Лонжа для акробатики своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 17.09.2024

Художественная гимнастика —- женский вид спорта, в который включаются соревнования в выполнении под музыку комбинаций из различных танцевальных упражнений с каким-либо предметом (лентой, мячом, обручем, скакалкой, булавами) или без него.

Гимнастическая палка служит для выполнения упражнений с отягощением. Материалом для ее изготовления может быть древесина или полиэтилен, окрашенный в яркие цвета. Длина палок (в мм): для детей — 750, для взрослых -— 1100. Диаметр от 21 до 30 мм.

Булава гимнастическая предназначена для динамичных маховых упражнений. Изготовляют булавы из древесины твердых пород в форме бутылки с шариком на конце. Выпускают также облегченные булавы из пластмасс и булавы, состоящие из металлического стержня, на одном конце которого укреплен деревянный шарик, а на другом — деревянная фигура грушевидной формы. Булавы выполняются длиной: для детей и женщин — 460, для мужчин — 520 мм. Масса булавы для соревнований — 150 г. Строго нормируется размер головки, диаметр ее должен составлять 30 мм. Цвет булавы может быть любым, кроме золотого, серебряного и бронзового.

Обручи могут быть из древесины, алюминия, стали и пластмассы. Различают обручи для художественной гимнастики (внутренний диаметр 900 мм) и обручи для общефизической подготовки: для детей — 510, подростков — 700 и взрослых — 830 мм. Обручи для художественной гимнастики изготовляют из труб диаметром 14 мм, для домашней гимнастики — 20 мм.

Обручи из полиэтилена имеют невысокие потребительские свойства: из-за малой массы невелик вращательный момент, снижающий стабильность вращения. Полиэтилен имеет также невысокие прочность и надежность.

Скакалки гимнастические состоят из резинового шнура или пеньковой веревки с ручками или без них. В зависимости от длины шнура различают скакалки детские (2730 мм), для подростков (2830 мм) и для взрослых (2930 мм). Для домашней гимнастики используют недорогие скакалки с ручками без шарниров.

Мячи гимнастические изготовляют из резины различных цветов, кроме золотого, серебряного и бронзового. Спортсмены младших разрядов используют малые и средние мячи диаметром 80—150 мм. Спортсмены первого разряда, кандидаты в мастера и мастера спорта пользуются мячами диаметром 200 мм и массой не менее 400 г.

Лента может быть из атласа или другого материала длиной 6000 мм и шириной 40~60 мм для спортсменов высших разрядов или 5000 мм и шириной 25 мм для спортсменов других разрядов.

Для упражнений с широкой лентой пользуются лентой длиной 5000 мм и шириной 200 мм. Палочка, к которой крепятся ленты, должна быть деревянной или пластмассовой, длиной 500-600 мм и диаметром 10 мм. Ленту прикрепляют к палочке шнуром длиной 70 мм. Цвет лент может быть любым, кроме золотого, серебряного и бронзового.

Для занятий акробатикой используют дорожки акробатические, трамплины, лонжи и др.

Дорожка акробатическая должна иметь длину 30 м и состоять из рабочей части (длиной 25 м) и зоны приземления. Рабочую часть составляют из матов с толщиной настила 100-200 мм.

Сверху дорожку покрывают стеганым покрывалом. Зона приземления длиной 5 м выполняется из специального мата с таким же, как и у дорожки, покрытием.

Трамплин для акробатических прыжков состоит из металлического основания — рамы, на которой с помощью резиновых амортизаторов крепится платформа, изготовленная из высококачественной клееной фанеры. Сверху платформа покрыта рифленой резиной.

Лонжа представляет собой трос, который шарнирным устройством крепится к поясу спортсмена для страховки при выполнении опасных трюков.

ры для снижения эмоциональной напряженности и 4,5% вообще не используют игровой метод. Данные анкетирования указывают на отсутствие единого подхода к играм на занятиях в группах начальной подготовки, тренеры не имеют конкретных рекомендаций о дозировке игровых средств, об очередности введения их в тренировочный процесс. Между тем не вызывает сомнений, что игровая деятельность для детей 6 — 7 лет чрезвычайно важна.

Снижению эмоциональной напряженности девочек 6 — 7 лет, возникающей на занятиях спортивной гимнастикой, может помочь применение игровых средств в различных частях тренировки. Рекомендуемая продолжительность одной игры — 1 — 1,5 мин.

Эмоциональная напряженность возникает обычно после выполнения упражнений на снарядах в основной части занятия. Для ее предупреждения и снижения можно рекомендовать использовать музыкальные, подвижные и дидактические игры непосредственно после выполнения упражнений на снаряде, во время перехода от одного вида многоборья к другому. Среди игр основной части тренировочного занятия желательно использовать игры малой и средней интенсивности. Особенно осторожно надо относиться к играм, содержащим элементы соревнования, эстафеты. Дети часто не понимают смысла таких игр, они их излишне возбуждают, дезорганизуют.

Приведем примеры подвижных игр из комплекса для снижения эмоциональной напряженности у юных гимнасток (6 — 7 лет) в основной части тренировочного занятия.

В игре не должен повторяться тот вид движения, в котором только что упражнялись дети.

КАК ОБОРУДОВАТЬ МУЖСКОЙ
ГИМНАСТИЧЕСКИЙ ЗАЛ

Современные гимнастические залы должны быть оснащены не только всеми стандартными гимнастическими снарядами и оборудованием, необходимыми для соревнований, но и подсобными снарядами, тренажерами, приспособлениями, по-

лезными для физической и технической подготовки. Чтобы хорошо оборудовать зал, излишне не загромождая его, каждый тренер должен знать, что нужно иметь в нем помимо стандартных снарядов.

Предлагается перечень подсобных

14066-19.jpg

гимнастических снарядов, тренажеров, приспособлений, которые уже используются тренерами в работе или только испытываются в отдельных школах.

Для вольных упражнений. Кроме стандартного гимнастического ковра 12x12 м нужно иметь станок для хореографии, зеркала, расположенные у стены так, чтобы гимнаст мог видеть себя и сидя на ковре, и лежа, и стоя с поднятыми вверх руками, т. е. зеркало высотой до 2 м должно быть установлено около самого пола. Рядом с ковром должно быть пианино. Важно иметь акробатическую дорожку и батут. Акробатическая дорожка должна заканчиваться ямой с поролоном.

Наиболее эффективными мне представляются резиновая акробатическая дорожка и резиновый мостик, который можно успешно использовать и для акробатики, и для опорных прыжков. Резиновая дорожка более упругая, чем батутная, по ней можно разбегаться и выполнять акробатические связки и элементы с разбега. Каркас дорожки сваривается из железных труб (рис. 1, а). Сетка сплетается из резиновых лент, нарезанных из автобаллонов (непригодных для использования по прямому назначению) (рис. 1, б). Размеры дорожки стандартные.

Батут устанавливают в яму (сетка на уровне пола) так, чтобы с одной стороны можно было выполнять акробатические элементы с приземлением в яму с поролоном, с другой — приземляться на твердую опору (акробатическую дорожку или гимнастические маты) и связывать акробатические элементы на батуте с акробатическими элементами на дорожке.

Для освоения акробатических элемен-

тов гимнасты успешно используют пружинный мостик, туго накачанный автобаллон. Для начинающих гимнастов нужно использовать наклонные дорожки и кубики из поролона. На наклонной дорожке легко разучивать кувырки вперед и назад, кувырки с выходом в стойку (рис. 1, в). С поролонового кубика или с горки поролоновых матов нужно начинать разучивать перевороты вперед и с опорой головой (рис. 1, г).

Для упражнений на коне. Осваивать элементы помогают низкий конь, конь без ручек, конь без ножек. Чем ниже снаряд, тем большей должна быть амплитуда кругов. Для работы над увеличением амплитуды лучший снаряд — обычный гимнастический ковер, круги на котором одновременно и хороший элемент для вольных упражнений. Для этой цели предлагаю такой

14066-20.jpg

раз в медленном темпе с помощью такой лонжи.

Для этого надо круги на грибке с одной ручкой делать так, чтобы руки опирались о тело грибка, а ручка находилась между руками.

Перечисленных подсобных снарядов и приспособлений вполне достаточно, чтобы обеспечить успешное освоение кругов двумя ногами. Для разучивания и совершенствования исполнения маховых элементов существует пока мало приспособлений.

Тренажер В. И. Говердовского представляет собой параллельные брусья уменьшенного размера. Гимнаст в упоре может выполнять махи в стороны: при махе влево опирается правой рукой на правую жердь, левой рукой держится за левую жердь, поднимая ее верх до определенного положения (так же выполняется мах в другую сторону). Тренажер полезен на начальном этапе работы над махами: в дальнейшем он ограничивает амплитуду махов.

Тренажер Б. Н. Сухих позволяет работать над махами неограниченной амплитуды. Устройство тренажера-махи простое (рис. 2, д). Металлический стержень, закрепленный на специальной раме, является осью, расположенной под углом 12° к горизонту. На верхнем конце стержня неподвижно закреплены рычаги с ручками для рук (1), размеры указаны на чертеже. На оси с помощью подшипников крепятся два рычага для ног (2). Рычаги имеют изогнутую форму, чтобы гимнаст мог выполнять мах высоко за голову, не касаясь рычагом головы. На концах рычагов находятся педали для стоп (3), которые можно поднимать и опускать, подгоняя под рост гимнаста. На педалях ремни (типа мягкого лыжного крепления), для фиксации стопы (4). Гимнаст закрепляет ноги в педалях рычагов, руками опирается на ручки и, разведя ноги, не сгибая рук, силой смещает себя в одну сторону, затем в другую. Первые махи гимнаст выполняет не отпуская руку. Затем, выполняя мах влево, гимнаст отпускает левую руку, вправо - правую руку. При выполнении махов с выходом в стойку на одной руке тренер должен страховать гимнаста, стоя перед ним и придерживая рычаги для ног.

Пробный вариант тренажера был впервые установлен во Владимирской гимнастической школе. Юные гимнасты (12 — 14 лет) за один месяц, уделяя тренировке на тренажере по 5 — 6 мин ежедневно, увеличили амплитуду скрещений, на 30 — 60° (на что раньше обычно уходили годы). Эти гимнасты стали первыми исполнителями скрещений с выходом в стойку на руках. Продолжая работу, юные гимнасты выполняют, на тренажере большие обороты боком. Этот новый элемент в форме переворота возможен и на коне.

Работу на тренажере нужно сочетать с упражнениями на коне. Перед тем как начать тренировки с использованием тренажера, нужно с помощью транспортира

с прикрепленной к нему стрелкой замерить амплитуду смещения туловища и ноги при выполнении гимнастом прямых и обратных скрещений на коне. Затем через каждые 2 — 3 тренировки делать контрольные замеры амплитуды махов на коне.

Транспортир можно начертить на стене. И кроме цифр, обозначающих градусы поставить цифры, обозначающие оценку в баллах. Перед изображением транспортира установить коня вдоль стены (на расстоянии 1,5 — 2 м от нее), чтобы по транспортиру, изображенному за спиной гимнаста на стене, определять амплитуду махов;

Экран-транспортир, изображенный на стене, используется также для измерения высоты подъема ноги при равновесиях при удержаниях ноги. Если на фоне экрана-транспортира установить брусья, можно замерять амплитуду махов при подъемах, поворотах в упоре и т. п.

Для упражнений на кольцах. Над поролоновой ямой должны быть кольца с регулируемой высотой. Такие же кольца следует подвесить над твердой опорой, чтобы можно было устанавливать их на среднем, низком уровне и почти вровень с полом.

Нужны кольца, подвешенные через блоки, с лонжей на других концах тросов (рис. 3, а): на таких кольцах гимнаст вдвое уменьшает нагрузку на руки. Это позволяет даже начинающему гимнасту выполнять сложные силовые и статические элементы.

Для страховки гимнастов, выполняющих сложные соскоки, а также начинающих гимнастов при сходах из стойки и переворотах в стойку применяют лонжи, которые подвешиваются через блоки к потолку или на кронштейны, приваренные к верхней части портика (рис. 3, б).

Занимаясь на высоких кольцах, гимнасты теряют много времени на приход в вис, пользуясь для этого различными подставками, которые нужно то ставить, то убирать. Лучший вариант — самоубирающаяся подставка, прикрепляемая к стойке портика или около нее к полу (рис. 3, в). Подставка (рис. 3, г) фиксируется пружиной (1) вдоль стойки портика, легким усилием руки она приводится в рабочее положение, где фиксируется с помощью тросика (1), закрепленного на стойке портика (рис. 3, в). Когда гимнаст приходит в вис, освободив подставку она с помощью пружины возвращается к стойке. Такую же подставку с другой стороны портика нужно установить для страхующего тренера. Она должна быт шире и фиксироваться в более высоком положении (рис. 3, д).

14066-22.jpg

Для работы над развитием силы служат кольца, подвешенные через блоки так, чтобы на других концах тросов можно было подвешивать груз, например блины от штанги (рис. 3, е).

Хорошее приспособление для развития силы — гимнастическая скамейка, установленная наклонно (одним концом на гимнастической стенке). По скамейке на роликах по рельсам (уголкам) катается площадка (рис. 3, ж). Лежа на площадке на спине (на животе, головой вниз, головой вверх), держась руками за кольца, подвешенные в верхней части наклонной скамейки к гимнастической стенке, можно поднимать и опускать себя. Чтобы усложнить упражнение, нужно поставить скамейку круче.

Для опорного прыжка. Кроме стандартного снаряда нужно иметь такой же перед ямой с поролоном. Здесь же должен стоять и конь с регулируемой высотой для гимнастов разной квалификации. Начинающим гимнастам кроме коня нужен козел. Желательно иметь поролоновые маты

или кубы, чтобы из них можно было сооружать горку и прыгать через нее, как через коня.

Для опорных прыжков требуются мостики (стандартные, резиновые, пружинные) (рис. 4, а). Пружинные мостики можно использовать не только для толчка ногами. Установив его перед ямой с поролоном, можно прыгать перевороты, отталкиваясь о мостик руками, а также перепорот — сальто, цукахара и более сложные варианты этих прыжков.

Успешно используют в тренировке такое приспособление: из лыж делают площадку, по длине и ширине соответствующую размерам верхней части прыжкового коня. Ее можно изготовить из резины (по типу мостика) (рис. 4, б). Эта упругая площадка закрепляется на прыжковом коне и помогает гимнасту лучше оттолкнуть-

14066-23.jpg

Повышению скорости разбега способствуют беговые упражнения (с высоким подниманием бедра, захлестом голени и др.) с использованием поясов с отягощением, резиновых амортизаторов, различных эспандеров. Развитию прыгучести — серии прыжков через препятствия — лучше всего через поролоновые кубики: задев их, гимнаст не травмируется.

Для упражнений на брусьях. На параллельных брусьях выполняют элементы, характерные для этого вида гимнастического многоборья, а также статические и силовые элементы, как на кольцах, боль-

шие обороты и перелеты, как на перекладине, круги двумя и круги Деласала, как на коне. Поэтому кроме стандартных брусьев необходимы подсобные снаряды, тренажеры, приспособления, облегчающие освоение элементов каждой структурной группы.

Осваивая сальто назад в стойку, сальто вперед в упор, нужно применять подвесную лонжу над обычными или низкими брусьями.

При обучении элементам в упоре (махом назад поворот на 180°, сальто вперед в упор, обратная вертушка Диомидова) хорошо использовать такое приспособление: на брусьях вместо жердей устанавливаются доски шириной 20 — 25 см, сверху покрытые прессованным поролоном и обшитые брезентом (рис. 5, а). Вместо таких брусьев можно использовать пороло-

14066-24.jpg

новые кубы, если их верх покрыть упругими матами. Освоив элементы на этих приспособлениях, далее переходят на брусья с жердями, обернутыми поролоном (рис. 5, б).

Над многими элементами можно работать на простых стоялках. Их успешно используют в сочетании с поролоновыми матами или кубами (рис. 5, в), а также с автобаллоном (рис. 5, г).

Для освоения некоторых элементов нужны брусья в яме с поролоном, для отработки соскоков — на краю ямы.

Такие элементы, как большой оборот, сальто под жердями в стойку, нужно осваивать на брусьях после того, как гимнаст хорошо овладеет на перекладине большими оборотами, оборотом из упора, не касаясь, в стойку и оборотом из упора ноги врозь вне в стойку.

Чтобы ускорить освоение больших оборотов (оборотов под жердями в стойку, перелета Ткачева), а также соскоков с концов жердей (двойное сальто назад, лунное сальто), предлагаю следующее приспособление (рис. 5,д). Брусья разделяются пополам вдоль так, что каждая половина закрепляется к полу самостоятельно. Закреплять жерди нужно последовательно в трех положениях, чтобы угол между ними был 135°, 90°, 45°.

Это приспособление хорошо помогает в работе, и сделать его очень просто: распилить основание брусьев и врезать в пол планки с резьбой, чтобы можно было основание брусьев крепить к полу болтами в названных положениях. Еще проще использовать два обычных снаряда, убрав по одной жерди и одной паре стоек.

Хорошо освоив элементы на брусьях, установленных поочередно во всех трех положениях, можно переходить на параллельные брусья.

Для упражнений на перекладине, установленной над ямой с поролоном, предлагаю два необычных варианта снаряда.

1. Яма на участке 3,5 — 4 м сужается до 1 м. Стенки ее обшиваются поролоном. Над узким участком устанавливается низкая перекладина (рис. 6, а), на которой удобно разучивать сложные гимнастические элементы со страховкой тренером или с помощью ручной лонжи. Кроме соскоков, на такой перекладине удобно разучивать такие элементы, как сальто вперед в вис, сальто Делчева, перелет Ткачева. Если двое страхующих встанут с одной стороны перекладины и двое — с другой, то гимнаста, выполняющего перелет Ткачева, они могут поддерживать и в процессе самого перелета, буквально передавая из рук в руки. Если с обеих сторон перекла-

дины и ямы положить кубы из поролона или поролоновые маты так, чтобы они были выше грифа, то гимнаст в этом поролоновом коридоре может уверенно отрабатывать бросок на перелет Ткачева: после броска встать ноги врозь на поролоновые маты перед перекладиной, на перекладину, за перекладину, а добившись достаточной высоты подлета, выполнять в этом поролоновом коридоре элемент целиком. Гриф можно закрывать поролоновыми валиками, оставляя место для хвата руками.

2. Над таким же участком узкой ямы устанавливается перекладина, разделенная на две части (рис. 6, б). Гриф перекладины как бы разорван посередине и раздвинут на 25 — 30 см. На свободных концах закреплены металлические шары, обернутые поролоном. Каждая половина перекладины устанавливается отдельно, добавляется стойка и пара растяжек. На нерабочую часть грифа насаживается металлическая труба, к которой приваривается дополнительная стойка. Затем стойки свариваются металлическими трубками в раму.

Широко используются подвязки: закрепив с их помощью кисти рук на грифе перекладины, гимнаст уверенно выполняет большие махи, осваивает хлестовые броски, выполняет большие обороты и такие элементы, как оборот, не касаясь, в стойку, оборот из упора ноги врозь вне в стойку и др. Тренер может стоять на подставке и помогать гимнасту. Для удобства прихода в вис, а также для страховки нужно иметь самоубирающиеся подставки.

Не потеряла своего значения и подвесная лонжа над перекладиной.

Очень нужна и перекладина-стоялка (гриф на высоте 25 — 30 см от пола). На ней удобно осваивать простые повороты в стойке, сходы, различные хваты.

Работая с новичками, В. М. Яцкин предложил снаряды для групповых занятий. Они уже имеются в ряде залов

14066-25.jpg

общеобразовательных школ Воронежа. Весь класс (35 — 40 человек) может одновременно подтягиваться на перекладине или отжиматься в упоре на брусьях. Суть конструкции в том, что вместо грифа перекладины и жердей от одной стены до другой поперек спортивного зала натягиваются резиновые шланги с тросами внутри.

Используя эту идею, можно устанавливать в гимнастических залах спортивных школ не только перекладину и брусья

для групповых занятий, но и коня с 10 — 15 парами ручек, и такого же для опорных прыжков, и на одной линии подвесить 10 — 15 пар колец. Это позволит значительно повысить плотность тренировок новичков.

В зале необходим специальный уголок с тренажерами для развития силы и других физических качеств. Здесь должны быть штанга с приспособлением для выжимания ее из положения лежа на спине, набор гантелей, подвески груза через блоки, различные эспандеры и резиновые амортизаторы, ступеньки-горки для укрепления голеностопных суставов, пояса

резиновыми амортизаторами, прикрепленными к полу, для развития прыгучести и т. д.

Постоянный спутник гимнаста — му-

зыка, поэтому в гимнастическом зале по мимо пианино нужен магнитофон, а для самоконтроля исполнения упражнений желательно иметь и видеомагнитофон.

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ

Тренер в своей работе вынужден искать ответы не на одни только простые и ясные вопросы. Главное преимущество хорошего тренера, возможно, в том и состоит, что он умеет находить ответы на такие трудные вопросы, на которые не каждый сумеет ответить. Очевидно, он умеет глубоко проникнуть в суть рассматриваемых процессов и явлений. Чтобы делать это не интуитивно, а осознанно, в науке разработан системно-структурный (или системный) подход.

Освоение гимнастического элемента (сложного — опытным гимнастом, даже простого — новичком) надо рассматривать как сложный разносторонний процесс, ядром которого служат неоднократно осуществляемые системы действий. Поэтому тренеру приходится по роду своей профессиональной деятельности анализировать такие системы, каждую из которых мы и называем выполнением элемента.

том и другими — с другой. Дальнейшее изложение в значительной мере основано на схемах и схематизациях.

1. Движение — это процесс перемещения тела или его части. Движение можно измерить, определить его кинематические и динамические параметры и характеристики. Это чисто механическая

Инвентарь для акробатики. Виды и параметры. Особенности

Инвентарь для акробатики. Виды и параметры. Особенности

Интересные факты
Виды инвентаря для тренировок и выступлений
Современная акробатическая гимнастика подразделяется на три вида:

Для тренировок и турниров по каждому виду используется как специфический инвентарь для акробатики, так и общий, применяемый в спортивной гимнастике.

Акробатический батут

Для профессиональных занятий необходим батут, подбрасывающий спортсмена на 10 метров. Длина составляет обычно 5 метров, а ширина — 3. Такие размеры позволяют проводить тренировки сразу нескольким спортсменам одновременно. Батуты для акробатики оснащены гальванизированной рамой, выдерживающей нагрузки до 300 кг.

Для профилактики травматизма профессиональные батуты должны иметь защитные сетки, лестницы и страховочные поролоновые ямы. Бывают как стационарными, так и переносными.

Акробатическая дорожка

Основной рабочий снаряд, который представляет собой сборную конструкцию. Основание состоит из двух слоев фанерных щитов, скрепленных между собой. Такая конструкция позволяет собирать дорожки любых размеров.

На нижних щитах закрепляются пружины, придающие дорожке необходимую упругость. На верхние щиты наносится слой вспененного пенополиэтилена, а затем — декоративное ковровое покрытие синего цвета. Дорожка имеет три белые ограничительные полосы по всей длине.

Длина дорожки составляет 3 метра, а ширина — 1.5 метра. В конце имеется зона приземления, оборудованная матами, размером 6 х 4 м. Зона разбега перед дорожкой ограничена 10 метрами.

В настоящее время производятся также надувные акробатические дорожки из ПВХ. Они имеют ряд преимуществ:
  • Снижают нагрузку лодыжек и запястий.
  • Позволяют регулировать упругость и жесткость, подстраивая дорожку под спортсменов различного уровня подготовки.
  • Являются компактными и мобильными, что позволяет использовать их для выездных тренировок, а также удобно хранить в сдутом виде.
  • Минимизируют травматизм за счет высокого уровня амортизации.
  • Облегчают выполнение многих упражнений.
  • Выдерживают большие нагрузки.
Трамплин

Подкидной мостик — это вспомогательный снаряд, который применяется для тренировки прыжков. В его основе — пружинящий механизм, в качестве которого используется либо изогнутая деревянная пластина, либо стальные пружины.

Площадь снаряда составляет 120-125 x 50-60 см, а величина склона варьируется от 10 до 30 см. Мостик имеет специальное покрытие для более комфортной тренировки. Некоторые приспособления могут иметь разметку.

Устанавливается такой инвентарь для акробатики на ровной твердой поверхности. Предназначен для использования как в помещении, так и на улице. Для устойчивости основания применяются резиновые накладки, предотвращающие скольжение.

В современных конструкциях используются также искусственные материалы (углеволокно, бакелит), который сверху покрывается набивным материалом (ковролином или рифленой резиной). Корпус может содержать не только деревянные, но и стальные элементы.

Лонжа

Сальтовый пояс — это специальное страховочное устройство, позволяющее безопасно разучивать акробатические элементы на батуте. Лонжа подвешивается к потолку при помощи специальной системы карабинов и закрепляется на талии спортсмена. При помощи бандажа происходит дополнительная фиксация бедер и ягодиц.

Батут, дорожка, мостик и лонжа — это специфический инвентарь для акробатики. Для тренировок гибкости, силы и балансировки применяется так же и основной, общий для всех видов гимнастики.

Брусья

Гимнастические брусья — это жерди длиной 3,5 метра, изготовленные из твердых пород дерева и усиленные стальными прутьями. Ширина и высота телескопических стоек подстраиваются под спортсмена. Для устойчивости снаряда раму изготавливают из чугуна.

Брусья бывают четырех видов:
  • Мужские (высокие — 1,75 м).
  • Женские (разновысокие — 2,45 м верхняя и 1,65 м нижняя).
  • Массовые (низкие).
  • Универсальные.

Женские брусья дополнительно крепятся растяжками.

Перекладина

Перекладину часто называют турником. Представляет собой стальной стержень длиной 2,5 м и диаметром 28 мм. Он закрепляется на телескопической стойке, и высоту его можно менять в зависимости от роста тренирующегося. Для устойчивости снаряд крепится четырьмя растяжками.

Поскольку в ходе тренировок перекладина должна выдерживать очень большие нагрузки, при ее производстве используется высококачественная рессорная сталь.

Турники подразделяются на:
Кольца

Это подвижный инвентарь для акробатики, состоящий из двух колец, двух кожаных ремней для крепления и двух тросов. Кольца производятся из твердых пород дерева, имеют диаметр 18 см и толщину 2,8 см.

Согласно установленным требованиям, тросы для колец должны закрепляться на уровне 5,75 м от пола, а кольца — на уровне 2,75 м.

Бревно

Бревно — это чисто женский снаряд. Представляет собой горизонтальный деревянный брус длиной шириной 10 см и длиной до 5 м. Стандартная высота снаряда — 125 см.

Производится из хвойных пород дерева, сверху покрывается твердым шпоном и материалом, предотвращающим скольжение. Для предупреждения травматизма края бревна делаются закругленными. Укрепляется такой инвентарь для акробатики на регулируемых стойках с фиксированными амортизаторами.

Конь

Конь имеет корпус размерами 1,6 м х 0,35 м. Изготовлен он из дерева, обшитого сверху тремя слоями:

  • Войлок или резина.
  • Мешковина.
  • Кожаный чехол.
Высота коня регулируется:
  • Для женщин — 1,2 м.
  • Для мужчин — 1,35 м.
  • Универсальный — от 0,9 до 1,35 м.
Маты

Используются как страховочный инвентарь для акробатики. Они смягчают удары при падениях и соскоках с различных гимнастических снарядов. Изготавливаются из парусины, льняных и хлопчатобумажных тканей и набиваются поролоном, ватой и губчатой резиной. Для обтяжки применяют натуральную или искусственную кожу.

Маты могут иметь два стандартных размера: 2 х 1 м или 2 x 1,25 м. Толщина изделия согласно требованиям безопасности составляет 6,5 см.

При проведении юношеских соревнований используются поролоновые маты. Однако при взрослых состязаниях использование такого инвентаря запрещено — в этом случае применяются изделия с резиновой набивкой.

Фигурное катание — спорт, который невозможно представить без прыжков. Удочка для фигурного катания помогает отрабатывать сложные элементы программы.

Предназначение

Удочка бывает двух видов: стационарная или переносная.

Эффективность

Использовать страховочное устройство или нет, решает тренер, в зависимости от поставленной во время обучения цели.

Использование страховки не отразится на качестве толчка и не увеличат взрывную силу разгребателей толчковой ноги. Навыки, полученные с использованием снаряда эффективны на короткий промежуток времени. Техника и движения, напротив, улучшаются быстрее. С удочкой отрабатываются подскоки и перевороты.

Плюсы использования

При выполнении многообортных прыжков, большое внимание отдается группировке тела спортсмена. Упражнение с удочкой помогает отработать рациональное положение рук и ног. Обычно тренировки начинаются с туров. Туры — самые простые элементы из прыжков делаются над креплением удочки. Во время исполнения тренер отслеживает плотность группировки, положение оси вращения. После туров выполняется имитация других прыжков. Процесс начинается с корректировки маховых движений, установки их направленности и контроля за устойчивым положением тела.

Лонжу используют для прыжков с грузами. Утяжелители увеличивают центробежные силы, которые не дают сгруппироваться. В результате повышается сила мышц и их скоростные возможности.

Лонжа поможет спортсменам со слабым сокращением мышц, участвующих в группировке. Использование удочки в условиях зала помогает отрабатывать перевороты, шпагат, баттерфляй. Тренер таким способом увеличивает во времени нахождение фигуриста в безопорной фазе. Спортсмен во время исполнения элемента корректирует положение тела выражение лица.

Во время исполнения баттерфляя фигурист пристегивается к лонже за пояс, тренер подтягивает его во второй части элемента. Многооборотные прыжки на лонже выполняются частично или полностью вслепую. К ним относятся перекидной аксель , двойная петля. Специальные очки выключают сначала центральное зрение, затем периферическое. Последние выключают зрение полностью. Основная цель — повышение стабильности исполнения прыжка.

Недостатки использования

Использование снаряда не является панацеей и не дает качественную отработку навыков. Ее основное значение — страховать фигуриста и снижать риск травм. Не каждый тренер сможет удержать спортсмена. Для этого требуется физическая сила и выносливость. Страховку лучше использовать во время индивидуальных занятий.

Купить или сделать?

Удочка, приобретаемая в магазинах, обладает рядом достоинств:

  • стропы регулируют устройство для любого роста спортсмена;
  • стропа из резины в верхней части снаряда улучшает амортизацию во время исполнения прыжка;
  • снаряд удобно переносить за счет конструкции.

Стоимость устройства составляет в среднем 14000 рублей. Вы можете сделать удочку сами, используя стационарный чертеж удилища.

При изучении акробатических упражнений применяется лонжа. Ручная лонжа применяется для страховки невысоких акробатиче­ских упражнений; подвесная лонжа — для высоких отходов (с рук, с плеч, с колонны, с подкидных досок). Подвесную лонжу дер­жат так, что руки свободно скользят по веревке. Во время исполнения трюков лонжу нуж­но держать, устраняя провис веревки и при этом ни на ми­нуту не ослаблять внимания.



П ри падении акробата держащий лонжу крепко сжимает веревку обеими руками и, сдерживая падение, плавно опускает акробата на землю (рис. 1 и 2).

При переходе к исполнению акробатических упражнений без лонжи ученика необходимо первое время страховать.

Страховка производится следующим образом: страховщик ста­новится рядом с исполнителем с правой или с левой стороны и, внимательно следя за исполнением упражнения, предохраняет уче­ника от падения. К страховке допускаются только очень опытные ассистенты-страховщики.


  1. Акробатики прыжковой.

  2. Акробатики силовой.

  3. Акробатики эксцентрической.

  4. Акробатики с использованием аппаратуры.

Основной вид акробатики — прыжковая акробатика, которая яв­ляется как бы фундаментом всех акробатических жанров. Поэтому мы начнем с описания акробатических прыжков.

АКРОБАТИЧЕСКИЕ ПРЫЖКИ

Индивидуальные акробатические прыжки

Кувырок (кульбит) вперед

Исходное положение. Стоя, ноги вместе, носки чуть развернуты.

Исполнение. Ученик делает глубокое приседание, руки ставит на пол перед собой по ширине плеч, пальцами вперед. Затем, вы­прямляя ноги и отталкиваясь, он переносит тяжесть тела на руки; руки в локтях сгибаются, подбородок опускается на грудь, голова


проходит между рук. Переходя на спину (с плотной и широкой группировкой), он делает перекат вперед, руками захватывает ноги чуть ниже колен, подтягивает их к себе и встает, принимая исход­ное положение (рис. 3).

Кувырок (кульбит) назад

Исходное положение. Стоя, пятки вместе, носки чуть развер­нуты.

Исполнение. Ученик делает глубокое приседание, руки ставит перед собой на пол, одновременным толчком рук и ног от пола


валится назад и, группируясь, по закругленной спине делает пере­кат. В момент касания пола шеей, отпуская ноги, ставит руки на пол за плечами, перенося тяжесть тела на руки. Отталкиваясь ру­ками от пола, встает, принимая исходное положение (рис. 4).
Кувырок вперед лётом (каскад в длину с места)

Исходное положение. Стоя, ноги вместе.

Кувырок вперед лётом с разбегу (каскад в длину с разбега)

Исполнение. Взяв разбег, ученик отталкивается ногами, делает прыжок вперед в длину с вытянутыми вперед руками, за которым следует кувырок вперед (см. описание выше).


  1. Через партнера, стоящего на коленях в согнутом положении, боком по направлению к исполнителю.

  2. То же — через нескольких партнеров.

(стойка на голове с опорой на руки)

Стойка на трех точках является, во-первых, самостоятельным упражнением и, во-вторых, служит подготовительным упражнением к стойке на кистях и к стойке на голове.

Исполнение. Ученик делает глубокое приседание, руки ставит перед собой на пол по ширине плеч, становится на голову, на темен­ную часть (голова немного впереди рук); таким образом, руки и




Рис. 5 Рис. 6

голова как бы образуют треугольник. Легким толчком ноги досыла­ется вверх в стойку. Прямая спина и вытянутые ноги образуют прямую линию (стойку) (рис. 6).

Стойка на кистях с толчка одной ногой

Исполнение. Ученик выставляет правую ногу на шаг вперед, склоняет корпус вперед и ставит прямые руки на пол по ширине плеч(кисти рук смотрят вперед). Толчком правой ноги и одно­временным взмахом левой ноги снизу вверх ученик выходит в стой­ку на кистях, соединяя ноги вместе.

Необходимо обратить особое внимание на правильную постанов­ку плеч, т. е. при толчке и взмахе ногами ученик должен сохра­нять первоначально установленное положение плеч.

Стойка должна быть строго прямая: плечи выключены, спина прямая, носки вытянуты. Фиксирование стойки происходит за счет упора пальцами рук, правильного положения плеч и строго верти­кального положения корпуса 7).


Примечание. В стойке на кистях не допуска­ется поиск баланса путем прогибания спины, опускания ног, сгибания рук и опускания груди.

Стойка на кистях с толчка двумя ногами

Исполнение. Ученик приседает, наклоняет кор­пус вперед, ставит прямые руки перед собой на пол по ширине плеч, затем, отталкиваясь ногами, не уводя плечи с первоначально установленного (правильного) положения, поднимает спину до вертикального поло­жения с согнутыми в коленях и подтянутыми к груди ногами (в группировке), после чего резко выпрямляет ноги в стойку. Поло­жение стойки то же, что и в предыдущем упражнении.

Переворот боком (колесо)

Исходное положение. Ученик становится боком к направлению движения (в данном случае он исполняет колесо влево); ноги рас­ставлены немного более ширины плеч, руки подняты и вытянуты вверх также на расстоянии немного шире плеч, ладонями вперед.

Исполнение. Наклоняя корпус и руки вправо, ученик одновре­менно приподнимает левую ногу вверх, делая замах, затем ставит


левую ногу на землю, одновременно перенося на нее центр тяжести с правой ноги. Взмахом рук и резким сгибанием корпуса справа налево он ставит левую прямую руку на пол на линию левой ноги. Коснувшись левой рукой земли, он отталкивается левой ногой от земли н делает взмах правой прямой ногой снизу вверх, затем ста вит правую руку на линию левой по ширине плеч и через стоику на кистях переносит центр тяжести с левой руки на правую. Кос­нувшись землю правой рукой, ученик левой рукой отталкивается от пола; толчком правой руки, сгибая корпус, он становится на землю сначала правой, а затем левой ногой и принимает исходное поло­жение (рис. 8).

Примечание. Данное упражнение как бы имитирует вращение спицы колеса. Следует обратить внимание на корпус, который должен быть прямым, без прогиба в пояснице. Руки все время прямые, ноги тоже.

Подъем со спины разгибом (лягскач)

Исходное положение. Ученик садится на пол, прямые и соеди­ненные ноги вытянуты перед собой, носки также вытянуты, кисти рук около колен.




Данное упражнение описыва­ется с приходом на согнутые в коленях ноги как подготови­тельное для того же упражне­ния с приходом на прямые но­ги, которое и считается закон­ченным упражнением. В этом варианте ноги в момент взмаха не расходятся, а через прогиб в пояснице ставятся прямыми на землю, и ученик встает на ноги с поднятыми над головой руками и откинутой назад головой (рис. 9).

Для более быстрого усвоения упражнение разучивается с по­мощью ручной лонжи.


  1. Подъем разгибом со спины с руками на коленях без отрыва рук от колен.

  2. Подъем разгибом со спины через передний кульбит без отры­ва рук от колен.

  3. Подъем разгибом со спины со скрещенными на груди руками.

  4. Подъем разгибом со стойки на кистях, сгибая руки, подгибая голову, с опусканием на лопатки.

Исходное положение. Ученик делает глубокое приседание, руки ставит перед собой на пол по ширине плеч, голову ставит на пол на лоб впереди рук.

Исполнение. Ученик наклоняет корпус вперед, выпрямляет ноги, не отрывая их от пола. В момент потери равновесия он делает рез­кий взмах прямыми ногами снизу вверх, отталкивается руками от пола, затем разъединяет ноги в стороны, сгибая их в коленях, ста­вит под себя и выпрямляется (рис. 10).

После освоения данного уп­ражнения следует перейти к вы­полнению нескольких (трех-четырех) переворотов друг за дру­гом, т. е. в темпе (за исключе­нием последнего переворота, который должен быть выполнен с при­ходом на прямые ноги, все предыдущие выполняются с приходом на согнутые ноги).

Для более быстрого усвоения упражнение разучивается с по­мощью ручной лонжи.

Копфшпрунг исполняется также без опоры руками (это будет описано дальше).

Вальсет самостоятельного значения не имеет. Он необходим при исполнении различных акробатических прыжков, так как придает телу акробата инерцию, направление и усиливает толчок от земли.

Исполнение. Стоя на правой ноге, ученик немного поднимает перед собой левую и слегка сгибает ее в колене. Подпрыгнув на правой ноге, он слегка наклоняет корпус вперед и переносит центр тяжести с правой ноги на ставящуюся вперед слегка согнутую в колене левую ногу. С приходом на левую ногу он отталкивается ею от земли, делая одновременно взмах снизу вверх прямой правой ногой.

Вальсет бывает как с места, так и с разбегу.

Примечание. Вальсет может исполняться и с левой ноги, как описа­но выше, и с правой, но рекомендуется делать с левой ноги.

Переворот вперед с опорой на прямые руки (фордершпрунг)

Исполнение. С небольшого разбега ученик делает с левой ноги вальсет; нагибая корпус вперед, ставит прямые руки перед собой на пол по ширине плеч, держа голову прямо; затем он отталкива­ется левой ногой и делает резкий взмах снизу вверх правой ногой; через стойку на кистях, оттолкнувшись прямыми руками от земли, прогибаясь в пояснице, ученик приходит на прямые ноги на землю с поднятыми вверх руками и с откинутой назад головой. В момент перехода корпуса через стойку на кистях левая нога присоединяет­ся к правой и обе ноги выпрямляются (рис. 11).

Усложненным вариантом этого упражнения является переворот вперед с опорой на прямые руки (фордершпрунг) с разбегу и с



прыжка. В данном случае ученик делает небольшой разбег, слегка прыгает на две ноги и выносит руки перед собой; наклоняя кор­пус вниз вперед, делает резкий взмах руками свер­ху вниз. Оттолкнувшись ногами от пола, ученик через стойку на прямых руках приходит на пол на прямые ноги с поднятыми вверх руками, с откинутой назад головой.

Оба упражнения для быстрейшего освоения и предохранения разучиваются при помощи ручной лонжи.

Курбет состоит из двух частей (полукурбетов). Первая часть — переход с ног на руки; вторая часть — переход с рук на ноги. Вто­рая часть — переход с рук на ноги — должна изучаться сначала, поскольку она является менее сложной и, кроме того, входит сос­тавным элементом в некоторые другие акробатические упражнения.

Вторая часть курбета.

Исполнение. Ученик с толчка становится в стойку на кистях. Обозначив стойку на кистях, он слегка опускает всю стойку (т. е. корпус с ногами), как бы намереваясь сойти с нее на пол. Затем, немного прогнув корпус в пояснице и одновременно согнув ноги в коленях, он резко выпрямляет ноги, одновременно отталкивается прямыми руками от пола и, немного сгибая корпус, становится на ноги с поднятыми вверх руками.

Примечание. На разучивание этого упражнения следует обратить осо­бое внимание.

Первая часть курбета.

Исходное положение. Стоя, руки свободно, без напряжения опу­щены по швам, ноги слегка расставлены, ступни параллельны.

Исполнение. Ученик делает мелкое приседание, одновременно вынося руки перед собой, слегка отрывая пятки от пола. Свобод­ным взмахом ненапряженными руками сверху вниз за себя, одно­временно резко наклоняя корпус вниз, резким толчком обеих ног ученик ставит прямые руки на пол и выходит в стойку на кистях.

Примечания. 1. Обратите внимание на взмах руками (за себя), когда руки при наклоне корпуса вниз поднимаются как можно выше и при толчке потами должны протянуть за собой корпус в стойку. 2. Руки на пол нужно поставить на место первоначального положения ног.

Выйдя в стойку на кистях, ученик исполняет вторую часть кур­бета, описанную выше. При соединении обеих частей в одно движе­ние получается полный курбет. Полный курбет является самостоя­тельным упражнением и исполняется обычно в темпе, т. е. несколь­ко раз подряд (рис. 12). Упражнение разучивается на лонже.


Для выполнения акробатических прыжков с разбегу кроме пе­реднего сальто необходимо уметь делать так называемый рондад, с помощью которого инерция, полученная от разбега, облегчает взлет тела вверх для исполнения сальто и способствует приобрете­нию скорости (резкости) при исполнении движений назад в длину (например, флик-фляк).

Исполнение. С разбегу сделав вальсет с левой ноги, ученик на­клоняет корпус и руки вниз при одновременном выносе прямых рук перед собой. Поставив руки на землю (сначала левую, потом правую) кистями, повернутыми влево, ученик толчком левой ноги и взмахом правой выходит в стойку на кистях; причем левая рука становится на линии правой ноги, а правая слегка заносится влево и ставится на линии левой ноги. Руки ставятся по ширине плеч. С выходом в стойку на кистях левая нога присоединяется к пра­вой и корпус поворачивается на 180°. (Занос правой руки, когда


ученик ставит ее на землю, должен облегчать поворот корпуса, исполняемый движением плеч.) После поворота ученик исполняет вторую часть курбета и становится прямыми ногами на пол с под­нятыми вверх руками (рис. 13).

Примечание. Ставя ноги на землю (вторая часть курбета), в отли­чие от вышеописанного курбета, ученик не должен сгибать их в коленях.

Читайте также: