Левый газ своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024


Установка ГБО в нашей жизни стала более вынужденной мерой, чем искренне желанной, ведь в условиях постоянно повышающихся цен на бензин, многие автовладельцы начинают искать альтернативу.

Самой простой и распространенной альтернативой бензину является использование в качестве топлива газа.

Но чтобы автомобиль начал работать на газу, потребуется доработка топливной системы, а именно установка газобаллонного оборудования (ГБО).

Поколения ГБО

Самыми распространенными являются газобаллонные оборудования второго и четвертого поколения. ГБО 3 поколения считается переходым и используется очень редко.

Устройство ГБО второго поколения является более простым и сложного оборудования не имеет. ГБО 4 поколения уже более совершенно, и работа его регулируется специальным блоком управления.

Газобаллонное оборудование второго поколения отлично подходит для автомобилей, у которых установлена карбюраторная система питания.

Автомобилям с современной инжекторной системой питания уже потребуется установка ГБО 4 поколения.

Часто после приобретения газобаллонного оборудования автовладельцы обращаются на СТО, чтобы была произведена установка данного оборудования на авто. Так лучше поступить, если приобретено оборудование 4 поколения.

Комплект газобаллонного оборудования 4-го поколения.

Набор ГБО 4 - го покаления

Хотя если приобретено оборудование второго поколения, то возможна, и установка ГБО своими руками.

Для этого достаточно иметь требуемый инструмент и знать порядок установки оборудования.

Порядок проводимых работ

Если Вы решили устанавливать ГБО своими руками, то порядок проводимых работ будет таковым:

  1. Установка баллона;
  2. Оборудование проводки газопровода;
  3. Установка смесителя и клапанов;
  4. Монтаж редуктора и дозатора, пульта управления;
  5. Проверка герметичности и работоспособности газобаллонного оборудования.

Установка баллона

Итак, приобретено оборудование второго поколения, состоящее из:

  1. Баллона под газ;
  2. Мультиклапана;
  3. Двух электроклапанов: бензинового и газового;
  4. Газового редуктора;
  5. Заправочного вентиля;
  6. Дозатора газовой смеси;
  7. Смесителя и пульта управления.
  8. Дополнительно потребуется наличие трубопроводов, переходных тройников, хомутов крепления.

Для автомобилей классической компоновки лучше подходят цилиндрические баллоны, поскольку они имеют большую вместительность. И для авто таких типов они лучше подходят, потому, что у автомобилей имеется отдельный багажник, где его можно установить.

Установка ГБО 2-го покаления

У авто, сделанных в кузове хэтчбек, багажный отсек, находящийся в салоне, по размерам небольшой, поэтому цилиндрический баллон займет практически все пространство багажника.

Часто у таких авто под фальшполом багажника предусмотрена ниша для запасного колеса. Вот туда и можно установить баллон для газа, но туда подойдет только тороидальный баллон.

Где находится баллон ГБО

Баллон должен быть надежно закреплен, иначе при движении он может перемещаться и повредить оборудование, расположенное на нем. Для этого можно использовать металлические полосы с болтовым креплением на концах.

Далее следует вывести заправочный вентиль.

Чаще всего данный вентиль размещают ниже заднего бампера, закрепив его на специальной крепежной пластине.

Некоторые же делают вывод под заправочный вентиль на одном из задних крыльев. Но для этого нужно просверлить в крыле отверстие соответствующего диаметра.

Вывод под заправочный вентиль в ГБО

Проводка газопровода

После нужно будет просверлить отверстие для проводки газопровода от мультиклапана баллона к моторному отсеку, поскольку газопровод в целях безопасности не должен проходить через салон авто.

Чтобы обеспечить дополнительную вентиляцию мультиклапана желательно просверлить отверстие несколько большего диаметра, чем диаметр газопровода, в него вставить и закрепить небольшой отрезок пластиковой трубы, через который уже и провести газопровод.

Проводка газопровода

Место сверления нужно обработать антикоррозийной мастикой. Также такой вывод газопровода защитит его от случайного повреждения о кромки отверстия.

Затем нужно провести и закрепить газопровод. Он должен быть закреплен на расстоянии от подвижных элементов авто, чтобы его не повредить.

Лучше всего проложить газопровод в нишу, отведенную под топливопровод. Поместиться он там должен без проблем, да и закрепить его будет легче.

Проводка газопровода

Установка смесителя и клапанов

Далее работы по установке ГБО своими руками переносятся под капот. Сначала нужно определиться с местами, где будут крепиться остальные элементы ГБО.

В подкапотном пространстве установка ГБО своими руками начинается с монтажа смесителя.

В карбюраторных авто нужно открутить сам карбюратор, поскольку смеситель является по сути проставкой между ним и впускным коллектором.

Установка смесителя

Между коллектором, смесителем и карбюратором обязательно должны быть положены прокладки, также можно воспользоваться герметиком.

Главное, чтобы после сборки во время работы силовой установки, между этими элементами не было подсоса воздуха.

Установка бензинового электроклапана.

Следующей операцией, при которой выполняется самостоятельная установка ГБО, является установка имеющихся клапанов.

Бензиновый электроклапан устанавливается с той стороны, откуда идет подводка топливного трубопровода к бензонасосу.

Устанавливать этот клапан нужно в трубопровод. Для этого трубопровод нужно разрезать, установить в разрез клапан и надежно его обжать хомутами.

Установка бензинового электроклапана

Следует учесть, что клапан должен размещаться в топливопроводе, идущем от бензонасоса к карбюратору, а не перед бензонасосом. Иначе при перекрывании клапаном подачи бензина и при последующем его открывании бензонасос не сможет начать подачу бензина в карбюратор.

Установка газового клапана.

Дальнейшая установка ГБО своими руками сводится к установке газового клапана. Желательно этот клапан разместить в противоположной стороне от бензинового.

Такая компоновка обеспечит дополнительную безопасность случае ДТП. Клапан нужно закрепить в таком месте, чтобы была возможность легко к нему добраться.

Установка газового клапана

На рисунке газовый клапан под №2.

Уже к клапану подводится газопровод, который раннее был проложен от баллона к моторному отсеку.

Монтаж редуктора и дозатора, пульта управления

Установка газового редуктора.

После монтируется газовый редуктор. Он должен быть установлен возле карбюратора.

Следует учесть, что он должен быть установлен вертикально, иначе его диафрагма не всегда сможет обеспечивать подачу газа.

Сам редуктор имеет патрубки для подключения его системы подогрева от охлаждающей системы авто. Лучше всего подключить редуктор к патрубкам, идущим к печке авто.

Установка газового редуктора

На рисунке газовый редуктор под №1.

Для этого нужно будет врезаться в подводящий и отводящий патрубки печки при помощи двух тройников. Причем последовательное подключение редуктора к одному из патрубков может нарушить работу системы при тех или иных условиях, поэтому подводящий патрубок редуктора врезается в подводящий трубопровод печки, а патрубок отвода – в отводящий трубопровод.

К самому редуктору подводится газопровод, идущий от газового запорного клапана.

Монтаж дозатора газовой смеси.

Установка ГБО своими руками в подкапотном пространстве заканчивается на монтаже дозатора газовой смеси. В данной цепи он занимает место между редуктором и смесителем.

Устанавливается он рядом с карбюратором. До него подводятся газопровод, идущий от редуктора, а из него уже выходит газопровод к смесителю карбюратора.

Монтаж дозатора газовой смеси

Все соединения между элементами ГБО должны быть хорошо закреплены хомутами, однако проверить герметичность между элементами можно будет только после заправки баллона газов.

Пульт управления ГБО.

Завершающим этапом работ, при которых производится установка ГБО своими руками, является закрепление пульта управления ГБО в салоне, а также его подключение к системе.

Пульт управления ГБО

Обычно вместе с оборудование идет и схема подключения пульта. Согласно этой схеме нужно и подключить пульт. На этом установка ГБО своими руками завершена.

Проверка герметичности и работоспособности

Но после того, как будет произведена установка ГБО, нужна будет проверка всех элементов цепи на герметичность.

Следует учесть, что перед заправкой баллона магистраль, идущая от мультиклапана в подкапотное пространство должна быть перекрыта. После заправки магистраль открывать пока не следует.

Проверка на герметичность удобно выполнять с помощью мыльного раствора. На все места, где имеются соединения между трубопроводами и элементами газобаллонного оборудования нужно нанести этот раствор.

После уже можно открывать магистраль и внимательно осмотреть все соединения. При пропускании газа на каком-то из элементов, мыльный раствор начнет пузыриться. Для устранения протечки газа крепеж нужно подтянуть.

Если не поможет, подача газа перекрывается и соединение полностью переупаковывается. После чего проводится повторная проверка герметичности.

После проверки герметичности проводится проверка работоспособности газобаллонного оборудования. Для этого нужно запустить силовую установку, используя бензиново-воздушную смесь, прогреть ее до рабочей температуры, а после уже пультом совершить перекрытие подачи бензина и открыть подачу газа.

Если ГБО поставлено не правильно.

Взорвалось ГБО

Силовая установка должна продолжать работать без перебоев. На этом можно считать, что монтаж ГБО своими руками выполнен удачно.

После всех работ потребуются регулировочные работы ГБО на правильную подачу газовой смеси в карбюратор при разных режимах работы мотора.

Желательно все регулировочные работы доверить специалисту, знающему, как правильно это сделать.

А от самостоятельной установки ГБО более поздних поколений, мы рекомендовали бы воздержаться. Более подробно читайте, установка ГБО 4 поколения.

Получить бесплатный газ для приготовления пищи, обогрева жилища и использования в его личных целях можно при помощи биогазовой установки.


Данная конструкция работает на основе биологических отходов, которые помещают в специальный резервуар с герметичной крышкой. В процессе брожения выделяется смесь на основе метана и других газов. Она в ходе горения обладает хорошей теплоотдачей.


Как сделать простейшую биогазовую установку? Какие инструменты и материалы понадобятся для рабочего процесса? Все ответы на эти вопросы вы найдёте в нашем руководстве по созданию необычной конструкции.
















Содержимое обзора

Как появляется биогаз

Принцип работы биогазовой установки заключается в получении горючей субстанции из органических остатков. Газ выделяется при медленном брожении биологических продуктов: навоза, сухой листвы, ботвы, соломы. В результате образуется химическая реакция, в ходе которой получают гидролизные, кислотные и метанообразующие организмы. Они в процессе своей деятельности выделяют горючую жидкость. Согласно научным данным в её составе отмечают большой объём метана.


По эксплуатационным свойствам он ничем не уступает природному газу, который предназначается для бытового и промышленного использования. Биогаз относят к экологически чистому топливу. Способы его получения не наносят вреда для окружающей среды.


Для его производства применяют биоотходы, которые подвергаются ежедневной утилизации. Продукты для брожения помещается в специальный герметичный реактор, где происходят следующие изменения:

  • В течение нескольких недель биологические отходы подвергаются процессу брожения. Бактерии постепенно разрушают органическую структуру;
  • В процессе жизнедеятельности анаэробных бактерий образуется смесь из горючих газов. Она состоит из метана, углекислого и других видов газов. Помимо этого в минимальных количествах выделяется сероводород, который опасен для живых организмов. При вдыхании небольшого объёма опасной смеси проявляются признаки отравления и интоксикации;
  • После этого смесь из горючих газов подвергается очищению. Объём жидкости направляется в газгольдер. Здесь она будет храниться длительное время;
  • Готовый газ можно применять для бытовых и промышленных назначений. Его можно применять для отопления помещений, приготовления пищи;
  • Полностью разложившиеся биологические остатки важно вовремя удалять из биореактора. Поставки сырья и продукты брожения используют для удобрения полей и огородов.


Применение биогазовой установки для дома рентабельно в том случае, если рядом находится животноводческая ферма. Таким образом для пополнения герметичной емкости будет организован необходимый объём биологических материалов.


По подсчетам специалистов из 1 кубического метра органического субстрата можно образовать 90 кубических метров горючей жидкости.
























Для регулярного производства биологического газа рекомендуют соорудить несколько конструкций биореакторов, в которые будут укладывать органические ферментаторы с небольшой разницей. Таким образом удаётся организовать бесперебойную подачу органического горючего к бытовым приборам и системе отопления.


В чём преимущества и недостатки такой системы

Современные модели биогазовых установок имеют достаточно преимуществ. Профессиональные эксперты выделяют несколько существенных недостатков подобных сооружений для домашнего использования. Перед началом сооружения такого оборудования необходимо взвесить все плюсы и минусы.


Положительные качества заключается в следующем:

  • Быстрая утилизация органических отходов. Устройство биогазовой установки позволяет извлечь качественный продукт от ненужного мусора, который необходимо вовремя утилизировать. Органическая ферментация в биореакторе не опасна для природных ресурсов;
  • Безотходное производство. Органические элементы не истощают запасы окружающей среды. Остатки перебродившей биомассы можно использовать в качестве хорошего удобрения;
  • При брожении выделяется небольшое количество углекислого газа. Он никак не влияет на состояние окружающей среды. Производные CO2 не изменяют экологию;
  • Минимальное количество серы при использовании. В процессе горения биогаз выделяет малое количество производных серы в отличие от природного газа, при горении которого выделяется 40% токсических соединений;
  • Бесперебойная подача топлива. Учёные утверждают, что по эксплуатационным качествам солнечные батареи уступают в работоспособности данной конструкции. На самом деле управлять солнечной и ветряной энергией практически невозможно. Объёмы биогаза напрямую зависят от жизнедеятельности человека;
  • Возможность использования нескольких конструкций одновременно. При правильном проектировании и сборке удаётся создать уникальное оборудование по добыче бесплатного газа;
  • Хорошая финансовая выгода. Регулярная выработка энергетического сырья не потребует больших затрат. Источником ферментации может стать абсолютно любой мусор на основе органического сырья.


К тому же регулярное употребление биологического газа позволяет существенно сэкономить финансовые затраты на отопление жилища в холодное время года.


Создание биогазовой установки своими руками

Предлагаем ознакомится с этапами создания простейшей конструкции для получения биогаза в домашних условиях.





















Для этого нам понадобится:

  • Герметичная емкость. Для этого воспользуемся пластиковым контейнером, объём которого будет равен 100-150 л;
  • Два крана. Специалисты рекомендуют использовать шаровые краны для газопровода;
  • Тройник;
  • Резиновая или силиконовая трубка. Данная деталь будет служить в качестве газопровода;
  • Обжимные хомуты для плотной фиксации деталей;
  • Резиновая камера от грузового транспорта;
  • Пластиковый уголок с трубой.

Этапы создание конструкции состоят из следующих действий:

  1. Делаем небольшое отверстие в пластиковой крышке контейнера. После этого аккуратно фиксируем небольшой штуцер. Места фиксации необходимо загерметизировать жидкими гвоздями или двухкомпонентным клеевым составом.
  2. В одной из боковых частей по такому же принципу фиксируем угловой фитинг. В него вставляем трубку, которая должна достать до днища емкости.
  3. Шланг и угловой фитинг фиксируем герметиком.
  4. На штуцере крепим шланг. Закрепить детали поможет обжимной хомут.
  5. На обратной стороне трубки крепим шаровой кран. Он позволяет контролировать подачу биологического газа в ходе его выработки.
  6. Недалеко от крана подключаем тройник. Один конец металлического крепежа будет крепиться к другому шаровому крану, а на другом будут присутствовать приборы потребления.
  7. Здесь же необходимо закрепить резиновую камеру. Она будет использоваться в качестве дополнительного накопителя. Предварительно из резиновой основы необходимо удалить весь лишний воздух. На фото самодельной биогазовой установки представлено готовое изделие.
  8. После этого можно приступать к заправке биореактора. В этом случае нам понадобятся любые отходы на основе органических соединений.


Для начала можно воспользоваться несколькими килограммами овощных очисток, испорченных фруктов и просроченных продуктов.


Увеличить скорость ферментации поможет небольшое количество животного навоза. После погружения компонентов ферментации ёмкость заливают водой. Примерно через 7-10 дней внутри емкости начнётся образовываться горючая субстанция.


Ни для кого не секрет, что с каждым годом тарифы на ЖКХ возрастают. Особенно это касается электричества. Помимо этого не каждый человек может похвастаться отсутствием отключения электричества, от питания которого зависят абсолютно все домашние приборы. Все это наталкивает на мысль о создании альтернативного индивидуального электроснабжения, которое бы могло восполнить дефицит электричества при отключении сети. Одним из таких вариантов является газовый генератор. Его преимущества, виды, конструктивные особенности и возможность собственноручного создания, рассмотрим далее.

Немного о газогенераторе

Газген своими руками

Газогенератор представляет собой специальную установку, цель которой преобразовывать газ в электричество, путем его сгорания в камерах под высоким давлением. Почему именно газ? Тут все просто. На самом деле его теплоемкость несколько выше, нежели у бензина и дизельного топлива, а цена намного меньше стоимости последних. Газовый генератор крайне удобен для дома, поскольку не выделяет токсических веществ. Даже самый маломощный агрегат способен обеспечить все потребности в электричестве, встречающиеся в быту, расход топлива при этом минимален.

Пользователи газогенераторов подчеркивают, что его необходимость в тех местах, где есть перебои с электричеством, катастрофическая. Однако, наиболее доступные и дешевые модели имеют заоблачную для многих стоимость – от 35 000 рублей. Естественно, окупаемость агрегата со временем наступает, но не у каждого есть такая сумма. Поэтому, те кто дружат со строительством и знакомы с принципами создания генераторов, могут сделать газген своими руками.

Собрать газогенератор несложно только тогда, когда имеется общее представление и есть под рукой схема или чертежи. При его создании всегда имеются риски, что установка не сможет быть исправной и приносить ожидаемую пользу. Рентабельность саморучного создания агрегата напрямую зависит от навыков создателя, а также от качества комплектующих. Если есть хоть малейшая доля сомнения, от затеи лучше отказать, отдав предпочтение заводской установке с гарантией качества. Как говорится, и овцы целы, и волки сыты!

Возможно, покупка уже готового генератора убережет от пустой траты денег, а также оградит от негативных последствий, возникающих при работе.

Устройство и принцип работы

Газовый генератор имеет несложное конструктивное устройство. Принцип его работы основывается на сжигании газа и преобразовании выделенной тепловой энергии в переменный ток.

Конструкция агрегата представляет собой два элемента: корпус и бункер сжигания. Корпус обычно выполняется в форме цилиндра. При этом используется жаропрочная сталь высокой пробы. В нижнем отсеке корпуса располагается газовая камера, куда непосредственно поступает топливо. Она прикрепляется к днищу корпуса при помощи специальных болтов, удерживающих ее в неподвижном положении. Вверху корпус закрывается герметичной крышкой со специальным уплотнителем.

Сам бункер, в котором происходит непосредственно сжигание газа, имеет множество шланг и ответвлений, включая отсеки для отходов и фильтр, задерживающие тяжелые смолы и продукта распада топлива. Они также выполняются из высокопрочных материалов, способных выдерживать давление и высокую температуру.

газген

Средняя часть агрегата имеет специальные отверстия, через которые подается кислород, участвующий в процессе горения газа и преобразования его в электричество. На выходе устанавливается специальный клапан, не позволяющий газу улетучиваться. Некоторые модели снабжены специальными датчиками давления и температуры, которые показывают процесс переработки газа в ток, а также предотвращают агрегат от поломок.

Виды газовых установок

Газогенераторы могут работать на различном топливе, включая уголь, кокс, древесину и опилки. В связи с эти выделяют три основных вида газовых установок:

  1. Горизонтальный – кислород подается снизу, при этом агрегат отличается низким расходом топлива.
  2. Вертикальный – забор газа производится в верхней части корпуса, а подача кислорода снизу. Установка идеальна для сжигания кокса и древесины, однако требует дополнительного увлажнения в процессе пиролиза.
  3. Обратный – используется для сжигания опилок и прессованной древесины. Кислород подается исключительно в бункер горения, а газ под давлением опускается вниз корпуса.

Благодаря разному устройству, газогенераторы нашли себя не только в быту для копчения мяса, сала и колбас, сварки или обогрева жилой площади, но и для автомобиля. Как бы парадоксально ни звучало, но автомобиль может полноценно передвигаться, используя вместо привычного бензина газ из генератора, полученного путем пиролиза. Его двигатель переделывают таким образом, что сгораемое в баке топливо (опилки или древесина), продуцирует газ, объемов которого вполне достаточно, чтобы автомобиль спокойно перемещался по дороге. Однако установка имеет массу недостатков, среди которых крупные габариты генератора, а также необходимость постоянного контроля уровня горючего топлива.

Схема силовой установки и инструкция создания

Если желание создать газовый генератор своими руками побеждает любые опасения, перед началом работы нужно разобрать схему установки, а также позаботится о подготовке составляющих частей. Итак, рассмотрим, как создать газогенератор горизонтального и вертикального типа. Принципиального отличия в конструкциях нет, однако, способ генерирования газа все же имеет свои особенности.

Газген 100 кВт., изготовленный самостоятельно

Вертикальный газогенератор

Схема силовой установки показана на картинке. Вертикальным называется, потому что в процессе горения выделяемый газ поднимается вертикально вверх, откуда происходит его забор по трубе к фильтрам и радиатору. Как видим, собрать конструкцию несложно.

газген своими руками

Для этого потребуется:

  1. Металлическая бочка – будет служить топкой для сжигания топлива (кокса, угля или древесины), а также совмещать другие элементы:
  • топка – располагается в самом верху, служит для процесса сгорания топлива, имеет герметичную крышку;
  • колосниковая решетка – располагается внизу, куда выпадают отходы от переработанного топлива – зола и пепел;
  • воздухораспределитель – находится вне корпуса, подает кислород, усиливающий горение;
  • патрубок – служит газоотводом и распределителем его в очистительный отсек (фильтр).
  1. Радиатор – охладит полученный в результате пиролиза газ.
  2. Два фильтра – один потребуется для очистки подаваемого кислорода в топку (именно кислород позволяет увеличить температуру горения до 1000 °С), другой же фильтрует непосредственно получаемый газ, очищая его от смол, примесей и продуктов распада.
  3. Вентилятор – можно обойтись и без него, однако его цель – охлаждение конструктивных деталей, нагреваемых во время процесса горения топлива.
  4. Трубы – необходимы для соединения всех частей газогенератора между собой.

При работе может потребоваться сварочный аппарат, а также навыки по работе с ним. Газогенератор может работать не только на коксе и древесине, но и на навозе, что значительно удешевляет его стоимость.

Когда все нужные детали собраны, можно приступать к сборке, следуя следующей инструкции:

  1. Собираем корпус – берем или готовую металлическую бочку или варим ее из листового металла. На дно устанавливаем колосники, по типу обычной угольной печи. Большую часть будет занимать топка, где будет происходить процесс горения и пиролиза (разложение древесного угля на газ и смолы). Топку закрываем герметичной горловиной, отделяемой ее от корпуса. Устанавливаем воздухораспределитель за пределами корпуса так, чтобы подаваемый кислород не мог проникать обратно (понадобиться односторонний клапан).
  2. Устанавливаем радиатор и фильтры.
  3. Соединяем конструктивные части, как показывает чертеж.
  4. Пробуем на практике получившееся изобретение.

Устройство может использоваться как на открытой местности, так и в цокольных этажах помещений. С его помощью можно не только обеспечивать дома переменным током, но и выполнять другие работы по дому.

Если навыков по созданию подобного агрегата недостаточно, рекомендуется посмотреть видео, где более подробно рассказывается о всех особенностях и нюансах.

Горизонтальный газогенератор

горизонтальный газген

Газогенератор на дровах своими руками имеет свои особенности. Отличается по способу выведения газа, который перемещается в нижней части корпуса горизонтальными потоками.

Наиболее подходящим топливом являются дрова и прессованные опилки. Устройство силовой установки немного проще: корпус с бункером горения, колосниками, воздухораспределителем и газоотводом располагаются на одной линии. Итак, для того, чтобы сделать газовый генератор горизонтального типа, необходимо подготовить:

  • Корпус, в который будут помещены бункер, воздуховод и газораспределительная камера.
  • Камера сгорания, оснащенная герметичной горловиной.
  • Фильтры, где будут оседать продукты сгорания топлива, давая на выходе чистый газ.

Принцип сборки идентичен вертикальному газогенератору, поэтому если возникнут сложности, рекомендуется воспользоваться подсказками видео ресурсов, где подробно рассказывается о каждом шаге создания агрегата.

На видео показано изготовление газогенератора своими руками

Преимущества и недостатки

Создавая газогенератор своими руками, который работает, используя принцип пиролиза, преобразовывая в процессе горения древесину и кокс в газ, можно получить следующие преимущества:

  • дешевизна топлива – в топку может уйти не только прессованные опилки, дрова, жмых, солому, веточки деревьев, но и навоз;
  • увеличение КПД – газ на 90% больше имеет теплоемкость, нежели твердые виды топлива, поэтому при отоплении дома его расход будет минимален, что позволит, опять-таки, экономить;
  • длительная продолжительность пиролиза – позволяет не задумываться о постоянном контроле уровня перерабатываемого топлива;
  • экологически чистая установка, не требующая создания специальных камер для удерживания отходов – они уничтожаются самопроизвольно, выделяя водяной пар;
  • возможность собственноручного сбора конструкции, что в 10-15 раз дешевле покупного аналога.

Несмотря на преимущества, газогенераторы имеют свои недостатки:

  • требуется постоянный контроль за температурным режимом, его недостаток приводит к неполному пиролизу (создается циклон), в результате которого выделяемый газ очень плохого качества;
  • генератор – штука очень дорогая, а самостоятельная сборка под силу не каждому.

Собрать его и сэкономить можно только в том случае, когда есть определенный навык и все необходимые конструктивные детали.


В общем, можно купить "современный" УАЗ 469 восьмидесятых годов выпуска менее, чем за 20 000 рублей. Причем он будет гниловат, но "на ходу". Он вполне будет способен довезти вас до рыбалки и вернуть потом домой. Но это будет просто старый гнилой уаз, к которому лишний раз противно будет подойти близко.

Газ-69 - совсем другое дело. Так я думал тогда.
Во-первых, это история нашей страны. Мой дед-геолог в свое время гонял на таких. И даже мой отец-военный тоже на них покатался. Эти автомобили снимали в советских фильмах 60х-80х годов.
Во-вторых, доведенный до нормального состояния, он способен "поворачивать" головы у окружающих в свою сторону (мало автомобилей на это способны).
В-третьих, несмотря на возраст, он продолжает оставаться полноценным честным внедорожником, который до сих пор участвует в соревнованиях наряду с современными полноприводными автомобилями (не только отечественными).

Меня сильно зацепил этот автомобиль. Я зарегистрировался на всех форумах, посвященных ГАЗ-69, прочитал тысячи страниц обсуждений, научился различать оригинальные запчасти и "неоригинал", искренне радовался, увидев в каком-нибудь старом фильме газик.
При этом казалось, что его восстановление - задача сложная, но благодаря простоте конструкции, вполне выполнимая. Поэтому я сильно хотел обладать этим автомобилем как любимой дорогой нерациональной игрушкой.

Воодушевленный примерами с тематических форумов хотел всего и с разу. После ремонта он представлялся мне вот таким



Это ожидания. А в реальности начинать пришлось с этого:





Специально для газика был снят гараж у знакомого на окраине города - ниже среднерыночной цены. Там я познакомился с мастером, который согласился выполнить некоторые работы за оплату.
Обычно такие машины дарятся и продаются с грудой запчастей. Так Газик попал и ко мне. Конкретно мой экземпляр сменил несколько хозяев - среди них армия СССР, потом какой-то авторемонтный завод, какой-то советский колхоз, потом первый хозяин-частник, второй хозяин-частник и,наконец, я.
При восстановлении машины планировал работу, не требющую квалификации выполнять самомтоятельно. А работу, требующую специальных знаний, навыков и инструментов доверять нанятым мастерам. Так вот второй работы оказалось значительно больше, чем предполагалось в начале.
В общем-то на фотографиях Газик похож на автомобиль. И это вселяло надежду. Начался процесс разборки и дефектовки.


И тут началось. Родной двигатель оказался разморожен. Дело в том, что в качестве охлаждающей жидкости был залит не тосол, а вода, которую зимой по регламенту надо каждый раз сливать и заливать заново при каждом холодном пуске двигателя. Похоже, при постановке на пятнадцатилетний постой воду не слили, или тосол хреновый оказался. В любом случае из блока была выдавлена предохранительная пробка. И никто не мог дать гарантии, что обошлось только предохранительной пробкой и в блоке нет трещин. Так в довесок еще оказалось, что блок был без номера. А по документам номерной. Видать на авторемонтных заводах по этому поводу не заморачивались. Но времена-то изменились. Тогда еще номер двигателя проверялся при постановке машины на учет. Пришлось менять двигатель на современный УАЗовский - УМЗ-417. Надо ли говорить, что покупка двигателя - дело не простое и не дешевое. Пришлось выяснять что за двигатель, что в качестве сальника коленвала раньше использовалась менее надежная набивка, только позже стали устанавливать сальник. Как отличить двигатель с сальником и не купить двигатель с набивкой. Поиск подходящего двигателя в продаже, транспортировка, установка. Первоначальные подарочные деньги растворились удивительно быстро.



Причем менять пришлось и коробку передач, и раздаточную коробку, потому что на современных уазах они идут одним блоком. В принципе, не плохо, т.к. это должно было улучшить ходовые характеристики. Но это опять деньги. И время. И тяжести. И к чему привели эти переделки? К тому, что старые карданные валы перестали подходить по длине. Пришлось купить еще карданных валов и из нескольких собрать два карданных вала с заменой крестовин. И, вообще-то, карданные валы нужно балансировать. Это еще одна головная боль, т.к. таких контор днем с огнем не сыщещь. Кое-как удалось найти нужное оборудование на одном из заводов, под покровом ночи пронести валы через проходную и отбалансировать их. Время, деньги, нервы.


Далее кузов был снят и началась работа с рамой. Надо ли говорить, что снятие кузова - это отдельная операция, требующая организации нескольких людей под волей одного шизофреника. И заниматься этим приходится в свободное от основной работы с полным рабочим днем. Тратить на это выходные дни, праздники, вечера. Просить друзей, состыковывать их планы и возможности.


А время шло своим чередом. Я женился. И стыдно сказать, почти все свадебные деньги пустил на этот, с позволения сказать, проект. Может быть скажу бестолковую наивную наигранную вещь, но уверен, что мало кто из девушек вот так вот поддержит супруга и без скандалов разрешит потратить свадебные деньги не на обустройство быта молодой семьи, а на увлечение мужа. Благодарен ей за это и еще раз убедился, что не ошибся в выборе спутницы жизни.

Неделю я чистил раму перед покраской.
Пришлось изучать всю технологию покраски автомобилей, где могут быть подводные камни. Просить друзей, имеющих компрессор о помощи. Закупать не дешевые материалы, проводить антикоррозийную обработку скрытых полостей.


Рама оказалась самым беспроблемным элементом. А вот потом началась настоящая жесть. В смысле кузовная жесть. То ли на авторемонтном заводе, то ли один из предыдущих владельцев решил подварить подгнивший кузов. Наварил лист металла поверх пола, не снимая последнего. Этого делать никогда нельзя, ни при каких обстоятельствах. Если вода когда-то попадет между листами (а она туда обязательно попадет, как ни герметизируй), то листы начинают гнить в сто раз быстрее. Когда мы сняли верхний лист, оказалось, что под ни практически ничего не осталось. Даже силовые элементы кузова, с помощью которых кузов крепился к раме отгнили. Остатки боковин кузова все это время (еще до снятия пола) просто болтались в воздухе.


После увиденного стало ясно, что без донора не обойтись. Купить живой кузов ГАЗ-69 не так-то просто. И опять деньги, время, поиски, договоренности, проблемы с доставкой, погрузкой махины, ее разгрузкой. Купил кузов-донор. Его нельзя было прикрутить к раме и все. Во-первых, кузов номерной и тогда не ясно что предъявлять на осмотр при постановке на учет, во-вторых, кузов был куплен у человека, увлекающегося соревнованиями на бездорожье и этот кузов был капитально переварен для установки на уазовскую раму с интеграцией в него кабины от ГАЗ-66. Вот такой франкенштейн. Но все же полезные живые элементы можно было позаимствовать.
Когда спросил почему продает вместо того, чтобы довести до конца, продавец сказал, что устал. Я только теперь до конца понял что он имел в виду.


Далее была сварка кузова. Уже стало закрадываться сомнение, что эта машина, на которую я трачу большую часть своего времени и почти все деньги лишает меня чего-то важного. Мой кругозор и интересы стали узки как никогда. Вместо прогулок, просмотра видеофильмов, чтения книг, поездок куда-нибудь, общения с разными людьми я, грязный, воняющий моторным маслом, но увлеченный, торчал в гараже. И даже когда не был в гараже я думал о том, где достать еще денег на очередную железку, что я сделал не совсем хорошо и что придется переделывать, что делать дальше и как.


Но сомнения оставались где-то внутри, не способные перекричать мечту. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пришло время проварить кузов. Поехали к сварщику. Нанимать пришлось сразу два автомобиля - эвакуатор для газика и тент для донора. И звать бригаду грузчиков для погрузки/разгрузки донора. И придумывать доставку грузчиков к месту разгрузки. И это помимо поиска сварного. Потому что мало кто согласен заниматься такой гнилью, а сам на тот момент не имел ни навыков, ни оборудования. Ну и пришлось платить, платить, платить.


Сейчас смотрю на свое лицо на фотографиях и вижу, что несколько лет страдал какой-то острой формой шизофрении, не дающей адекватно оценить машину, свои возможности, желания и ситуацию вообще.


В итоге Газик снова стал походить на автомобиль


С кусками донора вернулись в съемный гараж.


Все это время с деньгами было как-то туго. Я платил за гараж два раза в год - так удобнее и мне, и владельцу гаража - ежемесячно сумма небольшая, а за полгода набирается более-менее хорошая денюжка. В гараж ходил все реже. Занятость на работе, отсутствие денег на запчасти, начали появляться другие интересы. Хозяин гаража долго шел мне на встречу и не поднимал плату за гараж вслед за рыночным ростом цен, однако, потом все же цена немного выросла. Газик требовал денег даже если я ничего с ним не делал.
Но по-немногу продолжал занимался им. На раму были приварены кронштейны для установки телескорических амортизаторов вместо штатных малоэффективных рычажных. Закуплена оптика, чудом найдены новые задние крылья в заводском грунте. Начал зачищать и рихтовать кузов. В автосервисе мне поставили цену за ремонт кузова "под ключ" 120 тысяч рублей. Сейчас понимаю, что цена вполне адекватная, но тогда решил сделать все сам.


А ведь была пройдена лишь малая часть пути. Я так и не добрался к переборке мостов, кузов после сварки требовал долгой основательной рихтовки, требовалось изготовление новой проводки, покраска кузова требовала новых и новых вложений (либо оплаты работы профессионалов, либо организации своей псевдо-покрасочной камеры), требовались вложения в салон, который было необходимо изготавливать заново, полностью отсутствовали топливная и тормозная системы. Не говоря о бюрократических сложностях, связанных с переделками, которые возникнут при постановке машины на учет.

И все это ради "легенды" и брутальных покатушек по офф-роуду, которые, как оказалось, не слишком-то меня и привлекают. Если собрать первоначальные подарочные деньги, арендную плату за гараж за три года, вернуть свадебные деньги и прочие вложения и добавить всего лишь чуть-чуть, то получившейся суммы вполне хватило бы на подержанный десятилетний современный внедорожник куда комфортнее, престижнее и практичнее.
Пока газик был у меня я женился, завел детей, быт, хозяйство. И все это время он тянул из меня силы, время и деньги. И перспектив в обозримом будущем не видать. Я не смог позволить себе этот кич, не имеющий с реальной жизнью ничего общего.

Я продал Газик с грудой запчастей такому же чуваку с горящими глазами и чешущимися руками. Продал за десятую часть от вложенного, так ни разу не проехав на нем ни метра.

С вырученных денег рассчитался за аренду гаража. На память остались фотографии, этот рассказ и жизненный опыт. После продажи испытывал смешанные чувства. С одной стороны была грусть и разочарование от неудачи, с другой - облегчение избавления от обузы, сравнимое со вздохом полной грудью. Меня больше не тяготил этот долгострой. Я мог вкладывать свое время и деньги в новые знания, новые уменя, новые впечатления.


Знаете, а я такой не один. Иногда встречаю в интернете статьи с рассказами студентов, как они пару-тройку лет реставрируют запорожцы, волги, копейки и прочие "автолегенды". Тюнингуют их. Фотографии довольных парней в гаражах с инструментами в руках. Кажется, что действительно, это же так просто - подварил, подрихтовал, подшпаклевал, подшлифовал, подкрасил - и лучше нового! Но нет. Отдельные специальности автоэлектрик, автомаляр, моторист, автослесарь, сварщик, жестянщик требуют знаний и навыков. Трудно овладеть всеми сразу. И практически невозможно сразу получить хороший результат. Не получится вырвать автомобиль из прошлого века установкой современных комплектующих. Проблемой может стать даже простая замена запчастей на штатные - то старая прикипела, то новая не подходит, не говоря уже о внесении изменений в конструкцию автомобиля. Чтобы автомобиль стал таковым нужны подгонки, регулировки и тесты. И самый дешевый способ изготовления автомобилей - это серийное производство. Поэтому мечта типа "круто и дешево, потому что своими руками" - это не из области автомобилей.

Конечно, ничто в нажей жизни не проходит бесследно. Благодаря этому опыту я научился заранее и объективно рассчитывать свои силы и возможности. Этот навык не раз пригодился в реализации многих моих проектов - от организаци собственной столярной мастерской и до реализации каждого отдельного даже самого мелкого проекта. После событий, описанных в этой истории прошло уже несколько лет. И с тех пор проект "ГАЗ-69" остается пока единственным, за который я взялся и не смог довести до конца. Надеюсь, так оно и останется впредь.

Я не призываю отказаться от идеи реставрации старых машин и постройки машин "под себя". Я призываю трезво оценивать свои силы, возможности и ожидаемый резльтат. Чтобы это не занимало в вашей жизни больше места, чем оно того стоит.

Читайте также: