Ламповый усилитель на 6ф5п своими руками схема

Обновлено: 08.07.2024

  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Усилитель На 6Ф5П был для гитары, а получился для CD-плеера

Привет, камрады! Увидел простенькую схемку (кажется Манакова) в инете на 6Ф5П и собрал ее, подключал к ней свои гитарки - звук для клина - супер. Потом незаметно для себя сделал еще канал и получился усилок для CD-плеера. Корпус и основание - от 5-ти дюймового флопика, сил.транс - ТС-180, выходные - ТВЗ-1-9. Детальки - от старья - резисторы ВС, кондеры бумажные и т.п - что весьма кошерно. Монтаж навесной, земли сведены в звезду. Усилитель по-видимому класса А - ток покоя = мах току лампы. Работает чисто, не пер. т, не трещит, не фонит. Звук - супер, хотя диапазон не очень широк - примерно от 100 до 14000 Гц, главное в нем - достоверность отображения - каждый инструмент живет своей жизнью и не слипается в мутный комок как на каменных усилках! Изумительно идет инструментальный джаз и акустический рок. Бесподобно звучит Led Zeppelin - особенно Gallowws Pole и Tangerine из 3-го альбома, а так же Over The Hills And Far Away из альбома Houses Of The Holy, ну и т.д. Недостаток - музыка в стиле техно и др. тынц-дынц - не его стихия.

P.S. Нетрудно заметить что конструкция больше похожа на сварочный аппарат, нежели на устройство для прослушивания музыки - уже готовятся красивый кожух и боковые стенки из МДФ под дерево.

Прикрепленные изображения

Добрый день.
Для поддержания guitar-gear необходимо пара килорублей. Всем небезразличным просьба воспользоваться формой Я.Деньги
Проверь свой e-mail на валидность!!
В редактор добавлена кнопка "Спойлер" для выкладки больших изображений, всех игнорирующих эту возможность ждет наказание.

Если юзать как гитарный усилитель и играть на перегрузе, советую сделать переключатель из пентодного режима в триодный, таким макаром можно 2 перегруза выбирать, звук меняется.

Привет! Так он вроде бы и так в триодном режиме - 2-я сетка соединена с анодом. Пробовал (но много не экспериментировал) - перегруза нет ни так, ни сяк. Я его конкретно под плеер делаю, а гитарных у меня и так 2 на лампах - Солдано и Хай-Октан в процессе. Что касается этого усилка - частотный диапазон бы расширить (без применения секционных трансов), но как - не знаю - опыта нет.

P.S. Еще фотки - схема и вид с индикацией на 6е1п (снято в темноте)

Прикрепленные изображения

Немного понекропостю :-).Собрал намедни подобный усил с незначительными изменениями в номиналах,получился прикольный комбик с чистым звуком для домашних и ночных репетиций.Шумов нет совсем,с примочками дружит на ура,перепробовал все,которые на данный момент в наличии.Особенно вкатило с дип блю дилеем,третий день не могу оторваться.Лампа 6ф5п 76 года,выходной транс-твз1-2,питание-тан-2,п-фильтр из дросселя и двух кондеров по 100мкФ,нагрузка-4гдш32 4 Ом в закрытом ящике.Кому интересно-выложу печатку и схему(делал на пп,так как лампа одна).Есть микрофон обычный ямаховский,если подскажете как грамотно записать семплы,выложу тоже.

твз 1-9 был,но накрылась первичка.А динамик я выдрал из раздолбанной S-90 самый большой.С маркировкой может ошибаюсь, но твердо помню что диапазон 60-5000Гц.,мощность толи 15, толи 20 Ватт и чуйка 100 или103 дБ.

Там по входу резистор стока на 1М поставить вместо 100К, чтоб гитару с пасивами не просаживал, и "конскую" емкость 1000 мкФ в катоде заменить на что-то вроде 22-47мкФ и 33К из входа выбросить, раз он гитарный

как раз примерно так и вышло.
что интересно-высокие и низкие идеально сбалансированы,темброблок не нужен.
Изначальная схема,заменен 100к на 1М ,1000 мкФ на 47мкФ,а 33к на входе был изначально проигнорирован в виду малой мощности и присутствию ручки громкости на гитаре.

Радиоэлектроника и техника, которая нас окружает. Описание готовых конструкций, изготовление самодельных устройств, ознакомление с элементарными основами радиотехники в теории и на практике.

воскресенье, 31 октября 2010 г.

Конструкция выходного дня, УНЧ на 6Ф5П


С егодня рассказ про еще одну самоделку, которую собирал по вечерам в течение недели. Двухканальный усилитель на двух отечественных радиолампах 6Ф5П. По-моему это самая простая и самая цитируемая схема лампового усилителя в сети Интернет.
В данном низкочастотном усилителе использована комбинированная лампа 6Ф5П, в корпусе которой размещены две отдельные лампы, триод и пентод с одной нитью накала. Пентод работает в каскаде усиления мощности, а триод используются как предварительный усилитель напряжения.


Триод-пентод по своему применению аналогичен лампе 6ФЗП, предназначенному для работы в блоках кадровой развертки. Однако, лампа 6Ф5П имеет значительно лучшие параметры. Режимы и параметры работы лампы указаны в таблице, цоколевка на первом рисунке.


О сновные характеристики однотактного усилителя - выходная мощность 1,5 Вт, коэффициент нелинейных искажений менее 3%, чувствительность 100 мВ, полоса воспроизводимых частот 50—20 000 Гц.

Как и в предыдущем ламповом усилителе при сборке этого были использованы самые распространенные радиодетали, которые остались от старой бытовой радиоаппаратуры.

Все выполнил по схеме кроме одного, я заменил диодный мост на диодах Д226А, на один демпферный диод 6Д20П, получился однополупериодный выпрямитель, и дополнил его конденсаторно-дроссельным фильтром, см. рисунки.


Позже надо будет поэкспериментировать с двуханодным кенотроном 6Ц4П, или сделать выпрямитель на двух таких кенотронах.
Схема готового однополупериодного выпрямителя на 6Ц4П показана ниже, для питания рассматриваемого усилителя достаточно добавить в этой схеме 250 витков на вторичной обмотке, согласно указанным данным на рисунке, чтобы увеличить анодное напряжение и заменить конденсаторы (С1-С2) на 350 вольт.


Для блока питания УНЧ подойдет любой силовой трансформатор мощностью не менее 40Вт, можно использовать готовый от ламповой аппаратуры. На обмотке II должно быть переменное напряжение около 190-200В., а на обмотке III для нитей накала ламп 6В.
Формулы для расчета сглаживающего фильтра к выпрямителю.

Дополнительные схемы сглаживающих фильтров.



В своей конструкции я использовал электролитические конденсаторы - типа (К50-6, К50-3, К50-12); металлобумажные (БМ, МБМ); керамические (КЛС, КСО) или другие более современные.
Переменные резисторы СП-1 (для двухканального варианта усилителя лучше применить сдвоенные переменные СП-3), постоянные резисторы - типа (МЛТ, ВС) мощность сопротивлений указана на схеме. Все соединения выполнены навесным монтажом, под электролитические конденсаторы в шасси просверлены отверстия, все они смонтированы корпусом вверх см. фото усилителя ниже. Лампы и трансформаторы также размещены сверху на поверхности Г-образного металлического шасси, лицевая панель изготовлена из трёх миллиметрового алюминия, а боковые панели


корпуса выполнены из окрашенной 10 мм фанеры, все элементы корпуса внутри соединены уголками на шурупы. На передней панели размещены регуляторы громкости и тембра, сетевой тумблер, предохранитель и индикатор питания, гнезда для подключения акустических колонок и линейный вход.


Двухполупериодная схема с нулевой точкой.
Наиболее распространенная схема выпрямителя с двумя плечами, использующая оба полупериода переменного напряжения (обе половины вторичной обмотки трансформатора работают поочередно). Рекомендуется при выпрямляемой мощности более 10 - 15 вт. В схеме чаще всего применяется двуханодный кенотрон. Частота пульсации равна удвоенной частоте выпрямляемого тока 100 Гц.


Силовой трансформатор Тр. имеет сердечник из пластин Ш20; толщина пакета - 28 мм. Первичная обмотка трансформатора для сети 220в. должна содержать 2200 витков провода ПЭЛ-1 0,19. Вторичная обмотка состоит из 3000 витков провода ПЭЛ-1 0,15 и имеет отвод от середины. Обмотка накала имеет 65 витков провода ПЭЛ-1 0,9. В качестве дросселя Др. можно использовать любой дроссель (или трансформатор), имеющий сердечник из трансформаторной стали и содержащий 5000 - 8000 витков провода диаметром 0,13-0,15 мм в любой изоляции.



После сборки и небольшой отладки УНЧ, при включении переменный фон отсутствовал, как будто усилитель был отключен от сети. При воспроизведении музыки высоких частот хватает, а вот низов конечно мало, из таких выходных звуковых трансформаторов как (ТВЗ-1-9, ТВ-ЗШ), много и не выжмешь, мало железа.


Можно еще сделать сдвоенные трансформаторы, это лучше (высокое окно), но надо будет тогда перематывать катушки, хотя я пытался без перемотки сдвоить ТВК, см. видеоролик.
После сборки сдвоенного трансформатора необходимо не забыть при распайке обмоток о правильной фазировке спаренных катушек. И еще, на таких трансформаторах думаю очень хорошо строить и согласовывать двухтактные схемы УНЧ.



О сталось сделать защитные декоративные колпаки на силовой и звуковые трансформаторы и будет вполне законченный внешний вид. На фото типовые выходные ТВ-ЗШ, но немного переделанные. В качестве эксперимента на катушку добавлена еще одна вторичная обмотка, которая соединена параллельно выходной заводской, теперь первичная обмотка находится между двумя вторичными, чередование обмоток для уменьшения индуктивности рассеяния.


Рекомендую: С.Кризе "Выходные трансформаторы" МРБ №173 1953г. В настоящей брошюре, рассчитанной на радиолюбителей, излагаются в популярной форме основы теории и расчета выходных трансформаторов для усилителей звуковой частоты. И еще одно отличное издание: Цыкин Г.С. " Трансформаторы низкой частоты" 1955г.


В нутри шасси смонтированы два дросселя для сглаживающего фильтра, а также с помощью навесного монтажа распаяны другие мелкие детали схемы – конденсаторы и резисторы. Для безопасности нижнюю часть шасси необходимо закрыть крышкой которую можно изготовить например из ДВП и т. п.

Еще один простой подобный стереофонический усилитель.



Гравировка на металле.

Радиолюбителям часто приходится делать надписи под ручками управления, шкалами, зажимами, переключателями и прочими деталями радиоприемников и различных измерительно-испытательных приборов и аппаратов. Такие надписи проще всего гравировать на металлических табличках. Сам способ гравировки крайне прост и сводится к следующему. Поверхность металлической пластинки, на которой надо выгравировать надпись или обозначение, узор, тщательно зачищается и полируется наждачной шкуркой. Затем пластинку нагревают до (100-120° C) и натирают место, где должна быть надпись, воском так, чтобы воск расплавился и покрыл поверхность металла тонким ровным слоем.


Когда пластинка остынет, иглой процарапывают в слое воска до поверхности металла необходимую надпись и осторожно удаляют стружки воска. После этого остается только выгравировать эту надпись. Для этого приготовляют небольшое количество 20-30-процентного раствора поваренной (столовой) соли NaCl. Этим раствором смачивают кусочек ваты и прикладывают его к пластинке так, чтобы он полностью покрывал только всю надпись и нигде не соприкасался с непокрытой воском поверхностью металла. Сверху на ватку накладывается металлическая пластинка (см. рисунок). Чтобы начался процесс травления, надо к пластинке с надписью присоединить положительный полюс источника постоянного тока с напряжением 2-4 В, а к верхней пластинке отрицательный его полюс. Процесс травления продолжается 3-10 минут в зависимости от силы тока, даваемого источником, и желаемой глубины вытравливаемой надписи. По окончании процесса травления предмет тщательно промывают водой и соскабливают с его поверхности воск. Этим способом можно писать на всех металлах и сплавах, а также на закаленной и нержавеющей стали. автор Г.Колосков

Еще раз о 6ф5п ( Лофтин-Уайт ).

Так получилось, что увлечение ламповыми усилителями я начал с относительно мощных (10-15 ватт). Это было продиктовано низкой чувствительностью моих колонок на динамиках PEERLES , которые прекрасно звучали с транзисторным усилителем 50 ватт.

Сначала были различные переделки прибоя от 12 до 20 ватт.

Потом я сделал однотактник на 6п45с. 10ватт. Слушаю до сих пор.

Пообщавшись в форуме Аудио Портал, я решил попробовать на вкус (слух) 6ф5п.

Собрал по схеме В.Пронина c ТВЗ-1-9 и был поражен. Оказывается даже с такими низкочувствительными колонками(87 дб ) громкости для спокойного прослушивания достаточно.

А если использовать акустику чувствительностью 95 дб и более, то мощнее и не нужно.

Эта схема не претендует на хайэнд , но для начинающих лучше не придумаешь.

Всего одна лампа, трансформаторы можно использовать от ламповых радиол или телевизоров.

Далее переделал схему в Лофтин-Уайт . Мне показалось что усилок стал мощнее. Видимо просто больше коэфф . усиления.

Можно пойти дальше и поставить в смещение триода первой лампы аккумулятор на 1,2 вольта (в катод или сетку)

Я думаю лучше в катод, он будет подзаряжаться током лампы. К тому же в катод безопаснее для ламп.


Всем привет собрал я данный усилитель по этой схеме запустился со 2 раза.

С первым запуском была проблема выходной трансформатор я поставил твз-1-9. После включения примерно через 30 секунд начинало шить ВН с 6 ноги на дорожку проходящую возле. Все перепроверил все как на схеме кроме обратной связи и цепочки C6 и R6, R6 я поставил постоянный с6 вообще не ставил. Потом решил заменить выходной трасформатор на ТВ-3Ш на нем у меня все схемы запускались. И эта с ним нормально запустилась. Не пробивало нигде ВН и усилитель поет. Впаял ТВЗ-1-9 и все опять повторилось. Паралельно первичке транса я впаял кондер на 1 нан. Но это мне не помогло. Подскажите почему на 6 ноге получается очень высокое напряжение?

Только одно объяснение. Без обратной связи идет возбуд, при котором на первичке выходного трансформатора возникают импульсы гораздо более высокого напряжения, чем U питания, скорее всего пилообразные. Обратную связь не зря воткнули. Практически получился выходной каскад строчной развертки телевизоров с ЭЛТ.

Salongo, То есть если вернуть обратную связь то высокое должно пропасть?

Читайте также: