Лебедка на газ 53 своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Одним элементом снаряжения, который поможет автолюбителю-экстремалу, является лебёдка. Опытный водитель, который готов ко всем перипетиям дорожного приключения, обязательно возьмёт в путь с собой это важное приспособление. В трудных условиях, в которых существует высокая вероятность того, что автомобиль попадёт в канаву или застрянет в грязи,
лебёдка поможет водителю вытянуть своё транспортное средство из таких дорожных преград.
Конечно, приобрести такое устройство можно уже в виде готового приспособления, что, конечно, не может не радовать. Но, если автолюбителю не очень хочется ходить по магазинам и тратить средства на это устройство, к тому же если у него имеются все нужные компоненты, он может сделать лебёдку самому.

Для чего нужна лебёдка?

Лебёдка понадобится в первую очередь для водителей машин повышенной проходимости. Не секрет, что такие автомобили используются, как раз для поездок по тем дорогам, где уже нет городского комфорта и асфальта. Просёлочные дороги могут доставить много проблем неподготовленному водителю. Но наличие лебёдки может выручить и преодолеть самые трудные отрезки пути. Некоторые модели автомобилей повышенной проходимости уже оснащены лебёдкой, которая установлена на переднем бампере.
Если же автомобиль таким устройством не оснащён, то его можно приобрести и установить на своё транспортное средство. Но вполне можно сделать лебёдку своими руками. Многие автолюбители уже пользуются самодельными лебёдками из стартера. Между прочим, большинство утверждает, что самодельные лебёдки даже надёжнее, чем их заводские аналоги.

Существует несколько типов такого устройства. Различаются эти типы в зависимости от энергии, приводящей исполнительный механизм в движение. Нельзя сразу взять и сказать, какой из существующих типов лебёдки может называть предпочтительным и лучшим, так как они применяются в разных ситуациях.



Как сделать ручную лебедку своими руками

Для тех, кто использует автомобиль исключительно для передвижения по сравнительно густонаселённым местам, необходимость оборудовать свою машину лебёдкой вызовет большие сомнения.

Но огромное количество искателей приключений, рыбаков и охотников, почитателей экстремального вождения хорошо понимают, что в трудную минуту они смогут рассчитывать исключительно на свои силы и имеющееся в багажнике или установленное на машине оборудование.

На фото лебедка — инструмент №1 при передвижении в экстремальных условиях

Наличие лебёдки просто необходимо при движении по болотистой местности, в песках, по глубокому снегу и по сильно пересечённой местности, особенно если водитель пробирается по незнакомой дороге в непогоду или межсезонье.

Для чего нужна лебёдка на автомобиле:

  • Сам факт её наличия действует на водителя и пассажира успокаивающе
  • С её помощью можно сравнительно легко вытащить севший на мосты внедорожник из грязи или песка
  • Закрепив конец троса на противоположном берегу с большой долей вероятности можно форсировать водные преграды без риска надолго застрять посреди реки или болота
  • Она поможет переместить упавшее дерево или крупный камень, перегородивший дорогу
  • Если в колонне есть несколько внедорожников с лебёдками, то маршрут любой сложности такая колонна пройдёт легко

Видеролик о самодельной лебедке

Виды автомобильных лебёдок:

  • Самой простой лебёдкой является ручная. Практически она представляют собой небольшой редуктор, приводимый в движение человеком и позволяющий многократно увеличить создаваемое им усилие. Просты в обращении, малогабаритны, надёжны
  • Механическая получает энергию от работающего двигателя. Имеет огромную мощность, однако она абсолютно бесполезна при заглохшем двигателе. Как правило, устанавливаются на военной технике, УАЗах, некоторых моделях японских внедорожников
  • Гидравлическая лебёдка легко управляется и обладает большой мощностью, но её применение оправдано, только если на автомобиле установлены гидравлические насосы
  • Электрическая является одной из самых надёжных и легко управляемых. Для её работы нужен только заряженный аккумулятор. Именно поэтому большинство автотуристов и экстремалов предпочитают их всем другим видам

Типы самодельных лебёдок

Как было написано чуть выше, типов лебёдок существует всего три. Они пригодятся в разных ситуациях и различаются также от энергии, которая приводит механизм в действие. Но схожи они в одном: в принципе работы. Он заключается в том, что на барабан наматывается стальной трос. Барабан может вращаться, благодаря редуктору двигателя или же посредством применения своих сил, вручную.

Самодельные лебёдки для автомобилей могут быть:

  • электрические;
  • гидравлические;
  • ручные.

Гидравлический привод

Лебёдка гидравлическая считается более сложным механизмом, так как обладает некоторыми дополнительными элементами, а именно: гидроприводом, баком для масла и масляным насосом. Само устройство является довольно громоздким, так что собрать его труднее, чем устройства других типов. Но у гидравлической лебёдки есть два больших преимущества: она потребляет меньше электроэнергии, но в то же время обладает большей мощностью, чем другие механизмы. Обычно лебёдки такого типа монтируются на очень крутые внедорожники, а также на тракторы и мотоблоки.

Электрический привод

Как правило, лебёдку с электрическим приводом встретить можно намного чаще, так как она является самым популярным вариантом у мастеров, которые собирают эти устройства вручную. Объяснить столь высокую популярность можно высоким КПД и простотой всей конструкции. В качестве привода можно использовать как электродвигатель, так и тракторный или автомобильный генератор. Генератор следует подключить таким способом, чтобы он впоследствии работал, как двигатель. Если в устройстве лебёдки использовать стартер, то само устройство получится более компактным.
Очень важным требованием к электроприводу является то, что он должен обладать высоким крутящим моментом. Чтобы аккумуляторная батарея не разряжалась слишком быстро, следует позаботиться о том, чтобы электропривод не потреблял слишком много электроэнергии, но при этом работал, имея достаточную мощность. Кстати, этот тип самодельной лебёдки легче соорудить своими руками.

Механический привод

Устройство с данным приводом работает по тому же принципу действия, по которому работают и другие варианты конструкции данного устройства. Главным минусом механического привода является его габариты — он является довольно громоздким. Кстати, это самый большой привод из других вариантов устройства.
Главным отличием устройства, использующей механический привод, от других вариантов, является то, что вместо электродвигателя используется непосредственно физическое воздействие. То есть, чтобы привести механизм в действие, придётся приложить определённые усилия. В принципе, если использовать лебёдку такого типа, то можно отметить её основное преимущество, которое заключается в том, что такой лебёдкой всегда можно воспользоваться при отсутствии источников энергии.




Самодельная лебедка из стартера автомобиля

Достаточно зафиксировать трос лебедки за любое недалеко расположенное дерево и включить ее, чтобы транспортное средство свободно выбралось из какой угодно болотистой местности. Но если джип, на пример, УАЗ, имеет возможность одолеть распутье без применения выручки со стороны, то обычные легковые автомобили, хозяева которых зачастую едут в то место, где дороги отсутствуют как класс, бывают не в столь выигрышном положении. Без помощи лебедки они не смогут выбраться, даже если застрянут в неглубокой луже. Лебедка обойдется в приличную сумму денег, но в состоянии вытянуть из трясины и массивный автомобиль. Позволить себе приобрести сильную и малогабаритную модель сможет далеко не любой владелец машины. Хорошим выходом из сложного положения стало бы изготовление лебедки из автомобильного стартера.


Значительное число автомобилей, построенных для езды по пересеченной местности, обладают большим клиренсом и весьма мощным мотором. Это позволяет им без особых усилий преодолевать сложные дорожные препятствия. Но бывают такие ситуации, что несмотря на мощные характеристики внедорожников, они все-таки не в силах вытащить сами себя из трясины. Чтобы не пропасть в безнадежной переделке, такие автомобили еще на автозаводах могут дополнительно снабжать сильными электрическими лебедками, как добавочной функцией. Это значительно увеличивает шансы транспортного средства своими силами одолеть непролазное бездорожье.


Конструкция изделия

Для того чтобы изготовить самодельную лебёдку, следует для начала ознакомиться с перечнем основных деталей, которые используются для её изготовления. Основными элементами устройств, сделанных своими руками можно назвать следующие детали:

  • барабан с тросом;
  • двигатель;
  • редуктор;
  • основа (шасси).

Перед тем как начать сборку, следует всё для этого подготовить. Для начала рекомендуется разобраться со всеми нужными чертежами и электрическими схемами. В этом деле лучше не полагаться на свою память или пускать всю работу на самотёк. Затем нужно подготовить рабочее место и все инструменты, которые понадобятся в процессе работы.



Электрические лебедки

лебедка из стартера своими руками

Можно выделить электрические лебедки, которые наиболее популярны среди автолюбителей. Вращение барабана такого агрегата происходит благодаря действию электрического мотора, который питается от аккумулятора машины. В этом случае главное — не переусердствовать и не израсходовать энергию двигателя, чтобы была возможность доехать до дома. Данные устройства наиболее практичны, а поднять с их помощью можно груз, вес которого превышает 4 тонны. Вами может быть выполнена лебедка на УАЗ своими руками, она станет отличным помощником в трудных ситуациях.

Технология сборки

Если мастер собирает всю конструкцию своими руками, то разбираться он будет в ней намного лучше, чем в приобретённом устройстве. К тому же многие автолюбители склоняются к тому мнению, что самодельные лебёдки более качественные и надёжные. Если собирать такое устройство из стартера, то на всю процедуру уйдёт примерно час, но при условии, что всё необходимое будет приготовлено загодя.

Основным рабочим узлом лебёдки является барабан с тросом. Если такой уже имеется у пользователя, то работа займёт намного меньше времени. Но не все являются счастливыми обладателями такого полезного устройства. В случае если уже готового барабана нет, то можно сделать его самому, используя толстую трубу и листовой металл толщиной от 3 до 5 мм. Щёчки следует просто приварить к трубе с двух сторон. Шестерня прикрепляется к одной из них. На эту шестерню будет впоследствии подаваться усилие от редуктора.

Кстати, в том случае, если готового барабана нет, то его также можно изготовить из жигулевских ступиц, которые уже отработали свой срок. Это сделать не очень трудно. Надо лишь сварить их по тонкой стороне. Для того чтобы обеспечить соосность деталей, нужно делать это на оправке.

При выборе редуктора для устройства, многие профессиональные мастера рекомендуют брать редукторы, которые используются в троллейбусах для открытия и закрытия дверей. Если у пользователя есть возможно достать такой редуктор, то рекомендуется использовать именно его. Но если такого устройства нет, то нужно сделать лебёдку по-другому, то есть используя стартер. Рекомендуется использовать особый стартер, оснащённый планетарным редуктором. Такой стартер является более компактным и лёгким, что впоследствии будет положительным фактором.

Самодельные лебёдки обычно крепятся на передние бамперы автомобилей. Но
автолюбители также используют и переносные варианты таких устройств. Их ставят в багажник и достают в том случае, если их применение понадобится в определённой ситуации. В принципе, в любом случае следует делать лебёдку как можно компактнее. Громоздкие устройства могут впоследствии причинить некоторые неудобства, что сделает их более сложными в использовании.

Лебедка ручная – особенности конструкции, изготовление своими силами


Лебёдка полноприводных автомобилей ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко, Егерь (рис.1) смонтирована в передней части рамы на двух угольниках. Привод лебёдки осуществляется карданным валом.

На валу 8 свободно установлен барабан лебёдки 1. На шлицованной части вала установлена стальная кулачковая муфта 3, имеющая возможность перемещаться вдоль вала и входить в зацепление с кулачками барабана, благодаря чему барабан может быть соединён с валом или отъединён от него.


Рис.1. Лебёдка автомобилей ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко с редуктором

Включается и выключается муфта посредством вилки, которая снабжена тормозом 2, притормаживающим барабан во время разматывания троса от руки. При выключении муфты колодка тормоза (с фрикционной накладкой) прижимается к реборде барабана, притормаживая его.

Кулачковая муфта должна постоянно находиться в зацеплении с кулачками барабана, за исключением случаев разматывания троса лебёдки вручную.

Лебёдка ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко имеет автоматический тормоз 12, предназначенный для дополнительного подтормаживания червяка редуктора лебёдки при выключенном сцеплении, а также после того, как срезан предохранительный палец. Устройство тормоза показано на рис.2.


Рис.2. Автоматический тормоз лебёдки автомобилей ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко

1-наконечник тормозной ленты; 2-гайка и контргайка; 3-пружина; 4-тормозной барабан; 5-червяк 6-тормозная лента

При наматывании троса тормозной барабан 4 вращается так, что даже самое незначительное трение тормозной ленты 6 о барабан вызывает сжатие пружины 3 и ослабляет натяжение ленты, создавая условия для свободного вращения барабана.

При срезе предохранительного пальца червяк редуктора лебедки ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко стремится вращаться в обратном направлении. Сила трения тормозной ленты будет направлена в сторону действия пружины 3.

Лента затягивается, препятствуя вращению барабана 4. При размотке троса под нагрузкой (спуск с крутого склона с помощью лебёдки) червяк вращается таким же образом, что создаёт момент трения на его барабане, но он в этом случае преодолевается подводимым моментом двигателя.

Нельзя разматывать трос полностью с барабана, чтобы не перегружать заделку троса. Необходимо оставлять 3-4 витка троса на барабане. Заделка конца троса осуществляется стремянкой, устанавливаемой в литейном приливе барабана. Выступание стремянки во внутреннюю полость барабана не допускается.

Разматывать трос следует вручную, выключив кулачковую муфту лебёдки. Допускается пользование передачей для разматывания троса, трос при этом надо подтягивать вручную.

Для предохранения лебёдки ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко от перегрузок вал червяка редуктора соединён с вилкой карданного шарнира с помощью предохранительного пальца 10 (см. рис.1). При перегрузке лебёдки палец срезается, а барабан останавливается автоматическим тормозом, установленным на валу червяка.

После среза предохранительного пальца необходимо немедленно выжать сцепление и выключить коробку отбора мощности, так как иначе может произойти заедание вилки на валу. Срезанный палец надо заменить новым (пальцы придаются к автомобилю). Использовать болты и другие предметы вместо предохранительного пальца категорически запрещается.

При этом во время самовытаскивания автомобиля надо выбрать более отдалённую опору для крюка троса, а при вытаскивании другой машины отвести автомобиль с лебёдкой назад.

Для направления троса в вырезе переднего бампера автомобиля ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко размещено направляющее устройство, служащее для обеспечения ровной укладки троса и состоящее из одного горизонтального нижнего и двух вертикальных боковых роликов.

Для вытаскивания посторонней застрявшей машины к автомобилю придаётся блок лебёдки, предназначенный для придания тросу перпендикулярного направления в горизонтальной плоскости по отношению к оси барабана.

Для того, чтобы завести трос в ручей блока лебедки ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко, необходимо расшплинтовать со стороны съёмной серьги ось блока и траверсу крюка и снять серьгу. После того, как трос будет заведён в ручей, поставить серьгу на место, ось блока и траверсу зашплинтовать.

Крепление блока осуществляется буксирным тросом автомобиля. Для вытаскивания застрявших автомобилей включать только коробку отбора мощности. Кроме того, необходимо рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, включить сцепление и несколько увеличить частоту вращения двигателя.

Для самовытаскивания автомобиля включить передний мост, понижающую передачу в раздаточной коробке, коробку отбора мощности и первую передачу в коробке передач. Включить сцепление и дать среднюю частоту вращения двигателю, нажав на педаль дроссельных заслонок.

Для выдачи и ослабления натянутого троса лебедки ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко необходимо:

Для остановки лебёдки ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко нужно выключить сцепление и поставить рычаг коробки отбора мощности в нейтральное положение. После окончания работы с лебёдкой рычаг коробки отбора мощности следует закрепить в нейтральном положении откидной петлей упора.

Во избежание перегрева масла в редукторе (свыше 130°) в тех случаях, когда требуется длительная работа лебёдки, необходимо делать перерывы для снижения температуры масла после непрерывного подтягивания на суммарную длину троса 70 м.

Коробка отбора мощности автомобилей ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко

Коробка отбора мощности автомобилей ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко служит для передачи крутящего момента от коробки передач через карданное соединение и редуктор на барабан лебедки.

Она крепится на коробке передач с правой стороны и имеет две передачи: одну для намотки троса на барабан лебедки и другую для размотки троса.

Передаточное число коробки отбора мощности ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко (от двигателя) 2,41—намотка и 1,7—размотка. Ведущая шестерня 12 (рис.3) постоянно зацеплена с шестерней третьей передачи промежуточного вала коробки передач и блоком шестерен промежуточного вала 11 коробки отбора мощности.


Рис.3. Коробка отбора мощности ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко

1—рычаг переключения; 2—сливная пробка; 3—передняя крышка; 4—шток; 5—шарик фиксатора; 6 —картер; 7—вилка; 8—задняя крышка; 9—вторичный вал; 10 — блок шестерен; 11-промежуточный вал; 12—ведущая шестерня; 13—ось

Управление коробкой отбора мощности ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко производится с места водителя рычагом 1, соединенным с помощью пальца со штоком 4 вилки включения 7. Три углубления на штоке 4 служат для фиксации включения обеих передач и выключения коробки отбора мощности. Фиксатор состоит из шарика 5 и пружины, помещенных в приливе картера коробки.

Для предотвращения случайного включения передач рычаг коробки отбора мощности ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко стопорится в нейтральном положении специальной откидной петлей упора, установленной на полу кабины автомобиля.

Механизмы коробки отбора мощности автомобиля ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко смазываются маслом, заливаемым в коробку передач. Необходимо помнить, что при сливе масла из коробки передач нужно обязательно слить масло из коробки отбора мощности, отвернув сливную пробку 2.

Обслуживание лебёдки автомобилей ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко

При пользовании лебёдкой проводить периодическую чистку и смазку. Трос по мере надобности следует протирать и смазывать жидким маслом. Перед пользованием блоком лебёдки необходимо смазать его через пресс-маслёнку смазкой литол или солидолом.

Регулировка тормоза-замедлителя лебедки ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко производится по мере необходимости. Тормоз-замедлитель должен быть отрегулирован так, чтобы при разматывании троса вручную (кулачковая муфта выключена) барабан не мог вращаться со скоростью большей, чем скорость сматывания троса, то есть, чтобы трос на барабане не ослабевал. Для обеспечения надёжной работоспособности тормоза нельзя допускать замасливания трущихся поверхностей колодки барабана.

Регулировка автоматического тормоза производится по мере надобности. Его следует регулировать так, чтобы при работе лебёдки на намотку в течение 3-5 минут крышка картера тормоза не нагревалась выше температуры, которую может выдержать рука. Периодически проверять крепление лебёдки.

Неисправности коробки отбора мощности ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко и методы их устранения

Повышенный шум в работе шестерен

Не выдержано межосевое расстояние между ведущей шестерней коробки отбора мощности и шестерней коробки передач - Установить между фланцем картера коробки отбора мощности и привалочной поверхностью коробки передач прокладку толщиной 0,7—0,9 мм

Затрудненное переключение передач к оробки отбора мощности ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко

- неправильно подобрано положение скользящего блока шестерен по шлицам ведомого вала - Подобрать положение скользящего блока шестерен по шлицам ведомого вала, обеспечивающее легкое перемещение
- сильно затянута гайка сальника штока переключения передач - Ослабить гайку, обратив внимание на недопустимость течи масла через сальник

Самопроизвольное выключение передач

- погнута или изношена вилка переключения - Заменить вилку
- неправильно отрегулировано положение упора рычага переключения передач в кабине автомобиля – Отрегулировать

Течь масла из коробки отбора мощности ГАЗ-66, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 С адко

- износ сальника вторичного вала или спадание его пружины - Заменить сальник или установить на место пружину сальника
- износ сальника штока переключения передач - Заменить сальник
- слабая затяжка гайки сальника штока переключения передач - Затянуть гайку
- повреждение прокладок - Заменить прокладку
- слабая затяжка болтов крышек гаек крепления коробки отбора мощности к коробке передач - Затянуть болты и гайки

Установка лебедки ГАЗ

Лебедка – это устройство, которым раньше оснащалось большинство грузовых автомобилей марки ГАЗ. Агрегат предназначен для оказания самостоятельной помощи, если транспортное средство увязло на сложнопроходимой местности, например, в грязи или снегу. Этот механизм считается устойчивым к поломкам. Наибольший дефект, которому он подвергается – прорыв троса.

Лебедка монтируется к раме автомобиля и через мост и карданный вал. В движение ее приводит коробка отбора мощности. Механизм можно установить на любой грузовик ГАЗ в горизонтальном положении. Как и любое оборудование, которым оснащается автомобиль, лебедка может прийти в непригодное для эксплуатации состояние. Во избежание подобных ситуаций необходимо выполнять несложные процедуры:

  • Своевременно обрабатывать трос смазочными жидкостями, чтобы исключить повреждение и перетирание.
  • Выполнять регулировку тормоза, чтобы при наматывании троса он легко скручивался на барабане.
  • Если тормоз замасливается, нужно произвести разбор механизма и обработать колодки.
  • Качество крепления лебедки к раме необходимо проверять регулярно. Особенно после ее использования в суровых условиях.

Механическая лебедка ГАЗ 66 устанавливалась не на всех модификациях этого грузового автомобиля. Штатно была предусмотрена лебедка на моделях ГАЗ 66 02, ГАЗ 66 05, ГАЗ 66 12, ГАЗ 66 15. Оборудование рассчитано на самовытаскивание транспортного средства, застрявшего в сложных дорожных условиях.

лебедка газ 66

Пример лебедки на внедорожнике газ 66

Технические характеристики лебедки

Механическая лебедка является надежным узлом и практически не подвержена поломкам. Самым уязвимым местом устройства считается трос.

ГАЗ 66 лебедка

Так выглядит лебедка для Шишиги

И то он рвется лишь в том случае, когда предельно допустимая нагрузка превышается более чем в два раза. Лебедка ГАЗ 66 не боится воды и грязи, и ее можно использовать практически в любых условиях. Тяговое устройство следует использовать по назначению – оно не предназначено для поднятия тяжестей.

  • Максимальная нагрузка – 4,5 тонны (на размотанном тросе);
  • Тяговое усилие на тросе в смотанном состоянии – 3 тонны;
  • Передаточное число – 1:24;
  • Длина троса – 50 метров;
  • Диаметр троса – 14 мм (диаметр может отличаться);
  • Привод лебедки – от коробки отбора мощности;
  • Управление – рычагом из кабины;
  • Вес механизма – 120 кг.

Лебедка крепится на раме автомобиля (на передней части) и через карданный вал и мост газ 66 приводится в движение от коробки отбора мощности (КОМ).

коробка отбора мощности

Коробка отбора мощности автомобиля ГАЗ 66

Устройство лебедки ГАЗ 66

Принципиальная схема лебедки практически ничем не отличается от любого подобного устройства механического действия. Наматывание и сматывание троса происходит только на работающем двигателе автомобиля. Но скорость работы таких лебедок выше, чем у механизмов с электрическим приводом.

Механизм устройства состоит из следующих деталей:

  • Барабан, на который наматывается трос;
  • Корпус передаточного механизма;
  • Червячная пара с передаточным числом 1:24 (вал и шестерня);
  • Система автоматического тормоза;

тормоза газ 66

схема устройства системы автоматического тормоза

Передаточный механизм лебедки очень напоминает устройство рулевого редуктора автомобиля. Также в картер механизма заливается масло для смазывания трущихся работающих деталей (червячной пары).

При срезании предохранительного пальца автоматический тормоз препятствует вращению барабана, тем самым предохраняя лебедку от поломки.

Палец рассчитан на определенную нагрузку, а другой предмет может оказаться прочнее. И тогда выход из строя неизбежен.

Не допускается полное сматывание троса, нужно оставлять на барабане не менее трех или четырех витков. При полном сматывании возрастает нагрузка на крепление троса к барабану, и в этом месте может произойти обрыв.

задняя лебедка

Расположение и крепления задней лебедки на газ 66

Техническое обслуживание

Чтобы лебедка служила долго без поломок, необходимо периодически проводить профилактику устройству:

  • Смазывать трос моторным, трансмиссионным или другим жидким маслом;
  • Регулировать тормоз. Регулировка должна предусматривать сматывание торса без его ослабевания на барабане;
  • При замасливании тормоза необходимо разобрать механизм и протереть трущиеся части колодок;
  • Проверять надежность крепления лебедки к раме.

Возможные неисправности

При пользовании лебедкой возможно возникновение ситуации, когда устройство перестает работать или работает не должным образом.
Вот несколько типичных примеров, которые стоит рассмотреть:

  1. КОМ работает и вращается карданный вал. При этом барабан лебедки остается без движения. В таком случае может быть срезан предохранительный палец. Необходимо немедленно отключить КОМ и произвести замену срезанного пальца.
  2. Намотка троса лебедки происходит неравномерно, трос наматывается внахлест. Может износиться направляющий ролик, или один из роликов не крутится. Ролик можно попробовать смазать, если проблема не устранена, то ролик подлежит замене.
  3. Предохранительный палец срезается даже при малых нагрузках. При этом идет значительный нагрев деталей редуктора. Может быть изношен передаточный механизм. Следует разобрать устройство, заменить шестерню и вал.

схема лебедки

Схема устройства лебедки с редуктором

Преимущества и недостатки механической лебедки

К преимуществам механических лебедок можно отнести:

  • Высокая надежность;
  • Простота устройства;
  • Высокая стойкость к грязи и влаге;
  • Относительно невысокая стоимость.

Механические лебедки появились раньше гидравлических и электрических тяговых устройств и уже проверены временем. Но минусы все же есть:

  • Без наличия привода в виде коробки отбора мощности и карданного вала использование такого устройства невозможно;
  • Для работы устройства необходимо чтобы двигатель автомобиля был обязательно в заведенном состоянии.

механическая лебедка ГАЗ 66

Механическая лебедка газ 66 в разобранном виде

Использование лебедок других типов на автомобиле ГАЗ 66

Не всех владельцев автомобилей ГАЗ 66 устраивает тяговое усилие штатной лебедки, некоторые обладатели внедорожника хотят установить устройство мощнее. С небольшими переделками можно установить тяговый механизм ЗИЛ 131. Тяговое усилие лебедки 5 тонн, рабочая длина троса 65 метров, общая длина составляет 72 м. У этого устройства и выше передаточное число (1:31).

Есть умельцы, устанавливают на ГАЗ 66 электрические лебедки китайского производителя Come-UP. Модель Come Up Winch 12000 рассчитана на тяговое усилие ~5,5 тонны, вес существенно меньше штатной модели ГАЗ 66 (67 кг против 120 кг). Работает лебедка от напряжения 12 вольт.

Также возможна установка лебедки от БТР 80. У нее тяговое усилие еще больше (6 тонн), передаточное число 1:26. Вес устройства 80 кг (без троса).

Цена лебедки

Лебедки ГАЗ 66 часто можно встретить в продаже, как правило, механизмы б/у продаются в хорошем состоянии, либо практические новые газ 66 с военной консервации. Цены находятся в пределах от 20000 до 50000 рублей в среднем. Новый штатный трос с крюком может обойтись приблизительно в 4 тысячи рублей. Лебедку электрическую COME UP DV-12000 новую можно купить в пределах 40 тыс. руб. дешевле обойдется лебедка от авто ЗИЛ 131, ее по объявлениям продают от 10 до 25 тысяч рублей. Цена зависит от состояния, региона и от продавца.

Аренда полноприводного грузовика с лебедкой

Предлагается не только сами машины, но и услуги профессионального экипажа. Но арендуются ГАЗ 66 не только для развлечений, порой рабочих на вахту возможно доставить только с помощью автомобилей высокой проходимости. Другим транспортом доставку осуществить не получается.

Читайте также: