Панно река времени в детском саду как сделать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

1. Познавательное развитие: Познакомить детей с историей появления и развития Планеты Земля? Уточнить и систематизировать полученные знания о космосе.

2. Социально – коммуникативное развитие: Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера; Воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умения работать в команде, согласовывать свои действия с действиями сверстников.

3. Художественно – эстетическое: Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу; Побуждать детей соотносить слова и движения рук, пальцев; Закрепить навыки аккуратного наклеивания картинок.

4. Речевое развитие: Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем; Научить понимать и самостоятельно использовать в речи космическую терминологию.

5. Физическое развитие: Выполнять движения по тексту. Развивать игровую деятельность; Соблюдать правила безопасности при выполнении упражнений; Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх.

Методы и приемы:

- словесные: рассказывание мифов и теорий, беседа, вопросы к детям;

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка
Игровая Игровая ситуация
Познавательно - исследовательская Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, познавательно-исследовательские проекты,
Коммуникативная Беседа, речевые ситуации, вопросы. Чтение стихотворения
Музыкальная Слушание
Изобразительная Аппликация - коллаж
Восприятие Рассказывание

Логика образовательной деятельности

Какую форму имеет Земля? Что есть на Земле? Мы – люди 21-го века. Наука и техника управляют нашей жизнью. Мы знаем больше, чем наши предки. Мы, современные люди, посещаем Луну и даже устанавливаем измерительные приборы на Марсе. Полученные результаты исследований космоса просто захватывают дух. Чем больше знаний мы приобретаем, тем настойчивее встает вопрос: как же все это появилось?

Вопрос о происхождении Земли всегда вызывал споры. Как произошла Земля? В каких источниках можно получить информацию о ее происхождении?

Педагог рассказывает стихотворение:

На огромных скоростях

Вдаль летят ракеты.

Скоро будем мы в гостях

На других планетах

К старту готовы! (Дети прикладывают руку к голове.)

Пристегнуть ремни! Есть пристегнуть ремни! (имитируют пристегивание ремней на поясе). Начинаем обратный отчет! Пять, четыре, три, два, один – пуск! (Большим пальцем имитируют нажатие кнопки вперед. Из положения сидя в прыжке вытягивают руки вверх, изображая нос ракеты.)

корабль из геометрических фигур

Основу любой мифологии составляют мифы о сотворении мира и людей. Здесь сложно выделить какую-либо определенную тенденцию. Творцами мира выступают то боги, то животные, то растения. Каким образом они возникли из первобытного хаоса и как творили мир - на это в каждом мифе своя история.

Давным-давно, (гласит миф древних египтян), много миллионов лет назад был Хаос — бескрайний и бездонный океан. Этот океан назывался Нун.

Мрачное он представлял зрелище! Окаменевшие холодные воды Нуна, казалось, навечно застыли в неподвижности. Ничто не нарушало покоя. Проходили столетия, тысячелетия, а океан Нун оставался неподвижным. Но однажды свершилось чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась, и на поверхности появился великий бог Атум.

— Я существую! Я сотворю мир! Нет у меня отца и нет матери; я — первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов! С неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнес волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Бен-Бен. Атум опустился на холм и стал размышлять, что ему делать дальше…

Древние греки думали, что Земля – плоская и похожа на огромное блюдо. На этом блюде расположены горы, равнины. Леса, моря, реки и озера. Сверху необыкновенное блюдо прикрывает небесный свод. Он твердый и напоминает колпак.

2. Остановка Эпоха средних веков…. "Мифе о сотворении земли", говорится о том, что давным-давно, ещё задолго до появления динозавров существовал только один Хаос, то есть беспорядок. В нем заключался источник жизни мира. В нём смешались всё, и тёмное, и светлое, и хорошее, и плохое. Магглы представляли его в виде беспорядочного огненного вихря. Он рос и рос, правда очень медленно, но наступил момент, когда этот огненный вихрь взорвался, извергнув из себя Гею, то есть землю…

3. Остановка Эпоха современного мира… В эволюционной модели наиболее распространенной является теория "большого взрыва". Согласно ей, одна большая звезда проходила рядом с Солнцем и столкнулась с ним. Часть материи Солнца и этой звезды разбросало в результате этого столкновения, и образовались планеты, в том числе и Земля.

Земля сформировалась, вероятно, 4,5 – 5 миллиардов лет назад из гигантского облака космической пыли, частицы которой спрессовались в раскаленный шар. Из него в атмосферу выделялся водяной пар, а из атмосферы на медленно остывавшую Землю в течение миллионов лет в виде дождей выпадала вода. В углублениях земной поверхности образовался доисторический Океан. В нем примерно 3,8 миллиарда лет назад зародилась первоначальная жизнь.

Другая теория, выдвигаемая многими учеными, утверждает, что Земля и планеты сформировались из маленьких облаков из пыли и газа. Эти облака уплотнились, начали вращаться, и телесные тела, сформировавшиеся в результате, попали на орбиту Солнца. При постепенном остывании они приобрели современную форму. Земля имеет форму шара. Это произошло в результате длительного процесса, продолжавшегося миллиарды лет.

Когда на землю летит космонавт,

Глядят ему вслед миллионы ребят.

Вечерней порою глядят в небеса,

Сияют, сияют ребячьи глаза.

И в них отражаются, ярко горят

Те звезды, к которым они полетят!

Мчатся ракеты к дальним мирам.

К подвигам сердце рвется.

Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели своей добьется!

Главная Фольклор

(подготовила воспитатель ГБДОУ детского сада № 36 Московского района Санкт-Петербурга Булатова Наталья Леонидовна)

Возрастная группа: средняя группа

Форма организации: групповая

Средства:

наглядные — коллекция деревянных ложек, расписных; алюминиевые ложки, ложки их нержавейки, пластмассовые, картинки ложек из презентации, ряженая Ложечка.

литературные — стихотворение для физкультминутки, загадка.

Задачи образовательной программы:

Развитие познавательного интереса через сравнение различных ложек.

Прививать интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Формирование представления детей о разнообразии ложек и материалов, из которых они сделаны.

Активизация словаря (глиняная, деревянная, металлическая, пластмассовая, расписная).

Способствовать образному представлению о времени.

Содержание деятельности:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

У меня для вас приготовлен подарок, попробуйте угадать, что это.

Чтоб есть суп – она большая.

И для каши есть такая.

Меньше чайная немножко.

Что это? Конечно … (ложка)

Сюрпризный момент: достаю из мешочка — ложку. Персонаж – ряженая Ложечка в платке и в юбочке. Вопросы к детям. Демонстрация ряженой ложки.

Дети рассматривают ложку, отвечают на вопросы.

Рассказ педагога об истории ложки.

- Как вы думаете, что это?

- А что мы знаем о ложке?

- Для чего нужна ложка?

- Всегда ли были ложки?

- Какими были ложки?

- Хотите об этом узнать?

Ложечка: Ребята, я хочу пригласить вас в прошлое, где мы сможем узнать из чего делали ложки.

Как вы думаете, а как можно попасть в далекое прошлое, в древность, на каком транспорте.

Нужно закрыть глаза ладошками и сказать:

В древности окажись!

Ну вот мы и в древности.

Располагаются у экрана (1 слайд)

На огне варил обед, ну а чем же ел он?

Как ни странно, человек пищу ел руками.

Проходил так целый век, вы представьте сами.

Первую ложку древний человек вытесал из камня. Как вы думаете удобно было есть такой ложкой? Почему?

Она была тяжелая и неровная.

Затем придумал сделать ложку из кости животного. (3 слайд)

Удобная ли ложка получилась?

Она была более гладкая и легкая. К тому же не обжигала губы во время еды.

Затем придумали сделать ложку из обожженной глины. (4 слайд) Какая это ложка? Глиняной ложке не требовалась прочность, потому что ей ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой.

Хотите узнать, что было дальше?

закрываем глаза ладошками и произносим:

В старине окажись!

Ну, вот мы и в старине. Ложечка приглашает к столу закрытой скатертью.

На столе лежат деревянные ложки. Прошло много лет. В старину на Руси люди делали вот такие ложки. Из чего они сделаны? (из дерева) значит они какие? (Деревянные). Самое подходящее дерево для этого – липа. Возьмем в руки ложки, скажите какие они? Деревянные ложки очень легкие и удобные. Как вы думаете, ложка деревянная нагревается от горячей пищи? Ложка не нагревалась от горячей пищи. Простые люди с незапамятных времен ели щи и кашу деревянными ложками. Носили ложки всегда с собой за поясом, за голенищем сапог.

Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, резные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. Мастер расписывал ложки разными узорами. Как можно сказать про ложки, которые расписывают? Правильно, это расписные ложки.

Закрываем глаза ладошками и произносим:

В наше время вернись!

Подходим к столу закрытому скатертью. На столе лежат деревянные расписные ложки, пластмассовые и из нержавейки. — Современные люди придумали делать ложки из металла — прочного и блестящего. А еще посмотрите на беленькие ложечки. Как вы думаете, из чего они сделаны? Для чего они нужны? Это ложки пластмассовые, их удобно брать с собой, например, на пикник. А деревянные ложки до сих пор живут у нас дома – украшают его, и некоторые хозяйки даже пользуются ими. У кого дома есть такая ложечка? А для чего ещё можно использовать деревянную ложку?

Закрываем глаза ладошками и произносим:

В детском саду окажись!

Она разделена на 3 временных отрезка.

Сборка общей реки, сопоставление результатов исследования.

Педагог наблюдает за детьми во время выполнения задания. Дети переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность.

- Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

- А что было самым интересным?

- Вы довольны своей работой?

- Что бы вы ещё хотели узнать?

Наша Ложечка хочет сделать вам еще подарок – она дарит своих подружек-ложек (шаблоны ложек из картона), которые вы можете раскрасить и поиграть в группе со своими друзьями.

Ложечка: А теперь мне пора. Меня ждут мои подружки. До свидания, ребята! Будьте здоровы! Кушайте хорошо! Да правильно держите ложку за обедом!

Онлайн-книги

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.


фамилия, имя, отчество автора - Черноусова Марина Владимировна;

квалификационная категория - Первая квалификационная категория;

место проживания Каменск –Уральский, Свердловская область;

тип разработки - НОД;

учебник, по которому ведется обучение - ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. 2014.

продолжительность - 25 минут;

использование информационных технологий – программное обеспечение ActivInspire .

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Возрастная группа: старшая.

Форма организации: подгрупповая.

Наглядные: генеалогические древа, фото родственников детей, клей – карандаш, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек, восковые мелки, цветные карандаши, бумага для рисования (А3 и А4).

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;

обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище;

развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;

развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.

Углублять представления ребёнка о семье, предках, своём прошлом, через историю жилищ

Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,

Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

Воспитывать заботливое отношение к своему дому;

Формировать представления о временных отношениях на примере жилищ людей.

Закреплять умение анализировать смысловое содержание слова в новых условиях.

Предварительная работа: создание семейного генеалогического древа.

Методы воспитания: беседа, игра, пример, создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием.

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Спасибо, что пришли в гости к нам в группу. А что вы принесли с собой? (генеалогическое древо). А что это такое?

Вы и ваши семьи живут на разных улицах нашего города, живут в разных домах, в доме тепло и уютно.

А вы за что любите свой дом?

Ты Настя за что любишь свой дом.

- Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите.

У меня тоже есть папа, мама, бабушки и дедушки, я хочу вам показать в каком доме жил мой папа и мои бабушка и дедушка. (Показываю детям слайд дома предков).

Ведет диалог с детьми. Мотивирует детей к высказыванию.

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем.

Организация и настрой детей на познавательную деятельность

II . Постановка целей исследования

Чем он отличается от домов, в которых живете вы? Скажите, пожалуйста, а вы знаете как жили ваши прабабушки и прадедушки, а их родители? А где они жили? А хотите узнать? Хорошо, но перед этим я хотела бы кое-что у вас узнать.

Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? Правильно – настоящее.

А как будет называться время о прошлых событиях? Хорошо – прошлое.

Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое? Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад).

Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение.

Вовлекает детей в совместное планирование.

Озвучивают знание и жизненный опыт.

Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности.

Формулирование цели деятельности.

III . Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала,

работа со слайдами

А вот и река времени. Она течёт из давних времён в наше время. На чём можно плыть по реке? Давайте соорудим лодку. Можно теперь отправляться в путешествие. Чтобы очутиться в далёкой старине, нужны волшебные слова, может кто-то знает? Ну что садимся в лодку, произносим заклинанье и отправляемся.

- Наш предки не сразу научились строить дома. А где они жили в древности? Первым домом, который человеку дала сама природа, была пещера. Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки и хижины из имеющихся материалов. Как вы думаете в пещере было удобно жить? Рассмотреть с детьми картинок на экране: жилище первобытного человека, его каменных орудий труда, одежды, добывания огня.

Ребята, а вы знаете, что наши предки не умели читать, писать, а общались друг с другом при помощи рисунков? На экране одно из таких писем.

Жила в пещере семья. Пошел их отец на охоту. Стал стрелять в зверя и убил его. Он радуется, принес мясо домой. Увидели его дети и жена, обрадовались и съели мясо.

А теперь давайте попробуем сами написать письмо при помощи рисунков.

Я пошел в лес собирать ягоды и грибы. Приду домой вечером.

Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.

Садимся в лодку.

Со временем, люди стали строить дома из того, что его окружало. Из глины строили мазанки, из снега – иглу, из дерева – избы. Чем отличается изба от жилищ древних людей? Посмотрите, вокруг нас старинная обстановка, прялка, сундук, самовар. Как вы думаете, как люди готовили пищу?

Ребята, а какие народные игры вы знаете?

Чтобы не погасло.

Дети берутся за руки, образуя пары.

Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок.

Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке.

Игра продолжается со следующей парой детей.

т. е. время, в которое мы живем. Расскажите, пожалуйста, в каких домах живут ваши родственники.

Проблема времени это не только личная проблема отдельного человека, но и научная проблема, которая стала предметом изучения философии, психологии, педагогики, искусствоведения. Философы изучают время как форму бытия материи, как один из предельно общих, фундаментальных феноменов, отражающих важные, существенные связи отношений действительности (Аристотель. В.Г. Библер. Г.Г. Гадамер. Г. Гегель, Г.В. Лейбниц, Н.И. Лобачевский, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, А. Эйнштейн и др.), они выделяют основные свойства времени, такие как: текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм, неповторяемость, длительность.

Предметно-пространственная среда ДОУ не содержит произведений искусства, предметов, игрушек, пособий, представленных в виде моделей, знаков, символов, которые позволили бы ребенку обнаружить свое место в жизни, понять значимость времени в жизни человека, формировать знания о способах учета времени для установления взаимодействия людей друг с другом.

Примерное содержательное наполнение данного контекста:

Данный культурно-смысловой контекст может быть широко использован в краеведческом образовании.

1. Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы

3. Предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями




4. Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности

Отправным моментом исследования могут быть как реальные события (Например, проходящие Олимпийские игры как повод для путешествия в историю спорта) или смоделированные (внесение старинной керосиновой лампы или перьевой ручки – путешествие в прошлое осветительных приборов, письменных принадлежностей)

ЛИТЕРАТУРА

2. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М., 1986.

4. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание, 1986, № 1

5. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика, 1991. № 3

6. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром: Учебное пособие.- Педагогическое общество России,: Москва, 2007.

7. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208с.

8. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.Э. Кригер. – Барнаул, 2000.- С.32.

9. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье – М.: 1961.

10. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.2е.-издание, испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.-336с.

11. Ребенок в детском саду // №1 2002 г., стр. 42 статья Н. А. Коротковой

12. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной.- М.: ТЦ Сфера, 2009.-64 с.

13. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2005. № 12. С. 3-11; 2006. № 1. С. 21-30.

14. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.

15. Тимофеева Л.Л., Уман А.И. Комплексные развивающие занятия в подготовительной группе ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2006.-192 с.

16. Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1971.- 234 с.

5.4 Форма работы с детьми – “Беседа”

Со времен Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци стоял вопрос о применении бесед в дошкольном воспитании. Беседа в первую очередь является методом уточнения и систематизации представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях. Характер беседы требует от ребенка умения активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Посредством бесед дети целенаправленно усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях, учатся словом передавать признаки предметов, действия с предметами. Сосредоточивая внимание на характерных признаках явлений, педагог углубляет представления детей о том, что они воспринимали на прогулках, экскурсиях. Обозначение воспринятого словом, описание самими детьми предметов и явлений делает процесс приобретения знаний осмысленнее. Беседа также обогащает ребенка новыми знаниями или показывает знакомое в новом аспекте. Участвуя в беседе, ребенок учится концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминает то, что знает о нем, приучается логически мыслить. В беседе воспитатель учит ребенка четко выражать свои мысли, развивает умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них - коротко или подробнее, в зависимости от характера вопроса, правильно задавать вопросы.

Беседа как метод обучения используется в основном в старших группах. Однако отдельные беседы (например, о труде взрослых в детском саду, о временах года) можно проводить в средней группе (со второй половины года). Содержанием беседы является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: с предметами быта, труда, с бытом и трудом людей, явлениями природы, общественной жизнью, праздниками, с играм детей. Содержание беседы может составлять обсуждение прослушанных сказок, рассказов, стихов, рассмотренных картин, диафильмов, кинофильмов, теле передач и т.д. Содержание бесед должно быть педагогически ценным, способствовать осуществлению задач социализации детей и вместе с тем быть посильным, психологически близким ребенку-дошкольнику. Соблюдение последнего требования особенно необходимо для того, чтобы беседа проходила активно, возбуждала мысль ребенка, помогала удерживать ее внимание и оставила глубокий след в его сознании. Воспитатель должен глубоко продумывать содержание бесед, отбирать для обсуждения те факты и явления, которые подводят детей к обобщающим выводам и в то же время требуют дополнительных объяснений, сведений, чтобы дети полнее и глубже осмыслили материал наблюдений. Старший воспитатель детского сада должен помочь воспитателям спланировать проведение бесед в определенной последовательности, обеспечить связь их между собой. Следующие беседы должны быть сложнее предыдущих. В них должны появляться новые мыслительные задачи, повышаться требования к речи детей. Беседа достигает своей цели только при четкой организации и продуманной методике ее проведения. Поэтому значительное место в успешном проведении беседы имеет предварительная подготовка к ней воспитателя и детей. Воспитатель, определив задачи и тему беседы, продумывает и подбирает ее содержание, структуру, определяет характер и формулирование основных вопросов. Кроме того, подбирает необходимые наглядные пособия, технические средства, продумывает, как учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить дифференцированное руководство ими во время беседы. Готовность детей к беседе заключается в наличии у них соответствующих знаний о предмете или явлении, которые будут обсуждаться в беседе. Эти знания ребенок получает во время экскурсий, наблюдений, рассмотрения картин, просмотра мультфильмов, телепередач и т.п.

Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части. Беседа должна начинаться с описания конкретных образов, эмоционально ярких воспоминаний детей об интересном случае. Необходимо сразу же оживить в памяти детей целостный образ, явление, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе.

Начать беседу можно по-разному - с упоминания, с рассказа, с рассмотрения картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме. В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. Готовя беседу, воспитателю надо спланировать ее этапы, то есть выделить существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми. Детям последовательно ставятся вопросы, которые направляют их активность. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь. В беседе можно использовать различные приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем.

Успех и педагогическая результативность бесед во многом зависит от правильно поставленных перед детьми вопросов. Все вопросы можно разделить на две группы. К первой можно отнести те, которые требуют от детей простого ответа или описания предметов, явлений. Этот вопросы: что? кто? какой? куда? и др. Они ставятся в начале беседы или микротемы беседы для того, чтобы восстановить в памяти ребенка то, что он видел, переживал. Вторая группа вопросов требует от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы. (Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др.) Такие вопросы поискового и проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе, особенно в старших группах. Они в основном задаются после того, как в памяти ребенка возобновились знания, образы, и на основе анализа она может прийти к выводу. Вопросы воспитателя должны раскрывать содержание темы и направлять мысль детей на правильный ответ. Поэтому их нужно формулировать четко, конкретно, коротко. Неконкретные вопросы часто приводят к неправильным, поверхностным ответам. В самом вопросе не должно быть непонятных детям слов. В каждом вопросе должна быть только одна мысль. При постановке вопросов необходимо четко представить себе, какие психические процессы при этом активизируются у детей - процессы памяти, мышления, воображения, а также, какие именно чувства вызываются. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям - важное условие проведения беседы. Следует также задавать такие вопросы, которые вызывали бы у детей разные образы - зрительные, слуховые и т.д. Слуховые и зрительные восприятия помогают детям точнее описать все, что характеризует явление, предмет.

Отвечая на вопрос, дети иногда уходят от темы беседы, потому что у них под влиянием слова легко и быстро восстанавливаются ассоциативно связанные впечатления. Воспитателю необходимо следить за ходом беседы, направлять ее, не давать отклоняться от темы, вести беседу живо, эмоционально. Ответы детей в беседе могут быть развернутыми и короткими. Воспитатель должен подводить детей к развернутым ответам, в которых ребенок осмысленно и понятно для слушателя передает свои суждения, пользуясь при этом различными синтаксическими структурами фраз. Побуждать детей к развернутым ответам можно, прежде всего, постановкой таких вопросов, на которые ребенок не может не дать развернутого ответа. Большое значение имеет также пример высказываний в беседе самого воспитателя. Воспитатель в ходе беседы спрашивает как можно больше детей, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого. Застенчивых детей надо подбадривать, слишком оживленных-сдерживать. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей. Если воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные скучают, не участвует в беседе. То же самое бывает, когда воспитатель во время беседы много говорит о том, что детям хорошо известно, или без всякой нужды повторяет все, что говорят дети.

Для уточнения представлений детей иногда в беседе используется наглядный материал: картина, игрушка, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает интерес, речевую активность. Высказывания детей в таких случаях непосредственно опираются на ощущения и восприятия. Мелкие предметы (цветы, семена, листья, предметные картинки) раздают всем детям. Наглядный материал воспитатель готовит заранее, продумывает размещение его во время беседы, методику объяснения. Его не надо представлять для преждевременного осмотра, чтобы не отвлекать внимание детей от занятия. Наглядный материал должен полностью соответствовать содержанию беседы. В беседу можно включить прослушивание пластинок, магнитофонных записей, литературных текстов-это повышает эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.

Беседы активизируют детскую речь, способствуют развитию диалогической речи. Овладение навыками диалогической речи имеет важное значение для последующего обучения в школе. Воспитатель учит детей в ходе бесед правильно применять грамматические формы слов, четко произносить слова, правильно ставить ударения, обогащает и активизирует их словарь. В беседах есть возможность повторно воспроизвести то, что дети наблюдали ранее. Под влиянием бесед речь дошкольников становится точной, содержательной. В беседе активизируются нравственные и эстетические представления детей, сосредоточивается их внимание на ярких впечатлениях. Беседы, идейно направлены и богатые по содержанию, подводят детей к доступным для них суждениям, выводам. Ребенок на ярких примерах полнее осознает и эмоционально переживает свое отношение к окружающему. Опираясь на знания, ребенок обдумывает свое поведение, оценивает поступки. Беседа формирует у ребенка соответствующее отношение к фактам действительности, способствует воспитанию организованности и формированию определенных моральных качеств. В условиях детского сада беседа используется как важное средство коллективного общения детей.

Беседа с детьми.

Исходя из дидактических задач выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.

Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы - уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Сопровождающая беседа используется воспитателем во время деятельность детей. Такая беседа направлена на пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и др.), другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей.

Беседа - это итог проведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.

Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.

Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в систему разрозненные факты.

Необходимо также использовать разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызовет у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.

Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах - на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.

Читайте также: