Лодка челнок своими руками

Обновлено: 07.07.2024

Для промысла водоплавающих животных по водополью охотникам необходимы металлические килевые лодки на больших водоемах и плоскодонная деревянная лодка или долбленый челнок на мелководье.

Для изготовления плоскодонной деревянной лодки, грузоподъемностью около 1 тонны, необходимы семь 4-х метровых досок шириной по 25 см, толщиной 2,5—3 см и 220 штук (1 кг) 80 мм гвоздей толщиной 3 мм. Доски должны быть гладко выструганы и хорошо выравнены по всей длине, ширине и толщине. Выбирают три доски, по возможности без сучков. И придав им сигарообразную форму, сколачивают из них дно, заклинив между вырезами, сделанными в двух бревнах.

Затем из бревна вытесывают форштевень (вертикальная балка носовой оконечности киля), а из березовых сучьев заготавливают три шпангоута. Один шириной 75 см с развалом кверху до 1 метра и два поуже. Соответствующие длине будущей плоскодонной деревянной лодки, на расстоянии 1 метр от носа и от кормы. Из доски толщиной в 3—4 см делают корму.

Порядок изготовления плоскодонной деревянной лодки и долбленого челнока.

Плоскодонная деревянная лодка и долбленый челнок, устройство, размеры, изготовление, особенности оснащения и использования во время плавания

На форштевне, корме и шпангоутах вырезают зарубки, равные по глубине толщине досок, а по длине на 5 см меньше ширины досок. Такой запас ширины досок достаточен, чтобы нижние бортовые доски ребрами заходили на 2 см ниже днища, а верхние бортовые находили на нижние на 3—5 см. После этой подготовки форштевень, шпангоуты и корму будущей плоскодонной деревянной лодки прибивают к днищу. Затем переворачивают и под заготовку, отступив на 1,5 метра от форштевня, подставляют узкие козлы. А носовую часть сверху фиксируют жердью, привязанной между двумя деревцами (схема а).

Затем, нажав на корму, дну — передней носовой части придают желаемый прогиб (сантиметров на 10—15 от плоскости дна) и прибивают с боков нижние бортовые доски, а затем и верхние. Доски эти крепят, забивая гвозди через каждые 10 см и загибая вышедшие насквозь концы (схема б). После этого, пока доски сухие, все щели в лодке конопатят паклей и заваривают их битумом или варом — черной вареной смолой. Дно и бока пропитывают снаружи разогретым гудроном или варом.

Готовая плоскодонная деревянная лодка на середине оснащается двумя веслами на стальных вилкообразных уключинах, шарнирно укрепленных на веслах болтами. Штырем уключину вставляют в шарнир из стальной трубки, заколоченной в деревянную подушку, прибитую к борту. Такая плоскодонная деревянная лодка может плавать и с подвесным мотором.

Долбленый челнок делают из осины или тополя. От дерева диаметром 40—50 см отрезают бревно в 4 метра длиной, очищают от коры и обтесывают оба конца, придавая будущему челну веретенообразную форму. Затем по всему бревну, через каждые 10 см, помечают продольные и поперечные линии, а на пересечении их просверливают 5 мм буравчиком или прожигают гвоздем отверстия. По бокам на глубину 2,5—3 см, а снизу — на 3—4 см.

В каждое отверстие забивают соответствующей длины колышек из сосновой коры или деревянный, окрашенный яркой краской. После этого в верхней части бревна прорубают две выемки шириной 20 см каждая и канавку между ними шириной 10 см. Через них вырубают топором и овальными теслом и стамеской сердцевину (схема г). Долбить нужно до тех пор, пока не покажутся в стружках крошки сосновой коры или окрашенных колышков. Благодаря этому борта и днище челнока получаются нужной толщины.

Когда всю середину бревна выберут, будущий долбленый челнок переворачивают вверх дном, устанавливают его на козла или на чурки и разводят под ней во всю длину тлеющий костер, стараясь хорошо распарить древесину. Через час, когда она станет податливой, ее слегка разводят на 10—15 см в стороны и распирают палочками. Долбленый челнок поливают кипятком и через полчаса-час еще разводят на 10—15 см и распирают более длинными палочками.

Так, поливая кипятком и подогревая тлеющим костром снизу, распаренный челнок разводят до ширины 80—100 см и затем закрепляют шпангоутами, поперечными распорками, сделанными из изогнутых березовых сучьев в соответствии с размерами разведенного челнока (схема в).

Готовый долбленый челнок просушивают на солнце. При этом снаружи его просмаливают, уключин на нем не делают, а плавают с помощью двухлопастного весла или шеста (схема ж). Если долбленый челнок получился недостаточного водоизмещения, то его снаружи обшивают досками, как это делается у плоскодонной деревянной лодки.


До начала строительства лодки из дерева нужно заранее позаботиться о самых главных ее частях — бортах. Для этого отбираются длинные, широкие, не толстые, желательно без сучков доски сосны или ели. Они должны не менее одного года пролежать в сухом месте, на ровной поверхности с небольшим гнетом сверху во избежании их искривления.

Подготовленные доски еще раз осматриваем на предмет дефектов — трещин, выпадающих сучков и т.п. Затем отмеряем нужную длину (здесь, а также далее не будут приводиться конкретные размеры частей лодки, т.к. все это на ваше усмотрение) с небольшим запасом и опиливаем каждую из них под углом в 45гр — это будет носовая часть.

Деревянная лодка своими руками

Далее их нужно прострогать, а с запиленных концов снять фаску таким образом, чтобы прижатые друг к другу доски в носовой части не имели зазора.
Эти участки, а в дальнейшем и все остальные, которые будут недоступны к покраске после сборки конструкции, пропитываем защитным слоем антисептика.

пропитываем защитным слоем антисептика

После этого приступаем к изготовлению основы носа — треугольного бруска. Его длина должна превышать примерно в 1,5 раза ширину бортов лодки. Брусок также строгаем и покрываем защитным слоем.

приступаем к изготовлению основы носа

Далее нам необходимо подобрать подходящий кусок достаточно широкой доски (пятидесятка). Из нее выпиливаем задний борт нашей лодки из дерева.

Не забудьте оставить сверху и снизу запас, потом после сборки все лишнее спилится.

выпиливаем задний борт

Подготовив эти элементы приступаем непосредственно к сборке. Начинаем с носовой части, оба борта и треугольный брусок прочно соединяем саморезами или гвоздями.

соединяем саморезами

Выступающие части сверху и снизу спиливаем заподлицо с бортами.


Далее готовимся к самому ответственному моменту — придание нужной формы лодке. Для этого подбираем, в зависимости от того какой ширины вы хотите видеть ее в будущем, распорку.

Она должна быть именно такой высоты, как представлено на фото, иначе во время гибки доски могут лопнуть. Угол распорки также не следует делать слишком большим.


Так, понемногу снимая, подгоняем его, пока не добьемся нужного результата.


Добившись его, приколачиваем борта и спиливаем выступающие части снизу, а сверху как вам хочется. Лучше делать в виде треугольника.


Затем приступаем к установке постоянных распорок и сидений. Их количество и расположение остается на ваше усмотрение. При закреплении их (да в общем-то и других местах) обязательно предварительно делайте маленьким сверлом отверстие, дабы избежать появления трещин.


Завершаем очень важный первоначальный этап снятием фаски с нижней части бортов, распорок и нанесением на них защитного покрытия.

снятием фаски

После того как пропитка и столярный клей высохнут можно приступать к изготовлению ее дна. Для этого нам понадобится гладкий оцинкованный лист. Желательно, чтобы его длина соответствовала длине судна. Правда подобрать такой не просто, дело в том, что строительные магазины торгуют в основном небольшими листами (1,2х2м, 1.5х2), а от больших рулонов они отрезают очень не охотно. Если договориться не удастся, берите то, что есть. Дно можно сделать и из двух листов, просто получиться чуть по сложнее.

Из купленной оцинковки вырезаем ножницами по металлу соответствующий размерам дна кусок. Чтобы было легче определить длину и ширину, лодку ставим на лист и обводим маркером, с небольшим запасом в 1,2-2см, на всякий случай.

лодку ставим на лист и обводим маркером

Далее нам необходимо подготовить нижние части бортов. Наносим с помощью пистолета санитарный силиконовый герметик небольшим слоем в виде непрерывной извилистой нити. За тем прямо на него укладываем в два ряда специальный шнур. Все это в дальнейшем надежно защитит дно лодки от протекания.

Если герметика нет, заменяем его обычной краской, если нет нити — кладем паклю.


Завершив это, осторожно накладываем вырезанный кусок жести на лодку, выравниваем и начинаем его крепить.

Для закрепления можно использовать оцинкованные саморезы с прессшайбой или гвозди. В данном случае крепим проверенным годами методом — т.е. гвоздями (1,8х32). Начинаем работу с середины и движемся к краям. Работа монотонная и нудная, но торопиться не следует — торчащие гвозди не добавят красоты.

Как часто нужно их колотить показано на фото.


Те места, в которых жесть выступает за края более чем на 5мм, обрезаем. Оставшееся простукиваем молотком, загибая на борт.

простукиваем молотком, загибая на борт

Нос лодки нуждается в защите, его покрываем все той же жестью. Измеряем и вырезаем нужный кусок в виде прямоугольника.

На ту часть бортов, которая закроется оцинковкой, предварительно пропитанной антисептиков (вообще, к этому времени лодку нужно хотя бы одним слоем покрыть пропиткой), наносим герметик с нитью. После этого прикладываем как показано на фото лист и приколачиваем его.

Края жести не должны выходить за пределы носа-треугольника, иначе гвозди выйдут наружу.


Сверху и снизу оцинковку укладываем друг на друга, обрезая лишнее и также крепим гвоздями. В результате получится отличный нос, только очень острый. Поэтому его кончик сминаем или обрезаем, чтобы потом не повредить об него болотники или рыболовные снасти.


Новая лодка на водоеме обязательно привлечет к себе внимание, чтобы как то обезопасить ее от посягательств или чтобы ее не унесло течением, делаем крепление для цепи в носовой части. Для это нам понадобиться длинный болт или шпилька. Сверлим отверстие в бортах ровно по диаметру шпильки, закрепив ее, отпиливаем лишне ножовкой по металлу.


Лодка практически готова. Покрываем ее дополнительно еще 2 слоями пропитки и оставляем на просушку в тени.

Если есть желание, можно сразу позаботиться о защите дна лодки, покрыв его краской. Оцинковка с наружной стороны, контактирующая с водой, со временем разрушается без дополнительного покрытия.

Покрываем слоями пропитки

Чтобы по дну из жести было комфортно ходить и она не гремела, необходимо предусмотреть деревянный настил. Он может быть самой разнообразной конструкции. Например такой.

настил

Вот теперь можно уверенно сказать, что лодка готова! Лодка с оцинкованным дном намного легче чем с деревянным, да и в процессе эксплуатации ее в дальнейшем будет легче готовить после зимовки к очередному сезону. По прочности она ни сколько не уступает другим. Например, у моей предыдущей старой лодки через 10лет использования сгнили борта, а дну хоть бы что.

Да, и еще — не жалейте антисептика, именно его, а не краски, он значительно лучше противостоит разрушению дерева.

Если в итоге у вас получится что-то подобное или даже лучше, можно вас поздравить с успешным делом.

”Самодельная

Сделать лодку своими руками – задача, с одной стороны, несложная, с другой стороны – совершенно нетривиальная. При проектировании самодельной лодки особое внимание стоит уделить ее безопасности. Не стоит сбрасывать со счетов и форму корпуса, которая самым прямым образом будет влиять не только на безопасность самодельной лодки, но и на ее мореходные качества.

Безопасность самодельной лодки

Конечно, если Вы планируете самостоятельно изготовить простое суденышко, на котором будете пересекать 20-метровую реку со спокойным течением, то вопрос об отличных гидродинамических качествах и расходе топлива для Вас остро не стоит. Все меняется, если Вы проектируете свою лодку для отдыха и относительно дальних путешествий. В этом случае Вам предстоит продумать не только обводы корпуса, но и внутреннюю компоновку Вашего самодельного судна. Ведь от этого, во многом, зависит насколько комфортно Вы будете себя чувствовать в лодке, и получите ли запланированное удовольствие.
Самодельная лодка, на которой Вы будете выезжать на уик-энд со своими близкими, может служить Вам и местом ночлега, избавляя Вас от необходимости везти и устанавливать палатку.

”Лодка

Приступая к изготовлению лодки своими руками, имейте в виду, что маломерные суда подлежат регистрации в ГИМС. При регистрации самодельной лодки или катера Вам понадобится провести ее испытания на соответствие техническим требованиям и требованиям безопасности. Однако с мая 2012 года, с вступлением в силу поправок к Закону о маломерных судах, для самодельных лодок образовалось некоторое облегчение. Теперь не подлежат регистрации маломерные суда с массой до 200 кг и двигателем до 10,88 л.с. Кроме того, самодельные парусные суда можно не регистрировать, если их длина не превышает 9 метров и они не оборудованы местами для отдыха (т.е. яхты, предназначенные для занятий спортом).
Вышеуказанное положение следует читать как: если лодка весит не больше 200 кг, то ее можно не регистрировать, при условии, что мощность ее двигателя не превысит 10 л.с. (8 кВт).
Такие послабления хоть и дают простор творчеству мастеров, но и ограничивают полет фантазии разработчика самодельной лодки.

Проекты самодельных лодок на других ресурсах

Материалы для самодельной лодки

Одним из важных моментов при проектировании самодельной лодки является аспект выбора материала. Самым распространенным материалом для изготовления лодки своими руками является фанера. Другим материалом для постройки судна можно назвать пластик. Обычно такие лодки изготавливаются методом многослойного склеивания эпоксидной смолой стеклоткани. Существуют умельцы, способные в условиях домашней мастерской отформовать листы метала (чаще всего алюминия) для самостоятельного изготовления внешней обшивки своей лодки. Более подробно на материалах для самодельной лодки мы остановимся в рамках одной из следующих статей.

А теперь самое главное в самостоятельном изготовлении лодки. Если самодельная лодка для Вас – лишь мечта, приглашаем посмотреть варианты уже сделанных лодок и порадоваться за их владельцев. Если же Вы действительно хотите иметь лодку, сделанную своими руками, то отбросьте все Ваши доводы, что у Вас нет места, нет умения и нет денег. Превратите свое желание в твердое намерение иметь свою лодку, и, изучив материалы на этом и других сайтах, приступайте к делу. Удачи и семь футов под килем, ведь Вы уже попали на этот сайт, а все в жизни происходит не случайно.

Почти все, кто из работоспособных живёт вблизи различных водоёмов, имеют собственные лодки. Используются они в качестве плавсредств для ловли рыбы. Не обязательно посередине акватории. На них удобнее заплыть за густые камыши, где обитают щуки.


Лодка в деревне необходима, как и автомобиль

Многие из них стоят на приколах на воде, если это тёплое время года. Горожанам этого не понять, мол, дерево сгниёт.


Наоборот: вода укрепляет дерево, не дает сооружению рассохнуться. Они, как подвальные бочки, освобожденные от зимних припасов, выставляются во дворах и заливаются до краев водой. Чтобы перед засолкой не дали течь.


На холода деревянные лодки вытаскивают на берег и переворачивают, тогда осадки стекают по ней, также сберегая до весны. Либо перевозят в свои дворы под навесы. К ним отношение у деревенских людей сродни уходу за автомобилями.


Делаем деревянную лодку своими руками на долгое время их эксплуатации. Многие выплывают на рыбалку ещё на дедовских или отцовских плоскодонках, а также на лодках-килевиках.


Это говорит о бережном отношении к ним. Потому что изготовить новое подобное плавсредство – дело недешёвое. Но приходит время и долгожительницу-трудягу на процессах рыболовли приходится менять.










И тогда люди задумываются: купить новую или бывшую в употреблении, но в хорошем состоянии, или делаем деревянную лодку своими руками. А главное — из какого материала: досок, фанеры или пластика ПВХ?


Рынок этих плавательных приспособлений в России значительный. Есть просто лодка-плоскодонка, а есть с дополнительными приспособлениями, например, рым-болтами, с транцем для мотора, трапиками (пайолами), рундуками.


Промасленные, пропаклёванные и в несколько слоёв выкрашенные. Их изготовят и по вашему заказу доставят по всей России, например, с Урала.


Трапики – это настилы для дополнительной верхней защиты днища. Рым-болты – кольца, крепящиеся на носу катера для его привязывания бечёвкой или цепью на стоянке.


Знание всех терминов в лодкостроении необходимо и тем, кто решит, как сделать лодку своими руками.

Посмотрите еще здесь!


Но стоят такие катерки недёшево, в зависимости от комплектации – от пятнадцати до тридцати тысяч рублей, плюс 3 – 5 тысяч рублей стоимости доставки. Дополнительно вёсла – по паре тысяч.










Почитайте наши советы, выберите для себя приемлемый вариант. И к теплу самостоятельно сможете выехать на акваторию на собственной лодочке.


В помощь мастеровитым даем видео, как сделать деревянную лодку своими руками.


Виды лодок по материалу

  • из резины;
  • из ПВХ-материала;
  • алюминиевые, реже стальные – они тяжёлые и особенно дорогие;
  • из дерева (доски,брусья);
  • фанерные, но из водостойкой.


Воздушные вёсельники. Легко переносятся, удобные в хранении, но боятся морозов, трудно достать материал. Плохо управляемые на воде, особенно в ветер.


Посмотрите еще здесь!

Пластиковые – долгожители на водах. Но, решив, как сделать лодку ПВХ своими руками, надо рассчитать свои знания, силы и возможности. На ней необходимо особое крепление частей и узлов. Это только заводские образцы отливаются единым корпусом.


У деревянных больше всего минусов, но материал дешёвый, такую лодку можно изготовить во дворе, если есть электропила, рубанки, скрепляющий материал. Для бескилевок желательно перед выездом на рыбалку замачивать их, чтобы легче управлять.










Делаем лодку из фанеры своими руками. У этого материала есть преимущества перед деревом, но его сложнее, чем доски, гнуть для обшивки боков.



Крепится фанера по корпусу на более толстые брусья, чем деревянная. Желательно провести и верхнее, но из дюралевых труб или профильной оцинковки из магазина.


Решили сами изготовить?

Что для этого необходимо:

Посмотрите еще здесь!
  • доски;
  • электролобзик для распила досок толщиной до шести сантиметров;
  • гвозди;
  • полиуретановый клей;
  • латекс для водоотталкивающего покрытия корпуса;
  • прочные герметики (силикон);
  • диск для распила брёвен или покупка досок на пилорамах;
  • шприцовка для забивания герметиками швов.


Основа — доска

Их необходимо как минимум несколько размеротипов по выбранному вами чертежу. Большинство досок – распиленные без изгибов и сучков.


Самое сложное – обшивка досками боков лодки. Их нужно несколько сгибать. Это особый приём, для этого часто используют метод нагревания средней части в кипятке.


В деревенской бане можно использовать очень горячий пар. Когда доска примет нужную конфигурацию (по шаблону), закрепите её так же, чтобы остыла и сохранила нужную форму. Перед тем, как гнуть доски, посоветуйтесь с опытным столяром: с какой стороны гнуть? Согнете с неправильной – дерево треснет.


Обшивку начинают с днища, бока собираете отдельно, потом сначала прикрепляете к днищу одну сторону, затем вторую, устанавливаете задок, соединяете стороны на носу.


Каждая верхняя доска должна наезжать на каждую нижнюю. Так обшивают деревянные дома, чтобы вода не затекала в щели.


Не старайтесь изготовить озёрный лайнер – достаточно длины до 2,5 метра. Скрепляют детали гвоздями, саморезами, лентами гибкого металла (нержавейка или дюраль), внутри – брусками по длине, ширине и высоте, а также досками-поперечинами. Они же послужат сиденьями.


Заделка щелей паклей с герметиком. Грунтовка, покраска в несколько слоёв, просушка. И лодка готова. Сделав одну, то сможете замахнуться и на такое: как сделать подводную лодку своими руками?


Фото лодки своими руками




























Читайте здесь - Якорь для лодки своими руками: изготовление самодельного якоря для ПВХ лодок (95 фото и видео)

Многие жители современных мегаполисов стараются быть ближе к природе. И одними из самых завораживающих мест являются берега рек, озер, морей. Но самым романтичным, конечно, является вечер, проведенный со своей второй половинкой, медленно проплывая мимо живописных пейзажей.


Однако тут встает вопрос: где взять транспортное средство, чтобы провести вечер в уюте и тишине, наедине друг с другом. Покупка собственного лодки может ударить по бюджету. Поэтому, если вы хотите сэкономить, прочитайте в этой статье о том, как сделать лодку своими руками.


Для начала хорошенько все продумайте: подготовьте подробный чертеж лодки из фанеры со всеми особенностями. Уделите особое внимание деталям, пропорциям, расчетам — все должно хорошо подходить друг к другу. Иначе всевозможные поломки неизбежны.


На фотографиях лодок (в том числе и изготовленных своими руками) нередко видны поврежденные модели, пострадавшие чаще всего из-за ошибок в расчетах.

Материалы

Теперь займитесь подготовкой материалов. Выбирайте как можно более качественные. Осмотрите каждую доску очень внимательно и старайтесь избегать экземпляров с трещинами или иными видимыми дефектами.


Опишите каждую из них под углом в 45 °- это будет носовой частью будущего изделия. Прижмите части конструкции как можно плотнее друг к другу, чтобы не было никаких ни щелей, ни зазоров. Пропитайте несколькими слоями антисептика.


Основу для носа надо изготовить из треугольного бруска. Он должен быть примерно в полтора раза шире бортов лодки. Его тоже надо покрыть антисептическим слоем. Это поможет защитить лодку от всевозможных вредителей и продлить ее срок службы.


Задний борт

Его изготовьте из очень широких досок. Обязательно оставьте запас снизу и сверху.


Сборка

Теперь, когда основа готова, вам следует приступить к окончательной сборке конструкции. Надо особое внимание уделить правильной форме лодки. Для этого установите сначала распорку, а по бокам согните борты. Для этого вам могут понадобиться веревка и пара подручных.










Итак, теперь самое трудоёмкое — подгонка под нужный размер и форму. Это сможет занять много времени. Но, понемногу, вы добьетесь необходимого результата. Теперь стоит закрепить борты и спилить лишнее.


Сиденья

Теперь остались лишь последние штрихи — сиденья и внешняя отделка. Во время работ стоит заранее проделать отверстия в досках. Это поможет избежать появления трещин в дальнейшем.


Внешняя отделка

Последними штрихами будет покрытие самодельной лодки антисептическим покрытием и краской.


Якорь

Кроме этого, очень полезным будет сделать якорь для лодки. Он поможет удержать вашу самодельную лодку на месте даже при сильном ветре. Это может быть очень полезно, если вы любите ходить на рыбалку.










Якорь-кошка

Одной из лучших моделей для самодельного плавсредства является якорь-кошка. Он отличается довольно высоким уровнем надежности. Чтобы укрепить конструкцию и уменьшить риск повреждений, закрепите устройство на штоке.


Для крепления можете воспользоваться шплинтами из медных пластин. Лапы крепятся с помощью шарнирного механизма, что позволяет увеличить эффективность их использования.


Кроме того, для более удобной транспортировки вам надо будет изготовить колеса для лодки ПВХ своими руками. Это не очень сложно.

Изготовление

У многих наверняка есть в гараже много ненужных материалов, которые идеально подойдут как материал для изготовление колес. Сделать вы их можете из нескольких труб, скрепить их металлическими крепежами. Либо можете использовать уже готовую конструкцию.


Ремонт


Пробоину можете заделать кусочками досок, предварительно обезжирив поверхность и приклеив новый фрагмент дерева. Если же проблема более серьезная, то лучше всего будет обратиться к специалисту, который сможет провести профессиональные ремонтные работы.


Таким образом, теперь вы знаете, как самостоятельно изготовить лодку и провести ее ремонт в домашних условиях.


Фото лодки своими руками





































Читайте здесь Нивелир своими руками - как сделать оптический и лазерный прибор. Пошаговое руководство и описание принципа действия нивелира (130 фото)

Читайте также: