Лодка из скотча своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 17.09.2024

Лодку своими руками


Бывают моменты, когда хочется выехать на природу с удочкой, спиннингом, иногда даже с семьей. Лодка "Деснянка" 1992 года рождения подходит для этого даже очень, но, ввиду малой грузоподъемности, больше для интимного с природой время провождения. Мало помалу лодочка изнашивалась, терлась, но ходила.

  1. Ремонт не скорый и не гарантирует безопасности в дальнейшем (больше 30% поверхности, или уже пропускало или вот-вот готово было испустить воздух)
  2. Даже восстановленная, лодка не могла обеспечить потребности семьи (4 человека) в водных прогулках, а необходимость такая все чаще возникает.
  3. Установка моторчика на нее возможна, но не гарантирует безопасности (от хождения на веслах, особенно против течения, я удовольствия не испытываю).
  4. Прочие существенно-несущественные мелочи.

Далее хронология с технологией.
И начался шерстеж Интернета: Много лодок красивых и разных, но в каждой чего-то не хватает. Пошел в люди, советов много, все противоречивые.

19.10.2006 наткнулся на информацию о самостоятельной постройке лодки, заинтересовало. Так как лодка планировалась и для семейного отдыха, к обсуждению вопроса привлек жену. Идея построить лодку собственными силами ей понравилась: муж занят, сын по улице не болтается, глаза перед компьютером не портит, плюс "совместный труд для моей пользы - он объединяет". Просмотрели массу проектов лодок типа "Лосось", "Сом", "Налим", "Окунь", "Акула" и другие. Прочитали массу статей, в том числе "В поисках рыбацкого идеала", "Водоизмещающая лодка ВИТА", "Постройка лодки методом "Сшей и склей", "Стоит ли строить лодку? Размышления". Закачал литературу по постройке судов "15 проектов судов", "Выбор типа Судна и его постройка", "Катера лодки и моторы в вопросах и ответах", программу CARENE. Взяв за основу проект "DIXI" изменил линейные размеры до 3460 мм - длина, 1350мм - ширина, высоту борта принял 500мм в миделе - по совету рыбаков, для возможности выхода на Киевское водохранилище. Сделал макет из картона длиной 265мм. (приблизительно 1:13), спустил на воду (в ванну) - не тонет! Стал нагружать, благо свинца хватает, 600гр - не тонет, даже запас по бортам остался (макет без выреза на транце): Семье понравилась.

25.10.2006 посмотрел на лодку, построенную Олегом Мелеговым весной 2006 в гараже и уже неоднократно обкатанную, в том числе и на Киевском водохранилище. Сделал несколько снимков для более внимательного изучения, выслушал ряд советов.

31.10.2006 окончательно созрел! Заказал фанеру ФСФ 4мм 1240х2450 - 3 листа, перенес на обойный лист выкройку из CARENE, приступил к поиску помещения.

10.11.2006 привезли фанеру.
15.11.2006 съездил в Киев (в фирму "АЭРОЛА"), купил 5кг эпоксидной смолы - ЭД-531, 1кг отвердителя - Телалит, 2л микросфер - Кобасил.

18.11.2006 друг из местного яхт-клуба, дав несколько непечатных комментариев насчет идеи построить лодку, подарил рулон стеклоткани, за что тут же был прощен. Кроме этого для облегчения моей работы со смолой порекомендовал использовать не весы, а медицинские шприцы разного объема, предварительно рассверлив отверстия (при малых объемах используемого состава - 20-100гр это очень удобно).

19.11.2006 - помещения не нашел, руки чешутся: Уговорил жену пустить в зал на пару дней склеить фанеру под заготовки, пообещал укрыть все пленкой - для моей же безопасности. Проект "официально" начался. На "ус" клеить не решился, да и готовить фанеру к склейке было негде. В качестве груза для склейки фанеры жена разрешила использовать домашнюю консервацию, она же не подозревала, что этим не закончится, а сказку о лубяной и ледяной избушке читала детям давно.

22.11.2006 перенес на фанеру выкройки днища с обойного листа и, пообещав жене, что после раскройки фанеры все будет сложено в гараж до весны, взял в руки лобзик. Жена, дабы минимизировать пылевые последствия, предложила использовать пылесос в качестве опилкозборника. Проигнорировать ее совет и желание помочь было бы с моей стороны неразумно. Работа продолжилась, но уже с помощником - проект, как и планировалось, становился семейным.

23.11.2006 - раскроены бортовые элементы. Во всех операциях, где было необходимо временное скрепление элементов: перенос выкройки с обойного листа на фанеру, раскройка симметричных деталей корпуса, приклейка привального бруса и т.д., использовались биндеры, соответствующих размеров (взятые с работы во временное пользование) - по совету Олега Мелегова.

24.11.2006 обработал рубанком симметричные элементы корпуса лодки, просверлил отверстия через равные промежутки (100мм) вдоль краев заготовок (5мм от края), для дальнейшей сшивки корпуса. В качестве опилкосборника, при работе электрорубанком, применял обычную строительную перчатку, как оказалось достаточно эффективно. В качестве опор, для удержания заготовок в вертикальном положении, использовал струбцины (3 шт. - все, что было в наличии), закрепленные в нижней части, в противоположных направлениях. Сшил два элемента днища капроновой нитью, как шьют валенки, с помощью металлической петли, и пообещал утром перенести все в гараж. Идея использовать капроновую нить, возникла по трем причинам:

  1. природная лень (лень выковыривать вклеенные металлические скобки).
  2. кольца из капроновой нити, пропитанные эпоксидной смолой, будут работать как арматура.
  3. капрон не ржавеет.

26.11.2006 приобрел лист фанеры 10мм, изготовил транец. Проклеил, в один слой, стеклотканью внутренний шов на днище. Во избежание неприятностей, стеклоткань пропитывал эпоксидной смолой на чердаке, постелив на пол пленку. Пропитанная смолой стеклоткань уже не сыпется, и готовые полосы хорошо ложатся на прогрунтованную поверхность.

27.11.2006 по уже известной технологии с использованием детского труда (дочь и сын принимали самое активное участие), сшили корпус лодки. Вечером, когда дети ушли спать, на эпоксидном клею был вшит транец. Работа с эпоксидной смолой проводилась в то время, когда дети спали и дверь в комнату была закрыта, или их не было дома.

28.11.2006 проклеены стеклотканью внутренние бортовые и транцевые швы.
29.11.2006 приобрел лист фанеры 6мм. Изготовил сплошные шпангоуты.
30.11.2006 шпангоуты вшиты, проклеены.
Перекур. Выходные. Семья требует внимания.
04.12.2006 изготовлены и установлены банки.

06-07.12.2006 изготовлены и вклеены наружные части привального бруса. Привальный брус прижимался по всей длине 6-тью струбцинами в контрольных точках и биндерами между ними.

09.12.2006 вшиты передний шпангоут и палуба из предварительно подготовленных остатков фанеры.

12-13.12.2006 вклеены внутренние части привального бруса.

14.12.2006 вклеены: усиление транцевой доски толщиной 25мм, шириной 130мм, притранцевая полочка шириной 15мм, две вертикальные кницы к ранцевой доске. Усиление транцевой доски, на время высыхания эпоксидной смолы, закреплено шурупами.

15.12.2006 лодка перевернута и установлена на импровизированный стапель (из связанных стульев в корме и табурета в носовой части). Под сиденья вшиты и вклеены кницы. Вклеенные к бортам и шпангоутам банки были неустойчивы продольно, пришлось укрепить.

16.12.2006 наружные швы лодки оклеены в два слоя стеклотканью. Из транца удалены шурупы. Посадочные места шурупов рассверлены, на их место вклеены мебельные чопики.

17.12.2006 под пылесос выполнена обработка швов. Изготовлены и установлены на клею днищевые и бортовые реданы (закреплены изнутри шурупами).

18.12.2006 полностью удалены шурупы из бортовых реданов и частично из днищевых. Лодка снаружи обработана эпоксидной смолой.

20.12.2006 лодка окрашена снаружи полностью, изнутри - только днищевая часть и нижняя часть борта.

22.12.2006 лодка установлена в нормальное положение. Выровнена рубанком верхняя часть привального бруса, пропитана эпоксидной смолой.

23.12.2006 вынос тела! Вес 44кг. Расчет оправдался: по подъезду лодка не прошла! Но через чердак на крышу - тютелька в тютельку! Спуск с крыши плавсредства особых хлопот не доставил: несколько десятков метров веревки, четырехместная палатка - ставшая временным чехлом лодки и полчаса времени на всю процедуру, вместе с упаковкой-распаковкой. Далее автомобильный прицеп, берег, спуск на воду.

Лодка на воде сюрпризов не преподнесла, течи не появились, скрипы, треск швов не наблюдался.

Опресовка выполнена на 410кг. живого веса (5 человек с фотографом - сын 9лет) + 44кг. собственного веса лодки + 20кг. двигатель. Полная проверка ходовых качеств не проводилась по причинам: сильного ветра, не обкатанного мотора (приобретен накануне), полного отсутствия личного опыта управления моторной лодкой.

Выявленные на данном этапе замечания: узкий вырез на транце - малый угол хода румпеля (пришлось перевесить двигатель ближе к правому борту), из-за отсутствия личного опыта в начале проекта и двигателя вплоть до его окончания.

Весной доведу лодку до ума и проведу полные ходовые испытания. Надеюсь докраска, установка дельных вещей общий вес лодки увеличат не намного.

Как принято в конце повествования: особая благодарность моей семье, терпели, не выгнали, а главное помогали, как могли. С моих слов женой записано верно. Подпись.

А руки чешутся:
02.01.2007 - электролобзик, удлинитель - вырез на транце стал шире, полметра скотча, чтобы не намок свежий спил, и мы снова у воды. Фас, профиль и другие материальные свидетельства, в виде человеческих следов в лодке, прилагается. Пять лошадей за кормой! Мало, Мало. Но по таблице допустимой мощности достаточно.

Да и чуть не забыл, двухсантиметровый лед, метров 150, в глухом затоне, ломали как ледокол - эксперимент, знаете ли. Адреналина хоть отбавляй, жаль фотоаппарат был на берегу, в двух километрах от места событий. Обратно вернулись - уже ничего не боимся! 4мм фанеры в килеватом дне + два редана = ледокол! Теперь пока все.
С уважением, Сергей Клепиков.

На чертеже условно показано два днищевых стрингера. На лодке их четыре

На чертеже условно показано два днищевых стрингера. На лодке их четыре

Ну и, в-третьих, что для меня также важно, — это инженерная, новаторско-эстетическая составляющая проекта, которая должна привить моим детям (пока сыну, дочка еще совсем маленькая) тягу к творчеству. Другими словами, лодка должна быть оригинальной технически и дизайнерски красивой.

Работа по созданию лодки началась с прорисовки нескольких вариантов 3D-моделей

Работа по созданию лодки началась с прорисовки нескольких вариантов 3D-моделей

На шпангоуты, транец и форштевень пошли рябиновые прутья — они более гибкие, чем ореховые. Сразу после ошкуривания они формировались в кольца нужного диаметра, фиксировались в таком виде и высушивались.

Перед сгибанием деревянного прутка в кольцо желательно слегка сдеформировать его внутреннюю поверхность. Уложить, например, заготовку на землю и, наступая на нее внешним ребром ботинка, одновременно тянуть за свободные концы вверх. В результате этой операции на внутренних волокнах прутка образуются небольшие заломы, что поможет в дальнейшем согнуть его без образования трещин.

Лодка с первым вариантом обшивки из стретч-пленки - он оказался не самым лучшим. На этом же снимке - уже третья версия обшивки, сделанная из прозрачной ПВХ-пленки

Лодка с первым вариантом обшивки из стретч-пленки — он оказался не самым лучшим. На этом же снимке — уже третья версия обшивки, сделанная из прозрачной ПВХ-пленки

Между собой детали набора фиксировались с помощью упомянутой синтетической бечевки — она прочная и мягкая (не проткнет оболочку), а затем места соединений обматывались скотчем. Никаких других креплений не применялось. Хотя, в принципе, веревки и проволока для соединения шпангоутов и стрингеров тоже годятся, но использовать их можно для связывания только предварительно высушенных материалов. Прелесть же скотча, помимо удобства использования, заключается в его эластичности. При изменении размеров деталей, обусловленных различным уровнем влажности, место их соединения, обмотанное скотчем, не нарушится.

ЛОДКА СУДНОГО ДНЯ

Остается только добавить, что представленная здесь лодка предназначена для эксплуатации исключительно на спокойной воде вблизи берега, наличие спасательных жилетов строго обязательно!

Ну а в Карелию этим летом мы не поехали — было чем заняться рядом с домом!

Василий ФЕНОГЕНОВ, фото автора (д. Брехово, Московская обл.)


Как сделать простую байдарку из веток и пищевой пленки

Основные этапы работ

Первым делом необходимо нарезать ветки подходящей толщины и длины, после чего очищаем их от побегов с листьями и колючек. Затем длинные ветки откладываем в сторону, а занимаемся короткими прутками — из них надо согнуть кольца разного диаметра. Гнуть ветки можно как об коленку, так и более удобным способом, используя для этой цели ствол дерева.

Как сделать простую байдарку из веток и пищевой пленки

Процесс сборки каркаса

На следующем этапе соединяем друг с другом три больших кольца под прямым углом. Также потребуется четыре средних и четыре маленьких кольца. Теперь берем длинные ветки и начинаем собирать каркас байдарки, жестко соединяя ветки скотчем. Для большей надежности можно использовать армированный скотч.

Готовый каркас лодки обтягиваем несколькими слоями пищевой пленки. Байдарка готова к плаванию. Подробнее о том, как сделать байдарку своими руками, смотрите в видеоролике на сайте.


Корпус каяка мы сделали из труб ПВХ, которые скрепили между собой клейкой лентой. Днище лодки сделали из мебельного щита, на который было установлено пластиковое кресло. Все более чем бюджетно и доступно, по студенчески!

Шаг 2: Делаем каркас лодки


Основа корпуса делается из 4х ПВХ трубок диаметром 2.5 см., две верхние и две нижние. Длина верхних 2.5 м, длина нижних 2.7 м. Чтобы трубы можно было качественно соединить между собой, нужно обрезать концы труб под углом 45 градусов.

Это были продольные трубы, но также нам понадобятся и поперечные - ребра жесткости. 2 по 70 см, 2 по 60 см, 2 по 35 см, и 2 по 40 см. Каждый конец каждой трубы нужно также обработать, а точнее сделать у него "ножки" (см фото).

Возвращаемся к основному корпусу. Соединяем две 2.5 м трубы вместе и крепим клейкой лентой. Очень важно склеить их крепко накрепко, иначе лодка развалится и потонет. Если под рукой есть клей, можно использовать и его.

Затем соединяем верхние трубы с нижними, для этого на концах обоих проделываем отверстия и крепим трубы медным проводом.

Следующий шаг - прикрепить поперечные трубы. Думаю намного проще понять схему их крепления просто посмотрев на фото, плюс я приложил сканированную копию чертежа лодки.

Шаг 3: Крепим кресло и пенопласт


В лодке нужно как то сидеть, так? Поэтому нам нужно установить кресло, чем мы и займемся.

Для начала, возьмем мебельный щит, который будет дном/полом, проделаем в нем отверстия, прикрепим щит к поперечным трубам каркаса. После этого прикрепим к нему кресло, можно на саморезы, либо на пластиковые держатели (не помню их научное название) как это сделали мы. Под деревянным днищем у нас пустует место, поместим туда кусок пенопласта, и закрепим его на клей - пенопласт добавит лодке плавучести.

Шаг 4: Придадим лодке форму и приведем в человеческий вид


Костяк готов, можно натягивать на него брезент. Убедитесь что ваш брезент водонепроницаемый, чтобы не случилось неожиданного казуса в поездке :)

Чтобы лодка не выглядела как помойное ведро, надо как можно тщательнее сгладить брезент. В идеале наверное, для более эстетического вида лучше использовать вместо брезента несколько старых дождевиков, но у нас таких не было, а покупать новые - не бюджетно.

Шаг 5: Сделаем весла


Чтобы рассекать по водной глади нам понадобятся весла. Мы сделали весла из 2х метровой алюминиевой трубы. Лопасти весел сделаны из кусков акрила (20 x 40 см). Лопасти крепятся к алюминиевой трубке при помощи гаек болтов и шайбы, однако не стоит перетягивать, акрил может треснуть.

Шаг 6: Крепим стабилизаторы


Со стабилизаторами лодка будет не только лучше держаться на воде, но и круче смотреться, не так ли? :) Выглядит как прототип военного корабля, не меньше. Думаю из фото понятно как делаются стабилизаторы, и стоит отметить лишь то, что хоть лодка и стала устойчивее с ними, грести стало сложнее. Слишком мало свободного места для весла. Но зато стабилизаторы можно использовать и для перевозки на них груза, одежды например или улова.

Шаг 7: Спускаем шлюпку на воду


Наш тренер разрешил протестировать лодку в бассейне университета, что мы и сделали. Сначала мы попробовали прокатиться на ней без стабилизаторов, но конструкция оказалась очень неустойчивой, уходило много сил на то, чтобы сохранять баланс.

Со стабилизаторами же все гораздо проще, в лодке можно стоять и она не переворачивается. И еще одно замечание - мы разместили кресло слишком далеко от центра, лодка получается излишне накрененной, поэтому если будете повторять наш опыт - лучше разместите кресло по центру.

Читайте также: