Лыжи для самолета своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Лыжи изготовляют в течение двух-трех месяцев. За этот период должна быть разработана конструкция лыж и налажено их производ­ство.

Учитывая почти полное отсутствие литературы по деревянным лы­жам, приводим краткое описание их.

Все лыжи делятся на два основных типа: закрытые — каркасные и открытые — монолитные лыжи.

В Советском Союзе производят только закрытые каркасные лыжи.

Открытые лыжи получили распространение в иностранном само­летостроении (Канада и Норвегия). Лыжи открытого типа по своей конструкции крайне просты и представляют собой сплошной ясеневый полоз, более толстый в средней части.

Другой вид открытых лыж — наложенные друг на друга и скреп­ленные заклепками ясеневые или спрусовые пластины. Лыжи обеих конструкций показаны на фиг. 393.

Лыжи открытого типа весят больше, чем лыжи закрытого типа, что служит основным препятствием к широкому нх применению.

На диаграмме фиг. 304 приведен вес обоих типоз лыж в зависимо­сти от опорных площадей.

Самолетные лыжи за­крытого типа делятся на легкие и тяжелые.

К лыжам легкого типа относятся лыжи с опорной поверхностью до 1,5 М — под самолеты весом до 2500 кг.

Лыжи с опорной поверх­ностью выше 1,5 мг под са­молеты тяжелее 2500 кг от­носятся к тяжелым.

Лыжи состоят из следую­щих основных элементов: полоза, лонжеронов, перед­ней и задней бобышек, стрин­геров и верхней обшивки.

Лыжа легкого типа показана на фиг. 395. Рабочей частью и осно­вой, на которой монтируют все детали, является полоз, склеенный по ширине из отдельных заготовок. Древесина полоза должна обла­дать хорошим хоэфициентом крепости и высокой стойкостью из

По месту установки бортовых ребер, но­совой и концевой бобышек фанеровка с по­лоза снимается, если борты лыжи не обши­ваются листовым металлом. Это делается для того, чтобы предотвратить проникание влаги по торцам фанеры внутрь полоза.

Поперек всего полоза (см. фиг. 395) меж­ду бортовыми ребрами и лонжероном уста­новлены фанерные шпангоуты, прикреплен­ные к полозу и лонжерону угольниками с одной или двух сторон. В шпангоутах для облегчения их веса делают отверстия. Шпан­гоуты, по которым проходит усовое соеди­нение фанеры верхней обшивки лыжи, уши­ряют по верхнему контуру фанерной наклад­кой или весь шпангоут изготовляют короб­чатой конструкции. По верхним" контурам /’ шпангоутов в носовой и хвостовой бобышках

вырезаны гнезда для установки стрингеров. Верхняя обшивка устанав­ливается на клею и гвоздях. Обшивку изготовляют из фанеры с про­дольным направлением волокся, склеивают сверху авиационным по­лотном на нитроклее АК-20 и окрашивают. _

‘Лыжн соединяются со стойками шасси самолета посредством ка­бана. Он сделан сварной ферменной конструкции из стальных труб. В лыжах легкого типа кабан крепится на полозе. Для увеличения жест­кости крепления и уменьшения удельного давлення лапок кабана на полоз, его устанавливают на бобышки и прикрепляют к полозу сквоз­ными болтами.

Лыжа тяжелого типа показана на фиг. 398. Полоз лыжи склеен из отдельных ясеневых заготовок и сверху фанерован.

Не рекомендуется применять лиственницу на заготовки полоза лыж тяжелого типа, особенно для самолетов тяжелее 3000 кг, так как она менее устойчива на истирание.

і la полоз ус гама ил її аз to t лом ло’рошл чорооча ton koiu* rp uuuu м, фиг, 396). Чтобы повысить прочность крепления лонжеронов1 к полозу, их приклеивают с рабочем стороны полоза и, кроме ТОГО, прикрепляют шурупами. Головки шурупов должны быть утоплены в древесину по­лоза на 3—5 лил в зависимости от толщины последнего. По боргам полоза расположены бортовые ребра; по высоте они равны лонжеро­нам илн нисколько ниже их. В носовой я концевой частях полоза уста­новлены впритык к лонжеронам и бортовым ребрам бобышки.

Фиг. 399. Костыльная лыжа.

7—полоз; 2—лонжерон; 3— шпангоуты; 4— верхняя обшивка; б^кабан.

^собранный на полозе каркас покрывают фанерной обшивкой с про­дольным направлением волокон.

Для повышения аэродинамических качеств на носовую часть лыжи устанавливают обтекатель, каркас которого состоит из нервюр и стрингеров, закрытых сверху фанерной или выклеенной из шпона об­шивкой. Обшивку при достаточной жесткости можно устанавливать и без каркаса.

При убирающихся шасси на лыжи устанавливают бортовые обте­катели, чтобы в убранном положении лыжи плотно прилегали к ниж­ней плоскости обтекания центроплана или консоли крыла.

Бортовые обтекатели делают каркасные или из одной полосы фа­неры, укрепленной непосредственно к борту лыжи и усиленной про­дольным угольником с внутренней стороны.

Кабаи ставят на верхней обшивке и прикрепляют сквозными бол­тами через*полоз. Для увеличения жесткости крепления кабаиа под каждую его лапку между полозом и верхней обшивкой ставятся бо­бышки. ,

Костыльная лыжа (фиг. 399) по конструкции подобна лыже тяже­лого типа, но обтекаемой формы. Лонжероны костыльной лыжи иногда делают из целого бруска.

Секрет отлично скользящих лыж – опыт мастера

Дмитрий Калачёв более 10 лет профессионально готовит беговые лыжи для спортсменов и новичков, и, разумеется, сам активно занимается лыжным спортом – КМС, как никак.

Задали Дмитрию несколько вопросов, касающихся правильному отношению и правильной подготовке лыж.


Производители поставляют в магазины лыжи в самом дешевом - транспортировочном / техническом или универсальном парафине, чтобы уберечь скользящую поверхность от повреждений при транспортировке. Это точно такой же парафин, который используется в сервисных центрах, но он, понятное дело, нанесен не под конкретные условия состояния снега, влажности, температуры.

Да, конечно, можно сразу идти кататься, но если вы - опытный лыжник, если вас волнует качество вашего скольжения, то для вас такое решение точно не подходит и, конечно, надо такой парафин удалять и наносить новый – под конкретные условия катания.

Если вы – спортсмен, активно занимающийся спортом, если вы – любитель, регулярно участвующий в соревнованиях, то для вас у нас есть специальные дисконтные карты, которые позволяют получать существенные скидки на необходимый вам инвентарь, обувь или одежду.

Какое ваше мнение по поводу самостоятельной подготовки лыж?


Что посоветуете для тех, кто планирует готовить лыжи дома? Какие минимальные приспособления?

Для тех, кто хочет готовить лыжи дома, самостоятельно – вам нужен будет устойчивый стол, к которому можно прикрутить тиски, в которые закрепляется портативный профиль, в котором фиксируется лыжа. Без этого приспособления работать крайне неудобно.

Если у вас новые лыжи в фабричном парафине, то, в первую очередь - удаляете его карандашом из желобка, специальной циклей со скользящей поверхности, очищаете ее. Потом надо нанести базовый парафин – его можно наплавить, прижав брусок парафина к утюгу и прокапав скользящую поверхность или пройти сухим бруском парафина (так расход меньше). После этого горячим утюгом нужно распределить расплавленный слой парафина по всей поверхности лыжи.

Важно! На парафине всегда указывается температура плавления, ее надо выставить на утюге.

Процесс наплавления парафина всегда делается от мыска к пятке, обработку мы проводим именно в таком направлении. После того, как парафин остынет необходимо снять его излишки карандашом (из желобка) и циклей – с плоской части. После этого скользящую поверхность необходимо заполировать – я лично это делаю круговой щеткой с нейлоном. Если мы готовим лыжи к тренировке или соревнованиям, когда качество скольжения нам особенно важно, то выбираем и наносим дополнительный слой парафина, в зависимости от состояния снега и погоды.

Лучше, если в домашних условиях вы сначала потренируетесь готовить старые лыжи, потому что без навыка можно испортить дорогую пару, например - пережечь скользящую поверхность.

А бытовой утюг для самостоятельной подготовки лыж можно использовать?


А если все-таки не убереглись и пережгли… Всё? Лыжи можно выбрасывать?

На сколько километров хватает качественно нанесенного парафина?

По чистому, свежему снегу – на две-три тренировки, то есть километров на 50-70, потом надо смывать остатки старого и наносить новый. Если снег грязный или льдистый, а в условиях больших городов – Москвы, например - он такой очень часто, то после каждой тренировки мыть, чистить, парафинить. Если у вас ответственные соревнования, тем более – марафон, то накануне события лыжи нужно обязательно очищать от старого парафина, промывать специальными смывками и после этого полностью наносить новые слои, нового парафина.

Расскажите про ваши первые лыжи?

Это были деревянные лыжи, самодельные, мой дед сделал. Выстругал из досок, потом опустил в таз с горячей водой, чтобы мыски загнуть. Крепления были – ремни, под валенки. Дед ходил на лыжах, и я с ним.

Как становятся лыжными мастерами? Вы учились где-то?

Я продолжаю кататься, считаю, что мастеру это необходимо. И мне нравится готовить лыжи. А когда для лыж не сезон, перехожу на велосипед. И летом работаю мастером по ремонту и настройке велосипедов.

Консервация. Нужно ли делать?

А перед зимой?

Всё то же самое, как если бы это была новая пара: снять консервационный парафин, почистить, напитать, положить парафин по погоде.


Кто к вам чаще приходит? Новички или профи?

У нас есть все возможности для работы как с теми, так и с другими. Квалификация, расходники, инструменты, станки позволяют сделать любую, даже самую сложную операцию.


Мы также можем сделать вам профессиональную насечку на ваших лыжах – у нас есть база насечек на разную погоду и снежные условия.

Но эти услуги чаще всего для экспертов и амбициозных лыжников, а если вы – любитель, если у вас снаряжение начального или среднего уровня и вы выходите на лыжную прогулку не чаще двух-трех раз в неделю, и это именно прогулка – без особых соревновательных целей и тренировочного плана, то вам достаточно изначально в магазине правильно подобрать инвентарь, в зависимости от вашего веса, роста и провести с вашими лыжами самые простые, базовые операции – даже они существенно улучшат скольжение.

Правильный подбор инвентаря – это очень важно, не надо стесняться продавцов-консультантов. Если лыжник тяжелый, лыжа не будет пружинить. Наоборот – тоже плохо, если лыжи жесткие, а у лыжника не хватает веса, он ее не продавит, скольжение будет никаким.

Если вы будете ставить себе серьезные спортивные цели – пробежать тот же лыжный марафон, то обращайтесь к нам смело – подготовим лыжи, в зависимости от ваших задач.

Базовая, быстрая смазка своими силами. Какие есть варианты, если вечером / утром решили ехать кататься, но нет особого опыта в подготовке лыж, нет инструментов, нет времени на визит в сервис-центр, к профессиональному мастеру.

Самолеты на лыжах, пожалуй, еще большая экзотика, чем гидросамолеты. Можно сказать, что пора расцвета лыжной авиации давно позади: полярные районы освоены, аэродромы с бетонными полосами построены. Но не все потеряно для этого типа шасси, а с ростом интереса к арктическим исследованиям в России у самолетов на лыжах появились новые перспективы.

Самолеты на лыжах: как это работает и зачем нужно

Самым большим самолетом, когда-либо поставленным на лыжное шасси, можно, без сомнения, считать LC-130 – полярную модификацию всем известного американского военно-транспортного самолета С-130 Hercules. Разработанная в середине 1950-х машина имеет схожую размерность со своим почти ровесником – советским Ан-12. Те же четыре турбовинтовых двигателя, та же грузоподъемность – около 20 т. LC-130 приданы 109-му транспортному авиакрылу ВВС Национальной гвардии штата Нью-Йорк, а работают они на Национальный научный фонд США. Когда в северном полушарии лето, гиганты на лыжах обслуживают американскую станцию Summit в Гренландии. Когда лето наступает южнее экватора, самолеты нередко посещают Антарктиду, снабжая тамошних полярников.

Взлет с ракетами

ИЛ-76: первый полет: 1971 год; советский военно-транспортный самолет, совершающий грузовые рейсы в Антарктиду; грузоподъемность: около 60 т; для лыж слишком тяжел.

LC-130 летает не только в Гренландии и не только в Антарктиде. Коль скоро функция этого среднего транспортника – возить полярникам грузы с Большой земли, у самолета должна быть возможность использовать для взлета и посадки аэродромы с твердым покрытием. Поэтому шасси его – комбинированное, колесно-лыжное. Когда под LC-130 обычная бетонная ВПП, лыжа сдвигается вверх по стойке, а внизу остается колесо. Если предстоит садиться на снежном аэродроме, лыжа опускается.

LC-130

Первый полет: 1956 год; лыжефицированная модификация военно-транспортного С-130 Hercules компании Lockheed; полезная нагрузка: около 20 т.

Самолеты на лыжах

На лыжах по грязище

История знает другой пример использования ускорителя в конструкции самолета на лыжах. В 1950-е в СССР был разработан фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-7 с турбореактивным двигателем. Ввиду того, что в прифронтовой полосе аэродрома с бетонной полосой может и не оказаться, конструкторам была поставлена задача создать модификацию этого боевого самолета, в которой имелась бы возможность замены колес основных (задних) стоек лыжами. На передней стойке для руления предлагалось оставить колесо. Для чего это все? Отнюдь не только для зимне-снежных условий, но и для взлета с грунтовых аэродромов, покрытых жижей в весенне-осеннюю распутицу. Конструкторы, конечно, понимали, что грязь – это не снег и не лед и скользить на ней на лыжах будет не так легко. Поэтому придумали решение: в момент скольжения по грунту под лыжу должна подаваться специальная смазка. А вдобавок, чтобы сократить время разбега, истребитель-бомбардировщик оснастили пороховым ускорителем СПРД-110. Лыжефицированные варианты самолета Су-7Б были действительно созданы, они прошли летные испытания и на грунтовых, и на снежных полосах, но в серийное производство не попали. Позже для этого же самолета создали и колесно-лыжное шасси.

В Арктике и в приполярных районах Севера, например на Аляске, можно увидеть в эксплуатации еще один довольно большой американский самолет на лыжных шасси, который берет на борт около 40 пассажиров. Называется он Basler Turbo 67, что вроде бы ни о чем не говорит. На самом же деле это современная модификация легендарного Douglas DC-3, совершившего первый полет еще в 1935 году. Конечно, BT-67 во многом превосходит своего еще довоенного прародителя (турбовинтовые двигатели вместо поршневых, другая авионика, другие ТТХ), но конструкция планера оказалась настолько удачной, что стала непревзойденной классикой.

Самолеты на лыжах, пожалуй, еще большая экзотика, чем гидросамолеты. Можно сказать, что пора расцвета лыжной авиации давно позади: полярные районы освоены, аэродромы с бетонными полосами построены. Но не все потеряно для этого типа шасси, а с ростом интереса к арктическим исследованиям в России у самолетов на лыжах появились новые перспективы.

Самолеты на лыжах: как это работает и зачем нужно

Самым большим самолетом, когда-либо поставленным на лыжное шасси, можно, без сомнения, считать LC-130 – полярную модификацию всем известного американского военно-транспортного самолета С-130 Hercules. Разработанная в середине 1950-х машина имеет схожую размерность со своим почти ровесником – советским Ан-12. Те же четыре турбовинтовых двигателя, та же грузоподъемность – около 20 т. LC-130 приданы 109-му транспортному авиакрылу ВВС Национальной гвардии штата Нью-Йорк, а работают они на Национальный научный фонд США. Когда в северном полушарии лето, гиганты на лыжах обслуживают американскую станцию Summit в Гренландии. Когда лето наступает южнее экватора, самолеты нередко посещают Антарктиду, снабжая тамошних полярников.

Взлет с ракетами

ИЛ-76: первый полет: 1971 год; советский военно-транспортный самолет, совершающий грузовые рейсы в Антарктиду; грузоподъемность: около 60 т; для лыж слишком тяжел.

LC-130 летает не только в Гренландии и не только в Антарктиде. Коль скоро функция этого среднего транспортника – возить полярникам грузы с Большой земли, у самолета должна быть возможность использовать для взлета и посадки аэродромы с твердым покрытием. Поэтому шасси его – комбинированное, колесно-лыжное. Когда под LC-130 обычная бетонная ВПП, лыжа сдвигается вверх по стойке, а внизу остается колесо. Если предстоит садиться на снежном аэродроме, лыжа опускается.

LC-130

Первый полет: 1956 год; лыжефицированная модификация военно-транспортного С-130 Hercules компании Lockheed; полезная нагрузка: около 20 т.

Самолеты на лыжах

На лыжах по грязище

История знает другой пример использования ускорителя в конструкции самолета на лыжах. В 1950-е в СССР был разработан фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-7 с турбореактивным двигателем. Ввиду того, что в прифронтовой полосе аэродрома с бетонной полосой может и не оказаться, конструкторам была поставлена задача создать модификацию этого боевого самолета, в которой имелась бы возможность замены колес основных (задних) стоек лыжами. На передней стойке для руления предлагалось оставить колесо. Для чего это все? Отнюдь не только для зимне-снежных условий, но и для взлета с грунтовых аэродромов, покрытых жижей в весенне-осеннюю распутицу. Конструкторы, конечно, понимали, что грязь – это не снег и не лед и скользить на ней на лыжах будет не так легко. Поэтому придумали решение: в момент скольжения по грунту под лыжу должна подаваться специальная смазка. А вдобавок, чтобы сократить время разбега, истребитель-бомбардировщик оснастили пороховым ускорителем СПРД-110. Лыжефицированные варианты самолета Су-7Б были действительно созданы, они прошли летные испытания и на грунтовых, и на снежных полосах, но в серийное производство не попали. Позже для этого же самолета создали и колесно-лыжное шасси.

В Арктике и в приполярных районах Севера, например на Аляске, можно увидеть в эксплуатации еще один довольно большой американский самолет на лыжных шасси, который берет на борт около 40 пассажиров. Называется он Basler Turbo 67, что вроде бы ни о чем не говорит. На самом же деле это современная модификация легендарного Douglas DC-3, совершившего первый полет еще в 1935 году. Конечно, BT-67 во многом превосходит своего еще довоенного прародителя (турбовинтовые двигатели вместо поршневых, другая авионика, другие ТТХ), но конструкция планера оказалась настолько удачной, что стала непревзойденной классикой.

Читайте также: