Лермонтов написал в своем стихе и скучно и грустно и некому руку подать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

История создания

Михаил Юрьевич хоть и придерживался пушкинских традиций, но являлся поэтому совершенно другой эпохи. Через все его творчество жирной линией проходит тема пессимизма. В его творчестве не редко встречаются мотивы одиночества, изгнанничества, а так де любовные разочарования. Автор достаточно часто размышляет о смерти, смысле жизни и судьбе человека.

В произведении автор поднимает тему тоски и разочарования, будто бы подводя итог прожитых лет.

Итоги, которые подводит автор, совершенно его не радует. В момент написания стихотворения он был одинок и глубоко несчастен. Его всю творческую карьеру огорчало то, что он так и не смог добиться поставленной вершины. Свои труды он не считал народным достоянием, поскольку относился к ним скептически. Что же касается военной карьеры, то она так же не принесла долгожданного успеха. Совокупность всего этого навалилась на поэта, поэтому он испытывал разочарование и уныние.

Жанр, размер

Через все стихотворение проходит мотив грусти, поэтому правильнее всего его отнести по жанру к элегии. Данный текст больше всего напоминает записки в личном дневнике, в которых человек изливает на бумагу свою душу, все то, что накопилось за долгое время.

Лирический герой не достиг желаемого счастья в любви, разочаровался в дружбе. Он потерял веру в себя, да и в жизнь как таковую. Вследствие этого герой теряет надежду на то, что его заветные мечты когда-то исполнятся.

Что же кажется направления, то это романтизм. Его черты встречаются в тональности стихотворения, присутствии мотива одиночества, разочарования. Лирического героя автор показывает гордым и независимым. Не смотря на то, что ему пришлось пережить много несчастий, он не хочет, чтобы его жалели.

Размер написания – четырех- и трехстопный амфибрахий, рифмовка — перекрёстная.

Композиция

Стихотворение делится на три четверостишья.

В первой части произведения автор озвучивает свои желания.

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят — все лучшие годы!

Во второй части произведения лирический герой начинает размышлять о любви.

Любить… но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Третья, заключительная часть рассказывает читателю о страстях. Но в последних двух строках Михаил Юрьевич делает вывод, тем самым подводит черту.

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

Образы и символы

В образе лирического героя не сложно узнать самого Михаила Юрьевича. Их мысли и размышления очень схожи. Это типичный представитель просвещённого дворянства, человек, который находится в постоянном поиске. Он умен, но уже успел разочароваться в жизни и в своих собственных способностях. Герой не может понять ни свой народ, ни страну, поэтому он относится к окружающим с долей презрения и обидой за то, что они так и не смогли оценить его творчество по достоинству.

Жизнь, которую описывает автор, является лишь пустой и глупой шуткой. К такому выводу поэт приходит потому, что ему так и не удалось найти народного признания, понимания и любви. Он не может реализовать все свои силы и чувства, поскольку ни одно из них не смогло зацепить его за живое. Из-за этого лирический герой так и не может найти смысл жизни, склоняясь к тому, что того и вовсе нет.

Темы, проблемы

Все те вещи и чувства, которые заставляют людей жить, бороться и двигаться дальше, для поэта обесценились.

Так же присутствует проблема точки и вечного поиска смысла своего существования. За плечами лирического героя есть немалый опыт, который и говорит ему о бессмысленности бытия. Для героя любовь потеряла ту подлинность и уникальность, а стала лишь кратковременной обыденностью.

Так же автор размышляет о быстротечности жизни, видя в этом так же проблему. Он сокрушается о том, что лучшие годы молодости остались далеко позади.

Соответственно, это все очень повлияло на настроение стихотворения, сделав его мрачным и наполненным тоской.

Средства художественной выразительности

В данном стихотворении Михаил Юрьевич Лермонтов не скупится на использование различных троп.

Здесь можно увидеть эпитеты, которые придают стихотворению яркости и точности. Метафоры и ассонанс так же играют немаловажную роль в произведении, дополняя его различными красками и ощущениями.

Совокупность этих троп придают тексту ещё большей драматичности.

Основная мысль

Все чувства, стремления, достижения утратили свою былую ценность, поскольку ни в одном из них автор так и не смог найти столь долгожданного счастья и умиротворения. Все чувства являются лишь временным явлением, цели – недостижимыми, либо неинтересными. Это все пагубно влияет на настроение лирического героя, что хорошо чувствуется на протяжении всего стихотворения.

Поэт не скупился на чувства, мысли и эмоции, изливая все, как есть на бумагу. Произведение получилось очень глубоким и искренним, пронизанным переживаниями, тревогами и несбыточными мечтами.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Стихотворение написано М.Ю. Лермонтовым в январе 1840 года, приблизительно за год до смерти.

В этот период поэтом овладевает грусть, тоска и ощущение одиночества. Все это выливается в одно из самых прекрасных лирических произведений.

2. Литературное направление

Произведение романтического направления.

3. Род

По роду его можно отнести к лирике.

4. Жанр

По жанру это гражданская лирика. Размышления лирического героя представлены в форме монолога.

5. Проблематика

Лермонтов поднимает в этом стихотворении проблему душевного отупения у молодого поколения от невозможности найти применение своим силам.

6. Тематика

В произведении чётко прослеживается тема противостояния чувственного и рассудочного отношения к жизни.

Отсутствие искренних и доброжелательных отношений среди окружающих людей часто приводит к разочарованию в жизни и скептическому к ней отношению.

Лирический герой произведения не верит в дружбу, не видит вокруг достойного объекта для любви. Состояние душевного кризиса усиливается внутренним одиночеством, в трудную минуту лирическому герою “некому руку подать”.

7. Идея

Идея произведения – противоречивость внутреннего мира лирического героя.

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения негативный, настроение лирического героя –подавленность, безысходность и горечь разочарований, в нём нет надежды и веры в улучшение жизни.

9. Система образов

В произведении присутствует лишь образ лирического героя.

10. Центральные персонажи

В стихотворении всего одно действующее лицо – это лирический герой, от лица которого автор и ведёт своё повествование.

11. Лирический герой

Через лирического героя Лермонтов выражает настроения многих представителей своего класса и поколения. Бессмысленность, внутренние противоречия, уныние — все это словно яд отравляет умы людей.

12. Сюжет

В произведении нет выраженного сюжета и действия. Читателю представлен лишь эмоциональный монолог разочарованного в жизни лирического героя.

13. Композиция

Стихотворение представляет собой монолог лирического героя. Три катрена включают рассуждения о дружбе, жизни, любви, страстях и рассудке.

14. Художественное своеобразие произведения

К особенностям произведения можно отнести высокую эмоциональность произведения. Автор сумел передать суть настроений, царивших в определённых слоях молодёжи конца тридцатых и начала сороковых годов 19 века.

15. Размер, рифма, строфика

В стихотворении используется амфибрахий.

Стихотворение построено на перекрёстной рифме (АБАБ).

16. Средства художественной выразительности

В произведении используются следующие средства выразительности:

В данном произведении Лермонтов также уделяет большое внимание знакам препинания. Для большей выразительности текста он многократно использует многоточия и вопросительные знаки. Делясь с читателями своими мыслями, автор словно приглашает поразмышлять над поставленными вопросами вместе с ним.

17. Значение произведения

18. Актуальность

Но и для многих современных людей данное стихотворение является актуальным: осознание своей ценности, выбор правильного пути — все это является важной составляющей нашей жизни.

19. Моё отношение

Стихотворение показывает высокое мастерство молодого поэта. Его владение словом, способность правдиво изображать самые разные эмоции вызывает у меня большое уважение.

20. Чему учит

Произведение учит умению понимать самые тонкие оттенки душевного состояния человека и правильно их оценивать. А также, – отталкиваясь от обратного, – учит умению преодолевать жизненные невзгоды, искать и находить друзей и своё место в жизни, несмотря на неблагоприятные обстоятельства.

История создания

Жанр, настроение, размер

Текст относится к направлению романтизма. Его черты мы находим в меланхоличном тоне, мотиве одиночества и разочарования, а также в гордости лирического героя, который, несмотря на все свое несчастье, не нуждается в жалости.

Стихотворный размер — четырех- и трехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Композиция

Образы и символы

Темы, настроение, проблемы

Основная идея

Средства художественной выразительности

Вышеперечисленные тропы придают стиху особую драматичность.

Автор: Марина Ильина

Автор: Самый Зелёный · Published 27.10.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 05.06.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 18.03.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

История создания

В 1840 году Лермонтов находился в личностном кризисе. Он переживал, что не станет таким же великим как Пушкин. Не сбылись его мечты о роли полководца, так как война 1812 года давно закончилась. Поэт рано остался без мамы, он неоднократно влюблялся, но ему не удавалось построить длительные отношения.

До конца своих дней Лермонтов питал светлые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было жить вместе. В 1840 году поэт написал стих, который был пропитан темой одиночества. Михаил Юрьевич не чувствовал себя нужным. От текста веет пессимизмом и унынием.

Краткое содержание

Михаил Лермонтов

Во второй строфе герой спрашивает себя стоит ли любить. На это есть однозначный ответ: нет, чувства проходят, оставляют после себя горечь. Наедине с собой его посещают только негативные мысли. У него выжжены все чувства.

В третьей строфе герой подводит итог своих размышлений.

Даже страсти перестали его привлекать, так как они все равно проходят под действием рассудка. Стоит только посмотреть на жизнь с холодным разумом и станет понятна очевидная вещь — существование человека лишено смысла. Оно напоминает всего лишь чью-то глупую шутку.

Художественные приемы

Жанр стихотворения — элегия. Поэт делится своими философскими переживаниями. В тексте явно чувствуется мотив разочарования, именно он становится основной мыслью работы. Сюжет крайне простой — монолог лирического героя, в котором он рассказывает о своих эмоциях.

При написании стихотворения были использованы следующие средства выразительности:

  • метафоры — поэт представляет душевные невзгоды живыми, годы проходящими, а внимание холодным;
  • эпитеты — автор описывает года лучшими, радости и муки ничтожными, жизнь пустой;
  • аллитерация — повторение звуков [З], [Ж], [Ч], [С] позволяет усилить эмоциональную окраску стихов.

Настроение героя передается с помощью интонации. В тексте можно найти риторические вопросы, восклицания, оборванные предложения. Все это позволяет передать размышления, душевные метания человека.

В стихотворении Лермонтов сделал главными мотивами:

  • одиночество;
  • бессмысленность жизни;
  • власть разума над чувствами.

Это одно из самых грустных и трогательных стихотворений поэта. Он не злится, не проклинает судьбу, не ругается с ней. Разочарование Лермонтов принимает как должное.

Читайте также: