Лабиринтные колонки своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

(14-02-2015 10:45) QwertyBoy писал(а): Перечитал всю тему, и жутко захотелось сделать и себе такое. Правда из доступных материалов имеется только МДФ 30 мм. И еще. Вот хочу такие колоночки, только на ШП динамике. Прошу помощи с чертежом, поиском и приобретением динамиков.
Упс. Доступен оказался и 19 МДФ. Все равно требуется Ваша помощь по вышеозначенным вопросам

тут обитает мастер Рогожин который как раз этим и занимается и чертежи у него на страничке есть и сам корпуса делает

(14-02-2015 11:29) xongildon писал(а): тут обитает мастер Рогожин который как раз этим и занимается и чертежи у него на страничке есть и сам корпуса делает

Обращался к нему на фейсбуке, чет молчит. Корпус имеется возможность изготовить самому, друг мебельным цехом руководит, поможет. Нужны только чертежи для этого. А вот во всем остальном требуется помощь.

(14-02-2015 11:46) QwertyBoy писал(а): Обращался к нему на фейсбуке, чет молчит. Корпус имеется возможность изготовить самому, друг мебельным цехом руководит, поможет. Нужны только чертежи для этого. А вот во всем остальном требуется помощь.

А я думал, он только мне не отвечает, а это оказывается система такая
Идея рогожина - сместить динамик на 1/3 - я так и сделал лабиринт - стандартный их в нете полно называется - четьвертьволновик добавить распорок - в нете об этом не сказанно, в чертежах нет.
На сколько гц настроить хотите?

(14-02-2015 12:15) xongildon писал(а): А я думал, он только мне не отвечает, а это оказывается система такая
Идея рогожина - сместить динамик на 1/3 - я так и сделал лабиринт - стандартный их в нете полно называется - четьвертьволновик добавить распорок - в нете об этом не сказанно, в чертежах нет.
На сколько гц настроить хотите?

Дык чем ниже, тем лучше. Вопрос в том, какие из доступных ШП динамики использовать? Где их брать? Как корпус рассчитать? Ибо я далеко не технарь, и с расчетами проблемы

(14-02-2015 12:23) QwertyBoy писал(а): Дык чем ниже, тем лучше. Вопрос в том, какие из доступных ШП динамики использовать? Где их брать? Как корпус рассчитать? Ибо я далеко не технарь, и с расчетами проблемы

Та нечего там делать - больше покрутите интересней будет
два момента которые надо учесть - подьем НЧ от размеров комнаты и спад динамиков - остальное это труба (или не труба) дамаметром (площадью) динамик - полтора, длинной 2 - 3 метра (чем длиннее тем ниже подем от резонанся)

А учитывая крайнюю легкость изготовления ничего не мешает пару раз попеределывать корпус по месту

Всем привет! Давно у меня в мозгу засела идея построить домашние АС своими руками на автомобильных динамиках. Наткнулся на эту тему сначала на вегалабе. Перечитал все форумы по этому изделию и было решено делать))
Купил molel tempo 6 coax дсп 18 мм Пва шурупы и вперед))
На сборку ушел у меня месяц ( ну по рабочим часам часов где то 10 не более ) просто времени особо не было да и в квартире особо не пошумишь.
Корпус сделал разборным чтобы попробовать с наполнителем и без ( наполнитель войлок 3 мм)
В итоге по моему мнению:

Проект однозначно стоящий!! Рогожину и Яну огромное спасибо за разжовавание всего. ) кто думает стоит делать или нет , я скажу однозначно СТОИТ ( особенно при ограниченном бюджете ). За относительно небольшие деньги ВЫ получаете ОЧЕНЬ хороший звук ( на столько хороший что я свои KEF c40 продал за 20000 р и слушаю лабиринты).
По поводу заполнения , не знаю кому как,но мне без заполнения больше понравилось.
Согласен с предыдущими отзывами, что ползет нижняя середина в порт, но я эту проблему очень быстро и легко решил : взял эквалайзером подрезал на - 3 дб от 125 до 250 гц. не знаю почему все кто жалуются так не сделали, а полезли в дебри с фильтрами и там счастья не нашли)
есть еще одна проблемка это прилипший звук к колонкам, возможно решается пулями (этого я еще не пробовал).

Но хочу заметить что за такую стоимость ( мне вышло 6000 р на все про все) все это придирки и стремление к идеалу который не достижим!!

Всем доброго времени суток! С удовольствием просмотрел все страницы этой ветки про строительство акустических систем в оформлении лабиринт и их настройку. От сюда возник вопрос к знающим людям, а именно: существует понятие как сужающий так и расширяющий канал лабиринта. Может кто делал такие виды оформления? В чем минусы и плюсы? Интересует конечно исключительно только качество звука, а как расчитывается это уже наверное другая тема, и как изменяется качество звука по сравнению с постоянным сечением канала?

Всем "лабиринтникам" привет!
Задам вопрос- есть "в природе" какие-либо динамики повыше классом чем морель темпо-но, что бы по характеристикам могли заменить их в этих корпусах? кто может посчитать?или что то экспериментировал?

(04-03-2015 20:57) novik писал(а): Всем "лабиринтникам" привет!
Задам вопрос- есть "в природе" какие-либо динамики повыше классом чем морель темпо-но, что бы по характеристикам могли заменить их в этих корпусах? кто может посчитать?или что то экспериментировал?

В природе динамиков классом выше не существует - после их выхода закрылись все фирмы выпускающие динамики дороже и это стало настоящим ударом для музыкальной индустрии от этого шока мы не оправились до сих пор.

ПС. Я бы лабиринт для колонок не делал, из лабиринта больше 60 гц доносится не должно. - лучше закрытый ящик + саб - лабиринт.

(05-03-2015 11:22) xongildon писал(а): В природе динамиков классом выше не существует - после их выхода закрылись все фирмы выпускающие динамики дороже и это стало настоящим ударом для музыкальной индустрии от этого шока мы не оправились до сих пор.

ПС. Я бы лабиринт для колонок не делал, из лабиринта больше 60 гц доносится не должно. - лучше закрытый ящик + саб - лабиринт.

Та я пошутил
А отчего вы за автомобильные динамики взялись?
И чего вы хотите в музыке?
Что уже есть?

Если хотите сэкономить денег - берите готовое - самоделки всегда дороже получаются

. я в этой ветке уже "отчитывался". И лабиринты Яна были изготовлены-но , они не стали для меня "выше" той АС которую я имею(пока слушаю ХЕСО метас-полочники+ саб)-интересно было услышать именно лабиринты. а послушав "обратный рупор" у известного в кругу киевских аудиофилов-экспериментаторов Игоря (Музтанк)- мне понравились такие АС- правда были еще мои эксперименты и его изделия у меня дома не зазвучали ..
. так вот мечта еще тлеет

(05-03-2015 21:07) novik писал(а): . я в этой ветке уже "отчитывался". И лабиринты Яна были изготовлены-но , они не стали для меня "выше" той АС которую я имею(пока слушаю ХЕСО метас-полочники+ саб)-интересно было услышать именно лабиринты. а послушав "обратный рупор" у известного в кругу киевских аудиофилов-экспериментаторов Игоря (Музтанк)- мне понравились такие АС- правда были еще мои эксперименты и его изделия у меня дома не зазвучали ..
. так вот мечта еще тлеет

..наверно - что бы все было "глубже и детальнее" при небольшой громкости - вот хотел бы "ширики" от венгра послушать

А вот это уже на много интересней. По крайней мере не будет душить мысль о выброшенных на ветер денег.

(05-03-2015 21:21) novik писал(а): ..наверно - что бы все было "глубже и детальнее" при небольшой громкости - вот хотел бы "ширики" от венгра послушать

Глубже детальней дает и шнурки и цап и усилок чего за колонки то взялись? Лабиринт даст только чуть ниже бас.

(05-03-2015 21:29) xongildon писал(а): Глубже детальней дает и шнурки и цап и усилок чего за колонки то взялись? Лабиринт даст только чуть ниже бас.

. думаю что у меня это не -"слабое звено". о рупоре который на Лесном у Игоря в мастерской( или "студии")- так вот если бы звук повторился у меня дома- то я бы и был бы доволен--нооооо, размеры. и хз на каких динамиках они послушать их у себя не так получилось

(05-03-2015 21:52) novik писал(а): . думаю что у меня это не -"слабое звено". о рупоре который на Лесном у Игоря в мастерской( или "студии")- так вот если бы звук повторился у меня дома- то я бы и был бы доволен--нооооо, размеры. и хз на каких динамиках они послушать их у себя не так получилось

Мой совет - не можете послушать колонки у себя -
отвезите в гости всю свою систему и послушайте на тех колонках.
Уверен, вы узнаете много нового для себя.


В альтезза клубе люди знают меня как audiomaniac, но этот ник взялся не просто так. Все потому что раньше я увлекался музыкой и звукотехникой. Причем я не фанат автозвука, а предпочитаю слушать музыку в более подходящей обстановке — дома, где можно в полной мере воссоздать эффект присутствия, вслушиваться в детали и не отвлекаться на вождение.

Речь пойдет о сборке более или менее качественной двухполосной домашней акустики, способной передать самые мельчайшие нюансы аудиозаписей, и открыть для Вас мир качественного звука, не без (качественного усилителя разумеется).

Это не первая акустика которую мне довелось спроектировать и собрать, до этого был опыт как очень основательного апгрейда советской классики, так и сборки акустики с нуля. Супругу не устраивал форм-фактор моей советской классики, большие широкие гробы которые не вписывались в интерьер и занимали слишком много места


Но звучали они превосходно, на настройку кроссовера я потратил около года доводя звук до идеала.

Колонки получились довольно тяжелой нагрузкой для усилителей, но мой усилитель собранный по мотивам форума Vegalab без проблем с ними справлялся:


Однажды один знакомый американец сказал мне что самое крутое акустическое оформление которое он когда либо слышал это трансмиссионная линия (TL). Он же лабиринт или четвертьволновой резонатор или органная труба, не путать с резонатором Гельмгольца и с фазоинвертором. У нас в России большой опыт собрал по лабиринтам Рогожин Александр. С тех самых пор общения с американцем я и загорелся собрать что-то в данном оформлении.

Идейным вдохновением для меня стала акустика фирмы PMC Twenty 24 Можно погуглить обзоры на данную акустику, посмотреть замеры и сравнить их с замерами моей акустики ниже.

В качестве динамиков были выбраны привычные мне норвежские Seas CA18RLY и 27TDC. Их не сложно свести, они не имеют серьезных изъянов, в общем хорошие динамики за свои деньги.


После прогрева и обмера динамиков получил следующие параметры Тиля-Смолла:
Fs 49hz
Mms 10.7g
Rms 1.75 kg sec
Cms 0.0009 m N
BL 6.0
Vas 17 L
Qt 0.38
Qes 0.48
Qms 1,91

У пары динамиков параметры почти не отличаются, я привел параметры одного из них. Параметры указывают на повышенную жесткость подвеса, относительно паспорта. Я не знаю как их так надо размять чтоб подойти к паспортным параметрам, в реальной жизни они у меня скорее задубеют чем разомнутся. Поэтому взял за опору в расчетах эти параметры.

Проект корпуса:



После сборки и тестов корпус получился в итоге такой:


Внутри корпус выглядит так:


Этот корпус даёт плавный спад АЧХ, -5дб на 30 гц. Можно уменьшить высоту корпуса на 5-10 см, тогда спад АЧХ будет быстрее, но зато общая чувствительность до 100 гц будет выше — кому что ближе. Соотношение длин 1 к 2 соблюдается, поэтому если делать выхлоп в пол то динамик придется опускать ниже, мне же наоборот хотелось поднять его как можно выше, а порт вывести вперед и красиво оформить струевыпрямителем в стиле одной известной фирмы. Должен отметить, что когда давал синус 35 гц приличной мощностью, динамик едва колебался, а из порта в прямом смысле дуло в руку, а когда отходишь подальше слышно мощный бас Поток воздуха в этой колонне очень даже приличный. Маленький с виду динамик возбуждает большой резонанс в двухметровой колонне.

В качестве материала для корпусов была куплена 18мм березовая фанера. МДФ не нашёл.

Поскольку корпуса будут оклеиваться шпоном, то нет возможности сделать какую либо стенку съемной, охота получить цельную монолитную конструкцию, поэтому съёмным будет дно, которое будет по совместительству выполнять роль подставки с винтовыми ножками. Лазить туда придется только за фильтром, в процессе его точной настройки.

Для того чтобы отверстия под динамики выглядели красиво их нужно фрезеровать после наклейки шпона, а шпон на лицевую панель лучше клеить в последнюю очередь, чтобы был нахлест на боковые листы шпона. Короче дырки под динамики пришлось резать в последнюю очередь.

Отец у меня увлекается столярным делом, поэтому корпуса мы забацали вдвоем с ним:

У меня така, начало 90-х, Япония.

У меня така, начало 90-х, Япония.

Сам удивляюсь состоянию. 1985 год, а не царапинки. До этого был еще Onkyo M-508, тоже красавец со стрелками, также в идеальном состоянии. Сейчас радует нового владельца.

И сколько такая штука стоит? По боковым деревяшкам сразу видно что аппарат из прошлого, но характеристики на уровне.

да, и не нужно забывать про расчеты объема, которые измеряются в литрах. Я имею в виду огромный ящик при сравнительно небольших мощностях динамиков. Ну и, таки да, нужен пассивный кроссовер, для разделения частотных диапазонов, для избежания воспроизведения одинаковых частот разными динамиками. Пограничные частоты могут звучать громче без него, а это уже не элитное звучание, а гаражное рукожопство.

Самодельная акустика, как хобби для рукастых, вызывает уважение. Но качество таких вещей всегда вызывает сомнения. На специализированных заводах такие вещи разрабатываются и совершенствуются годами, испытываются в специальных лабораториях и т.д. и т.п. Самоделкину переплюнуть именитых производителей акустики класса HI-FI и HI-END, по моему, невозможно. А выбирать акустику нужно не по цене, а по своим ощущениям. Мне, например, понравилась по звучанию акустика Jamo. При прослушивании разных вариантов очень не понравилась (кстати дорогущая) Английская акустическая система. Звук, на мой вкус, очень резкий, акцентированный на средние частоты. Консультант со мной согласился, но сказал, что Англичане так представляют себе качественный звук. Так пусть они его и слушают сами. А вообще, рассуждать на эту тему можно только владельцам своих домов. В многоквартирных домах нет смысла покупать дорогую мощную аппаратуру. Соседи не дадут спокойной жизни.

Вы очень удивитесь: студийное оборудование, на котором записывается и сводится ВСЯ музыка, во много раз дешевле, чем вся эта хай энд акустика. Например средний ценовой диапазон студийных мониторов (звуковых колонок) начинается от 200 зеленых за штуку. Есть, конечно, и дороже, но тем не менее. Странно слушать музыку на акустике стоимостью в десятки тысяч зеленых, причмокивать при этом языком от прозрачности звука, даже не подозревая, что звукорежиссер мониторил этот звук на акустике дешевле 1000. Кстати, в нормальной акустике применяются различные сорта дерева, как и в музыкальных инструментах.

Со слухом все в порядке, если на фонограмме различаю и шум дождя,шорох листьев, скольжение пальцев по струнам и при этом громкость прослушивания значительно ниже твоей. В принципе спор бесполезный, говорить можно если послушать у меня потом у тебя. Потом у тебя как в китайской рекламе 540 ватт в сумме(это смешно), согласись что 100 ватт во фронт и 100 ватт в тыловые каналы это дикая разница. Ну и про колонки, первые 10 лет то же наслаждался S-90, а потом выкинул, и не говори что подвес у головок не дубеет.

(((. согласись что 100 ватт во фронт и 100 ватт в тыловые каналы это дикая разница.)))
Таким образом акустику никто не подбирает. Для музыки используются фронтальные колонки (у меня, например, по 170 вт в номинале), а тыловые используются для просмотра фильмов и концертных записей с DVD , как шумовые. В моем комплекте - по 60 вт. Вполне достаточно. Отдельным каналом идет Sub. У меня не очень мощный - 170 вт. Хотелось бы по мощней, но финансы были ограничены.

А чего про километры расчетов, этой конструкции, ничего не сказано? Не все так просто, как тут описано.

Я не понял, среднечастотник, болтающийся в воздухе - это элитная акустика? Скажите, как изолировать звук, идущий в противофазе от тыльной части динамика? Кроме красивого корпуса, акустика должна и звучать.

Слишком много дыр + корпус НЧ динамика не разделен с корпусом ВЧ, что будет сказываться на звуке. Конструкция паршивая. СЧ динамик выше ВЧ динамика - это совсем не логично. Посмотрите конструкцию Bowers&Wilkins 800 d. Это идеальная конструкция

А зачем делать самому? Все же продаётся! — Спросите Вы меня.
Во-первых, это реализация своего творческого потенциала. Сделать собственный проект это занимательно, интересно и позволяет унять желание сделать что-то своими руками.
Во-вторых, крупноблочный DIY проект это не очень сложно, но позволяет получить изделие с уникальными характеристиками и авторским дизайном.
И, наконец, DIY проект портативной акустики может стать необычным, но полезным подарком.
Я сделал более двух десятков различных типов колонок, хочу поделится своим опытом.


Содержание

Пройдемся по каждому этапу изготовления DIY портативной акустики.

Выбор концепции и дизайна акустики

Сначала надо определится с размерным классом будущего изделия. Условно разделим портативную акустику на три класса: микро, мини и макси.

Микро — портативная акустика ближнего поля, формата небольшого радиоприемника. Такую даже можно сделать моно, все равно размер не даст получить нормальный стереозвук.
Мини — типовой формат, китайские покупные колонки как раз такого размера. Там обычно пара динамиков и пассивный излучатель.
И, наконец-то, макси формат. Размер на грани портативного. Для вечеринок большой компанией. Формат аудио чаще всего 2.1 (стерео с отдельным низкочастотным каналом).


Дизайн вещь индивидуальная! Тут есть место полету фантазии. Совет: необходим эскиз/чертеж/трехмерная модель будущего изделия, что бы прикинуть компоновку узлов и не ошибиться в размерах.

Выбор типа корпуса

Фанера

Самый простой в обработке и легкодоступный материал — фанера. Как вариант: деревянный массив, ДСП или МДФ.

Минусы — это тяжесть и дополнительные работы по влагостойкости.


Кроме фанеры можно использовать текстолит (клеить эпоксидкой) и картон. Последний неплохо пропитать горячим лаком.

Вот мои поделки — под ретро радио из стеклотектолита и вариант корпуса из пропитанной картонной трубы:



Донором для портативной акустики может служить:

  • Чемоданы
  • Ящики для инструмента
  • Канистры
  • Аптечки
  • Кашпо
  • Кейсы от коньяка
  • И экзотические варианты, например, патронный ящик от пулемёта.

Рассмотрим как реализовывали это различные авторы:




Корпуса для РЭА

Можно использовать корпуса для РЭА. Это удобно: широкий выбор размеров, доступность. Корпуса чаще всего герметичные (с резиновым уплотнением).

Корпуса для РЭА есть пластиковые (чаще), алюминиевые (дороже) и комбинированные.

При приложении рук получается вполне нарядно:


С алюминием, конечно, чуть сложнее, но не забываем при обработке добавлять смазку, хотя бы банальный WD-40.

Из алюминиевых корпусов мне очень понравился такой с торцевыми пластиковыми крышками (я купил):


Профили

В строительных супермаркетах сейчас продают много различных замкнутых профилей, как пластиковых для вентиляции и канализации, так и алюминиевых. Из них коже можно сделать корпус колонки, главное придумать и обыграть как сделать герметичные торцы.

Пластиковые корпуса нужно усиливать ребрами жесткости.

Вот мой мой пример корпуса из профиля:


3D печать и формовка

Повальное распространение 3D принтеров, печатающих пластиком, серьезно упростило жизнь самодельщикам. Теперь небольшие корпуса или элементы конструктива можно печатать из пластика. Без проблем можно реализовать сложные формы, вроде, лабиринтов.


Формовка — подразумевает собой классический приём: каркас, стеклоткань и эпоксидная смола. На финише шпатлёвка, шлифовка и окраска. Таким образом можно получить корпус весьма замысловатой формы.


Подбор динамиков и акустического оформления

Помните про размерный класс? Так вот, и динамики можно соотнести так же.

  • Микро — размер 3" Там уже может быть использованы и две полосы, а так же сабвуферный басовый канал.

Основные акустические оформления для портативной акустики:

  1. Закрытый ящик. Самый простой вариант, меньше риск ошибиться.
  2. Фазоинвертор. Тяжело настраивать без параметров динамика. В маленьких корпусах тяжело реализуем.
  3. Пассивный излучатель. Самый распространенный в портативных решениях вариант. Площадь излучателя должна быть больше или примерно равна площади динамика, а настройку рабочей частоты можно подкорректировать добавочной массой.

Но все это тема сложная и требующая отдельной статьи. Для портативной акустики можно опираться на данные производителя и от них выбирать объем оформления. А тип оформления рекомендую использовать пассивный излучатель, на нем сейчас 99% такой акустики и сделано.

Пожелания к динамикам для портативной акустики:

  • Желательно неодимовый магнит (мощнее, компактнее, эффективнее)
  • Желательно диффузор с защитой от влажности (пластик, полимер)
  • Резиновый широкий подвес (прочнее, долговечнее, больше ход динамика, глубже бас)
  • Лучше брать динамики 4 Ом, чем 8, так как усилитель выдаст на такую нагрузку больше мощности

Для защиты от внешних воздействий рекомендуется использовать защитные сетки (грили). Продаются они на Алиэкспресс любых размеров, состоят из пластикового фланца и мелкоячеистой металлической сетки.

Подборка предпочтительных моделей динамиков приведена в конце статьи.

Подбор усилителя


Основные пожелания к усилителю мощности в портативную акустику:

  • Высокий КПД, малое потребление от батареи (а это class D)
  • Компактный размер
  • Однополярное питание под аккумуляторы
  • Запас по искажениям и мощности
  • Способность работать в замкнутом пространстве без массивных радиаторов

Не малое значение в выборе имеет напряжение аккумулятора модели, от него и смотрим усилитель с максимальной эффективностью. В компактном устройстве надо стремится к максимальной отдаче и энергоэффективности.

Соответственно для размерных классов напряжения для питания усилителя:

  • Микро — 1S (3-4.2 В)
  • Мини — 2-3S
  • Макси — >3S

Подборка предпочтительных моделей плат усилителей приведена в конце статьи.

Подбор источника сигнала

Тут нужно отталкиваться от своих предпочтений и что будет наиболее востребовано.

Просто линейный вход на усилитель, если нужно проводное подключение. Если источником будет только смартфон/планшет по Bluetooth или WiFi, то плата приемника беспроводного сигнала.

Если нужна универсальность (Bluetooth/FM радио/USB/карта SD и пульт ДУ) — то лучше выбрать mp3-модуль с нужным функционалом и подходящего размера.


Рекомендую для крупных проектов использовать толковый MP3/FLAC-модуль TDM 157. Я делал на него подробный обзор.

Подборка остальных предпочтительных mp3-модулей приведена в конце статьи.


Выбор аккумулятора

Для носимой техники предпочтительнее литиевые аккумуляторы, чаще всего в форм-факторе цилиндров или плоских пакетов.

У многих есть в использовании аккумуляторы популярного формата 18650, можно их и применить.

Помимо аккумуляторов нужна плата зарядки, защиты и балансировки и желательно кейс (холдер) или рамки для набора нужной батареи.

Для крупных колонок зарядное устройство можно разместить внутри, а для зарядки использовать сетевой кабель.


Для морозостойкого исполнения бумбокса можно применить аккумуляторы формата LiFePO4.

Сборка изделия

Советы для финальной сборки портативной акустики:

  • Корпус акустики должен быть герметичен, щелей и лишних отверстий быть не должно.
  • В большом корпусе лучше разделить левый канал от правого перегородкой.
  • Динамики нужно стараться поставить дальше друг от друга.
  • Разборная конструкция практичнее склеенной.
  • Ручка или петелька для переноски добавят удобства использования.
  • Пайка проводов лучше чем скрутка, разъемы практичнее.

И еще важный момент, для развязки земляной петли (фона) при питании от одного аккумулятора и источника и усилителя, нужно запитать источник сигнала через преобразователь B1212. Это компактный DC-DC преобразователь 12 В, с гальванической развязкой и выходной мощностью 1 Вт. Фона гарантированно не будет.

  • Часы
  • Кнопку с подсветкой
  • Кольцевую RGB подсветку
  • Светодиодный фонарик
  • Стрелочный или цифровой индикатор уровня

Для наглядности и контроля батареи рекомендую поставить индикатор заряда аккумуляторов:


Если что-то не вместилось при компоновке, всегда можно навесить доп. оборудование в отдельном кейсе снаружи конструкции:


Заключение


Нельзя объять необъятное ©

В комментариях предлагайте свои идеи и делитесь своими конструкциями портативных колонок.

Читайте также: