Лигерад своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Описание:
Рама из квадратной трубы 40х60х2, "морда" - из труб 40х20х2, 30х20х1,5 и 14х14х1,5, задний маятник - 40х20х2.

Вес - 38 кг. Схема с двумя независимыми приводами, каждый может крутить в собственном режиме, независимо от возможностей другого. Схема классического "флевобайка", только угол рулевой не 45, а 55 градусов, трейл - 9 см, переднее колесо - 26х2,4 дюйма, заднее - 26х1,9 дюйма. Подвеска только сзади, переднюю сделать не успел, поэтому поставил большой "дутик".

Максимальная скорость на плоскости - 48 км/ч, на спуске - 58,7 км/ч.

Руль стабилизируется с помощью резинок от камер, без них не едет вообще. Поворот осуществляется ногами, руки только немного помогают. Без навыка управления ногами руки устают очень быстро. Первую сотню километров пробега ездил один, привыкая к управлению. Потом стали учиться ездить вдвоем с женой. На второй день она перестала пищать от страха на скорости выше 30 и доверилась пилоту. Вместе с ней проехали 400 или 500 километров. Проехавшая за год 20-30 км жена довольно быстро подтянулась и на третий-четвертый день мы начали обгонять остальных участников. Мы даже прошли больше 100 километров за один день, чего жена до этого не делала никогда, катаясь на одиночном велосипеде. К сожалению, я к тому времени выложился полностью, катаясь на тандеме в одиночку и таская жену в горки, и гонку на 50 километров мы продули, придя четвертыми и уступив 30 секунд третьему месту - Ивану из Белоруссии на "Треке-200" Ульяновского.

Из минусов конструкции:
- Довольно тяжелая рама.
- . и нежесткая, как оказалось, - одной трубы 60х40х2 для рамы тандема мало - рама прочная, но нежесткая на кручение. Когда задний пилот начинает "вкручивать", тандем начинает "переставлять" по дороге. Нужно строить или из трубы 100х50х1,5 мм, или делать ферменную раму;
- Отстутствие передней подвески хорошо только на ровной дороге. Тандем предполагает скорость, а на скорости на переднеприводном тандеме "словить" хорошую выбоину опасно. Если переднее колесо оторвется в воздух, то после приземления понадобится быстро-быстро выровнять аппарат рулем, но переднеприводники, управляемые ногами, рулятся достаточно "задумчиво" и можно просто не успеть;
- Угол наклона рулевой в 55 градусов слишком крут для тандема. Одному на нем ехать и рулить приятно, а когда едем вдвоем, развесовка меняется и рулить уже намного тяжелее. Без стабилизирующих резинок на руле ехать нельзя - "морда" стремится завалиться набок. Нужен более вертикальный угол рулевой для более легкого руления;
- Ногами рулить можно, но только когда едешь один. При езде вдвоем требуется быстро-быстро подруливать, чего массивными по-природе ногами делать не получается - приходится рулить руками.
- На скорости страшновато - нежесткая рама вкупе с "медленным" рулением заставляет соблюдать постоянную бдительность и крепко держать руль обоими руками - после поездки оказалось, что хорошо прокачались не только ноги, но и спина, и торс с руками - один спокойно подымал и перетаскивал баллон с углекислотой на одном плече и сварочник в другой руке.

Из плюсов конструкции:
- Мы ехали вдвоем;
- Тандем позволяет двум разным по силе пилотам проезжать за день большее расстояние, чем каждый из них проезжает по-отдельности.
- 2 колеса прокалываются реже 4-х.

Выводы:
Тандем имеет право на существование, но только не на основе Flevo-байка. Есть Zox, есть чисто заднеприводные тандемы - я думаю, что они лучше подойдут для тяжелой машины.

Изображение


Пара фоток:

Короткобазный лигерад "ВЕГИТАРИАНЕЦ"
(в процессе написания.)
Знакомство девушки Олеси с лигерадно-веломобильной техникой началось во время нашей подготовки к участию в карнавальном шествии во время "Дня города" в июне 2009 года.

Изображение


Олеся на самом дружелюбном к пилоту лигераде Вадима Дунаева.

Изображение


После совместных покатушек. Теперь Олеся на более ранней версии лигерада Вадима.
Лучшей рекламы, чем удачные покатушки просто не бывает, а они прошли более чем успешно,
И девочка Олеся сказала: я хочу лигерад!
Постройка серьёзного аппарата занимает в среднем около года.
Чтобы по возможности, упростить задачу и ускорить процесс Вадим использовал раму от своего первого лигерада.

Изображение


Лигерад Вадима Дунаева "Апач". 2000год постройки.

Изображение


Вид в движении.
Очень своеобразная конструкция руля - чтобы опустить ногу, её надо поднять вверх, перенести через руль и только потом опустить.
Вадиму это удавалось, но очень немногие сумели освоить тот же акробатический трюк.

Изображение


Вид сбоку.
Хорошо видна простая, но эффективная подвеска заднего колеса.

Изображение


Лигерад в процессе "примерки" со старым сидением, оно было сделано строго по фигуре Вадима и Олесе было просто неудобно на нём сидеть. Подогнать форму сидения под другую фигуру его было крайне сложно из-за конструктивных особенностей (основа сидения сделана из двух, согнутых по фигуре, алюминевых уголков 40х40 мм, перегнуть которые уже практически невозможно).

Изображение


Фото 2010 года. Внешне аппарат практически готов, не хватает только спинки сидения.
На столе лежит новый, специально изготовленный удлинённый вынос руля, чтобы сдвинуть руль под сидение и дать возможность при посадке опускать ноги вниз.
Рядом лежит "родное" сидение старого"индейца".

Изображение


Удлинённый вынос руля перед сваркой.

Изображение


После обсуждения нескольких вариантов остановились на сидении, аналогичному, стоящему на веломобиле "Вишенка".
Моделирование посадки. Один вариант. . тесновато будет, однако.

Изображение


другой вариант. чуть лучше.
Но при более сидячей посадке нарушилась развесовка - оказалось сильно перегружено переднее колесо.

Изображение


И желание оставить неповреждённой свежую краску надолго затормозили все работы.

Всю весну 2010 года Олеся занималась поисками места учёбы. Наконец, по интернету она выиграла конкурс на учёбе в очной доктурантуре в Риме со стипендией около 1500 евро.
А на всё лето уехала в Питер зарабатывать деньги для отъезда на учёбу в Италию.
В Питере она работала на двух работах. по 12 часов в день с одним выходным.
В сентябре уехала на учёбу.
Стимул заниматься с аппаратом временно пропал.

Изображение


Постепенно аппарат каннибализировался - с него, при необходимости снимали комплектующие.
В конце концов терпение Саши Сергеева, во дворе которого обитал аппарат, лопнуло и, наплевав на краску он болгаркой снёс трубу, мешавшую передвинуть сидение назад.
Внезапные изменения в его судьбе вызвало появление в Тамбове Суздальцева с его "Коньком-горбунком"
Аппараты оказались очень схожи по всем основным размерам, только каретка на будущем "Вегитарианце" была вынесена слишком далеко вперёд.

Изображение


Родители будущего"Вегитарианца". Каждый внёс посильное участие в создание аппарата.

В начале августа 2011 г. ко мне пришло электронное письмо из Рязани.
Интенсивная переписка, за несколько дней, переросла из приглашения в гости до самого массового веломобильного мероприятия последних двух десятилетий - тест-тура 2011!
При этом самым главным принципом организации было просто сообщить о мероприятии, все кому надо, подтянуться сами.
Как сказал Александр Сергеев: - Специально приглашать никого не будем, поэтому пришли практически все.-

Подготовку остальной техники все участники сделали заранее, осталась ещё пара дней, руки чесались.
Девушка Олеся, приехавшая на каникулы из своей докторантуры в Риме тоже захотела участвовать в походе.
После недолгого выбора между Первым "Архимедом" и будущим "Вегитарианцем" выбор пал именно на второй аппарат.
Ну пошёл бы обкатанный "Архимед", кто бы его вспомнил, прошёл бы себе тихо, спокойно, а тут "застрявший" лигерад, когда ещё такая возможность будет!
Тем более из Москвы приехал, специально приглашённый для тестирования "Синего"Архимеда" весьма уважаемый мною (и окружающими тоже) Антон Растабайкер.
Его то и попросили принять посильное участие в приведении Олесиного аппарата до "живого" состояния.
Длинную каретку "смахнули" болгаркой.
В запасниках нашёлся алюминиевый бум, изготовленный из алюминиевой рамы горного велосипеда.
Бум, как родной, входил внутрь хребтовой трубы бывшего Вадиковского лигерада,
у меня нашёлся мощный хомут, тоже, как родной, севший по наружнему диаметру на ту же трубу.
Осталось счистить старую краску с бума.

Изображение


Чем и занялся Антон, предварительно поварив бум в котелке с водой, а размягчённая краска уже легко снималась топором.
- и вам смешно и даже мне -.
Времени до выезда оставалось чуть больше суток. Саша Сергеев днём работал.
Поэтому мы втроём с Антоном и Настей
Очистили, почистили, вылизали, подогнали, покрасили все детали выноса каретки, рулевого управления, крепления сидения и отвезли на сборку.
А Вадим Дунаев с Александром Сергеевым уже самостоятельно вечером собрали весь аппарат.
Прикинули, ноги до педалей достают, под руль влезть можно, значит поедет!

Изображение


Следующее утро. Предполётный осмотр и инструктаж.

Изображение


Вначале полёт с инструктором.

Изображение


Первая пробная поездка, она же последняя перед выездом.

Изображение


Утро первого дня в Рязани.
Интересная система амортизации, предложенная Вадимом Дунаевым, к сожалению проработала считанные минуты.

Изображение


Что нас не особо расстроило.
Отрицательный результат - тоже результат, не подошёл один материал, подойдёт другой!
Ведь сама идея вполне работоспособна.
А пока маятник просто заблокировали пластиковыми хомутиками.
Подвеска, правда, исчезла, но аппарат всё равно смог самостоятельно двигаться.
Матрасность именно этого мероприятия заключалась, в первую очередь, в машине сопровождения, когда можно было позволить себе всяческие вольности - взять детишек , свежесобранный аппарат, чтобы настроить-отладить-обкатать его в дороге методом мозгового штурма - кто что умное предложит.
Или использовать его, при необходимости, или как резервный аппарат, или, в крайнем случае, как источник комплектующих и запасных частей.
Ведь тест-тур это мероприятие, где не столько тестируют железки, сколько взращивают веломобилистов, их умение принимать решения и находить выход в любой ситуации.

Изображение


Лигерад в тест-туре.

Изображение

Настройка аппарата под Александра Устинова.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Последний день тест-тура. На "Вегитарианце" Пономарёв С. В.
Олеся, закончив маршрут накануне - ей не только в походы летом ездить - у неё ещё и заочная аспирантура в Тамбове, у неё каждый день на счету - приехала на оранжевом велосипеде-гибриде "Bella", собранном на базе рамы велосипеда Харьковского велосипедного завода 1953 года впуска.
Но это уже другая история.

Изображение

Послепоходные фото. До мытья и переборки. Как было.

Изображение


Вид справа.

Изображение


Вид слева.
И постоянное состояние "дежа вю". Где-то я это уже видел.

Изображение


Лигерад Евгения Нестюрина. Тест-тур 2010.

Изображение
Изображение


Регулируемый вынос каретки. Передняя вилка. Втулка переднего колеса.


Задний маятник. Втулка заднего колеса.

Изображение


Амортизирующий элемент из полос от старых автомобильных камер.
С ним намного комфортнее, чем с жестким хвостом.
Экспресс крепления сидения гнутся, но от них не смели ожидать даже такой стойкости.

Изображение


Работают согнутые края резинового "бутерброда".
Чем больше изгибов - тем лучше.

Выводы.
Выводы просты.
Аппарат поехал. На дороге вполне устойчив. Управляем.
Грамотно проложенная трасса цепи без излишних перегибов.
Подвеска заднего колеса в наличии.
Даже в сильно бюджетном варианте в состоянии проходить 100 км в день.
Все болезни - от недостатка внимания и финансирования.
. лечение - уход, пристальное внимание, грамотное приложение рук и небольшая финансовая подпитка и есть вполне ощутимая надежда, что старый "индеец" наконец станет молодым и бодрым"Вегитарианцем".
Доработка или замена:
- бум(установка переключателя)
- передняя вилка,
- рулевое управление,
- узел задней подвески,
- сидение,
- багажник,
- колёса, оба.
В итоге, возни - по объему, сопоставимо с постройкой нового аппарата, если не больше.
Продолжение следует.

На просторах интернета наткнулся на фото прообраза "Вегитарианца"
С одной стороны сильнейшее "Дежа вю", а сдругой - разница в деталях и она существенная.

Український HPV клуб




Вступление:
Вернее это даже не инструкция, а пример сборки с общими рекомендациями. Пример показываю на прототипе “Колумб-2”. Прототип был сделан из остатков материалов, на нём я учился красить (не совсем удачно) и исправлять некоторые ошибки в геометрии, чтобы потом на основе него сделать стапели для серийных лигерадов. По этому прототип выглядит хуже, чем серийные образцы.

Инструкция:

Часть 1 – сборка основных элементов:

Итак, после того, как вы распаковали фреймсет и срезали все 100 метров скотча и 2.5 квадратных метра упаковочного материала, разложите компоненты на какой-нибудь не слишком твёрдой поверхности. Я делал сборку на асфальте и поцарапал краску 🙁



В начале установим каретку в кареточный вынос. Для этого надо открутить гайки, чтобы освободить хомут:


Затем вставить кареточный картридж (всё равно какой стороной)

После этого можно сразу поставить шатуны. Отложим пока каретку и поставим амортизатор. Я использую обычный пружинный амортизатор. При езде на лигераде в демпфировании нет острой нужды, по этому вы не потеряете много комфорта, если поставите дешёвый амортизатор без демпфера. Демпфер имеет смысл ставить только для участия в гонках.
Амортизатор может быть как 150 так и 165 мм длиной (но лучше по-короче). 165 оправдан только для заднего колеса на 28 дюймов. Во всех остальных случаях хватит и 150.
Для удобства установки вилку можно повернуть на 180 градусов – к рулевой колонке.


Затем поставить второе крепление. Если вы планируете ездить без груза и ваш вес до 70-ти кг, то можно ставить на первую позицию. На вторую надо ставить если ваш вес 80-90. А на 3-ю – если вы везёте много груза или сами весите более 90 кг. Чем ближе к ролику тем меньше жёсткость.


Теперь можно перевернуть раму.


Приступаем к установке передней вилки. В началу надо установить чашки подшипников. Они могут входить довольно туго, так что возможно вам понадобиться деревянный молоток. Но бить можно ТОЛЬКО КОГДА ЧАШКА СТОИТ СТРОГО ВЕРТИКАЛЬНО (а не так, как на фото). Нужно посадить чашку до упора по всей окружности.


Дальше надеваем нижний упор и сепаратор на вилку


И вставляем вилку в рулевую колонку, а сверху – второй сепаратор



Затем накручиваем первую гайку и кладём шайбу:

Скорее всего шток вилки окажется слишком длинным и вторая гайка не сможет закрутиться


После установки передней вилки можно поставить колёса.


Перед установкой сидения нужно снять хомут для защиты цепи (который там стоит, чтобы его не погнуло при транспортировке) и переставить на его место, как показано на фото:


В начале нужно поймать, продеть и наживить первые два верхних болта сидения. Под первыми двумя болтами обязательно должны быть по две шайбы! Под остальными шайбы не нужны.


Затем можно стать сверху над лигерадом задом наперёд, чтобы рама оказалась между ногами, и в таком положении поймать и продеть остальные болты. Сидение придётся немного согнуть для этого. Оно пружинит.

Затем можно закрутить все гайки. Чтобы болт при этом не прокручивался – его нужно заклинить отвёрткой, вставленной в трубку сбоку


Теперь можно вставить кареточный вынос. В начале не стоит вставлять его до упора, так как каска, хотя и крепкая, но всё-же будет повреждена при этом.



После примерной настройки расстояния до педалей (о точной настройке я напишу отдельно) можно затянуть фиксирующий болт. (поцарапанная краска – следствие сборки на асфальте)

Также как и багажник, кареточный вынос лучше вставлять находясь сверху на лигераде (в случае с багажником надо сидеть спиной вперёд). Не забудьте полностью ослабить болты, перед тем как вставлять трубы кареточного выноса и багажника.

После этого можно установить руль. После покраски трубки очень плотно входят вилку, по этому может понадобиться помощь деревянного молотка. Прежде чем вставлять руль в вилку, нужно установить в него якорь. Закрутить ось якоря нужно так, чтобы он имел небольшую свободу в 2-3 мм.


Стучать молотком нужно по шляпке болта якоря.


После всех этих операций шасси вашего лигерада должно быть собрано (на фото заднее колесо 24, переднее – 20)

Забегая вперёд скажу, что в этой модели есть крепление для флагштока толщиной до 10 мм. Флагшток может быть сделан из наконечника для удочки. Вставляется за сидением.



Этап 2 – Установка обвески:

Сначала установим трубку для прокладки возвратной (не силовой)части цепи.
Для этого вам понадобятся кое-какие вещи из строительного или хозяйственного магазина.
1 – Металлопластиквая труба диаметром 16 мм, длиной 195 см
2 – Кусок поливочного шланга длиной 27 см, диаметр 20 мм
3 – Хомут на поливочный шланг

От поливочного шланга надо отрезать два колечка по 1.5 см шириной, затем разрезать их с одной стороны. Это будут прокладки под хомуты.



Дальше из следует вложить в хомуты, а в них вставить мтеллопластиковую трубку, как показано на фотографиях. Нахлёст уплотнительных кусочков шланга должен быть вверху.



Должно получиться вот так:



Затем нужно сделать “Глушитель”. Дело в том, что от вибрации при езде цепь в пластиковой трубки сильно шумит – как погремушка. Но кусок поливочного шланга полностью устраняет этот шум.

Оставшийся кусок шланга (около 24-х см) надо немного надрезать с одной стороны, чтобы он легко обхватил пластиковую трубку


Затем надеть на него хомут и установить на конце металлопластиковой трубки. При этом конец “Глушителя” обязательно должен быть за покрышкой со стороны её центра. В это месте как раз больше всего брызг и грязи, по этому если защитная трубка заканчивается до колеса то от неё мало толку.

После этого можно поставить перекидки



Иногда под хомут передней нужно подложить кусочек плоской резинки (например вырезанный из старой камеры), чтобы она лучше держалась и не портила краску.

Теперь можно продеть цепь. Для начала нужно соединить 3 велосипедных цепи. Можно соединять просто замками, а можно оставить только один замок. Я делал и так и так и разницы не заметил. Когда много замков то даже лучше – проще найти замок 🙂


Общая длина цепи должна быть около 342 см.
Разложите цепь зигзагами возле переднего колеса.


Затем начинайте вставлять конец цепи в трубку.

Чтобы цепь не сминалась прямо возле пальцев, её нужно пускать по дуге, направленной поперёк осей – таким образом она приобретает некоторую жёсткость. То есть просто отклоняйте её на себя.


Продолжайте запихивать цепь в трубку, пока она не покажется с другой стороны.



А как только покажется – проденьте в последнее звено велосипедную спицу (или кусок проволоки подходящего диаметра). Это не даст цепи ускользнуть обратно в трубку.

Теперь нужно обвести цепь вокруг передней звезды.




Продеть в переднюю перекидку


Затем продеть цепь между “беговой дорожкой” ролика и удерживающей скобкой.




Таким образом цепь не сможет слететь с ролика даже при сильном провисании (если она не вращает ролик при вращении педалей назад – это не страшно). Но ролик сам по себе должен вращаться легко и без скрежета. Если он цепляет за защитную скобку, то надо её подровнять (могла погнуться при перевозке).


Дальше пропустить через натяжитель и сомкнуть замок. Следует помнить, что вытянуть цепь из “глцшителя” не получится – мешает трещётка на колесе. По этому, для того, чтобы добыть конец цепи, нужно сначала перебросить её вручную с трещётки (но при этом не тянуть за противоположный конец цепи, иначе она опять попытается удрать в трубку).


Ещё нужно следить, чтобы цепь в трубке не оказалась провёрнутой винтом.


В передней части защитную трубку нужно отогнуть от рамы, чтобы при вращении педалей назад она не сбрасывала цепь со звёзд.

Теперь можно надеть тормозные ручки, переключалки и грипсы на руль. Вот примерные длины тросиков и их рубашек:

Задний тормоз (диск): Трос – 2М, рубашка – 184 см

Задний переключатель: Трос – 2М, рубашка – 171 см

Передний переключатель: Трос – 155 см, рубашка – 136 см

Передний тормоз: Трос – 138 см, рубашка – 105 см

Для прокладки тросов я предпочитаю использовать изоленту. Но можно крепить и хомутами. Примерно так:




Тросик к переднему тормозу следует вводить не справа, а слева в обход рамы:


Следующий этап – настройка. В основном она не отличается от настройки обычных велосипедов. Но есть парочка вещей, которые нужно знать. Если человек сел на лигерад впервые, то ему будет трудно понять, что он сидит неправильно. Тут главное следить, чтобы при педалировании вы могли упереться поясницей в сидение, но при этом номрально доставали до педалей. Впрочем некоторым нравится подтягиваться на руле, но это больше подходит для сопортивной езды по пересечённой местности.

Главный признак того, что каретка слишком далеко – дискомфорт в ступнях.

При использовании контактных педалей лично я отодвигаю каретку дальше, чем при обычных педалях.

Самодельный переднеприводный двухподвесный лигерад с меняющейся геометрией рамы

Автору удалось создать красивую и полнофункциональную веломашинку
Этот лигерад (велосипед с лежачей/полулежачей посадкой) может успешно и быстро передвигаться по шоссейным дорогам и еще неплохо проезжать по грунтам и направлениям с элементами бездорожья;
из недостатков вероятно стоить отметить только невозможность прыгать на нем на бордюры.
Автору большой респект и уважуха (!)

Читайте также: