Латные ноги своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Наручи не были распространены в древности. Если мы обратимся к войнам античности, то увидим, что оружие воинов - преимущественно колющее (в том числе и мечи). При таком вооружении шансы получить ранение руки ниже плеча были ничтожны. Однако, по мере распространения рубящего оружия люди задумались о необходимости дополнительной защиты. Даже легкое ранение в руку при кажущейся незначительности могло привести к смерти (в средневековье люди вообще плохо умели лечить раны), а подобное случалось повсеместно при использовании мечей и сабель. Именно поэтому первые наручи на Руси появились вместе с началом государственности (а возможно и раньше). О них то (и не только) мы и поговорим сегодня.

Рисунок греческого гоплита в боевых доспехах. Как видите, его руки вообще не защищены, а вот ноги закрыты поножами. В средневековье же с переходом к тактике тяжелой конницы подход к одоспешиванию стал обратным.

Рисунок греческого гоплита в боевых доспехах. Как видите, его руки вообще не защищены, а вот ноги закрыты поножами. В средневековье же с переходом к тактике тяжелой конницы подход к одоспешиванию стал обратным.

На сегодняшний день можно выделить два основных типа русских наручей: дощатые и створчатые. Разберем каждый из них по отдельности.

Дощатые наручи делали путем приклепывания длинных стальных пластин встык к кожаной основе. На руке они крепились кожаными ремнями. Такой тип доспеха появился на Руси еще в IX веке. В этот период подобные наручи использовались и в Западной Европе, поэтому, можно предположить, что на Русь их "завезли" варяги. Дощатые наручи не требовали серьезной работы кузнеца и прекрасно защищали руку воина от кисти до локтя от ударов мечом или саблей. Однако, сильный удар мечом (а тем более - топором) мог сломать кости даже не пробив доспеха. Этот недостаток был устранен в более поздней разновидности защиты рук.

Створчатый наруч невозможно разрубить, также воину в нем почти невозможно сломать руку (лезвие оружия просто соскальзывает с доспеха).

Еще одна реконструкция того же наруча. Хорошо видны отбортовки по краям доспеха способ крепления его к руке.

Еще одна реконструкция того же наруча. Хорошо видны отбортовки по краям доспеха способ крепления его к руке.

Но не одними наручами русские воины защищали свои руки. Находки пластин и сохранившиеся изображения позволяют говорить об использовании на Руси. дощатых "набицепсников" (лучшего названия не смог придумать). Технологически они идентичны дощатым наручам (единственное отличие - два ряда пластин), но закрывали руку воина от локтя и до плеча. Набицепсник закреплялся на руке кожаным ремнем, после чего пристегивался к плечу корпусного доспеха (ламеллярного или чешуйчатого). Подобная защита рук - уникальна и не имеет аналогов нигде в мире!

Реконструкция русской клепаной чешуи XIV века. Доспех имеет лишь небольшие наплечники-крылышки, но рукы от плеча до локтя надежно защищены.

Реконструкция русской клепаной чешуи XIV века. Доспех имеет лишь небольшие наплечники-крылышки, но рукы от плеча до локтя надежно защищены.

А вот кольчужные (да и латные тоже) перчатки на Руси практически не использовали. Причина отказа от них кроется в тактика русской дружины. Несмотря на наличие копья, русский дружинник также был вооружен луком (соседи-степняки редко принимали ближний бой). Кольчужные перчатки же мешали стрельбе, оставляя воина беззащитным перед маневренным противником. По этой же причине не получили развития и латные наплечники (хотя наплечные бляхи и пластины-"крылышки" использовали): при всех их преимуществах, они мешают воину свободно натягивать лук.

Доспехи богатого самурая эпохи воюющих провинций (сэнгоку дзидай). Его кираса уже аналогична европейским, но наплечники все еще выполнены в виде ламеллярных (скорее ламинарных с "закосом" под ламелляр) пластин. При стрельбе из лука они просто съезжают назад.

Доспехи богатого самурая эпохи воюющих провинций (сэнгоку дзидай). Его кираса уже аналогична европейским, но наплечники все еще выполнены в виде ламеллярных (скорее ламинарных с "закосом" под ламелляр) пластин. При стрельбе из лука они просто съезжают назад.

Все вышеперечисленные виды доспехов (за исключением створчатых наручей) использовались на Руси вплоть до середины XV века. Реформа армии и переход на "степной" тип боя сделали излишнее одоспешивание бессмысленным.

Набедренники бахтерцовые на клепанных кольцах. Русь, Восток. XVI-XVII вв. Стилизация.
Сталь Ст3, толщина 1,5 мм. Вес от 3 до 4 кг. в зависимости от размеров. Цена указана за пару.

Набедренники бахтерцовые на сведенных кольцах. Русь, Восток. XVI-XVII вв. Материал: Сталь Ст3, толщина 1,5 мм Вес одного от 1,5 до 2 кг.- в зависимости от размеров. Цена указана за пару

Набедренники бригантные. Стилизация на тему европейской бригантной защиты бёдер XIV века.

Набедренники бригантные. Стилизация на тему европейской бригантной защиты бёдер XIV века.

Простые стёганные набёдренники для ИСБ. Спортивная стилизация по мотивам средневековых европейских стёганных набедренников "кюис" (XIII - XIV вв.). Предназначены для ношения в качестве поддспешной защиты бёдер и коленей на соревнованиях и тренировках по Историческому Средневековым Боям.

Продвинутые стёганные набёдренники для ИСБ. Спортивная стилизация по мотивам средневековых европейских стёганных набедренников "кюис" (XIII - XIV вв.). Предназначены для ношения в качестве поддспешной защиты бёдер и коленей на соревнованиях и тренировках по Историческому Средневековым Боям. Снабжены стёганым поясом и задником, прикрывающим ягодицы.

Наголенники бригантные. Стилизация на тему европейской бригантной защиты голеней XIV века.

Наголенники бригантные титановые. Стилизация на тему европейской бригантной защиты голеней XIV века.

Реконструкция (стилизация) восточных поножей-бутурлыков, широко использовавшихся на Руси, на территории современной Турции, Ирана, Персии и соседних стран в XV - XVII вв.

Упрощённая (без украшений) реплика поножей-бутурлыков царя Алексея Михайловича Романова (XVII век).

Реконструкция латных наголенников, найденных в одном из курганов в ст. Дмитриевской (степное Прикубанье). Комплекс сопутствующих находок позволяет предположить, что погребение принадлежит половецкому воину, служившему в золотоордынском войске и датируется второй половиной XIII - XIV вв.

Наголенники двухстворчатые анатомичные. Стилизация на тему западно-европейской защиты голеней XIV-XV вв.

Наголенники одностворчатые анатомичные. Стилизация на тему западноевропейской защиты голеней XIV в.

Наголенники латные трёхчастные. Стилизация по мотивам наголенников с надгробия Хартмана фон Кронеберга (1372 г.).

Стёганные наголенники (поддоспешная защита голеней). Предназначены для ношения в качестве поддспешной защиты голеней. Спортивная стилизация.

Отдельные стальные наколенники с ребром жесткости и с двумя боковыми лепестками, прекрывающими сустав по бокам. Основаны на изображении короля Людвига Баварского (Kaiser Ludwig The Bavarian), 1347 г.

Отдельные стальные наколенники с фестонами. Колени реконструированы по изображению на надгробии Отто, младшего графа Орламюнде (умер в 1340 г.) из монастырея Химмелькрон (Верхняя Франкония).

Набедренники бригантные с наколенниками. Стилизация на тему западно-европейской защиты ног XIV века.

Реконструкция по мотивам латных ног из собрания ломбардских доспехов замка Курбург. Оригинал датируется по разным версиям 1400-1410 гг., либо 1365-1370 гг. Италия.

Реплика латных ног из коллекции замка Курбург. Италия. 1410 - 1415 годы.

Реконструкция латных ног из комплекта доспехов члена семейства Матш. Оригинал произведён в Милане (мастерская Миссалья). Около 1420-1450 гг. Коллекция Скотта, музей Глазго (ранее хранились в Курбурге).

Набедренники с боковыми пластинами и наколенниками "Людвиг". Стилизация по мотивам западно-европейской латной защиты ног XIV века.

Самый недорогой вариант латных ног. Наиболее популярный вариант среди любителей исторических средневековых боёв.

Версия пластинчатой (чешуйчатой) юбки на основе пластин, найденных в районе г. Торжок. Пластины были найдены вместе со шлемом и секирой. Находка датируется второй половиной XIII - XIV веками.

Разгрузка кожаная для крепления стальных бедер к поясу. Регулируемая высота подвеса бедра, широкий удобный ремень

Сабатоны восточные бахтерные (собраны из пластин, соединённых кольчужным полотном). Модель является стилизацией на тему восточной защиты стоп XIV - XV вв. Предназначена для поединков и групповых боёв по ИСБ.

Сабатоны латные стальные. Модель является стилизацией на тему европейской латной защиты стоп XIV - XV вв. Предназначена для поединков и групповых боёв по ИСБ.

Сабатоны латные стальные. Модель является стилизацией на тему европейской латной защиты стоп XIV - XV вв. Предназначена для поединков и групповых боёв по ИСБ.

Сабатоны латные стальные. Модель является стилизацией на тему европейской латной защиты стоп XIV - XV вв. Предназначена для поединков и групповых боёв по ИСБ.

Стёганные чулки "панцершоссы" (поддоспешная защита ног). Спортивная стилизация по мотивам европейской стёганой защиты ног XIII - XV вв. Предназначен для боёв и тренировок по историческому средневековому бою (HMB).


Девушка-воин с во-о-от такими вытачками на ( и для) груди на латном доспехе — знакомая картина, не правда ли? Фэнтези-художники уже давно приучили нас к рыцарям-женщинам, которые носят доспехи, сделанные по женской фигуре, и эту самую фигуру подчёркивающие. А как обстояло дело с такими доспехами на самом деле? Давайте-ка разбираться!

Девушка-воин с во-о-от такими вытачками на ( и для) груди на латном доспехе — знакомая картина, не правда ли? Фэнтези-художники уже давно приучили нас к рыцарям-женщинам, которые носят доспехи, сделанные по женской фигуре, и эту самую фигуру подчёркивающие. А как обстояло дело с такими доспехами на самом деле? Давайте-ка разбираться!

Коротко о бронелифчике

image

Ни одна воительница ни одной эпохи не шла в бой, будучи одетой подобным образом. Просто из соображений собственной безопасности. Ну и ещё кольчуга больно режет соски, при беге стирая их в кровь… Простите за натурализм, но от технических аспектов снаряжения никому не удалось скрыться, а кольчуга — она такая, требует поддоспешника или кровавых жертв на теле хозяина. Поэтому — минус бронелифчики, оставим их Луису Ройо, Борису Вальехо и прочим Фредам Филдсам.

Перейдём к доспехам реалистичным, действительно служившим для защиты бренного тела от многочисленных угроз средневекового поля боя — от зарослей крапивы до стрел, мечей и алебард.

Парочки дежурных бронелифчиков на статью будет достаточно

О функциях доспехов — защитных и декоративных

У доспеха — удивительно! — были не только защитные задачи, но и эстетически-декоративные. Он должен был не только защитить носителя, но и украсить, а заодно сделать его подчёркнуто мужественным, а значит — страшным для противника. Поэтому нормальные доспехи обязательно подчёркивали определённые части человеческого тела — а каноны мужественности и мужской красоты на протяжении Средних веков, какой бы конкретный их период мы ни рассматривали, сильно отличались от нынешних.

Поэтому уточним сразу: мы будем говорить о Позднем Средневековье — времени, когда латные доспехи в принципе использовались и были нормой на поле боя.

Привлекательный молодой человек в привлекательном фэнтези-доспехе

image

Из сугубо защитных элементов доспеха гульфики быстро превратились в защитно-декоративно-устрашающие, попутно увеличившись в размерах и обзаведясь всякими украшательствами.

Шутка о шипастых страпонах в Позднем Средневековье была не просто шуткой!

Представили?

Ещё одним признаком мужской ( таки да, именно мужской — в отличие от современных представлений) привлекательности в Средние века была, как мы уже сказали, тонкая талия. И что же мы видим на доспехах? Талии настолько тонкие и подчёркнутые, что любая оса и современная модель позавидуют!

А в комплекте с тончайшей талией — кираса с выпуклостью в районе груди, призванной отводить в сторону и смягчать полученные удары.

Миланский доспех. Сделано для осы?

Так что идея подчеркнуть внешнюю привлекательность носителя доспехов — это не изобретение жанра фентези, это нечто, что люди делали на протяжении своей истории. Просто нормы красоты были иными, а потому доспехи подчёркивали не те аспекты фигуры, которые подчёркивают современные фентези-иллюстрации, созданные для современных же людей с их представлениями о красоте — мужской или женской.

И вот тут-то мы, наконец, подходим к главной теме статьи — женским доспехам.

О стальных сиськах

Фэнтези вообще позволяет себе различные вольности в области внешнего вида доспехов и прочей одежды. Мы уже упоминали классический бронелифчик, не грех будет вспомнить и магичек, одетых, как девушки лёгкого поведения… Вспомнили? Отлично, теперь забудьте.

Рассуждая о вольностях, допустимых в фэнтези, отметим — мы не против таковых, просто в данном случае стараемся держать их в рамках практичности и реалистичности. И, рассуждая о них, можно прийти к выводу, что… Доспехи с вытачками для груди, с тонкой женской талией и круглой девичьей попой действительно могли бы существовать. В конце концов, чем подчёркивание атрибутов женственности принципиально отличается от вышеописанных атрибутов мужественности? Да ничем, чёрт возьми!

Леди Арибет, защитница Невервинтера. Женственна, но нереалистична

И тут возникает закономерный вопрос: если люди Средневековья были настолько прошаренными в понимании эстетики и человеческой привлекательности, почему же мы не находим множество женских доспехов при раскопках, в музеях и так далее?

А ответ, к нашему сожалению, очень прост. Женщины в Средние века попросту не носили доспехов. Война была сугубо мужским делом, поэтому доспехи делались под мужские же фигуры. Разумеется, из этого правила тоже имелись исключения — скажем, Жанна д’Арк — но необходимо понимать, что исключения были не просто редкими, они были единичными на протяжении всего рассматриваемого периода истории.

В целом, женщины в армии — явление с исторической точки зрения крайне новое. А за отсутствием спроса следует закономерное отсутствие предложения.

Ту же Жанну обычно изображают в мужском доспехе.

Женские доспехи: фэнтези и реальность вытачек для груди

С мужчинами всё понятно, доспехи делались для них — никаких сюрпризов. Что же касается женщин и доспехов, обратите внимание на тот самый выступ на груди — кираса не прилегает к телу вплотную — напротив, она находится как можно дальше от него. Как уже говорилось, это сделано из совершенно рациональных соображений — округлая или коническая форма брони лучше отводит удары, а в крайнем случае — демпфирует их.

И вот в этом самом выступе на груди можно с лёгкостью спрятать женскую грудь любого размера, вплоть до… ну, вы там сами себе представляйте, ладно? А уж женскую талию втиснуть в осиные пропорции доспеха совсем несложно. Прочая же женская анатомия от мужской с точки зрения доспеха не отличается — руки, ноги, голова… Размер подогнать — и все дела.

Так что в принципе, если бы в истории был период, когда женщины ходили бы в бой массово, наравне с мужчинами, создание женской брони стало бы весьма реалистичной перспективой. Рассуждая логически, отличия женского доспеха от мужского оказались бы не слишком большими. Разумеется, выступ на кирасе расположили бы выше, чтобы подчеркнуть атрибуты женственности, но в принципе он никуда не делся бы. Талия, вероятнее всего, осталась бы столь же тонкой, как и на обычных доспехах.

Примерно так выглядели бы женские доспехи, если бы существовали

Об опасности

Да, логично… до определённого предела. А вот за этим пределом начинается немножко другая, настоящая реальность. Мы отступим от неё лишь в том, что как факт предположим существование подобных женских доспехов.

Женские доспехи: фэнтези и реальность вытачек для груди

Сложно? Ещё как, но выбор был невелик — либо долбишься, как дятел, в сталь, либо находишь место, где стали нет, или она существенно тоньше.

При этом одоспешенный враг не стоит на месте, глядя на попытки найти в его броне слабое место, он же ещё и оружием отмахивается! Или вообще давно ускакал куда подальше…

image


В художественных произведениях все не так. |Фото: yobte.ru.

Настоящий облик войны сильно отличался от того, что привыкло видеть большинство людей. |Фото: disgustingmen.com.

Самих рыцарей чаще всего погибало не много. |Фото: wallhere.com.

Первый – это санитарные потери: смерти от болезней, ранений, усталости и даже старости. Второй источник потерь личного состава – это резня после разгрома войска: если случалось худшее и армия впадала в бегство, а противник располагал представительным количество кавалерии, то чаще всего начиналась резня и лов пленных. И хотя такое случалось часто, далеко не каждое сражение заканчивалось подобным разгромом. Большинство античных и средневековых битв – это сложные, многочасовые и многоэтапные действия. Чаще всего, когда войска понимали, что разгром близок – у них получалось отступить в относительном порядке. В Средние века, когда на полях боя и вовсе господствовала кавалерия, даже паническое отступление чаще всего не позволяло противнику устроить резню (все просто уехали!).

У войны было много других страхов. |Фото: fb.ru.

Так что непосредственно в бою, пока войска сохраняли хотя бы подобие строя и порядка, потери были небольшими. Победа в реальных боях достигалась в первую очередь не резней, а маневром и удержанием строя. Если твой строй ломался, то подчиненные, как правило, начинали разбегаться еще до того, как противник поймет, что пора взять пленных и резать неуспевших. Такая вот романтика.

О доспехах и открывашках

Полностью латная броня появилась почти в конце Средних веков. Большую часть времени основным средство защиты были кольчуги. |Фото: livejournal.com.

Само собой, умирать никто не хочет. А потому на протяжении всей своей истории люди создавали не только средства убийства друг друга, но и средства защиты себя любимых. Динамичнее всего доспехи развивались с начала Темных веков. Вторжение Атиллы не только привело в Европу новые народы, но и принесло стремена для лошадей – вещь, которой будет суждено изменить облик войны на ближайшую тысячу лет. Дело в том, что без стремян человек на коне с копьем не способен создать единую поражающую систему, организовав удар чудовищной силы кончиком копья. Ударить копьем с галопа так, чтобы самому остаться с целым позвоночником и руками, можно только приняв правильную стойку в седле. А занять ее без стремян невозможно.

Копье с крюком - лучшее средство для пехотинца. |Фото: warosu.org.

Именно копье и стремена – главное оружие средневековых рыцарей, а отнюдь не покрытый романтическим флером рыцарских романов XVIII века меч. Пережить удар копьем со стремян – невозможно. И дело даже не в том, что человека такой удар проткнет натурально насквозь. Даже если бы копье не протыкало, конфузящий эффект от удара будет сопоставим с ударом взрывной волны. А потому будущие рыцари быстро смекнули, что нужно защищаться при помощи многослойной одежды и кольчуг. Собственно, именно последние были главным средством защиты в средние века вплоть до XIV века. Латными были лишь отдельные части брони: шлема, перчатки, поножи. Хотя двое последних чаще всего позволить себе могли только самые богатые.

Любое оружие с хорошим контузящим воздействием - отличное средство. |Фото: warosu.org.

Классическая латная броня появляется очень поздно, в самом конце Cредневековья и становится апофеозом развития рыцарской защиты. Убить человека в таких доспехах крайне сложно, но все-таки не невозможно. В первую очередь это делалось все теми же рыцарями. Копейный удар с галопа острым копьем неплохие шансы на убийство противника в доспехах, особенно, если копье угодит в уязвимое место. Пробить латные доспехи полуторным мечом или секирой – крайне сложно. Однако здесь куда важнее то, что сквозь доспехи и одежду под ними все-таки проходит то самое конфузящее воздействие, которое может привести к сотрясению органов и внутреннему кровоизлиянию.

Арбалет - дешево и сердито. |Фото: seootzyv.ru.

Наиболее верным способом убить бронированного рыцаря было использование метательного оружия, в первую очередь арбалетов. Гонка силы натяжения оных с толщиной и сложностью брони – это вообще отдельная история. Тем не менее, арбалетный болт имел отличные шансы на пробитие брони. А самое главное, что арбалетчики были эффективны (как и любые стрелки) из укрытия. Смысл был в том, чтобы засыпать рыцарей выстрелами. Дальше начинала работать теория вероятностей: хоть что-то, хоть в кого-то, хоть в какое-то уязвимое место да прилетит. Появление огнестрельного оружия отнюдь не похоронило рыцарство в доспехах, но стало еще более верным средством убийства конного война в сравнении с луком и арбалетом.

Копейный удар вполне может убить. |Фото: www.mos.ru.

Наконец, рыцаря можно было заколоть через уязвимое место хоть ножом, хоть мечом, хоть кинжалом. Главное было стащить его предварительно с лошади. Для этого пехотой использовались специальные копья с крюками. Оказавшийся на земле рыцарь чаще всего ничего не мог сделать против численно превосходящих его пехотинцев. Выходцы восточных и коневых народов для подобных целей также использовали аркан – веревку с петлей.

Полуторные и двуручные мечи в первую очередь предназначались для нанесения контузящего удара по человеку. |Фото: m.fishki.net.

Но главное, что убивало представителей воинской аристократии – это их материальное положение. Дело в том, все рыцари были снаряжены отнюдь не одинаково. Большинство воевавших имели достаточно посредственные средства защиты, другие могли иметь продвинутое, но не слишком качественное снаряжение. Лучшие и действительно супернадежные доспехи могли себе позволить только богатейшие и наиболее титулованные феодалы. Так как подобная броня была крайне дорогой. В пересчете на крестьянский труд, производство одного набора брони могло составлять несколько лет работы всех подчиненных феодала.

Упавшего с коня рыцаря можно было заколоть хоть ножом, хоть стилетом. |Фото: rusknife.com.

Читайте также: