Логопедические кубики своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Артикуляционная гимнастика – это неотъемлемая составляющая каждого логопедического занятия. Она играет важную роль в формировании правильных движений и нужных для произношения положений речевых органов, тренировки умения координировать, изменять их, объединять отдельные простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного звука.

Речевая гимнастика рекомендуется на начальном этапе занятий с ребенком для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

А поскольку гимнастику нужно выполнять ежедневно, а поначалу даже несколько раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, дифференцированными, то главная задача взрослого - вызвать у ребенка интерес к упражнениям, стремление тренироваться в их выполнении, настойчиво добиваться правильности и точности артикуляционных движений.
Предлагаю несколько игровых моментов для проведения артикуляционной гимнастики, которые я использую в своей работе.


Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры: ребёнок бросает кубик и выполняет то упражнение, которое выпало на верхней грани куба. Такое задание используется, когда упражнение для развития артикуляции хорошо знакомы детям. Если же выпадает несколько раз одно упражнение, то дальше можно предложить выполнить те упражнения, которые ещё не повторялись.

"АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ БРОДИЛКИ"

Цель: активизировать детей для выполнения артикуляционных упражнений.

Ход игры:

1.Помоги Карлсону дойти до варенья, выполнив все упражнения (артикуляционные упражнения для звуков Р и Рь).

2.Помоги Сове дойти до Ослика и поздравить его с днем рождения (артикуляционные упражнения для свистящих звуков).

3.Помоги Чебурашке выполнить упражнения и получить в подарок воздушные шарики (артикуляционные упражнения для шипящих звуков).

4.Помоги Лунтику добраться до своей подружки Милы (артикуляционные упражнения для звуков Л и Ль).

В ходе игры можно использовать резиновую игрушку, фишку, камешек для продвижения по клеточкам. Выполнил ребенок упражнение и передвигает игрушку, до тех пор пока не дойдет до конца.

Автоматизация и дифференциация вызванных звуков в словах и предложениях.

- активизация словарного запаса;

- закрепление навыков изменения числа существительных;

- закрепление навыков образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- упражнение в умении составлять предложения разных типов;

- развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;

- развивать восприятие цвета, закреплять умения правильно называть основные цвета и их оттенки;

- развивать слухоречевую память;

- развивать мышление и воображение.

3. Описание и правила игры:

Разноцветные кубики (синий, зеленый, желтый, синий, салатовый, салатовый, шоколадный, синий, белый, красный, белый, белый, розовый. Название каждого цвета включает звук, оппозиционный общему звуку названий картинок. Это используется в игровых упражнениях на дифференциацию.

На каждом кубике – картинки, названия которых включают в себя определенный звук:

Ц – яйцо, овца, леденец, цапля, синица, цветы – салатовый кубик;

Ш – подушка, каша, душ, шапка, шуба, кошка – салатовый кубик;

З – таз, ваза, зайка, козы, Незнайка, изба – желтый кубик;

ЗЬ – газета, зима, обезьяна, магазин, музей, земляника – синий кубик;

РЬ – береза, рябина, грибы, рюкзак, букварь, фонарь – розовый кубик;

С – сосна, насос, лес, скамейка, посуда, ананас – синий кубик;

СЬ – гусь, василек, лисята, семья, сито, сено – зеленый кубик;

ЛЬ – медаль, оленята, лебеди, лифт, улитка, малина – белый кубик;

Р – виноград, топор, мухомор, рыбы, баран, рак – белый кубик;

Ж – жаба, жук, ежата, ежевика, пижама, медвежонок – шоколадный кубик;

Щ – щенок, щетка, ящик, овощи, щука, лещ – синий кубик;

Ч – печь, мяч, чайник, чемодан, удочка, бабочка – белый кубик;

Л – пенал, ландыши, стул, халат, лошадь, колобок – красный кубик.

Варианты игровых упражнений с кубиками разнообразны. Их выбор может зависеть от этапа работы и от возможностей ребенка.

Упражнения на автоматизацию звуков:

Упражнения на дифференциацию звуков:

Затем можно предложить ребенку придумать предложения с составленными словосочетаниями.

4.Игра предназначена для дошкольников 4 – 7 лет

5. Пособие изготовлено своими руками из 13 сувенирных коробок: 8х8; цветного картона: синий, зеленый, желтый, синий, салатовый, салатовый, шоколадный, синий, белый, красный, белый, белый, розовый; клея – момента; цветные картинки на звуки с, сь, з, зь, ц, ш, ж, щ, ч, л, ль, р, рь.

Многофункциональное логопедическое пособие

Пособие ппредставляет собой серию игр по развитию лексико-грамматических средств языка, навыков правильного произношения, развитию связной речи с использоваием многофукциональных кубиков.

Многофункциональное логопедическое пособие

учитель-логопед Бем В.А.
воспитатель: Соколова Ю.В.

Форма работы с пособием : индивидуальная, парная, подгрупповая

Форма работы с пособием : индивидуальная, парная, подгрупповая

3.Играют парами или тройками, бросая кубики по очереди или одновременно.

4. Играют индивидуально, бросают каждый кубик по очереди, выполняют задания на выпавших гранях

Зарядка для язычка Цель: выработка четких и согласованных движений органов артикуляционного аппарата

Зарядка для язычка Цель: выработка четких и согласованных движений органов артикуляционного аппарата

Скажи красиво! Задачи: закреплять навык согласования существительных и числительных роде, числе и падеже, автоматизация звуков в словах

Скажи красиво! Задачи: закреплять навык согласования существительных и числительных роде, числе и падеже, автоматизация звуков в словах


№3 Скажи красиво!
Задачи:
закреплять навык согласования существительных и числительных роде, числе и падеже,
автоматизация звуков в словах.
Для игры используются кубик с гранями-цифрами (набор№3), кубик с гранями-предметами (набор №7).
Играющий составляет словосочетания - существительное+ числительное:
Варианты речевых конструкций:
две машины, три чашки ( звук Ш), одно колесо, пять кактусов ( звук С), шесть сов ( дифференциация С-Ш)

Расскажи! Задачи: учить составлять короткую фразу по опорным картинкам, развивать навыки самостоятельной связной речи совершенствовать навыки словообразования и словоизменения, согласования слов в предложении

Расскажи! Задачи: учить составлять короткую фразу по опорным картинкам, развивать навыки самостоятельной связной речи совершенствовать навыки словообразования и словоизменения, согласования слов в предложении


№4 Расскажи!
Задачи:
учить составлять короткую фразу по опорным картинкам,
развивать навыки самостоятельной связной речи
совершенствовать навыки словообразования и словоизменения, согласования слов в предложении.
В игре используются кубики и наборы №2, 4, 5, 7, 8
Символы слов - действий:
Карандаш - рисует, раскрашивает
Глаза - смотрит, видит
Руки и вода - моет
Рука - берет, несет, отдаёт, управляет и т.п по контексту
Облако - мечтает
Деньги- покупает, продаёт
Персонажи:
Мальчик (брат, Ваня, друг, сын и т.д.)
Девочка (сестра, Настя, подружка, дочка, внучка)
Женщина (мама, тётя, воспитатель и т.д.) Мужчина (папа, дедушка, дядя Женя..)
Кошка
Собака

Условия игры: Вариант №1 Одновременно бросаются три кубика, по картинкам на выпавших гранях составляются предложения

Условия игры: Вариант №1 Одновременно бросаются три кубика, по картинкам на выпавших гранях составляются предложения

Условия игры:
Вариант №1
Одновременно бросаются три кубика, по картинкам на выпавших гранях составляются предложения.
Первый кубик- персонаж
Второй кубик-действие
Третий кубик- предмет (черно- белый на цветном фоне или цветной)
Возможные варианты речевых конструкций:
Папа думает об оранжевой машине. Девочка рисует зелёную бабочку.
Вариант №2 (усложнённый).
На картинки - символы действий дополнительно наклеиваются изображения-символы настоящего, прошедшего и будущего времени ( в случайном порядке на все грани):
Яйцо - глагол необходимо будет употребить в форме прошедшего времени ( купил, нарисовал, мечтал), цыпленок- настоящего (покупает, рисует, мечтает), курица-будущего (возьмёт, нарисует, будет мечтать)
Возможные варианты речевых конструкций:
Юля увидит голубые шары. Мама мечтала о зеленой машине.
Получившиеся предложения могут носить комичный характер (кошка нарисовала синюю юбку)
Набор персонажей и предметов может быть расширен в зависимости от целей игры.

Вариант 3 Используются два кубика:

Вариант 3 Используются два кубика:

Вариант 3
Используются два кубика:
Первый кубик- персонаж или предмет ( наборы №5, №7 или 2) , второй кубик - предлог (набор №8)
Играющие придумывают и составляют предложение по выпавшим картинкам.

Варианты речевых конструкций:
Собака-через Собака прыгает через палку
Мальчик- с Ваня спрыгнул с дивана
Лиса- около Лиса стоит около пня

Варианты речевых конструкций:
Женщина - радость Радостная мама. Мама радуется, когда… ей дарят цветы
Мальчик-печаль Грустный Петя. Петя грустит, когда… мама уезжает.

2, 3, 4 слайд. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

При этом особое значение имеет игровое общение детей. Игровое общение и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Цель использования дидактического пособия: Формирование словаря на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.

6-й слайд (задачи). Задачи представлены на слайде.

Основные достоинства пособия:

- такие кубы многофункциональны, просты в изготовлении, удобны в использовании при организованной образовательной деятельности, в индивидуальной работе, в самостоятельной игровой деятельности;

- можно использовать в разных возрастных группах;

- кубы дают воспитателю возможность использовать в работе самые разные дидактические игры, направленные на формирование детского словаря, грамматического строя речи, связной речи, фонематического анализа, на развитие познавательных процессов, ориентировки в пространстве, а также на автоматизацию звуков;

- тематика картинок может быть предметная (предметы быта, мебель, посуда, животные и т. п.) и сюжетная (профессии, времена года, праздники, режимные моменты в доу и т. п.).

Разновидности тематических кубиков в зависимости от дидактической задачи могут быть такие:

С их помощью дети закрепляют названия предметов, учатся классифицировать их. Поворачивая кубик, ребенок перечисляет изображенные предметы, а затем объединяет их одним понятием (например, овощи).

Цель: учить детей классифицировать предметы.

Это усложненный вариант предыдущих кубиков. Здесь на каждой грани куба подобраны картинки на классификацию предметов. Ребенок бросает куб, затем называет все изображенные предметы, которые находятся на выпавшей стороне и объединяет их одним понятием.

А затем учатся составлять описательные рассказы о каждом времени года с помощью алгоритмов, изображенных на каждой грани куба.

На гранях этого куба есть схемы для рассказывания некоторых сказок.

Поворачивая кубик, ребенок может пересказать сказку.

11-й слайд Для этого нам понадобится:

- полотно, разделённое на 6 ячеек, на которых изображены предметные картинки,

Для того, чтобы это смотрелось эстетичнее и никогда не портилось, лучше картинки заламинировать, а вместо клея также можно использовать и двусторонний скотч.

Приступаем к работе:

12-й слайд Вам необходимо разрезать картинки и приклеить их клеем-моментом на каждую грань кубика.

14-й слайд Спасибо за внимание.

А сейчас я предлагаю вам поиграть.

На гранях кубика изображены животные: корова, кошка, собака, лиса, заяц, еж. (картинки можно менять по желанию).

1. Кто это? Какое животное? (домашнее или дикое и почему) .

2. Назови ласково. (например, если выпала картинка с лисой, то ласково – лисичка)

3. Назови детеныша (например, детеныш – лисенок.То же самое с другими животными).

4. Кто где живёт?

6. Какое это животное? (описать внешние качества, повадки).

Собака - Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается) ; лиса – бежит, охотится, отдыхает; корова – мычит, пасется на лугу, жует траву, дает молоко; заяц – прячется, прыгает, скачет, ест, боится; и т.д.

Читайте также: