Пособия по эйдетике своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. В первом случае основой для запоминания стал яркий образ, а во втором — навязанная взрослым информация. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы такие важные в жизни детей.

Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать интерес, побуждать дошкольников к речевой активности, дарить ощущение успеха?

На эти вопросы отвечает эйдетика. Что же это значит?

Эйдетика – это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, но и способ подачи учебного материала. Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы.

В эйдетике утверждается, что не бывает плохой памяти, а мы просто часто не умеем ею пользоваться. А причина этого – недостаточно развитое ассоциативное мышление.

Метод эйдетики построен на простых принципах:

— Воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.

— Радостная, веселая атмосфера.

— Мобильность и доступность игрового материала.

— Разделение информации, в соответствии с особенностями каждого ребенка.

Правила использования эйдетики:

1. Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и тому подобное.

2. Задачи даются ребенку в разных формах: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций.

3. Задачи размещены в порядке нарастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.

5. Игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

— Игры следует повторять, ведь это – необходимое условие развивающего эффекта.

— свободных ассоциаций, связанных с предметными образами;

ассоциаций, связанных с геометрическими формами;

Игры со свободными ассоциациями связаны с предметными образами. Из самого названия «свободные ассоциации следует, что во время занятий нельзя использовать никаких предметных изображений. Ведь у маленьких детей еще не достаточно сформированы представления об окружающем мире, мало жизненного опыта, чтобы строить ассоциативные связи самостоятельно. Поэтому на первом этапе работы малышу нужна помощь взрослого. Начинать надо так:

У меня есть цыпленок. О чем вы подумали?

Я подумал про арбуз, потому что цыплята любит кушать семечки арбуза.

Я подумала о солнышке, потому что оно желтое, как цыплята.

На этом этапе занятий главное, чтобы дети учились обосновывать свой ассоциативный выбор.

Цветовые ассоциации. Для этого вида работы нужны карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений.

Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которой у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок обязательно должен обосновать ответ.

Вот красный цвет. О чем вы подумали?

Я подумал про машину, потому что она должна останавливаться на красный свет.

Я подумал о помидоре, потому что он, когда созреет, становится красного цвета.

Я подумала о зайчике; он грыз красное яблоко.

Ассоциации, связанные с геометрическими фигурами. Для этого вида работы вам понадобятся картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов.

Тактильные ассоциации. Для этого вида работы нужно иметь набор тактильных картинок, которые предложил профессор, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр…

К коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием.

Предметные ассоциации. Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Для использования этого приема вам нужно иметь набор разных предметов: ниточку, палочку, трубочку, бумажку, кусок ткани, шишку, каштан, камушек, ракушку, монетку, пуговицу.

Игры по методу частичного показа. Для этой игры изготовлен домик с окошком (размер окошка соответствует размеру картинки). В окошке есть ставни.

Звуковые ассоциации. В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков.

Обонятельные ассоциации. Обонятельный анализатор – это, пожалуй, самый маленький из всех названных. Поэтому привлекая его к работе с малышами, нужно быть особенно осторожным, поскольку способность воспринимать различные ароматы еще не достаточно изучена. Можно использовать обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.

Для развития ассоциативного мышления используют друдлы-это загадка – головоломка; рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это такое. Так круг дети могут превратить в солнышко, цветочек, яблоко, очки. Друдлы понадобятся на любом занятии.

Например: помогут вспомнить животных, овощи, фрукты, транспорт, растения и т.д. Когда показываете друдл, поворачивайте его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов этого изображения, чтобы использовать больше резервов выбранного друдла. Использование друдлов способствует развитию ассоциативного и дивергентного мышления, памяти, учит находить нестандартные подходы к разнообразным задачам.

Работу с друдлами стоит начать со второго полугодия младшей группы. На начальных этапах этой работы применяют предметные изображения, которые легко ассоциируются с предложенным друдлом. На этом этапе используют друдлы и параллельно к ним картинки с изображением радуги, скакалки, ведра с ручкой, платочка, что схожие по форме с этими друдлами. Когда дети начинают легко подбирать картинки к друдлам, работу усложняют. В практической работе используют дудлы отдельно или включают их в игры. Например, предлагают составить рассказ по серии друдлов, которые дети подбирают самостоятельно и выкладывают их в определенной последовательности, а затем придумывают по ним рассказ.

Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников.


Вспомните, как строится общение взрослого с малышом. Дитя начинает проявлять интерес к окружающему миру. И конечно же, родители становятся для него источником новых знаний. Мама или папа — наши первые учителя на долгое время.

Незаметная работа мамы

Ваш младенец указывает маленьким пальчиком туда, и сюда…

Да, это та ежедневная работа, которую каждая мама проделывает незаметно и терпеливо. Ведь шаг за шагом, она трудится для того, чтобы ее ребенок развивался, узнавал, запоминал.

Вы думаете, что просто общаетесь с маленьким человечком на доступном ему языке. Что это все просто так, ничего не значит. И окажетесь не вполне правы.

Не зная того сами, вы демонстрируете детям основы эйдетики. Что это?

С удовольствием расскажем подробнее об этой удивительной науке. А также продемонстрируем, как ее можно применять в обучении детей разного возраста.

Что такое эйдетика?

Строго говоря, эйдетика — это не наука, а комплекс упражнений. Он помогает развитию образного мышления и памяти у детей и взрослых.

Начинать занятия по этой методике рекомендуется как можно раньше. Чтобы поочередно стимулировать работу правого и левого полушария.

Детский центр Teremok-Union Харьков применяет методики эйдетики , начиная с обучения детей трехлетнего возраста, и это гарантирует прекрасные результаты .

Какая вам польза от эйдетики?

Что дает эйдетика для детей :

  • стимулирует образное мышление;
  • улучшает память и навыки запоминания большого количества информации;
  • развивает речь;
  • тренирует воображение;
  • обогащает запас слов и ассоциаций;
  • помогает раскрытию творческих способностей;
  • укрепляет ассоциативную память.

Детям 4-5 лет основы эйдетики помогают эффективно подготовиться к школе , ваш ребёнок не будет испытывать трудностей с освоением нового материала, запоминанием стихов, выполнением домашних заданий.

Пару лет или все 12?

Согласитесь, что лучше сейчас уделить время его раннему развитию.

Правда ведь, не очень хочется все 12 школьных лет вместе с сыном и дочерью до глубокой ночи штудировать учебники и безуспешно зубрить стихи. Так недолго возненавидеть всю украинскую и мировую литературу.

Что такое Эйдетика или как вырастить гения Эйдетика CHto-takoe-Ejdetika-ili-kak-vyrastit-geniya_3 Теремок-Юнион

Вспомните свои ученические годы. Что для вас было самым сложным? Что отнимало уйму времени и не позволяло расслабиться после уроков, в выходные и даже на каникулах?

Большие объемы информации, которые требовали запоминания, и другого способа, кроме скучных и утомительных заучиваний, не существовало.

Все завидовали тем счастливчикам, кто мог усвоить материал сразу на уроке, а на следующий раз отбарабанить без запинки. Таких было меньшинство, их природа от рождения наделила цепкой памятью. Остальным оставалось только зубрить.

А теперь скажите, как надолго задерживались в голове добытые таким образом знания? Что вы помнили через неделю после контрольной, теста или экзамена?

Практически ничего, и это не ваша вина. Механическое заучивание — самый неэффективный способ вбивания в голову информации, сопряженный с чрезмерной перегрузкой и стрессом от того, что приходится заниматься чем-то скучным и неинтересным.

Если бы в ваши школьные времена педагоги знали, что такое эйдетика , и применяли ее на практике, для многих учеба оказалась бы намного эффективнее.

Ключ в том, что запоминание происходит через связывание информации с определенными образами. Они сохраняются в вашей голове надолго, помогая в нужный момент выуживать из нее знания, как удочка с наживкой помогает доставать рыбу из реки.

Игра как основа школы эйдетики

С помощью специальных тренировок ребенок с первых же лет

  • учится систематизировать информацию,
  • объединять ее тематически,
  • описывать собственными словами
  • и сочинять образы, фантазируя и развиваясь.

Самое ценное, что все это происходит исподволь, непосредственно во время игры . Так малыш способен запоминать новые слова, цифры, воспроизводить цепочки картинок, последовательность движений в танце. Все это с удовольствием, без дополнительного напряжения и стресса.

Методика эйдетики оставляет негатив за скобками

За скобками остаются ситуации, когда вы

  • буквально бьетесь над тем, чтобы ребенок что-то выучил,
  • расстраиваетесь при неудаче,
  • насильно преодолеваете его сопротивление,
  • теряете терпение,
  • говорите ему, что он не справляется,
  • снижаете самооценку и уверенность в том, что он сможет выполнить задание в будущем.

Эйдетика в режиме игры не просто позволяет ребенку качественно развиваться, но и сохраняет мамины нервы и дружественную обстановку в семье.

Вы радуетесь результатам малыша, а он растет в атмосфере доверия и поддержки.

  • задания интересные и несложные,
  • часто сменяют друг друга
  • и не дают ребятам скучать.

Вот мы рассматриваем картинки и сочиняем по ним увлекательную детективную историю. А вот уже переключились на зарядку для пальчиков и стараемся придумать для них смешные имена.

Что такое Эйдетика или как вырастить гения Эйдетика CHto-takoe-Ejdetika-ili-kak-vyrastit-geniya_4 Теремок-Юнион

Дальше немного потанцуем и сядем составлять список вещей, которые взяли бы с собой в поход. Работает ассоциативное мышление и маленькие головки заполняются новыми и новыми знаниями.

Помощник подготовки к школе?

К 6 годам, а в Харькове большинстве малышей идут в 1 класс именно в этом возрасте, у дошкольника формируется устойчивый интерес к обучению. Положительный опыт и успехи в счете, устной речи или чтении делают его довольным собой и помогают полюбить разные уроки. Ведь это же совершенно не скучно!

Окружающие говорят вам, что ребенок очень способный, а вы знаете, что это не только природный дар, а еще и результат постоянных тренировок, которые требуются как нашим мышцам, так и мозгу.

Навык создания ассоциативных образов остается с ребенком на всю жизнь.

Это как стать эйдетиком , даже не заметив.

Такая умственная привычка облегчает процесс освоения новых знаний и впоследствии овладение профессией.

Задания для детей по созданию эйдетического образа

Специалисты придумали много интересных заданий, с помощью которых помогают развивать такие способности у детей. Некоторые вы можете использовать и сами, играя с малышом.

Истории

К примеру, мой ребенок в 5 лет никак не мог запомнить, как называются и в каком порядке следуют друг за другом месяцы и дни недели.

Что такое Эйдетика или как вырастить гения Эйдетика CHto-takoe-Ejdetika-ili-kak-vyrastit-geniya_2 Теремок-Юнион

История обрастала подробностями еще некоторое время, и сын без труда запомнил сразу две последовательности, и потом уже не забывал.

Дети такие фантазеры! Вы только задайте им нужную тему, а они с удовольствием насочиняют вам об этом целый сериал. Например, о предметах, которые живут на кухне, или что мы носим летом.

Тактильность

Полезно подкреплять речевые упражнения тактильными, так что героев и предметы еще можно рисовать, лепить или вырезать из бумаги.

Находите для ребенка побольше картинок, к примеру, учить иностранные слова весело , если подбирать к ним рифму и соответствующие иллюстрации.

А к ней прилагается картинка собачки на поводке — и слово аккуратно поместилось в свою ячейку в детской голове.

Что такое Эйдетика или как вырастить гения Эйдетика CHto-takoe-Ejdetika-ili-kak-vyrastit-geniya_5 Теремок-Юнион

Ассоциации

Теперь и вы в курсе, как полезно осваивать принципы эйдетики на практике, и что лучше начинать с 4-5-летнего возраста, когда у детей формируется первое отношение к учебе.

Опытные преподаватели из Детского центра Teremok-Union Харьков окажут всестороннюю помощь в развитии вашего ребенка, предоставят необходимые методические материалы и консультации.

Учитесь с удовольствием!

Над статьёй работали:

Руководитель детского сада,
Преподаватель Общего Развития и Подготовки к Школе

мама двух замечательных сыновей, актриса театра "Звёздные Перлы", блогер

Ещё статьи из блога

Что такое Эйдетика или как вырастить гения Эйдетика Rannee-razvitie-Rezultaty Теремок-Юнион

Что такое Эйдетика или как вырастить гения Эйдетика Dizajn-bez-nazvaniya-23-1 Теремок-Юнион

Что такое Эйдетика или как вырастить гения Эйдетика image-1-5 Теремок-Юнион

Эйдетика – это комплекс упражнений, который направлен на развитие образного мышления и укрепление памяти не только ребёнка, но и взрослого человека. Чтобы методика принесла свои плоды по максимуму, её рекомендуется использовать как можно раньше. Главная особенность этого комплекса – это воспроизведение образов и их запоминание. В этой статье вы узнаете об эйдетике для детей школьного возраста и младше, а также её основных преимуществах.

Преимущества методики

Эйдетика для детей дошкольного возраста имеет свои плюсы:

  • расширение словарного запаса;
  • развитие фантазии;
  • укрепление памяти;
  • развитие образного мышления и умения запоминать сразу много информации;
  • развитие умения объединять информацию в единое целое, а также вычленять из неё главное и второстепенное;
  • раскрытие творческого потенциала.

Благодаря этим преимуществам технология помогает дошколятам подготовиться к школе, эффективно запоминать учебную программу и усваивать новые знания.

Главное преимущество технологии в том, что её можно применять для любого возраста, только для дошколят она будет более эффективна

Эйдетика для детей дошкольного возраста: упражнения

Эти упражнения для развития полушарий по технике эйдетики для детей дошкольного возраста помогут вашему ребёнку подготовиться к первому классу и быстрее адаптироваться к школе.

развивающие занятия

Эйдетика для детей школьного возраста: упражнения

Задания школьников направлены на те же самые цели – укрепление памяти, развитие воображения, смекалки и т.д. Следующие примеры заданий вы можете взять на заметку и использовать дома с детьми.

Пиктограммы

Чтобы выучить новое стихотворение, используйте метод пиктограмм. Для этого на каждую строчку нужно придумать отдельный мини-рисунок. Таким образом получится стихотворение в виде изображений, что значительно упростит запоминание, и превратит процесс в увлекательную игру.

Составление ребусов

Предложите школьникам самостоятельно придумать ребусы, используя рисунки. Затем можно предложить им поменяться заданиями и отгадать значения.

Запоминание цепочки из слов

Для такого задания нам пригодятся карточки с изображениями и надписями. Кладём их по цепочке и пытаемся связать каждую картинку со следующей. Так ребёнок легко запомнит ассоциации, по которым он соединял все эти карточки.

дети бегут по коридору

Угадай предмет

Вам стоит загадать любую вещь, которая находится рядом. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы, чтобы отгадать её. Дальше можно поменяться ролями.

Учим новые слова

Чтобы выучить слова на иностранном языке, сочиняем простые четверостишия и добавляем в каждые две строчки по одному английскому слову. Важно, чтобы сам смысл был связан с ними ассоциациями. Также для иностранных слов можно придумывать рифму на русском, чтобы они при этом относились к схожей тематике. Чтобы процесс проходил более увлекательно, можно добавлять смешные картинки или наклейки.

Основная суть технологии – это развитие фотографической памяти

Угадываем материал

Для этого малыша нужно ознакомить с разными поверхностями с помощью осязания. Это может быть наждачная бумага, разные виды ткани, шершавые и гладкие материалы. Далее ребёнок завязывает глаза и угадывает виды поверхностей.

обучение для маленьких детей

кругозор и научиться находить креативные решения вопросов, что является актуальной задачей в воспитании.

Цель: расширять и обогащать знания педагогов об эйдетике, как способе развитииассоциативно - образного мышления у детей дошкольного возраста.

• знакомство с методикойэйдетики, её приемамина основе игр, их использованием в работе с детьми;

• развитие мышления, воображения, фантазии;

• закрепление положительных, доверительных отношений междупедагогами.

Ход мастер-класса:

Воспитатель: Добрый день! Сегодня на свой мастер-класс я принесла изюм! Как вы думаете, зачем я это сделала!

Хочу отметить, что изюм

Изрядно укрепляет ум.

Изюмом нужно мозг питать

Чтоб счастье в жизни испытать!

А ещё сделала я это для того, чтобы поделиться с вами изюминкой, которую использую в своей работе - методом эйдетики.

Хочу вас познакомить с играми, которые основаны на приёмахэйдетики. Все обучение должно проходить в процессеигры, потому что без неё не может быть полноценного умственного развития.

Для начала проведём небольшую разминку, отвечайте на вопросы быстро, но в тоже время,успевайте подумать:

- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Лединец).

- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом первым будет тушить полиция?

(Полиция пожары не тушит).

- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5).

Воспитатель: Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять).

Продолжим наш мастер - класс. Сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазий, воображения, нестандартного мышления. Предлагаю вам увидеть необычное в обычном! Перед вами лежат карточки с изображением. На первый взгляд, это что-то непонятное, но этому непонятному есть название – друдлы. Друдлы в переводе с английского означают каракули. Правильного ответа в друдлах просто не существует. Разные люди, видят в этих каракулях разные изображения. Перейдём к практике

Воспитатель:Внимательно всмотритесь в свой друдл, на них можно смотреть в разных ракурсах, поверните их. Нарисуйте, то о чем вы подумали.

Под музыку, воспитатели выполняют задание.

Воспитатель: Что вы изобразили?

Воспитатель: Одним из средств развития образного мышления являются тактильные ассоциации. Перед вами лежат дощечки. Эти дощечки я использую в работе с детьми для развития тактильных ассоциаций. Проведите по ним ладонью, что вы представляете, когда касаетесь дощечки. (Ответы воспитателей)

Воспитатель: Хочу поделиться ещё одним приёмом, который помогает развитьу детей звуковые ассоциации. В корзине лежат мешочки, наполненные различным содержимым (бумага, крахмал, монеты, целлофан, горох, ореховые скорлупки, камни, пуговицы,Ваша задача состоит не в том, чтобы отгадать, что находится в мешочке, а при его исследовании, вам необходимо услышать звук и сказать, что этот звук вам напоминает.

Участники мастер-класса выполняют задание и делятся своими предположениями.

Воспитатель:Чтобы научить детей устанавливать связи предметов между собой или с их признаками использую ассоциативные картины.В своей работе используйте различные виды ассоциаций: цветовые, тактильные, звуковые.

Под музыку, воспитатели выполняют задание (На выполнение задание даётся 5 мин)

Воспитатель: пока фокус-группа работает над ассоциативной картиной, внимание желающих хочу обратить на слайд и выполнить тест на логику.

Педагоги выполняют задание.

Воспитатель: Помните, что с памятью у вас все хорошо…Только учимся играть и вовлекать нашу память в процесс. Ведь чисто из-за физиологических процессов к пожилому возрасту наша память ухудшается всего на 10%, а остальное мы получаем как результат ее неиспользования и незадействования.Потому делаем выводы:

1. Все что нужно запомнить — представляем

2. Представляемое, ассоциируем ярко и необычно.

Большой – мне было не интересно

Указательный – я получила конкретные рекомендации по теме

Средний – мне было трудно включиться в работу

Безымянный - для меня это было важно и интересно

Мизинец – недостаточно раскрыта тема.

Читайте также: