Ламповый усилитель для наушников своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024


Купил я как-тоизодиномические наушники ТДС-5М, а им для нормальной работы обязательно нужен усилитель. Покупать готовый усь не интересно, хочется сделать его самому. Прошерстив интернет остановился на вот этой схеме:



Надо заметить, что на схеме нигде не указаны номиналы напряжений конденсаторов. Так С3 и С4, С5 лучше брать на 400В. С7 и С8 нужно брать хорошие, качественные, от них как говорят сильно зависит качество звука, я их взял с материнских плат компьютеров, на напряжение 16В. Конденсаторы С9 и С10 выходные, их рабочее напряжение 200В. Сначала электролиты С10 поставил на 16В, конечно они у меня весело бахнули :) Хорошо что наушники не пострадали. Все резисторы у меня 2Вт МЛТ, а резисторы R3 прецизионные марки С5-5. Регулятор громкости отсутствует (впрочем на схеме его и нет). В качестве питающего взят анодно-накальный трансформатор ТАН-16, с него набираются нужные напряжения на накал и анод.
Собран усилитель в корпусе компьютерного блока питания, навесным монтажом.




Первый запуск состоялся на работе и прошел практически без сюрпризов, не считая взорвавшихся выходных конденсаторов, о чем я писал выше. Конденсаторы я заменил и усилитель заработал без всяких проблем.


Дальше нужно было облагородить корпус, все таки компьютерный блок питания не верх дизайна. Для этого корпус в первую очередь был полностью выкрашен черной краской.


Пока корпус сох я сбегал в магазин и выбрал подходящую разделочную доску из бука. Которую распилил на две части и как следует вышкурил наждачной бумагой вплоть до 1500 номера.


Самым сложным было выпилить в ней отверстия, для разъемов, бук очень очень твердая древесина, слабо поддающаяся напильнику. Но ничего, справился и с этим. ну и наконец финишная обработка дерева датским маслом (Danish Oil). Получилось конечно кривовато, простовато, но за то очень тепло и лампово, а главное своими руками.



Что можно сказать о звуке? Я не меломан и не занимаюсь выискиванием разницы в звучании разного цвета проводов. Звук мне нравится, никаких потусторонних шумов и искажений усилитель не привносит. Наушники с усилителем наконец то раскрылись и запели.
В общем, схему рекомендую к повторению!

Метки: звук, усилитель, ламповый усилитель

Комментарии 59


Однозначно зачет, и уважуха таким парням, и пусть говорят надо по шаблону, трансформаторы, обьемно, солидно. Начал с простого, может попозже и полный получится собрать. МОЛОДЕЦ!


собирать есть из чего, лежат пара ГУ-72, лежит полтинников ведро, есть и гу-32 и металлокерамика найдется и еще чего то есть в коробках :) может и дойдут руки до большого когда нибудь :)


Тема которая набирает обороты среди радиолюбителей которые любят музыку





Кенотрон поставить и все, как раз когда разогреется, тогда и даст анодное напряжение, причем оно еще и плавно возрастать будет



Себе так же планирую сделать, только ищу исходники по доступной цене, есть одна схема, ее переделывал уже под свои нужды, хорошо играет, только допустил в первый раз небольшую ошибку



Трансляционник УМ-50 на двух Г-807, единственная ошибка, которую я сделал-убрал предусилительную часть на 6Н9С и подавал сигнал напрямую на драйвер 6Н9С(там две одинаковые лампы на предусилительном каскаде)


Ну я в трансляционниках не секу!))))) Да и не ламповик — собрал SRPP, послушал, понравилось, нарисовал нормальную печатку, осталось собрать!))))) Вот как-то так!))


Так и мы не секли с другом, пришлось учиться))))), хотя из за убранного преда играл он не очень мощно



Фразы из темы "Я не меломан и . . . " и " . . . Наушники . . . раскрылись и запели. " — это уже намёк не на Hi-Fi, а на Hi-End ! :) Тем более в теме участвует лампа . Отлично сработано !


спасибо! просто звуковуха со своим выходом на наушники (а там встроенный усилитель судя по описанию), эти наушники не могла раскачать, не могу описать но на слух очень хорошо слышно :)


молодец, но на АЛЛИ этих усилков…и цена мала


Где то в отзывах на али наткнулся на один из отзывов) Дак вот, там писали, что это транзисторный усь с бутафорскими лампами)



я даже фото видел таких усилков в разборе, на лампы только накал подключен


Где то в отзывах на али наткнулся на один из отзывов) Дак вот, там писали, что это транзисторный усь с бутафорскими лампами)

О как.а я смотрю там.купить хочу


молодец, но на АЛЛИ этих усилков…и цена мала

про али я в курсе, а если мне хочется сделать самому?


зачем входные RCA-разъемы на лицевой панели?


ответ простой мне так удобно


самый убедительный аргумент )


не хватает картинки . прогона прогой RMAA — причём на не резистор а твои наушники в качестве нагрузки ? просто интересно посмотреть что на выходе получилось .


к сожалению нет у меня измерительного микрофона, да и даже просто приличного, а на микрофон гарнитуры толку мерять. единственное могу осцилограммы по входу и выходу снять. с помощью генератора и осциллографа


RMAA- программа для компа простая и удобная — пометить искажения шумы АЧХ итд — очень удобно — тем более если схема с инета а косяков бывает там очень много- то АЧХ- хз какое! то разделение каналов — не очом ! Или искажения ну совсем не приличные! Итд .я когда себе усь для ушей делал штук 10разных схем с инета и на лампах и камнях воспроизвел -в конце концов повторитель собрал на микрухе что то похожее на параллельный усилитель Агеева.без всяких электролитов и лишнего мусора . звучит огонь .


недоработочка: в выпрямителе стоят богомерзкие полупроводники. Правильные пацаны по фен-шую юзают кентроны.


больше того, там еще и мост мерзкий буржуйский :)


вот, собственно, его, я и имел в виду

Для правильных пацанов — только хардкор: симметричная обмотка 2х200в и сдвоенный (2-анодный) кенотрон. Иначе — пацаны на раёне засмеют :=)


:))))) ладно, я учту в следующей конструкции, благо варианты на чем собрать есть :)


Ещё учесть в оформлении зеркало на верхнюю горизонтальную плоскость, чтобы было "вапче огонь"!


short-circuit

недоработочка: в выпрямителе стоят богомерзкие полупроводники. Правильные пацаны по фен-шую юзают кентроны.

Или селеновые выпрямительные столбы.


Зачет!
Даешь первоисточник звука на лампах, ?!



Зачет!
Даешь первоисточник звука на лампах, ?!

Точно, а-то смартфон с ЦАПом — не по пацански!


Класс! Смотрится хорошо. Интересно а сколько будет стоит под заказ такой изготовить?


да даже не знаю, не интересовался вопросом, собственно даже себестоимость этого усилка была равна стоимости разделочной доски, это единственное что было куплено, остальное нарыто в гараже :)


это же надо в этом соображать!))) молодец)



Боюсь предположить, что же в качестве источника звука используется.
Поделка, конечно, хорошая — это лучше, чем коробочками с али хвастаться.


в качестве источника звука Audigy Omni и фляки


Блин, а я один не догоняю, ты будешь цифровой звук типа переводить в ламповый?)) А смысл?)


суть в том, что наушники изодинамические, выход звуковухи их как следует не раскачивает, поэтому усилитель, ну а раз усилитель то почему бы и не ламповый


воробья в клочья. один пух полетел.
к чему это я? из пушки по воробьям. но с точным попаданием :)


да ладно, почему бы и нет :) если все это лежало по коробкам в гараже :) можно сказать из любви к искусству, ну и наушникам нравится


Обычно, данную схему дабавляют релейной схемой включения по питанию, что бы не было щелчков при включении.
Резистор ДОЛЖЕН быть параллельно нормально разомкнутым контактам реле, а не последовательно с ними!



Питание через 1 кОм? Неправильно. Там ошибка.
Резистор 1 кОм должен быть включенным постоянно. А контакты реле должны его через задержку (чтобы конденсаторы по питанию успели зарядиться, и не было слышно пука или щелчка) замыкать накоротко. Исправьте, плиз.


Это место просмотрел, А сейчас сравнил со схемой автора, там в качестве этой схемы применён дросель, и объединив два по 1.2 не факт, что автор добился необходимой задержки включения.


Обычно, данную схему дабавляют релейной схемой включения по питанию, что бы не было щелчков при включении.
Резистор ДОЛЖЕН быть параллельно нормально разомкнутым контактам реле, а не последовательно с ними!


зачем? катоды разогреваются медленно и плавно. Никаких резких бросков тока и щелчков не будет и без разрыва анодного


щелчков нет, все хорошо :)


short-circuit

зачем? катоды разогреваются медленно и плавно. Никаких резких бросков тока и щелчков не будет и без разрыва анодного

МЫ цепь разогрева не трогаем, розогрев будет всегда .
Мы отключаем высокое, даём выйти на рабочие напряжения.
И лампы вообще любят "прогреться" прежде чем начинать работать.
На работе в усилителях ВЧ стоит GY 401. Там сначала подаётся накал, затем, если накал есть, разрешается работа БП на 10 кВ, если 10 кВ появились, то подача их на лампу, только через несколько минут, что бы лампа прогрелась.
Вот физику процесса почему так делается, надо освежить в памяти, такие задержки старался делать везде, когда собирал ламповые усилители (последний был собран лет 10 назад).
И высокое, рекомендуют подключать через паразитную резистивную нагрузку, что бы снять это напряжение для безопастности, при использовании реле, на нормально замкнутые контакты, можно повесить резистор, но уже на землю.

Прочитал, освежил, для чего нужна задержка, для продления жизни лампы, не прогретая лампа не сможет отдать полную эмиссию, а если бахнуть по полном её, то получим деградацию лампы. Прогрев лампы продлевает её жизнь и вы правы это не защита от щелчков.


давайте не путать [хрен] с пальцем. У автора всё-таки не 10кВ, которые запросто электрическим полем оторвут кусочек катода и принесут на блюдечке владельцу :=). На 10кВ я бы тоже анодное подавал только после полного прогрева.


ТБ она должна быть везде, мы продлеваем жизнь лампы, задержкой подачи высокого, что бы не "качать" лампу, пока она не выйдет на рабочие режимы.
Да и 300 вольт шарахнут так, что мало не покажется.


тем не менее, в бытовой ламповой аппаратуре со вменяемым анодным (до 350в), нету задержки подачи анодного. Из чего делаем выводы, что оно полезно, но не обязательно


Всё верно. Можно и так и так, но помнить о том, что это высокое напряжение нужно всегда!
Наклейку наклеить, что бы не забыть.


МЫ цепь разогрева не трогаем, розогрев будет всегда .
Мы отключаем высокое, даём выйти на рабочие напряжения.
И лампы вообще любят "прогреться" прежде чем начинать работать.
На работе в усилителях ВЧ стоит GY 401. Там сначала подаётся накал, затем, если накал есть, разрешается работа БП на 10 кВ, если 10 кВ появились, то подача их на лампу, только через несколько минут, что бы лампа прогрелась.
Вот физику процесса почему так делается, надо освежить в памяти, такие задержки старался делать везде, когда собирал ламповые усилители (последний был собран лет 10 назад).
И высокое, рекомендуют подключать через паразитную резистивную нагрузку, что бы снять это напряжение для безопастности, при использовании реле, на нормально замкнутые контакты, можно повесить резистор, но уже на землю.

Прочитал, освежил, для чего нужна задержка, для продления жизни лампы, не прогретая лампа не сможет отдать полную эмиссию, а если бахнуть по полном её, то получим деградацию лампы. Прогрев лампы продлевает её жизнь и вы правы это не защита от щелчков.

Ну скажем так, это не единственный мой усилитель, но единственный звуковой. Остальные как раз ВЧ. Например на ГУ-50, или сейчас я делаю усилитель на двух ГИ-7Б, вот как раз в последнем у меня введена раздельная подача питания с задержкой анодного на время прогрева. Но металло-керамика вообще чувствительна к подаче анодного напряжения в неразогретую лампу. Стекло в этом плане гораздо более живучее. Перед тем как что то слушать я включаю усилитель и даю выйти лампам на рабочую температуру, это прекрасно видно по свечению, благо они стоят снаружи. Да и высокое тут не такое уж высокое, в отличие например от тех же ГИ-7Б где уже 1800 В на аноде да еще и по безтрансформаторной схеме. Просто выкладывать сюда усилители ВЧ я смысла особо не вижу, радиолюбителей слишком мало :) Вообще спор ни о чем, в данной конструкции задержку анодного считаю лишней. Лампы и без этого проживут очень и очень долго, да и чем заменить найдется если что. А безопасность вообще не понял при чем тут, если анодка трахнет то она трахнет без разницы сразу или через 5 минут. А если корпус закрыт и внутрь не лазить то не трахнет.


Представляю вниманию обзор на самодельный гибридный лампово-транзисторный усилитель для наушников.

Предисловие

Прошёл почти год с момента покупки интегрального лампового усилителя Fosi Audio T20. За это время аппарат показал себя с наилучшей стороны, по-прежнему продолжает работать и радовать хорошим звуком.


Выбор схемы

Чего я вообще хотел от усилителя изначально? Не так уж много:

  1. 1. Мощность, достаточная для наушников Beyerdynamic DT 990 Pro, 250 Ом.;
  2. 2. Максимально простая схема, не требующая сложной утомительной настройки;
  3. 3. Отсутствие высоковольтных (>= 200 В) анодных цепей ламп в пользу низковольтных ( Добавить в избранное Понравилось +69 +93

  • 27 октября 2021, 09:07
  • автор: vimusov
  • просмотры: 7671


Кг был измерен при каких условиях?
Uвх\Uвых — ? Rнагр. — ?

На выходе точно не было клиппинга? Осциллограмма есть?

Необходимо подстроить рабочую точку лампы. В идеале на аноде должна быть половина питающего напряжения иначе верхняя полуволна срезается и из-за этого КНИ такой большой.

Какая рабочая точка… эта лампа работает на 10% режимного напряжения, не усилителем, а преобразователем то есть.

Таки да, 24В питание для 6Н23П выглядит странно.

Ладно бы каскад на 6Н30П запустить от каких-то 40-60 В.
Вот это было бы интересно.

Не представляю. Подключение сделано по схеме: выход звуковухи на вход усилителя, выход усилителя на вход звуковухи. Возможно RMAA чудит, постоянно жалуется на недостаточно высокий уровень входного сигнала, даже когда всё везде выкручено на максимум.

Нет, клиппинга нет ни на какой громкости и ни при какой нагрузке — это проверял в первую и главную очередь.

Вы же видите эту катастрофическую вторую гармонику, измеренную Вами вообще без нагрузки.
Поэтому вопрос

а так то за все старания +

не придирки, чиста интересна — берем цифровой сигнал, гоним через процессор карты, цап в ламповый усилитель — какой эффект мы хотим получить? естественный натуральный аудиофильский звук?
было бы логичней — винил, фонокорректор, ламповый усилок для ушей — в тракте нет цифры и звук какой есть — тогда это логично и оправданно…

Но это при условии, что звук был записан исключительно при помощи мембраны на восковой валик. И никакого электроакустического преобразования.

имелась ввиду цифровая обработка сигнала — то есть звук записали с помощью звукоакустического преобразования и так же воспроизвели, аудиофилы такое ценят))
а тут звук полностью цифровой и через лампу? — эффекта то никакого не будет — будет такой же цифровой звук и на выходе…
ну как бигмак положить на тарелку с золотой каемочкой и сесть за стол со скатертью во фраке…

Естественно есть. Родовое. ДД ограничен -60dB (и это если еще повезет). А ЦАП позволит получить действительно качественный источник, на голову лучше винила. Сам же ламповый усь не имеет никакого отношения к источнику, он позволяет получить приятные для многих характерные искажения

Достаточно одной лампы, чтобы внести характерные искажения, которые так многим нравятся. Остальной тракт может быть холодной идеальной цифрой, от него уже ничего не зависит.

Винил — это уже давно не логично. А смысл у автора был простой — послушать подачу лампового усилителя

Так то не для ушей услада, а самовнушение удовлетворенности (я то не против, не мое дело кто как самовнушается).

За третий пункт плюсую. Ручка с грубой накаткой — не понимаю вообще, как до нее может дотрагиваться рука. Это же отвратительно. Ручка должна быть с гладкой поверхностью. И монтироваться в корпус должна по-другому — не выступать над ним, а утапливаться в отверстие, диаметром чуть больше ручки.

Ну а лампы — это сейчас крайне модно, характеристики и источник не имеют значения. Я тоже потихоньку собираю детальки — жить дальше без лампового усилителя на этой планете стало решительно невозможно.


ухты. стержневая радиолампы. изобретение советского гения — Авдеев, Валентин Николаевич. насколько мне известно они только в оборнке применялись.

Где тут пальчиковые лампы? Это сверхминиатюрные и нувисторы, для усилителя-корректора. Для всего остального будут пальчиковые и, возможно, октальные.

Да я это все 'пальцами' называю :) Я в том плане, что бы классический красивый внешний вид получить — лампы снаружи, защита ламп итд :)

Похоже решили пойти по пути миниатюризации? А выходной каскад и выходной трансформатор как хотите исполнить?

Миниатюризация только для усилителя-корректора. Остальное будет нормальных размеров, иначе нечего будет показывать. Выходной каскад — двухтактный, лампы пока не выбрал, но в бюджет вписываются только EL84, ради прикола сделать bias servo, выходной трансформатор думаю намотать на тороидальном сердечнике, там будет очень занятный квест с секционированием, которое тороидам в основном вредит, но в чем-то помогает.

А тороидальный сердечник подойдет? Как то интересовался как изготавливаются выходные трансформаторы на Ш-образных сердечниках, так там идет попеременное секционирование первичной и вторичной обмоток, да и сердечник собран не стандартно, а с диэлектрическим зазором, или я что то упустил и такой трансформатор только для однотактных усилителей?

Пока еще окончательно не нарисовал. Чтобы от звука не воротило, постараюсь всюду применить максимально глубокие обратные связи. Обязательно будет темброблок. Нечто подобное есть у Г. С. Гендина, у него много публикаций на тему ламповых УНЧ.

Ручка с грубой накаткой — не понимаю вообще, как до нее может дотрагиваться рука. Это же отвратительно.

В ламповые времена ручки, как правило, были ребристые и никого это не напрягало, гладкие появились во времена разных хайфаев и собственно ничего особенного в них нет, разве что руки не надо мыть часто)))

Почему-то мне кажется, что дело не в том, что автору нравится именно такая ручка. Тогда стиль аппарата в целом должен быть немного другим. А дело в неразборчивости автора — поставил что продается и особо не искал другое. А это плохо. Способ монтажа ручки (с зазором относительно панели) подтверждает, что дизайн тут на отцепись.

Если это вообще можно назвать дизайном))) Как по мне, то так может выглядеть какой нибудь частотник на станке где-то на заводе.

В таком стиле усилители бывают. Но тут не хватает многих элементов дизайна, в первую очередь — надписей. На панелях черного цвета они должны без проблем делаться лазерной гравировкой. А в целом — да, в плане дизайна тут обсуждать особо нечего.

Топ-5:
1. Индикатор остатка заряда аккумулятора — восхитительно простой проект, сделал на его основе свой вариант;
2. Примитивный тепловизор — даже не думал что его возможно собрать самому всего лишь из каких-то модулей;
3. Самодельные панели — на данный момент изрядно устаревшая и вытесненная более простыми альтернативами технология, но всё ещё вполне применимая;
4. Самодельный телескоп — люблю ночью потаращиться на звёзды, жаль что это так редко удаётся сделать;
5. Дачный гальюн — невероятно основательная для такого утилитарного назначения постройка;
Нравится мне всё это тем, что либо сам до этого не додумался (индикатор, панели), либо считал слишком сложным для самоделки (тепловизор), либо не ожидал получить настолько хороший результат в сравнении с готовым изделием (телескоп), либо даже при желании не имею возможности повторить (гальюн).

Спасибо, интересно было ознакомиться.
1. Проект не сильно впечатлил. Огорчило отношение автора к плате — она безобразно вырезана, безобразные дорожки. Можно было хотя бы ЛУТ применить. Из подобных простых проектов меня в свое время впечатлил проект RFID-метки на ATtiny с питанием от антенны.
2. Про тепловизор очень интересно, не знал о существовании таких модулей.
3. Этот пост я видел, тоже обратил на него внимание. Однажды делал по похожей технологии наклейку для пульта — заказал фотовывод на пленке, а с обратной стороны прозрачные участки закрашивал разноцветным лаком. Получилось хорошо, но такой способ имеет ограниченное применения из-за блеска пленки. К тому же, полноцветные наклейки сейчас очень дешево делают рекламные фирмы. Позже наклейку переделал у них с матовым ламинированием.
4, 5 — не могу комментировать, я имел в виду только электронные проекты.

Незачем так раздраженно реагировать. Мне не хочется Вас унизить, мне хочется, чтобы Вы совершенствовались как конструктор и в следующий раз показали более красивое изделие.

Регулятор громкости Никитина

Многих радиолюбителей, желающих приобщиться к ламповому звуку, останавливает наличие в конструкции выходного трансформатора. Качество этого элемента во многом определяет конечное качество звучания всего усилителя. Готовые промышленные образцы стоят весьма дорого, да и не всегда есть возможность подобрать трансформатор под конкретную лампу или режим работы. А изготовить качественный выходной трансформатор в домашних условиях не каждому радиолюбителю под силу.

Потому, практически вместе с появлением лампы, радиоинженеры начали поиски путей исключения из схемы выходного трансформатора. Для снижения выходного сопротивления усилителя в ход пошли и катодные повторители, и параллельное включение нескольких ламп, мостовые и двухтактные схемы. Такая топология получила название OTL (без выходного трансформатора).

Подобные OTL-аппараты даже выпускались в промышленных масштабах, но, увы, лишь единицы из них имели достойное звучание. Потому интерес к таким схемам в последнее время заметно угас.

Однако, памятуя о том, что сопротивление (аудиофильских) наушников чаще всего лежит в диапазоне 32-600 Ом, что по сравнению с сопротивлением акустических систем в 4-8 Ом получается в несколько раз, а то и сотен раз больше, радиолюбители не оставляют попытки реализовать OTL-топологию в маломощных усилителях для наушников. Чаще всего встречаются вариации на тему SRPP-каскадов и параллельного включения ламп. Но бывают и другие варианты.

Один из вариантов предложил Морган Джонс в несильно далёких 90-х годах. В основу своей схемы он заложил схему усилителя EarMax, который выпускался одной известной фирмой и стоил около 1000$.

Изменив некоторые номиналы и типы используемых ламп (в оригинале была лампа 6Н1П), Джонс увеличил нагрузочную способность усилителя и обеспечил относительно качественную работу схемы на 32-омные наушники. Схема усилителя представлена на рисунке:

Усилитель для наушников.

Увеличение по клику

Как показали измерения, усилитель отлично справляется с наушниками сопротивлением от 300 Ом. При этом, чем ниже сопротивление нагрузки, тем получается короче спектр гармоник на выходе усилителя.

Для нагрузки в 32 Ом усилитель при больших мощностях (а максимум составил 32 мВт) имел дисбаланс положительной и отрицательной полуволн сигнала.

Изучением такого странного поведения усилителя при низкоомной нагрузке (ведь выходное сопротивление усилителя было достаточно низким) занялись два энтузиаста Джон Броски и Алекс Кавалли. В результате их исследований были изменены номиналы резисторов (и как следствие режимы работы ламп) выходного каскада. Это позволило оптимизировать распределение тока между плечами выходного каскада:

Усилитель для наушников.

Увеличение по клику

Но за всё приходится платить. Из-за внесённых изменений уменьшился общий коэффициент усиления до 19, и возросло выходное сопротивление усилителя до 53 Ом. Тем не менее, усилитель достойно справился с наушниками сопротивлением 32 Ома.

Для тех, кто не боится общей отрицательной обратной связи, Алекс Кавалли предложил вариант схемы:

Усилитель для наушников.

Увеличение по клику

Здесь резисторы R3 и R10 формируют цепь общей ООС. Её глубина выбрана как компромисс: с одной стороны — понизить выходное сопротивление усилителя менее 32 Ом (с указанными номиналами получается 20 Ом), с другой стороны — общего усиления должно хватать, чтобы раскачать сигнал с выхода обычного CD-плейера. Алекс советует поэкспериментировать с номинала этих резисторов, чтобы подобрать оптимальное звучание под конкретные наушники.

Не все любят лампу 6Н23П, потому нашлись энтузиасты, которые доработали исходный вариант усилителя EarMax на базе ламп 6Н1П:

Усилитель для наушников.

Увеличение по клику

Здесь также изменены номиналы резисторов для повышения нагрузочной способности усилителя, кроме того для оптимизации режимов потребовалось увеличить напряжение питания усилителя.

При повторении этого варианта обращаю ваше внимание на то, что лампа 6Н1П по цепи накала потребляет ток практически в два раза больше, чем 6Н23П. Это следует учесть при выборе трансформатора и изготовлении блока питания. Учитывая, что внутреннее сопротивление лампы 6Н1П (11кОм) значительно выше внутреннего сопротивления лампы 6Н23П (около 2,5кОм), последний вариант усилителя рекомендуется использовать с наушниками сопротивлением от 100 Ом.

Благодаря своей простоте, все приведённые выше конструкции легко собираются навесным монтажом без использования печатных плат.

Единственный конденсатор на пути сигнала это С4. Здесь следует использовать конденсатор максимально-доступного вам аудиофильского качества! Не стоит использовать конденсаторы с рабочим напряжением ниже указанных на схеме, так как до полного прогрева ламп напряжение на них может достигать напряжения питания усилителя.

Схема блока питания не приводится, так как здесь любой радиолюбитель может развернуться в полной мере своей аудиофильской испорченности. В оригинале усилитель запитывался от обычного мостового выпрямителя с C-L-C фильтром. Не было предусмотрено никаких цепей по задержке подачи анодного напряжения до прогрева ламп. В поздних моделях усилителя для снижения уровня фона ввели питание накала ламп постоянным напряжением.

При повторении конструкции можно реализовать питание усилителя от кенотронного выпрямителя, что автоматически защитит катоды ламп, или, учитывая небольшой ток потребления схемы, от параметрического стабилизатора.

Учитывая доступность деталей и простоту конструкции, сборка этого усилителя может стать неплохим занятием для морозного зимнего вечера, шансом приобщиться к ламповому звуку и простым способом поднять звучание ваших наушников на совершенно другой уровень.

Собирая и налаживая схему, помните, что в ламповых конструкциях присутствуют высокие напряжения опасные для жизни! Будьте внимательны и осторожны. Соблюдайте правила техники безопасности при работе с высоким напряжением. Не забывайте разряжать конденсаторы перед проведением работ внутри усилителя.

Вот схема предлагаемая для повторения.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис1. Схема усилителя для стереонаушников.

В основе ее лежит так называемый SRPP каскад (Shunt Regulated Push Pull, По-русски название звучит так - каскад с динамической нагрузкой). Вот и мы уже начали произносить магические заклинания :). В качестве усилительной используется лампа двойной триод (в одном стеклянном баллоне размещены две независимые друг от друга радиолампы). Нижняя по схеме половинка занимается усилением сигнала, а верхняя - играет роль динамической нагрузки. Положительные особенности такого включения - это высокий коэффициент усиления и низкое выходное сопротивление каскада. Усилитель справляется как с низкоомными наушниками сопротивлением 32 Ом так и со студийными мониторами сопротивлением постоянному току в 250 и более Ом. Настройка схемы не представляет никаких проблем. После включения и прогрева ламп (примерно 5 минут) надо проконтролировать напряжение на аноде нижней лампы или катоде верхней. Оно должно быть равным половине напряжения питания (анод верхней лампы). Если это напряжение отличается от нормы более чем на 5-10% его подстраиваем подбирая резистор Rк в катоде нижней лампы. Рекомендуется, на период настройки, поставить туда цепочку из последовательно включенных постоянного резистора на 100 Ом и подстроечного на 330-470 Ом. После настройки усилителя замеряем тестером полученное сопротивление и ставим постоянный резистор как можно более близкого номинала.

Материалы и инструменты

Несколько слов о применяемых деталях.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис 2. Детали для сборки усилителя.

Для сборки понадобятся собственно пара радиоламп. Можно использовать лампы марки 6Н1П, 6Н2П, 6Н23П. Очень хорошие результаты получаются с лампой 6Н3П, но она имеет другую цоколевку, и если вы захотите собрать усилитель на ней - обратите внимание на расположение выводов. Можно воспользоваться более мощной лампой 6Н6П. При ее использовании необходимо обратить внимание на мощность трансформатора накала. Он должен обеспечивать напряжение 6 в при токе не менее 2А или 12 в при токе 1А. Все эти лампы, за исключением 6Н6П, всегда есть в любом старом ламповом телевизоре, так что с приобретением проблем не возникнет.

Все резисторы (кроме одного в цепи питания) рассчитаны на мощность 0.25 Вт (можно больше, но тогда они будут занимать гораздо больше места). Номиналы можно посмотреть на схеме. Электролитические конденсаторы в цепи питания используются на номинальное напряжение 350-400 в. В стабилизаторе питания усилителя я использовал конденсаторы 470 мкФ на напряжение 200 в, взятые из горелых компьютерных блоков питания. Конденсаторы соединены последовательно по две штуки, в параллель каждому из конденсаторов подключен резистор сопротивлением 470 кОм. Эти резисторы выравнивают падение напряжений на конденсаторах и служат для разрядки емкостей после отключения питания. В цепи катода нижней лампы можно использовать конденсатор емкостью от 1000 до 10000 мкФ на номинальное напряжение 6-16 вольт. Качество этого конденсатора непосредственно влияет на качество звука, поэтому маститые аудиофилы посоветовали бы воспользоваться в этой цепи конденсатором марки BlackGate. Но по причине его высокой цены (более 100$ за штуку) мы обойдемся чем-нибудь более дешевым и не менее качественным. Лучший подручный вариант - это взять конденсатор марки Rubycon с неисправной материнской платы. Такие конденсаторы устанавливают в цепи питания процессора. Параллельно всем электролитическим конденсаторам настоятельно рекомендуется включить небольшой (0.1 - 1.0 мкФ) неполярный пленочный конденсатор. Из отечественных могу порекомендовать конденсаторы марки К78. Добавка таких конденсаторов улучшит воспроизведение усилителем высоким частот.

Трансформаторы

Теперь перейдем к самому главному. К трансформаторам питания. Сложность изготовления трансформаторов для ламповой техники является еще одним препятствием, которое останавливает начинающих (и не только начинающих) радиолюбителей. Для питания радиоламп требуются высокое напряжение (как правило это 200-300вольт) в цепи анода и низкое, но с большими токами, напряжение на накал. В нашем случае лампы имеют напряжение накала 6.3 вольта. Анодное напряжение на них подается 300вольт.

Можно найти специализированный унифицированный трансформатор для питания ламповых схем марки ТАН (трансформатор анодно-накальный). Но они дороги и не всегда их можно найти. Можно воспользоваться трансформатором взятым от старой радиолы или телевизора. Такие трансформаторы подойдут по всем параметрам, кроме одного - размера. Я для своего усилителя трансформаторы сделал сам. Точнее переделал под свои нужды готовые трансформаторы от недорогих китайских БП, которые вставляются непосредственно в розетку.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис3. Трансформаторы подготовленные для переделки.

Ищем такие БП в ближайшем магазине, торгующем бытовой техникой. Нам потребуются блоки имеющие на выходе 12 вольт, рассчитанные на выходной ток не менее 1А. Таких трансформаторов потребуется 3 шт. Один из них будет питать накалы радиоламп. Нити накала обеих ламп соединены последовательно и подключены к источнику постоянного напряжения 12в (трансформатор Т2 на схеме). Два других трансформатора придется разобрать.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис 4. Разборка трансформатора.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис5. Разобранный трансформатор.

Как видим, обмотки трансформатора намотаны на двух абсолютно одинаковых катушках. На одной, тонким проводом, намотана первичная обмотка. На второй, более толстым - вторичная. Берем две высоковольтных первичных обмотки от двух разобранных трансформаторов, устанавливаем их в каркас и собираем трансформатор снова. Получится трансформатор с коэффициентом передачи 1:1 и напряжением 220в переменного тока на выходе. После выпрямления этого напряжения получится примерно 300 вольт постоянного тока, что нам и требуется. Включаем собранный трансформатор, на выход для проверки подключаем 15 Вт электрическую лампочку. Проверяем гудит или нет собранный трансформатор. При наличии гудения надо попробовать добавить в сердечник еще несколько пластин (запасные от второго разобранного). Если пластины уже не лезут (все забито плотно) то сердечник надо пропитать жидким лаком и хорошенько высушить. Гудение и вибрация пропадут. Вместо пропитки лаком можно гудящий трансформатор сварить в расплавленном парафине. В подходящей по размеру кастрюльке (консервной банке) растапливается парафин. После того как он расплавиться и станет жидким в него погружают трансформатор и выдерживают в расплавленном парафине 10-20 минут, чтобы пропитались все щели. После этого трансформатор вынимаем из расплава, кладем на кусок картона и даем остыть. Обработанные таким образом трансформаторы не шумят.

После того как все детали подобраны и проверены на исправность, можно приступать непосредственно к сборке усилителя.

Сборка

Конструктивно усилитель можно выполнить в любой подходящей по размеру коробочке в которой размещаются трансформаторы, конденсаторы и ламповые панельки. Очень хорошо подойдет корпус от неисправного компьютерного БП. Поскольку в усилителе для питания используется высокое напряжение особое внимание надо обратить на качество изоляции проводов и надежность крепления и пайки всех элементов схемы. Если раньше не приходилось иметь дело с высоким напряжением, не поленитесь найти и прочитать правила техники безопасности при эксплуатации и ремонте электроустановок под напряжением до 1000 вольт. Электричество халатного к себе отношения не прощает.

Далее, на конкретном примере я опишу свой вариант реализации схемы этого усилителя.

В этом компьютерном корпусе выполненном в виде деревянной шкатулки с профилем А. С. Пушкина на верхней крышке в качестве декоративного элемента использовался старинный серебряный подсвечник. Идея мне тогда понравилась, но хотелось бы подсвечник использовать не просто как декоративный элемент. И вот когда я обдумывал как же внешне оформить будущий усилитель, я вспомнил об этой идеи.
Я предпринял поход по сувенирным и антикварным лавкам и в результате приобрел пару (пусть и не старинных, но красивых) подсвечников и небольшую деревянную шкатулку от винного набора. Вот так предположительно должно было получиться.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис 6. Первая примерка.

Я замерил внутренние размеры шкатулки и по ним сделал металлическое шасси, на котором разместил трансформаторы и электролитические конденсаторы. Там же разместилась колодка с клеммами, на которой будут распаяны все остальные детали. В качестве основания послужила стальная пластина выпиленная из бросовой боковины компьютерного корпуса.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис 7 Шасси усилителя.

В задней стенке коробочки необходимо было проделать отверстие, для установки разъема подключения питания, сетевого выключателя и разъемов для наушников и сигнального кабеля. Здесь меня ждала большая неприятность. Когда я сверлил коробку, сверло случайно перекосилось и коробка треснула. Красивый красный рояльный лак, которым была покрыта шкатулка в нескольких местах отвалился и внешний вид был испорчен, как я думал окончательно.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис8. Отверстие в задней стенке для разъемов.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис9. Планка с разъемами и обновленная шкатулка.

Долго не мог найти подходящую рукоятку для регулятора громкости. В конце концов покопался в шкатулке с бижутерией у жены и нашел симпатичную подвеску со стразами. Жена ее мне отдала, но с условием, что к ближайшему дню рождения получит в замен цепочку и подвеску из настоящего золота. Что ж, искусство и женщины требуют жертв, финансовых по крайней мере.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис10. Заготовка для регулятора громкости.

Я обточил до нужного размера обычную пластиковую ручку регулятора громкости и вклеил ее внутрь подвески. Получился такой вот гламурный регулятор.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис.11. Рукоятка регулятора громкости.

В магазине, торгующем мебельной фурнитурой приобрел четыре хромированных металлических дверные ручки. Они будут прикреплены снизу в качестве ножек для придания устойчивости всей конструкции.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис.12 Будущие ножки.

Вот так теперь выглядит шкатулка в сборе.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис13. Корпус усилителя готов.

Теперь пришло время заняться самими подсвечниками. Подсвечник состоит из нескольких полых деталей, которые удерживаются вместе резьбовой шпилькой М5. Разобрать его не представляет никакого труда. Сразу видно, что вещь не старинная, а современный, китайский новодел. Детали сделаны из алюминия, покрытого сверху тонким слоем серебра. А ведь стоили так, как будто они целиком отлиты из благородного металла.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис.14. разобранный подсвечник.

В верхней части подсвечника будет установлена ламповая панелька. Вниз от нее пойдет жгут из 8 проводов. Поэтому для проводов надо просверлить отверстие подходящего диаметра.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис 15. Подготовка к установке лампового патрона.

По ходу работы возник непростой вопрос, как же скрепить снова воедино все элементы подсвечника. Если использовать толстую резьбовую шпильку, то не останется места для проводов. Клей держится на полированных металлических поверхностях плохо. Паять части между собой - будет видно следы пайки и это пагубно отразиться на внешнем виде. Я решил сделать крепеж таким же какой он и был изначально, только использовать для этого тонкую из 1.5 мм стальной проволоки шпильку. Как она выглядит видно на фотографии.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис 16. Новая крепежная шпилька.

Через отверстие диаметром 6 мм которые я просверлил в верхней части подсвечника без труда удалось протащить и крепежную шпильку и сигнальные провода. В качестве проводов я использовал обрезки стандартной витой пары. Они удобны еще и тем, что каждый провод имеет свой цвет и это поможет избежать ошибок при монтаже усилителя.

Ламповые панельки перед установкой пришлось слегка доработать, чтобы они влезли в верхнюю часть подсвечника.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис 17. Доработка ламповых панелек.

Вот такой получился подсвечник в стиле Hi-End.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис 18. Готовый подсвечник.

Перед окончательной сборкой необходимо было проверить работоспособность, качество звучания, настроить режимы работы радиоламп. Вот как это все выглядело на тестовом столе.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис 19. Предварительная проверка и настройка.

Шасси с трансформаторами помещается внутрь шкатулки. В крышке шкатулки делается 3 отверстия (два для крепежа подсвечников и отверстие под регулятор громкости. Все провода припаиваются на место согласно схеме.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис 20. Этап окончательной сборки усилителя.

Уф! Готово! Можно налить себе чашку кофе, достать диск с любимыми записями и начинать слушать, что же собственно получилось в итоге и стоило ли оно всех трудов затраченных на изготовление.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Рис.21. Все готово к прослушиванию музыки.

Финал. Оценка работы

Для проверки качества звучания я воспользовался тремя типами наушников.

Beyerdynamic DT 231 сопротивлением 32 Ом, Koss PortaPro сопротивлением 64 Ом и студийными мониторными наушниками Beyerdynamic DT 770 Pro сопротивлением 250 Ом. В качестве источника звука выступала звуковая плата Creative Audigy ZS, которая воспроизводила нежатые (напрямую сграбленные с аудио компакт дисков) звуковые файлы. Что можно сказать. Все наушники через усилитель звучат лучше чем когда их подключал непосредственно на выход звуковой платы. Детальность и прозрачность звучания особенно на высоких порадовала мой слух. Низкоомные наушники DT231 на высоком уровне сигнала начинали выдавать искажения по низким частотам. Для таких наушников необходимо использовать более мощные лампы в усилителе или подключать их через согласующий трансформатор. Звучание же высокоомных студийных DT770 оставило вообще неизгладимые впечатления. В ближайшее время плюну на очередной апгрейд компьютера и вместо новой видеокарты куплю себе эти наушники.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Я нисколько не пожалел, о потраченных на сборку времени и средствах. Рекомендую всем попробовать сделать тоже самое. Не пожалеете. С уважением TANk.

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Самодельный ламповый усилитель для наушников

Вас может заинтересовать:

  1. Ламповый предусилитель
  2. Предусилители. Morrison
  3. Tube Bass Preamp V. 1.0
  4. Усилитель к наушникам на лампах номер 2
  5. Предварительный усилитель на трех деталях на лампе 6э5п
  1. 6Н23П
    • Все статьи с данной радиолампой
    • Справочные данные
  2. ECC88
    • Все статьи с данной радиолампой
    • Справочные данные

Комментарии к статьям на сайте временно отключены по причине огромного количества спама.

Реклама: Купить полиуретан Европласт по ценам производителя -- Все о народной медицине и здоровом образе жизни, лучшие статьи смотреть тут. -- Только у нас магнитная трековая система по ценам производителя -- Буй официальный сайт

Читайте также: