажи на карте зоны полупустынь и пустынь.

Зоны пустынь и полупустынь следует искать возле северо-западной оконечности Каспийского моря. Они показаны жёлтым цветом.

2. Дай краткую характеристику зоны пустынь по плану, приведённому на с. 71.

Краткая характеристика зоны пустынь и полупустынь для 4 класса

  • Название зоны: Зона пустынь и полупустынь. Обозначается жёлтым цветом.
  • Особенности природы: Животный и растительный мир очень скуден. Климатические условия жаркие и засушливые. Водятся грызуны, на которых охотятся хищные птицы, змеи, корсак. Водятся насекомые, которые питаются пустынными злаками, а на них охотятся ящерицы, ежи, змеи. В пустыне почти нет воды и весь животный и растительный мир приспособился к этому.
  • Использование зоны человеком: Человек почти не использует пустыни в хозяйственных целях. Только как место экологического туризма.
  • Экологическая проблема пустынь — браконьерство. В пустынях устроено несколько заповедников.

Задания для домашней работы

1. Нарисуй, как ты представляешь себе пустыню. Можно изготовить макет участка пустыни.

Готовые рисунки “Как я себе представляю пустыню”

Детский рисунок Как я себе представляю пустыню

2. Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом.

Рассказ “Научная экспедиция” в пустыню для 4 класса

Этим летом мы отправились в научную экспедицию в пустыню. Мы основательно подготовились к этому путешествию, потому что пустыня отличается очень жарким и засушливым климатом. Поэтому мы взяли много воды, припасы, лёгкую белую одежду для защиты от палящих лучей солнца, палатки.

Мы собирались исследовать животный мир пустынь.

Пустыня нас не разочаровала. Это огромное море песка, который вздымается до самого горизонта песчаными волнами — барханами. Там постоянно дует жаркий ветер и песок переносится с места на места, барханы передвигаются.

Первым животным, которое мы увидели в пустыне, был верблюд. Его не зря называют кораблём пустыни. На своих мозолистых ногах верблюд буквально скользит по песку. При этом верблюд может долгое время обходиться без воды.

Днём пустыня кажется мёртвой. Мы проехали много километров, но не встретили почти никакой живности. Только редкие кустики верблюжьей колючки росли тут и там, да лениво скользили по песку змеи.

Но ночью пустыня уже не казалась нам безжизненной. В темноте сверкали глаза песчанок и тушканчиков, ежей, слышались странные звуки. Прямо к нашей палатке выбежала ящерица — круглоголовка и поймала жука-скарабея.

Под утро мимо пробежало стадо сайгаков.

В ходе нашей экспедиции мы узнали, что несмотря на суровые климатические условия, даже в пустыне есть жизнь. Многие животные отлично приспособились к этим условиям, ведут ночной образ жизни, прячутся от солнца в норках, едят пустынные злаки и другие растения.

На следующем уроке

Вспомни, с какими природными зонами мы уже познакомились. Где нам осталось побывать? Если тебе приходилось бывать на Черноморском побережье Кавказа, приготовься рассказать об этом.

Мы познакомились почти со всеми природными зонами, которые можно найти в нашей стране. Мы были в арктических пустынях, в тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах, в степях и пустынях.

Нам осталось побывать только в субтропических лесах, которые растут на побережье Чёрного моря. Это вечнозелёные густые леса, полные различной жизни. Климат здесь очень хороший, необычайно тёплое и влажное лето, тёплые зимы с обильными осадками. Снег здесь почти никогда не бывает.

Читайте также: